Практически полный список советских и российских экранизаций сказок, разбитый по темам и выстроенный по годам.
Для начала — «золотая классика», задавшая стандарт экранизаций русских сказок.
ФИЛЬМЫ АЛЕКСАНДРА РОУ
- 1938: «По щучьему веленью» (ч/б)
- 1939: «Василиса Прекрасная» (ч/б). Милляр впервые играет Бабу-Ягу
- 1941: «Конек-Горбунок».
- 1945: «Кащей Бессмертный» (ч/б, поздней раскрашен). Милляр впервые играет Кощея
- 1952: «Майская ночь, или Утопленница».
- 1958: «Новые похождения Кота в сапогах». Немного постмодернизм — к традиционной сказке примешана «Любовь к трем апельсинам» Гоцци
- 1959: «Марья-искусница»
- 1961: «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- 1963: «Королевство кривых зеркал»
- 1964: «Морозко»
- 1968: «Огонь, вода и… медные трубы»
- 1969: «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972: «Золотые рога»
- 1975: «Финист — Ясный Сокол» (Роу только сценарист, не режиссер)
ФИЛЬМЫ АЛЕКСАНДРА ПТУШКО
- 1936: «Новый Гулливер» (ч/б). С большим использованием кукол.
- 1939: «Золотой ключик» (ч/б)
- 1946: «Каменный цветок»
- 1952: «Садко»
- 1956: «Илья Муромец»
- 1958: «Сампо». По Калевале
- 1964: «Сказка о потерянном времени»
- 1966: «Сказка о царе Салтане»
- 1967: «Вий»
- 1972: «Руслан и Людмила»
Имено в фильмах Роу и Птушко были заданы главные каноны и тропы русских киносказок.
ПРОЧЕЕ:
Русские народные сказки и былины,
сказки русских и русскоязычных писателей, в том числе про явную Российскую империю,
а также издевательства над ними позднесоветских сценаристов
(тестируйте конец списка с осторожностью!)
- 1913: «Ночь перед Рождеством» (ч/б, немой), с И. Мозжухиным
- 1934: «Счастье» Медведкина — очень необычная и шикарно снятая сказка-притча про жизнь русского мужика, которого все обижали. Смесь всего со всем, лубка с сатирой и какой-то совсем лютой фантасмагорией. Очень смешная. Мало, кто видел, но в узких кругах очень высоко ценятся и фильм, и режиссёр.
- 1938: «Руслан и Людмила» (ч/б)
- 1940: «Майская ночь». Один из первых советских цветных фильмов
- 1941: «Волшебное зерно»
- 1944: «Черевички». Экранизация оперы, осторожно
- 1958: «Хождение за три моря». Совместный советско-индийский фильм про Афанасия Никитина
- 1968: «Снегурочка»
- 1968: «Солдат и царица». Олег Даль и Екатерина Васильева
- 1971: «Весенняя сказка». Как бы экранизация «Снегурочки» Островского. Телефильм, много поют.
- 1972: «Пропавшая грамота». Экранизация Гоголя
- 1973: «Горя бояться — счастья не видать». Телефильм про Солдата, Горе-Злосчастье и проч. стандартный набор персонажей.
- 1973: «Самый сильный». Про осознание добрым молодцем собственной идентичности
- 1973: «Умные вещи». Телефильм про аренду скатерти-самобранки, сапогов-скороходов и прочих гаджетов, необходимых для умного дома современного человека.
- 1974: «Иван да Марья»
- 1974: «Царевич Проша»
- 1976: «Туфли с золотыми пряжками». Телефильм про простого парня, русского шузодела
- 1976: «Степанова памятка». Экранизация Бажова
- 1977: «Аленький цветочек». Классическая иллюстрация пораженческих гендерных ролей при патриархате
- 1977: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».
- 1978: «Осенние колокола». По мотивам «Сказки о мертвой царевне»
- 1978: «Подарок чёрного колдуна».
- 1980: «Ледяная внучка». По мотивам «Снегурочки»
- 1980: «Чёрная курица, или Подземные жители»
- 1982: «Василий Буслаев». Попытка воскресить канон Роу-Птушко
- 1982: «Там, на неведомых дорожках…». Кощей — А. Филлипенко
- 1982: «Андрей и злой чародей» (телефильм). Русский богатырь, злой колдун, красавица, всякое такое
- 1985: «После дождичка, в четверг…». Музыкальная.
- 1986: «Левша»
- 1986: «На златом крыльце сидели»
- 1987: «Сказка про влюблённого маляра»
- 1988: «Раз, два — горе не беда!». Сюр по пьесе Ю. Кима
- 1988: «На помощь, братцы!». Судя по аннотации, в показанном волшебном мире рожать могут только мужчины. Интересно, пройдет ли фильм тест Бехдель (Из комментов: По тому, что нашел, это совсем не сказка для детей, а перестроечная чернуха для взрослых в сказочных декорациях)
- 1991: «Сказ о купеческой дочери и таинственном цветке». (Из комментов: очень криповая, в духе 90-х. версия «Аленького цветочка» с пытками и отвратным Чудовищем)
- 2001: «Сказ про Федота-стрельца»
- 2008: «Золотой полоз» (Из комментов: снято бедненько, не очень детское)
- 2009: «Книга мастеров». Диснеевский фильм на русском материале, с намеками на использование Бажова
- 2011. «Реальная сказка». Безуков в роли Ивана-дурака. Кто-нибудь видел? Это можно смотреть? (Из комментов: Низкобюджетненько. Детям не уверен что зайдет. Но как феномен авторов-идеалистов, которые пошли против системы, интересно. Вызывает уважение).
