Сказки братьев гримм ютуб

Фольклорные находки и политические взгляды братьев гримм братья гримм, якоб 1785 1863 и вильгельм 1786 1859, впервые опубликовали

Фольклорные находки и политические взгляды братьев Гримм 

Братья Гримм, Якоб (1785 — 1863) и Вильгельм (1786 — 1859), впервые опубликовали сборник «Детских и домашних сказок» ещё в 1812 году. Много лет эти филологи-фольклористы бродили по городам и деревням Гессена, Вестфалии и других земель, и собирали сказки. Их рассказчиками были крестьяне, старушки, пастухи, даже дети. Сказки отражали древние мифические представления немецкого народа о мире и потому так интересовали учёных. Братья принадлежали эпохе романтизма с её интересом к героическому Средневековью, природе и народной душе. С помощью фольклора они стремились глубже понять народную культуру, видели в устной традиции ключ к национальному самопознанию. 

Сборник братьев обрёл колоссальную популярность. Почти до конца жизни они расширяли свою коллекцию и в 1857 г. издали 200 сказок и 10 легенд. Некоторые из них стали неотъемлемой частью европейской культуры: «Гензель и Гретель», «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Король Дроздобород», «Бременские музыканты», «Золушка» (переписанная затем Шарлем Перро), «Белоснежка», «Рапунцель», «Спящая красавица»… 

Братья Гримм, по их же словам, «старались сохранить сказки во всей их первозданной чистоте»: «Ни один эпизод из них не выдуман [нами], не приукрашен и не изменён, так как мы стремились избежать попыток обогатить и без того богатые сказочные сюжеты за счёт каких бы то ни было аналогий и реминисценций». Не вкладывали в них Якоб и Вильгельм и каких-либо конкретных политических смыслов, хотя, конечно, сам сбор фольклора – занятие патриотическое. Как и многие романтики, братья Гримм были монархистами, а к Германии относились с сыновьей любовью. Якоб Гримм говорил: «Все мои работы связаны с Отечеством, из почвы которого они черпают свою силу». 

Фото 1 
Братья Гримм (Tagesspiegel) 

Учёные желали популяризировать фольклор и немецкий народный язык, а не распространить с помощью своего творчества шовинистические взгляды (что им позже приписывали) или идею немецкой исключительности. Хотя в их время Германия стремилась к объединению, братья Гримм даже не были сторонниками прусской гегемонии в немецких землях. Однако национализм, набиравший силу в эпоху романтизма, нашёл в сказках отличное средство для своего развития; ведь сказки подчёркивали лучшие качества немецкого народа – храбрость, дисциплину, находчивость, уважение к воинской службе… 

Сказки на вооружении национализма и нацизма 

Как и всякое большое произведение, сказки братьев Гримм, как только оказались опубликованными, начали жить своей жизнью – за счёт интерпретаций читателей. Образ их собирателей тоже менялся в контексте последующих исторических эпох. После смерти братьев интеллектуалы националистического направления стали говорить об их вкладе «в подъём националистического духа». В восприятии соотечественников Якоб и Вильгельм превратились в сторонников величия Германии. После объединения немецких земель под началом Пруссии в 1871 году братьев Гримм превозносили как «борцов за национально-государственное единство» немцев. Приписали им и националистическое бахвальство, в действительности им чуждое (единственная возможная оговорка здесь – пара антисемитских высказываний Вильгельма Гримма насчёт облика евреев и их «наглости»; однако подобное отношение к евреям было в то время чем-то обыденным, частью культурного фона Европы, так что считать это признаком истового национализма братьев не стоит). Очень быстро сторонники Второго Рейха забыли и о том, что братья Гримм хотели видеть немцев в государстве со свободной конституцией, так что вряд ли бы пришли в восторг от Германской империи в том виде, в котором она сложилась.

Фото 2 
Издание сказок братьев Гримм 1857 г. (Pinterest) 

Миф о братьях Гримм как горячих националистах и чуть ли не одних из основателей империи получил своё развитие в годы Третьего Рейха. Адольф Гитлер, который интересовался скандинавскими мифами и обожал оперы Рихарда Вагнера по сюжетам из древней германской мифологии и Средневековья («Тангейзер», цикл «Кольцо Нибелунгов» и «Нюрбергские мейстерзингеры») не мог пройти мимо сказок братьев Гримм. 

