Сказки андерсена для читательского дневника 3 класс

Несколько слов о создании его сказокнастоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. именно эта дата является знаменательной

Несколько слов о создании его сказок

Настоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. Именно эта дата является знаменательной для его сказок. В 1840-х годах выходит в свет его сборник «Книга с картинками без картинок», что подтверждает присущий ему талант. С невероятной скоростью завоевали успех и славу сказки Андерсена. Краткое содержание полюбившихся сочинений пересказывали друг другу преданные читатели и с нетерпением ждали новых произведений. В 1838 году был начат второй выпуск сказок, а в 1845 — третий. К этому времени он был уже очень известен во всей Европе. В 1847 году он посетил Англию, где получил теплый и радушный прием. Во второй половине 1840-х годов и в последующие годы писатель с особым усердием работает и публикует пьесы и романы, лелея мечту прославиться в качестве драматурга. Но все тщетно. Сказки Андерсена (краткое содержание которых у всех на слуху) хоть и принесли ему славу, но в какой-то период своей жизни он начал их презирать. Однако продолжает их писать. Самая последняя сказка была создана в 1872 году в канун Рождества. В этом же году писатель упал с кровати, сильно ушибся, и от полученных травм уже не смог оправиться, хотя прожил еще три года. 4 августа 1875 года он умер.

Главные персонажи

Персонажи произведения — 5 горошин. Несмотря на то что они родились и росли в одном стручке, все они очень разные. Их описание и характеристика:

  1. Первая, кричавшая: «Лечу, куда хочу!» полагала, что всё зависит от неё самой, но угодила в водосточную канаву, а оттуда — в голубиный зоб, и лежала там, как Иона во чреве кита.
  2. Вторая хотела полететь прямо на солнце, но угодила в канаву, где разбухла и стала считать себя самой лучшей. Хвастливая, самовлюблённая, нарциссичная, с большими амбициями.
  3. Третья и четвёртая кричали, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-то докатятся. Ленивые, сонные, привыкшие плыть по течению и надеяться, что всё получится само собой.
  4. Пятая — самая маленькая и скромная. Она не кричала и не хвасталась, а просто говорила: «Будь что будет!», покорно принимая свою судьбу. Ещё находясь в стручке, она задумывалась, кто из них пойдёт дальше всех, была мечтательной. В итоге именно она попала в щель окна на чердаке, помогла вылечиться маленькой девочке и принесла пользу.

В сказке есть и герои-люди. Это мама и дочь. Их характеристика:

  1. Мама — обычная бедная женщина, трудолюбивая, работящая. Чтобы заработать денег, ходила на подённую работу: чистила печи, пилила дрова, бралась за любой труд, какой ей подвернётся. Хоть у неё было достаточно сил и желания работать, выбраться из бедности она всё никак не могла. Она любящая, добрая, мягкая и заботливая по отношению к своей дочери. У неё была ещё одна, но умерла от болезни. Женщине было тяжело прокормить двух дочерей, поэтому она решила, что одну из них забрал бог, чтобы ей было полегче. Теперь она боялась, что вторая её дочь отправится к сестрёнке. Когда девочка пошла на поправку, мама была благодарна богу и ростку гороха за эту помощь.
  2. Дочка — девочка-подросток, худенькая и тщедушная, уже целый год не встававшая с постели из-за болезни. Искренняя, чистая душой, умеет восхищаться даже незначительными красотами природы.

Ещё один герой произведения — мальчик, который запустил горошины из бузинной трубочки.

Сказки Андерсена. Список. Краткое содержание

1835-1839:

  • «Дикие лебеди».
  • «Огниво».
  • «Дорожный товарищ».
  • «Дюймовочка».
  • «Аисты».
  • «Принцесса на горошине».
  • «Нехороший мальчик».
  • «Ромашка».
  • «Русалочка».

1841-1848:

  • «Ангел».
  • «Воротничок».
  • «Гадкий утёнок».
  • «Гречиха».
  • «Девочка со спичками».
  • «Ель».
  • «Жених и невеста».
  • «Из окна богадельни».
  • «Колокол».
  • «Красные башмачки».
  • «Капля воды».
  • «Лён».
  • «Маленький Тук».
  • «Оле-Лукойе».
  • «Пастушка и трубочист».
  • «Прыгуны».
  • «Свинопас».
  • «Снежная королева».
  • «Соловей».
  • «С крепостного вала».
  • «Старый дом».
  • «Счастливое семейство».
  • «Соседи».
  • «Тень».
  • «Холм лесных духов».

1850-1859:

  • «Анне Лисбет».
  • «Весёлый нрав».
  • «Всему своё место».
  • «Ганс Чурбан».
  • «Дворовый петух и флюгерный».
  • «Две девицы».
  • «Еврейка».
  • «Есть же разница!»
  • «Иб и Христиночка».
  • «Камень мудрости».
  • «Кое-что».
  • «Колокольный омут».
  • «Как хороша!»
  • «Лебединое гнездо».
  • «На краю моря».
  • «На дюнах».
  • «Немая книга».
  • «Последняя жемчужина».
  • «Перо и чернильница».
  • «Птица Феникс».
  • «Под ивой».
  • «Пропащая».
  • «Сон».
  • «Сердечное горе».
  • «Свинья-копилка».
  • «Скороходы».
  • «Тернистый путь славы».

Поздний период

1861-1869:

  • «Альбом крёстного».
  • «В детской».
  • «Вэн и Глэн».
  • «Два брата».
  • «Двенадцать пассажиров».
  • «Дева льдов».
  • «День переезда».
  • «Дриада».
  • «Епископ Берглумский и его родичи».
  • «Жаба».
  • «Зелёные крошки».
  • «Золотой мальчик».
  • «Кто же счастливейшая?»
  • «Комета».
  • «Мотылёк».
  • «На птичьем дворе».
  • «Навозный жук».
  • «Пейтер, Пётр и Пейр».
  • «Психея».
  • «Подснежник».
  • «Птица народной песни».
  • «Серебряная монетка».
  • «Сказка».
  • «Снеговик».
  • «Сокрыто — не забыто».
  • «Старый церковный колокол».
  • «Сын привратника».
  • «Судьба репейника».
  • «Тётушка».
  • «Тряпьё».
  • «Что можно придумать».

1870-е:

  • «Блоха и профессор».
  • «Дети года».
  • «Дни недели».
  • «Дочь великана».
  • «Злой князь».
  • «Картинка».
  • «Ключ от ворот».
  • «Королева метелей».
  • «Лизочка у колодца».
  • «О чём рассказывала старуха Иоханна».
  • «Пастушок пасёт овец».
  • «Пляши, куколка, пляши!»
  • «Побратимы».
  • «Прадедушка».
  • «Роза».
  • «Сказка о жёнах».
  • «Сказки в стихах».
  • «Талисман».
  • «Тётушка Зубная Боль».

«Дюймовочка»

Даже краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена дает понять, какой удивительный замысел лежит в ее основе.

Женщина не могла иметь детей и обратилась к колдунье. Та ей посоветовала посадить зернышко тюльпана. Женщина так и сделала, и случилось чудо. Появилась девочка ростом в дюйм. Ореховая скорлупа стала ей колыбелью, а лепесток тюльпана — лодкой. Но недолго прожила Дюймовочка в этом доме. Настоящее приключение девочки начинается после того, как ее похитила Жаба для своего уродливого сыночка. Рыбки спасли ее. Красавица понравилась майскому жуку, но родственники не оценили его выбор, и он оставил ее. Грустная малышка попадает в норку полевой и очень жадной мышки, которая ей посоветовала выйти замуж за крота. Предчувствуя унылую жизнь под землей, Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком и ласточкой, за которой ухаживала всю зиму. Та ей предложила улететь с ней вместе. Девочка согласилась, и они полетели в теплые края. На цветке она познакомилась с королем эльфов, который сделал ей предложение. Наконец-то нашла Дюймовочка своего принца.

