Внеклассное мероприятие
«Мы строим дом»
Цели:
Развивающие:
Ø
Развитие мышления через
постановку задач на протяжение всего мероприятия;
Ø
Развитие наблюдательности,
памяти, речи;
Ø
Развитие коммуникативных
функций, умения сотрудничать со сверстниками и с учителем через организацию
интерактивного общения, через создание проблемных ситуаций;
Воспитательные:
Ø
Воспитание культуры
поведения, доброжелательности, добрососедства, умения выслушивать ответ
товарища через создание в ходе мероприятия доброжелательной атмосферы
сотрудничества;
Ø
Воспитание гражданских чувств:
сопричастности к происходящему, гордости за свою семейку, солидарности и
справедливости.
Ø
Сплочение коллектива
семеек.
Образовательные:
Ø
Расширение кругозора и
знакомство с традициями
Оборудование:
ü
З макета дома;
ü
Кирпичики с заданиями
ü
3 листочка, 3 ручки, по
одному набору красок, фломастеров, восковых мелков на каждую семейку; лист
ватмана на каждую семейку;
ü
белые кружочки по числу
участников;
ü
ромашки с загадками;
ü
листы с частями пословиц; листочки
с заданиями;
ü
6 первых слов известных
детских песен.
ü
3 разрезанных открытки, 3
тюбика клея;
ü
музыкальный носитель и
записи песен о дружбе;
Оформление кабинета:
На доске три макета домиков, кирпичики с заданиями отдельно. Все 9
кирпичиков, составляющих один домик, разной формы. Кирпичики всех команд
перемешаны в одном месте – на «кирпичном заводе». Клумба с ромашками, части
пословиц, лесенкой перевёрнутые листы со словами песен.
Все дети сидят по семейкам так, чтобы удобно было совещаться.
Ход мероприятия
Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас.
Всё готово в нашем классе
Для весёлого дружного часа.
Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем строить дом.
Но одному дому будет очень скучно. Поэтому каждая семейка построит свой
красивый дом, и у нас будет целая красивая семейная улица!
Строить дом — непростая задача. Одному можно построить дом? (делаем
вывод – нельзя, очень тяжело, долго)
Обязательно в таком трудном деле нужны помощники. На Руси во
многих сёлах существовал такой обычай – строили дом всем миром. В выходной день
собиралось всё село и дружно работали. Дом рос быстро, как в сказке. Каждому
находилась работа по силам.
Как же должны были люди работать, чтобы быстро и без ссор
построить красивый дом? (делаем вывод – дружно, договариваться между
собой, не отлынивать от работы, стараться друг другу помогать и т. д.)
На доске вы видите макет будущего дома. Все
строительные материалы – кирпичики – на строительном заводе. Каждый кирпичик
подходит только на своё место. На кирпичиках написаны те качества, которые
необходимы при совместной жизни и работе. Каждый раз вы будете выбирать нужный
кирпичик и выполнять задание. Выполнив задание, будете устанавливать кирпичик
на макет, и ваш дом будет расти, как в сказке. Каждый раз выбирать кирпичик будет
следующий член семейки.
С чего нужно начинать строительство дома? (с фундамента)
Для чего нужен фундамент? (Чтобы дом стоял крепко, не качался, не
рухнул, не покосился)
Для закладки фундамента приглашали самого мудрого в
строительстве и опытного человека. И вы выберете самого мудрого из вас для
первого задания. Нужно выбрать на заводе фундамент для вашего дома.
Что написано на первом кирпичике?
Мудрость. Народная
мудрость хранится в пословицах. На доске рассыпаны пословицы. Каждой семейке
нужно собрать по три пословицы. Можно посовещаться с друзьями.
Собираем по одной пословице по очереди.
Дом вести – не лапти плести.
Дома и стены помогают.
Что в поле родится – всё в дому пригодится.
Чем богаты, тем и рады.
В тесноте не в обиде.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Красна изба углами, а печь пирогами.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Второй кирпичик. Трудолюбие.
Героиню какой сказки можно назвать самой трудолюбивой? (Золушка)
Какое задание дала её мачеха, чтобы не пустить на бал? (Перебрать
фасоль и горох)
Задания командам разобрать семена из одного блюдца (фасоль,
горох, семечки) по разным тарелочкам.
Третий кирпичик. Взаимопонимание.
При строительстве дома некогда долго объяснять. Люди должны быстро понимать
друг друга и работать слаженно. На доске песенная лесенка. Все песни вам
знакомы. Нужно, не называя песню, изобразить её так, чтобы поняли все в команде
и дружно пропели первые 2-3 строчки.
В траве сидел кузнечик
Рыжий, рыжий, конопатый
Жили у бабуси два весёлых гуся
Катится, катится голубой вагон
Антошка, Антошка, пошли копать картошку
От улыбки станет всем теплей
Четвёртый кирпичик. Терпение.
Нужно собрать разрезанную на части открытку и приклеить её на лист.
Пятый кирпичик. Взаимовыручка.
Из слова взаимовыручка составить за 3 минутки слова.
Сколько слов составила каждая семейка? А сколько вся
наша «Семья?»
Когда результат получается лучше?
Шестой кирпичик. Внимательность.
Отгадай загадки. Загадки написаны на лепестках ромашки. По 3 загадки каждой
команде.
Седьмой кирпичик. Смекалка.
Решить по одной задаче на смекалку
1) Папа несёт 1 килограмм гвоздей, а мама 1 килограмм
ваты. Кому из них тяжелее?
2) Цапля на одной ноге весит 12 килограммов. Сколько
будет весить цапля, если встанет на две ноги?
3) Сегодня ночью идёт дождь. Может ли быть завтра в
это же время солнечная погода?
Восьмой кирпичик. Согласие.
Играем в цепочку слов. Первое слово у всех одинаковое – игра. По очереди
приписываем слова на последнюю букву.
Сколько у команды слов? А у всей «Семьи»? Почему так много?
Девятый кирпичик. Дружба.
Нарисовать картину всей семейкой. 5-7 минут. На кирпичиках на обороте написана
тема. 1) Мы катаемся на горке. 2)Мы лепим снеговика. 3)Мы играем в снежный
бой.
Пока рисуют картину, звучит музыка.
Попробуем соединить. Как оценим результат? Как назовём
картину? Можно ли было такую большую и красивую картину нарисовать одному так
быстро?
Дом готов. Осталась крыша.
Какое было настроение, пока строили дом? Нарисуйте на кружочке ваше
настроение. Мы покроем ими крышу и назовём её КРЫША ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.
Почему
настроение было хорошим, ведь заданий было много, и они были не лёгкими?
Какие качества человеческого общения нам помогли построить
дом?
Что бы вы могли пожелать своим друзьям и себе в следующей
подобной игре?
Юрий Энтин
Биография
Юрий Энтин – знаменитый поэт и автор песен, на которых выросли целые поколения детей в советское время. Известность получил благодаря авторству песен, написанных для популярнейших мультипликационных картин и кинофильмов для детской аудитории, которые постоянно транслировались по телевидению в советское время и продолжают появляться на телеэкранах в современной России.
Детство и юность
Родился прославленный поэт-песенник в августе 1931 года в столице России. Родители – представители интеллигенции: мама была экономистом, а папа – физиком. Поклонники задаются вопросом, настоящая ли фамилия у Юрия. Ответ на этот вопрос положительный, а вот что касается имени, то тут есть неожиданный поворот – настоящее имя Юрия Энтина звучит как Йосеф бен Цви Ха-Коэн. Его дед, купец второй гильдии, еще в 20-х годах переехал в Москву из Гомеля.
Поэт Юрий Энтин
Национальность Юрия всю юность не давала ему покоя – жить в Советском Союзе, будучи евреем, было нелегко. Он признавал, что соответствовал национальности по внешним признакам, но по характеру определял себя иначе. Однако с возрастом понял и принял это как данность, и первое путешествие за границу у него состоялось в Израиль.
В детстве мальчик любил музыку и без перерыва слушал детские пластинки с песенками на стихи Агнии Барто и Сергея Михалкова. Мальчику купили скрипку, и он готовился поступать в музыкальную школу, но наступила война. Отец был призван на фронт, где стал переводчиком и дошел до Берлина, а Юрий с мамой и дедушкой отправились в эвакуацию, в город Оренбург.
Юрий Энтин в молодости
На новом месте семье Энтиных пришлось жить среди татар, которые не говорили по-русски, поэтому Юрий быстро выучил местное наречие. Так как в городе квартировались артисты Кировского театра и цирка из Ленинграда, маленький Юра познакомился со столичными звездами, среди которых оказался клоун Карандаш.
Прочитав в старших классах книгу о судьбе Льва Троцкого, в молодости он всерьез увлекся историей и попытался поступить в Московский университет, куда, однако, евреев не принимали ни при каких условиях. Поступил в итоге поэт в другое учебное заведение, стал изучать историю и даже женился на внучке Николая Крыленко, соратника Владимира Ленина. Проведя многие годы жизни в архивах за изучением документов, со временем поэт осознал, что интерес к истории удовлетворен и постепенно утихает.
