Сказка золотой петушок печать

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют 18 правок.

«Ска́зка о золото́м петушке́» — сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).

Сказка золотой петушок печать

СюжетПравить

В молодости царь Дадон наносил обиды соседям. Когда он состарился и решил отдохнуть от ратных дел, соседи, в свою очередь, стали нападать на него, нанося ему страшный вред. Дадон обратился за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. Тот предложил ему золотого петушка на спице. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

После этого Дадон пообещал мудрецу исполнить его первую волю. Благодаря предупреждениям соседи перестали нападать на царство Дадона. После двух лет мирной жизни петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего, причём с войском. Восемь дней ни от того, ни от другого сына нет никаких вестей.

Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами. Из шатра вышла шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть сыновей. Околдованный и восхищённый, он пировал у неё в шатре семь дней. Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой. Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал шамаханскую царицу.

Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему). Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться, пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, полетел к колеснице и клюнул Дадона в голову. В результате неблагодарный царь умер, а Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

Источники сюжетаПравить

Царь Дадон встречает Шамаханскую царицу (иллюстрация Ивана Билибина, 1907 год)

В истории изучения «Сказки о золотом петушке» заметную роль сыграла небольшая статья Анны Ахматовой «Последняя сказка Пушкина»[1], в которой она сообщила об обнаружении источника сюжета сказки в новелле «Легенды об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга[2], а также указание В. В. Сиповского в статье «Руслан и Людмила»[3] на «Историю о Золотом Петухе» Фридриха Клингера[4]. Помимо этого, пушкинисты видят в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича Крылова («Каиб») и сказочные мотивы «Княжны Милуши» поэта и драматурга П. А. Катенина[5].

Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:

В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у неё справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал.

Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV. — М.–Л., 1957. — 13—14.

Эта волшебница приказывает изготовить из твёрдого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет, то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, и в то же самое время бронзовый петух пел.

Некоторые исследователи отмечают в сказке недвусмысленные отсылки к секте скопцов: звездочёт был «скопцом», а Шемахы издавна являлась местом ссылки и поселения сектантов-скопцов из разных мест России[6].

ЦензураПравить

При публикации сказки в «Библиотеке для чтения» цензор Александр Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также авторскую строчку «Царствуй, лёжа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своём дневнике:

Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова.

С цензурными искажениями сказка и появилась в печати: «предосудительные» места были заменены многоточиями.

Экранизации и постановкиПравить

  • «Золотой петушок» — опера Николая Римского-Корсакова, написанная в 1908 году
  • «Золотой петушок» — опера-балет 1914 года и балет 1937 года в постановках М. М. Фокина
  • «Сказка о золотом петушке» — советский мультфильм 1967 года. Режиссёр Александра Снежко-Блоцкая
  • «Сказка о золотом петушке» — музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО, постановка Геннадия Егорова, 1999 год.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке. — Библиотека для чтения. — СПб., 1835. — Т. IX. — С. 111—117.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Сказки / илл. Б. Дехтерева. — М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1953.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Собрание сочинений в 10 томах / комментарий С. М. Бонди. — Государственное издательство художественной литературы. — М., 1960. — Т. 3.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. — Т. 4. Поэмы. Сказки. 1977. — С. 358—363.
  • Горюнков С. В. О чём кукарекал золотой петушок? (К 180-летнему юбилею пушкинской сказки) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 1 (январь — февраль) (архивировано в WebCite).

СсылкиПравить

Не прошедшая цензуру для постановки в Императорских театрах, опера была представлена частным Оперным театром мецената Сергея Зимина со множеством исправлений.

Николай Римский-Корсаков – морской офицер и русский композитор стал ярчайшим представителем музыкального объединения «ÐœÐ¾Ð³ÑƒÑ‡Ð°Ñ кучка». Его оперы по мотивам русских сказок открыли целую эпоху в русском искусстве. Об одной из его знаменитых опер по сказке Пушкина «Золотой петушок» и о ее премьере в Главархиве Москвы сохранились документы.

Над «Золотым петушком» Римский-Корсаков начал трудиться в 1906 году, а спустя год партитура была завершена. «Золотой петушок» не прошел цензуру, поэтому его не могли поставить в Императорских театрах. Но спектакль все же состоялся: в 1908 году постановку решили осуществить в частном Оперном театре Зимина в Москве, открывшемся в 1904 году оперой Римского-Корсакова «Майская ночь».

В сохранившемся варианте либретто оперы, которое написал Владимир Бельский, содержится описание декораций к первому действию. Перед зрителями должна была появиться обширная палата дворца в зеленых, голубых и желтых красках, богато украшенная резьбой и позолотой. Вместо плоского задника по задумке были выстроены приземистые столбы с точеными перилами. В пролетах виднелись примыкающие к дворцу улицы с теремами и вишневыми садами. У входа должны были стоять тяжеловооруженные стражники, а у другой стены на лавках сидели степенные и бородатые бояре. В середине на престоле, пышно убранном павлиньими перьями, восседал главный герой Додон (Николай Сперанский) в желтом облачении, а по бокам от него стояли его сыновья Афрон и Гвидон, партии которых исполнили Федор Эрнст и Андрей Диков. Интересно, что в опере Додон был не царем, а «воеводой могущественного царя».

В газете «Русское слово» были описаны декорации второго действия. Так, на сцене было изображено мрачное ущелье, едва освещенное тусклым месяцем. В глубине ущелья располагался разукрашенный шатер, а ближе к авансцене лежали трупы сыновей Додона.

Римский-Корсаков ввел в свою оперу двух дополнительных героев, который у Александра Пушкина не было: ключницу Амелфу, ее роль досталась оперной певице Александре Ростовцевой, и воеводу Полкана, чью партию исполнил певец Капитон Запорожец.

К сожалению, сам композитор так и не увидел свою оперу на сцене. Постановка затягивалась и состоялась только осенью 1909 года уже после смерти Николая Римского-Корсакова: на протяжении всей подготовки спектакля цензурный комитет вносил правки в текст и сценографию. Премьера Оперного театра Зимина прошла на сцене Солодовниковского театра – тогда купец Солодовников сдавал здание под размещение театров, а в наши дни здесь расположен Московский театр оперетты. Декорации и костюмы для оперы были изготовлены по рисункам художника Ивана Билибина.

На этом первом представлении «Золотого петушка» присутствовала вдова композитора Надежда Римская-Корсакова с дочерью. В одной из московских газет написали: «Опере Сергея Зимина выпала на долю завидная честь поставить в первый раз последнюю оперу Николая Римского-Корсакова, в которой талант почившего композитора проявился с такой силой и блеском, как только в самых лучших его произведениях».

  • Сказка золотой конь читать
  • Сказка золотой гусь читательский дневник
  • Сказка золотой венок текст
  • Сказка золотой гусь краткое содержание для читательского дневника
  • Сказка золотое кольцо слушать