Сказки бабы яги история

Кадр из фильма морозко. режиссер а. роу. 1964 годзаглядываем на новую выставку музея садовое кольцо в поисках новогоднего настроения.в музее

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021

2021-06-29T18:41

2021-06-29T18:41

2021-06-29T20:48

религия

сыктывкар

архангельская область

александр афанасьев

республика коми

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

https://ria.ru/20130629/946498746.html

https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html

сыктывкар

архангельская область

республика коми

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.

Баба-яга

Происхождение образа

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

Тема: «Сказка в музыке. Образ Бабы Яги».

Цели и задачи урока:

Образовательные:

— показать взаимосвязь различных видов искусства с музыкой
через образ сказочного героя; 

повторить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности и
приемах развития музыки;

— способствовать формированию
умения и навыки применения средств музыкальной выразительности при
характеристике музыкальных произведений;


расширить знания о творчестве русского композитора П.И. Чайковского.

Развивающие:

— развитие музыкально-творческих способностей учащихся,
образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти;
— развитие речи и умения слушать и слышать музыку, делать выводы;
Воспитательные:

— воспитание слушательской и исполнительской культуры,
способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных
видах музыкально-творческой деятельности.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

— сознавать роль музыки в жизни человека;

выражать свои
эмоции и своё отношение к прослушанным произведениям.

Регулятивные:

— делать выводы в
результате совместной работы группы.

Коммуникативные:

— уметь выслушивать и оценивать варианты, предложенные другими
учащимися; уметь работать в группе 

Познавательные:

— преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Форма урока: групповая,
фронтальная.

Тип урока:
интегрированный

Оборудование:
презентации, видео.

Аудиозаписи: П.И.
Чайковский «Баба Яга»

                      
Песня «Бабка Ёжка»

                      Частушки

Видеозаписи:  Мультфильм
«Летучий корабль», «В гостях у сказки».

Ход урока.

Орг.
момент.

— Ребята,
у меня в руках клубок, но он не простой, а волшебный. Где можно встретить
волшебный клубок? (в сказках)

 — А для
чего он был нужен в сказках?( показывал правильный путь).

 — Мы с
вами отправимся в путешествие и там встретимся с самым загадочным, волшебным
сказочным героем.

-Но
сначала отгадайте загадку,  и вы узнаете, что за сказочный герой:(Слайд1)

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Дом
ее на курьих ножках.               

Правильно. (Слайд 2)


На уроке мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в
которых авторы воплотили образ Бабы-
Яги.


Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге.


Скажите, в каких сказках, фильмах, мультфильмах встречается образ Бабы Яги?


«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди», «Василиса Прекрасная», «Финист
ясный сокол», «Царевна-лягушка»

 
А где живет Баба-Яга?

В дремучем
лесу.

 —
Чем занимается Баба-Яга?(колдует, летает в ступе, на метле)


Каков ее домик? Чем он необычен?


Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Избушка та на курьих ножках и
может поворачиваться вокруг своей оси.

-Как
можно попасть в избушку Бабы Яги?


Правильно, чтобы попасть в избушку, необходимо произнести волшебные слова: «Избушка-избушка!
Встань к лесу задом, ко мне передом!».


Давайте проверим верно ли мы назвали волшебное заклинание. (Морозко видео)


Верно.

 —
Кто знает, что это за сказка? (Морозко)

 —
Какую мы увидели  здесь Бабу Ягу? (злая, страшная, некрасивая, грозная)

 —
а теперь послушайте отрывок из русской народной сказки «Царевна-лягушка.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга.
— Дело пытаешь или от дела лытаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня
прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила,
накормила, в постель уложила.

 — Как Баба-яга повела себя в этой
сказке?  (Помогла Ивану)

 —
Значит какая она? (добрая, заботливая)

 
— У меня для вас есть задание, у вас на столах есть конверт, а в нем мозайка,
ваша задача собрать эту картинку. Работать вы будете в группах.