План для пересказа

Это довольно короткий рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа, презентации или конспекта истории «Пятеро из одного стручка»:

  1. Где жили горошинки.
  2. На свободу.
  3. Бузинная трубочка.
  4. Полёт.
  5. Щель в окне каморки на чердаке.
  6. Бедная женщина и её больная дочь.
  7. Первые ростки.
  8. Счастливое выздоровление.
  9. Судьба остальных четырёх горошин.

Устный пересказ поможет лучше понять идею произведения и выполнять задания по нему.

«Огниво»

Краткое содержание сказки «Огниво» Андерсена (о солдате и его приключениях) увлекает своим сюжетом.

Однажды солдат повстречался с колдуньей. Она предложила отправиться ему в охраняемое страшными собаками дупло, где он мог набрать себе несметное количество драгоценностей. За это она попросила принести ей огниво. Он все выполнил, но огниво не отдал, а отрубил советчице голову. Все богатства из дупла он в скором времени прогулял, потеряв и всех новых друзей. Однажды он воспользовался свечой из огнива. Появилась собака, которая могла исполнить три желания.

Как-то раз ему захотелось увидеть принцессу. Собака выполнила его просьбу. Утром девушка рассказала свой загадочный сон.

В другой раз королева привязала на спину дочки мешочек с крупой, которая сыпалась на дорогу. Солдата отследили и посадили в тюрьму. В день казни солдат попросил у сапожника принести ему огниво, за что дал ему 4 медяка. Он хотел закурить. После щелчка огнива появились сразу три собаки. Они подбрасывали публику так высоко, что люди разбивались о землю. Солдата освободили и попросили взять принцессу в жены. За свадебным столом сидели и приглашенные собаки.

“Ромашка”

Сказка Андерсена “Ромашка”

Жанр: авторская сказка о животных

Главные герои сказки “Ромашка” и их характеристика

  1. Ромашка, очень добрый цветок, который восторгался красотой окружающего ее мира, умел сочувствовать и сопереживать другим, был счастлив.
  2. Жаворонок, легкая сладкоголосая птица, которая больше всего ценила свободу
  3. Мальчики, глупые и бессердечные, не понимали красоту и ее умели ее ценить.

План пересказа сказки “Ромашка”

  1. Ромашка и солнце
  2. Ромашка слушает жаворонка
  3. Гордые цветы в саду
  4. Поцелуй жаворонка
  5. Девушка с ножницами
  6. Песня в неволе
  7. Мальчики с ножом
  8. Ромашка в клетке
  9. Тоска и смерть жаворонка
  10. Похороны

Кратчайшее содержание сказки “Ромашка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Возле канавы расцвела красивая, но скромная Ромашка, которая была счастлива и ни о чем больше не мечтала
  2. Ромашка любовалась садовыми цветами, но именно к ней спустился жаворонок и поцеловал ее.
  3. Жаворонка поймали и посадили в клетку
  4. Ромашку вырезали вместе с дерном и тоже поместили в клетку
  5. Жаворонок тоскует и хочет пить, он умирает от горя и жажды, а Ромашка даже не может утешить его.
  6. Жаворонка хоронят, а Ромашку выбрасывают.

Главная мысль сказки “Ромашка”

Самой дорогой вещью для птицы является свобода, а для цветка – солнце.

Чему учит сказка “Ромашка”

Эта сказка учит нас быть добрее и милосерднее к окружающим, не лишать свободы тех, кто живет на воле, проявлять сочувствие к бедам и несчастьям других. Она учит нас ценить каждый миг дарованной нам жизни и уметь радоваться самым простым вещам. Эта сказка учит нас, что скромная красота оказывается милее взгляду, чем дорогая роскошь.

Отзыв на сказку “Ромашка”

Это очень трогательная сказка, главные герои которой в конце погибают. Это жаворонок и Ромашка, цветок и птица, которые оценили красоту друг друга, но которых ждала очень похожая и злая судьба. Это сказа о том, как маленький цветок лучше всех мог сочувствовать чужому горю, а маленькая птичка больше всего сожалела о потерянной свободе.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Ромашка”

Возле одной дачи росла в траве Ромашка. Однажды утром она расцвела и радовалась солнцу, которое ласкало ее лепестки. Ромашка услышала пение жаворонка и была счастлива, она не волновалась о том, что сама не может летать.

Рядом, в саду росли прекрасные цветы, пионы и тюльпаны, и Ромашка считала, что жаворонок обязательно спустится в сад, чтобы спеть свою красивую песню для этих цветов, которые совсем не обращали внимания на простенькую Ромашку. Но каково было удивление Ромашки, когда жаворонок слетел на травку, поцеловал ее и восхитился ее простой красотой. Цветы в саду надулись и не смотрели на Ромашку.

В это время в сад пришла девушка с ножницами и срезала тюльпаны и пионы. Ромашка возрадовалась, что она такая скромная и незаметная. Утром снова запел жаворонок, но пел он грустную песню. Ведь он сидел в клетке. К ромашке подошли два мальчика с ножом и вырезали дерн вместе с Ромашкой. Один из них хотел вырвать Ромашку, но второй сказал, что так красивей.

Мальчики положили дерн в клетку и Жаворонок стал жаловаться Ромашке, что ему забыли дать воды, а он очень хочет пить. Он тосковал о потерянной свободе. Ромашка ничем не могла ему помочь, и даже не могла сказать слова утешения, ведь он не могла говорить. Жаворонок оборвал всю траву чтобы напиться, но не тронул Ромашку. А к вечеру он умер от жажды и горя. Ромашка поникла и стояла печальная.

Утром дети много плакали, жалея бедную птичку и с почестями похоронили ее в красивом гробике. А Ромашку выкинули в пыль, ведь до нее никому не было дела.

Краткое содержание сказки «Соловей» Андерсена

В лесу жил соловей, который очаровывал своим пением. Император приказал его разыскать и принести во дворец. Подданные выполнили его указ. Птицу поселили во дворце, и она запела так, что император расчувствовался и заплакал. Соловей стал очень популярным. Как-то раз японский император отправил коллеге золотого соловья с драгоценными камнями. Он мог петь одну песню из репертуара живой птицы. Через год соловей сломался, и его заводили только раз в год. Через пять лет император заболел, а завести птицу было некому. И вот возник настоящий соловей и своей песней спас его от смерти. Но игрушку он попросил не разбивать.

Таким образом, сказки Андерсена популярны во всем мире. Их количество и разнообразие увлекательных сюжетов подтверждают гениальность автора. Он писал их с 1835 года и вплоть до самой смерти. Рассмотренное краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена (а также «Огниво» и «Соловей») свидетельствует об интересных сюжетах.

Идея и основная мысль

Проводя анализ произведения, можно выделить главную мысль: жизнь нужно прожить так, чтобы принести кому-нибудь пользу. Необходимо совершать добрые дела и помогать людям. Эта сказка — наглядная иллюстрация, что иногда достаточно даже незначительной мелочи, чтобы вселить в человека надежду и веру в лучшее.

Однако сказки Андерсена многогранны: они являются целым сборником нравственных и этических сторон жизни человека и не ограничиваются только одной мыслью. В каждом их абзаце удаётся уловить что-то интересное и глубокое.

