Сказки чуковского читать все сказки

Автор андрей измаилов на чтение 9 мин. просмотров 1 опубликовано 13.06.2021 скачать: вложение размер 8istoriyanapisaniyaskazok.docx 20.15 кб стихи и сказки

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png8istoriya_napisaniya_skazok.docx 20.15 КБ

Стихи и сказки Корнея Чуковского. Краткая биография и творчество.Полный список произведений

 АйболитАйболит и воробейБармалейБутербродБарабекБебекаВерблюдицаГоловастикиДокторЕлкаЕжики смеютсяЗакалякаЗагадкиКурицаКраденое солнцеКрокодилКотауси и МаусиЛенинградским детямМойдодырМуха в банеМуха-ЦокотухаОбжораОгородОдолеем БармалеяПерепутанная сказкаПесня о бедных сапожкахПоросенокПра-пра-правнукамПриключения БибигонаПутаницаРадостьСкрюченная песняСвинкиСказка о царевне ЯсносветеСлониха читаетТоптыгин и лисаТоптыгин и ЛунаТелефонТараканищеФедорино гореФедоткаХрабрецыХрабрый ПерсейЧудо-деревоЧерепахаЧто сделала Мура  

Читать все стихи и сказки Чуковского.Список произведений.Читать стихи и басни других авторов

  Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами — отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.   Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится.  

Корней Иванович Чуковский.Биография.

Предварительный просмотр:

История написания сказки «Крокодил»

У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля в г. Хельсинки, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила:   Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».

История написания сказки «Чудо-дерево»

Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь.  Вот так и родилась сказка про чудо-дерево.Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое  чудо-дерево. 

История написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,

                                                        Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   – У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   – Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

                                                                                       – Ой, меня укусила оса!

                                                                                       И пришел к Айболиту барбос:

                                                                                       – Меня курица клюнула в нос.

История написания сказки «Муха-Цокотуха»

Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро: Муха, Муха-Цокотуха,

                                                                                                Позолоченное брюхо!

                                                                                                Муха по полю пошла,

                                                                                                Муха денежку нашла.

Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.  

История написания сказки «Путаница»

Сказка “Путаница” была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: “Папа, ава – мяу!” – то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: “Нет, ава – гав”. Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: “Ава – мяу!”, хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: “А петух кричит гав!” Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки “Путаница”. Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.

История написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа.  Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.  Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

История написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:   Надо, надо умываться

                                                   По утрам и вечерам,

                                                   А нечистым трубочистам

                                                   Стыд и срам, стыд и срам.

История написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…Но только я лёг —

Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Ко Дню матери 28 ноября сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob и международный сервис аудиокниг Storytel выяснили, что традиции чтения на ночь придерживается большинство родителей детей дошкольного возраста. В опросе SuperJob приняли участие 1600 родителей детей 1—7 лет из всех округов страны.

2 из 3 родителей читают детям сказки на ночь, еще 7% матерей и отцов обычно включают аудиокниги. По данным Storytel, c 20 до 22 часов — самое пиковое время прослушивания детских аудиокниг. В это время их слушают в 3 раза чаще, чем утром.

Самыми популярными книгами на ночь стали русские народные сказки: их читают детям 11% россиян. Произведения К.И. Чуковского слушают перед сном дети 7% опрошенных. 6% читают детям различные энциклопедии: «Как устроен человек», «Космос» и проч. «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова читают 5%. По 4% голосов набрали произведения Г.Х. Андерсена, сказки А.С. Пушкина, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, а также «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова, по 3% — Льюиса Кэролла и Шарля Перро. По 2% родителей назвали произведения С.Я. Маршака, А. Линдгрен, Д.Р. Киплинга и «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. По 1% голосов — у стихотворений А.Л. Барто, сказок В.Г. Сутеева, книги «Петсон и Финдус» С. Нурдквиста и историй из мультфильма «Щенячий патруль». Среди других произведений родители называли книги С.В. Михалкова, А.А. Усачева, сказку П.П. Ершова «Конек-Горбунок», зарубежную детскую классику (Д.М. Барри «Питер Пэн», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», Д. Свифт «Путешествия Гулливера» и проч.).