Итак, вы собрали, и кого вы увидели?

 —
Поднимите руки у каких команд была эта Баба Яга, а эта (слайд картин
художников).

 —
Перед вами картины великих русских художников, которые изобразили
Бабу –Ягу.

 -У
Виктора Васнецова всегда  была мечта,  показать красоту русских сказок. Его
мечта сбылась, он  написал картину, на которой создал образ «Бабы-Яги». (Слайд
3)

 —
Иван Билибин выполнял иллюстрации к многим русским народным сказкам.
Иллюстрация «Баба –Яга» была выполнена Билибиным к сказке «Василиса Прекрасная»
(Слайд 4)


Какой она изображена на картинах?

— Какую
мы видим Бабу-Ягу на картине Васнецова? (Страшная, безобразная ведьма,
растрёпанные волосы, костлявые руки, костяная нога). Васнецов изобразил самое
страшное воплощение Бабы-Яги, как похитительницы и пожирательницы маленьких
детей.

— Какие
атрибуты Бабы-Яги мы видим на картине? (перст, ступа, метла, которой Баба-Яга
заметает следы).

— Какие
слуги Бабы-Яги на картине? (сорока, филин, а также змеи, которых художник
изобразил иносказательно; змеится орнамент на юбке Бабы-Яги, змеятся корни
деревьев, торчащие из болота).


Какими красками рисуют ее художники?

 —
А какая Баба –яга на этой картине Билибина?

 —
Похожи образы разных хужожников? (ДА)

Предполагаемые
ответы детей:


Баба Яга является персонажем практически всех русских сказок, где ей отводится
роль страшной злодейки, похищающей детей. Художники изобразили Бабу Ягу в виде
старухи с белыми, развевающими во все стороны  волосами. Как и положено несет
старая ведьма к себе в логово маленького ребенка. Вдали бушует пожар, как будто
ведьма оставила после себя одно разорение и зло, рядом летит филин. Сопровождая
мрачную хозяйку ночи.

 А как вы
думаете, можно ли с помощью музыки создать портрет Бабы Яги?

— Совершенно
верно!

 — К
образу Бабы Яги обращались не только сказочники и художники, но и разные
композиторы.

— Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги,
который воплотил в своем произведении композитор Мусоргский Модест.

 — Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и
архитектора Виктора Гортмана  и в память о нем решил написать музыкальное
произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с
одной из картин, название которого «Картинки с выставки». Одна из работ 
Гортмана  была картина «Часы с кукушкой»

-Рассматрите. Что вы представляете, когда смотрите на нее.
(избушку Бабы Яги).

 — Давайте прослушаем это произведение, которое называется «Баба
Яга» или «Избушка на курьих ножках».

-Какие у вас возникли ощущения? Какая была музыка и как в
ней изображена Баба Яга?

Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга
ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. Учитель:
В пьесе три части. Первая и третья изображают полёт «Бабы Яги». Музыка
начинается с сильных и резких звуков – это удары клюки Бабы Яги. Впечатление
чего-то фантастического, страшного далее ещё больше усиливается. «Пестом
погоняет, метлой след заметает» — так говорится в народных сказках. В вихре
звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.

Учитель: А что же в средней части

Дети: Средняя часть более спокойная, таинственная, напряжённая.

Учитель: Музыка
изображает картину дремучего, глухого, сказочного леса. Действительно, вихрь
стихает. Характер музыки иной – настороженный, таинственный.

— А теперь мы послушаем с вами, как известный русский композитор
П.И.Чайковский рассказал нам об образе  Бабы Яги в свой пьесе, которая так и
называется «Баба Яга». Она помещена в цикл музыкальных произведений под
названием «Детский альбом», который композитор специально написал для детей.

Слушание. П.И.Чайковский «Баба Яга».

— Какую Бабу Ягу изображает в своем произведении П.И.Чайковский?

— Злая, коварная, жестокая. Звуки короткие, острые, злые, резкие,
отрывистые.