Таким образом, можно выделить несколько идей:

  1. Мир огромен и не ограничивается рамками. Горошины, сидящие внутри стручка, долго думали, что весь мир зеленеет или желтеет, но только выбравшись на волю, увидели цельную картинку вокруг них.
  2. В жизни всегда даётся шанс, но далеко не каждый может им воспользоваться. Мальчик запустил из бузинной палочки 5 горошин, но только одна из них по-настоящему добилась чего-то.
  3. Равные условия не залог того, что у всех будет одинаковая судьба. Все 5 горошин росли в одном стручке и были запущены из бузинной палочки, но их дальнейшие судьбы сложились абсолютно по-разному.
  4. Громкие притязания и амбиции не всегда приводят к успеху. Все 4 горошины были достаточно тщеславны, одна из них и вовсе хотела улететь прямо на солнце. Но их ожидал печальный конец. Пятая же была кроткой и не говорила громких слов, но именно она смогла стать важной и значимой.
  5. Благодарность и добро возвращаются сторицей. Крыша дома бедной женщины и её дочери стала пристанищем для горошинки, а вскоре мать сделала для ростка подпорку и укрепила его верёвкой. Горошина в ответ на такую заботу дарила тепло и энергию жизни, что помогло больной девочке выздороветь.
  6. Никогда не стоит опускать руки, даже в самой безвыходной ситуации всегда остаётся место для надежды. Мать почти потеряла веру, что девочка поправится, и думала, что она умрёт так же, как и её первая дочь, однако произошло настоящее чудо.

Андерсен никогда не позиционировал себя как детский писатель. Эту сказку будет интересно перечитывать не только детям, но и взрослым, чтобы не забывать о важных вещах в жизни.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

История написания

Тема фантастического преображения главных героев — один из излюбленных мотивов в произведениях великого датского сказочника. История про гадкого утёнка считается автобиографичной: в тексте можно заметить моменты, которые перекликаются с жизнью самого автора, в частности, с его детством и юностью.

Андерсен не был красавцем, его внешность современники описывали как смешную и крайне своеобразную. Он был высок, худ, с несоразмерно длинными руками и ногами, широкими ладонями, большими ступнями и выдающимся вперёд носом. Нелепой внешностью он напоминал персонажа своей сказки. Имелись и другие параллели:

  • утиное гнездо на пустыре в лопухах — Оденсе, родной город Андерсена;
  • птичий двор — Копенгаген, столица Дании, где молодой писатель в 14 лет оказался совсем один, без родственников и знакомых, но желая примкнуть к местной элите;
  • дом старушки, где жили курица и кот, дающие утёнку советы и не понимающие его взглядов, — знакомая литератору семья, которая хоть и хорошо принимала его в своём доме, но беспрестанно учила жизни и диктовала свои правила поведения.

Сказка, опубликованная в 1843 году, подверглась критике со стороны королевского цензора Симона Мейслинга, который когда-то был ректором в университете, где учился Ганс Христиан, и с тех времён недолюбливал писателя. В своей аннотации он назвал произведение возмутительным, посчитав, что автор, описывая птичий двор и его злобных обитателей, высмеивает Данию и всех датчан.

Однако произведение очень полюбилось читателям всего мира, в том числе и России. На русский язык оно было переведено Анной Ганзен.

Сюжет

Когда у мамы утки на птичьем дворе вылупились птенцы, один из них оказался непохожим на остальных детей. На птичьем дворе над гадким утёнком издевались все жители, и утёнок решил сбежать.

Он повстречал диких гусей, с которыми подружился, но его новых товарищей застрелил охотник.

Потом гадкий утёнок стал жить у доброй старушки, но в новом доме его невзлюбила старая курица и кот. Утёнок вновь был вынужден бежать.

Наступили холода. От смерти утёнка спасает крестьянин и забирает к себе домой. Но жена крестьянина выгоняет утёнка из дома.

Зиму утёнок провел в кустах. Весной он пролетал над озером, увидел лебедей и решил приблизиться к ним. Лебеди приняли утёнка в семью, потому что и сам он за зиму превратился из гадкого птенца в прекрасного лебедя.

Краткое содержание

Летом за городом в чаще лопуха мама-утка терпеливо высиживала яйца. Через некоторое время утята вылупились и с удивлением начали знакомиться с окружающим миром, но одно самое большое яйцо никак не собиралось лопаться, поэтому маме пришлось сидеть на нём ещё. Пришедшая навестить её старая утка предположила, что оно может быть индюшачьим.

Когда из яйца всё же вылупился птенец, он оказался большим и ужасно уродливым. Но в канаве он плавал ничуть не хуже других, хорошо работая лапками и прямо держась на воде. Мама-утка всё же решила, что это её собственный сын. Поначалу она не собиралась относиться к нему хуже, чем к другим своим детям. Но когда она привела свой выводок на птичий двор, чтобы ввести утят в общество, все начали смеяться над ним, а главная знатная утка с красным лоскутком на лапке сказала, что его неплохо бы переделать или сократить, поскольку он слишком большой.

Вскоре жизнь утёнка стала невыносимой: его пытались заклевать, толкали, дразнили, всячески обижали. Даже его братья и сёстры хотели, чтобы его утащила кошка. Его мать говорила «Глаза бы мои тебя не видели!», а девушка-птичница отталкивала его ногой. Однажды он не выдержал и сбежал со двора, перевалившись через забор в колючие кусты.

Он побежал, сам не зная куда, и оказался в болоте с дикими утками. Они тоже посчитали его гадким, но всё же позволили жить в болоте. На третий день туда прилетели два диких гусака, которых позабавил нелепый вид утёнка: они предложили ему дружбу. Но в это время на гусиную стаю напали охотники, которые убили их, а утёнка лишь чудом не тронула охотничья собака.

Сбежав с болота, птенец спрятался в покосившейся избушке, где жили старушка, кот и курица. Хозяйка дома решила оставить его, приняв за утку и подумав, что он будет нести яйца. Теперь ему приходилось выслушивать глупые нравоучения кота и курицы, которые учили его жить, а когда они услышали, что он мечтает поплавать и понырять вниз головой, то и вовсе подняли на смех, вынудив уйти на озеро.

Но там он впервые увидел прекрасных лебедей, влюбившись в красоту этих птиц. Разумеется, он не приблизился к ним, так как считал себя слишком уродливым, но впоследствии эта живописная картинка ещё долго стояла у него перед глазами.

Наступила зима. Однажды утёнок примёрз ко льду, но полумёртвого птенца спас проходивший мимо крестьянин: он принёс его домой и отогрел. Однако дети, решившие поиграть с утёнком, напугали его: он заметался и с трудом сбежал из дома. На его долю в эту зиму выпало немало страшных событий и несчастий, но к весне он научился летать и снова увидел прекрасных лебедей в большом саду. На этот раз он решил подлететь к ним, даже несмотря на то, что они наверняка его заклюют.

Но опустившись на воду, он увидел в отражении, что сам превратился в лебедя. Главный герой не мог в это поверить. Другие лебеди склонили головы перед ним, самым молодым и красивым, а дети, прибежавшие в сад, восхищались его красотой. Из его горла вырвался ликующий крик о том, что он и мечтать не мог о таком счастье.

Короткий пересказ «Гадкий утенок»

Краткое содержание «Гадкий утенок» Андерсен:

У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего двора нападали на гадкого утёнка, даже птичница отталкивала от корма. Мать сначала заступалась, но затем тоже ополчилась против безобразного сына.

Однажды утёнок не выдержал и убежал в болото, где жили дикие гуси, знакомство с которыми закончилось печально: хотя два молодых гусака и предложили чудному утёнку дружить, их тут же убили охотники (охотничья собака пробежала мимо утёнка — «видимо, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»).

Ночью он добрался до избушки, в которой жили старушка, кот и курица. Женщина приютила его, сослепу приняв за жирную утку, но кот и курица, считавшие себя лучшей половиной мира, травили нового сожителя, ибо он не умел нести яйца и мурлыкать.

Когда утёнка потянуло плавать, курица заявила, что это все от дурости, и уродец ушёл жить на озеро, где все по-прежнему смеялись над ним. Однажды он увидел лебедей и полюбил их так, как никого никогда не любил.

Зимой утёнок замёрз во льду; крестьянин принёс домой, отогрел, но от испуга птенец нахулиганил и убежал. Всю зиму он просидел в камышах. Весной взлетел и увидел плывущих лебедей.

Утёнок решил отдаться на волю прекрасных птиц — и увидел своё отражение: он тоже стал лебедем! И по мнению детей и самих лебедей — самым красивым и молодым. Об этом счастье он и не мечтал, когда был гадким утёнком.