Поэт-песенник Юрий Энтин
Позднее, после года работы в общеобразовательной школе, Юрий отправился получать второе высшее образование в полиграфический институт на факультет редактирования. После его окончания стал сотрудником московской типографии, сначала в должности корректора, постепенно дослужившись до заведующего редакцией.
Музыка и стихи
Первые стихи юный Юрий Энтин написал в подростковом возрасте, находясь в больнице после удаления аппендицита – музой стала тогда молодая медсестра, а темой – восторг от того, как иногда в темные моменты в жизни можно чувствовать себя беспредельно хорошо.
Юрий Энтин со своей книгой
Однако, посвятив годы изучению истории, к поэзии Юрий Энтин вернулся только в 33 года. В этом возрасте он начинает всерьез заниматься сочинением стихов и песен. В 1962 году Юрий устроился работать редактором детской редакции фирмы «Мелодия».
Все началось со счастливого случая, который в корне изменил творческую биографию поэта. Находясь на съемках фильма «Застава Ильича», которые проходили в политехническом институте, Юрий Энтин попал на концерт советских поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Когда Марлен Хуциев, режиссер картины, предложил почитать со сцены стихи любому желающему из зала, вызвался Юрий Энтин. Молодой человек с легкой улыбкой на лице представил поэтические пародии на стихи, которые только что услышал из уст шестидесятников.
Юрий Энтин, Иосиф Кобзон и Евгений Крылатов
Публика оценила талант Юрия. Среди зрителей присутствовал композитор Геннадий Гладков. Он и предложил молодому человеку сотрудничество. Как раз в это время композитор вместе с актером, режиссером и сценаристом Василием Ливановым работал над новым проектом. Юрий Энтин с радостью согласился и вскоре уволился из редакции ради работы над «Бременскими музыкантами». С 1969 года Юрий считается свободным художником и пишет песни и стихи на заказ.
Рост популярности песен среди публики был стремительным, детские песни расхватывали на цитаты взрослые люди. Фразы «Никто не водится со мной», «Такая-сякая сбежала из дворца», «До чего дошел прогресс» и «Триста лет тому назад» до сих пор часто всплывают в разговорах у взрослых людей, выросших на песнях Энтина. Сам поэт больше всего любит песню Водяного «А мне летать охота», которую он сочинил, принимая ванну. Худсовет не хотел пропускать шедевр за слова «Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото…», но Юрию удалось убедить цензоров в обратном.
Песня Водяного из мультфильма «Летучий корабль» на слова Юрия ЭнтинаВ первый же день после выхода песни про «Антошку», поздно вечером, Юрий услышал, как под окнами по улице шел подвыпивший мужчина среднего возраста и распевал во все горло «Антошка, пошли копать картошку». Как признается поэт, это стало верным признаком того, что его песня моментально превратилась в шлягер, а для автора нет большей награды, чем признание народа в любых формах и проявлениях.
Что касается критики, то тут дело было сложнее. Многие сочинения Энтина считались вредными, публикация и производство затягивались, приходилось отстаивать даже безобидные песни «Ох, рано встает охрана!» и «Чунга-Чанга». Ряд произведений удавалось выпустить вопреки критике, остальные откладывались в долгий ящик или же переделывались.
В течение многих лет всплывают интересные факты об истории создания некоторых шедевров Энтина. Например, выяснилось, что образ Принцессы из «Бременских музыкантов» был срисован со второй жены Юрия – Марины. Короткое красное платье на героине повторяло свадебный французский наряд жены поэта. Прототипом Атаманши стала супруга режиссера Вячеслава Котеночкина.
Песня бременских музыкантов из мультфильма «Бременские музыканты»Во время подготовки этого мультипликационного мюзикла происходили занимательные случаи, которые впоследствии пересказывались друзьям как анекдоты. Например, в ночь озвучки (а звукозаписывающая студия была свободна ночью) этого мультфильма из всех заявленных исполнителей приехал в студию только Олег Анофриев. Несмотря на простуду и высокую температуру, Олег озвучил сначала Трубадура, а потом на чистом вдохновении записал партии всех персонажей, за исключением принцессы. Ее партии пела сокурсница Гладкова Эльмира Жерздева. При создании продолжения «По следам бременских музыкантов» озвучивать героев пригласили Муслима Магомаева.
Юрий Энтин – автор песен в картинах «Приключения Электроника», «Приключения Буратино», «Катерок», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Зима в Простоквашино» и других. Музыку на стихи Юрия Энтина писали лучшие композиторы современности – Евгений Крылатов, Алексей Рыбников, Марк Минков, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский и Давид Тухманов.
До чего дошёл прогресс — песня из кинофильма «Приключения Электроника»Работая над текстом к мультфильму о чудо-острове, Энтин не мог придумать название. Но однажды в титрах к телевизионному эфиру «Балет на льду» поэт увидел фамилию постановщика. Балетмейстера звали Евгений Чанга. Мгновенно родилось название мультфильма, которое стало известно всей стране. Только режиссер ледовых представлений потом жаловался на крылатое прозвище.
Поэту неоднократно вручали награды за успешную творческую деятельность и удачные проекты. Почтительный возраст не становится препятствием для Юрия Энтина, и творчество продолжает занимать львиную долю его времени.
Поэт-песенник Юрий Энтин
За время карьеры он написал более 600 песен, участвовал в создании 150 фильмов. Энтин издал множество книг, выпустил мюзиклы, создал детские передачи на телевидении, продюсировал спектакли и запустил всероссийский и международный конкурсы детской песни. В 2016 году Юрий Энтин удостоился звания лауреата премии Президента РФ за «вклад в развитие детской литературы».
В своем творчестве Юрий Энтин всегда делал ставку на новое поколение, и его расстраивает текущее положение дел в стране. Однако он пытается внести конструктив в своем стиле – пока все озабочены злободневными новостями, Юрий развивает международный проект «Крылатые качели», собственный Творческий Центр и продюсирует мюзикл про «Бременских музыкантов».
Юрий Энтин и его лучшие песни
Также Юрий пишет свежие песни в надежде на то, что новые поколения детей будут отдавать предпочтение добрым и светлым мотивам и стихам в противовес развратным тенденциям в обществе. Ведь, по его словам, детская песня в России «умерла как жанр» в далеких 90-х годах. И ее нужно возрождать. О ситуации с детским творчеством в стране, о шансе России использовать мультипликацию и мелодии как средство капитализации он постоянно говорит в интервью.
Личная жизнь
Юрий Энтин дважды женат. От первого брака у него остались дети – дочь Елена, которая подарила папе трех внуков (а те, в свою очередь – правнуков и правнучек). Затем последовал развод. Второй брак и жена Марина, как говорит сам Юрий, подарили ему «уже готового» трехлетнего сына Леню, который вырос, стал профессиональным художником, оформителем, увлекается фото и иногда работает совместно с папой.
Юрий Энтин с женой
Юрий Энтин бережно и с большим уважением относится к старинному дому в Подмосковье, где живет со своей женой. Ведь до революции в 1917 году это здание принадлежало представителю высочайшего духовенства. Есть легенда, что внутри этого здания священник оставил сокровища, которые Энтин с супругой пока так и не нашли.
Вокруг личной жизни Юрия Энтина часто ходят слухи и небылицы – например, в один момент прессу заинтересовала ориентация поэта. Отчасти причиной стал тщательный анализ песни «Почему я голубой» в мультфильме про «Голубого щенка». Поэту даже пришлось комментировать эти слухи и объяснять, что во время создания текста песни о другом, не цветовом, значении слова не знал тогда ни он, ни его коллеги.
Юрий Энтин сейчас
Сейчас Юрий Энтин отошел от творчества, большую часть времени он проводит в собственном доме в поселке Деденево. Поэт не появляется на телеэкране, за исключением семейной передачи «Пока все дома» Тимура Кизякова.
Юрий Энтин на проекте «Когда все дома» с Тимуром КизяковымС детства Юрий Энтин выработал привычку спать в дневное время, которая, по его мнению, положительно влияет на здоровье.
Энтин Юрий Сергеевич: биография, семья, личная жизнь и интересные факты
Биография Юрия Сергеевича Энтина хорошо знакома всем поклонникам отечественных детских песен. Это знаменитый поэт-песенник, на произведениях которого выросло не одно поколение малышей в нашей стране. Популярность к нему пришла благодаря произведениям, которые он писал для детских фильмов и мультфильмов. В советское время их постоянно транслировали по телевидению, продолжают показывать и сейчас. В этой статье мы подробно расскажем о его судьбе, личной жизни, интересных фактах биографии.
Детство и юность
Рассказывать биографию Юрия Сергеевича Энтина начнем с его рождения. Он появился на свет в Москве. Год рождения Юрия Сергеевича Энтина — 1935. Его родители были классическими интеллигентами: папа работал физиком, а мама — экономистом.