Данные подтверждает Storytel. В 2021 году самым популярным произведением из «советского» детства стало «Незнайка на Луне» Николая Носова. На втором, третьем и четвертом месте по популярности из вечной классики — Астрид Линдгрен и ее произведения «Мы все из Бюллербю», «Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок поселяется в вилле «Курица»». Пятерку лидеров закрывает Кир Булычев «Война с лилипутами».

Специально ко Дню матери Storytel составил подборку самых популярных книг про маму. На первом месте — любимая всеми Манюня Наринэ Абгарян «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения». На втором месте — Туве Янссон «Волшебная шляпа», где одна из главных героев — нежная и любящая Муми Мама. На третьем месте среди произведений про мам — сборник коротких рассказов про творческую маму и ее маленького сына современной российской детской писательницы и поэта Маши Рупасовой «Наоборотная мама». Четвертое место среди произведений про мам — любимая многими поколениями классика — сборник сказок Дины Непомнящей «Мама для мамонтенка. Сказки». Замыкает пятерку история про большую семью и их веселые приключения «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» норвежской детской писательницы Анне-Катрин Вестле.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 362
Время проведения: 9—23 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: родители детей в возрасте от года до 7 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос: «Читаете ли вы на ночь книги своему ребенку/детям в возрасте от года до семи?»

Вариант ответа Кол-во респ.
Да, обычно читаю сам(а) 52%
Обычно читает вторая половина 15%
Обычно включаем аудиокниги 7%
Нет 21%
Затрудняюсь ответить 5%

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 286
Время проведения: 9—23 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: родители, читающие на ночь ребенку/детям в возрасте от года до 7 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос: «Какую книгу вы сейчас читаете на ночь своему ребенку/детям в возрасте от года до семи лет?» (открытый опрос)

Ответы респондентов Кол-во респ.
Русские народные сказки 11%
Произведения К.И. Чуковского («Айболит»; «Мойдодыр»; «Муха-Цокотуха»; «Краденое солнце» и др.) 7%
Детские энциклопедии («Занимательная астрономия»; «Как устроен человек»; «Космос» и др.) 6%
А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города» 5%
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 4%
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 4%
Сказки А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане»; «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) 4%
Произведения Ганса Христиана Андерсена («Русалочка»; «Принцесса на горошине»; «Снежная королева» и др.) 4%
Шарль Перро («Красная шапочка»; «Кот в сапогах»; «Спящая красавица») 3%
Льюис Кэрролл («Алиса в стране чудес»; «Алиса в Зазеркалье») 3%
Джозеф Редьярд Киплинг («Маугли»; «Твой верный пес Бутс») 2%
Джанни Родари «Приключения Чиполлино» 2%
Произведения С.Я. Маршака («Кошкин дом»; «12 месяцев» и др.) 2%
Произведения Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок»; «Мио, мой Мио»; «Карлсон, который живет на крыше»; «Мирабель» и др.) 2%
Произведения А.Л. Барто («Было у бабушки сорок внучат» и др.) 1%
Свен Нурдквист «Петсон и Финдус» 1%
Сказки В.Г. Сутеева 1%
Истории из мультфильма «Щенячий патруль» 1%
Другое

(С.В. Михалков «Дядя Степа»; П.П. Ершов «Конек-Горбунок»; Крессида Коуэлл «Как приручить дракона»; Джеймс Мэтью Барри «Питер Пэн»; Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»; А.А. Усачев «Умная собачка Соня»; Бренда Чапман «Храбрая сердцем»; А.А. Орлова «Грузовик и прицеп»; Алан Милн «Винни Пух и все-все-все»; Анна Милборн «Тысяча и одна ночь» и проч.)

37%

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Не нашли нужного Вам обзора на сайте?

«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!


Другие статьи


Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.

В 1921 году детский писатель Корней Чуковский начал работу над одним из самых известных своих произведений – «Тараканище». Сказку в стихах опубликовали двумя годами позднее, и фурор она произвела не только в совсем юной аудитории, но и среди взрослых. Со временем поползли слухи, что Чуковский вложил в «Тараканище» политический подтекст, показав отрицательного героя самоуверенным диктатором. Цензура между тем сказку пропустила, и в 2021 году мы празднуем уже столетний юбилей «Тараканища».

