Сказки бориса заходера для детей

Воспитатель, структурное подразделение детский сад малыш, с. родина афанасьева а.о. пересказ сказки бориса заходера собачка огорчается с использованием лего-конструктора //

Воспитатель, Структурное подразделение детский сад «Малыш», с. Родина

Афанасьева А.О. Пересказ сказки Бориса Заходера «Собачка огорчается» с использованием лего-конструктора // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 804047


Цель: закрепление у обучающихся навыков пересказывания и конструирования сказки «Собачка огорчается» с помощью наборов Lego-конструктора «Построй свою историю».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • учить моделировать сказку с помощью Lego-конструктора «Построй свою историю»;
  • пересказывать сказку, используя модель; продолжать формировать представление о сказке как жанре художественной литературы;
  • формировать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, формировать навыки креативного мышления.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, творческое воображение, фантазию; развивать и активизировать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу; воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературы.

Планируемый результат:

  • умеют давать краткие и развернутые ответы по тексту произведения;
  • умеют моделировать сказку при помощи Lego-конструктора «Построй свою историю» и пересказывают сказку на основе модели;
  • высказывают свое мнение о конкретном поступке литературного героя с точки зрения моральных качеств: добро и зло, вежливость и грубость.

Предварительная работа: чтение сказки «Собачка огорчается», рассматривание иллюстраций, словарная работа, беседы о моральных качествах: добро и зло, вежливость и грубость.

Материал к занятию: посылка, письмо, схема для лего-конструктора, забор, машинка, грядка цветочная, печенье, лего-конструктор, портрет писателя Б. Заходера.

Ход ООД

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

На столе стоит посылка

Воспитатель: Ребята, посмотрите – посылка. Интересно, кому это? (читаю). «Детский садик «……..». Старшая группа «………». Значит это нам. Давайте откроем и узнаем, что там внутри (схема для лего-конструктора, забор, машинка, грядка цветочная, печенье, лего-конструктор, портрет писателя Б. Заходера). Как думаете, ребята, почему именно эти предметы лежат в посылке? (Показываю портрет писателя). Ребята вы узнали кто это? (Писатель). А как его зовут? (Борис Заходер). Правильно. Это Борис Заходер его годы жизни 1918-2000 гг.

Какие произведения Бориса Заходера вы знаете? («Мартышкино завтра», «Добрый носорог», «Жил-был Филипп», «Серая Звездочка» и др.).

Воспитатель: Здесь еще послание есть. Прочтем, может быть, станет ясно, для чего посылка находится здесь. «Угадай, из какой сказки эти предметы?».

Воспитатель:Ребята, кто из вас уже догадался, из какой сказки эти предметы?

Воспитатель: Правильно, из сказки «Собачкины огорчения».

Воспитатель: Мы знакомы с этой сказкой. Понравилась вам сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто является героем сказки? (Собачка)

Воспитатель: Почему собачка огорчается?

(Забор высокий, люди забыли придумать и для собак автомобили, грядки на участке в таком беспорядке, что собачка вскопала грядки и ей за это попало, собачке не дают кусочек печенья)

Воспитатель: А еще почему может быть собачке грустно? (Потому что она за забором сидит одна).

Ребята, как вы думаете как мы можем помочь нашей собачке чтобы она не огорчалась? (сконструировать ей собачек-друзей, чтобы она могла поиграть вместе с ними)

Воспитатель: Молодцы!

Физминутка «ЛЕГО на голове»

Дети кладут на голову кирпичик конструктора ЛЕГО. Воспитатель дает задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Дети выполняют задание, стараясь не уронить с головы кирпичик конструктора ЛЕГО.

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить.

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Драматизация сказки «Собачкины огорчения» под аудио сказку.

Воспитатель: В создании наших собачек мы будем использовать Лего-конструктор, набор построй свою историю. (Расставление конструктора лего на каждого ребенка на места)

Пальчиковая игра «Собака»

У собачки острый носик, (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх)

Есть и шейка , есть и хвостик. (Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается)

Самостоятельная работа

Воспитатель: Вынимайте конструктор и схему с пакетика, у всех получилось? Молодцы! приступаем к работе.

Включение аудиозаписи релакс для выполнения работы.

Воспитатель: Посмотрите какие собачки у нас получились давайте поставим их на платформу. Какие же вы молодцы!

Воспитатель: Какую сказку сегодня вспоминали? (Собачкины огорчения)

Воспитатель: Кто написал сказку? (Борис Заходер)

Кто главный герой сказки? (Собачка)

Где происходит действие ? (на даче)

В какое время года описывается в сказке? (Летом)

Что происходит в сказке? (Собачка обижается)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, чему учит сказка «Собачкины огорчения»? (терпению, отзывчивости, преданности)

Воспитатель: Подумайте, а вам в этой сказке можно чему-нибудь научиться? Если «да», то возьмите желтый кирпичик, если «нет», то синий.

Воспитатель:

Вы старались, мастерили,

Трудно было не устать!

Потрудились от души,

Все ребята хороши!

Борис Заходер – «Собачкины огорчения»: Сказка

В лесочке, над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая Собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

Во-первых,

Собачку слегка раздражает,

Что дачу высокий

Забор окружает.

Ведь если б не этот

Противный забор,

То с кошками был бы

Другой разговор!

Ее огорчает,

Что люди забыли

Придумать

Собачкам

Автомобили.

Собачка

Обиды терпеть не желает:

Она на машины отчаянно лает!

Ей грустно

Глядеть на цветочные грядки

Они у хозяев

В таком беспорядке!

Однажды

Собачка

Их славно вскопала –

И ей же, представьте,

За это попало!

Хозяин

Собачку

За стол не сажает –

И это, конечно,

Ее обижает:

Не так уж приятно

Приличной Собачке

Сидеть на полу,

Ожидая подачки!..

Но дайте Собачке

Кусочек печенья –

И сразу

Окончатся

Все огорченья!

Сказки бориса заходера для детей

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Краткая биография Бориса Заходера для детей начальной школы

Будущий знаменитый детский писатель родился в Бессарабии, в семье юриста Владимира Борисовича и переводчицы Полины Наумовны.

Читайте также:  Гавриил Романович Державин Русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18. – презентация

Семья Заходеров недолго оставалась в Румынии, они перебрались в Одессу, а потом и в Москву.

Там маленький Боря поступил в гимназию, которую и закончил в 1935 году.

Юный Борис мечется между собственными увлечениями.

Поступает в авиационный ВУЗ, потом сразу на биологический факультет, ведь он с детства любил биологию и живую природу, но вскоре бросает и его, и переходит в Литературный институт имени Горького в Москве.