Учитель: Какие
средства музыкальной выразительности использует композитор?

— А все ли звуки звучали ровно? Или они выделялись?

— Выделяются. Слышны более громкие звуки, на них ставится акцент,
ударение. Словно Баба Яга прихрамывает.

— А чем может заниматься Баба Яга? Сидит в избушке, или летит в
ступе?

— Какой был темп музыки?

Предполагаемые
ответы детей:
быстрый, живой, не останавливается.

Музыка
стремительная, решительная, с акцентами.

Учитель: Музыка
рисует Бабу-Ягу звуками короткими, острыми и даже злыми. Уже само начало пьесы
Чайковского «Баба-Яга» отличается фантастическим, угрюмым и зловещим
характером.

Композитор
словно воочию видел стремительный полет сказочной героини в ступе, настолько
здорово он у него получился! Мы можем представить себе, как она сердито машет
клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом; мы
можем нарисовать в своём воображении всю картину беспокойного, тревожного ее
полета.       В заключительных тактах пьесы музыка рисует как бы постепенное
удаление и, наконец, исчезновение Бабы-Яги.


Схожи музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?

-Да.


Молодцы ребята! Вы правильно почувствовали, что хотели передать композиторы
своей музыкой.


Итак, всё, что мы выяснили об этом персонаже, говорит о том, что она не стоит
на месте, а находится в постоянном движении.


Сейчас мы с вами попробуем перевоплотиться в образ Бабы Яги и показать ее
характер через движение.

Звучит
песня «Бабка Ёжка»  дети выполняют танцевальные движения под музыку. Физминутка.


Какие изменения произошли с Бабой Ягой?


Изменился ли характер Бабы Яги?


Какая вам Баба Яга больше всего понравилась добрая или злая?


А как вы думаете, может ли Баба Яга быть доброй и смешной?

Смотрим фрагмент мультфильма «Летучий корабль».


Оказывается, и такое может быть. Баба-Яга бывает не только злой и коварной
колдуньей, но и доброй, приветливой и, даже, веселой, способной развеселить и в
чем-то помочь. Как в мультфильме «Летучий корабль», где живет не одна, а целая
многоэтажная избушка веселых лесных старушек. Их даже называют смешно – Бабки-Ёжки.
И поют они забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых:
лешего, черта, сказочника.

Учитель: Я
думаю ребята, что пришло время для творческого задания. Мы много говорили об
образе Бабы Яги, как ее изображали сказочники, художники, композиторы,
мультипликаторы. А теперь я предлагаю вам создать свой образ Бабы Яги. У
Каждого из вас на парте лежит шаблон Бабы-Яги и деталь – это метла. Ваша задача
– выбрать образ Б.Я – добрый или злой, чтобы по выражению лица было понятно.
Раскрасить цветными карандашами, приклееть метлу к шаблону.

— Молодцы, ребята! Сегодня мы услышали замечательную
музыку, которую композиторы сочинили благодаря волшебному сказочному образу —
Бабе Яге, рассмотрели картины художников.

— Как вы думаете, получилось у нас передать музыкальный образ
Бабы Яги?

— Мы сегодня с вами раскрыли новые грани сложного образа Бабы
Яги.

— Какой мы ее увидели в начале урока?

— Страшной, злой, волшебницей колдуньей.

— А потом мы узнали, что Баба Яга может быть …какой?

— Нельзя не обратить внимание, что несмотря на древний
возраст, а возраст Бабы Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей
около 700 лет, другие говорят больше тысячи. Впрочем, возраст женщины всегда
загадка! Она была долгожительницей, значит можно предположить, что она вела
здоровый образ жизни: ела молодильные яблочки, пила живую воду, но факт
остается фактом: она дожила до нашего времени. Несмотря на возраст Бабы Яги ее
можно считать нашей современницей: она чудесный изобретатель — ступа, помело,
являются прообразами современных летательных аппаратов,  клубок ниток  указывающий
дорогу – это наш компас, чудо зеркальце – телевизор. Баба Яга – это женщина
знахарка она собирала лечебные травы, делала целебные снадобья.
С
этой точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с
окружающим ее миром (понимала язык животных), отсюда представление о ней, как о
хозяйке зверей.