- 2017. «Последний богатырь»
- 2021. «Последний богатырь. Корень зла»
- 2021. «Конёк-Горбунок». Сильно анимационный фильм, однако человекоподобность актеров сохранена
Реклама
Как бы европейские сказки (т.е. там есть короли и принцессы, или хотя бы капитализм),
а также экранизации западных детских книг:
- 1938: «Доктор Айболит» (ч/б)
- 1947: «Золушка» (ч/б, колоризирован)
- 1957: «Легенда о ледяном сердце».
- 1958: «Звездный мальчик» (ч/б). По О. Уайльду.
- 1963: «Каин XVIII». Как бы по «Голому королю», глючная вещь
- 1964: «Обыкновенное чудо», режиссер Эраст Гарин. Изначально это была пьеса Шварца, помните?
- 1965: «Город мастеров»
- 1965: «Большая кошачья сказка» (ч/б). Принцесса, волшебник и кот
- 1966: «Снежная королева»
- 1966: «Айболит-66».
- 1966: «Три толстяка»
- 1966: «Удивительная история, похожая на сказку». По «Гадкому утенку»
- 1967: «Захудалое королевство» (ч/б) и одноименный цветной 1978 года. Мюзикл по чешским сказкам.
- 1968: «Старая, старая сказка». По нескольким сказкам Андерсена. Олег Даль в роли солдата-кукольника, юная Неелова
- 1969: «Король-олень». По пьесе Гоцци
- 1971: «Тень». С Олегом Далем. Классический образец поджанра «фильм-притча», уже не очень детское. Советские интеллектуалы вообще любили делать сказки-притчи, чтобы фига в кармане (под «сказку» дают бюджет, а за «притчу» друзья уважают). «Тень» с К. Райкиным вообще в сказки не беру, ладно?
- 1971: «Лада из страны берендеев». Славянская героиня попадает в западную волшебную страну. Много поют.
- 1971: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Запись телеспектакля со Спартаком Мишулиным
- 1972: «Двенадцать месяцев». Телефильм
- 1973: «Чиполлино»
- 1975: «Приключения Буратино»
- 1975: «Рикки-Тики-Тави». Совместный советско-индийский фильм
- 1976: «Русалочка». Советско-болгарский фильм
- 1976: «Принцесса на горошине». Как мне покзалось по первым сценам, невероятное занудство, несмотря на великолепный состав актеров (Фрейндлих и Смоктуновский — родители принца, например). (Из комментов: ну она просто не для самых маленьких. В чем-то вы правы, фильм со странными паузами, но так тогда считалось круто. Если истории принцесс рассматривать отдельно, они восхитительны. Тролля к Андерсену впихнули… Вот даже не знаю, зачем они это сделали. Эпизод с «принцессой, несущей смерть» в детстве завораживал. Наверное, потому что в брежневском СССР явно недоставало грядущей готичности)
- 1976: «Маринка, Янка и тайны королевского замка». Белорусские сказки
- 1976: «Синяя птица». Совместная советско-американская постановка с Элизабет Тейлор и Авой Гарднер
- 1977: «Волшебный голос Джельсомино». Музыкальный телефильм. Экранизация Джанни Родари. Примечателен Басовым, выкрашенным в адский рыжий цвет
- 1977: «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». Типичная советская постмодернистская переделка сюжета в абы что, которую мы все равно любим за гениальные песни и юную Поплавскую.
- 1977: «Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе». Телефильм по мотивам молдавского и румынского фольклора. Студия «Молдова-фильм».
1978: «Обыкновенное чудо», режиссер Марк ЗахаровНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, будем честны- 1978: «Кольца Альманзора»
- 1978: «Сказка как сказка…»
- 1979: «Соловей». По Андерсену
- 1981: «Сказка, рассказанная ночью». По циклу произведений Гауфа «Харчевня в Шпессарте»
- 1981: «Проданный смех». Экранизация про Тима Талера, телефильм
- 1982: «Ослиная шкура».
- 1982: «Сказка странствий». Фильм-притча А. Митты. МЕЛКИМ ДЕТЯМ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, СТРАШНО
- 1982: «Слёзы капали». Современная версия «Снежной королевы». Режиссер К. Данелия. На мой взгляд, сложноват
- 1983: «Мэри Поппинс, до свидания».
- 1983: «Сказка о Звездном мальчике». По О. Уайльду.
- 1983: «Арабелла — дочь пирата».
- 1983: «Ученик лекаря». Болгарская сказка
- 1984: «Сказки старого волшебника». По сказкам Перро. Это наш ответ венграм по «Балу сказок», только там престарелый принц не помолодел.
- 1984: «Пеппи Длинныйчулок»
- 1984: «Рыжий, честный, влюблённый». Телефильм по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»
- 1984: «Осенний подарок фей». По «Галошам счастья» Андерсена.
