Жар-птица
Жар-птица — русская народная сказка, на которой выросло немало детей. В ней показана жизнь удалого стрельца при царском дворе. Государь дает служивому нелегкие задачи. Как выполняет их стрелец, кто ему помогает, и чем будет вознагражден он за свои труды? Прочтите вместе с ребятами обо всех приключениях удалого молодца в сказке. Она учит быть верным своей Отчизне, преданным другом и напоминает, как важно иметь помощника, на которого можно опереться в трудный час.
Вольга Всеславьевич
Вольга Всеславьевич — произведение устного творчества, в основу которого легли представление русского народа об их подлинных защитниках, богатырях. Однажды родился такой могучий воин. Только час он пролежал в колыбели, а после этого встал на ноги, стал быстро расти и мужать. Уже в пятнадцать лет он собрал себе дружину и отправился на подвиги. Какими знаниями и умениями обладал Вольга уже в юности, и в каких битвах отличился, прочтите в небольшой героической былине. Она показывает стойкость, характер, гордость и сплоченность русского народа перед лицом общего врага.
Вольга и Микула Селянинович — былина
Вольга и Микула Селянинович — былина, с которой стоит познакомить своих детей. В ней показана встреча полководца и князя Вольги Святославовича и обычного землепашца Микулы Селяниновича. Она состоялась в поле, где Микула пашет землю. При виде того, как с легкостью оратай управляется с громоздкой сохой, Вольга приглашает его к себе «во товарищи». Бросил Микула соху за ракитов куст и отправился с князем. Чем еще удивит обычный крестьянин воина, прочтите вместе с детьми в былине. Она учит уважать труд землепашца, описывает силу и мощь русского народа.
Три поездки Ильи Муромца
Три поездки Ильи Муромца — русская народная былина, которую любят и взрослые, и дети. В ней описано, как Илья Муромец путешествует по разным дорогам. Однажды он видит камень Алатырь на перепутье. На нем указано, какая судьба ждет путника, если он пойдет прямо, направо или налево. Что узнал Илья, когда испытал путешествия по всем дорогам? Прочтите или прослушайте вместе с детьми в самой былине. Она учит справедливости, бесстрашию, состраданию, служению людям и своей Родине.
Ставр Годинович
Ставр Годинович — часть героического эпоса русского народа, с которым стоит познакомить своих детей. В этой сказке показано, как на пиру у киевского князя Владимира один из гостей Ставр Годинович ведет себя скромно. Князь замечает это и напоминает гостю, что ему есть чем гордиться. Что на это князю ответит Ставр Годинович, и как дальше развернутся события, прочтите вместе с ребятами в героической сказке. Она учит дорожить семейными ценностями, решительности и смекалке.
Соловей Будимирович
Соловей Будимирович — одна из тех былин русского народа, которая может заинтересовать и девушек. В ней представлена картина того, как Соловей Будимирович путешествует по Днепру вместе со своими товарищами. Его флотилия богато украшена драгоценностями и мехами. Зачем вся эта роскошь доброму молодцу, и с какой целью Соловей Будимирович предпринимает это путешествие, прочтите вместе с ребятами из былины. Она говорит о щедрости, девичьей гордости, самоуважении и поисках семейного счастья.
Про прекрасную Василису Микулишну
Про прекрасную Василису Микулишну — русская народная былина, на которой воспитано не одно поколение. В ней ребята узнают о пире князя Владимира, где один из гостей, Ставер Годинович, оказался невесел. Что так опечалило купца из Чернигова, решил узнать сам князь. Какие перемены произошли в судьбах обоих участников беседы после ответа печального гостя? Узнайте из былины, которая напоминает о том, что высокомерие и хвастовство — плохие спутники дел и семейного счастья.
Микула Селянинович
Микула Селянинович — былина, сложенная русским народом. Без нее трудно представить полного знакомства с родным фольклором, поэтому ее стоит прочесть вместе с детьми. В ней говорится о том, как Микула Селянинович пашет землю. Как он это делает, и что странного замечает проезжающая мимо дружина во главе с Вольгой Всеславовичем, узнайте вместе с ребятами из самого произведения. Оно учит уважению к достоинству простых людей и напоминает, что каждый человек должен старательно заниматься порученным ему делом.
Как Илья из Мурома богатырем стал
Как Илья из Мурома богатырем стал — русская народная былина в прозаическом пересказе, которая напоминает собой сказку. В ней рассказывается, как живет семья крестьян с парализованным сыном Ильей. Он более 30 лет лежит на печи, не может пошевелить ни рукой и ни ногой. Кто сможет победить болезнь будущего знаменитого богатыря на Руси, узнайте в самой былине. Она учит смирению, трудолюбию, умению принимать помощь, уважительно относиться к родителям и любить свою Родину.
Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом своим и криками пугал людей и грабил торговые караваны. Как пришла к Илье Муромцу дурная весть, так и взял он свой меч богатырский и отправился на битву. Отыскал он Соловья, да только разбойник не хотел сдаваться, долго пытался свистом лютым запугать Илью. Не поддался богатырь, стрелой и мечом одолел злодея. О подвиге этом узнал князь Киевский и позвал Илью Муромца в свою дружину.
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Святогор — эпическая народная песня, которая будет поучительна для читателей всех возрастов. В ней описано, как Илье Муромцу встречается в поле спящий богатырь. Даже во сне незнакомец оказывается сильнее Ильи. После пробуждения богатырь знакомится с Ильей. Они отправляются дальше в путь вместе. Чем еще могут удивить Святогор с Ильей? Узнайте о приключениях двух богатырей из былины вместе с детьми. Она учит бесстрашию, дружелюбию и предостерегает от необдуманных поступков.
Добрыня Никитич в отъезде
Добрыня Никитич в отъезде — русская народная былина, с которой стоит познакомиться каждому юному читателю. В ней повествуется, как князь посылает Добрыню Никитича в далекие края с непростыми поручениями. Богатырь понимает, что быстро он с их исполнением не обернется. Добрыня отправляется к матери сообщить о том, что уезжает, а Мамелфа Тимофеевна сообщает скорбную весть жене богатыря. Сколько завещал ждать себя Добрыня Настасье Микулишне и вернулся ли в положенный срок? Узнайте из былины вместе с детьми, которая воспевает твердость духа и супружескую верность.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение ребят. В ней говорится о богатыре Добрыне, его жизни с матушкой и о том, как однажды он ослушался родительницы. К чему все это привело, прочтите вместе с ребенком в произведении. Оно учит честности, смелости, стойкости, любви к родной земле, умению постоять за себя, родных, соотечественников, никогда не нарушать данного слова и не отказываться от предлагаемой помощи близких людей.
Богатыри на Соколе-корабле
«Богатыри на Соколе-корабле» — русская народная былина, с которой стоит познакомить своего ребенка. В ней поведано об удивительном судне и его славном хозяине, Илье Муромце. Служит ему сам Добрыня Никитич. Долго плавали они по морям и океанам. Какие приключения их ждут, кто посмеет покуситься на их жизнь и чем за это поплатится? Узнайте вместе с ребятами в былине. Она напоминает об отваге, верной дружбе, честном служении своему народу и умении постоять за себя и свое имущество.
Алёша Попович и Тугарин Змей
«Алёша Попович и Тугарин Змей» — русская народная сказка, которую стоит прочесть с ребятами старшего возраста. В ней рассказывается о великом богатыре, сыне ростовского священника, Алеше Поповиче. Однажды он отпрашивается у отца выехать на охоту у берега моря. Отправился в путь богатырь не один, а с названым братом Екимом Ивановичем. Куда они решат отправиться, оказавшись на перепутье? Кого встретят богатыри в дороге, как это отразится на их судьбе? Узнайте обо всем этом в сказке вместе с детьми. Она восхваляет решимость, смелость, смекалку и верное служение своему народу.
Добавить Лукошко в Закладки
-
Видеокниги для детей
-
Народные сказки
- Русские сказки
- Украинские сказки
- Белорусские сказки
- Латышские сказки
- Сказки народов севера
- Сказки народов востока
- Былины
- Сборник народных сказок
-
Писатели-сказочники
- Александр Сергеевич Пушкин
- Ганс Христиан Андерсен
- Братья Гримм
- Шарль Перро
- Вильгельм Гауф
- Павел Петрович Бажов
- Михаил Малышев, Антон Лукин
- Сборник сказок
- Сказки читателей
- Сказки для взрослых
-
Стихи для детей
- Агния Барто
- Корней Чуковский
- Сергей Михалков
- Самуил Яковлевич Маршак
- Елена Благинина
- Ольга Алёнкина
- Владимир Орлов
- Виктор Полянских
- Олег Бундур
- Марина Халеева
- Стихи о маме
- Стихи про Новый год
- Сборник стихов
-
Книжки о детишках
- Николай Носов
- Сборник рассказов
-
Ребятам о зверятах
- Михаил Пришвин
- Лев Толстой
- Иван Соколов-Микитов
- Сергей Артюшенко
- Сборник рассказов
-
Детские песенки
- Песни из мультиков
-
Словарь
-
Детские рисунки
- Конкурс нарисуй сказку
- Конкурс нарисуй сказку 2
- Конкурс нарисуй сказку 3
- Конкурс нарисуй сказку 4
- Wallpaper
-
Электронные книги
-
Видеокниги для детей
-
Народные сказки
- Русские сказки
- Украинские сказки
- Белорусские сказки
- Латышские сказки
- Сказки народов севера
- Сказки народов востока
- Былины
- Сборник народных сказок
-
Писатели-сказочники
- Александр Сергеевич Пушкин
- Ганс Христиан Андерсен
- Братья Гримм
- Шарль Перро
- Вильгельм Гауф
- Павел Петрович Бажов
- Михаил Малышев, Антон Лукин
- Сборник сказок
- Сказки читателей
- Сказки для взрослых
-
Стихи для детей
- Агния Барто
- Корней Чуковский
- Сергей Михалков
- Самуил Яковлевич Маршак
- Елена Благинина
- Ольга Алёнкина
- Владимир Орлов
- Виктор Полянских
- Олег Бундур
- Марина Халеева
- Стихи о маме
- Стихи про Новый год
- Сборник стихов
-
Книжки о детишках
- Николай Носов
- Сборник рассказов
-
Ребятам о зверятах
- Михаил Пришвин
- Лев Толстой
- Иван Соколов-Микитов
- Сергей Артюшенко
- Сборник рассказов
-
Детские песенки
- Песни из мультиков
-
Словарь
-
Детские рисунки
- Конкурс нарисуй сказку
- Конкурс нарисуй сказку 2
- Конкурс нарисуй сказку 3
- Конкурс нарисуй сказку 4