 — Понравилась вам музыкальная Баба Яга?

— Вы все сегодня очень старались, проявили себя, как
настоящие слушатели, композиторы и исполнители.

Рефлексия

Настало
время оценить вашу сегодняшнюю работу. Обратите внимание на доску. Здесь вы
видите две корзины. Попробуйте сравнить свои знания, которые вы сегодня
получили на уроке с этими волшебными клубками ниток. Кто считает, что сегодня
ничего не узнал, выбирает клубок серого цвета, кто считает, что узнал
достаточно много, было интересно на уроке, доволен своей работой выбирает
клубок желтого цвета.


Наш урок подходит к концу, но сказочная тропинка бесконечна…        

И
заканчивая наш урок, я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно
заканчиваются наши любимые сказки:

«Вот
и сказки конец, а кто слушал – молодец!».

Деятельность
детей
.

Молодцы, все справились. Пожалуйста,
посмотрите работы ваших товарищей. Какая работа понравилась больше, почему?
Кому было приятно и легко работать в группе?

Так кто же она такая  — Баба Яга и зачем
мы изучали ее образ? Даже проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно
разобраться, потому что она не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной
загадкой для человека. В облике «лесной старухи»
присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить её популярность у
читателей России?

Жирная компьютерная утка парит над Белогорьем. Через несколько секунд оказывается, что никакая это не утка, а злая колдунья Галина, которую по-прежнему играет Елена Валюшкина («Формула любви»). В предыдущей серии она потеряла и помощницу, и повелителя, для которого творила разнообразные гадости. Но не утратила при этом ни маниакальную тягу ко злу, ни магические способности. Злодейка приземляется на берегу нефтяного болота, из которого при помощи черной магии вытаскивает не менее черного рыцаря – такого же точно, как в кошмарах царевны Цири из популярного сегодня польского фэнтези.

Эта кража (машинальная, скорее всего, — мало ли черных рыцарей было в истории кино) у Netflix заставляет вспомнить, что «Ведьмак» тоже был основан на славянских сказках. Только Геральт там с нечистью не церемонился. Разнообразным лешим, русалкам, водяным и бабкаежкам было положено умирать в страшных муках от ударов ведьмачьего меча и ничего больше. Однако у русского кино свой особый путь. И он очень-очень-очень далек от славянских сказок, польского фэнтези и Netflix.

10e9273f resizedScaled 1200to672

В качестве главного референса «Последний богатырь» по-прежнему использует Шрека. Стартовая сцена отличается от вступления в «Шрек-2» только русско-народными персонажами. Баба-Яга (Елена Яковлева «Интердевочка», «Каменская»), Кошей Бессмертный (Константин Лавроненко «Возвращение», «Изгнание») и Водяной (Сергей Бурунов «Полицейский с Рублевки») помогают Ивану подготовиться к свадьбе с Василисой под саундтрек из «Стражей Галактики». Влюбленные выбирают кольца, украшают Избушку на курьих ножках и принуждают к миру расшалившегося Змея Горыныча. А также гигантского муравья.

19faa132 resizedScaled 1200to672

При чем тут муравьи? Ну, в общем-то, он же не из воздуха материализовался. Для создания гигантского муравья понадобился престарелый маг Светозар (Тимофей Трибунцев «Проклятье») и крайнее редкое и сложное вещество «увеличивающий порошок». Другое дело, что это многообещающее волшебное зелье в дальнейшем не сыграет никакой роли, никак не повлияет на сюжет. Это просто шутка, бессмысленная и беспощадная, как и многое другое во франшизе «Последний богатырь». Гигантское насекомое — это просто гигантское насекомое, оно никуда не ведет, ни на что не намекает, а если что-то и означает, то только то, что мы снова здесь, в этой аляповатой вселенной, в руках ее безумных сценаристов.