- 1984: «И вот пришёл Бумбо…». Экранизация рассказа Куприна, про девочку, выздоравливающую благодаря слону
- 1984: «Иванко и царь Поганин». Совместно украинско-грузинское производство, по закарпатским сказкам
- 1985: «Мальчик-с-пальчик»
- 1985: «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Экранизировано как сказка, а не фэнтези
- 1985: «Про кота…». Как бы экранизация сказки Шарлья Перро с Ярмольником в роли кота и Гафтом в роли людоеда. Музыкальный телефильм
- 1985: «Детство Бемби», 1986: «Юность Бемби»
- 1986: «Тайна Снежной королевы». Ревизионистский сиквел об истинной истории королевы. Мы сделали это раньше Малафисенты! В гл. роли Фрейндлих
- 1986: «Весёлая хроника опасного путешествия». Грузинский музыкальный телефильм, по греческим мифам про аргонавтов
- 1987: «Мио, мой Мио». Совместная советско-скандинавская экранизация Астрид Линдгрен
- 1987: «Питер Пэн»
- 1989: «Не покидай…». Телефильм по «Кольцу и розе» Теккерея. Снят на ужасной пленке, потому что уже началась постперестроечная разруха, но сам фильм — очаровательный. Принцессу там играет дочка Алисы Фрейндлих, и после этого фильма она, кажется, больше нигде и не снималась. А главного героя играет парень с улицы, которого режиссёр привел на съёмки просто потому что тот был очень красивый. (В 2019 ленту восстановили)
- 1990: «Рок-н-ролл для принцесс»
- 1994: «Волшебник Изумрудного города». Нет зеленых очков, не показывают падающего домика и вообще как-то очень коротенько. Актерский состав хороший, впрочем.
- 2010: «Щелкунчик и Крысиный Король». Фильм А. Кончаловского. Очень стремный фильм
- 2015: «Он — дракон». Фэнтези, экранизация романа Дьяченок
Реклама
Восточные сказки ( + Грузия и проч. Кавказ):
- 1943: «Насреддин в Бухаре» (ч/б) со Свердлиным
- 1946: «Похождения Насреддина»
- 1954: «Андриеш». Фильм Параджанова
- 1956: «Старик Хоттабыч»
- 1959: «Насреддин в Ходженте»
- 1964; «Волшебный халат». Азербайджанский. Про пионеров и артефакт
- 1966: «Волшебная лампа Аладдина»
- 1969: «Калиф-аист» (ч/б)
- 1971: «Сказание о Рустаме» и вторая часть экранизации «Рустам и Сухраб» (тот же год). Третья часть — «Сказание о Сиявуше» (1976). По «Шахнаме».
- 1972: «Семург». Про волшебную птицу.
- 1975: «Вкус халвы». Про юность Хаджи Насреддина
- 1976: «Как Хашим был большим». Советский мальчик внезапно становится взрослым, и понимает, что это не клёво. Телефильм, снято на «Узбекфильме»
- 1976: «Волшебная книга Мурада». Производство «Туркменфильм»
- 1976: «Седьмой джинн». Производство «Узбекфильм»
- 1977: «Отважный Ширак». Пионеры, актеры, спектакль про разбойников. «Таджикфильм»
- 1979: «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников». Совместный советско-индийский фильм
- 1980: «Всадник на золотом коне». Башкирские сказки
- 1981: «Акмаль, дракон и принцесса» и сиквел «Новые приключения Акмаля» (1983). Телефильмы. Советский школьник-попаданец, снято на «Узбекфильме».
- 1982: «Здесь тебя не встретит рай». Поиск волшебных яблок. «Азербайджанфильм»
- 1982: «Гляди веселей». Трехсерийный телефильм, по мотивам романа Леонида Соловьёва «Очарованный принц» — второй части дилогии «Повести о Ходже Насреддине».
- 1983: «Приключения маленького Мука». По Гофману
- 1983: «Али-Баба и сорок разбойников». Спустя пару лет после записи совершенно гениальной аудиосказки тот же звездный состав актеров решил сделать телеверсию спектакля. Смотреть это я не могу: все снимали явно без репетиций, и в закадровый текст «лип-сингом» попадает только Сергей Юрский, все остальные двигают губами совершенно не синхронизированно.
- 1984: «Свадьба соек». Грузинский музыкальный телефильм
- 1984: «Потомок белого барса». Киргизские сказания
- 1984: «Бойся, враг, девятого сына». Казахские сказки
- 1985: «И еще одна ночь Шехерезады» и ее продолжения «Новые сказки Шехерезады» (1985) и «Последняя ночь Шехерезады» (1988)
- 1985: «Белая роза бессмертия». Грузинские сказки
- 1988: «Приключения Арслана». Ребенок заколдован, телефильм «Узбекфильма».
- 1988: «Сказка о волшебном бисере».
- 1989: «Возвращение Ходжи Насреддина»
Прочее
(много пионеров-попаданцев):
- 1959: «Снежная сказка».
- 1963: «Внимание! В городе волшебник!». Злой волшебник превращает плохих людей в кукол
- 1969: «Весёлое волшебство». Про пионерку-попаданку в русскую сказку
- 1969: «В тринадцатом часу ночи». Новогоднее музыкальное, с Бабой-Ягой, Лешим и проч.
- 1970: «Тайна железной двери». Экранизация повести «Шёл по городу волшебник». Про советского школьника, который спёр волшебные спички у волшебника (тоже мальчика), и что из этого вышло.
- 1970: «Приключения жёлтого чемоданчика».Про волшебные таблетки
- 1970: «В тридевятом царстве…». Пионерка-попаданка в волшебную сказку, плюс катание на коньках
- 1974: «Приключения в городе, которого нет». Пионер-попаданец в мире литературных персонажей, телефильм
- 1975: «Новогодние приключения Маши и Вити». Новогоднее музыкальное
- 1975: «Честное волшебное»
- 1976: «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы». Телефильм. Советский школьник-попаданец в мир живых шахмат и игральных карт. По пьесе С. Михалкова (что-что? какой Льюис Кэролл? это кто вообще?)