- Wallpaper
-
Электронные книги
Подпишись на новости
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Вавила и скоморохи
Вольга и Микула Селянинович
Добрыня и Алёша
Добрыня и Змей
Иван — гостиный сын
Илья Муромец и Калин-царь
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Садко
Ставр Годинович
Былины в прозе
01. Русские богатыри
02. Вольга Всеславьевич
03. Микула Селянинович
04. Святогор-богатырь
05. Алеша Попович и Тугарин Змеевич
06. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
07. Добрыня Никитич в отъезде
08. Как Илья из Мурома богатырем стал
09. Первый бой Ильи Муромца
10. Илья Муромец и Соловей-разбойник
11. Как Илья от Святогора меч получил
12. Илья избавляет Царьград от Идолища
13. На заставе богатырской
14. Три поездки Ильи Муромца
15. Как Илья поссорился с князем Владимиром
16. Илья Муромец и Калин-царь
17. Про прекрасную Василису Микулишну
18. Соловей Будимирович
19. Садко в подводном царстве
20. Как Михайло Казаринов от татарского плена девушку спас
21. О князе Романе и двух королевичах
Письмо в «Лукошко»
Искать на сайте:
Полезности
Развивающие игры
Детский сервер «KID»
Детские сайты
Благодарность
Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.
Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.
Русские былины и легенды — произведения русского фольклора, в которых юные и взрослые читатели увидят быт простого человека прошлых веков без прикрас. Былинный эпос и легенды представят юному читателю обычных людей, богатырей, божеств и князей Древней Руси. Знакомьте ребенка с народным творчеством, чтобы он смог приобщиться к быту людей в «старинушку», понять мотивы поступков наших предков и искренне полюбить свою Родину. Русские былины и легенды покажут детям, как важно единство народа и умение встать на его защиту вопреки собственной безопасности.
-
Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом…
-
Филипок
Главный герой Филиппок мечтает попасть в школу, куда уже ходит его старший брат. Однажды ему все-таки удается это сделать. Оставшись дома с бабушкой, Филиппок спешит в школу, которая находится за селом. По дороге мальчик…
-
Садко
Садко — русская народная былина, на мудрости которой воспитано не одно поколение. В ней поведано, как живет бедный музыкант Садко. Он зарабатывает себе на хлеб тем, что играет на гуслях во время пиров. Однажды гусляра несколько…
-
Вольга и Микула Селянинович
Вольга и Микула Селянинович — былина, с которой стоит познакомить своих детей. В ней показана встреча полководца и князя Вольги Святославовича и обычного землепашца Микулы Селяниновича. Она состоялась в поле, где Микула…
-
Алёша Попович и Тугарин Змей
«Алёша Попович и Тугарин Змей» — русская народная сказка, которую стоит прочесть с ребятами старшего возраста. В ней рассказывается о великом богатыре, сыне ростовского священника, Алеше Поповиче. Однажды он отпрашивается…
-
Три поездки Ильи Муромца
Три поездки Ильи Муромца — русская народная былина, которую любят и взрослые, и дети. В ней описано, как Илья Муромец путешествует по разным дорогам. Однажды он видит камень Алатырь на перепутье. На нем указано, какая судьба…
-
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Святогор — эпическая народная песня, которая будет поучительна для читателей всех возрастов. В ней описано, как Илье Муромцу встречается в поле спящий богатырь. Даже во сне незнакомец оказывается сильнее Ильи…
-
Как Илья из Мурома богатырем стал
Как Илья из Мурома богатырем стал — русская народная былина в прозаическом пересказе, которая напоминает собой сказку. В ней рассказывается, как живет семья крестьян с парализованным сыном Ильей. Он более 30 лет лежит на…
-
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение ребят. В ней говорится о богатыре Добрыне, его жизни с матушкой и о том, как однажды он ослушался родительницы. К чему все…
-
Про прекрасную Василису Микулишну
Про прекрасную Василису Микулишну — русская народная былина, на которой воспитано не одно поколение. В ней ребята узнают о пире князя Владимира, где один из гостей, Ставер Годинович, оказался невесел. Что так опечалило купца…
-
Жар-птица
Жар-птица — русская народная сказка, на которой выросло немало детей. В ней показана жизнь удалого стрельца при царском дворе. Государь дает служивому нелегкие задачи. Как выполняет их стрелец, кто ему помогает, и чем будет…
-
Вольга Всеславьевич
Вольга Всеславьевич — произведение устного творчества, в основу которого легли представление русского народа об их подлинных защитниках, богатырях. Однажды родился такой могучий воин. Только час он пролежал в колыбели, а…
-
Микула Селянинович
Микула Селянинович — былина, сложенная русским народом. Без нее трудно представить полного знакомства с родным фольклором, поэтому ее стоит прочесть вместе с детьми. В ней говорится о том, как Микула Селянинович пашет землю…
-
Богатыри на Соколе-корабле
«Богатыри на Соколе-корабле» — русская народная былина, с которой стоит познакомить своего ребенка. В ней поведано об удивительном судне и его славном хозяине, Илье Муромце. Служит ему сам Добрыня Никитич. Долго плавали…
-
Соловей Будимирович
Соловей Будимирович — одна из тех былин русского народа, которая может заинтересовать и девушек. В ней представлена картина того, как Соловей Будимирович путешествует по Днепру вместе со своими товарищами. Его флотилия богато…