Заходер окончательно выбирает свой дальнейший творческий путь, и начинает публиковать первые стихи.

Как только начинается Великая Отечественная Война, Заходер отправляется добровольцем на фронт.

Он проходит войну до конца, и в звании старшего лейтенанта демобилизуется только в 1946 году.

Заходер возвращается в Литературный институт и заканчивает его с отличием в 1947 году.

В это время начинают печататься его первые детские стихотворения.

Параллельно появляются и первые переводы зарубежных писателей, выполненные Борисом Заходером.

С середины 50-х годов начинается рассвет творчества Заходера.

Выходят в свет сборники его стихов, появляются переводы Чапека, Тувима, Бжехвы.

В 1958 году Заходер становится членом Союза писателей.

В 1960 году появляется книга, ставшая настоящим бестселлером и сразу принесшая Заходеру огромную популярность.

Это перевод сказки английского писателя Алана Милна, которая в интерпретации Заходера получила название “Винни-Пух и все, все, все”.

Читайте также:  Краткий курс истории. Эрих Мария Ремарк

Заходер сделал эту книгу в форме вольного пересказа, из-за чего она получилась живой и совершенно русской.

В дальнейшем, Заходер не оставлял найденный стиль перевода-пересказа, и перевел таким образом “Алису в стране чудес”, “Питера Пэна”, “Бременских музыкантов”, и многие другие сказки.

Это принесло Заходеру уже и мировое признание, и в 1978 году писатель получил престижную премию имени Андерсена.

Писатель не прекращал творить и в следующие годы.

Так, в 1997 году вышла в свет его книга “Заходерзости”, частушками, кулинарными рецептами и философскими стихотворениями.

Детство и юность

Родился Заходер Борис Владимирович в небольшом молдавском городе Кагул в 1918 году. Его родители познакомились на войне и быстро решили создать свою семью. Мама Полина Герценштейн работала медсестрой в лазарете, а отец Владимир Заходер потомственный юрист. Семья после рождения первенца недолго оставалась в Молдавии, они первоначально переехали в Одессу, а в последующем — в Москву. Такие многочисленные переезды и смена обстановки давалась маленькому Борису крайне сложно.

В раннем возрасте Заходер совершенно не интересовался литературой, его влекла биология, театр, иностранные языки и спорт. Мама будущего писателя Полина к тому времени стала известной переводчицей, и под её руководством малыш быстро освоил английский и немецкий. Борис был одаренным и ранним ребёнком, уже в 11 лет он переводил стихотворение «Лесной царь» авторства Гете.

b-zahoder-5.jpg

Интересные факты из жизни Бориса Заходера

Факт 1. Дед писателя, Борух Заходер, был раввином в Нижнем Новгороде и собрал средства н открытие в городе первой синагоги.

Факт 2. В 11 лет Заходер перевел балладу “Лесной царь” Гете, так как перевод Василия Жуковского показался ему неинтересным.

Читайте также:  Мельница мифов: Темная сторона Рылеева

Факт 3. В 1944 году Борис Заходер был награжден медалью “За боевые заслуги”, в это время Заходер был секретарем редакции газеты Мурманского корпусного района.

Факт 4. Детскими стихотворениями Заходер занялся потому, что его стихи для взрослых часто не пропускала цензура.

Факт 5. Заходер был женат трижды, и его последняя супруга, Галина Романова, выпустила книгу воспоминаний “Заходер и все, все, все”.

Читательские дневники по произведениям Бориса Заходера

Стихотворение «Птичья школа»

Сказка «Винни-Пух»

Стихотворение «Что красивее всего»

Из биолога в литераторы

0e0d4dfdb71b6434407cb50e6eaa682a.jpg

Борис Заходер в детстве. Фотография: rgdb.ru

a9af62fe90dc3609207bccec64c98438.jpg

Борис Заходер. Фотография: yubik.net

Борис Заходер. Фотография: yubik.net

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года в молдавском городе Кагуле. Семья Заходеров часто переезжала: сначала из родного города они перебрались в Одессу, а после повышения отца — в Москву. Мать Заходера была переводчицей и владела несколькими иностранными языками. Именно она наняла сыну репетитора немецкого языка и приобщила его к зарубежной литературе. В 11 лет Борис Заходер даже взялся переводить «Лесного царя» Иоганна Гёте: классический перевод Василия Жуковского его не устраивал. Также мальчик увлекался естествознанием и читал сочинения английского натуралиста Чарльза Дарвина, немецкого зоолога Альфреда Брема, французского энтомолога Жана Анри Фабра.

Закончив школу в 1935 году, Борис Заходер никак не мог определиться, какую профессию получить, — за три года будущий писатель сменил три вуза. Сначала он зачислился в Московский авиационный институт, в 1936-м — на биологический факультет Казанского университета, а потом продолжил учиться по той же специальности в Московском государственном университете. Однако биологом Заходер так и не стал — в 1938 году он поступил в Литературный институт имени Горького.

Через год началась Советско-финская война. Борис Заходер записался добровольцем в Советскую армию. После возвращения он сочинил несколько стихов и очерков о строительстве в Москве ВДНХ. С началом Великой Отечественной войны Заходер снова отправился на фронт. В этот период он писал патриотические стихотворения и публиковал их в армейской газете. Заходера дважды наградили медалью «За боевые заслуги» — в 1944 и 1946 году.

В столицу Борис Заходер вернулся только через год после окончания войны — его держали в резерве в качестве переводчика немецкого языка. За год он экстерном закончил два последних курса Литературного института — в общей сложности ему понадобилось девять лет, чтобы получить диплом.

В честь праздника «День знаний» тётушка Сказка расскажет школьникам и дошколятам стихотворение Бориса Заходера «Мохнатая азбука». Это интересный и познавательный стих для детей. Он поможет без труда маленьким слушателям выучить алфавит. Приходите в гости к тётушке Сказке и читайте весёлые сказки и стихи для детей.

Аудио стих Мохнатая азбука

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/09/audio-stih-mohnataya-azbuka.mp3

Читать стих Мохнатая азбука

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— Животные!

Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Взгляну
На АНТИЛОПУ-ГНУ
И потихонечку вздохну:
— Зачем, зачем
Везли в Европу
Такую
Антиантилопу?!!

Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!

— Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало
Лошадей!
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью!

Как это принято у змей
Кусают за ногу
ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил
ДИКОБРАЗА.
— Ну и ну! — воскликнул Ёж.
На кого же ты похож!

Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.

И лучший друг
Честно скажет:
— Ты — ИНДЮК!

Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Носит
Мама-КЕНГУРУ
В теплой сумке
Детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день
Играют
В прятки!

Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

За стеклом свернулась КОБРА.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал МОРЖУ.

Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Все реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ- Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Этот зайчик — наш земляк —
Называется РУСАК!

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Бедный СТРАУС!
Несчастнее
Нету
Отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец —
И захныкал:
— А где моя мама?

ТАПИР навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос…

ТИГР: Решетка
На нем нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка!

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорек
Очень маленький зверек!

Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

ЧЕРЕПАХА всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твердо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!

Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?

Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

Смотреть стих Мохнатая азбука

Скачать текст Мохнатая азбука

Скачать docx

Скачать pdf

Другие стихи Бориса Заходера

Другие стихи для детей

Другие сказки о животных

Книги Бориса Заходера

Ход мероприятия

I. Рассказ о жизни и творчестве Б. Заходера

Ведущий. Поэта и писателя Бориса Заходера вы, не подозревая об этом, знаете чуть ли не с пеленок. Вам, конечно, знакомы стихи о детях, которые «играли в профессии». Это его стихи.

Читаются стихи из сборника «Строители», дети называют профессию, о которой идет речь.

СЛЕСАРЬ

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка!

САПОЖНИК

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

ПЕРЕПЛЕТЧИЦА

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого;

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме.

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно

Готовить обед!

ПОРТНИХА

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, —

Будет и тебе одежка.

Ведущий. Когда-то давно-давно маленький Боря учился в школе и влюбился. Он собрал дома все свои игрушки и принес их понравившейся девочке. Но когда пришел в класс учитель, игрушки вдруг посыпались из парты. Все посмотрели на Борю и стали смеяться. И та девочка тоже. Она и не догадывалась, что перед ней будущий большой писатель. А могла бы догадаться! Потому что уже тогда, пока все гоняли в футбол, Боря книжки читал. Все собирали марки и фантики, а Боря — считалки. Он их не записывал, а хранил в голове. Вот какая у него была голова! Прямо копилка считалок! Потом, когда он вырос, считалкам стало тесно в его голове, и Борис Заходер поместил их в книге «Считалия». В этой книге есть совсем простенькие считалки:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый — хвост.

А есть и позаходеристей:

СЧИТАЛОЧКА

Жили-были два соседа,

Два соседа-людоеда.

Людоеда

Людоед

Приглашает

На обед.

Людоед ответил: — Нет,

Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь

Не в виде

Блюда!

Но вот Борис закончил школу и устроился на завод учеником токаря, потом учился в трех институтах, а закончил один — Литературный (в 1946 году), потому что с детства писал стихи и очень хотел стать писателем.

Борису Заходеру в жизни выпало два испытания: он добровольцем прошел две войны — финскую и Великую Отечественную. Однажды его спросили про войну, а он только и сказал: «Ничего там хорошего нет!». Больше он говорить про войну не захотел и только погладил своего любимого пса.

Много лет назад Борис Заходер поселился в тихом подмосковном поселке (в 1966 году) в маленьком доме среди деревьев и цветов. В ма-аленькой комнатенке, где он жил, один угол занимали рыбки. 24 аквариума от пола до потолка! В этих аквариумах он разводил невиданных в Москве рыбок — жемчужных гурами — и продавал их на Птичьем рынке.

А потом на месте аквариумов появился большой письменный стол, и Заходер стал писать книжки. Первая его книжка называлась «На задней парте». И тут он, конечно, вспомнил школу, и ту девочку, и вообще…

II. Инсценировка стихотворения «Мы — друзья»

МЫ — ДРУЗЬЯ

Вова.

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Петя.

Дело в том,

Что он и я —

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе — отстаем!

Вова.

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

Петя.

Что-то, Вова, позабыл!

Вова.

И я забыл…

Ну, неважно. Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Петя.

Я как тресну!

Вова.

Он как даст!

Петя.

А я как дам!..

Вова.

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду —

Драка вышла хоть куда!

Петя.

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
Вова. С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

IV. Чтение стихотворения «Перемена»

Можно предложить детям прочитать другие стихи Б. Заходера о школе.

ПЕРЕМЕНА

«Перемена, перемена!» —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, —

Словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут — опять звонок…

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

— Ничего, — вздыхает Вова, —

На уроке отдохнём!

Ведущий. Стол у Бориса Заходера был, наверное, какой- то «очень письменный», потому что за этим столом было написано много книг, веселых и добрых.

С детства Борис Заходер очень любил животных, ему нравилось наблюдать, как слетаются к кормушке воробьи и синицы, он, не задумываясь, бросался на защиту незнакомой кошки:

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов.

И не случайно на страницах своих стихов и сказок Борис Заходер завел собственный зоопарк. Некоторые дикие и домашние животные попали в заходеровскую азбуку под названием «Мохнатая азбука».

V. Игра «Читаем по ролям стихи про ежа, кита, павлина, слона, ужа и черепаху»

Вызываются 6 детей, которым раздаются листочки со словами.

ЕЖИК

— Что ж ты, ЕЖ, такой колючий?

— Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

КИТ

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

ПАВЛИН

До чего красив

ПАВЛИН!

У него

Порок

Один:

Вся павлинья

Красота

Начинается

С хвоста!

СЛОН

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый СЛОН.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!

УЖ

— Я по совести скажу:

Плохо, плохо мне, УЖУ, —

Очень гадок я на вид…

А ведь я — не ядовит!

ЧЕРЕПАХА

ЧЕРЕПАХА

Всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда

Спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Ведущий. А сколько животных в сборниках стихов Бориса Заходера под названием «Школа для птенцов» и «На горизонтальных островах»!

V. Игра «Найди рифму»

Детям предлагается закончить строчки подходящими по смыслу словами.

КИСКИНО ГОРЕ

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое (горе):

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть… (сосиски).

СПЯЩИЙ ЛЕВ

Этот лев

Совершенно

Сыт-

Оттого

Он

Спокойно (Спит.)

Но не пробуй

К нему

Прикоснуться,

Потому что

Он может… (Проснуться!)

Львов

Не следует

Трогать руками.

Объясните это… (Папе и маме!)

КТО СКАЧЕТ, КТО ПЛАЧЕТ

Только три яичка

Было у Синички.

Прилетела Галка,

Съела все (яички!)

Галка

Скачет,

А Синичка (плачет.)

Галка

Скачет,

А Синичка (плачет…)

Прилетели птички

Помогать (Синичке):

Галку заклевали,

Хвостик (оторвали.)

Галка плачет,

А Синичка скачет.