- 1976: «Мама». Ледовое шоу с Гурченко и Боярским в роли Козы и Волка. Обратите внимание, что Cats Ллойда Уэббера был поставлен пять лет спустя, и мы грим оттуда явно не сперли.
- 1976: «Пока бьют часы». Про пионерку-попаданку в город веселых труженников
- 1976: «Деревня Утка». Ролан Быков играет домового, с которым знакомится девочка на каникулах
- 1977: «Есть идея!». Изобретатель Кулибин и пионер-попаданец
- 1981: «Мария, Мирабела» — совместная советско-румынская постановка. Также есть «Мария, Мирабела в Транзистории» (1988)
- 1981: «Руки вверх!»
- 1982: «Семеро солдатиков». Игрушки помогают ребенку при буллинге
- 1986: «Полёт в страну чудовищ». Пионеры-попаданцы, по мотивам повести Эдуарда Скобелева «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки».
- 1987:«Она с метлой, он в чёрной шляпе». Дочь Бабы-Яги — попаданка в современный СССР.
- 1988: «Поляна сказок». Как бы экранизация рассказа Булычева «Недостойный богатырь» из цикла про Великий Гусляр, телефильм.
- 1997: «Волшебный портрет». Совместно российско-китайский фильм
- 2002: «Повелитель луж». (Из комментов: Годная сказка, навеянная «Джуманджи»)
***
Я мало включила в этот список фильмов, снятых после 1991 года, поскольку не могу судить об их качестве, которое резко падает.
Чего еще не хватает! Называйте.
Пожалуйста, высказывайтесь в комментариях о тех фильмах, которые вы помните, знаете, и можете рекомендовать другим. Ну, то есть, понятно, что «Айболит-66» или «Мэри Поппинс» аттестовать не стоит, а вот более малоизвестные фильмы, пожалуйста, характеризуйте, на пользу другим.
https://shakko.ru/1721763.html
https://crimea.ria.ru/20210308/Bolshoy-skazochnik-Aleksandr-Rou-1119324521.html
Большой советский сказочник: Александр Роу
Большой советский сказочник: Александр Роу — РИА Новости Крым, 05.03.2021
Большой советский сказочник: Александр Роу
В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора РИА Новости Крым, 08.03.2021
2021-03-08T11:25
2021-03-08T11:25
2021-03-05T13:08
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/03/04/1119324302_0:0:640:363_2072x0_60_0_0_2b56b783bc6604eee62fdf6e32f1f872.jpg
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
культура, новости, визуал, звезды и судьбы
СИМФЕРОПОЛЬ, 8 мар – РИА Новости Крым. В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора и, поглощая мандарины, смотрели сказки – «Морозко», «Конька-горбунка» или «Огонь, вода и медные трубы». Смотрели, и не знали, что снял их режиссер Александр Роу. И снял в Крыму.
«Королевство кривых зеркал»: для снятой в Крыму сказки Роу просмотрел 300 пар близнецов>>
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в небольшом городке в Ивановской области. Его отец – ирландец, приехавший в Россию налаживать мукомольное производство, а мать – гречанка.
Мальчишка рано остался без папы, который в 1914 году предпочел вернуться на родину. В сложные годы смены правящих режимов, Александр перепробовал множество профессий, помогая матери, а после оказался в киношколе, затем – в Драматическом техникуме. Но, еще учась, он работал помощником режиссера. Первая самостоятельная режиссерская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью». И с той поры и до самого конца сказка – русская, народная фольклорная стала его хлебом, талантом, основной темой творчества.
Почти все ленты из большого списка Александра Роу были сняты в Крыму. Не только потому, что он любил этот край, богатый на сказочные пейзажи и разнообразный по натуре, но и потому, что в 1936 году Ялтинскую киностудию передали в подчинение студии «Союздетфильм».
Его «Василиса Прекрасная»(1938) была снята здесь до войны, а сразу после нее, пока еще шли бои в Европе, в освобожденном Крыму снимается «Кащей бессмертный»(1944), где аллегория Гитлера Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.
«Варвара-краса, длинная коса»: сказочное царство в горах Крыма>>
Потом были еще и еще сказки, в том числе и литературные — «Новые приключения Кота в сапогах» и «Королевство кривых зеркал», которые в такой же аллегоричной манере высмеивали капитализм, что не помешало им остаться интересными для детей и взрослых на много десятилетий. А также несколько документальных фильмов, посвященных полуострову — «Артек» и малоизвестный видовой с простым и понятным названием «Крым».
В каждой ленте мастера поражает подобранный актерский состав: самые известные до сих пор Михаил Пуговкин, Татьяна Клюева (они оба впоследствии стали крымчанами) и несравненная Баба Яга всех времен и народов Георгий Милляр.
Георгий Францевич снялся еще в первом фильме Роу в 1936 году, умело перевоплотившись в царя-Гороха. Он стал одним из любимых актеров режиссера: в некоторых фильмах ему отданы сразу по несколько ролей – эпизодические наряду с центральными.
Роу был «первооткрывателем» некоторых впоследствии именитых актеров. Например, роль Марфушеньки в сказке «Морозко» стала для Инны Чуриковой киношным актерским дебютом и дала путевку в киножизнь. А красавец Вячеслав Воскресенский после исполнения роли ясноглазого Финиста-богатыря стал одним из секс-символов СССР.
Фильмы Роу в Крыму снимали как в павильонах Ялтинской киностудии, так и на природе. Декорациями служили скалы Никитской расселины, впоследствии получившие наименование «скал Роу», плато Ай-Петри, сосновые леса над Ялтой, Симеиз, Гурзуф и многие другие видовые места.