-
-
Добрыня Никитич в отъезде
Добрыня Никитич в отъезде — русская народная былина, с которой стоит познакомиться каждому юному читателю. В ней повествуется, как князь посылает Добрыню Никитича в далекие края с непростыми поручениями. Богатырь понимает…
-
Ставр Годинович
Ставр Годинович — часть героического эпоса русского народа, с которым стоит познакомить своих детей. В этой сказке показано, как на пиру у киевского князя Владимира один из гостей Ставр Годинович ведет себя скромно. Князь…
Были относят к героическому эпосу народа древней Руси (греч. «эпический» — рассказ, повествование). В них рассказывается про могучих богатырей-героев того времени. Былины прославляют сильных и умных людей. Многие знакомы с ними: Добрыня Никитич, Илья Муромец, купец Садко, Святогор и другие. Эти персонажи не придуманные. Они проживали в XII веках на территории древней Киевской Руси. В то время в соседних землях было много врагов, совершавших набеги на Киевскую Русь. Богатыри не скучали и очищали русскую землю от «нечисти».
Короткие былины о русских богатырях
Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.
Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.
В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.
Былина о русском богатыре Илье Муромце
Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.
История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.
Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», — сказали странники.
Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.
Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.
Былина о Добрыне Никитиче
Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.
Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.
Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.
Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.
Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.
Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.
Былины о русских богатырях презентация
Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:
старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);
младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).
Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.
Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.
В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.
Список:
ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ
АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА
КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ
ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК
ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА
НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ
ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ
СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ
О КНЯЗЕ РОМАНЕ И ДВУХ КОРОЛЕВИЧАХ
Скачать: Былины (пароль-istmira)
Былины, русские народные эпические песни-сказания, возникли как выражение исторического сознания русского народа ΙΧ-ΧΙΙΙ столетий,
в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях – защитниках родины;
отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные славянские сказания или древнерусские северные былины исполняются одноголосно,
обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.
Все известные былины по месту своего происхождения делятся на: киевские, новгородские и более поздние общерусские. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях;
в славянских былинных сказаниях отражена история их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли.
Каждая из былинных песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд
песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.
Былинный стих и стихосложение русской устной народной поэзии довольно многогранно. Различают три вида:
говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) – чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих);
речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) – нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями,
в основе ритма – тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха;
песенный стих («протяжные» и «частые» песни) – ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными,
не вполне исследованными вариантами.
В глубокой древности, в том числе в палеолите, встречаются надписи, сделанные древнеславянским слоговым письмом, так
называемые «руны Макоши », «руны Рода» и «руны Мары», то есть различные виды
славянского письма, связанные с соответствующими славянскими божествами. Слово
«руны» употреблялось и на многих средневековых надписях.
Название «руны Макоши» связывает письменность с самой древней и самой
могущественной славянской богиней – Макошью, от которой произошли все остальные
боги славянского пантеона. Руны Макоши отличались сакральным характером и
предназначались, скорее всего, не для населения, а для жрецов. Читать руны
Макоши, особенно соединенные в лигатуры, невозможно, эти тексты требую разгадки,
как ребусы. Руны Макоши в великокняжеский период использовались на Руси
повсеместно, однако из употребления они выходят постепенно, причем в разных
городах в разное время. Так, в Киеве они уступают свое место кириллице уже в Χ
веке, тогда как в Новгороде они существуют неизменно до ΧΙΙΙ столетия.