Плачь, плачь, Галка,

Мне тебя (не жалко!)

СОМОМНЕНИЕ

Был в реке

Усатый Сом

Уважаемым лицом.

Жил он в славе

И в почете

За успехи

В устном (счете.)

Сам любил

Похвастать Сом

Этим редким… (Мастерством.)

ЧУДАК СУДАК

Жил да был один Судак –

Удивительный (чудак):

Жил не в море, жил не в речке

Жил у бабушки на (печке!)

Не успев туда вселиться,

Начал он, чудак, (хвалиться):

— До чего мне повезло!

Тут и сухо и (тепло!)

Эй вы, щуки-судаки!

Вылезайте из (реки!)

Речка — это не квартира,

Там и холодно и (сыро!)

Не ходите, рыбы, в море

В море вы хлебнёте (горя),

А у бабки на печи –

И блины и (калачи!)

Затопила бабка печь –

Калачей-блинов (испечь.)

И зажарился Судак…

А ведь мог бы жить, (чудак!)

СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ

Овечке

Волк

Сказал:

— Овца!

У вас прекрасный цвет (лица)

Ах, если хвалит

Волк

Овечку —

Не верь ни одному (словечку!)

СОВА

Мудрейшая птица на свете —

Сова.

Все слышит,

Но очень скупа на (слова.)

Чем больше услышит —

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас (Не хватает!)

Ведущий. Кроме стихов, Борис Заходер посвятил животным много сказок, веселых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. Это «История Гусеницы» и «Ма-Тари-Кари», «Серая Звездочка» и «Русачок».

Постарайтесь обязательно прочитать эти сказки, а пока мы с вами в них поиграем. Попробуйте определить, каким животным, героям сказок, принадлежат эти имена.

VI. Игра «Назови животное»

Зачитывается отрывок из сказки. Дети угадывают героя. Ведущий называет произведение и показывает книгу.

  • «Хотите — верьте, хотите — нет, а только жил, говорят, Хрюк, и был он необыкновенный — на задних ногах умел ходить». (Поросенок. «Хрюк на елке».)

  • «Жил-был на лесной опушке Русачок». (Зайчик. «Русачок».)

  • «Жила-была Серая Звездочка — неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были — бородавки. Брр!» (Жаба. «Серая Звездочка».)

  • «И если тебе очень повезет и ты поедешь в Африку, ты сможешь своими глазами увидеть, как Ма-Тари-Кари чистит зубы Крокодилу». (Птичка. «Ма-Тари-Кари».)

  • «Жил-был Фип. А был он маленький, желтенький, пушистый комочек на тоненьких ножках и с тоненьким голоском: «Фип! Фип! Фип! Фип!» (Цыпленок. «Жил-был Фип».)

  • «У Чмока было очень много дел: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван. И, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз». (Щенок. «Сказка про всех на свете».)

  • «В синем море жил-был маленький Отшельник. У него было все для полного счастья — десять ног и вытаращенные глаза, длинные-предлинные усы и могучие клешни». (Рак. «Отшельник и Роза».)

VII. Загадки — «заходерки»

Он с жадностью пьёт –

А не чувствует жажды.

Он бел —

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу…

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут: — Как жалко…

А скажут: — Как сладко!

(Кусок сахара.)

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже — не тают!

(Первый снег.)

МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ

(Из Л. Керна.)

Порою

С пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно ни зги),

Но нам не дадут

Насовсем заблудиться –

Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще

Свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги.

— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,

Маленечко каши…

(Короче — влезать не придётся в долги!)

Матрасик в углу…

И вот они — наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги!

(Собака.)

VIII. Заходер и Винни-Пух

Ведущий. Однажды одна маленькая девочка написала Борису Заходеру: «Я очень люблю ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов — тогда дети будут веселыми».

И все-таки самое главное в Борисе Заходере другое. Он перевел Винни-Пуха. Ведь Винни-Пух родился в Англии. Но не подумайте, что писатель взял Винни-Пуха за лапу и перевел из Англии в Россию. Просто в Англии Винни-Пух говорил только по-английски, а Борис Заходер научил его говорить по-русски. То есть он переделал все английские слова на русские и еще к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки, шумелки, сопелки и ворчалки.

Послушайте одну из них.

Звучит «Песенка Винни-Пуха».

Вот он какой — переводчик!

Кроме Винни-Пуха он перевел из Англии в Россию Алису из страны чудес, летающего мальчика Питера Пэна и Мэри Поплине — лучшую в мире няню.

Подрастете — обязательно прочитайте и эти сказки в переводе Бориса Заходера.

IX. Подведение итогов

Ведущий. Закончить нашу встречу с Борисом Заходером хочу по-заходеровски, то есть очень весело.

Хорошо, что есть на свете Заходер!

Он, ребята, не задачка, не пример.

Он писатель-изучатель,

Новых слов изобретатель

И хороший ваш приятель!

Счастливых вам встреч с книгами Бориса Заходера!

Подсчитываются полученные в ходе игры жетоны, награждаются победители. Все дети получают по конфетке. Если останется время, можно прочитать детям сказку «Хрюк на елке», в сокращении.

Приложение

ХРЮК НА ЕЛКЕ

Б. Заходер

Хотите — верьте, хотите — нет, а только жил поросенок Хрюк, и был он необыкновенный — на задних ногах умел ходить.

Выйдет на прогулку, малыши — ягнята, телята, козлята — так за ним и ходят: «Хрюшенька, миленький, покажи свое уменье!»

Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает — важный-преважный.

Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает. К зиме до того заважничал — с малышами разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает:

— Чем я хуже людей? Захочу — пойду к ребятам на елку! Услыхал это старый Козел и ужаснулся:

— Безумец! Слыханное ли дело — поросенку к людям на елку ходить! Не вздумай пойти, глупая голова, а то зажарят тебя и с гречневой кашей съедят, бедного!

— А я так сделаю, что не зажарят, — отвечает Хрюк. — Даже и не узнают, что я поросенок! Я штаны надену, ботинки обую с калошами, очки надену. У ребят карнавал будет, они сами нарядятся — кто лисой, что зайцем, а кто и серым волком!

У него Кошка знакомая была, в школе сторожем служила. Она ему одежку раздобыла, под Новый год прибежала на скотный двор и говорит:

— Давай собирайся — елку скоро зажгут, угощение готово! Услыхал Хрюк про угощение и кинулся одеваться. -Постой, — говорит Кошка. — Уж больно ты замурзанный!

Умойся, а то ребята тебя узнают и скажут: «Что за свинья такая?»