Сказка «Дюймовочка» Андерсена была написана в 1835 году и, как большинство произведений писателя, была плодом его воображения, а не взята из народного творчества. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Дюймовочка». Это история о крошечной девочке, которой пришлось пережить немало испытаний, прежде чем она обрела счастье.

Главные герои

Анализируя сказку, необходимо дать описание ее персонажам. Список и характеристика главных героев «Гадкого утёнка»:

  • Утёнок, впоследствии превратившийся в величественного лебедя. Он терпеливо сносит все напасти, смиренный, сильный духом, стойкий, хотя и неуверенный в себе из-за того, что все и всегда его унижали. Мечтательный и умеющий видеть красоту. Поначалу описывается несуразным, уродливым, слишком большим, но затем становится гордым, красивым, самым прекрасным из всех лебедей.
  • Мама-утка. Не слишком охотно высиживает яйца. Изначально относится к утёнку хорошо, называет его своим сыном, восхищается тем, как он плавает, и говорит, что он «вовсе не так дурен, если к нему хорошенько присмотреться». Защищает его перед знатной уткой, клювом разглаживает ему пёрышки. Но со временем начинает относиться к нему плохо, говоря ему обидные фразы.
  • Старая утка. Жирная птица испанской породы, имеет на лапке высший знак отличия — красный лоскуток, благодаря чему её уважают все остальные. Считает утёнка уродливым и слишком большим.
  • Дикие гусаки. Важные, поскольку совсем недавно научились летать, и вольные птицы. Посчитав утёнка «чудным», предлагают ему лететь с ними к гусыням-барышням, у которых он будет иметь успех, но погибают от выстрелов охотников.
  • Старуха. Подслеповатая пожилая женщина, живущая с котом и курицей в маленькой убогой обветшалой избушке с покосившейся дверью. Сослепу приняв утёнка за утку, подумала, что он будет нести яйца, поэтому оставила его в своём жилище.
  • Кот Сыночек. Умеет выгибать спину, мурлыкать и сыпать искрами, если погладить его против шерсти. Считает себя настоящим хозяином в доме.
  • Курица Коротконожка. Имеет маленькие короткие ножки, за что и получила такое имя. Прилежно несёт яйца. Считает себя хозяйкой дома и лучшей половиной всего света, когда вместе с котом говорит: «Мы и весь свет!». Ворчлива, любит раздавать советы, учила утёнка жизни и ругала его, хотя заявляла, что желает ему только добра.
  • Крестьянин. Добрый человек, заметивший примёрзшего ко льду утёнка и отнёсший его к себе домой. Жена и дети крестьянина отнеслись к птенцу доброжелательно, но он испугался их, из-за чего заметался и устроил в доме настоящий хаос.
  • Лебеди. Прекрасные птицы, плавно и легко плывущие по воде. С радостью приняли нового лебедя в свою стаю, гладили его клювами, склонили перед ним головы в знак уважения и стали для него настоящей семьёй.
  • План пересказа

    1. Жизнь новорождённого утёнка на Птичьем дворе
    2. Побег утёнка с Птичьего двора
    3. Встреча утёнка с дикими гусями. Охотник убивает гусей.
    4. Жизнь утёнка в доме старушки.
    5. Утёнок живёт на озере.
    6. С наступлением морозов утёнок вмерзает в озеро.
    7. Его спасает крестьянин и относит домой. Жена крестьянина выгоняет утёнка из дома.
    8. 8.Весной утёнок научился летать.
    9. Он летит над озером и снова видит лебедей.
    10. Утёнок понимает, что он один из них. Он тоже лебедь.

    Основная мысль

    Анализ произведения показывает, что написан «Гадкий утёнок» в жанре авторской литературной сказки, но при этом в нём присутствуют естественность и простота народного повествования. Произведение необычно благодаря тому, что автор добавил в него элементы психологии: судьбу персонажа можно наблюдать через его личные переживания и душевное состояние.

    На протяжении всего сюжета произведения птенец пытается понять, почему его все ненавидят, и повторяет: «Это, наверное, оттого, что я такой гадкий». Он грустит, переживает, боится, испытывает восхищение и некую тревогу, впервые увидев лебедей, а затем ощущает радость, заметив собственное преображение. Благодаря его чувствам, эмоциям и напряжению читателю хочется полностью сопереживать герою. Стиль письма Андерсена — живой язык с большим количеством различных художественных оборотов: «чаща лопуха», «замертво упали», «туман окутал», «камыши зашевелились» и т. д.

    Главную мысль «Гадкого утёнка» можно высказать пословицей: не узнав горя, не узнаешь и счастья. Эта идея представлена и в тексте самого произведения: «Теперь утёнок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье». Всё вознаграждается. Утёнок, за свою жизнь узнавший столько боли, горя, одиночества, унижений и лишений, в итоге получил такую награду, о которой даже не мог мечтать. Только после тяжёлых испытаний все начали восхищаться его красотой.

    Сказка учит не сдаваться и не опускать руки перед трудностями. Даже если весь мир встал против тебя, важно не озлобляться, а сохранять добро в своём сердце, как это сделал маленький птенец.

    Он никогда не ненавидел своих обидчиков, не желал им зла, не роптал на судьбу, имея открытое сердце и светлую душу. Смысл сказки заключается в победе добра, красоты и справедливости.

    В произведении Андерсен также высмеял один из главных пороков общества — неумение принимать тех, кто отличается от остальных. Возможно, внешне они другие, но в этом их особенность. Мораль такова, что не стоит судить по внешности, за которой может скрываться чистая и ранимая душа.

    Новые слова

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для пополнения словарного запаса. Знакомство с новыми словами в литературном произведении помогает раскрывать его особенности. В сказке «Гадкий утёнок» можно обратить внимание, например, на такие выражения:

    • выкарабкаться — с трудом вылезти;
    • маяться — мучиться, страдать;
    • бултыхнуться — упасть в воду;
    • удостоиться — заслужить;
    • посмешище — тот, над кем издеваются
    • обветшала — пришла в негодность;
    • нахохлиться — съёжиться, втянуть голову;
    • дробинка — шарик дроби, которой заряжали для стрельбы охотничье ружьё.

    Отзывы о произведении

    Многие взрослые и дети оставляют отзывы о «Гадком утенке» Ганса Христиана. Родители сразу видят в сказке воспитательную подоплеку. Они считают, что нельзя угадать, каким вырастет ребенок. Возможно, в детстве он некрасивый и неприглядный, но, став взрослым, многого добьется. Читатели делают вывод, что все приходит к тому, кто умеет ждать. Торопиться с осуждением человека не стоит. Родителей сказка «Гадкий утенок» учит любить своих детей не за внешность, а воспитывать у них красивую душу. Многим читателям нравится несломленный характер хрупкого утенка, которого не одолели многие трудности.

    Дети после прочтения сказки «Гадкий утенок» задумываются над тем, как трудно быть непохожим на других. Они осуждают домашних животных, которые не дружили с лебеденком и дразнили его. Добрые поступки человека могут затмить все недостатки его внешности.