Рунами Рода называется протокириллица, то есть письмо, предшествовавшее кириллице. Руны Рода
произошли, видимо, из рун Макоши и использовалось для подписи изделий прежде
всего храма Рода, за что и получило свое название. Это письмо существовало в
виде тайных надписей (пиктокриптографии), вписывалось в рисунки по всей Европе
вплоть до середины ΧΙΧ века. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий на базе рун
Рода путем добавления греческих и составных букв создали в ΙΧ веке нашей эры
славянское христианское письмо, названное в честь первого брата кириллицей.
Руны Мары наиболее загадочный тип древнего славянского письма. Предположительно,
это не особый шрифт, а разгадка значений написанных слов. Марой была богиня
смерти и болезней, и ее культ был очень сильным во времена палеолита. Руны Мары
должно означать нечто не просто тайное, но и как-то связанное с загробным миром.
Нельзя не отметить, что именно мифическая власть Мары над загробным миром давала
храму Мары вполне реальную власть над современниками, так что именно этот храм
выполнял важнейшие социальные функции в славянских общинах.
Посмотрели мультфильмы о русских богатырях, понаблюдали за речью авторов-рассказчиков, прочитали много дополнительной литературы. А потом… придумали свои былины и напечатали их для вас.
С уважением, Е.М.
Шубин Фёдор
Тигр-богатырь и гигантский бык
Из того ли
то из города из стольного Джунгли-града
Выходил
удалый да сильный тигр – богатырь.
Да пошёл
тигр во чисто поле,
Собралися
там звери разные, звери разные, звери дикие.
Молвят звери
такую речь: «Ходит — бродит по стольному Джунгли- граду
Страшный
бык, гигантский бык.
А копыта-то
у него железные, а шкура-то чугунная.
Три аршина
высотой и шесть аршинов длиной.
Разоряет он наши жилища и гнёзда,
Пожирает он
наших малых детушек.
Защити,
заступися за нас, бедненьких, убей быка страшного.
Согласился
тигр богатырь.
Стал
собираться в путь-дорогу.
Вооружился и
пошёл искать быка страшного.
Долго ли,
коротко ли искал быка тигр-богатырь,
Но тут рев
послышался жуткий, жуткий да ужасный.
Видит удалый
тигр богатырь,
Стоит бычище
и пожирает малых детушек.
Правду
сказывали звери.
А копыта-то
у него железные, кожа-то у него чугунная.
А три-то он
аршина высотой, а шесть-то он аршинов длиной.
Учуял-то он
богатыря славного и понесся на него.
Затряслася
земля, вылилася водичка из рек да озёр.
Стоит
богатырь — не дрогнет, не боится-то он быка страшного.
Увернулся-то
он от быка страшного и ударил его своим копьём.
Треснуло
копьё, переломилося.
Ударил он
его палицей булатною.
Не выдержала
палица булатная, разломилася.
Ударил-то он
быка страшного своим мечом славным,
Да и этот
переломился.
Пришлось
биться Тигру своими лапищами могучими.
Бились два
дня, бились три дня.
Никак
тигр-богатырь не может одолеть быка страшного.
Стали у них
силушки кончаться.
Тут ударил
тигр своей лапищей могучей быка, и упал бык замертво.
Обрадовались
звери, стали хвалить тигра-богатыря!
Асиновский
Борис
Илья Муромец и Чудо-юдо.
Жил да
поживал в стольном Киев-граде Илья
Муромец. И узнал он, что летит сюда Чудо-юдо. А хотело убить оно князя
Владимира. А когда оно прилетело, то
Ильи Муромца то не было, и забрал он князя Владимира и купцов украл. Узнал
Илья, что с князем да купцами случилось, и что Чудо-юдо с Черной горы прилетело. И отправился Илья на
гору. А ехать туда 4 версты. И приехал туда богатырь, на гору влез, убил спящее
Чудо-юдо и всех пленников освободил. Вернулись они в Киев-град и стали жит
–поживать да добра наживать. И князь был жив-здоров и купцы живы-здоровы. И
славил народ подвиг богатыря великого Ильи Муромца.
Егор Кузнецов
То ли из стольного Киев-града, то ли из села Очаковского едет
на коне чубаром во чистом поле Микула Семёнович. Вдруг видит: хоромы до самого
верхнего неба выстроены. А по крыше голуби ходят, ходят да звёзды поклёвывают.
