Сказки былины исторические предания легенды русского народа

Главная культура и искусство фольклор как художественная система специфика и основные свойства фольклора. системность фольклора как художественного творчества. жанровый состав

Главная

Культура и искусство
Фольклор как художественная система

Специфика и основные свойства фольклора. Системность фольклора как художественного творчества. Жанровый состав фольклора. Система художественного произведения и воспроизведение системы реального мира. Сказки, песни, былины, уличное представление.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Уточняя определение жанра, данное В. Я. Проппом, необходимым особо подчеркнуть значение функции фольклорного произведения, того, что он называл его бытовым назначением. Именно функция является одним из определяющих, но, конечно, не единственным признаком в понятии жанра.
Жанры русского фольклора, как и фольклора других народов, крайне разнообразны: одни из них былины, песни, частушки песенные и неразрывно связаны с народной музыкой, другие сказки, предания, легенды повествовательные, третьи ряженье, народные пьесы драматические. Былины, предания, сказки, любовная лирика живут вне связи с обрядом; причитания, приговоры дружки, колядки, веснянки тесно связаны с семейными или календарными обрядами; колыбельные песни, потешки бытуют в детской среде; былины, исторические песни, легенды являются достоянием только взрослых и т. д.
Различна и связь отдельных фольклорных жанров с бытом, с действительностью, с условиями жизни русского народа, чем определяются и их исторические судьбы.
Так, например, заговоры, календарные обряды и календарная поэзия неминуемо уходят из народного быта при угасании веры в их магическую значимость, меняется свадебный обряд и связанная с ним поэзия, поскольку в современном быту становятся неуместными душераздирающие плачи и «хлестания» невесты и свадьбы перестают быть «слезливыми» и превращаются в семейный праздник.
Поэтому по-разному сложились и исторические судьбы отдельных жанров. Часть из них в настоящее время безвозвратно ушли из народного быта, однако благодаря тому, что они продолжают жить в книге, не потеряли своего значения как элемент народной культуры такова судьба былины. Другие жанры продолжают, постоянно изменяясь и трансформируясь, жить в народном быту такова судьба сказок и песен. Многие жанры в наше время исчезают, так как исчезли те предпосылки, которые содействовали их возникновению и сохранению в быту, такова судьба заговоров и обрядового фольклора. Некоторые жанры переходят из одной аудитории в другую. Например, ряд обрядовых песен включается в детские игры, а сказки о животных становятся достоянием исключительно детского репертуара.
Разные виды и жанры фольклора не стабильны, они в постоянном движении, постоянно взаимодействуют друг с другом. Произведения одних жанров преимущественно можно услышать от исполнителей-мастеров, почти профессионалов, каковыми являются сказители былин. В прежнее время знатоки былин подчас пользовались известностью далеко за пределами своей деревни. Произведения других жанров могут жить и в устах рядовых исполнителей, сказочников и песельников, среди которых, однако, также выделяются признанные мастера этого искусства. Наконец, к третьим (пословицам, поговоркам) обращается каждый.
1. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
3. Вольман С. Система жанров как проблема сравнительно-исторического литературоведения // Проблемы современной филологии. М., 1965.
4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
5. Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971.
6. Контекст — 1973. Литературно-теоретические исследования. М., 1974.
7. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972.
8. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
9. Поcпeлoв Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.
10. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора. — В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
11. Рыбникова М.А. Загадки. М., 1932.
12. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
13. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
14. Храпченко М. Б. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4.
Определение сущности детского фольклора, его художественные особенности и роль в воспитании подрастающего поколения. История собирания и изучения фольклорных произведений для детей, их классификация. Основные жанры игрового и неигрового фольклора. курсовая работа [51,1 K], добавлен 19.02.2014
Характеристика особенностей изображения иконы в фольклоре и литературе Древней Руси. Исследование Эпохи Московского периода. Былины. Слово о полку Игореве. Змееборство Георгия в Свете фольклора. История создания летописного свода «Повесть временных лет». курсовая работа [24,5 K], добавлен 07.12.2012
Понятие и сущность, содержание феномена фольклора, его воспитательное значение и главные функции. Характеристика основных жанров фольклора, воспитательный потенциал каждого. Особенности практического применения основных фольклорных жанров в воспитании. курсовая работа [35,4 K], добавлен 12.03.2011
Собиратели и исследователи фольклора уже давно обратили внимание на «складность» русских пословиц. Специально рассмотрению стихотворной формы пословиц и близких к ним жанров посвящено исследование И. И. Вознесенского. реферат [31,4 K], добавлен 05.06.2005
Традиционная культура и мифологические истоки шорцев в историческом аспекте. Народное песенное и инструментальное творчество. Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры. Развитие направлений в этнокультурном центре «Аба-тура». курсовая работа [676,9 K], добавлен 02.01.2015
Определение фольклора как синтетического вида искусства. Рассмотрение некоторых жанров устного народного творчества (пословиц, загадок, былин, сказок, поговорок, скороговорок). Анализ основ устойчивости бытования фольклорных текстов в народном быту. курсовая работа [75,7 K], добавлен 09.02.2015
Сущность понятия «культура»: узкое и широкое понимание. Функции и элементы духовной культуры. Основные жанры фольклора. Молодежная субкультура и контркультура. Современное искусство: постмодернизм. Этапы эволюции религии. Мораль: понятие, специфика. презентация [373,5 K], добавлен 17.05.2014
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Фольклор как художественная система реферат. Культура и искусство.
Курсовая работа: Роман Курта Воннегута «Сирены Титана». Художественное пространство. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: IT Tech Essay Research Paper FullService Firms
Реферат: Экономическая необходимость, функции и роль страхования в условиях рыночной экономики
Антикоррупционная Политика Организации Реферат
Сочинение По Тексту Солоухина Последняя Ступень
Реферат: Инфляция, виды инфляции. Кривая Филлипса
Курсовая работа по теме Моделирование спроса на деньги
Сетевые методы календарного планирования: метод оценки и пересмотра программ
Сочинение Комедии Фонвизина Недоросль Митрофанушка
Сочинение Похвальное Слово Русскому Языку Или Литературе
Реферат: Уильям Гершель — William Herschel
Конкурс Сочинений Дарите Щедро Добро
Реферат: Международные организации на территории СНГ. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа по теме Инверсионно-вольтамперометрическое определение платины, родия
Развитие Общества Контрольная Работа 8 Класс
Реферат по теме Традиции как объект социогуманитарного познания
Курсовая работа по теме Государство и личность
Курсовая работа по теме исследование поведения бегущих электромагнитных волн в волноводном тракте
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — творческий путь
Реферат На Тему Мировые Экономические Идеи 20-80-Х Годов: Неолиберализм, Социальное Рыночное Хозяйство В. Ойкена И А. Эрхарда
Медицинские периодические издания в России — Журналистика, издательское дело и СМИ дипломная работа
Специальные солода. Химический состав — Кулинария и продукты питания курсовая работа
Джерела права — Государство и право курсовая работа