От неудавшегося гимназиста до главного детского писателя

Корней Иванович Чуковский – имя, известное едва ли не каждому в нашей стране. Однако при рождении будущего писателя звали иначе. Николай Корнейчуков родился в 1882 году. Его детство прошло в Одессе и Николаеве. Незнатное происхождение сыграло с ним злую шутку: вскоре после перевода в пятый класс гимназии он был отчислен по выдуманной причине. Сам Корней Иванович объяснял это происшествие вышедшим в 1887 Циркуляром «О кухаркиных детях». Будучи незаконнорожденным сыном крестьянки и почетного гражданина Одессы, в метрической книге Николай Корнейчуков получил отчество крестного отца – Васильевич, однако после революции взял творческий псевдоним Корней Иванович Чуковский, под которым и прославился.

Портрет молодого Корнея Чуковского

В 1901 году Чуковский начинает писать статьи для газеты «Одесские новости». В качестве ценного сотрудника (к тому же единственного, кто владел иностранным языком) в начале двадцатого столетия он отправляется в командировку в Великобританию, где увлеченно изучает английскую литературу. Журналистскую деятельность Корней Иванович успешно совмещал с занятиями лингвистикой, публиковал переводы американского поэта Уолта Уитмена. Писать сказки Чуковский начал довольно поздно – в 1916 году приступил к работе над «Крокодилом», через пять лет – над «Тараканищем». Большую часть произведений для детей писатель создал в то время, когда росла его младшая дочь. Для любимой Мурочки, как Корней Иванович называл дочь Машу, он написал «Айболита». Девочка болела костным туберкулезом, и Чуковский делал все возможное, чтобы отвлечь ребенка от страданий. Всего за несколько лет Корней Иванович стал одним из самых популярных детских писателей. В советское время его произведения возглавят своеобразный рейтинг литературы для самых маленьких.

Вторая сказка Чуковского

История «Тараканища» берет начало в 1921 году. Корней Чуковский работал над стихотворением очень долго, придумывая и отвергая десятки, если не сотни рифм. Окончательный вариант сказки мог уместиться на пяти страницах. Много лет спустя сотрудница музея Чуковского разбирала архив писателя и среди присланных ему рукописей заметила небольшой рассказ о жизни русской деревни до революции. Оборотную сторону рукописей Корней Иванович использовал в качестве собственного черновика. Мелким почерком он оставил несколько строк, вошедших в итоговый вариант сказки с небольшими изменениями: «Ехали медведи…пряники жуют», «А за ними великан / Страшный и ужасный / Таракан /С длинными усами /».

Иллюстрация к сказке «Тараканище»

Сам Корней Иванович так вспоминал историю создания «Тараканища»: «Как-то в 1921 году, когда я жил (и голодал) в Ленинграде, известный историк П. Е. Щеголев предложил мне написать для журнала «Былое» статью о некрасовской сатире «Современники». Я увлекся этой интереснейшей темой… и принялся за изучение той эпохи, когда создавалась сатира. Писал я целые дни с упоением, и вдруг ни с того, ни с сего на меня «накатили стихи»… и пошло, и пошло».

Миф о Сталине

После публикации безобидного детского стихотворения никто и подумать не мог, что некоторые углядят в нем политическую сатиру. Прошло более тридцати лет, прежде чем Тараканище начнут сравнивать со Сталиным и всерьез полагать, что именно с него Чуковский писал «образ» усатого диктатора. Особенно широко распространился этот слух после развенчания культа личности в 1956 году, хотя Корней Иванович неоднократно говорил, что Тараканище не имеет никакого отношения к советскому вождю. Внучка писателя Елена Цезаревна Чуковская даже посвятила этому мифу отдельную статью. Она заметила, что у автора железное алиби. В начале 1920-х Корней Иванович был далек от партийных дел и вряд ли даже слышал о Сталине. Последний стал Генеральным секретарем ЦК РКП(б) незадолго до выхода в свет «Тараканища», а заявил о своих политических амбициях уже после смерти Ленина.