16ed7f9d resizedScaled 1200to671

Ни муравьи, ни драконы, ни волшебные зелья, ни кольца даже не имеют для развития событий абсолютно никакого значения. Все эти линии и арки ведут в пустоту, в тупик. Тут действует своя собственная механика и логика. Свадьба не состоится, поскольку черный рыцарь и Галина украдут невесту. В ходе непродолжительной, но очень динамичной погони Галина, Иван и все их волшебные помощники окажутся в Москве XXI века, там, где все это и началось два фильма назад.

b525849c resizedScaled 1200to672

«Руслан и Людмила», вроде бы основанная на неких былинах, тоже начиналась с похищения невесты. «Последний богатырь» смутно напоминает пушкинскую сказку несколькими деталями. Тут будут полеты, зачарованная царевна, древний меч, говорящая отрубленная голова и мистическое путешествие главного героя в некоем волшебном царстве. Только вместо царства Черномора создатели «Богатыря» использовали Москву.

9f1f59d9 resizedScaled 1200to672

К третьему фильму стало понятно, что на одном «Шреке» далеко не уедешь. А вот сюжетов про попавших в наш мир персонажей из прошлого, будущего, легенд, мифов и других измерений такое количество, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Культурный шок Бабы-Яги, Кощея, Колобка и Водяного от столкновения с москвичами XXI века – отличный повод для шуток.

158e0454 resizedScaled 1200to672

Команда сценаристов во главе с Виталием Шляппо («Кухня», «Отель Элеон», «Супербобровы») использует эту возможность по максимуму. Они цитируют «Терминатора-2», «Назад в будущее», «Пришельцев» и даже «Бойцовский клуб» и добавляют к внушительному массиву тематических шуток выдающиеся комедийные скетчи: Баба-Яга в такси, Водяной у телевизора, Иван-дурак на «Почте России».

41900a11 resizedScaled 1200to672

Впрочем, три неплохие шутки не спасают весь фильм. На каждый удачный момент тут есть десять неудачных, каждую изобретательную сценарную находку уравновешивает рожающий Филипп Киркоров, кошмарным образом вмонтированный в жар-птицу, которая выглядит так, как будто ее рисовали в тридэмаксе в 2003 году.

db4a6c66 resizedScaled 1200to673

Хотя, пожалуй, нет. Сцена с Киркоровым перевешивает что угодно. Это невозможно развидеть. Вот именно из-за таких эпизодов российскую кинопродукцию не любят зрители. Он объединяет в себе все самое худшее, что есть в нашем кино: бездарных, но страдающих манией величия актеров, чудовищный грим и костюмы, архаичную компьютерную графику, слабый сценарий и полное отсутствие оригинальных идей у оператора и режиссера.

a87311b4 resizedScaled 1200to672

Единственный плюс «Последнего богатыря», и плюс действительно огромный, в том, что он последний. Трилогия Дмитрий Дьяченко закончилась. Ни в следующем году, ни через год мы не увидим продолжения. Если, конечно, не произойдет чудо и «Богатырь» не обгонит по сборам «Человека-паука». Пересмотрите лучше «Паука» или «Матрицу». Пожалуйста.

Удачного просмотра.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Более двух миллионов зрителей за неделю посмотрели фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Он приближается к лидерам проката. Посмотреть добрую сказку приходят целыми семьями.

Встретить Новый год с семьей, попкорном и, конечно, с любимыми сказочными героями на больших экранах – выбор многих наших соотечественников. А те, кто опоздал в кинотеатр, смотрите блокбастер в онлайн кинотеатре на ivi.

Сказочный сюжет и экшн современного блокбастера, яркие спецэффекты и красивейшие натурные съемки – все это порадует ваше воображение. Волшебные виды кинематографисты нашли в Карелии и под Сочи, а в Подмосковье выстроили целый киногород – Белогорье.