    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

    Ангел

    Когда умирает хороший ребенок, к нему прилетает ангел и, взяв ребенка, они облетают все те места, где любил бывать малыш. Находясь в пути, они собирают понравившиеся цветы в букет, а те, оказавшись в небе, цветут еще лучше Читать далее

    Бронзовый кабан

    Недалеко от большой площади Флоренции есть небольшой переулок, там стоит бронзовый кабан все желающие детишки, обнимая его приникали к его пасти, из нее бил фонтан Читать далее

    Бузинная матушка

    Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки. Читать далее

    Волшебный холм

    Ящеры говорят о том, что на волшебный холм в скором времени прибудут знатные гости. Дальше, когда раскрывается холм, из него появляется одна древняя фея покровительница леса, на лбу у нее было янтарное сердце Читать далее

    Гадкий утенок

    Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять. Читать далее

    Девочка со спичками

    Маленькая девочка пробиралась по темным улицам. Стоял мороз. И был это самый канун Нового года. Девочка шла босиком и с непокрытой головой. Туфли, в которых она выходила из дома, были ей очень велики – они принадлежали ее матери. Читать далее

    Девочка, наступившая на хлеб

    Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой Читать далее

    Дикие лебеди

    Сказка Г. Х. Андерсена – «Дикие лебеди» повествует об изумительно чистой и самоотверженной любви. Главные события происходят в жизни королевской семьи среди законных детей короля и их новой «матерью» Читать далее

    Дочь болотного царя

    Удивительную историю рассказал аист своей аистихе: на болото прилетела египетская принцесса в образе лебедя, но сопровождающие ее вероломные подруги бросили ее на болоте разбросав перья Читать далее

    Дюймовочка

    Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой Читать далее

    Ёлка

    В лесу росла маленькая хорошенькая ёлочка, над ней пели птицы, ярко светило солнышко, вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна, что она такая маленькая, и даже зайцы перепрыгивают через неё Читать далее

    Истинная правда

    Произведение по жанровой направленности представляет собой авторскую литературную сказку, основной темой которой является негативного явления в человеческой жизни в виде нелепого распространения слухов, описанного на примере образов животного мира. Читать далее

    Калоши счастья

    Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет. Читать далее

    Новое платье короля

    Жил был на свете один король. Любил он разные наряды. Все свое время проводил он в гардеробе. На каждый день, на каждый час у него был разный наряд. Лучшие ткани, лучшие платья, мантии принадлежали этому королю. Читать далее

    Огниво

    Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку. Читать далее

    Оле Лукойе

    Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз. Читать далее

    Пастушка и трубочист

    В гостиной стоял старинный шкаф, украшенный резьбой. В центре шкафа была вырезана фигурка потешного человечка. У него была длинная бородка, на лбу торчали маленькие рожки, а ножки были козлиные. Читать далее

    Принцесса на горошине

    В одном королевстве жил принц, который задумал в жёны подлинную принцессу. Объехав весь мир, он вернулся домой, но желаемого не нашёл. Среди огромного количества невест, не было той, с кем бы он связал свою судьбу, проявлялись какие – то недостатки. Читать далее

    Пятеро из одного стручка

    В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть Читать далее

    Ромашка

    Возле дачного участка в зеленой траве росла ромашка. С каждым днем она была все больше и больше, и наконец она расцвела. Не волновало ее, что она была посредственным и незаметным цветком, наоборот, она довольная тянулась к солнцу. Читать далее

    Русалочка

    В самом глубоком месте моря стоял дворец морского царя. Царь давно овдовел, и шесть внучек-принцесс воспитывала старуха-мать. Целыми днями они играли во дворце и саду. В отличие от остальных принцесс самая младшая была тиха и задумчива. Читать далее

    Самое невероятное

    Человек, который представит нечто самое невероятное возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. Тут же появилось множество желающих – разных возрастов и сословий, но никто не мог придумать ничего толкового Читать далее

    Свинопас

    В маленьком царстве жил небогатый принц, кроме прекрасных внешних данных и призвания не было у него ничего. Решил принц найти себе жену, нашёл она в соседнем королевстве красивую принцессу. Читать далее

    Снеговик

    Мальчики во время прогулки слепили снеговика, который с наступлением вечера ожил. Он не мог сдвинуться с места и, как маленький ребёнок, не понимал, что его окружает. Важно не тратить время впустую. Читать далее

    Снежная королева

    Кай и Герда крепко подружились. Но, в их безоблачный мир пробралась Снежная королева, которая похитила мальчика и оставила жить в царстве холода и льда. Кай заколдован Читать далее

    Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей Читать далее

    Стойкий оловянный солдатик

    Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это Стойкий оловянный солдатик Читать далее

    Тень

    Эта известная сказка Андерсена популярна и в России, особенно благодаря прекрасному. Сама история несколько отличается от сценария. Итак, в жаркую страну прибывает ученый. Он работает, но ему очень тяжело из-за климата Читать далее

    Чайник

    Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка Читать далее

    Штопальная игла

    Одна штопальная игла была очень высоко мнения о себе. Однажды, когда её Андерсен — Штопальная иглаиспользовали при починке кухаркиной туфли, она сломалась. Хозяйка, накапав на сломанный конец немного сургуча, превратила её в брошь. 2 класс Читать далее

    Об авторе

    Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.

    Начался творческий путь писателя, как сказочника, с обработки сказок, услышанных им в детстве. Одним из первых сборников является «Сказки, рассказанные детям», датированный 1835 годом. В этом сборнике были переосмыслены народные мотивы. В сборник вошли такие произведения, как «Огниво», «Свинопас» и «Дикие лебеди». В 1852 году выходит сборник «Истории, рассказанные детям», где автор переосмысливает историю и современную действительность.

    Второй этап творчества писателя характеризуется наличием философских размышлений. Например, в сказке «Соловей » развивается мысль о настоящих и мнимых ценностях человечества. Сказка «Снежная королева» дополняет вопрос преданности, рассмотренный ранее в «Диких лебедях». Автор показал силу духа земных девочек. Ими являлись Герда (персонаж из сказки «Снежная королева») и Эльза (из сказки «Дикие лебеди»).

    Творческий подъем у писателя начался в конце 30-х и 40-е годы 19 столетия. В этот период были написаны «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками» и др.

    В 40-50-е года автор отходит от написания сказок с волшебством и работает над произведениями, описывающими обычную жизнь людей, с наличием тревог, радостей и бед. Например, такой работой является «Девочка со спичками», в которой люди, проходившие мимо замерзающей девочки, восприняли ее за груду нечистых тряпок.

    Также, в творчестве писателя присутствуют элементы религии, так как автор был верующим человеком. В некоторых сказках автором упоминается Иисус Христос, однако тогда, в советское время, подобные произведения с элементами религиозности, сокращались. Например, была изменена сказка «Снежная королева». Так, в оригинальной сказке, Герда для успокоения снежной вьюги, читала молитву «Отче наш».

    Ознакомившись с творчеством Г.Х. Андерсена можно сказать, что в его сказках практически отсутствует насилие и жестокие сцены (обратным являются только сказка о дюймовочке, которую похищают и сказка «Огниво», в которой предполагалась казнь солдата).  Его произведения характеризуются мудростью и добротой.

    С интересом со сказками автора знакомиться и современный читатель.

    Несколько слов о создании его сказок

    Настоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. Именно эта дата является знаменательной для его сказок. В 1840-х годах выходит в свет его сборник «Книга с картинками без картинок», что подтверждает присущий ему талант. С невероятной скоростью завоевали успех и славу сказки Андерсена. Краткое содержание полюбившихся сочинений пересказывали друг другу преданные читатели и с нетерпением ждали новых произведений. В 1838 году был начат второй выпуск сказок, а в 1845 — третий. К этому времени он был уже очень известен во всей Европе. В 1847 году он посетил Англию, где получил теплый и радушный прием. Во второй половине 1840-х годов и в последующие годы писатель с особым усердием работает и публикует пьесы и романы, лелея мечту прославиться в качестве драматурга. Но все тщетно. Сказки Андерсена (краткое содержание которых у всех на слуху) хоть и принесли ему славу, но в какой-то период своей жизни он начал их презирать. Однако продолжает их писать. Самая последняя сказка была создана в 1872 году в канун Рождества. В этом же году писатель упал с кровати, сильно ушибся, и от полученных травм уже не смог оправиться, хотя прожил еще три года. 4 августа 1875 года он умер.

    Чему учит сказка «Огниво»?

    Главная мысль произведения состоит в том, что добро всегда побеждает зло, что ложь и вероломство бессильны пред благородством и правдой. Сказка учит, что счастье заключается не в деньгах и не в их количестве, а в искренней дружбе, верности, чистоте души и помыслов.