«О нас с тобою»: 10 цитат из фильма о Москве, не верящей слезам>>
В работе режиссер-сказочник использовал не только богатую природу полуострова, но и новые в кино приемы: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Детские, казалось бы, несерьезные фильмы Роу до сих пор очень ценятся кинематографистами с мировыми именами. Он- классик детского кино.
В 1956 году фильм «Морозко» получил Главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а от от Консультативного совета по кинематографии США заслужил награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сам мэтр Стивен Спилберг убежден, что эта лента стала предтечей многих киношедевров Голливуда.
В то же самое время в СССР Александра Роу чиновники неоднократно критиковали за его приверженность к одному жанру, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино. Но Роу так и не изменил своему волшебному миру.
«Смеялся над болезнью»: коллеги и друзья вспоминают Грачевского>>
Последним фильмом творческой биографии Роу, который тот успел задумать, но не воплотить, стал «Финист-ясный сокол». И он тоже фрагментарно снимался в Крыму – на любимой рабочей площадке большого советского сказочника.
© http://cinemafirst.ru/Роу писал: «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки». До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.
1 из 14
Роу писал: «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки». До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.
© http://cinemafirst.ru/Изотовленный для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.
2 из 14
Изотовленный для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкНа съемках фильма «Кощей» вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
3 из 14
На съемках фильма «Кощей» вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
© http://cinemafirst.ru/Газетное объявление о показе документального фильма «Крым» Александра Роу.
4 из 14
Газетное объявление о показе документального фильма «Крым» Александра Роу.
© http://cinemafirst.ru/Александр Роу на съемках документального фильма «Артек» около скал Адалары в Гурзуфе.
5 из 14
Александр Роу на съемках документального фильма «Артек» около скал Адалары в Гурзуфе.
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкЛюбимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца «Марья-искусница». 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
6 из 14
Любимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца «Марья-искусница». 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
© http://skazk.in/Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…».
7 из 14
Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…».
© стоп-кадр фильма «Морозко»За роль Марфуши в фильме Роу «Морозко» посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала — такой страшной себя считала.
8 из 14
За роль Марфуши в фильме Роу «Морозко» посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала — такой страшной себя считала.
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкРоу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!».
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
9 из 14
Роу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!».
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
© http://skazk.inИсполнительница главной роли в сказке «Варвара-краса, длинная коса» Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.
10 из 14
Исполнительница главной роли в сказке «Варвара-краса, длинная коса» Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме «Королевство кривых зеркал» (1963).
11 из 14
Нестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме «Королевство кривых зеркал» (1963).
© Скриншот с художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса» Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой «Кубанские казаки». «Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат», – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса»
12 из 14
Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой «Кубанские казаки». «Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат», – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса»
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНа съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». Режиссер Александр Роу.
13 из 14
На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». Режиссер Александр Роу.
© http://www.evpatori.ru/«По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее», — кинокритик Антон Долин о фильме «Королевство кривых зеркал». Съемки фильма проходили в Ялте.
14 из 14
«По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее», — кинокритик Антон Долин о фильме «Королевство кривых зеркал». Съемки фильма проходили в Ялте.
https://crimea.ria.ru/20210308/Bolshoy-skazochnik-Aleksandr-Rou-1119324521.html
Большой советский сказочник: Александр Роу
Большой советский сказочник: Александр Роу — РИА Новости Крым, 05.03.2021
Большой советский сказочник: Александр Роу
В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора РИА Новости Крым, 08.03.2021
2021-03-08T11:25
2021-03-08T11:25
2021-03-05T13:08
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/03/04/1119324302_0:0:640:363_2072x0_60_0_0_2b56b783bc6604eee62fdf6e32f1f872.jpg
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
культура, новости, визуал, звезды и судьбы
СИМФЕРОПОЛЬ, 8 мар – РИА Новости Крым. В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора и, поглощая мандарины, смотрели сказки – «Морозко», «Конька-горбунка» или «Огонь, вода и медные трубы». Смотрели, и не знали, что снял их режиссер Александр Роу. И снял в Крыму.
«Королевство кривых зеркал»: для снятой в Крыму сказки Роу просмотрел 300 пар близнецов>>
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в небольшом городке в Ивановской области. Его отец – ирландец, приехавший в Россию налаживать мукомольное производство, а мать – гречанка.
Мальчишка рано остался без папы, который в 1914 году предпочел вернуться на родину. В сложные годы смены правящих режимов, Александр перепробовал множество профессий, помогая матери, а после оказался в киношколе, затем – в Драматическом техникуме. Но, еще учась, он работал помощником режиссера. Первая самостоятельная режиссерская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью». И с той поры и до самого конца сказка – русская, народная фольклорная стала его хлебом, талантом, основной темой творчества.
Почти все ленты из большого списка Александра Роу были сняты в Крыму. Не только потому, что он любил этот край, богатый на сказочные пейзажи и разнообразный по натуре, но и потому, что в 1936 году Ялтинскую киностудию передали в подчинение студии «Союздетфильм».
Его «Василиса Прекрасная»(1938) была снята здесь до войны, а сразу после нее, пока еще шли бои в Европе, в освобожденном Крыму снимается «Кащей бессмертный»(1944), где аллегория Гитлера Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.