Германисты плодили работы о «национальной идеологии» братьев Гримм и их расовых воззрениях, а затем сказки взяло на вооружение министерство пропаганды Йозефа Геббельса. После некоторой подгонки под расовую теорию и культ фюрера они отлично годились для воспитания детей в нацистском духе и апелляции к немецкому народному духу, глубокому и древнему. В 1935 году немецкие киностудии начали экранизировать сказки. Режиссёр и кинопродюсер Хуберт Шонгер в интервью «Кинокурьеру» в 1938 г. признавался, что эти фильмы «политически ориентированы» (но якобы «без изнасилования поэзии»). В общем, никто и не скрывал, что сказочных героев поставили на службу национал-социализму. В сказках прославлялись власть и борьба с врагом, культивировались храбрость, милитаризм, уважение к вождю, враждебность к чужакам, послушание и дисциплина. 

Читать текст полностью 

Смотрите также: 

Братья Гримм: политика, сказки и право 

Как Германия стала единой 

Версия 1812 года:

У короля двенадцать сыновей, все мальчики, но чего он хочет, так это дочери. Однажды он говорит своей жене, что, если их следующий ребенок будет девочкой, он убьет своих двенадцать сыновей. В ужасе королева пытается заставить мужа передумать, но это бесполезно. Наконец она идет предупредить своего младшего сына, чтобы он пошел со своими братьями, спрятался в лесу и следил за башней замка.

Если королева родит сына и принцы смогут вернуться домой, она поднимет белый флаг, но если это девочка, она поднимет красный флаг, и они должны покинуть королевство. Двенадцать принцев отправляются в лес, и один из них всегда находится на вершине дуба, наблюдая за башней замка, пока однажды они не видят, как поднимается красный флаг. Зная, что это значит, принцы уходят не раньше, чем поклянутся, что убьют каждую девушку, с которой столкнутся, потому что за одну они потеряли свое королевство.

Братья продолжают идти, пока не добираются до пещеры, где решают, что отныне будут там жить. Каждое утро одиннадцать братьев выходят на охоту, в то время как один остается в пещере, занимаясь домашними делами. И каждая девушка, которой не посчастливилось проникнуть на их территорию, безжалостно уничтожается ими. Тем временем их сестра растет, думая, что она единственный ребенок, пока однажды не замечает, что двенадцать мужских рубашек слишком малы, чтобы принадлежать ее отцу, и спрашивает прачку, кому они принадлежат. Прачка рассказывает ей о её двенадцати братьях, которые покинули королевство, потому что ее отец хотел их убить, и, взволнованная известием о том, что у нее есть братья, в тот же вечер принцесса отправляется на их поиски, прихватив с собой двенадцать рубашек.

Когда принцесса, наконец, находит пещеру, в которой живут ее братья, она обнаруживает, что младший в одиночку выполняет домашнюю работу, потому что остальные одиннадцать отправились на охоту. В тот момент, когда младший брат видит девушку, он хочет ее убить, но принцессе удается смягчить его сердце, умоляя сохранить ей жизнь и обещая впредь заботиться о домашних делах. Когда прибывают другие братья, принцесса показывает всем рубашки, и все рады, что младший пощадил жизнь принцессы после того, как они узнали, что она их сестра.

Принцесса остается со своими братьями и заботится о домашнем хозяйстве, пока ее братья на охоте. Однажды, закончив свои дела по дому, девочка выходит на прогулку, потому что ее братья еще не вернулись, и находит двенадцать лилий, которые она срывает. В тот момент, когда она это делает, появляется старуха и говорит ей, что ее братья превратились в воронов, потому что она сорвала цветы.

Принцесса спрашивает, есть ли какой-нибудь способ снять заклятие, и старуха говорит ей, что она должна молчать двенадцать лет, предупреждая ее, что если она произнесет хоть одно слово, не только заклинание не будет снято, но и ее братья тоже умрут. Чтобы не разговаривать, принцесса забирается на вершину дерева и остается там, пока однажды король не отправляется на охоту в тот же лес, и король замечает принцессу на вершине дерева после того, как его собака останавливается у дерева и начинает лаять. Впечатленный красотой принцессы, король спрашивает ее, станет ли она его женой, и, несмотря на то, что принцесса не может говорить, она кивает головой.

Король сам взбирается на дерево, чтобы забрать принцессу, и привозит ее в свой замок, где они женятся. К сожалению, мать короля недовольна его невесткой и тратит время на то, чтобы клеветать на нее перед королем, а поскольку молодая королева не может говорить, чтобы защитить себя, король в конечном итоге верит словам своей матери и приговаривает свою жену к сожжению на костре.