Неохота было Хрюку умываться, но делать нечего, с горем пополам рыльце ополоснул. Стал он одеваться — штаны на голову натягивает, рукавички на задние ноги напяливает… И смех и грех!

Спасибо и тут Кошка помогла. Глянул Хрюк в корытце с водой — и сам удивился: настоящий мальчик, только нос пятачком!

Идут они с Кошкой, а у Хрюка сердчишко все-таки екает: что, как узнают, да в кашу… Страшно!

А тут по дороге Козел попался, чью-то рубашку жует. Увидел Козел Хрюка и сразу в сторонку.

— Не бей меня, мальчик! Не буду больше белье жевать! «Ага, — думает Хрюк, — не узнал меня Козел, за человека принял!»

Веселей ему стало. Идут они дальше — глядь, лежит под крыльцом Хрюкова мамаша, рылом столбы подрывает. Увидела Хрюка — поднялась и прочь.

— Видишь, — говорит Кошка, — как я все хорошо устроила! Уж если тебя родная мать не узнала, значит, никто не узнает!

А Хрюк вместо «спасибо» как на нее цыкнет:

— Брысь, такая-сякая!

Кошка с перепугу на дерево залезла.

Тут Хрюк совсем развеселился. «Так-то оно лучше, — думает, — а то эта чистюля еще проболтаться могла!»

Вот и школа. Двери распахнуты, дежурные всех встречают, «добро пожаловать» говорят.

И Хрюку сказали:

— Добро пожаловать!

Только он ничего на это не ответил, а как был, в шубе и галошах, прямо в зал полез.

— Погоди, мальчик, — кричит дежурный, — ты разденься сперва! Хоть галоши сними!

Нечего делать, снял Хрюк галоши и в зал вошел.

Там как раз концерт начинался. Кто поет, кто пляшет, кто стихи читает. Все слушают, сидят тихо-тихо, а потом громко- громко хлопают. А у Хрюка одно угощение на уме — знай вертится на стуле да похрюкивает:

— Скоро ли за стол?

— Тише, мальчик, — шепчут соседи, — ты слушать мешаешь!

А он все свое.

«Какой невоспитанный мальчик», — удивляются соседи. Но долго удивляться было некогда — пошли все вокруг елки танцевать.

И Хрюк туда же. Одному на ногу наступит, другого толкнет, а сам и ухом не ведет, словно так и надо… Извиниться — это не его поросячье дело!

— Медведь какой! — говорит девочка. — Что ты толкаешься?

А Хрюк только фыркнул. «Не узнала, — думает, — ура!»

Но вот наконец и к столу позвали.

Первым Хрюк летит, всех расталкивает. Плюхнулся на стул и давай со всех тарелок к себе угощение сгребать.

Шум, хохот кругом, ребята и есть не могут — все над Хрюком смеются. А ему и горя мало — пятачком в тарелку залез и уписывает все подряд.

Наконец отвалился да и… ноги на стол!

Тут уж кто-то не стерпел и сказал:

— Разве это мальчик? Это ж просто-напросто поросенок!

Хрюк вскочил да как завизжит:

— Ой, узнали!

И кинулся со всех ног бежать. Зацепился за ручку двери, штаны с него слетели. Без штанов, чуть живой добрался Хрюк до родного хлева, зарылся в солому — один пятачок наружу торчит.

Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:

— Да почему же они меня узнали?

И верно — почему?

Стихи бориса заходера у человека жил хомяк

На Горизонтских островах. Из Яна Бжехвы

Про пана Трулялинского (Из Ю.Тувима)

Бал в мастерской (Из Дъёрдя Сюди)

Умница-разумница (Немецкая детская песенка)

Разговор в сумерках (Из Джо Уоллеса)

Мордочка, хвост и четыре ноги (Из Л.Керна)

Сказка про Ёжик (Из В.Хотомской)

(ПОЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ)

Большой бразильский муравьед

(Песенки из пьес и кинофильмов)

Песня про остров Гдетотам

Из пьесы-сказки «Лопушок у Лукоморья»

Песенка про лапчатых гусей

Из пьесы-сказки «Мэри Поппинс»

«Приятное дело — озорничать. «

«Новая няня? Ну что же — без паники. «

«Первые звёзды в небе видны. «

«Да что же я — всё старшая и старшая сестра. «

Пять новых песенок Винни-Пуха

Как по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров. Надеюсь, вы не подумали, будто я собираюсь обратиться с этим вопросом в адресный стол, чтобы выяснить, много ли у автора этой книги однофамильцев и тёзок. Наверное, вы сразу поняли меня правильно. Поняли, что речь идёт о многогранности Бориса Заходера, о том, что у него есть множество произведений совсем-совсем разных, непохожих одно на другое.

Ну, прежде всего, как известно, он — поэт. Да и поэт-то очень разнообразный, словно бы не один, а несколько. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если ты их прочтёшь или услышишь всего один раз. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная: её не то что не запомнишь сразу, но, пожалуй, сразу и не поймёшь до конца. В неё надо хорошенько вдуматься. Есть, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились, есть и для тех, кто гораздо старше.

Кроме того, Борис Заходер — прозаик: его сказки вы найдёте в этой книге.

Он ещё и драматург. Правда, пьесы его здесь не напечатаны, зато вы можете увидеть их в детских и кукольных театрах. Возможно, и видели: «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки».

Но что вы уж безусловно видели, так это кинофильмы по сценариям Заходера. И наверное, не только знаменитого «Винни-Пуха», но и «Гимнастику для головастика», «Вот тебе и Заяц!», «Как рыбка чуть не утонула» — фильмы, которые обычно называют научно-популярными, а на этот раз я бы назвал научно-увлекательными или даже научно-весёлыми, потому что Борис Заходер именно увлекательно и весело рассказывает о самых что ни на есть серьёзных вещах, о таких серьёзных, что в школе, на уроках биологии, они некоторым из вас кажутся даже скучноватыми.

А если я скажу, что он ещё и переводчик, и упомяну всего одну книгу «Винни-Пух и Все-Все-Все» Алана Александра Милна, — то, я уверен, вы все (Все-Все-Все) сразу же подхватите: «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс. «Питер Пэн» Джеймса Барри. Сказки Карела Чапека и братьев Гримм. Стихи Яна Бжехвы, Юлиана Тувима, Вильяма Смита.

Источник

Подборка лучших стихов для детей Бориса Заходера

Короткие стихи и четверостишия Бориса Заходера для детей

Ах–ах–ах–ах–ах–ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах –
Свалился Ванька – Встанька!

Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой:

— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой –
На то мы Ваньки – Встаньки!

Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!