«Тараканище» – обложка

Сталин, очевидно, и сам не ассоциировал себя с отрицательным героем стихотворения Чуковского, зато охотно провел аналогию между персонажами «Тараканища» и своими противниками из числа «правых уклонистов». На шестнадцатом съезде партии в 1930 году советский лидер кратко пересказал сюжет сказки и отметил, что «Бухарин и его приспешники» предрекают Советскому Союзу гибель из-за мнимых опасностей – прямо как звери, испугавшиеся маленького таракана. Узнав об этом, Чуковский в шутку обвинил Сталина в плагиате – на том дело и кончилось. Судя по дневниковым записям Корнея Ивановича, впервые о необычной трактовке своего произведения и сравнении «отца народов» с Тараканищем он услышал после XX съезда КПСС и доклада Хрущева.

Красный комиссар против сказочника

Любопытно, что в автобиографии Корней Иванович ни разу не упоминал о своем возможном знакомстве с Троцким. Последний тоже учился в Одессе в 1890-х годах, только был не гимназистом, а студентом реального училища. До сих пор неизвестно, кроются ли за негативным отношением Троцкого к творчеству Чуковского личные мотивы. Причем критику писателя Троцкий начал еще до Октябрьской революции, а став одним из видных политических деятелей молодого Советского государства, и вовсе перестал стесняться в выражениях.

Корней Иванович Чуковский

«Опыт семинарского отца-эконома, выдававшего таракана в хлебе за изюмину, распространяется Чуковским на всю русскую культуру. Таракан как “изюмина” национального духа! Какая это в действительности поганенькая национальная приниженность и какое презрение к живому народу!», – ругал он «Тараканище». Причем, казалось бы, неужели есть дело народному комиссару по военным и морским делам до какого-то литератора? Тем не менее Троцкий исправно громил Чуковского, будто подозревая, что писатель с помощью сатиры обратился лично к нему. Поскольку один из вождей революции часто становился объектом карикатур в белогвардейской печати, да и вообще считался второй по значимости фигурой после Ленина, он скорее мог бы стать прототипом злодея из сказки, нежели упомянутый выше Сталин. В конце концов, при такой трактовке последнему больше подошла бы «роль» Воробья, который «взял и клюнул Таракана».

От запретов к признанию

В 1923 году вышло сразу две сказки Корнея Чуковского – «Тараканище» и «Мойдодыр». Характерно, что к «Тараканищу» у цензоров почти не было претензий, а вот «Мойдодыру» серьезно досталось. Чуковскому ставили в вину неуважение к трубочистам, отношение к детям как к неразумным существам, а также обратили внимание на восклицание «Боже, боже, что случилось?» – и это во время антирелигиозной кампании государства. Впоследствии Корней Иванович «крамольные» строки изменил, и стихотворение при содействии журналиста Льва Клячко было опубликовано детским издательством «Радуга». История повторилась в 1924 году, когда цензура в пух и прах разнесла «Муху Цокотуху». Чуковский негодовал: «Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик — переодетый принц, а Муха — принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца!». Были и другие эксцессы: например, фразу «А жуки рогатые, мужики богатые» государственная комиссия посчитала сочувствием кулацким элементам деревни. И все же, несмотря на трудную судьбу, «Муха-Цокотуха» добралась до преданного читателя и полюбилась не одному поколению детей.

Корней Чуковский читает свои стихотворения детям

В 1963 году по мотивам «Тараканища» был создан мультфильм. Одним из действующих лиц режиссер и сценарист решили сделать сказочника, внешне немного похожего на Корнея Ивановича. Создатели мультфильма справедливо полагали, что в представлении читателей всех возрастов Чуковский крепко связан со своими героями, и рассказывать истории следует «от его лица». Актер озвучки Юрий Филимонов талантливо передал интонации самого писателя. Во время просмотра «Тараканища» зрителя не раз посетит мысль, что вместе с ним за происходящим наблюдает Корней Иванович, добавляя свои остроумные комментарии.


Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
 
учителя начальных классов Трубициной Анны Владимировны
 
ГОУ СОШ №341 г. Москвы
 
(книги – юбиляры -2011 года «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница»,
«Телефон» 85 лет)

Тема:
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
 
Цели:
 

1.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить
читательский интерес.
 