Когда кажется, что королева вот-вот умрет, появляются двенадцать воронов, и в тот момент, когда они приземляются, они превращаются в двенадцать братьев королевы, потому что двенадцать лет уже прошли. Принцы спасают свою сестру, которая теперь, наконец, может говорить, рассказывает все своему мужу, и за ее клевету мать короля приговаривается к смерти в бочке, наполненной кипящим маслом и ядовитыми змеями.

Версия сказки 1857 года:

У короля и королевы двенадцать сыновей, и все они мальчики. Когда королева забеременеет в тринадцатый раз, король говорит ей, что, если следующий ребенок будет девочкой, он убьет своих двенадцать сыновей, чтобы она могла унаследовать королевство, и у него даже есть двенадцать гробов, которые он держит в запертой комнате, ключ от которой отдан королеве, которой запрещено кому-либо об этом рассказывать.

Королева с каждым днем становится все печальнее и печальнее, пока ее младший сын, по имени Бенджамин, не спросит ее, обеспокоенную, почему. Поскольку ей приходится хранить тайну, она сначала отказывается что-либо ему рассказывать, но он продолжает спрашивать, пока она не покажет ему комнату с двенадцатью гробами и не расскажет, почему его отец сделал их.

Мать говорит Бенджамину/Вениамину, чтобы он пошел со своими братьями в лес и спрятался там, а один из них всегда наблюдал за башней замка с вершины самого высокого дерева. Как только королева родит, она поднимет белый флаг, если родит мальчика, чтобы показать принцам, что опасности нет, если они вернутся, но если она поднимет красный флаг, это будет означать, что она родила девочку, и они должны покинуть королевство, чтобы спасти свои жизни.

Принцы проводят одиннадцать дней в лесу, наблюдая за башней замка с вершины дуба, когда на одиннадцатый день, когда настает очередь Бенджамина наблюдать, он видит, как поднимается красный флаг. Зная, что это значит, братья покидают родной край, поклявшись отомстить каждой девушке, попавшей им на пути, из-за которой они потеряли свое королевство. Наконец они находят заброшенный дом в лесу и решают отныне и в течение десяти лет уезжать оттуда, причем одиннадцать старших братьев каждый день отправляются на поиски еды, в то время как Бенджамин остается дома, заботясь о домашнем хозяйстве.

В течение этих десяти лет принцесса, родившаяся со звездой на лбу, росла, не зная, что у нее двенадцать братьев, пока однажды она не заметила в прачечной двенадцать мужских рубашек, слишком маленьких, чтобы принадлежать ее отцу, и не спросила свою мать, кому они тогда принадлежат. Наконец королева рассказывает дочери, что у нее двенадцать братьев и что с ними случилось, и даже показывает ей комнату с двенадцатью гробами, сделанными ее отцом.

Узнав правду, принцесса решает отправиться на поиски своих братьев, прихватив с собой двенадцать рубашек. После целого дня ходьбы она приходит в дом, где живут ее братья, и находит Бенджамина одного. Мальчик спрашивает принцессу, кто она и что она делает, и, услышав о намерениях принцессы, он понимает, что она его сестра. Обрадовавшись тому, что они наконец встретились, Бенджамин вспоминает, что его братья поклялись делать с каждой девушкой, которой посчастливилось пересечь их путь, и прячет свою сестру под ванной.

Другие братья не возвращаются, пока не наступает ночь, и во время еды Бенджамину удается заставить своих братьев поклясться, что они не причинят вреда следующей девушке, которую они увидят, чтобы он рассказал им о том, что с ним случилось в тот день. Ко всеобщему удивлению, Бенджамин говорит им, что их сестра там, и принцесса выходит из-под ванны. Из-за обещания, которое они дали другим братьям, они не могут причинить ей вреда, но они так счастливы видеть ее, что у них нет никакого намерения делать это.

С тех пор принцесса остается со своими братьями и проводит дни, помогая своему брату Бенджамину по хозяйству, пока однажды принцесса не решает сорвать двенадцать лилий, которые растут в саду дома. В то же мгновение, когда она это сделала, и сад, и дом исчезли, а ее братья превратились в воронов. Оглядевшись, принцесса видит старую женщину, которую она спрашивает, есть ли какой-нибудь способ снять заклятие. Старуха отвечает, что для этого она должна молчать семь лет, не говоря ни слова и не смеясь, потому что, если она это сделает, ее братья умрут. Чтобы не разговаривать и не смеяться, принцесса забирается на верхушку дерева и остается там в одиночестве, пока однажды король не отправляется на охоту в тот же лес.