Стены из злата чистого и серебра выточены, а крыша скатнсым
жемчугом украшена. Стражники на парадном крыльце стоят. Подходит Микула
Семёнович к крыльцу парадному. Стражники его спрашивают: «Кто ты таков и зачем
пожаловал?». Отвечает он им: «Звать меня Микулой Семёновичем. А пришёл я из
любопытства». Стражники отвечают: «Идём с нами! Мы отведём тебя к князю
Дунай-Ивановичу. Быть может, он даст тебе задание.» Ведут стражники, ведут
Микулу Семёновича во палаты шёлковые, и сидит в них царь — вино зелёное пьёт,
да пряником печатным закусывает. Он и говорит: «Как тебя звать-то, добрый
молодец?» А Микула и отвечает: «Звать меня Микулой Семёновичем. А пришёл я за Русь-Матушку
постоять». Подивился царь – Иванович. И
говорит он таковы слова: «Микула Семёнович, хочу я тебе задание дать». А Микула и говорит:
«Слушаю тебя, Дунай-Иванович». Дунай-Иванович обрадовался и говорит: «Нападает
на Русь-матушку страшный Горыныч-Змей.
Сруби ему все 6 голов. Коли сможешь, я дам тебе столько богатств, сколько ты
сможешь увезти с собой. Согласился Микула и стал готовиться к битве. Выковал
себе он щит, меч, лук и стрелы. А все весом в 50 пудов. Приезжает Микула на
поле ночью и видит: все травушки-муравушки к земле пригибаются, земля
содрогается, а деревья в щепки ломаются! А летит над землей страшный
Горыныч-змей. Дышат головы огнем, холодом и молниями. А скажет что-то – двери с
петель срываются. Стал он с Микулой драться. Длилась битва 80 дней и 80 ночей. Собрал
Микула последние силы и срубил змею головы оставшиеся. Приехал он к
Дунай-Ивановичу, и дал тот ему столько слоновой кости, меха, злата и серебра,
сколько тот увезти смог.
Мила
Гриневич
Бузаев Никита
Илья Муромец и чудо змей
Едет Илья в Киев-град, и видит в стенах Киева дыры огромные,
и нет ни следов человеческих, ни звериных, ни следов ног басурманских. А видит
он, что полоски по земле тянутся, и не сани -то ехали, ведь лето стоит.
Подъезжает он к князю Владимиру и
говорит: «Что за чудо-войско на тебя напало? Отвечает Владимир: « Ох, напал на
нас Чудо-змей, разрушил Киев-град, съел весь скот, а женщин и детей в плен
захватил. И поехал богатырь по полоскам
змеиным вызволять из плена народ. Приехал Илья к расщелине и говорит: « Вылезай
ты, змеюка злобная! Вызываю тебя я на честный бой!» Ничего не ответил змей.
Стал Илья кричать еще и еще, и еще, так
что голос сорвал. Тут змей как выпрыгнет, как обовьет Илью да как вцепится в кольчугу
зубами! Зубы ломает, а Илья стоит и не шелохнётся. Ждёт час, ждет другой, а тем
временем змей хватку ослабил. Почувствовал это Илья, да как откинет змея
гигантского, да как ударит он его булатным мечом. Зарубил он Чудо-змея этого и показал его
князю Владимиру. И пошла о его подвиге слава народная.
Морозов Арсений
Илья Муромец
и Трёхглавый Волк
Из того ли
то из города Мурома, из того села да Карачарова, выезжал славный богатырь Илья Муромец, на своём добром коне
Бурушке. Выезжал он во чисто поле и увидел, что пред ним лес огнём полыхает.
Въехал он в горящий лес и видит, что пред ним стоит чёрный-чёрный, как уголь
огнедышащий, Трёхглавый Волк. Говорит ему Илья да таковы слова: «Что ты,
Трёхглавый, на Русь пришёл? Или хотел всю Русь спалить? Нет уж, я тебе этого не
позволю. Давай-ка сразимся врукопашную. Сражались они 30 дней да 30 ночей.
Наконец-то Илья победил Волка Трёхглавого и поехал обратно к себе на Родину. По
дороге он заехал в Киев-град. А там его уже встречал славный князь Владимир. И
тут начался пир. До самой ночи славили богатыря русского. А на следующий день
все провожали славного богатыря Илья Муромца до самого города Мурома.
Савенков Тимофей
Алёша Попович и Оборотень
В старину
стародавнюю жил на Руси богатырь Алёша Попович. Однажды отправился Алёша на пир
к князю к Владимиру. Приезжал он на
широкий двор и слезал с добра коня
уставшего, входил он в палаты белокаменные и садился он на место богатырское
подле князя-то Владимира. И вставал тогда князь Владимир стольно-киевский, и
говорил он таковы слова: «Поселился в
лесу моём Оборотень. Ни конному, ни пешему прохода не даёт». Выходил Алёша да
на широкий двор, седлал он коня своего
отдохнувшего, да отправлялся в тот лес и победил врага народного.