Год: 2021, Россия

Жанр: приключения

Режиссер: Дмитрий Дьяченко

Продюсер: Кахабер Абашидзе, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо

Возраст: 6+

Время: 108 мин.

В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Тимофей Трибунцев, Алеся Лукьянова, Сергей Бурунов, Филипп Киркоров

«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» — русская былина, но с поистине голливудским размахом

Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.

Масштабное и яркое сказочное приключение уже идет в кино. Чудеса начались! Не пропустите! А если пропустили, то приглашаем посмотреть фильм в онлайн кинотеатре на ivi. Приятного просмотра!

«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» смотреть онлайн на ivi бесплатно (для тех кто не успел в кинотеатр)

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Для просмотра фильма нажмите плеер.

Сказки в лицах: кто есть кто в былине «Последний богатырь: Посланник Тьмы»

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Иван Найденов (Виктор Хориняк)

Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.

Наш современник Иван, выросший в детском доме, оказался сыном самого Ильи Муромца. Он обрел богатырскую силу, нашел свою любовь, лишился значительной доли присущего ему цинизма, но при этом сохранил чувство юмора. В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» ему нужно будет не только спасти любимую и сразиться с древним злом, но и разобраться в самом себе. Внутренние изменения сказываются и на его внешнем виде. «В завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы», – сообщила художник по костюмам Марина Ананьева.

«Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил сам артист.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Василиса (Мила Сивацкая)

Василиса добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага ее не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то ее семью и превратившие ее в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках девушки разит наповал. Василиса умна и язвительна, умеет выбирать надежных союзников и всегда готова встать на их защиту.

«Василиса в каком-то смысле отражает мой характер. А возможно, я наделила ее своими чертами. В русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, ее надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. В наших фильмах Василиса – не жертва», – заверила актриса Мила Сивацкая.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Галина (Елена Валюшкина)

В первом фильме Галина была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но в продолжении истории она превратилась из тихой простушки в настоящую фурию. С помощью магии она создала Посланника Тьмы и похитила Василису. Удивительный наряд Галины, ушитый шифоновыми лентами, напоминает струи дыма.

«Галина постепенно набирала мощь, и вот, наконец, набрала. Играть это было очень интересно. Да и ведьм в моем репертуаре ещё не было. Эта роль расширила мою актерскую палитру, еще раз показав, что я – артистка больших масштабов и масштабных полотен», – призналась актриса.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Черный богатырь

В новом фильме Иван и его друзья встретятся с таинственным Черным богатырем – порождением Зла, скрывающим свою личность. «Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии. Так как он появляется из черной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа Тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла, с бороздками дамасской стали», – рассказывает художник по костюмам Марина Ананьева.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Баба-яга (Елена Яковлева)

В трилогии «Последний богатырь» знахарка и колдунья, 600-летняя Баба-яга – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала всячески помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Незаменимы ее заклинания и в финальном фильме – как во время подготовки к веселой сказочной свадьбе, так и в борьбе со злом на московских проспектах.

«На премьере первого фильма я своё первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа. Как только Баба-яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрители отреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало», – говорила Елена Яковлева.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Водяной (Сергей Бурунов)

В «Последнем богатыре» Водяной, долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. А также обрел любовь в лице Бабы-яги. Но в финальном фильме их страстные, сдобренные смешными словесными перепалками взаимоотношения, наконец, выйдут на новый уровень.

В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Водяной впервые предстанет в человеческом обличии.

«Сережу Бурунова очень любят зрители, – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!».

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко)

В первом фильме мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твердыми принципами. В дальнейшем стало известно о происхождении этого персонажа и секретах, таящихся в его прошлом. В завершающем трилогию фильме Кощей вновь удивит зрителей. Он быстро освоит все современные технологии мегаполиса и вполне комфортно почувствует себя на улицах Москвы.

