Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют 18 правок.
«Ска́зка о золото́м петушке́» — сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).
СюжетПравить
В молодости царь Дадон наносил обиды соседям. Когда он состарился и решил отдохнуть от ратных дел, соседи, в свою очередь, стали нападать на него, нанося ему страшный вред. Дадон обратился за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. Тот предложил ему золотого петушка на спице. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:
Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!
После этого Дадон пообещал мудрецу исполнить его первую волю. Благодаря предупреждениям соседи перестали нападать на царство Дадона. После двух лет мирной жизни петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего, причём с войском. Восемь дней ни от того, ни от другого сына нет никаких вестей.
Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами. Из шатра вышла шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть сыновей. Околдованный и восхищённый, он пировал у неё в шатре семь дней. Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой. Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал шамаханскую царицу.
Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему). Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться, пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, полетел к колеснице и клюнул Дадона в голову. В результате неблагодарный царь умер, а Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.
Источники сюжетаПравить
Царь Дадон встречает Шамаханскую царицу (иллюстрация Ивана Билибина, 1907 год)
В истории изучения «Сказки о золотом петушке» заметную роль сыграла небольшая статья Анны Ахматовой «Последняя сказка Пушкина»[1], в которой она сообщила об обнаружении источника сюжета сказки в новелле «Легенды об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга[2], а также указание В. В. Сиповского в статье «Руслан и Людмила»[3] на «Историю о Золотом Петухе» Фридриха Клингера[4]. Помимо этого, пушкинисты видят в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича Крылова («Каиб») и сказочные мотивы «Княжны Милуши» поэта и драматурга П. А. Катенина[5].
Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:
В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у неё справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал.
— Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV. — М.–Л., 1957. — 13—14.
Эта волшебница приказывает изготовить из твёрдого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет, то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, и в то же самое время бронзовый петух пел.
Некоторые исследователи отмечают в сказке недвусмысленные отсылки к секте скопцов: звездочёт был «скопцом», а Шемахы издавна являлась местом ссылки и поселения сектантов-скопцов из разных мест России[6].
ЦензураПравить
При публикации сказки в «Библиотеке для чтения» цензор Александр Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также авторскую строчку «Царствуй, лёжа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своём дневнике:
Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова.
С цензурными искажениями сказка и появилась в печати: «предосудительные» места были заменены многоточиями.
Экранизации и постановкиПравить
- «Золотой петушок» — опера Николая Римского-Корсакова, написанная в 1908 году
- «Золотой петушок» — опера-балет 1914 года и балет 1937 года в постановках М. М. Фокина
- «Сказка о золотом петушке» — советский мультфильм 1967 года. Режиссёр Александра Снежко-Блоцкая
- «Сказка о золотом петушке» — музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО, постановка Геннадия Егорова, 1999 год.
ПримечанияПравить
ЛитератураПравить
- Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке. — Библиотека для чтения. — СПб., 1835. — Т. IX. — С. 111—117.
- Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Сказки / илл. Б. Дехтерева. — М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1953.
- Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Собрание сочинений в 10 томах / комментарий С. М. Бонди. — Государственное издательство художественной литературы. — М., 1960. — Т. 3.
- Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. — Т. 4. Поэмы. Сказки. 1977. — С. 358—363.
- Горюнков С. В. О чём кукарекал золотой петушок? (К 180-летнему юбилею пушкинской сказки) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 1 (январь — февраль) (архивировано в WebCite).
СсылкиПравить
Ðе пÑоÑедÑÐ°Ñ ÑензÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑановки в ÐмпеÑаÑоÑÑÐºÐ¸Ñ ÑеаÑÑÐ°Ñ , опеÑа бÑла пÑедÑÑавлена ÑаÑÑнÑм ÐпеÑнÑм ÑеаÑÑом меÑенаÑа СеÑÐ³ÐµÑ Ðимина Ñо множеÑÑвом иÑпÑавлений.