В биографии Юрия Сергеевича Энтина национальность родителей сыграла определенную роль. Евреям непросто жилось в Советском Союзе, пробиться вверх по карьерной лестнице было значительно сложнее, чем представителям других народов. Дедушка героя нашей статьи был купцом второй гильдии, который еще в 1920-е годы перебрался из Гомеля в Москву. По некоторым данным, настоящее имя поэта-песенника — Йосеф бен Цви Ха-Коэн. Так что однозначно можно утверждать на основании этих фактов биографии Юрия Сергеевича Энтина: национальность его — еврей.
Сам Энтин к тому же отмечал, что внешне еще соответствовал всем стереотипным представлениям о том, как должен выглядеть настоящий еврей. Только с возрастом он принял это как данность, кстати, первое путешествие за границу у него состоялось именно в Израиль.
Когда Юрий был маленьким, он обожал музыку, без конца слушал детские пластинки с песнями на стихи Сергея Михалкова и Агнии Барто. Вскоре родители купили ему скрипку, чтобы развивать таланты у мальчика. Он собирался уже поступить в музыкальную школу, когда в стране началась Великая Отечественная война.
В эвакуации
В биографии Юрия Сергеевича Энтина наступил непростой период. Его отца призвали на фронт. Тот служил переводчиком, дошел до Берлина. Самого Юрия вместе с мамой и дедушкой отправили в эвакуацию. Они переехали в Оренбург.
На новом месте жительства им пришлось поселиться среди татар, которые практически не знали русского языка. Так что Юрию пришлось самому быстро учить их наречие, чтобы общаться с соседями и новыми знакомыми.
Отдушиной стали артисты театра из Кирова и ленинградского цирка, которых тоже эвакуировали в Оренбург. Маленькому мальчику посчастливилось познакомиться с талантливыми звездами, среди них оказался и знаменитый тогда на всю страну клоун Карандаш.
Образование
На биографию Юрия Сергеевича Энтина большое влияние оказала книга о судьбе Льва Троцкого. Прочитав ее в детстве, Юрий даже решил стать историком, когда вырастет.
После школы он попытался поступить в Московский государственный университет, но оказалось, что евреев туда не принимают ни при каких условиях. В результате ему пришлось идти на исторический факультет менее престижного педагогического института. После он получил диплом факультета редактирования полиграфического института.
Интересный факт из жизни и биографии Юрия Энтина заключается в том, что на протяжении нескольких лет он работал простым учителем истории в школе и библиотекарем. Занимаясь научной работой, помногу времени проводил в архивах, пока не понял, что его страсть к истории постепенно утихает.
Получив полиграфическое образование, Юрий Энтин, краткая биография которого есть в этой статье, устроился на работу в столичную типографию. Начал с должности корректора, затем шел вверх по карьерной лестнице, пока не стал заведующим редакцией.
Творчество
В биографии поэта Юрия Энтина первые стихи появились, когда он еще был подростком. Он начал писать, пока лежал в больнице после удаления аппендицита. Как сегодня признается сам Юрий, его первой музой стала привлекательная медсестра, а сами произведения были посвящены восторгу от того, как беспредельно хорошо можно себя чувствовать даже в самые сложные периоды жизни.
Погрузившись в изучение архивов, Энтин надолго оставил творчество. К написанию стихов он вернулся только в 33 года. Именно тогда он начинает всерьез заниматься сочинением поэтических произведений. В 1962 году устраивается в детскую редакцию фирмы «Мелодия» на должность редактора.
Счастливый случай
Как это часто бывает с творческими людьми, большую роль сыграл счастливый случай. Как-то Энтин находился на съемках фильма «Застава Ильича» в политехническом институте. Оттуда он попал на концерт популярных советских поэтов того времени — Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной.
В какой-то момент режиссер Марлен Хуциев предложил любому зрителю почитать со сцены свои стихи. Энтин решает вызваться. Он представляет поэтические пародии на стихи великих шестидесятников, которые только что выступали перед ним.
Публика благосклонно приняли произведения Юрия. Повезло Энтину еще и в том, что в зале присутствовал композитор Геннадий Гладков. Ему молодой человек так понравился, что он предложил ему постоянное сотрудничество. В то время Гладков как раз работал над новым проектом со сценаристом и режиссером Василием Ливановым. Энтин был поражен таким интересом к своей персоне, но с радостью согласился. Совсем скоро он уже уволился из редакции, чтобы заняться созданием мультфильма «Бременские музыканты». С 1969 года Энтин официально считает себя «свободным художником». Он пишет стихи и песни на заказ.
Популярность
Популярность к Энтину приходит стремительно. Его песни расхватывают на цитаты, причем они нравятся не только детям, которым непосредственно адресованы, но и взрослым. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Энтин — автор большинства песен из любимых нами советских мультиков и фильмов. Фразы «До чего дошел прогресс», «Никто не водится со мной», «Триста лет тому назад», «Такая-сякая сбежала из дворца» и в наши дни используют в разговорах уже взрослые и пожилые люди, которые выросли на этих песнях.
Сам поэт неоднократно признавался, что любимой для него самого остается песня Водяного, которую он сочинил, пока принимал ванну. Она исполняется в мультфильме «Летучий корабль». Поэту пришлось долго убеждать художественный совет, что в строчках «Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото. » нет совершенно ничего предосудительного.
Энтин понял, что к нему пришла настоящая слава, буквально через несколько дней после выхода на экраны мультфильма «Антошка». Под окнами своего дома он услышал, как подвыпивший мужчина напевает строчку из его песни: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». В тот момент он сразу же понял, что эта песня гарантированно станет шлягером, так и получилось.
Борьба с цензорами
Несмотря на популярность, автору приходилось регулярно противостоять цензорам и критикам. Эти сочинения достаточно часто объявляли вредными и неблагонадежными, запрещали их публиковать. Из-за этого производство и выпуск мультфильмов приходилось откладывать на неопределенный срок.
Сегодня может показаться удивительным, но крамолу находили даже в таких безобидных песнях, как «Чунга-Чанга» или «Ох, рано встает охрана!». Некоторые произведения удавалось выпустить, убедив цензоров в их безобидности, но многие приходилось откладывать до лучших времен.
Занимательные факты
С творчеством самого Энтина связано достаточно много забавных фактов. Например, образ принцессы из мультфильма «Бременские музыканты» срисовали с его второй жены, которую звали Марина. А вот прототипом Атаманши стала супруга режиссера мультфильма Вячеслава Котеночкина.
Занимательные случаи происходили и в процессе озвучивания. Например, когда предстояло озвучивать «Бременских музыкантов», из всех заявленных артистов приехал только Олег Ануфриев. Озвучка была назначена на ночь, потому что только на это время удалось выбить студию для мультфильма. В результате Олег сначала выступил в роли Трубадура, а потом исполнил партии всех персонажей, кроме принцессы.
Удивительная история сопровождает и появление названия мультфильма «Чунга-Чанга». Энтин долго не мог придумать, как будет называться его чудо-остров. Помог случай: в титрах к «Балету на льду», который показывали по телевизору, он увидел имя постановщика — Евгений Чанга. Так и родилось название мультфильма, а вот за балетмейстером закрепилось фривольное прозвище, которым он был недоволен.
Награды
За свое творчество поэт-песенник не раз получал заслуженные награды. На данный момент им уже написано более шестисот песен, он принял участие в создании полутора сотен фильмов и мультфильмов.
Энтиным созданы книги, мюзиклы, передачи для детей на телевидении, он продюсировал международные конкурсы детской песни и спектакли. Активную творческую деятельность он продолжает и сегодня, несмотря на весьма почтенный возраст, Юрию Сергеевичу уже 83 года.
В 2016 году ему вручили премию президента Российской Федерации за вклад в развитие детской литературы. Сам поэт подчеркивает, что в своем творчестве всегда делает ставку на новое поколение. Сейчас он продюсирует мюзикл, посвященный бременским музыкантам, занимается развитием собственного творческого центра и международного проекта под названием «Крылатые качели».
Личная жизнь
Семья в биографии, деятельности Юрия Энтина всегда играла большую роль, так не раз признавался он сам. Поэт был дважды женат. Его первая супруга Марина была родной внучкой революционера Николая Васильевича Крыленко, первого народного комиссара юстиции и председателя Верховного суда в СССР. Они познакомились и поженились как раз в то время, когда Юрий страстно увлекался историей.
От первого брака у него осталась дочь Елена, которая окончила философский факультет Московского государственного университета. Отцу она подарила трех внуков — Марину, Сергея и Анну.
Удивительно, но вторую жену поэта тоже зовут Марина. Когда они поженились, она уже была мамой трехлетнего сына Леонида, которого Юрия Энтин, о биографии, семье которого подробно рассказано в этой статье, воспитывал как своего родного ребенка.