Ах, если бы Слоны
Носили бы
Штаны —
Какие бы
Материи
Были им нужны?
Никак не маркизет,
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей —
Посчитай-ка всех зверей.

Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним —
Еще пяток,
А за ним —
Сплошной поток:
Тот — без ног,
А тот — с ногами,
Этот — прямо,
Тот — кругами,
Кто — налево,
Кто — направо, —
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда…
Почему?
Зачем?
Куда?

Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!

Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!

«Шагай!» — поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!…
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!…

Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник —
В вишневой наливке.
Во вторник —
В томатной подливке.
В среду —
В лимонном желе.
В четверг —
В киселе и в смоле.
В пятницу —
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
— Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала!

Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!

Как славно! Все запело —
Все реки, все пруды…
Не скажешь, что капелла
Набрала в рот воды!

На турецком на обеде
Обнимал Медведь Медведя.
Заревел Медведь от боли:
— Ты бы,
Брат,
Полегче, что ли!
— Сам полегче ты, Медведь, —
Нету сил моих терпеть!

Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий —
Он сломался!

Смешные стихи для детей Бориса Заходера

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»

Плачет Киска в коридоре,
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

Ах, многие считают,
Что Бука — это Бяка,
А это совершенно
Неправильно, однако!
Да, нас нетрудно спутать,
Но в том-то вся и штука,
Что Бяка — это Бяка,
А Бука — это Бука.

Хотя не спорю, всякий
Порою смотрит букой,
Хотя не скрою, всякий
Порой бывает бякой,
Но путать Буку с Бякой
А также Бяку с Букой
Всем детям строго-настрого
Запрещено наукой!

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!

Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!

— Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

Говорил
Термит
Термиту:
— Ел я все
По алфавиту:
Ел
Амбары и ангары,
Балки,
Бревна,
Будуары,
Вафли,
Вешалки,
Вагоны,
Гаражи и граммофоны,
Древесину
Дуба,
Ели,
Съел
Жестянку (еле-еле),
Ел
И зелень,
И известку,
Ел
Изделия из воску,
Ел
Картины и корзины,
Ленты,
Лодки,
Магазины,
Несессеры,
Окна,
Пенки,
Потолки,
Рояли,
Стенки,
Телевизоры,
Ухваты,
Фильмы,
Фотоаппараты,
Храмы
(Церкви),
Цирки,
Чашки,
Кушал
Шахматы и шашки,
Шпалы пробовал
И штампы,
Щетки
И электролампы,
Даже
Юбками
Питался,
Даже
Якорь
Съесть
Пытался
И ни разу
Не был сыт.

— М-да, — сказал другой Термит. —
От диеты толку мало.
Лучше лопай что попало!

Как-то Зяблик
Сел на осину.
«Брр, как холодно!
Вдруг я простыну!
А простуда для меня —
Хуже смерти:
Мне ведь в среду выступать
На концерте!»

Пролетала мимо
Синица:
— Наконец-то он
Угомонится!
Петь он больше, конечно,
Не сможет,
Стрептоцид — цит-цит! —
Не поможет!

Подхватила новость
Сорока:
— Зяблик болен!
Болен жестоко!
Никогда
На ветках осины
Не встречалось подобной
Ангины!

— Ох! — сказала Чижику
Галка. —
До чего мне Зяблика
Жалко!
Полечу, спрошу у Кукушки,
Нет ли где
Кислородной подушки!

А Кукушка
Слезу утирает:
— Зяблик-то — ку-ку! —
Умирает!
Говорят,
Уже Ворон с Вороной
Сочинили марш
Похоронный.

Зарыдала Глухая
Тетеря:
— Для искусства такая
Потеря!
Это ж был выдающийся
Тенор!
Пел, бывало,
Не хуже, чем Кенар.

Только Дятел
Даром слов не тратил.
Сколотил для друга
Гробик Дятел…

Ну, а Зяблик?
Пел да резвился!
И, конечно,
Очень удивился,
Услыхав,
Как кричала Синица,
Что объявленный концерт
Не состоится,
Так как Зяблик,
По словам Чечетки,
Неожиданно
Скончался
От чахотки!

Мордочка, хвост и четыре ноги

Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, —
За нами сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться —
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют —
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою
Тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь,
Что никто тебе так не поможет,
Как
Мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,
Маленечко каши…
(Короче — влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу…
И вот они — наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Сказали Волу:
— Уважаемый Вол!
Отвезите, пожалуйста,
В школу Стол.

— Ну, вот еще,
Охота была!
Найдем
Какого-нибудь
Осла!

Осел подумал:
«Зачем мне мучиться?
Ведь в школах
Ослы
Не учатся.
Поручу-ка я это дело
Барану!»

Барану — лень.
«Пожалуй, устану.
Попробую
Уговорить
Козу».

Коза говорит:
— Ну что ж, отвезу!
А сама подумала:
«Странно!
Что же я —
Глупее барана?»
И пошла к Барбосу:

— Милый Барбос!
Ты бы в школу
Стол
Не отвез?

Барбос,
Пожалуй бы,
Не отказался,
Да поблизости
Кот
Оказался.

Барбос — к нему:
— Эй ты, мышелов!
Ты что-то давно
Не возил столов!
Вот тебе стол,
Лежебока,
Вези — тут недалеко.
Отвезешь —
И в школу отдашь котят.
Котята тоже
Учиться хотят!

Кот
Пораскинул умишком
И отправился в гости
К Мышкам:
— Отвезите стол,
Мышиное племя,
Не то
Пообедаю
Вами всеми!

У Мыши,
Известно,
Кишка тонка.
Мышь
Побежала искать Паука.

Но
Паук
Был не в духе
И передал поручение
Мухе.

Муха
К Муравью полетела:
— Слушай, есть интересное дело!
Надо в школу
Доставить стол!
Учебный год
Как раз подошел,
А главное,
Ваша братия
Любит
Такие занятия!

Муравей,
Хоть ростом был невелик,
От работы
Увиливать
Не привык.
Он
Уговаривать себя не заставил
Он
Взял
И
Доставил!

Отчего-то мне
Весь год
Не везёт и не везёт!

Не везёт мне на футболе:
Как ударишь — нет стекла!
Дома не везёт,
А в школе…
В школе — жуткие дела!

Хоть на той контрольной, скажем,
Я вполне четвёрки ждал:
Петька — с ним контакт налажен —
Мне шпаргалку передал.

Ну, как будто всё в порядке!
…Возвращают нам тетрадки.
Мы глядим,
и что же в них?
В них — четвёрка…
На двоих!
Петька смотрит виновато…
Я не бил его, ребята.
Он же это не назло.
Просто мне не повезло!