Ðиколай РимÑкий-ÐоÑÑаков – моÑÑкой оÑиÑÐµÑ Ð¸ ÑÑÑÑкий композиÑÐ¾Ñ ÑÑал ÑÑÑайÑим пÑедÑÑавиÑелем мÑзÑкалÑного обÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ «ÐогÑÑÐ°Ñ ÐºÑÑка». Ðго опеÑÑ Ð¿Ð¾ моÑивам ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ñказок оÑкÑÑли ÑелÑÑ ÑÐ¿Ð¾Ñ Ñ Ð² ÑÑÑÑком иÑкÑÑÑÑве. Ðб одной из его знамениÑÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑ Ð¿Ð¾ Ñказке ÐÑÑкина «ÐолоÑой пеÑÑÑок» и о ее пÑемÑеÑе в ÐлаваÑÑ Ð¸Ð²Ðµ ÐоÑÐºÐ²Ñ ÑÐ¾Ñ ÑанилиÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑÑ.
Ðад «ÐолоÑÑм пеÑÑÑком» РимÑкий-ÐоÑÑаков наÑал ÑÑÑдиÑÑÑÑ Ð² 1906 годÑ, а ÑпÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð´ паÑÑиÑÑÑа бÑла завеÑÑена. «ÐолоÑой пеÑÑÑок» не пÑоÑел ÑензÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ не могли поÑÑавиÑÑ Ð² ÐмпеÑаÑоÑÑÐºÐ¸Ñ ÑеаÑÑÐ°Ñ . Ðо ÑпекÑÐ°ÐºÐ»Ñ Ð²Ñе же ÑоÑÑоÑлÑÑ: в 1908 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²ÐºÑ ÑеÑили оÑÑÑеÑÑвиÑÑ Ð² ÑаÑÑном ÐпеÑном ÑеаÑÑе Ðимина в ÐоÑкве, оÑкÑÑвÑемÑÑ Ð² 1904 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑой РимÑкого-ÐоÑÑакова «ÐайÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð¾ÑÑ».
Ð ÑÐ¾Ñ ÑанивÑемÑÑ Ð²Ð°ÑианÑе либÑеÑÑо опеÑÑ, коÑоÑое напиÑал ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐелÑÑкий, ÑодеÑжиÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸Ñание декоÑаÑий к пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑ. ÐеÑед зÑиÑелÑми должна бÑла поÑвиÑÑÑÑ Ð¾Ð±ÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ð»Ð°Ñа двоÑÑа в зеленÑÑ , голÑбÑÑ Ð¸ желÑÑÑ ÐºÑаÑÐºÐ°Ñ , богаÑо ÑкÑаÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑезÑбой и позолоÑой. ÐмеÑÑо плоÑкого задника по задÑмке бÑли вÑÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑиземиÑÑÑе ÑÑÐ¾Ð»Ð±Ñ Ñ ÑоÑенÑми пеÑилами. РпÑолеÑÐ°Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð½ÐµÐ»Ð¸ÑÑ Ð¿ÑимÑкаÑÑие к двоÑÑÑ ÑлиÑÑ Ñ ÑеÑемами и виÑневÑми Ñадами. У Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð° Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли ÑÑоÑÑÑ ÑÑжеловооÑÑженнÑе ÑÑÑажники, а Ñ Ð´ÑÑгой ÑÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ð»Ð°Ð²ÐºÐ°Ñ Ñидели ÑÑепеннÑе и боÑодаÑÑе боÑÑе. Ð ÑеÑедине на пÑеÑÑоле, пÑÑно ÑбÑанном павлинÑими пеÑÑÑми, воÑÑедал главнÑй геÑой Ðодон (Ðиколай СпеÑанÑкий) в желÑом облаÑении, а по бокам Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑÑоÑли его ÑÑновÑÑ ÐÑÑон и Ðвидон, паÑÑии коÑоÑÑÑ Ð¸Ñполнили Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ ÐÑнÑÑ Ð¸ ÐндÑей Ðиков. ÐнÑеÑеÑно, ÑÑо в опеÑе Ðодон бÑл не ÑаÑем, а «воеводой могÑÑеÑÑвенного ÑаÑÑ».