Зорина
Варвара
Бедняк
король
Жил-был богатырь Илья. И прославился он тем, что победил
Змея Горыныча. Все его уважали, приглашали на пиры, и говорили, что он пример для всего народа. Но прошло время, и известный богатырь стал хвастаться и
зазнаваться, что он лучше всех, что его надо в короли! А жил в деревне один
юноша бедный и худой, звали, его Петя у него не было ни друзей, ни братьев, ни
сестёр, и ему было очень одиноко. С тех пор прошло десять лет, и король
состарился. Как-то раз он сказал: «мне надо выбрать нового короля, я уже
старею». Долго совещался он с мудрецами,
кто же будет королём, и решено было спросить народ. Собрался весь народ и
сразу сказал, что надо Илью в короли, он
же спас город от гибели. Но Петя сказал, что тоже хочет быть королём. Весь
народ стал над ним насмехаться: «Тебе только королевские конюшни чистить!».
Тогда сказал король: «Правитель русской земли должен быть храбрым и выносливым.
Идите на самую высокую гору, в пещеру Змея Горыныча. Кто победит, тот и будет
королём». Битва длилась 8 дней и 7 ночей. Победил Змея Горыныча Петя и стал
королём.
Казаков Даниил
Как-то раз
увидал князь Владимир мальчика на улице. Он был красив, талантлив и силушки у
него было много, но был он бездомен. Владимир взял его домой. Вырос мальчик и
стал богатырём. И стал он Русь защищать. Однажды понаехало вражины
целое полчище, а во главе войска их Соловей разбойник стоял. Богатырь победил
вражеское войско, остался только Соловей. Как засвистал Соловей, с ног сбил
богатыря, а сам сел на коня и поскакал дальше. Богатырь бросил копьё прямо в
коня, попал в Соловья, подошёл к разбойнику и выбил ему зубы. Коня вылечили, а Соловья в тюрьму
посадили.
Синицын Егор
Игорь
Драконский и дракон — огненная птица
Жил-был на
Руси Игорь Драконский. Жил он хорошо, как барин. Да вот только захотелось ему
путешествовать. Взял он булаву и поехал в Киев, наниматься на службу к царю.
Подъехал богатырь к Киеву и видит: лежит на самой высокой башне огнедышащая змея. Тут увидел змей человека в лесу,
оборотился огненной птицей и спалил лес.
Побежал на змея богатырь и отрубил ему голову, но не тут-то было,
выросли две головы у змея. Тут отрубил ему хвост богатырь и убил змея. Так
Игорь Драконский убил дракона -огненную птицу.
Добро пожаловать! Мы очень рады видеть вас на нашем сайте!
Что такое былина.
Знаете ли вы что такое былина? И чем она отличается от сказки? Былина — это героический эпос русского народа. Героический — потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины — это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.
Богатыри.
Самое удивительное — что это не просто вымышленные персонажи. Ученые считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад. Представьте себе: в 9 — 12 веках еще не существовало государства Россия, а была так называемая Киевская Русь. Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев, в котором правил великий князь. В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру: так, Добрыня спас от страшного Змея княжескую племянницу Забаву Путятичну, Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя. Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям скучать не приходилось.
Считается, что известный по былинам Илья Муромец был воином, жившим в 12 веке. Он носил прозвище Чоботок (то есть Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. В течение многих лет он сражался с врагами и прославлял себя ратными подвигами, но с возрастом, устав от ранений и битв, стал монахом в Феодосиевом монастыре, который в наше время называется Киево-Печерская лавра. И вот, сегодня, приехав в город Киев, вы можете сами увидеть могилу преподобного Ильи Муромца в знаменитых пещерах лавры. Алеша Попович и Добрыня Никитич также были известными на Руси богатырями, упоминания о которых сохранились в древнейших документах — летописях. В русских былинах присутствуют и женщины-богатырши, они называются старинным словом Поленица. С одной из них сражался Дунай. Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича, которая сумела обвести вокруг пальца самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы.
Как былины дошли до наших дней.
Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа. Только представьте себе: в начале 20 века — в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню — дядю князя Владимира и славного воина древней Руси!!! Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние и тем не менее слава богатыря преодолела эти преграды.
Самые читаемые и интересные героические сказки и былины
представляем вам.
1. Алёша Попович и Тугарин Змеевич
2. Вавила и скоморохи
3. Вольга и Микула Селянинович
4. Добрыня и Алёша
5. Добрыня Никитич и Змей Горыныч
6. Добрыня Никитич
7. Иван-гостиный сын
8. Илья-Муромец
9. Илья-Муромец и Калин-царь
10. Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
11. Никита Кожемяка
13. Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
14. Сказкние о храбром витязе Укроме-Табунщике
15. Ставр Годинович
Русские былины и героические сказки
в основном имеют сюжет, в основу которого заложено героическое событие, эпизоды о подвигах русского народа. Былины в основном написаны тоническим стихом, поэтому русские былины читать надо виде стиха или протяжной песни.