А главным соратником Кощея в московских приключениях стал острый на язык Колобок. Правда, на съемках Константину Лавроненко приходилось взаимодействовать с мячом или шаром на палке, управляемым ассистентом режиссера и изображавшим Колобка.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Колобок (Гарик Харламов)

Знаменитый герой одноименной русской народной сказки не раз появлялся в мультфильмах, но впервые стал героем игрового кино. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – веселый разбойник и авантюрист», – говорит Дмитрий Дьяченко.

По словам режиссера, Гарик Харламов, озвучивший Колобка, идеально подошел для этой роли.

«Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передаёт этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку», – сообщил Дьяченко.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Жар-птица (Филипп Киркоров)

В ленте «Последний богатырь: Посланник Тьмы» сказочная Жар-птица и ее прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличии. А именно – в облике знаменитого певца Филиппа Киркорова и артисток его кордебалета. Эта роль изначально писалась под артиста, и он с огромной радостью согласился ее сыграть.

«Исключительный случай, когда я мог «оторваться» по полной: я в этом образе буду максимально тем, кого от меня ждут, но при этом я целиком и полностью в роли. Я – Жар-Птица. Образ этого персонажа всегда был со мной. Жар-птица или птица-феникс в других культурах – это мое кредо, моя роль по жизни. Сколько раз я падал, почти сгорал, а потом взлетал с еще большим блеском, давал еще больше огня! Сколько раз Жар-птица спасала меня по жизни. Время отдать долг. И с каким удовольствием и страстью я это сделал!» – признается Киркоров.

В предыдущих частях

Первая часть, вышедшая в 2017 году познакомила зрителей с предысторией — как и почему Иван попал в Белогорье. Главный герой очень одинок, он воспитывался в детдоме, и родственников у него нет. Однако его жизнь проходит весьма неплохо, в столице его знают как белого мага Светозара, он ведет личные приемы, где снимает порчу и соединяет сердца влюбленных, что приносит ему хороший доход. После визита одной из клиенток к колдуну неожиданно является ее разгневанный муж, и Ивану приходится спасаться бегством. Дело происходит в аквапарке, прыгнув в одну из водяных труб, герой внезапно выныривает из дупла в лесу в сказочной стране — так начинается его история в Белогорье и случается знакомство с русскими богатырями.

Во второй части, «Корень зла», премьера которой состоялась в начале 2021 года, приключения Вани в сказочном мире продолжаются. Теперь он сражается с воплощением зла — чудовищем Роголебом, в которое превратился некогда добрый колдун Белогор из-за предательства своего ученика. Чтобы победить злодея, ему и его соратникам придется отправиться в страну мертвых. Ситуация осложняется тем, что Ваня не богатырского телосложения, а сражаться необходимо. Но ему поможет волшебная ягода-усилика, украденная у Бабы-яги.

Минусы и спорные моменты — разрыв в юморе поколений у «Посланника тьмы»

У «Посланника тьмы» гораздо больше визуальных проблем и проходного юмора, чем у первых двух фильмов. Но у него есть и другая, более серьёзная беда: камео Филиппа Киркорова.

По уровню запредельного дискомфорта сцены с Киркоровым можно сравнить, например, с киноадаптацией «Кошек», названной худшим фильмом 2019 года. Телеведущий и актёр Джеймс Корден в «Кошках» — тоже известный артист, которого ужасно гримируют, дополняют плохой графикой и заставляют шутить несмешные шутки. И даже если сделать скидку на то, что юмор субъективен, и над камео Киркорова кто-то может посмеяться, фильму оно всё равно вредит.

Когда артисты старших поколений появлялись в новогодних сказках-мюзиклах вроде «Снежной королевы» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», аудитория таких шуток была понятна. Любой знакомый с телевидением человек знал Аллу Пугачеву, Софию Ротару, и даже Киркоров в роли гоголевского чёрта мог быть действительно смешным.

