Сказка знакомые следы слушать

2021-12-26t00:10:0003:002021-12-27t03:48:3103:002021-12-26t00:10:0003:002021https://inosmi.ru/social/20211226/251201785.htmlпрекрасная и ненасытная в постели: что известно о гуннхильд матери конунговпрекрасная и ненасытная в постели: что известно о гуннхильд матери

2021-12-26T00:10:00+03:00

2021-12-27T03:48:31+03:00

2021-12-26T00:10:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211226/251201785.html

Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов

Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно… ИНОСМИ, 26.12.2021

общество, история, европа, норвегия, норвежский, норвегия, гуннхильд мать конунгов, легенды

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg

1920

1920

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg

1920

1080

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg

1200

1605

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg

https://inosmi.ru/social/20201015/248298874.html

https://inosmi.ru/social/20200917/248141178.html

https://inosmi.ru/history/20200503/247346968.html

https://inosmi.ru/history/20190612/245254145.html

https://inosmi.ru/history/20210508/249677619.html

https://inosmi.ru/history/20210411/249530335.html

https://inosmi.ru/social/20210102/248715044.html

https://inosmi.ru/culture/20210101/248861434.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно было целым, хотя женщина — это было очевидно — умерла уже очень давно. Авторитетные датские историки пришли к выводу, что тело принадлежало Гуннхильд Матери Конунгов, необыкновенно прекрасной королеве Норвегии, известной также своей безжалостностью и любовью к интригам. В руках этой властной женщины ее муж, небезызвестный Эйрик Кровавая Секира, был просто марионеткой. Она была ведьмой — и не только в переносном значении. Чуть более тысячи лет назад она была самой могущественной женщиной своей страны, где без нее не обходилось ни одно дело. Настоящая норвежская Серсея Ланнистер — во всяком случае если верить сагам. Так что же нам известно о Гуннхильд?

Когда на севере Норвегии было волшебство

На этот вопрос можно было бы ответить что-то вроде «Что она существовала». Гуннхильд Мать Конунгов упоминается примерно в 20 различных исторических источниках — от латинских хроник до норвежских саг о конунгах и скальдических стихов.

Таким образом, мы можем с относительной уверенностью утверждать, что она была исторической личностью. Однако следует полагаться на более или менее квалифицированные предположения. Начнем с самого начала.

Гуннхильд, предположительно, родилась в начале X века — примерно в 910 году. О месте ее рождения до сих пор ведутся споры. Самый старый письменный источник, заслуживающий доверия — это латинская хроника Historia Norvegiæ («История Норвегии») XII века. В ней утверждается, что Гуннхильд родилась в Дании и была дочерью датского конунга Горма Старого и его жены Тиры, а также сестрой Харальда Синезубого — поистине легендарного датского правителя.

А вот Снорри Стурлусон утверждает иное. В «Круге земном», написанном в начале XIII века, говорится, что Гуннхильд была дочерью Эцура Рыло, хёвдинга из Халогаланда. Ее якобы воспитали саамы в Финнмарке, а самые могущественные маги этих мест научили ее колдовству. В Средние века северные части Норвегии считались особенно подходящим местом для колдовства. Правда, сегодня мало кто из исследователей с убежденностью назвал бы этот регион волшебным.

Говорят, Гуннхильд оставалась на севере до тех пор, пока люди Эйрика Кровавая Секира случайно не наткнулись на хижину, в которой она жила вместе с местными колдунами. Тогда она сбежала, применив познания в области ведовства, которые уже успела усвоить.

Справедливости ради, у нас до сих пор нет убедительных эмпирических доказательств существования колдовства. Тому может быть несколько причин: колдовства больше нет в мире; колдовство существует, но это трудно доказать; то, что кажется колдовством, на самом деле имеет естественное объяснение. Вероятно, именно последней гипотезой воспользовался Снорри, когда описывал побег Гуннхильд из хижины. Она якобы стерла следы людей Эйрика Кровавая Секира при помощи волшебной золы, а потом околдовала во сне, чтобы их проще было убить.