«Варвара-краса, длинная коса»: сказочное царство в горах Крыма>>
Потом были еще и еще сказки, в том числе и литературные — «Новые приключения Кота в сапогах» и «Королевство кривых зеркал», которые в такой же аллегоричной манере высмеивали капитализм, что не помешало им остаться интересными для детей и взрослых на много десятилетий. А также несколько документальных фильмов, посвященных полуострову — «Артек» и малоизвестный видовой с простым и понятным названием «Крым».
В каждой ленте мастера поражает подобранный актерский состав: самые известные до сих пор Михаил Пуговкин, Татьяна Клюева (они оба впоследствии стали крымчанами) и несравненная Баба Яга всех времен и народов Георгий Милляр.
Георгий Францевич снялся еще в первом фильме Роу в 1936 году, умело перевоплотившись в царя-Гороха. Он стал одним из любимых актеров режиссера: в некоторых фильмах ему отданы сразу по несколько ролей – эпизодические наряду с центральными.
Роу был «первооткрывателем» некоторых впоследствии именитых актеров. Например, роль Марфушеньки в сказке «Морозко» стала для Инны Чуриковой киношным актерским дебютом и дала путевку в киножизнь. А красавец Вячеслав Воскресенский после исполнения роли ясноглазого Финиста-богатыря стал одним из секс-символов СССР.
Фильмы Роу в Крыму снимали как в павильонах Ялтинской киностудии, так и на природе. Декорациями служили скалы Никитской расселины, впоследствии получившие наименование «скал Роу», плато Ай-Петри, сосновые леса над Ялтой, Симеиз, Гурзуф и многие другие видовые места.
«О нас с тобою»: 10 цитат из фильма о Москве, не верящей слезам>>
В работе режиссер-сказочник использовал не только богатую природу полуострова, но и новые в кино приемы: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Детские, казалось бы, несерьезные фильмы Роу до сих пор очень ценятся кинематографистами с мировыми именами. Он- классик детского кино.
В 1956 году фильм «Морозко» получил Главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а от от Консультативного совета по кинематографии США заслужил награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сам мэтр Стивен Спилберг убежден, что эта лента стала предтечей многих киношедевров Голливуда.
В то же самое время в СССР Александра Роу чиновники неоднократно критиковали за его приверженность к одному жанру, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино. Но Роу так и не изменил своему волшебному миру.
«Смеялся над болезнью»: коллеги и друзья вспоминают Грачевского>>
Последним фильмом творческой биографии Роу, который тот успел задумать, но не воплотить, стал «Финист-ясный сокол». И он тоже фрагментарно снимался в Крыму – на любимой рабочей площадке большого советского сказочника.
© http://cinemafirst.ru/Роу писал: «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки». До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.
1 из 14
Роу писал: «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки». До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.
© http://cinemafirst.ru/Изотовленный для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.
2 из 14
Изотовленный для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкНа съемках фильма «Кощей» вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
3 из 14
На съемках фильма «Кощей» вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
© http://cinemafirst.ru/Газетное объявление о показе документального фильма «Крым» Александра Роу.
4 из 14
Газетное объявление о показе документального фильма «Крым» Александра Роу.
© http://cinemafirst.ru/Александр Роу на съемках документального фильма «Артек» около скал Адалары в Гурзуфе.
5 из 14
Александр Роу на съемках документального фильма «Артек» около скал Адалары в Гурзуфе.
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкЛюбимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца «Марья-искусница». 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
6 из 14
Любимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца «Марья-искусница». 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
© http://skazk.in/Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…».
7 из 14
Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…».
© стоп-кадр фильма «Морозко»За роль Марфуши в фильме Роу «Морозко» посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала — такой страшной себя считала.
8 из 14
За роль Марфуши в фильме Роу «Морозко» посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала — такой страшной себя считала.
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкРоу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!».
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
9 из 14
Роу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!».
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
© http://skazk.inИсполнительница главной роли в сказке «Варвара-краса, длинная коса» Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.
10 из 14
Исполнительница главной роли в сказке «Варвара-краса, длинная коса» Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме «Королевство кривых зеркал» (1963).
11 из 14
Нестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме «Королевство кривых зеркал» (1963).
© Скриншот с художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса» Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой «Кубанские казаки». «Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат», – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса»
12 из 14
Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой «Кубанские казаки». «Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат», – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма «Варвара-краса, длинная коса»
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНа съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». Режиссер Александр Роу.
13 из 14
На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма «Огонь, вода и… медные трубы». Режиссер Александр Роу.
© http://www.evpatori.ru/«По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее», — кинокритик Антон Долин о фильме «Королевство кривых зеркал». Съемки фильма проходили в Ялте.
14 из 14
«По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее», — кинокритик Антон Долин о фильме «Королевство кривых зеркал». Съемки фильма проходили в Ялте.
Сказке «Королевство кривых зеркал» в этом году исполнилось 58 лет. В Советском Союзе сказка была очень популярна.
Сказке «Королевство кривых зеркал» в этом году исполнилось 58 лет. В Советском Союзе сказка была очень популярна. Зрителям понравились приключения двух девочек-близнецов, на долю которых выпало так много приключений.
В картине было задействовано много актёров. Как сложились их судьбы? Кто продолжил актёрскую карьеру, а кто нет?
Оля Юкина (роль Оли)
Близняшек долго не могли найти, хотя другие артисты были уже утверждены на роли. И вот Роу выбрал для главной роли школьницу Ольгу Юкину. Девочка сыграла главную роль и получила гонорар в размере 80 рублей. К слову. Её родная сестра-близнец получила ровно столько же.