Что такое человек в эпоху Возрождения?

Renaissance man) — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.

Чем характерна эпоха Возрождения?

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Что было после эпохи Возрождения?

После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение: Барокко – период в истории европейской культуры 17-18 веков. А общими черта барокко являются цветистость, динамичность, пышность, достоверность, бытовая тематика, интерпретация, классицизм, экспрессия.

Что было после барокко?

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко. Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко.

Какой стиль был после романтизма?

В эпоху развития буржуазии на смену барокко и рококо, потерявших свое влияние в искусстве, пришел классицизм, перенявший античные формы. Приблизительно в то же время появился и романтизм. После увядания барокко классицизм получил широкое развитие во Франции, Германии, Англии и России.

Чем отличаются стили барокко и классицизм?

Барокко – это красота, пышность, буйство и динамичность, тогда как для классического стиля больше подходит строгость и равновесность, но та же масштабность. Если барокко – это блеск и даже напыщенность, то классицизм более сдержанный стиль, который предполагает применение простых линий и правильных геометрических форм.

Какие бывают стили рисования?

Основные стили в живописи

  • Готика Зародилась во Франции в XI – XII веках.
  • Ренессанс или Возрождение Пришел из Италии в XIV века.
  • Маньеризм Направление в развитии живописи XVI века.
  • Барокко Пышный, динамичный, роскошный стиль живописи и культуры, зародившийся в Италии в XVI веке.
  • Классицизм
  • Романтизм
  • Символизм
  • Реализм

Что входит в понятие вид искусства?

Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Какие направления существуют в изобразительном искусстве Треченто?

Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись: наиболее типична — сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентиец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне. В литературе треченто произошёл поворот к гуманизму: творили Данте, Петрарка, Боккаччо.

Как называется художественный стиль первой трети 19 в зародившийся в наполеоновской империи в живописи архитектуре прикладном искусстве являющийся продолжением и завершением классицизма?