Леонид стал профессиональным художников, сейчас он занимается фотографией, оформлением, нередко работает вместе со своим отцом.
Рассказывая о биографии, семье Юрия Сергеевича Энтина, нужно упомянуть, что сейчас он живет с супругой в загородном доме в Подмосковье. Это здание до Октябрьской революции принадлежало высокопоставленному священнику, есть даже легенда, что он где-то в доме спрятал свои сокровища, когда скрывался от большевиков. Но их пока найти не удалось, с легкой грустью отмечает поэт.
Деятельность в последнее время
Сейчас поэт большую часть времени проводит в своем доме, который расположен в поселке Деденево.
С детства у него появилась привычка спать днем, которая сохранилась на всю жизнь. По его мнению, она очень хорошо влияет на его здоровье.
Поэт не прекращает писать стихи, сочинять новые детские песни, которые, как и всегда, отличаются добрыми и светлыми мыслями и мотивами. А все свободное от работы время он проводит со своими любимыми внуками и правнуками.
Юрий Энтин. Официальный сайт
Творческая автобиография
Я – Энтин Юрий Сергеевич (1935 г.) – поэт (член Союза писателей), сценарист (член Союза кинематографистов), драматург (член Союза театральных деятелей).
Получив диплом о высшем образовании по специальности учитель истории, в школе я преподавал всего один год. За последующие десять лет работал в различных издательствах Москвы, пройдя путь от корректора до заведующего редакцией.
С 1962 по 1968 год возглавлял Детскую редакцию фирмы «Мелодия». Будучи редактором, я всё время сам мечтал стать автором. В 33 года моя мечта сбылась. Фамилия Энтин дважды появилась в титрах мультфильма «Бременские музыканты» – как соавтора сценария и автора стихов песен. С той поры я стал «свободным художником».
К сегодняшнему дню мною написано более 600 песен. Например, такие:
- «Ничего на свете лучше нету»
- «Чунга-Чанга»
- «Антошка»
- «Расскажи, Снегурочка, где была!»
- «Луч солнца золотого»
- «Крылатые качели»
- «Прекрасное Далёко»
- «Лесной олень»
- «Я – Водяной»
- «Бу-ра-ти-но!»
- «Уч-кудук – три колодца».
Назову наиболее известные театральные работы:
- «Трубадур и его друзья» (Пьеса В. Ливанова и Ю. Энтина, музыка Геннадия Гладкова. Первая постановка – московский театр «Ленком», 1974 год);
- «Хоттабыч!» (пьеса Л. Лагина и Ю. Энтина, музыка Геннадия Гладкова. Первая постановка – Московский Академический театр оперетты, 1977 год);
- «Багдадский вор» (пьеса Ю. Энтина, музыка Давида Тухманова. Первая постановка – Московский театр «Сатирикон», 1990 год);
- «Шиворот-навыворот» (пьеса Ю. Энтина, музыка Геннадия Гладкова. Первая постановка – Московский Академический театр им. Моссовета, 1995 год);
- «СКАЗКА.RU» (пьеса Ю. Энтина, музыка Давида Тухманова. Первая постановка – Государственный Кремлевский Дворец, 2002 год).
- «Летучий корабль» (пьеса Ю. Энтина, музыка Максима Дунаевского. Первая постановка – Ледовый Дворец ЦСКА, 2012 год);
- «Бу-ра-ти-но!» (пьеса С. Троицкой, музыка Алексея Рыбникова. Первая постановка – Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой, 2014 год).
Конечно, все песни к этим спектаклям написаны на мои стихи.
Теперь о работе в качестве киносценариста.
Кроме упомянутых «Бременских музыкантов», по моим сценариям были сняты мультфильмы:
- «По следам бременских музыкантов» (соавтор – В. Ливанов),
- «Голубой щенок»,
- «Пиф-паф! Ой-ой-ой!»,
- «Край, в котором ты живёшь»,
- «Волк и семеро козлят на новый лад»,
художественный музыкальный фильм «Мама».
Песни ко всем этим картинам, естественно, тоже на мои стихи.
Из моих книг хочу выделить:
- «Самое-Самое! » (воспоминания о работе над самыми известными моими песнями)
- Собрание песенных сочинений в трёх томах:
- Том 1: Луч солнца золотого (101 популярная песня для детей)
- Том 2: Где музыка берет начало (101 неизвестная песня для детей)
- Том 3: Колокольчик мой хрустальный (101 новая песня для детей)
- «Сказочная азбука »
- «Пой частушки, Бабка-Ёжка! »
- «Лучшие детские песни мира ».
Все эти книги выпущены челябинским издательством «Авто Граф» совместно с «Творческим центром Юрия Энтина».
В 70-е – 80-е годы мои песни и сказки издавались на грампластинках многомиллионными тиражами.
А уже в новом веке вышло моё фундаментальное мультиформатное издание аж на 36 компакт-дисках.
В последние годы я активно включился в детское фестивальное движение – стал президентом двух фестивалей: Международного – «Крылатые качели» и Всероссийского – «Чунга-Чанга».
Фестивальные конкурсы проведены в Китае, США, Иордании, Словении, Египте; в странах СНГ: Молдове, Армении, Беларуси и других, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Оренбурге и многих других российских городах.
В 2005 году создан «Творческий Центр Юрия Энтина». Его задача – Возрождение Детской Песни в России.
Юрий Энтин
биография
Энтин Юрий Сергеевич
Родился 21 августа 1935 года. Закончил педагогический институт, работал учителем истории. Совершенно случайно его дар писать смешные стихи был востребован в мультипликации и детском кино. Сегодня он поэт, драматург, член Союза кинематографистов России, автор стихов к более чем 500 песням, написанным им в соавторстве с ведущими композиторами страны, работающими в жанре эстрадной песни и, прежде всего, песни для детей — Геннадием Гладковым, Владимиром Шаинским, Евгением Крылатовым, Марком Минковым, Максимом Дунаевским, Александром Зацепиным, Алексеем Рыбниковым, Давидом Тухмановым.
Песни на стихи Юрия Энтина звучат в 100 кино- и телефильмах, снятых на различных киностудиях страны. Среди них: «31 июня», «Приключение Буратино», «Достояние республики», «Гостья из будущего», «Ох, уж эта Настя!», «Незнайка с нашего двора», «Приключения Электроника» и другие. А также — более чем в 20 мультипликационных фильмах: «Бременские музыканты», «По следам Бременских», «Катерок», «Летучий корабль», «Голубой щенок», «Ну, погоди!» и др.
Юрий Энтин — автор сценариев многих мультфильмов: «Бременские Музыканты» (1969), «По следам Бременских» (1973), «Новые Бременские» (2000), «Голубой щенок»(1976), «Волк и семеро козлят на новый лад» (1975), «Пиф-паф-ой-ой-ой!» (1980), «Прежде мы были птицами»(1982), «Край в котором ты живешь» (1972), «Антошка»(1969) и др. Полнометражный художественный музыкальный фильм «Мама», созданный по сценарию Ю.Энтина, стал лауреатом Московского международного кинофестиваля. Рекламный ролик «Индекс» (сценарий — Ю.Энтина) получил призы Международных фестивалей рекламных фильмов в Венеции и Риге.
Юрий Энтин — автор ряда книг: «Бременские музыканты», «По следам Бременских музыкантов», «А мне летать охота» и др. Пьесы Ю.Энтина, ставшие основой для мюзиклов «Трубадур и его друзья», «Хоттабыч», «Шиворот-навыворот», «Багдатский вор», «Энтин-шоу» и другие, идут на сценах многих театров. Песни к спектаклям: «Сказка о четырех близнецах», «Тиль», «Полоумный Журден», «Иохим Лис»-
В Кремлевском Дворце в 2002 году прошли представления «СКАЗКА.RU» и «НЕЗНАЙКА собирает друзей». С 1997 по 2003 прошло несколько Фестивалей посвященных творчеству Юрия Сергеевича. Песни на стихи Юрия Энтина исполняли ведущие певцы страны: Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Лев Лещенко, Алла Пугачева, Лариса Долина, а также — популярные артисты театра и кино: Аркадий Райкин, Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Анофриев, Людмила Гурченко, Анатолий Папанов.
Его перу принадлежат песни: «Чунга-Чанга», «Антошка», «Я Водяной», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Кто на новенького?», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Лесной олень», «Песенка о лете», «Буратино», «Песенка Черепахи Тортилы», «Частушек бабок Ёжек», «Учкудук v три колодца», «Танец маленьких утят», «Ничего на свете лучше нету», «Ох, рано встает охрана», «Говорят, мы v бяки-буки», «Гей, Славяне», «Мир без любимого»- Вышло более 50 книг с произведениями поэта. Юрий Энтин v был автором и ведущим одной из самых ярких телепередач для детей — «Чунга-Чанга» (ОРТ, «Класс»). Он является лауреатом многих ежегодных конкурсов «Песня года». Песней-балладой Юрия Энтина на музыку Алексея Рыбникова заканчивалось празднование 850-летия Москвы.