Название былины – походит от слов « старина», « старинушка», подразумевая, что действие происходило в прошлом. Былины о русских богатырях – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попов – это самые популярные истории нашего времени. Детские былины об этих богатырях в сказочной форме мы предлагаем читать на страницах нашего сайта. Алеша Попович и Тугарин Змей читать, Добрыня Никитич и Змей Горыныч читать, Илья Муромец и Соловей Разбойник читать, и много других интересных героических сказок можно читать на нашем сайте.
Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.
Сказка про трех богатырей русских
Удаль
Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.
В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.
Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает.
— Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.
Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит:
— Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего
надобно.
— Чего же?! – в один голос воскликнули парубки.
— А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.
Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится.
Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.
И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.
Алеша, поповский сын
Вот доскакал Алеша до опушки дремучего леса. Спешился. Коня к дереву привязал и вошел под свод черных как смоль раскидистых дубов. Было тихо в лесу. Так, что ни птица, ни зверь шороха не издаст.
Вдруг видит Алеша, мерцает что-то средь деревьев. Пригляделся, никак стрела его. Подошел ближе. Не ошибся. Наконечник глубоко в дупло ушел. Ухватился Алеша за хвостовик, да как полетит в дупло. Словно сила неведомая его сама потянула.
Шлепнулся он наземь. Посмотрел вверх. С высоты немалой упал. Внутри у дерева темно, хоть глаз выколи. Только далеко-далеко наверху мерцает просвет.
Вдруг слышит Алеша, рядом кто-то гнездится. Но, как ни старался, глаза так и не свыклись в темноте. Спрашивает он грозно, страху на невидимого нагоняет:
— Кто ты? Покажись, нето хуже будет!
Закряхтел невидимый, заохал:
— Не серчай добрый молодец. Ты ведь сюда неспроста попал. Кой-чего
разыскать хотел?
— Ну, — смягчился Алеша. – Может и хотел. А у тебя, что, есть это?
— А как же, — снова закряхтел невидимый. – Протяни ручонку, да смотри бережно. Али до дому не сбережешь.
Протянул Алеша свою пудовую ладонь, и в тот же миг почувствовал прикосновение чего-то мягкого и пушистого. Живого. Только рот в изумлении открыть собрался, глядь, а он уже и не в дупле, а на лесной опушке. Перед ним конь его ретивый топчется, нетерпеливо копытами бьет. А на ладони – птенец едва оперившийся. Тщедушный. Смотрит так жалостливо.
Отвязал Алеша коня, забрался на него. А с птенцом-то во весь опор уже не разгонишь. И в карман его не посадить, больно хрупкий. Так и поплелся Алеша обратно, не быстрее девицы с коромыслом.
Илья, крестьянский сын
Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.
Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке. Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему:
— Не губи меня, добрый молодец!
— Ты кто? – спрашивает Илья.
— Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал?
— За стрелой, — отвечает Илья.
— А стрелу зачем сюда пускал?
— Так я кой-чего
найти хотел.
— Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.
Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки.
— Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.
Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.
Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно.
И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть.
Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.
Добрыня, Никитин сын
Прискакал Добрыня к берегу бескрайнего моря-окияна. Спешился. Коня за камень привязал и поплыл на самую середину, там, где только бездна под водой чернеется. Плывет – плывет, вдруг видит, никак мерцает что-то в самой глубине. На стрелу похоже. Набрал в грудь побольше воздуха и ушел в воду с головой.
А как доплыл до самого дна, смотрит – и правда, вот она стрела привычная, ратная. Ухватился за хвостовик. Только потянул, как заволокло все дымкой темной, забурлило, завертело вокруг воды. Ничего не видать. И в этом волнении, слышится Добрыне ласковый женский голосок:
— Мил человек, ты зачем ко мне в гости пожаловал? Никак надоело по Земле сырой ходить?
Отвечает Добрыня, — Не надоело. Да только стрела моя, подруга боевая, угодила в вашу обитель. А без стрелы молодцу, что птице без крыльев.
— Ну, а стрелу зачем пускал? – не унимается девица.
— Так, мне найти надобно кой-чего
. В ратном деле необходимого.
— Чего ж ты сразу не сказал? – засмеялась она. – Смотри, уже и посинел весь!
Скоро совсем задохнешься. Бери. Да только смотри, береги. Больно уж хрупок мой подарок.
Как ни старался Добрыня разглядеть личико той, что говорила таким бархатным голоском, но так и не смог.
Только почувствовал в руке своей скользкое и воздушное, как тут же на берегу очутился. И конь рядом, радостно в лицо дышит. А на ладони – пузырь переливается всеми цветами радуги. И в пузыре том, вода морская.
Кое-как уселся Добрыня на коня и поехал восвояси. Боясь, кабы не лопнул драгоценный подарок, который от каждого дуновения ветра грозился разорваться на части.
Мудрость
К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого. А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга. Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.
Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.