Уж такой я невезучий,
Незадачливый такой!
Взять, к примеру, этот случай:
Я, на всё махнув рукой.
Взял уроки сделал честно.
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и не спросил!
А обычно нет и дня.
Чтоб не вызвали меня.
Хоть под парту лезь — и тут
Обязательно найдут!

Никакого нет спасенья
От такого невезенья!
И всего обидней что?
Не сочувствует никто!

…Рано утром было это.
Сел в трамвай я на ходу.
Я решил не брать билета —
Скоро, думаю, сойду.
Ну откуда в эту пору
Было взяться контролёру?
Он остановил вагон,
И меня выводят вон!
Я сказал, понятно, сразу:
— Не везёт, как по заказу! —
А кругом как захохочут!
— Верно,— говорит народ, —
Раз трамвай везти не хочет.
Тут уж ясно —
Не везёт!

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, — кричал Индюк, —
Доктор Вежливых Наук,

И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей, Свинья. —
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел —
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они — балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!

«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком.
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи.
Попросил списать задачи, —
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнём!

Красивые и трогательные стихотворения Бориса Заходера о дружбе

С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!

Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаем!

Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам.

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Что за шум на задней парте?

Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
— Е-один!
— А-шесть.
— К-пять!

Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!

Бьются два военных флота
На листочках из блокнота.
Вова с Петей не пираты,
Не берут на абордаж,
А наводят на квадраты
Дальнобойный
Карандаш!

И противника догонят
Залпы меткие везде!

Вот линейный крейсер тонет
В разлинованной воде,
Вот уже близка победа:
Миноносцы бьют в упор…
Ну, еще одна торпеда —
И на дно пойдет линкор!

Но внезапно все пропало:
Море, волны, корабли…
Прогремело
Громче шквала:
— Курс на доску, адмиралы!
Адмиралы — на мели…

— Петька, друг, спасай — тону!
— Я и сам иду ко дну!.

Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал!

Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от хотьбы.

В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.

В одной корзине белые,
И все как на подбор!
В другой один единственный
Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:
— Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело!

Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползет второй.

Бежит вприпрыжку первый
С добычею руке,
Второй едва плетется,
Хоть он и налегке.

Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
— Пустая-то корзинка,
Выходит тяжелей!

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока
Этот домик из песка!

Не бывает любви
Несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной
И безрассудной,
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь
Не бывает.
Даже если она
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит!

Интересные стихотворения известного поэта про животных

В одном селе
Один Барбос
Залаял на Луну.
Не так уж сильно этот пес
Нарушил тишину,
Да в это время, как на грех,
Не спал его сосед.
— Эй ты, потише, пустобрех, —
Залаял он в ответ.
И так как он рассержен был
И не был безголос,
То тут со сна заголосил
Еще один Барбос.
Вот тут и началось.

Пошло гулять по всем дворам:
— Не гавкать!
-Тихо!
— Что за гам!
— Да прекратите лай!
— Эй, будет вам!
— Ай-ай-ай-ай!
— Гав-гав!
— Ррр-гам! —
Такой поднялся тарарам —
Хоть уши затыкай!

И каждый, главное, всерьез
Других унять желает.
Не понимает он, Барбос,
Что сам он — тоже лает!

Встречали звери Новый год

Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот, и Бегемот,
И даже злые Волки!

Пустился в пляс и Дикобраз —
Колючие иголки,
И все — дрожать,
И все — визжать,
И все — бежать от елки!
Гляди-ка: Уж — хоть сам хорош! —
И тот дрожит от страха.
— Зато меня уж не проймешь! —
Сказала Че-ре-па-ха!
— Мы спляшем шагом черепашьим,
Но всех, пожалуй, перепляшем!

Живут на земле
Существа неземной красоты.
Я думаю,
Ты догадался,
Что это — КОТЫ.
(Да, кошки —
Хорошее слово, научное слово,
Но ты,
Читатель,
Забудь это слово
И помни лишь слово КОТЫ!)
КОТЫ грациозны —
Какая гимнастика
Сравнится с котом?
Взгляни, например,
Как он лижет себя под хвостом!
КОТЫ музыкальны —
Не верь, о читатель,
Пустым разговорам,
Что будто
Кошачий концерт
Не сравнится с ангельским хором…
А впрочем,
КОТЫ
Не боятся людской клеветы.
КОТЫ —
Они выше мирской суеты.
Поверь,
Словно светоч среди темноты,
Нам посланы свыше
КОТЫ.
Но тот, кто не хочет
(А ты ведь не хочешь?)
С КОТАМИ расстаться,
Тот должен серьёзно
(Да, очень серьёзно!)
С КОТАМИ считаться.
Наука открыла:
Природа не можеть терпеть пустоты.
Добавлю:
Особенно —
Лучшая часть этой самой природы —
КОТЫ.
Держать на голодном пайке?
Говорят,
Можно так обращаться с людьми…
Но если ты держишь КОТОВ,
То корми
И корми,
И корми!
Коты в нашем доме
Покой и уют создают, —
Но сами КОТЫ
Тоже любят покой и уют!
И если, допустим,
Внезапно захочешь
Ударить в тамтам,
Сначала подумай,
Приятно ли это КОТАМ!
А главное —
Даже не пробуй
К КОТАМ обращаться «на ты»,
Поскольку любой,
Самый маленький кот —
Это тоже КОТЫ!
Советую не забывать,
Что КОТЫ —
Несомненные родичи Тигров,
И помнить народную мудрость
(Её я вынес в эпиграф).
Осталось добавить,
Что тех,
Кто не хочет
Серьёзно считаться с КОТАМИ,
КОТЫ
(И вполне справедливо!)
Считают
Скотами!

В лесочке, над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка раздражает,
Что дачу высокий
Забор окружает.
Ведь если б не этот
Противный забор,
То с кошками был бы
Другой разговор!

Ее огорчает,
Что люди забыли
Придумать
Собачкам
Автомобили. Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!

Ей грустно
Глядеть на цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды
Собачка
Их славно вскопала —
И ей же, представьте,
За это попало!

Хозяин
Собачку
За стол не сажает —
И это, конечно,
Ее обижает:
Не так уж приятно
Приличной Собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!

Но дайте Собачке
Кусочек печенья —
И сразу
Окончатся
Все огорченья!

Взял Топтыгин
Контрабас:
— Ну-ка,
Все пускайтесь в пляс!
Ни к чему
Ворчать и злиться,
Лучше будем
Веселиться!