В течение последних лет Юрий Энтин и Давид Тухманов создали шесть новых оригинальных детских проектов по двенадцать песен в каждом в современной аранжировке и с яркими художественными образами. Песни записали все звезды эстрады, театра и кино нашей страны. «Золотая горка» — песни для самых маленьких, «Знакомые насекомые» — кабаре из мира насекомых , «Бяки-Буки» — страшные, но забавные существа от Кикиморы до Киборга, «Игра в классики» — известные произведения великих композиторов со стихами Ю.Энтина и в современной аранжировке Д.Тухманова, «Гоголь-моголь дискотека» — песни в современных танцевальных ритмах, и шоу-мюзикл «Багдадский вор» — музыкальная сказка с множеством эстрадных номеров.
«Бременских музыкантов» сочинил ради невесты. Поэт детства Юрий Энтин
21 августа 1935 года родился советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист Юрий Энтин.
Даром что многие из тех, кому за 40, и сегодня наизусть помнят «Антошку», «Песенку черепахи Тортиллы», «Кабы не было зимы», «Чунгу-Чангу». Вместе с бременскими музыкантами поют «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы. ».
Свою творческую свободу Юрий Энтин обрел уже в 33 года, когда, недолго думая, уволился из фирмы «Мелодия», где работал редактором.
«Я везунчик!»
Тогда он наудачу предложил стихи Геннадию Гладкову, а уже спустя два дня услышал от него актуальные и сегодня строчки: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету. ».
Шел 1968 год. До всесоюзной славы Энтину было далеко. За бутылку сорокаградусной охраннику он проник ночью на студию «Мелодия», чтобы записать «Бременских музыкантов». А их положили на полку. Другой бы на его месте расстроился, опустил руки — все-таки первая серьезная работа, да и сочинял-то «Бременских» — чтобы невесте понравиться, тоже немаловажный для судьбы момент. А он ни секунды не переживал. Хотя, по-честному, в те времена — стоило. Никакому руководителю страны не понравились бы строки «Величество должны мы уберечь от всяческих ему не нужных встреч». Писал бы специально для ТВ — вообще бы никогда не увидел «Бременских» на экране. Цензура была еще та! «Боже, сохрани!», — разве такое бы пропустили?! Однако в 1969 году мультфильм все-таки вышел.
«Не боролся, но всегда побеждал легко»
Это не значит, что строчки у Энтина рождались во сне: проснулся — и песня готова. Бывало, два года мучился — не мог ничего сочинить: первое время отношения с лирикой не складывались. «Луч солнца золотого. », например, никак не давался. Потом начал писать песни к фильму «Приключения Буратино» на музыку Алексея Рыбникова — и чуть не завалил все. Не рождались стихи — хоть ты тресни! А у Рыбникова — первая серьезная работа в кино, он волнуется, звонит. «Ладно, приезжай», — говорит Энтин. Хотя у самого — конь не валялся. Когда Рыбников приехал, поэт признался, что ничего не написал. Было понятно, что от работы нужно отказываться. И вдруг композитор вспомнил, что у него есть инструментальная тема Буратино. «Просто послушай, — попросил он Энтина. — Стихов здесь не будет». И стал играть: «Пам — парарара — пам — парарара — пам. ». Энтин аж подскочил в кресле: «Есть! Написал!» — «Это нереально! Никакие стихи сюда не лягут. ». А стихи Энтина легли как миленькие, и несколько поколений детей выросли на задорном «Бу! Ра! Ти! Но. ».
Импровизации случались не раз. И сегодня Юрий Сергеевич даст фору молодым. Во всяком случае, когда после презентации книги к нему подходят читатели, он каждому оставляет эксклюзивный поэтический автограф.
За последние десять лет Энтин написал больше 200 песен. Придумал цикл «Поучительные песенки» для самых маленьких. Осуществил проект «О многих шестиногих», в котором за Жука-Дровосека, Назойливую Муху, Моль, Комара-Зануду, Старого Клопа и других насекомых пели Николай Караченцов, Ирина Муравьева, Армен Джигарханян, покойные Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Любовь Полищук, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко... Они делали это бесплатно. А 60 академиков педнаук после презентации стоя аплодировали поэту Энтину: «Надо внедрить во все школы, чтобы возродить культуру детской песни. ». Ну и где внедрили?
«Это никому не нужно: теперь в песне важно не что написано, а как продано»
Последняя детская песня, по мнению Юрия Сергеевича, прозвучала в нашей стране в начале перестройки. И вот уже 30 лет он борется за то, чтобы распространилась хоть одна новая. При том, что детский театр «Подсолнухи» в Америке и группа «Чунга-Чанга» в Иордании поют его песни.
В 1990-е ему было тяжело, как многим. Тогда он сдал иностранцам свою «двушку» в престижном доме Жолтовского в центре Москвы и восемь лет жил с женой на даче. Даже забросил было детскую песню, хотя 90 процентов его произведений — для кино, и вообще он порой готов работать бесплатно. Так и делает, собственно. Периодически выкраивая средства из семейного бюджета. Супруга не ропщет. Да и он не жалуется. Чтобы выжить, создал свой творческий центр.
«Я прошел семь кругов ада! К кому только не ходил на прием!»
Ему пели в кабинетах его же песни. Обещали прямые эфиры на телевидении. А уж сколько комплиментов он выслушал за эти годы. Но вот беда — никто так ничего и не сделал. Только Земфира и Ваенга почему-то решили петь его песни. Без всяких указов сверху. Трансляция его юбилейного концерта собрала у телеэкранов рекордное количество зрителей — руководители канала потом признались, что Энтин переплюнул «даже Киркорова». 12 мировых джаз-музыкантов записали диск с его песнями. А вожатые лагеря, воспитывавшие подростков на произведениях Энтина, рассказали, что несколько мальчишек к концу смены слезли «с иглы». Поэт, конечно, не поверил — вожатые обиделись.
Обижаться на американских славистов, считающих, что Юрий Сергеевич совершил революцию — настолько велико влияние его песен на детей, Энтин не стал.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай!
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Тут уж, как говорится, без комментариев.
Говорят, что была девушка, которая достигла зрелости, Ситунгусобенхле было имя ее. Случилось, что люди всего селения пошли копать далеко от их селения, и девушки тоже пошли собирать цапа; Ситунгусобенхле осталась одна. Случилось, что явились Жубатенте, Жубатенте явились, схватили Ситунгусобенхле и отправились с ней, паря в высоте; они понеслись к месту, где были ее матери, где они копали, они свесили ее над ее матерью.— Ситунгусобенхле закричала, увидев свою мать, и сказала: мать моя, мать моя, я удаляюсь с Жубатенте. Они свесили ее. Ее мать пыталась схватить ее, но они этим только мучили ее мать, они отправились с Ситунгусобенхле; и мать следовала неотступно, идя и рыдая. Когда стемнело, они достигли
дерева, взобрались наверх и остались там наверху. Ее мать легла у подножья дерева. Посреди ночи Жубатенте взяли Ситунгусобенхле, они отправилисъ с ней, они пошли к себе. Утром ее мать не видела больше на верху дерева Жубатенте. Она пошла обратно и вернулась назад. Жубатенте прибыли к своему дому с Ситунгусобенхле. — Сказали Жубатенте: пусть она будет великой женщиной. — И она сделалась великой женщиной. Она родила дитя. Ее мужем был Жубатенте. Она еще родила одного; она еще родила одного: всего троих.
Случилось, что была созвана партия охотников; она пошла далеко охотиться; с ней вместе пошел муж Ситунгусобенхле и ее дети; все люди пошли охотиться. Ситунгусобенхле осталась дома со старухой; они обе оставались дома.—Она придумала уловку со своими детьми, она сказала: притворитесь больными.
Партия охотников вышла утром.—Когда они выходили из дому, вскричал старший ее мальчик падая ниц, вскричал он, — ой, я ушибся. — Сказал его отец: возвращайся, иди домой. Партия пошла дальше. — Вскричал другой мальчик, следующий за старшим, вскричал он: ой, у меня болит живот. — Сказал его отец: возвращайся к себе. Партия пошла дальше. — Вскричал младший, пропала моя голова. — Сказал его отец: возвращайся к себе. Они делали умышленно, обманывая своего отца, думая этим путем убежать. Все они трое собрались с матерью дома.