    Сказка показывает, как порой важно «включать» свою смекалку, на хитрость отвечать той же хитростью, если этого требует ситуация. Нужно уметь преодолевать проблемы, и тогда любая цель будет достигнута.

    Вам может быть интересна аудиосказка «Гуси-лебеди».

    Большая коллекция поучительных детских аудиосказок.

    Сказки Андерсена. Список. Краткое содержание

    1835-1839:

    • «Дикие лебеди».
    • «Огниво».
    • «Дорожный товарищ».
    • «Дюймовочка».
    • «Аисты».
    • «Принцесса на горошине».
    • «Нехороший мальчик».
    • «Ромашка».
    • «Русалочка».

    1841-1848:

    • «Ангел».
    • «Воротничок».
    • «Гадкий утёнок».
    • «Гречиха».
    • «Девочка со спичками».
    • «Ель».
    • «Жених и невеста».
    • «Из окна богадельни».
    • «Колокол».
    • «Красные башмачки».
    • «Капля воды».
    • «Лён».
    • «Маленький Тук».
    • «Оле-Лукойе».
    • «Пастушка и трубочист».
    • «Прыгуны».
    • «Свинопас».
    • «Снежная королева».
    • «Соловей».
    • «С крепостного вала».
    • «Старый дом».
    • «Счастливое семейство».
    • «Соседи».
    • «Тень».
    • «Холм лесных духов».

    1850-1859:

    • «Анне Лисбет».
    • «Весёлый нрав».
    • «Всему своё место».
    • «Ганс Чурбан».
    • «Дворовый петух и флюгерный».
    • «Две девицы».
    • «Еврейка».
    • «Есть же разница!»
    • «Иб и Христиночка».
    • «Камень мудрости».
    • «Кое-что».
    • «Колокольный омут».
    • «Как хороша!»
    • «Лебединое гнездо».
    • «На краю моря».
    • «На дюнах».
    • «Немая книга».
    • «Последняя жемчужина».
    • «Перо и чернильница».
    • «Птица Феникс».
    • «Под ивой».
    • «Пропащая».
    • «Сон».
    • «Сердечное горе».
    • «Свинья-копилка».
    • «Скороходы».
    • «Тернистый путь славы».

    Краткое содержание «Свинопас» для читательского дневника

    ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

    Название: Свинопас

    Число страниц: 7. Ханс Кристиан Андерсен. «Свинопас». Издательство «Азбука». 2014 год

    Жанр: Сказка

    Год написания: 1841 год

    Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

    Ильиной Галиной Сергеевной.

    Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

    Поздний период

    1861-1869:

    • «Альбом крёстного».
    • «В детской».
    • «Вэн и Глэн».
    • «Два брата».
    • «Двенадцать пассажиров».
    • «Дева льдов».
    • «День переезда».
    • «Дриада».
    • «Епископ Берглумский и его родичи».
    • «Жаба».
    • «Зелёные крошки».
    • «Золотой мальчик».
    • «Кто же счастливейшая?»
    • «Комета».
    • «Мотылёк».
    • «На птичьем дворе».
    • «Навозный жук».
    • «Пейтер, Пётр и Пейр».
    • «Психея».
    • «Подснежник».
    • «Птица народной песни».
    • «Серебряная монетка».
    • «Сказка».
    • «Снеговик».
    • «Сокрыто — не забыто».
    • «Старый церковный колокол».
    • «Сын привратника».
    • «Судьба репейника».
    • «Тётушка».
    • «Тряпьё».
    • «Что можно придумать».

    1870-е:

    • «Блоха и профессор».
    • «Дети года».
    • «Дни недели».
    • «Дочь великана».
    • «Злой князь».
    • «Картинка».
    • «Ключ от ворот».
    • «Королева метелей».
    • «Лизочка у колодца».
    • «О чём рассказывала старуха Иоханна».
    • «Пастушок пасёт овец».
    • «Пляши, куколка, пляши!»
    • «Побратимы».
    • «Прадедушка».
    • «Роза».
    • «Сказка о жёнах».
    • «Сказки в стихах».
    • «Талисман».
    • «Тётушка Зубная Боль».

    «Дюймовочка»

    Даже краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена дает понять, какой удивительный замысел лежит в ее основе.

    Женщина не могла иметь детей и обратилась к колдунье. Та ей посоветовала посадить зернышко тюльпана. Женщина так и сделала, и случилось чудо. Появилась девочка ростом в дюйм. Ореховая скорлупа стала ей колыбелью, а лепесток тюльпана — лодкой. Но недолго прожила Дюймовочка в этом доме. Настоящее приключение девочки начинается после того, как ее похитила Жаба для своего уродливого сыночка. Рыбки спасли ее. Красавица понравилась майскому жуку, но родственники не оценили его выбор, и он оставил ее. Грустная малышка попадает в норку полевой и очень жадной мышки, которая ей посоветовала выйти замуж за крота. Предчувствуя унылую жизнь под землей, Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком и ласточкой, за которой ухаживала всю зиму. Та ей предложила улететь с ней вместе. Девочка согласилась, и они полетели в теплые края. На цветке она познакомилась с королем эльфов, который сделал ей предложение. Наконец-то нашла Дюймовочка своего принца.

    Краткий сюжет

    Книга начинается небольшим прологом, в котором объясняется, что Оле — это мастер рассказывать сказки. Он незаметно прыскает в глаза детям молоко из спринцовки так, что их глаза начинают слипаться, и они не могут разглядеть волшебника. И тогда он слегка дует им в затылки, чтобы они уснули, а потом рассказывает свои истории.

    Дальше автор говорит, что сказочник провёл неделю у мальчика по имени Яльмар и подарил ему целых семь сказок. В читательский дневник можно сделать такую запись:

    Оле Лукойе приходит к Яльмару, чтобы рассказать ему семь сказок.

    Цветы и буквы в понедельник

    В первый день волшебник превратил комнатные цветы в деревья, а их ветви, усеянные красивыми, благоухающими и сладкими цветами, а также блестящими плодами и даже пышками с изюмной начинкой, образовали беседку.

    Однако восхищение чудом продолжалось недолго. Учебные принадлежности мальчика вдруг начали стонать, каждая по своей причине:

    • грифельная доска из-за задачи, которая была записана на ней с ошибкой в вычислениях;
    • грифель, потому что был привязан и не мог ей помочь;
    • тетрадь, так как буквы, написанные в ней рукой Яльмара, выглядели плохо.

    Сказочник приказал буквам держаться подтянуто и упражнял их в этом до тех пор, пока они не стали выглядеть как пропись. Но как только мальчик проснулся, они снова стали жалкими.

    Кратко события этого дня можно записать так:

    В понедельник сказочник превратил цветы в комнате в деревья и выровнял буквы в школьной тетради мальчика, но утром всё стало так, как прежде.

    Ожившая картина во вторник

    Во втором сне волшебник научил говорить вещи, оживил висевшую на стене картину и поместил туда Яльмара. Мальчик катался на лодке, которую тянули шесть лебедей в золотых коронах, а с ним в это время разговаривали деревья и цветы, а рыбы, птицы, комары и майские жуки провожали его.

    По берегам реки были видны хрустальные и мраморные дворцы, принцессами там были знакомые Яльмару девочки, и они делились с ним пряниками. А мальчики, стоящие на часах и игравшие роль принцев, отдавали ему честь золотыми саблями и осыпали изюмом и оловянными солдатиками.

    Лодка мальчика также проплыла мимо города, в котором жила его няня. Женщина послала ему воздушный поцелуй и песенку. Ей подпевали птички, приплясывали цветы и кивали старые ивы.

    Во вторник Яльмар совершил путешествие по картине.

    Приключение в среду

    Яльмар слышал шум дождя во сне, а потом увидел, что воды налилось до подоконника, и к нему причалил корабль. Когда празднично одетый мальчик оказался на палубе, погода улучшилась, и он поплыл сначала по знакомым местам, а потом оказался так далеко, что не стало видно земли.