Одна из королевских собак начинает лаять на вершине дерева, где находится принцесса, и когда король видит принцессу со звездой на лбу, он влюбляется в нее и спрашивает, выйдет ли она за него замуж. Поскольку принцесса не может говорить, она вместо этого кивает головой, и король сам взбирается на дерево, чтобы снести ее вниз и привезти в свой замок, где они поженятся. Мать короля, которой не нравится его невестка, постоянно клевещет на нее, ссылаясь на то, что она не разговаривает и не смеется, как на признаки того, что она, должно быть, злая.

Поначалу король отказывается верить в такие вещи, но его мать продолжает настаивать, пока он не сдается и не приговаривает свою жену к сожжению на костре. Как раз в тот момент, когда юная королева уже привязана к столбу и погребальный костер уже горит, двенадцать воронов слетаются вниз и, приземлившись, превращаются в братьев королевы, потому что семь лет наконец-то закончились.

Принцы потушили пламя и освободили свою сестру, которая теперь, когда она может говорить, рассказывает своему мужу, почему он никогда не видел, чтобы она разговаривала или смеялась. Узнав правду, король приговаривает вместо этого свою мать к смерти, будучи помещенным в бочку, наполненную кипящим маслом и ядовитыми змеями.

Данная сказка, как Вы уже поняли, перекликается с версией Ганса Христиана Андерсена, где из-за проклятия мачехи братья Элизы, которых одиннадцать по сюжету, превращаются в лебедей. Но самая ранняя версия превращения братьев в птиц впервые была изложена в одной из сказок Джамбаттиста Базиле под названием «Семь Голубей«(оригинал: Li sette palommielle).

Как и в рассказе братьев Гримм, семь братьев покидают дом своей матери после того, как она рожает другого ребенка, хотя в рассказе Базиля это вызвано недоразумением, которое заставляет братьев поверить, что их мать родила другого мальчика вместо девочки. Братья остаются в лесу с людоедом, который поклялся убивать каждую женщину, которая попадется ему на пути.

Позже сестра, которую зовут Сианна, отправляется на поиски своих братьев, как только она вырастет, и находит своих братьев, которые убивают людоеда, чтобы спасти ей жизнь. Розмарин растет на том месте, где был похоронен огр, и, несмотря на предупреждение ее братьев никогда не срывать его, Сианна забывает предупреждение и срывает розмарин, чтобы сделать мазь для исцеления ран нищего. В результате ее братья превращаются в птиц, только голубей вместо воронов.

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация «Викторина по сказкам братьев Гримм» (1 класс)

ВИКТОРИНА

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ВИКТОРИНА

    Описание слайда:

    ВИКТОРИНА

  • 2 слайд

    1 тур. Разминка.Назови известные тебе сказки братьев Гримм

    Описание слайда:

    1 тур. Разминка.
    Назови известные тебе сказки братьев Гримм

  • 3 слайд

    2 тур. Из какой сказки эта реплика?— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то

    Описание слайда:

    2 тур. Из какой сказки эта реплика?
    — Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю…

  • 4 слайд

    -Меня томит такая жажда, что я ее ничем утолить не могу…

    Описание слайда:

    -Меня томит такая жажда, что я ее ничем утолить не могу…

  • 5 слайд

     - Если только остальные двое не слишком превзойдут тебя в своем мастерстве,

    Описание слайда:

     
    — Если только остальные двое не слишком превзойдут тебя в своем мастерстве, то дом останется за тобою.

  • 6 слайд

    - Когда от моей перины перья летят,на земле снег идет. 

    Описание слайда:

    — Когда от моей перины перья летят,на земле снег идет. 

  • 7 слайд

    — Посмотрите! Посмотрите! У него борода, словно клюв у дрозда.

    Описание слайда:

    — Посмотрите! Посмотрите!
    У него борода, словно клюв у дрозда.

  • 8 слайд

    3 тур. Определи сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    3 тур. Определи сказку по иллюстрации.

  • 9 слайд

    Сказки братьев гримм ютуб

  • 10 слайд

    Сказки братьев гримм ютуб

  • 11 слайд

    Сказки братьев гримм ютуб

  • 12 слайд

    Сказки братьев гримм ютуб

  • 13 слайд

    Сказки братьев гримм ютуб

  • 14 слайд

    4 тур. Вопросы по сказкам. 1. Какие животные являются героями сказки «Бреме

    Описание слайда:

    4 тур. Вопросы по сказкам.
    1. Какие животные являются героями сказки «Бременские музыканты»?