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
 
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
 
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
 
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
 

Оформление: 

1)
детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
 
2) презентация;
 
3) выставка детских книг.
 

Подготовительная
работа к проведению:
 

а)
чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр»,
«Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»,
«Телефон» и др.
 
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
 
в) Выставка книг в классе.

Ход
урока
 
1. Организационный момент.
 
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ
получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается
медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
 
2. Вступительное слово
 
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил
высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал
множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого
замечательного человека Корней Чуковский.
 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя —
Николай Васильевич Корнейчуков.
 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на
лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского.
 
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался
за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом,
зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько
часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда
он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время
прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
 
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей
много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея
Чуковского.
 
(слайды 2,3,4)
 
3. Закрепление.
 
А) Соревновательная часть
 
I тур «Вспомни сказку».
 
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
 
Веселится народ —
 
Муха замуж идёт
 
За лихого, удалого
 
Молодого… (комара).
 
«Муха – Цокотуха»
 

Нет – нет! Соловей

 
Не поёт для свиней
 
Позовите-ка лучше… (ворону).
 
«Телефон»
 

И мне не надо

 
Ни мармелада, ни шоколада
 
А только маленьких,
 
Ну очень маленьких… (детей).
 
«Бармалей»

Лечит
маленьких детей,
 
Лечит птичек и зверей,
 
Сквозь очки свои глядит
 
Добрый доктор… (Айболит)
 
«Айболит»
 

Только вдруг из – за кусточка

 
Из-за синего лесочка,
 
Из далёких из полей
 
Прилетает… (воробей)
 
«Тараканище»
 

А посуда вперёд и вперёд

 
По полям, по болотам идёт.
 
И чайник сказал утюгу
 
— Я больше идти… (не могу).
 
«Федорино горе»
 

А за ним – то народ

 
И поёт, и орёт:
 
— Вот урод, так урод!
 
Что за нос, что за рот!
 
И откуда такое… (чудовище).
 
«Крокодил»
 

Солнце по небу гуляло

 
И за тучку забежало.
 
Глянул заинька в окно,
 
Стало заиньке… (темно).
 
«Краденое солнце».

Свинки
замяукали – мяу – мяу,
 
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
 
(«Путаниц)
 
(слайды 5,6,7)
 
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”…
 
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
 
II тур «Кто есть кто».
 
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
 
Айболит — (доктор)
 
Бармалей — (разбойник)
 
Федора — (бабушка)
 
Каракула — (акула)
 
Мойдодыр — (умывальник)
 
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
 
Цокотуха — (муха)
 
Барабек — (обжора)
 
Рыжий, усатый великан — (таракан)
 
(слайд 8)


Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, –
писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной
зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для
детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
 
Аукцион.
 
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
 
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
 
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота
– залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
 
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
 
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
 
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит,
орлы)
 
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
 
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
 
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
 
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
 
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам
ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись,
он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось,
что он запомнил её всю, слово в слово.
 
(слайда 9,10)
 
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
 
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете.
 
Телефон (У меня зазвонил телефон)
 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
 
Мыло (Вот и мыло подскочило)
 
Блюдце (А за ними блюдца)
 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
 
Термометр (И ставит им градусник)
 
Сито (Скачет сито по полям)
 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
 
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
 
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
 
(слайд 11)
 
V тур «Музыкальная страничка».
 
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
 
Музыкальная пауза « Веселый танец».
 
(слайд 12)
 
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день
К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя
человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на
крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с
трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе,
причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два
праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
 
Загадки К.И.Чуковского.
 
( слайды с 13 по 21)
 
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
 
(слайды с 22 по 27)

VI тур
«Расшифруйте имена сказочных героев».
 
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
 
БРМЛЙ ЦКТХ
 
МЙДДР ФДР
 
ЙБЛТ ТРКНЩ
 
КРКДЛ КРКЛ
 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
 
(слайд 28)
 
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки.
Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины
были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение,
стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе”.
 