Приглашение старых звёзд и своеобразные актёрские «капустники» сработают на родителях, которые поведут детей в кино. Но они не вызовут вообще никакого отклика — кроме, разве что, негативного — ни на миллениалах, ни тем более на зумерах. Для них Киркоров, как и Николай Басков, и другие звёзды российской эстрады — это практически ноунеймы, которые записывают видео с тиктокером Даней Милохиным. Многим будет попросту непонятно, почему в таких камео есть доля самоиронии, о которой «Канобу» рассказывал режиссёр фильма Дмитрий Дьяченко.

При этом в предыдущих фильмах звёздные гости были загримированы так, что в Колобке с трудом можно было различить Харламова. И именно это делало франшизу «Последний богатырь» максимально некринжовой комедией: новые лица, умеренно смешные шутки и практически полное отсутствие актёров, которые успели надоесть аудитории. Но российские киноделы по-прежнему цепляются за звёзд ушедшей эпохи, которых не хочется звать с собой в эпоху стриминговых фильмов и сериалов.

Злоупотребление графикой и скучный визуал

В «Последнем богатыре» встречался плохой хромакей и неудачный дизайн персонажей, о которых «Канобу» писал в рецензии. Но в целом фильм не так уж много полагался на CGI, хотя над видом Водяного и других антропоморфных существ старались, как могли. Катастрофа началась во втором фильме, «Корне зла», где главного злодея в виде дерева нарисовали в разы хуже, чем энтов из «Властелина колец: Две крепости» 2002 (!) года.

В «Посланнике тьмы» компьютерная графика используется, по ощущениям, в каждой третьей сцене. Ужасно выглядящее существо, на котором летает Галина, порталы в иной мир, множество CG-героев, вид которых становится хуже от фильма к фильму. Особенно проблемы видны в финале, где сам Иван несколько раз перевоплощается, летают осколки зеркал и искажается пространство. С таким объёмом работы не всегда справляются художники блокбастеров Marvel с максимально возможными на сегодня технологиями и бюджетами. Не совсем понятно, для чего было возлагать подобную ответственность на отечественных — пока ещё не таких опытных — специалистов.

Но обиднее всего то, что история «попаданцев» из сказочного мира сделала фильм откровенно скучным. Теперь действие происходит не в Белогорье. Вместо этого герои бегают между панельками, по узнаваемым местам Москвы (не слишком близко к центру) или бездушным стеклянным ЖК.

Вердикт: смотреть отдыхаючи, но не ждать магии первого фильма

«Последний богатырь: Посланник тьмы» по итогу не назовёшь ужасным фильмом. Это не очень яркое, но логичное завершение трилогии, в котором есть внутренний рост героя, завершение сюжета и заслуженный хэппи-энд. Местами юмор остаётся беззлобным и смешным, а идею с кикиморами в нашей реальности даже не хочется спойлерить заранее — настолько забавной она вышла.

Но интересные находки теряются в общей заурядности фильма. Всё хорошее, что в нём есть — например, внутренняя борьба Ивана, или отражение сказочного мира в настоящем — перекрывается ужасом от сцен с Жар-птицей.

В 2020 году команда «Вечернего Урганта» соединила призрачную ностальгию по итальянской эстраде, которую многие из зумеров никогда не видели, и новых звёзд интернета, музыкальной сцены и кино. И соединил успешно — у видео сейчас 11 миллионов просмотров на YouTube, а впереди вторая часть.

Того же хочется и от российских кинематографистов. Потому что иначе даже самый, казалось бы, современный приключенческий фильм с отсылками к Disney вдруг скатывается в скучный сюжет, плоские шутки несмешного Бурунова и камео знаменитости, которая в 2021 году пыталась как угодно, в основном через скандалы и конфликты с коллегами, попасть в новости.

источник:

https://smotrim.ru/article/2654907

источник:

Подробнее ➤

  • Сказки бабушки галины архангельск
  • Сказки афанасьева про животных
  • Сказки африки австралии и океании короткую
  • Сказки бабушки вали валентина трухина читать
  • Сказки афанасьева для детей распечатать