  • 15 слайд

    2. Почему музыканты в сказке называются Бременскими?3. Как прозвали младшего

    Описание слайда:

    2. Почему музыканты в сказке называются Бременскими?
    3. Как прозвали младшего брата в сказке «Золотой гусь»?

  • 16 слайд

    4. Где младший брат нашёл золотого гуся?5. Кто в сказке «Госпожа Метелица» си

    Описание слайда:

    4. Где младший брат нашёл золотого гуся?
    5. Кто в сказке «Госпожа Метелица» сидел на колодце, когда падчерица вернулась домой?

  • 17 слайд

    6. За кого королевне пришлось выйти замуж в сказке «Король Дроздобород»? 7. Н

    Описание слайда:

    6. За кого королевне пришлось выйти замуж в сказке «Король Дроздобород»?
    7. На какую должность во дворце взяли королевну?

  • 18 слайд

    8. Что в сказке «Горшочек каши» старушка попросила у девочки?9. Кто из сынове

    Описание слайда:

    8. Что в сказке «Горшочек каши» старушка попросила у девочки?
    9. Кто из сыновей в сказке «Три брата» должен был получить наследство?

  • 19 слайд

    10. Какому ремеслу обучился старший сын?11. Как доказал свое мастерство средн

    Описание слайда:

    10. Какому ремеслу обучился старший сын?
    11. Как доказал свое мастерство средний сын?

  • 20 слайд

    Молодцы!

    Описание слайда:

    Молодцы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки братьев гримм ютуб

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Сказки братьев гримм ютуб

  • Сейчас обучается 876 человек из 81 региона

Сказки братьев гримм ютуб

  • Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация для проведения викторины по сказкам братьев Гримм. Викторина по сказкам: «Горшочек каши», «Госпожа Метелица», «Золотой гусь», «Король Дроздобород», «Три брата», «Бременские музыканты». Презентация для 1 класса. Содержит 20 слайдов.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Внеурочное мероприятие по литературному чтению «А вот о том, как в баснях говорят» (по произведениям И. А. Крылова)

  • Технологическая карта урока математики (1 класс)

  • Методическая разработка «Гимнастика для ума. Нейропсихологические физминутки»»

  • Презентация к классному часу «В мире животных»

  • План-конспект урока по математике по теме «Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100» 2 класс

  • План-конспект урока по окружающему миру «Животные живого уголка. Пр.р. №4 «Уход за животными»»

  • Рабочая адаптированная программа занимательный русский язык умственная отсталостью

  • Внеклассное мероприятие 76 лет Великой Победы

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446343 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

МОУ «Новоазовская
школа №3» администрации Новоазовского района

Литературное чтение

Урок внеклассного чтения

«Увлекательный мир сказок братьев
Гримм»

(3 класс)

учитель начальных классов

Беззапонова Любовь Ивановна

Новоазовск – 2017 год

Литературное
чтение 3 класс урок. Урок внеклассного чтения.

Тема урока: Увлекательный мир сказок братьев
Гримм

Цели урока: Ознакомить учащихся с творчеством Братьев Гримм;
активизировать читательскую память; формировать навыки анализа художественного
произведения и составления сравнительной характеристики персонажей;
прививать детям любовь к книге, желание
читать, развивать память, внимание, речь обучающихся, развивать в детях чувство
прекрасного, умение ценить настоящую красоту; развивать наблюдательность,
умение сопоставлять сюжеты известных сказок;
развивать творческое мышление; на примере героев сказок братьев Гримм воспитывать
доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить
взаимовыручке; формировать умение работать в коллективе

Оборудование: портреты сказочников; выставка книг и детских рисунков
иллюстрации к разным эпизодам сказки; техническое обеспечение.

Ход урока

I.   
Организационный
момент.

II.     Речевая разминка

Поправляем язычки,
чтобы не путались значки.

И про мышек диалог,
чтобы интересным был урок.

III.          
Мотивация учебной
деятельности.

Сообщение темы и цели
урока

Учитель. Нет в мире человека, который бы хоть раз в
жизни не путешествовал по стране сказок. Знакомство со сказкой, встреча с ней –
это всегда праздник. И сегодня мы имеем прекрасную возможность попасть в эту
удивительную страну.

Сегодня к нам
на урок пришла замечательная гостья. А имя ее вы узнаете, когда составите слово
из этих букв: З К С А А К.