Убийство братьев и сестер как стратегия

Короче говоря, мы точно не знаем, где выросла Гуннхильд, при дворе датских правителей или в обществе саамских колдунов. Но кое в чем все источники сходятся: она стала женой Эйрика Кровавая Секира, сына Харальда Прекрасноволосого.

Эйрик еще до смерти отца стал королем всей Норвегии. В то время монархия была гораздо менее прозрачной, чем тот государственный строй, к которому мы привыкли в 2020 году.

Если Харальду V посчастливилось почти 30 лет править в мирное время, без единой попытки переворота со стороны принцессы Астрид или принцессы Рагнхильд, то Эйрику пришлось вести непрерывную борьбу за власть с братьями. А самым популярным методом решения конфликтов, в том числе между братьями и сестрами, было убийство.

По данным Снорри, Эйрик убил пятерых братьев. Гуннхильд играла в его делах ключевую роль как расчетливая женщина, к тому же сведущая в магии.

Но этой чете, по слухам, не слишком популярной, не довелось долго править Норвегией. Всего через несколько лет у власти им пришлось покинуть страну, чтобы не быть убитыми очередным братом Эйрика. Этого брата звали Хакон Воспитанник Этельстана, и теперь настал его черед занять норвежский престол. Гуннхильд и Эйрику надо было уходить. Но куда?

Вероятно, они отправились в Йорвик — нынешний Йорк в Англии. Или в Нортумбрию, лежащую севернее в тех же землях. Может быть, они поехали на Оркнейские острова к северу от Шотландии. Этого мы не знаем.

Эйрик умер примерно через двадцать лет жизни в изгнании — около 955 года. Гуннхильд и их с Эйриком многочисленные сыновья, вероятно, заключили союз с датским королем Харальдом Синезубым (который, вполне возможно, был братом Гуннхильд). Они намеревались вместе свергнуть Хакона Воспитанника Этельстана, позже ставшего известным под именем Хакон Добрый.

После пары неудачных попыток, стоивших жизни нескольким сыновьям Гуннхильд, они все же добились успеха. Хакон погиб, не имея наследников — у него были только дочери. Сыновья Гуннхильд оказались первыми в очереди на трон. Королем стал старший — Харальд Серая Шкура. Братья ему помогали, а Гуннхильд, судя по всему, обрела большое влияние как мать короля.

Примерно через десять лет царствования Харальд был убит — предположительно в засаде, устроенной его дядей Харальдом Синезубым. Гуннхильд снова пришлось покинуть страну.

Вечный испорченный телефон

Если верить сагам о конунгах и поэзии скальдов, Гуннхильд была непревзойденной красавицей, но при этом настоящей стервой — безжалостной, властолюбивой интриганкой. Эти качества в сочетании с магическими способностями делали ее грозным противником — и удобным антагонистом.

Правда, если изучить какой-нибудь источник более подробно, начинаешь относиться к такому образу Гуннхильд с долей скепсиса. Например, «Сага об Эгиле» написана в XIII веке — более чем через сто лет после смерти Гуннхильд. По последним данным, это один из старейших письменных источников, однако она отчасти основана на скальдических стихах самого Эгиля, и именно эти стихи ближе всего к так называемым источникам современников.

Традиция устной передачи знания была вечной игрой в испорченный телефон. Не без оснований можно утверждать, что 250 лет пересказов могли кардинально изменить содержание. Одно забывалось, другое откладывалось в памяти, а кое-что и намеренно менялось.

Но, поскольку форма скальдических стихов весьма жесткая (они требуют определенных размера и рифмы), можно предположить, что они как раз не очень сильно изменились к моменту, когда их наконец записали. Да и запомнить слова песни легче, чем новостное сообщение.

Пожалуй, «Сага об Эгиле» больше, чем любой другой текст, повлияла на наследие Гуннхильд. Но проблема в том, что Эгиль, похоже, не лучший источник объективной информации, ведь он был замешан в многолетнюю вражду с Гуннхильд и Эйриком.