7. Ампир (от франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир — финал развития классицизма.

Что относят к искусству?

Искусство:архитектура,изобразительное искусство,графика,живопись,скульптура,литература,музыка,хореография, фотоискусство,киноискусство.

Что относится к временному виду искусства?

Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

Какие виды искусства относятся к фольклору?

Народный «фольклор» (музыка, песни, танцы, театр и кино). Не кочегары мы, не плотники. Декоративно-прикладное искусство, к которому относятся разные виды народных промыслов (например, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское литье и пр.). Фольклор (песни и танцы).

Какие произведения относятся к фольклору?

В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы.

Что не относится к жанру фольклора?

Относятся: пословицы, поговорки, загадки, сковоговорки, сказки. Не относится: повесть.

Что относится к фольклору?

— эпические (былины, исторические песни, духовные стихи, сказки и суеверные рассказы (быличка и бывальщина), легенды, предания, пословицы и поговорки); —лирические (обрядовые, социально-бытовые, семейные, колыбельные, любовные, игровые, шуточные, сатирические, воинские песни, частушки, причитания, народные романсы);

Что является фольклорным жанром?

Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Что относится к русскому литературному фольклору?

Ру́сский фолькло́р — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора)….Другое

  • Байка
  • Бывальщина
  • Докучная сказка
  • Жнивная песня
  • Календарно-обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, троицко-семицкие, купальские, жнивные и т. д.)

Что относится к детскому фольклору?

К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.

Что отличает детский фольклор от фольклора взрослых?

Детский фольклор — это прежде всего произведение, созданное и исполненное самими детьми и заимствованное у взрослых, переработанное в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной форме и функции.

Какие жанры устного народного творчества вам известны?

Жанры народного творчества:

  • Устное народное творчество (фольклор). Включает в себя сказки, легенды, былины, загадки, считалки, поговорки.
  • Народная музыка. Этот жанр тесно связан с устным народным творчеством, поскольку многие фольклорные произведения сопровождались музыкальным оформлением.
  • Народный театр.
  • Народный танец.
  • Промыслы.

Что входит в русское народное творчество?

Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, то есть творческая художественная деятельность народных масс.

Какие жанры не относятся к русскому народному творчеству?

К устному народному творчеству не относятся произведения, созданные автором: рассказ, новелла, роман, повесть, басня, стихотворение, элегия, сонет, ода и др.

0f5b02b006e8fa0c1eebfa54e0bd65a4
ae15a82941f134738c343b44e75caf61
e1495c273c723e60365201621d307d8a
2fd28c48638762fcc2a5f5c70c7d2e9c
3e6ddbb13bf0dc6ec7ca2fd100c9366d
a4723e21dee5edf1f5b4e7179cd52f82
efe17f41bfcf745820e71ddbac650e79
206f94ec37469e21a8b5dc76f63012a8
4198492493203886b6963364c6c25d01
447bb5cc1b9818d34787fa2a15c99799
2fdd1ec8441b72f767ab45a909abdbea
3f2ff679511eab51b75d560c982a17ab
970361608243849a2fe7afea4415471b

«Байкала-озера сказки» — сборник самобытного сибирского фольклора. Основу сборника составляют бурятские, эвенкийские и тофаларские сказки — народов, живущих в непосредственной близости к Байкалу. Сказки выразительные, с ярким национальным колоритом, житейской мудростью. Часть легенд и преданий связана с самим «сибирским морем», как называют Байкал сибиряки.

Рисунки к сборнику создали выдающиеся художники Г.А.В. Траугот.

Составитель Н. Есипёнок

Текст печатается по изданию: Байкала-озера сказки. Сборник :

в 2 кн. — Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.

СОДЕРЖАНИЕ

Н. Есипёнок. Наследство сибирских народов……

ВОЛШЕБНЫЕ СНЫ ПОДЛЕМОРЬЯ

Ангарские бусы (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….

Омулёвая бочка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….

Жена Хордея (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……………

Волшебные рога Огайло (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)…..

Чайка–необычайка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………

Хозяин Ольхона (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……….