Тут и Волк
На поляне
Заиграл
На баяне:

— Веселитесь,
Так и быть!
Я не буду больше
Выть!

Чудеса, чудеса!
За роялем — Лиса,
Лиска-пианистка,
Рыжая солистка!

Старик Барсук
Продул мундштук:
До чего же
У тромбона
Превосходный звук!
От такого звука
Убегает скука!

В барабаны — стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и ежик-внук
Взяли балалайки…

Подхватили Белочки
Медные тарелочки:
— Дзинь-дзинь!
— Трень-брень!
Очень
Звонкий
День!

Вышло вот какое дело:
Моль
Тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А Тюлень и гол и бос!

Побежал Тюлень к Еноту:
— Не в чем выйти на работу!
Дай мне шубу, куманек!
Одолжи хоть на денек!

Отвечал Енот со смехом:
— Дорожу
Своим я мехом!
Что ж ты,
Глупенький зверек,
Шубу плохо так берег?

— Дайте шубу мне, бобры!
Дайте, будьте так добры! —
А бобры ему в ответ:
— Лишней шубы, братец, нет!

— Может, мне помогут лисы?
— Что ты! Мы и сами лысы!
Ты бы лучше сбегал
К Волку —
Там скорей добьешься толку!

— Нет, спасибо!
Ради шубы
Не полезу к Волку в зубы!
Лучше я схожу
К Моржу —
Может, шубу
Одолжу…

Но и Морж ответил хмуро:
— Дорога своя мне шкура!
Не могу ж я лезть из кожи,
Хоть с тобою мы
И схожи…

Бегал, бегал наш Тюлень,
Позабыв былую лень:
Был у Выдры,
У Хорька,
У Ежа,
У Хомяка,
Был у Норки,
У Куницы —
Ничего не смог добиться.

Даже лучший друг —
Барсук —
Буркнул:
— Нынче недосуг! —
А сердитый зверь Опоссум
Дверь захлопнул
Перед носом!

Постоял Тюлень
У двери…
— Боже мой!
Какие звери! —
Мех собрал свой
По клочку
И поплелся
К Скорняку…

Шил Скорняк,
Чинил Скорняк,
Примерял и так и сяк:
Тут подрежет, там латает
Меха
Явно
Не хватает!

Вышла у него шубенка,
Как на малого ребенка.
Эту шубу
Целый день
Натянуть не мог Тюлень.
Еле-еле
Застегнулся,
Шаг шагнул —
И растянулся!

Крикнул он на Скорняка:
— Шуба слишком коротка!
Это просто явный брак!
В ней ходить нельзя никак!
— Ну, — сказал Скорняк лукавый,
Пану трудно угодить!
А зачем же вам ходить?
Ты — Тюлень, так ты и плавай!

Увидел Маленький Енот
Падучей звездочки полет
И загадал желание:

— Хочу я стать
Бараном,
Вараном,
Тараканом,
Тритоном,
Питоном
Или Хамелеоном.
Пусть стану я
Фламинго,
Или Собакой Динго,
Омаром,
Кальмаром,
Пятнистым Ягуаром,
Медузой,
Воблой,
Камбалой,
Гадюкой (но не очень злой!),
Чижом,
Ежом,
Ужом,
Моржом,
Козой
(А то и Стрекозой!),
Хоть Плавунцом, в конце концов
(Люблю я вкусных Плавунцов!),
Хотя бы Бегемотом —
Но только
НЕ ЕНОТОМ!
Сойдут и Кит, и Кот, и Крот!
Вот все мое желание, —
Закончил Маленький Енот
И
Перевел дыхание.

В ответ Падучая Звезда
Сказала: — Что за ерунда?
Твое желание, мой друг,
Мне показалось странным:
С какой же это стати вдруг
Еноту — стать Бараном?
Чем плох, по-твоему, Енот?
По-моему, наоборот:
Он — умное животное
И очень чистоплотное.
Вот я — я как-никак звезда!
А видишь сам,
Лечу сюда,
Лечу с космических высот,
Сюда, к земным болотам,
В надежде — лет через пятьсот
(Конечно, если повезет!) —
Стать
Маленьким Енотом!

Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает…
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости
Хочется!
Зачем нас боятся?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?

Ах, трудно живется
Без друга-хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно.
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет —
Об этом ни капельки
Не пожалеет!

Жук жужжал
В густой осоке,
Вол лежал
На солнцепеке.

Жук жужжал,
Жужжал, жужжал,
Вол лежал,
Лежал, лежал,
А потом спросил:
— Скажите,
Для чего вы так
Жужжите?

Объясните,
Милый Жук,
Что дает вам
Этот звук?

Жук Волу
Ответил с жаром:
— Ясно, я жужжу
Не даром:
Я живу
И не тужу,
Потому что
Я
Жужжу!

— Ах,
Так это не бесплатно?
— Что вы, что вы!
Нет, понятно!
Все вокруг:
Поля, леса,
Речка, луг
И небеса,
Все дороги
И тропинки,
Все листочки
И травинки —
Словом,
Все кругом
Мое!

Вол подумал:
«Вот житье!»
Мне бы так!» —
Подумал Вол.
И когда домой пришел,
То, хоть время было к ночи,
Стал реветь
Что было мочи!

Гул пошел по всей округе.
Прибежал народ в испуге:
— Как тебе не стыдно, Вол!
Не с ума ли ты сошел?
— А чего же мне стыдиться?
Я решил, как Жук, трудиться,
Я жужжу
И нахожу,
Что неплохо я жужжу!

— Нет уж, брат,
Впрягайся
В плуг.
Ишь какой нашелся
Жук!

Что может, ребята,
Присниться
Моржу?
Никто вам не скажет,
А я — расскажу.
Снятся моржу
Хорошие сны:
Африка снится,
Львы и слоны,
Доброе солнце,
Жаркое лето,
Снится земля
Зеленого цвета…
Снится,
Что дружит он
С белым медведем…
Снится,
Что мы к нему в гости
приедем!

Жил да был один Судак —
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке
Жил у бабушки на печке!

Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, хвалиться:
— До чего мне повезло!
Тут и сухо и тепло!

Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из реки!
Речка — это не квартира,
Там и холодно и сыро!

Не ходите, рыбы, в море —
В море вы хлебнете горя,
А у бабки на печи —
И блины и калачи!

Затопила бабка печь —
Калачей-блинов испечь.
И зажарился Судак…

Источник

  • Сказки бориса шергина читать
  • Сказки белорусских писателей на белорусском языке
  • Сказки бианки для читательского дневника 2 класс
  • Сказки бианки список всех сказок
  • Сказки бианки для детей дошкольного возраста список