Их мать связала свое добро, взяла своих детей и пошла с ними. Как только старуха заметила, что нет Ситунгусобенхле, что она ушла, она закричала, говоря, — йи йи, йи, она забила тревогу, великая женщина убежала с детьми вождя. — Один из охотников услышал и сказал: Тише! Кто это там кричит? Похоже, что он кричит: — великая женщина убежала вместе с детьми вождя. — Они схватили его и сказали; он накликает беду на детей вождя. Они убили его. — Снова закричала старуха, сказала она: — йи, йи, йи, великая женщина убежала с детьми вождя. — Снова сказал другой: хоть вы убили того, — там человек, который кри-
чит. Похоже, что он кричит: великая женщина убежала с детьми вождя. — Они схватили и этого, они убили его, говоря; он накликает беду на детей вождя. — Снова она закричала, она говорила: йи, йи, йи, великая женщина убежала с детьми вождя. — Снова услышал другой, сказал он: нет, хоть вы убили людей, там человек, который кричит, он кричит: великая женщина убежала с детьми вождя. — Они и его поймали, они убили и его; сказали они: он накликает беду на детей вождя, что они могут убежать. — Снова в четвертый раз закричала старуха: йи, йи, йи, великая женщина убежала с детьми вождя. — И опять четвертый сказал: тише, послушаем. Хоть вы их убили, там человек,, который кричит. Похоже что он кричит: великая женщина убеясала с детьми вождя. Оставьте меня, не убивайте и меня. Возвратимся домой, узнаем дома, нет ли там человека, который кричит? Приказал вождь оставить этого человека. Они отправились и пошли домой; Они прибыли домой. — Сказала старуха: великая женщина убежала с детьми вождя. — Сказал человек: что я говорил вам? Я сказал вам, я говорил, там человек, который кричит.
Собрались все люди вождя Жубатенте. Приказал вождь, чтобы они следовали за Ситунгусобенхле. Они пошли, многочисленная армия во много тысяч, и с ней вождь Жубатенте.
Ситунгусобенхле достигла моря; сказала она: — море, море, море, расступись! я Ситунгусобенхле. Море расступилось. Она переправилась со своими детьми и села на другой стороне. Войско Жубатенте достигло моря и увидело Ситунгусобенхле, сидящей на другой стороне моря. Войско пришло и удивилось видя ее на другой стороне моря.
Ситунгусобенхле сплела очень длинную веревку, бросила ее на другую сторону и сказала она: идите, я вас переправлю. Она только насмехалась над ними, насмехалась над ними. Она подобрала острый камень. — Сказала Ситунгусобенхле: хватайтесь помногу за веревку. — Они схватились помногу за веревку. Ситунгусобенхле потянула веревку. Когда они были на середине, она перерезала веревку и они
пропали в море. — Воскликнула она: ой! пропали люди вождя; притворяясь, перерезав нарочно. Она снова сказала другим: хватайтесь опять за веревку.—Они схватились помногу за веревку. Она потянула их. Когда они были на середине моря, она опять перерезала веревку. — Воскликнула она: ой! пропали люди вождя. Снова она бросила веревку, говоря, что она выскользнула у нее. — Сказала она: хватайтесь снова, помногу. Они схватились за веревку. Когда они были опять посреди моря, она перерезала веревку и они пропали в водах моря. Наконец их оставалось немного на другой стороне, их было мало теперь. — Сказал один из оставшихся: наконец кончаются люди вождя. И они вернулись обратно.
И пошла Ситунгусобенхле, прибыла она в страну своих. Она пришла, а людей не было там; они были съедены Кукумадеву. Она увидела гору, которая была там впервые и сказала: что это за гора? — Она пошла, она приблизилась к тому месту, где было их селение: она нашла большую штуку Кукумадеву, которого она вначале приняла за гору.
Она приблизилась вплотную к нему, пробралась под него, держа нож и рассекла снизу его живот. — Первым вышел петух: прокричал он: кукулуку! Наконец я вижу свет! ибо давно я его не видал. За петухом вышел человек. — Сказал он: хау! наконец я вижу свет! —За ним вышел бык; сказал он: ууум! наконец я вижу свет! — За ним вышла собака; сказала она: хау, хау, хау! наконец я вижу свет! — За ней вышла коза; сказала она: ме, ме! наконец я вижу свет! За ней вышла овца; сказала она: бе, бе! наконец я вижу свет! — За ней вышли все вещи. Все возвратились, все отстроились, всё опять были счастливы, все стало, как Это было прежде. И это был конец.
«ШАРМАН – ШОУ».
( музыкальная конкурсная программа )
Действующие лица:
$ Веселый Шарманщик,
Бабушка-шарманка,
Мамушка-шарманка,
Внучка-шарманка,
Звучит традиционная музыка шарманки.
Появляется Шарманщик. Но не старый и добрый, а молодой и прикольный.
ШАРМАНЩИК. Привет, ребята! Я старый, добрый шарманщик… Тьфу ты!
Вот привязалась фраза… По наследству передалась…
Я $– шарманщик, и совсем не старый… а молодой! А молодость – это не порок. Это подарок… Который – эх! — со временем куда-то девается…
( Задумывается. )
И когда-нибудь я тоже стану старым и добрым шарманщиком, как мои отец и дед.
( Пауза. )
Но это «когда-нибудь». А пока мы живем – «не когда-нибудь», а сейчас! А «сейчас» — это миг. Помните, как в песне поется: «Есть только миг между Прошлым и Будущим – именно он называется Жизнь»…
Миг – это как мальч$ишка! Фьють – и нет его: удрал куда-то.
А у этого мальчишки есть сестрёнка, которую – как зовут?
( Пытается услышать ответ зрителей. )
Ну, если ее остановить – она всегда прекрасна?
( Слышит подсказ. )
Правильно! Это Мгновение!
А знаете – когда Миг и Мгновение останавливаются и никуда не убегают, а находятся рядом с нами и прислушиваются?
Это когда звучат песни… Хорошие песни.
Это мне мой дед говорил. Когда дарил свою шарманку. Крути, говорил, ее ручку: останавливай Время — ра$дуй людей хорошими песнями.
Хотите, я вас познакомлю со своими волшебными шарманками?
Их у меня – целых три!
Одна мне досталась от деда.$
( Звучит старинная мелодия.
Появляется Бабушка-шарманка. )
Я так и зову ее – Бабушка-шарманка…
Другая — от отца.
( Звучит мелодия в стиле ретро.
Появляется Матушка-шарманка. )
Это – Матушка-шарманка.
А третью шарманку я сделал сам.
$ Чтобы своему сыну подарить.
( Звучит мелодия современной детской песни.
Появляется Внучка-шарманка. )
Это Внучка-шарманка.
Она самая веселая и самая озорная.
Вы спросите: почему нет шарманки Дочки? А отвечу: Дочки есть и их даже две…
Кто мне подскажет: кто эти дочки?
( Слушает детей. )
Совершенно $верно: Матушка-шарманка – это дочка Бабушки-шарманки, а Внучка-шарманка – дочка Матушки.
Видите – они стоят неподвижно.
Это потому – что их надо включить. Завести на полную катушку. А заводятся волшебные шарманки легко – с полуоборота.
Поможете мне их завести?
$ ( Дети отвечают. )
Тогда взяли в руки невидимые, понарошковые ручки. И делаем вот такое «заводное» движение – три раза.
( Делает три круговых движения невидимой ручки. )
А к то мне подскажет – какие музыкальные аппараты когда-то вот так же заводили?
( Слушает зрителей. )
Правильно! Патефон и граммофон.
А на них ставились эти… Такие круглые и плоские…
( Зрители подсказывают. )
Верно! Пластинки… А как сегодня пластинки называются?
( Зрители подсказывают. )
$Точно! Диски!
А если пластинки – это диски, то наши бабушки и прабабушки тоже ходили на дискотеки!
Ну, а теперь приготовились!
Взяли в руки волшебны$е, невидимые, понарошковые ручки.
И делаем волшебное, заводное движение — три раза!
Начали!
Раз! Два! Три!
( Дети повторяют движения.
Заиграла музыка.
Шарманки ожили, увидели детей, и вышли на авансцену. )
БАБУШКА. Здравствуйте, внучки и внучата!
МАТУШКА. Добрый день, дочки и сыночки!
ВНУЧКА$. Привет, мальчишки и девчонки!
( Заметили Шарманщика. )
ШАРМАНКИ. Приветствуем тебя, шарманщик.
БАБУШКА. Зачем позвал?
МАТУШКА. Зачем разбудил?
ВНУЧКА. Завёл-закрутил нас зачем?
ШАРМАНЩИК. А чтобы детей с вами познакомить.
БАБУШКА. Новое знакомство — это хорошее дело.$
МАТУШКА. Знакомство с детьми — веская причина.
ВНУЧКА. Ну, знакомь!
ШАРМАНЩИК ( делая артистический жест ). Познакомьтесь — дети!
( Шарманки аплодируют детям. )
Дети, познакомьтесь — волшебные шарманки!
( Бабушка-шарманка кланяется.
Матушка-шарманка делает реверанс.
Внучка-шарманка машет руками.
Шарманщик жестом провоцирует детей на аплодисменты. )
МАТУШКА. Вот… Познакомились мы с детьми, а дальше что будем
делать?