ВЕЧНЫЕ ЛЮДИ И ЖИВАЯ ВОДА

Меткая стрела (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Агды-гром. (Эвенкийская сказка. Литературная обработка Г. Кунгурова)

Силачи и красавицы (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)

Хиктэнэй (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Кто ты? (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Вечные люди и живая вода (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)

Про злого хана Улузана (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)

ТАК РОЖДАЛИСЬ РЕКИ И ГОРЫ

Про Байкал (Из русского фольклора Прибайкалья. Запись Л. Элиасова)

Горы-быки (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

Хобот-скала (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)

Легенда об Иркуте (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

Батор (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

Аморгол (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

Богатырь Хоридой (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

Как буряты с тунгусами породнились (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

СЧАСТЬЕ И ГОРЕ

Глупый богач (А. Тороев. Перевод с бурятского И. Кима)

Как пастух Тархас проучил хана-бездельника (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Анютка (Русская сказка. Литературная запись Н. Есипёнка)

Как внук деда спас (Русская сказка. Запись В. Зиновьева)

Умный кучер (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Мудрая дочь (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Две сумки (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Батрак (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод Н. Шаракшиновой)

НЕБЕСНЫЕ ОЛЕНИ

Змея и муравей (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Девочка Чуткость (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Медведь и бурундук (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)

Волк (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Лисица и птичка (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Мышь и верблюд (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Заяц-врун (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Изюбр и сохатый (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Лесной воробей и серая мышь (Эвенкийская сказка. Литературная запись А. Ольхона.

Ленивый филин (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Как перевелись чёрные гуси (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Как журавли стали небесными оленями (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Будэнэ и журавль (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)

Дятел-труженик (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Глухарь и тетерев (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Сорока-воровка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Медведь и Чалбача (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)

Хартагай и куры

Волк и старик (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Хвастливая собачонка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Спасённый огонь (Литературная запись Р. Шерхунаева)

Как перевелись барсы в Сибири (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)

Собаки и человек (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Наследство сибирских народов

Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал — славное сибирское море.

Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студёная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.

Нелёгкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищённость от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнёт мелких князей, купцов и шаманов — всё это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения — бесценное наследство сибирских народов. Передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.

Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям.

В сборнике представлены различные жанры устного творчества народов, заселяющих берега Байкала и долины окружающих рек: волшебные сказки, легенды, предания и устные рассказы; сказки социально-бытовые и о животных. Тексты представленных произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие — созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи — печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками. Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства. Большая часть сказок этого сборника — бурятские, эвенкийские и тофаларские — творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.

Русские появились в Сибири более четырёхсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Вместе с поселенцами в Сибири приживались и русские народные сказки.

Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. В сказках волшебных — это и сама сибирская природа, озёра и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие нацио­нальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом, борющиеся с чудовищными или злыми богатырями за свободу народа, за правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделённые человеческими качествами. Персонажи социально-бытовых сказок обыкновенные люди, жители тайги, занимающиеся охотой и рыбной ловлей, скотоводством, борющиеся с нуждой и со своими извечными врагами — богатеями.

Цель этого издания не состояла в том, чтобы собрать все сказки сибирских народов. Они составили бы многотомное издание. Сделать это со временем необходимо: сказочное творчество народов Сибири — бесценное сокровище, которое должно быть всеобщим достоянием. Задача данного сборника — показать наиболее яркие, характерные образцы творчества народов центральной Сибири.

В книгу вошли сказки и предания, непосредственно связанные с Байкалом, героические сказки, воспевающие смелость, мужество и доброту народных героев — богатырей, а также топонимические легенды о чудесном происхождении географических природных объектов: рек, озёр, гор, распадков?.

В раздел «Счастье и горе» включены социальные сказки. Они отражают непосредственные людские взаимоотношения, а на более позднем этапе — и общественные, более острые и сложные.

В раздел «Небесные олени» помещены сказки о животных. Удивительна способность творческого воображения народа вкладывать живую человеческую душу в образы зверей, деревьев, вещей и предметов. Это говорит о близости людей давних времён к природе, об их неотделимости от неё и огромном к ней уважении. В сказках о животных превозносятся лучшие человеческие качества: доброта, справедливость, честность, трудолюбие, смелость и осуждаются жестокость, лень, трусость, хвастливость. Эти сказки наглядно передают представления народа о человеческой морали: каким должен быть человек, чтобы иметь право называться человеком. В этом огромная воспитательная сила сказок.

Николай Есипёнок,

Иркутск

  • Сказки былины легенды в которых воплощается образ народных музыкантов сказителей
  • Сказки братьев гримм читать в оригинале на русском языке бесплатно в хорошем
  • Сказки братьев гримм ютуб
  • Сказки братья гримм читать детские
  • Сказки бунина для детей