РгазеÑе «РÑÑÑкое Ñлово» бÑли опиÑÐ°Ð½Ñ Ð´ÐµÐºÐ¾ÑаÑии вÑоÑого дейÑÑвиÑ. Так, на ÑÑене бÑло изобÑажено мÑаÑное ÑÑелÑе, едва оÑвеÑенное ÑÑÑклÑм меÑÑÑем. РглÑбине ÑÑелÑÑ ÑаÑполагалÑÑ ÑазÑкÑаÑеннÑй ÑаÑеÑ, а ближе к аванÑÑене лежали ÑÑÑÐ¿Ñ ÑÑновей Ðодона.
РимÑкий-ÐоÑÑаков ввел в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑÑ Ð´Ð²ÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð³ÐµÑоев, коÑоÑÑй Ñ ÐлекÑандÑа ÐÑÑкина не бÑло: клÑÑниÑÑ ÐмелÑÑ, ее ÑÐ¾Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑалаÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑной певиÑе ÐлекÑандÑе РоÑÑовÑевой, и Ð²Ð¾ÐµÐ²Ð¾Ð´Ñ Ðолкана, ÑÑÑ Ð¿Ð°ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ñполнил Ð¿ÐµÐ²ÐµÑ ÐапиÑон ÐапоÑожеÑ.
Ð ÑожалениÑ, Ñам композиÑÐ¾Ñ Ñак и не Ñвидел ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑÑ Ð½Ð° ÑÑене. ÐоÑÑановка заÑÑгивалаÑÑ Ð¸ ÑоÑÑоÑлаÑÑ ÑолÑко оÑенÑÑ 1909 года Ñже поÑле ÑмеÑÑи ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð Ð¸Ð¼Ñкого-ÐоÑÑакова: на пÑоÑÑжении вÑей подгоÑовки ÑпекÑÐ°ÐºÐ»Ñ ÑензÑÑнÑй комиÑÐµÑ Ð²Ð½Ð¾Ñил пÑавки в ÑекÑÑ Ð¸ ÑÑеногÑаÑиÑ. ÐÑемÑеÑа ÐпеÑного ÑеаÑÑа Ðимина пÑоÑла на ÑÑене СолодовниковÑкого ÑеаÑÑа â Ñогда кÑÐ¿ÐµÑ Ð¡Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð²Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² Ñдавал здание под ÑазмеÑение ÑеаÑÑов, а в наÑи дни здеÑÑ ÑаÑположен ÐоÑковÑкий ÑеаÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑеÑÑÑ. ÐекоÑаÑии и коÑÑÑÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑÑ Ð±Ñли изгоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ ÑиÑÑнкам Ñ Ñдожника Ðвана Ðилибина.
Ðа ÑÑом пеÑвом пÑедÑÑавлении «ÐолоÑого пеÑÑÑка» пÑиÑÑÑÑÑвовала вдова композиÑоÑа Ðадежда РимÑкаÑ-ÐоÑÑакова Ñ Ð´Ð¾ÑеÑÑÑ. Родной из моÑковÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð°Ð·ÐµÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñали: «ÐпеÑе СеÑÐ³ÐµÑ Ðимина вÑпала на Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸Ð´Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавиÑÑ Ð² пеÑвÑй Ñаз поÑледнÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑÑ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð Ð¸Ð¼Ñкого-ÐоÑÑакова, в коÑоÑой ÑÐ°Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑивÑего композиÑоÑа пÑоÑвилÑÑ Ñ Ñакой Ñилой и блеÑком, как ÑолÑко в ÑамÑÑ Ð»ÑÑÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ пÑоизведениÑÑ Â».