НАРОДНАЯ
АВТОРСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ

СКАЗКА

ВОЛШЕБНАЯ
МУДРАЯ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ

Сказок много
есть на свете

Веселых и
грустных.

Вопрос
заключается в том, а сможем прожить мы без них?

— С первых
дней детства нас сопровождают сказочные герои. Сказки нам читали бабушки и
мамы, с удовольствием вы смотрите их по телевизору. Дети, любите ли вы читать
сказки? Назовите свои любимые сказки.

— Да, эта
выставка книг состоит из ваших любимых сказок братьев Гримм.

IV.
Обсуждение прочитанных сказок

1. Сказка
братьев Гримм «Госпожа Метелица»

Беседа

— Дома вы
читали сказку «Госпожа Метелица».

— Понравилась
ли вам эта сказка?

— Кто из
персонажей запомнился больше всего и почему?

— Видели ли вы
экранизацию этой сказки или мультфильм? Каково ваше впечатление от них?

— Найдите
типовые элементы построения сказки. Прочитайте зачин; концовку.

— К какой
группе сказок относится произведение «Госпожа Метелица»? Свое мнение обоснуйте.
(Это волшебная сказка, поскольку здесь есть фантастический вымысел (домик
госпожи Метелицы, взбивания перины, с которой летит снег, золотой и смоляной
дождь)).

2. Сказка
братьев Гримм «Заяц и еж»

Игра «Узнай
героя»

Спокойный,
уравновешенный, рассудительный, изобретательный, мудрый, скромный. (Еж)

Надменный,
напыщенный, хвастливый, задиристый. (Заяц)

— Кто помог
ежику проучить заносчивого зайца?

V.
Знакомство с новым произведением. (изучение нового материала)

Обработки
сказки братьев Гримм «Золотой гусь»

1. Чтение
сказки «цепочкой»

— Назовите
действующих лиц сказки.

2. Справочное
бюро

Пономарь —
служитель православной церкви, помогающий священнику во время богослужения.

3. Анализ
содержания сказки с элементами выборочного чтения

— Куда
родители посылали своих сыновей?

— Что давали
им с собой в дорогу?

— Кто
встретился сыновьям?

— С какой
просьбой обратился к ним старик?

— Как повели
себя сыновья?

— Кто из
сыновей оказался самым щедрым?

— Кто получил
вознаграждение за свою доброту?

— Прочитайте
зачин сказки, концовку.

— Чему учит
эта сказка?

VI.
Викторина по сказкам братьев Гримм (обобщение изученного материала)

1. В какой
сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег?

а) «Госпожа
Метелица»;

б) «Золушка»;

в) «Три
брата».

2. В какой
сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища?

а)
«Принц-лягушонок и Железный Генрих»;

б) «Король
Дроздобород»;

в) «Умная
Эльза».

3. В какого
зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке братьев Гримм
«Краснозорька и Белоснежка» (другой вариант названия — «Беляночка и Розочка»)?

а) зайца;

б) в волка;

в) в медведя.

4. Назовите
главных героев из сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский
забег на овощном поле.

а) Заяц и еж;

б) Волк и
заяц;

в) Черепаха и
еж.

5. Кто из
бременских музыкантов играл на скрипке?

а) Пес;

б) кот;

в) осел.

6. Какой вход
привел к госпоже Метелице падчерицу и ленивую дочку?

а) Двери;

б) люк;

в) колодец.

7. Кто
предсказал королеве в сказке «Шиповничек», что у нее родится дочь?

а) Лягушка;

б) ведьма;

в) северный
ветер.

8. После чего
козлик из сказки «Братец и сестрица» снова смог стать человеком?

а) Выпив живой
воды;

б) после
смерти ведьмы-мачехи;

в) побывав на
свадьбе сестры и Короля.

9. Как
родители решили избавиться от своих детей Гензеля и Гретель из-за бедности и
голода?

а) Запереть в
хлеву;

б) отдать
Бабе-Яге;

в) отвести их
в лес.

VII. Итог
урока

— С какими
сказками познакомились на уроке?

— Чему учат
нас эти сказки?

VIII .
Домашнее задание

— Следующий
урок внеклассного чтения проведем по теме «Весну-красну встречаем».

Задания к
уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.

  • Сказки братья гримм читать детские
  • Сказки бунина для детей
  • Сказки братьев гримм с иллюстрациями
  • Сказки братьев гримм читать бесплатно полное содержание
  • Сказки братьев гримм ужасы