ШАРМАНЩИК. А дальше… поговорите с детьми о том, без чего любой
праздник – не праздник…
$БАБУШКА. Повтори еще раз и попроще… Чтобы мы твою мысль поняли…
МАТУШКА. Или хотя бы уловили…
ВНУЧКА. Доперли чтобы, без подсказки…
ША$РМАНЩИК. Я думаю, что без подсказки вам не обойтись. А за
подсказкой мы обратимся к детям.
( Обращается к зрителям. )
Ребята, подскажите, без чего ни один нормальный праздник не может обойтись?… То, что Миг и Мгновение останавливает и радует нас?
( Шарманки и Шарманщик выслушивают мнения ребят.
И методом наводки провоцируют их на произнесение слова
$
«песня». )
Точно! «Песня»! Без песни какой праздник?
А какая это жизнь без песни!
Подумайте только – какие у нас были песни: богатырские; молодецкие и разбойные; заунывные и веселые; круговые и хороводные; плясовые и балагурные; скоморо$шьи и обрядные: свадебные, игровые, святочные.
Всех не перечислишь!
На каждый праздник столько песен! Да еще каких песен!
БАБУШКА. Да… Что и говорить, если совсем недавно Жизнь каждого
человека начиналась с колыбельной песни…
МАТУШКА. А в армии были и боевые песни, строевые песни и походные…
ВНУЧКА. Это выходит, что на все случаи жизни свои песни были?
МАТУШКА. Именно так…
БАБУШКА. Да. Были песни в наше время…
( Шарманщику. )
Дозволь мы сами с детьми о песнях поговорим?
ШАРМАНЩИК. Валяйте! Дозволяю!
БАБУШКА. Ребята, скажите мне — какие праздники вы знаете? $
( Слушает ответы детей. )
А какие песни в эти праздники поют?
( Выслушивает детей.
Реагирует на их предложения. )
Я – Шарманка-бабушка – считаю, что здесь есть люди, которые
обязаны знать какие песни на какие праздники поются. Это бабушки и
дедушки.$
И я объявляю конкурс среди бабушек, дедушек, внуков и внучек на знание наших праздничных песен. Я пускаю мелодию, а вы угадываете – какая это песня и к какому празднику она относится.
( Звучат фрагменты известных праздничных песен.
Дети и родители угадываю$т их.
Наиболее активным детям – или семьям — можно вручить призы. )
МАТУШКА. Теперь я. Праздники — праздниками… а есть обычные дни. Как
они называются?
( Слушает ответы зрителей. )
$Правильно! Будни!
И чтобы будни не были скучными, одинаковыми, обыденными — всегда
много хороших песен звучало. Попробуйте вспомнить эти песни. Если сами не можете – пусть вам помогут мамы и папы. Они эти песни точно знают. Это песни их молодости.
( Звучат фрагменты известных и ныне популярных ретро-песен.
Было бы здорово, ес$ли бы родители и подпели их. )
ВНУЧКА. А еще есть праздник Детства. Это Время, когда к детям
приезжают, прилетают, прибывают сказочные герои из разных детских
книжек, фильмов и мультиков.
Интересно мне проверить – дети знают своих героев?
Проверяю!
( Звучат фрагменты из известных детских мультфильмов. )
ШАРМАНЩИК. Вот смотрю я на вас, уважаемые шарманки и думаю…
ВНУЧКА. И что же такое ты о нас думаешь?
ШАРМАНЩИК. Вы так и будете с детьми с загадки играть: «угадай песню-
не угадай песню».
$ВНУЧКА. А в чем проблема-то?.. Я что-то не просекаю?..
ШАРМАНЩИК. Не пора ли от слов к песне переходить?
ВНУЧКА. Петь, что ли?
БАБУШКА. Не только петь, внучка, но и играть…
( Зрителям. )
Раньше песни не только пели, но и играли.
МАТУШКА. И теперь играют. Но только не песни. А в песни… Или – с
помощью песен.
ВНУЧКА. А поч$ему вы мне раньше не говорили, что песни играть можно?
Почему я — как дура какая – только сейчас об этом узнаю.
БАБУШКА. Лучше поздно, чем никогда…
МАТУШКА. А как тебе объяснишь, если ты плейер в уши засунула и ничего
больше слышать не хочешь.
ВНУЧКА. Теперь хочу. Учите – как эт$о: песни играть, в песни играть или с
помощью песни играть?
Только не надо больше говорить: «Эх, были песни в наше время…»
В наше время тоже есть хорошие песни.
( Детям. )
Правильно, ребята?
( Дети отвечают. )
Ребята, а вы поможете мне эту$ песенную грамоту освоить – чтобы перед Бабушкой и Матушкой не стыдно было?
( Дети отвечают. )
Спасибо на добром слове! От доброго слова переходим к добрым песням! Начинайте!
МАТУШКА. Есть такая песня с которой хорошо начинать утро…
ВНУЧКА. Как с зарядки, что ли?
МАТУШКА. Пусть будет так: как с утренней песенной зарядки. Только ты
не путай зарядку с гимнастикой. «Зарядка» — это когда ты себя на весь день силами заряжаешь?
ВНУЧКА. Как аккумулятор?
$МАТУШКА. Почти так же.
БАБУШКА. Начать утро с доброй песни – это же здорово! Как утро
начнешь – таким и весь день будет!
ВНУЧКА. Как песня называется?
МАТУШКА. А эта песня так и называется: «ДОБРОЕ УТРО».
( Внучка записывается название песни.
$Матушка обращается к детям. )
( Матушка поет куплет. )
Заглянуло солнышко
Утром к нам в окошко,
Прыгнул зайчик солнечный
К нам с тобой в ладошку!
( Исполнение припева построено на диалоге Матушки с детьми. )
МАТУШКА. «Доброе утро»
ДЕТИ. «Здравствуйте!»
$МАТУШКА. «Добрый день и добрый…»
ДЕТИ. «… вечер!»
( Все остальное исполняется только Матушкой. )
Итак:
Припев:
«Доброе утро! Здравствуйте!
Добрый день и добрый вечер!» —
$ Нам с тобой совсем, совсем не лень
Говорить при каждой встрече.
Второй куплет:
Пусть погода хмурится,
Не испортит радости,
Дождь оставит лужицы,
А подарит радугу.
Припев.
БАБУШКА. Теперь моя очередь. Но сначала нам нужно разделиться на три
группы.
( Обращается к детям. )
Вот вы будете моей группой.
$
МАТУШКА. А вы будете моей группой!
ВНУЧКА. А вы поете вместе со мной!..
БАБУШКА. Приготовились…
ВНУЧКА. Как песня называется?
БАБУШКА. Песня называется «Барыня».
ВНУЧКА ( записывает название песни ). Ишь, какая «барыня».
ШАРМАНЩИК.$ А я буду дирижировать! Где моя волшебная дирижерская
палочка?
$
( Бабушка, Матушка и Внучка репетируют песню.
Первая группа поет фразу «в бане веники мочены».
Вторая группа поет фразу «веретена не толчены».
Третья группа поет свою фразу: « а мочала не сушены».
Припев поют все вместе: «Барыня, барыня, барыня-сударыня».
Хоровые группы поют свою строчку на разные голоса — высокие и низкие — и в разном темпе, который задает дирижер — Шарманщик.
Все поют весело, чуть-чуть дурачась. )
ВНУЧКА. Мне понравилось! Я тоже хочу!
МАТУШКА. Возьми$ какую-нибудь песенку попроще и…
ШАРМАНЩИК. И дерзай!
ВНУЧКА. Ребята, поднимите руки — кто из вас был в зоопарке?
( Дети поднимают руки. )
В какой клетке сидели?.. Не обижайтесь. Это шутка такая. А давайте
представим себе волшебный сказочный зоопарк, где много-много
зверей и птиц и разных насекомых и никаких клеток. А все на свободе!
$Вот такой волшебный свободный зоопарк! И так всем хорошо, что петь хочется!
И тут в зоопарк пришел добрый шарманщик и завел свою песню. Мелодия одна на всех, а все звери поют на своем родном языке.
ВСЕ. Как песня называется?
$ ( Внучка называет популярную детскую песню.
Далее Внучка, Матушка, Бабушка и Шарманщик разделяют
детей на группы знакомых зверей, птиц и насекомых.
Проверяют знание этих языков.
Звучит мелодия детской песни.
Каждая группа детей – по очереди – поет куплет этой песни на
языке своего животного или птицы.
Например: лягушки – квакают, кошки – мяукают, свинки –
хрюкают.
И так далее.
Припев можно петь всем вместе – или каждая группа на своем
языке, или на общем – человеческом. )
ШАРМАНЩИК. А ничего! Спелись!
МАТУШКА. Что значит – «ничего»!? Прекр$асно! Вот если бы все народы
мира так бы спелись! Вот жизнь была бы!
Ну, да ладно. Теперь моя очередь песню спивать.
ВНУЧКА. Как песня называется?
МАТУШКА. Песня называется: «СЕМЬЯ ДЯДИ ТОМА».