VII тур «Героический поступок».
 
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
 
Айболит Зажгли море.
 
Воробей Проглотил солнце.
 
Крокодил Помыла свою посуду.
 
Комар Вернул солнце в небо.
 
Федора Потушила море.
 
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
 
Бабочка Съел таракана.
 
Лисички Вылечил зверей.
 
(слайд 29)
 
VIII тур «Конкурс чтецов».
 
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
 
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв
за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают
способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и
награждение победителей.
 
Нам жалко дедушку Корнея:
 
В сравненье с нами он отстал,
 
Поскольку в детстве «Бармалея”
 
И » Крокодила” не читал,
 
Не восхищался «Телефоном”
 
И в «Тараканище” не вник.
 
Как вырос он таким учёным,
 
Не зная самых главных книг?
 
(слайд 30)
 
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
 
Сложи мозаику.
 
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
 
IX Подведение итогов викторины
 
4. Итог урока. Выставление оценок.

Литературная
викторина по сказкам К. И Чуковского

Цель:
1. Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И.
Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в
команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные
произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
•Портрет К. И Чуковского;
•Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского;
•Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
•Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
•2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито,
перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки) ;
•Два куба с тремя разрезанными картинками из сказок Чуковского, а четвертая из
русских народных сказок;

Ход
занятия.

Участие в викторине
принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон.

Недалеко от Москвы, в
посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек,
которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев:
Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней
Чуковский.

Корней Чуковский — это
литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич
Корнейчуков.

Высокий рост, длинные
руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка
усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик,
литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы
встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 тур «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки
и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал,
по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»

2 тур «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит — (доктор)
2. Бармалей — (разбойник)
3. Федора — (бабушка)
4. Каракула — (акула)
5. Мойдодыр — (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
7. Цокотуха — (муха)
8. Рыжий, усатый великан — (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, — писал
он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного
врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки
для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает
воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота —
залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление — попытка
убийства? («Муха — Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад,
Газели — карусели, Мартышки — книжки, Крокодил — калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит,
орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел
его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал
рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил,
чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её
всю, слово в слово.

4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,. а за ним комарики на
воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца) ;
5. Термометр (И ставит им градусник) ;
6. Сито (Скачет сито по полям) ;
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? ») ;
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) ;
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку) ;
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) ;
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки) ;

К. И Чуковский
рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по
улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов
расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно
запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить
чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив
какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать
весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе
женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой
отпраздновал оба».


5 тур «Загадки»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо — дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке
темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и
заинька прыгает снова.
(«Айболит»)
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались,
тараканьих усов испугался.
(«Тараканище»)
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает
головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам
стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка — страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев»
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ

МЙДДР ФДР

ЙБЛТ ТРКНЩ

КРКДЛ КРКЛ

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети
вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были
тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на
него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались
свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».

7 тур «Домашнее задание»
Каждый участник читает наизусть отрывок из сказки своему сопернику, а он
вспоминает, какими словами оканчивается строчка и называет сказку.

Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого. (комара)
«Муха — Цокотуха»

Нет — нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше (ворону).
«Телефон»


И мне не надо
мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких. (детей).
«Бармалей»


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из — за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает. (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти. (не могу).
«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
«Краденое солнце»

Волки на кобыле
Львы на автомобиле и. т. д
«Тараканище»

8 тур Игра «Четвертый лишний»
Каждая команда на кубе находит 4 ю лишнюю картинку и называет сказку.
Ведущий
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но
и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
«Айболита», «Федорина горя», «Телефона». Стихи
Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать.
Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат,
развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора,
делают нас сильнее и умнее.

И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое
Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И » Крокодила» не читал,
Не восхищался ‘Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Подведение итогов и награждение победителей.

  • Сказки чуковского читает автор
  • Сказки чуковского слушать аудиосказку подряд без остановки
  • Сказки чуковского корнея ивановича чуковского
  • Сказки чуковского для детей список для 1 класса
  • Сказки чуковского для детей смотреть муха цокотуха