После того, как картина вышла на экраны, Оля и её сестра проснулись знаменитыми. Их знала вся страна, но девочек больше не приглашали на съёмки. Они очень хотели снова сниматься и просили об этом Александра Роу. Известно, что близнецы даже написали письмо известному сказочнику, где просили найти для них роли. Он смог дать им эпизодические роли в сказке «Морозко».
Когда стало понятно, что актрисами сёстрам не быть, они начали работать в туристической фирме «Интурист». Сёстры хорошо зарабатывали и ни в чём не нуждались. Однако большие деньги не пошли им на пользу. Ольга полюбила крепкие напитки, а потом не могла остановится … На 53 году жизни её не стало из-за вредной привычки.
Татьяна Юкина (роль Яло)
Татьяна, как и Ольга, пыталась поступить в театральный институт, но безуспешно. Потом была работа в «Интуристе», где Татьяна также, как и сестра полюбила крепкие напитки . В итоге Татьяна пережила. сестру на 6 лет. Упокоены сёстры в Москве.
В конце своей жизни сёстры жили прошлым и вспоминали своё счастливое детство.
Татьяна Барышева (роль Бабушки)
Актриса Татьяна Барышева к моменту съёмок в «Королевстве кривых зеркал» уже имела в своём послужном списке много ролей, но все они были незначительными. В основном это были роли второго плана или роли в эпизодах.
За время карьеры актриса снялась в 60 с лишним картинах. После сказки её пригласили ещё на одну роль в детский фильм «Огонь, вода и… медные трубы». Затем артистка заболела и жила в доме ветеранов. Не стало актрисы, когда ей было 82 года.
Андрей Старпан (роль Гурда)
Видный Андрей Старпан больше не снимался в кино. Его только пригласили на небольшую роль в сказку «Морозко», а потом Старпан исчез из поля зрения. О нём практически ничего неизвестно.
Иван Кузнецов (роль Бара)
Сниматься артист начал ещё в 30-ые годы. Правда, ему доставались небольшие роли второго плана. Вскоре после показа картины «Королевство кривых зеркал» Кузнецов был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. За свою 40-летнюю карьеру в кино артист сыграл более чем в сорока фильмах.
Тамара Носова (роль тётушки Аксал)
Тамару Носову называли королевой комедии. За свои 80 лет она много снималась в самых разных картинах. Когда ей было почти 80 лет, она прекратила общаться с родными и близкими. Вела затворнический образ жизни. Работники социальной службы обнаружили одинокую актрису без сознания в собственной квартире.
Оказалось, что ей стало плохо с сердцем и не смогла прийти в себя, хотя была немедленно доставлена в больницу. Было уже поздно, начались необратимые процессы. Спасти актрису не удалось.
Родные и друзья вспоминали, что Тамара Макаровна очень стеснялась, когда её узнавали на улицах. Ей казалось, что она обычная актриса, а не звезда. Ей была несвойственна звёздная болезнь.
Анатолий Кубацкий (роль короля Йагупопа)
В конце 20-ых годов началась карьера Анатолия Кубацкого. До роли Йагупопа актёру приходилось сниматься в незначительных ролях. Зато Александр Роу регулярно его приглашал на съёмки в своих картин. Кроме того, что артист много снимался, он занимался озвучиванием мультфильмов.
В целом, жизнь актёра была счастливой и насыщенной. Он много работал и смог прожить до 93 лет. В конце жизни Анатолий Кубацкий жил в доме ветеранов.
Аркадий Цинман (роль Абажа)
Талантливый актёр Аркадий Цинман мог сыграть любую роль и настолько вживался в образ, что ему невольно верили. К сожалению, яркому артисту так и не удалось ни разу за свою карьеру сыграть ни одной главной роли.
Снимался Цинман до 70-летнего возраста, а потом он просто стал невостребованным. Когда ему было 76 лет, он ушёл из жизни, сыграв 30 ярких ролей в кино.
Андрей Файт (роль Нушрока)
Файта называли остросюжетным актёром. Он очень много снимался, воплощая на экране самые разные образы. За свою жизнь артист снялся в ста картинах. Когда он только начинал сниматься, кино было немым. И только спустя некоторое время появилась озвучка.
За артистом закрепилось звание отрицательного персонажа. Режиссёры видели в нём именно такого героя. Зато такие роли всегда характерные. А характера артисту не занимать.
Андрей Файт получил звание заслуженного артиста РСФСР. О Файте говорили, что ему по силам сыграть любую роль.
Лидия Вертинская (роль Анидаг)
По профессии Лидия Вертинская была художницей, но её приглашали на съёмки в кино. Случалось это не так часто. В своей творческой биографии у актрисы всего 5 ролей. Зато каждая роль была настолько яркой, что зрители долго вспоминали её образы, воплощённые на экране.
Когда Вертинской было всего 34 года, не стало её мужа. Она больше не вышла замуж, а всю себя посвятила работе. Ей было 90 лет, когда перестало биться её сердце.
P.S. Нам бы хотелось узнать ваше мнение в комментариях.