( Внучка записывает название песни. )
Все поем хором слова этой песенки:
( Поет. )
$
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
( Детям. )
Запомнили слова?
( Дети отвечают. )
$
А теперь поем все вместе!
( Шарманки и Шарманщик поют вместе с детьми. )
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
МАТУШКА. И делали вот так! Правая рука!
( Матушка показывает жест и играющие повторяют его:
выбрасывают перед собой правую руку и в такт мелодии
покачивают ею, повторяя песню.
Так поочередно после каждого куплета:
— выбра$сывается правая и левая рука;
— правая и левая нога притоптывает в такт
мелодии;
— затем движения правым и левым
плечом;
— правым и левым глазом.
$Игра заканчивается следующим образом:
У дяди Томаса семь сыновей,
Семь сыновей у дяди Томаса.
Они не ели, они не пили
И не скучали никогда.
Правая рука,
Левая рука,
Правая нога,
Левая нога,
Правое плечо,
Левое плечо,
Правый глаз,
Левый глаз
$ И голова.
Играющие кладут руки на голову.
Есть круговой, хороводный вариант этой игры: когда Ведущие – в данном случае это могут быть Шарманки и Шарманщик – показывают какое-нибудь необычное движение и весь хоровод это движени$е повторяет. )
ВНУЧКА. А теперь моя очередь!
БАБУШКА. Не лезь поперёд бабки в песню. И твой черед придет.
ВНУЧКА. Когда?
БАБУШКА. Сразу же за мной.
ШАРМАНЩИК. То есть — после меня.
ВНУЧКА. Вот так всегда… Эх! А еще – «молодым у нас везде дорога».
БАБУШКА. Ладно. Уступаю тебе свою очередь. Но с условием, что потом
будешь мне в моих песнях помогать.
ВНУЧКА. Нет проблем, бабуля!.. То есть, я хотела сказать: «Спасибо,
бабушка».
БАБУШКА. Пой на здоровье.
$
ВНУЧКА. Петь будут дети, а я буду дирижировать. Песня очень
простая… на мелодию…
( Называет еще одну известную и популярную детскую песню.
На всякий случай и Бабушка и Матушка достают «рашен-
караоке» — тексты этих песен, написанных на листах ватмана:
для тех зрителей, которые не знают слов этой песни. )
$
А сама игра называется: «ДИРИЖЕР».
( Обращается к детям. )
Будьте внимательны: вот вы – те, кто справа следите за моей правой рукой, а вы – те, кто слева зрители следите за моей левой рукой.
Какую руку я поднимаю вверх, то та сторона поет песню громче, если я опускаю руку вниз, то чем ниже рука, тем тише поется песня.
А если рука ( или руки ) совсем опущены – то$ песня поется «про себя» — молча.
Проверим – какие зрители у нас более внимательны.
( Проводит эту игру. )
А что – все молодцы. Все талантливы.
$
( Обращается к Бабушке-шарманке. )
Бабуля, твоя очередь.
БАБУШКА. Да здесь Шарманщику не в терпёж… Пусть он свои вокальные
косточки разомнет.
ШАРМАНЩИК. Спасибо, Бабушка-шарманка.
Моя песня тоже для внимательных исполнителей.
ВНУЧКА. Как называется?
ШАРМАНЩИК. «ДЖОН БРАМС БОЙ».
( Внучка записывает название песни. )
В эту игру играют так: все поют слова песенки:
«Джон Брамс Бой смазал лыжи один раз ( 3 раза )
И поехал на Кавказ».
А теперь последнее слово «раз» — не произносим, а делаем один хлопок. $
Потом — предпоследнее слово – 2 хлопка, каждый раз повторяя полностью только слова «И поехал на Кавказ».
В итоге получается получается:
первая строчка – 7 хлопков – «И поехал на Кавказ».
Попробуем.
( Проводит проверочную игру. )
$А потом хлопками мы заменяем слова, начиная с начала песни.
( Проводит игру. )
Трудно было, но справились!
И еще одна – похожая песня!
ВНУЧКА. Эй, Шарманщик, другим-то дай поиграть!
ШАРМАНЩИК. Молчать, а то отключу и на полку поставлю… Еще одна –
похожая песня.
МАТУШКА. Ладно – если похожая.
ВНУЧКА. Но одна! Как называется?
ШАРМАНЩИК. Называется: «КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ».
В этой песне нам надо будет каждое песенное сло$во надо заменять различными движениями.
Объясняю.
( Поет. )
$ Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
Это не мой колпак.
А теперь на слово «колпак» показываем рукой на голову, а само слово «колпак» не произносим. Затем на слово «мой» касаемся рукой груди, а само слово не произносим. На слово «треугольник» показываем три пальца вытянутой вперед руки, а потом переводим ее на пояс.
По этому принципу можно «петь» и многие другие песни.
( Показывает объяснение игры.
Затем проводит игру вместе со зрителями. )
Ну в$от… Немного ответ душеньку… Эх! Легко на сердце от песни
веселой! Она скучать не дает никогда!
( Бабушке-шарманке. )
Давай, Бабушка-шарманка, приступай! Тряхни стариной!
БАБУШКА. Не такая я уж и старая… А старых песен вообще не бывает…
Есть забытые песни… Или почти забытые… Но эти песни очень легко вспоминаются!
( Внучке-шарманке. )
Ну, Внучка, обещала помогать!
ВНУЧКА. И помогу! А мне ребята помогут! Верно, ребята?$
( Дети отвечают. )
БАБУШКА. Неси мои песни!
( Внучка убегает и приносит листы ватмана с текстами песен.
Эти листы она передает Матушке и Шарманщике, и часть
оставляет себе.
Возможен вариант, что Внучке в этом помогают наиболее
Активные р$одители. )
Давайте вспомним мои песни.
( Звучит музыка.
Матушка-шарманка, Внучка-шарманка, Шарманщик и их
помощники по очереди показывают тексты звучащих пе$сен
все вместе – со зрителями – поют их.
Это самые известные и популярные песни прошлых лет. )
Спасибо вам, люди добрые!
ШАРМАНЩИК. Спасибо и вам, Бабушка-шарманка, Матушка-шарманка, и
Внучка-шарманка. Вы прямо как Троица! Песенная Троица!
А давайте споем еще одну песню.
А люди добрые нам ее подпоют.
А припев у песни простой: «Пам- парам-парам!»$
( Шарманщик и шарманки – вместе со зрителями исполняют
песню «Пам-парам-парам». )
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ( вариантные ) ПЕСНИ:
«ДОКУЧНАЯ ПЕСНЯ».
Докучная песня, как докучная сказка: имеет начало, но не имеет конца.$
Жила-была бабка
На краю местечка.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Бабка хитрая была –
Купила мочало.
Наша песня хороша –
Начинай сначала!
И песня повторяется еще-и-еще раз: пока не надоест.
$Текст песни, подходит под мелодию тустепа «Девочка Надя».
«АНТОШКА».
Играющие становятся в круг, в середине которого сидит водящий и делает вид, что спит.
Он и есть – Антошка.
Хор движется вокруг Антошки и поет, подразнивая:
Антошка – Антошка,
Пошли копать картошку!
Антошка – пошли копать картошку!
( и так далее )
В любой момент песни Антошка быстро встает.
Хор разбегается в разные стороны. Каждый убегающий пытается сесть на что-то, чтобы были «выше ноги от земли». Антошка старается осалить кого-нибудь из них.
Осаленный – становится Антошкой.
Фактически- это игра в салочки «Выше ноги от земли» на основе $песни.
«У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ».
$ Разучиваются слова песни и объясняется, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко,
Заяц по лесу бежит,
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Быстрей двери открывай,
Лапу мне давай!»
Подобная манера исполнения хорошо ложится и на другие песни.
«ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА».
( из репертуара О. Тимофеева )
ВЕДУЩИЙ ( поет ). Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко заяц ба$рабанит.
ДЕТИ ( хлопают по коленкам ). Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та» Тра-та-та!
ВЕДУЩИЙ. Из берлоги вылез медвежонок,
Топать начал он спросонок.
ДЕТИ (топают ногами ). Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
ВЕДУЩИЙ. Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку.
ДЕТИ ( приседают ). Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
$
ВЕДУЩИЙ. Сразу стало пусто на полянке,
Звонко, звонко дождик барабанит.
ДЕТИ ( хлопают в ладоши ). Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап!
ВЕДУЩИЙ. Вот такая песенка,
Песенка-чудесенка!
«СУЛИКО».
Ведущий предлагает участнику праздника спеть грузинскую народную песню «Сулико» на «грузинском» языке и вручает текст, где н$аписаны буквы русского алфавита, которые он пропевает на мелодию песни «Сулико».
Выглядеть это будет так:
«А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З,
И, К, Л, М, Н, О, П, Р,
С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, твердый знак,
Ы, мягкий знак, Э, Ю, Я».
Две последние строчки повторяются.
$