    Вскоре на корабле оказался аист, который много дней летел со стаей в тёплые края, но устал и упал. Юнга посадил его в птичник, где новый житель рассказал курам, уткам и индейкам об Африке, но они ничего не поняли и только смеялись. Яльмар выпустил аиста, и он улетел, так как успел отдохнуть. А злым птицам мальчик пригрозил, что завтра из них сварят суп.

    В среду герой плавал на корабле и познакомился с аистом.

    Мышиная свадьба в четверг

    На следующую ночь Оле показал своему воспитаннику мышку, которая хотела пригласить его на свадьбу. Чтобы мальчик мог попасть на мероприятие, волшебник уменьшил его и переодел в мундир оловянного солдатика.

    В напёрстке собственной матери Яльмар через маленькую дырочку в полу попал в узкий коридор, освещённый гнилушками и смазанный салом, а потом в торжественную залу. Жених и невеста стояли на выеденной корке сыра и целовались. Но вскоре гостей стало так много, что их оттеснили к дверям.

    Угощением служило сало, которым зала была смазана, как и коридор, а на десерт подали горошину, на которой были первые буквы имён новобрачных.

    Когда мальчик отправился домой, он подумал, что не зря уменьшился и оделся в игрушечный мундир, ведь ему довелось побывать в знатном обществе.

    В четверг мальчик побывал на свадьбе у мышей.

    Кукольное венчание в пятницу

    В этот день Оле принялся жаловаться, что его зовут к себе пожилые люди, которые делали дурные дела. Они хотят, чтобы волшебник прогнал плохие воспоминания за деньги, но такое предложение его оскорбляет.

    Однако Яльмару интересно, какими событиями будет наполнена сегодняшняя ночь, и сказочник предлагает ему посетить ещё одну свадьбу. На этот раз венчаются куклы его сестры, а ещё у одной игрушки день рождения.

    Сначала мальчика это не очень заинтересовало, поскольку его сестра всегда отмечала праздники, когда куклам требовалось новое платье, но волшебник убедил его, что на это сто первое торжество готовится нечто необыкновенное.

    И вот в домике из картона с освещёнными окнами мальчик увидел солдатиков и жениха с невестой. Оле обвенчал их, а мебель пела им песню, написанную карандашом. Новобрачные приняли подарки, но не взяли ничего съедобного, поскольку были сыты своей любовью, а потом стали решать, куда им поехать.

    Ласточка советовала тёплые края, где зреет виноград, а курица — дачу, где растёт капуста. И куклы выбрали второй вариант.

    В пятницу Яльмар посетил свадьбу кукол.

    Предпраздничные дела волшебника в субботу

    Следующим вечером Оле заявил, что ему некогда рассказывать сказку. Вместо этого, он показал на своём красивом зонтике китайцев и сказал, что к завтрашнему дню нужно нарядить весь мир в честь праздника, коим является воскресенье. Работы в этот день у сказочника оказалось много, ему нужно было:

    • проверить, как церковные карлики вычистили колокола;
    • посмотреть, подмёл ли ветер растения;
    • снять с неба все звёзды, пронумеровать их, чтобы они не перепутались, и почистить.

    Но насчёт последней, самой трудной работы, вдруг высказался висевший на стене портрет прадедушки Яльмара. Он поблагодарил волшебника за уделяемое мальчику время, но заявил, что нельзя снимать с неба звёзды. Оле очень обиделся на это, ведь он считал, что раз гораздо старше изображённого на портрете дедушки, то и знает больше, а потом предоставил ему самому рассказывать сказки и ушёл.

    В субботу волшебник не рассказывал сказок и поссорился с портретом.

    Встреча с другим сказочником в воскресенье

    Когда сказочник пришёл в гости в последний день недели, Яльмар повернул портрет лицом к стене во избежание новой ссоры и попросил новые истории. Но на этот раз Оле был настроен показать мальчику своего брата, которого зовут также, но он является людям лишь раз, сажает их к себе на коня и рассказывает только одну из двух сказок — либо бесподобно хорошую, либо ужасно плохую. Оказалось, что второе его имя — Смерть.

    Яльмар увидел этого брата. Он был одет в серебряный кафтан и чёрный бархатный плащ, мчался на лошади и сажал на неё людей. Те, кто имел отличные отметки за поведение, ехали впереди и слушали добрую сказку, а другие — садились позади Смерти на коня и с ужасом и слезами внимали страшной, и никак не могли это прекратить, потому что приросли к седлу.

    Яльмар сказал, что не боится другого Оле, и добрый волшебник подтвердил, что бояться нечего, если оценки всегда хорошие. И прадедушкин портрет снова заговорил, но теперь он одобрил слова сказочника.

    В воскресенье волшебник показал Яльмару своего брата, Смерть, который приходит к людям один раз и рассказывает только одну из двух сказок — хорошую или плохую.

    Самостоятельно обдумав прочитанное и написав о своих мыслях в дневнике, ребёнок сможет сделать выводы о том, чему учит сказка «Оле Лукойе». Хорошо, если он поймёт, как важно быть послушным, делать добрые дела и верить в чудо.

    Есть у произведения и более глубокий философский смысл, рассчитанный скорее на взрослого читателя. Он раскрывается в седьмой истории, в которой сон оборачивается метафорой смерти, а во всём тексте смутно угадываются образы ада и рая.

    По произведению ставили вполне взрослые телеспектакли и шоу. А ещё его, а также другие сказки и рассказы может быть интересно читать вместе со своими детьми. Это не только сближает родных людей, но и помогает вместе открыть друг другу новый смысл старых историй.

    «Огниво»

    Краткое содержание сказки «Огниво» Андерсена (о солдате и его приключениях) увлекает своим сюжетом.

    Однажды солдат повстречался с колдуньей. Она предложила отправиться ему в охраняемое страшными собаками дупло, где он мог набрать себе несметное количество драгоценностей. За это она попросила принести ей огниво. Он все выполнил, но огниво не отдал, а отрубил советчице голову. Все богатства из дупла он в скором времени прогулял, потеряв и всех новых друзей. Однажды он воспользовался свечой из огнива. Появилась собака, которая могла исполнить три желания.

    Как-то раз ему захотелось увидеть принцессу. Собака выполнила его просьбу. Утром девушка рассказала свой загадочный сон.

    В другой раз королева привязала на спину дочки мешочек с крупой, которая сыпалась на дорогу. Солдата отследили и посадили в тюрьму. В день казни солдат попросил у сапожника принести ему огниво, за что дал ему 4 медяка. Он хотел закурить. После щелчка огнива появились сразу три собаки. Они подбрасывали публику так высоко, что люди разбивались о землю. Солдата освободили и попросили взять принцессу в жены. За свадебным столом сидели и приглашенные собаки.

    Краткое содержание сказки «Соловей» Андерсена

    В лесу жил соловей, который очаровывал своим пением. Император приказал его разыскать и принести во дворец. Подданные выполнили его указ. Птицу поселили во дворце, и она запела так, что император расчувствовался и заплакал. Соловей стал очень популярным. Как-то раз японский император отправил коллеге золотого соловья с драгоценными камнями. Он мог петь одну песню из репертуара живой птицы. Через год соловей сломался, и его заводили только раз в год. Через пять лет император заболел, а завести птицу было некому. И вот возник настоящий соловей и своей песней спас его от смерти. Но игрушку он попросил не разбивать.

    Таким образом, сказки Андерсена популярны во всем мире. Их количество и разнообразие увлекательных сюжетов подтверждают гениальность автора. Он писал их с 1835 года и вплоть до самой смерти. Рассмотренное краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена (а также «Огниво» и «Соловей») свидетельствует об интересных сюжетах.