Наши соцсети:
Инстаграм — @intrendru
Телеграм – https://teleg.one/alibabainfo
Источник
Сергеева
Валентина Михайловна
учитель начальных классов
Филиал
МАОУ»Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ,
Тобольского района, Тюменской
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА
(ЗАНЯТИЮ В КИНОКЛУБЕ)
НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА
«КОНЕК -ГОРБУНОК»
РЕЖИССЕРА АЛЕКСАНДРА РОУ
Тема киноурока | Литературные (авторские) сказки. П.П.Ершов «Конек-горбунок» |
Цель | Способствовать ознакомлению с понятием «литературная сказка»; |
Планируемые результаты (предметные | Понимают роль чтения, используют разные виды чтения Сравнивают сказки по авторской принадлежности и форме изложения; |
Личностные результаты | Бережно относится к материальным и духовным ценностям, |
Универсальные учебные действия (метапредеметные) | Познавательные: владеют Регулятивные: определяют Коммуникативные: активно |
Класс, количество участников | 4 класс, 10учащихся |
Продолжительность урока | 45 минут |
Используемый видеоматериал | https://zeroplus.tv/film/konek-gorbunok |
Предварительная работа учащихся дома:
1. Прочтение эпизодов сказки в учебнике «Литературное
чтение»;
2.
Просмотр сказки (https://zeroplus.tv/film/konek-gorbunok
фильм-сказка А.Роу 1941 г.)
Ход
проведения киноурока
I.
Организационный момент.
II.
Речевая разминка. Работа над пословицами
Учитель:
Прочитайте пословицы. Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией.
Объясните их смысл.
Быль за сказкой не
угонится.
Кашку кушай, а сказку
слушай:
Умом разумом смекай да на ус мотай.
(Дети объясняют смысл пословиц,
высказывают свои мнения)
III.
Сообщение целей урока.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Петру Павловичу Ершову и его
сказке. Вы проделали большую работу: самостоятельно просмотрели фильм-сказку режиссера А. Роу.,
Прочитали эпизоды из сказки в учебнике «Литературное чтение».
Учитель:
Послушайте и скажите о какой сказке пойдет речь сегодня?
Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый
(дети отвечают –Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»
IV.Вступительная
беседа
Учитель:
Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX
века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир
Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк.
А.С.Пушкин по праву
считается родоначальником нашей классической литературы. Его последователем и
продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного
из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:
Ростом только в три
вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
П.П.Ершова называют
поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.
V. Работа над новой
темой.
1.Актуализация знаний
Учитель:В 1856 году
(спустя 22 года после написания сказки) Пётр Ершов писал: «Конёк мой снова
поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!…» Сегодня на уроке
мы ещё раз попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова.
Проследим путь, который проделал Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем.
-Вспомните, к какому виду сказок относится сказка
«Конёк-Горбунок?
(Дети отвечают -волшебная)
Учитель :У этой сказки есть автор.
(Да, Петр Павлович Ершов)
Учитель: Так какая это ещё сказка?
(Дети отвечают-авторская)
Учитель: Но сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих
книгах написано «Конёк-горбунок» — русская народная сказка. А на памятнике
П.Ершову можно прочитать такие слова: «П.П. Ершов автор народной сказки».
— Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и
одновременно народной? Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок»
(Высказываются мнения)
Учитель:
-Да, связь между народной
сказкой и литературной есть
Народность сказки
чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый
«троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных
текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык, которым написан
«Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует
огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в
значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.
Но дойдя до наших дней
многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не
употребляются в нашей речи
2.Обсуждение
фильма-сказки
Учитель: Остановимся на фрагментах фильма «Конек-горбунок»
(На доске нарисована дорога
приключений, по которой путешествовал Иванушка)
Кинофрагмент:
Начало фильма
Учитель:
(на фоне фильма) читает первые 8 строчек сказки. .
«За горами, за лесами, за широкими морями…»
Учитель: это начало присказки. Присказка представлена в
сказке восемью первыми строками
— А какую роль
играет присказка в сказке?
(Высказываются
мнения)
Учитель:
Правильно, настраивает читателя на восприятие сказки. Привлекает его внимание.
Учитель:
Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?
(Высказываются мнения)
Стоп-кадр
Учитель: Появление
кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с
того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и
конька-горбунка
Учитель ; В какой части
текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения
между ними?
(Высказывают мнения)
Учитель : Начинаются
новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются
перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения?
Просмотр
фрагмента.
После
показа – пауза.
(Дети проговаривают)
1.Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал
братье на коньке-горбунке;
2.Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него
появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.
Учитель:
Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден
привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок
Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
Стоп-кадр — эпизод,
когда Иван привозит Жар-птицу; эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо
девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и
молоком.
(Высказывают мнения- сказка
учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)
Стоп-пауза.
Учитель: Найдите в учебнике и прочитайте развязку событий.
( Дети находят, читают развязку событий)
Продолжение просмотра
—(Высказывают мнения Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро
побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную
награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в
молоке».)
Учитель:
—Какой жизненный урок
выносим мы из сказки?
-Какова основная мысль сказки?
(Высказывают мнения —эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в
трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности
и получает заслуженную награду)
Учитель:
–Чему учит эта сказка?
(Высказывают мнения— сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться
на лучшее.)
Учитель:
– Понравилась ли вам сказка?
(Дети проговаривают)
VI.
Домашнее задание.
– Какое бы задание вам хотелось выполнить дома?
Варианты заданий:
– выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки;
– выучить отрывок, который больше всего привлёк внимание;
– проинсценировать один из отрывков и т. д.
VII.Рефлексия. Итог
Учитель:
— Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок»
называют русской и одновременно народной? Почему сказка ни когда не стареет?
Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?
Почему вы так думаете?
(Высказывают мнения)
Учитель: Эта сказка действительно
стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь
читаете вы. Я очень надеюсь, что после просмотра фильма и глубокого анализа и
характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и
высмеивая их недостатки.
Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите
два коротких предложения:
Я не знал….
Теперь я знаю…
Итоги и выводы | Урок по великолепному детскому фильму , поставленному по |