    Сюжет сказки Русалочка

    Любовь и самопожертвование – вот о чем сказка Ганса Христиана Андерсона Русалочка. Краткое содержание и сюжет рассказывают о том, на какие поступки готов человек, который искренне любит. Ведь Русалочка пошла на сделку, которая не сулила ей ничего хорошего. У нее забрали голос, отдав взамен ноги, которые ей самой не были нужны. Но они были той необходимостью, которая бы позволила быть ей рядом с любимым человеком. Кроме того, второе условие сделки ставило ее в тяжелое положение – ведь ей грозила смерть. Но ничего не боялась хрупкая, но смелая девушка.

    автор: Ekaterina
    07.02.2021

    гадкий утенок сказка

    В статье вы найдете разбор-анализ известной сказки Ганса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок» по следующему плану: герои, краткое содержание, план пересказа, главная мысль, отзыв (личные впечатления о сказке).

    Итак, сам разбор

    Автор произведения: Ганс (или Ханс) Христиан Андерсен.

    Жанр, год создания: детская сказка, опубликована в автором 1843 году (дата написания не известна).

    Главные герои произведения

    Гадкий утенок – большой и некрасивый птенец утки, непохожий на остальной выводок.

    Мама-утка – молодая утка, высидевшая яйцо с гадким утенком.

    Старая утка – соседка утиного семейства, оценивающая яйцо и дающая советы маме-утке.

    Знатная утка – самая главная птица на птичьем дворе, куда пришла мама-утка с выводком.

    Старуха – хозяйка избушки, приютившая гадкого утенка. Живет с котом по кличке «Сыночек» и курицей по имени «Коротконожка».

    Кот – питомец старушки, приютившей утенка

    Курица – живет со старухой и котом в избушке.

    Крестьянин – спас утенка, когда тот примерз к замерзшему озеру

    Лебеди – новое сообщество, принявшее подросшего, уже «не гадкого» утенка.

    Описание сюжета сказки (краткое содержание)

    Действие сказки начинает разворачиваться в загородной усадьбе. Там, в лопухах, одна из уток высиживает свои яйца. Все утята вылупились, и лишь одно яйцо осталось целым. Пришла старая утка и сказала, что это яйцо похоже на индюшиное. Ей как-то подкинули высиживать индюшат, и она потом намучилась с ними, так как плавать они не хотели и вообще боялись воды. Она предлагает оставить это яйцо, но мама-утка не соглашается. В конце концов, из этого яйца вылупился большой, некрасивый птенец. Но поскольку он хорошо плавал, то мама-утка отмела версию о том, что у нее родился индюшонок.

    После того, как семейство поплавало, мама-утка решила отвести своих утяток на птичий двор – представить их другим птицам, так сказать, «ввести в общество».

    На птичьем дворе несчастный гадкий утенок всем не понравился. Одна злая утка даже клюнула его в шею. А знатная утка, самая главная в птичьем обществе, потому что она редкой «испанской» породы, сообщила матери утенка, что он не в лучшую сторону отличается от остальных ее деток и его нужно «переделать». Но мама-утка возразила, что это невозможно, что красота не так уж и важна для селезня, но она уверена, что этот малыш со временем сможет пробить себе «дорогу в жизнь».

    Пока утиное семейство находилось в «высшем птичьем обществе», бедного гадкого утенка непрестанно клевали и дразнили другие птицы.

    В следующие дни все стало еще хуже. Утенка не приняли ни его родня, и даже девушка, приносившая корм птицам, все время толкала его ногой. Несчастный птенец не выдержал такого обращения и сбежал.

    Он добрался до болота, где обитали дикие гуси и утки. Они тоже не приняли его, хоть и не клевали. Ему разрешили остаться с ними, но просили «не набиваться к ним в родню».

    На 3-й день пребывания утенка на болоте нагрянули охотники, которые перестреляли всю стаю. Гадкому утенку удалось спрятаться в камышах. Когда охотники ушли, утенок бросился бежать. Через какое-то время он нашел старенькую избушку. Там жила старуха с двумя любимыми питомцами — курицей и котом. Поскольку пожилая женщина была подслеповата, она приняла нашего птенца за взрослую утку, обрадовалась, что теперь будет обеспечена утиными яйцами. Утенка оставили.

    Кот и курица все время важничали и поучали утенка, ведь он не умел ни мурлыкать по-кошачьему, ни нести яйца, как порядочная курица. А утенку хотелось плавать, поэтому он сбежал жить на озеро.

    Настала осень, похолодало. Как-то утенок увидел стаю прекрасных птиц, летевших на юг. Это были лебеди. Он с восхищением смотрел на них, а потом долго не мог прийти в себя.

    Стало совсем холодно, пришла зима, и озеро стало замерзать. Утенку приходилось плавать целыми днями, чтобы не дать воде совсем замерзнуть. Это было слишком тяжело для молодого птенца, он выбился из сил и примерз к озерному льду. Проходивший мимо крестьянин разбил лед и взял утенка к себе домой.

    С отогретой птицей захотели поиграть дети, но утенок испугался, стал метаться, опрокинул «кадку с маслом» и «бочонок с мукой». В испуге он выбежал через приоткрытую дверь на улицу и потом долго лежал на снегу, пытаясь прийти в себя.

    Зима была суровой, и утенку пришлось нелегко. А когда потеплело, и пришла весна, наш птенец выбрался из камышей и полетел – его крылья за зиму стали сильными и большими. В яблоневом саду он увидел тех прекрасных птиц, что заметил раньше на озере. Он решил подлететь к ним, чтобы они заклевали его. Он ощущал себя недостойным их общества. Но, все же, такая смерть представлялась ему лучшей участью, чем быть заклеванным утками или курами.

    Но лебеди замахали крыльями и стали звать его к себе. И тут утенок увидел свое отражение – он стал таким же прекрасным лебедем. А дети, прибежавшие покормить птиц, сказали, что он – самый красивый из них.

    И бывший гадкий утенок прокричал: — «О таком счастье я и мечтать не смел, когда был гадким утенком». На этом заканчивается сказка.

    План пересказа

    1.Мама-утка высиживает гадкого утенка.

    2.Гадкий утенок на птичьем дворе.

    3.Побег из семьи на болото к диким гусям и уткам.

    4.Утенок живет в избушке со старушкой, ее котом и курицей.

    5.Утенок сбегает на озеро, неудачная зимовка.

    6.Крестьянин спасает примерзшего ко льду утенка.

    7.Побег из крестьянского дома.

    8.Наступление весны и обретение утенком своей настоящей семьи.

    Главная мысль сказки

    Нельзя сдаваться неблагоприятным обстоятельствам, надо бороться и искать свое место в жизни. У каждого из нас есть шанс стать настоящим «прекрасным лебедем», пусть поначалу все и складывается не самым лучшим образом.

    Отзыв (личные впечатления от произведения)

    Сказка Андерсена не только учит нас борьбе с неблагоприятными жизненными обстоятельствами (если вдруг мы чувствуем себя такими же «гадкими утятами» в обществе), но еще доброте и состраданию. Когда читаешь про злоключения несчастной птицы, хочется помочь ему, хотя бы при помощи одобряющих слов. Или как-то защитить от недоброжелателей. Если мы в жизни встречаем таких людей, в школе ли, в институте или в коллективе, тех, кого обижают просто потому, что они не похожи на остальных, мы не должны проявлять малодушие и оставаться в стороне, а должны постараться помочь.

    Это глубокое произведение, местами очень грустное, но дающее надежду – ведь все закончилось для утенка-лебедя хорошо. Он обрел свою семью и стал самим собой.

    Похожие статьи:

    Разбор «Сказки о Золотом петушке» Пушкина (для читательского дневника)

    «Кот в сапогах», краткое содержание и мораль произведения

    Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Сказки андерсена гадкий утенок распечатать
  • Сказки алексея толстого список всех сказок
  • Сказки алеша попович и соловей разбойник был конь
  • Сказки алтынсарина на русском языке
  • Сказки алексея толстого для детей список