Итак, Гуннхильд изображается как хладнокровный манипулятор, она постоянно пытается убедить мужа убить Эгиля. Критическое отношение к источникам — важный принцип работы как журналиста, так и историка. Ведь мы бы не стали, не задумываясь, верить биографии Хиллари Клинтон, написанной Дональдом Трампом, и не сочли бы, что она близка к объективной истине? И это относится не только к «Саге об Эгиле». Многие источники, в которых упоминаются Гуннхильд и Эйрик, прославляют их противников — Хакона Доброго и особенно молодого Олава Трюггвасона. А каждому герою нужен злодей.

Вот почему надо более пристально взглянуть, в чем именно Эгиль обвиняет Гуннхильд. Например, у Эгиля была возможность наладить отношения с Эйриком Кровавая Секира. Он должен был написать хвалебную песнь, изображающую короля в благоприятном свете. Эгиль честно попытался это сделать, но ему помешала… ласточка.

Другие поэты, пожалуй, сказали бы, что творческий застой случается с каждым, а птицы регулярно устраивают шум, когда это совершенно не кстати. Но не Эгиль. Он утверждает, что ласточкой на самом деле была Гуннхильд, принявшая образ птицы.

Хорошо, отнесемся к мнению Эгиля всерьез и проконсультируемся у специалиста. У зоолога Петтера Бёкмана (Petter Bøckman) есть целый ряд возражений. Например, что касается веса. Ласточка весит всего 20 граммов. Гуннхильд была невысокой и стройной, но все же весила раз в 2500 больше, чем ласточка. Так куда же делась остальная масса тела? Также Бёкман указывает, что строение птиц совсем не похоже на строение млекопитающих, так что трудно представить себе, как чисто механически могла бы произойти подобная трансформация.

В общем, люди вряд ли способны превращаться в птиц. Вероятно, и тысячу лет назад было то же самое. Если бы у превращения в нечто летающее имелись эволюционные преимущества, эти качества закрепились бы и стали более распространенными.

С такими малоправдоподобными утверждениями есть одна проблема: они ставят под сомнение всю историю. Представьте, что вы смотрите типичный голливудский фильм, якобы основанный на реальных событиях, и обнаруживаете неправду. Это конец — ничто в этом фильме больше не вызывает у вас доверия.

Но как голливудское кино не предназначено для того, чтобы изучать по нему историю, так и саги о конунгах, и поэзия скальдов не были чисто историческими текстами. Они предназначались для развлечения, целью было сделать так, чтобы людям хотелось их читать или слушать. С исторической точки зрения преимущество подобной творческой свободы в том, что благодаря ей саги и стихи дошли до нас. Людям хотелось пересказывать их, хотелось их записать. Но у медали есть и обратная сторона: нам предлагаются сказочные образы реальных исторических личностей.

Образ Гуннхильд, который мы находим в этим источниках, несомненно, карикатурен. Например, она изображается ненасытной в сексе. А если она не получала желаемого, последствия были чудовищными.

Например, изобретательная и мстительная Гуннхильд заколдовала пенис Хрута так, чтобы он не мог заниматься любовью с женой. Об этом мы узнаем из «Саги о Ньяле». Однако, принимая во внимание все, что нам известно сегодня, можно с высокой долей вероятности предположить, что такого никогда не было. Ведь очень сложно, если не сказать невозможно, на расстоянии наколдовать большой пенис!

Она существовала!

Если игнорировать преувеличения и атрибуты сказочности, то что мы знаем о том, какой была Гуннхильд?

Многое указывает на то, что она была сильной и прямодушной женщиной, и к ней прислушивались.

У большинства норвежских правителей в те времена было множество любовниц и внебрачных детей. Братья бились за трон и вполне могли убивать друг друга. Но ни в одном источнике не упоминается, чтобы у Эйрика Кровавой Секиры были любовницы и внебрачные дети. Его сыновья правили страной все вместе, хотя королем был Харальд.

Нет никаких доказательств того, что Гуннхильд действительно была злой и безжалостной. Скорее она была женщиной, сумевшей сохранить семью в самые трудные времена.

Действительно ли она окончила свои дни в болоте в Дании? Вероятно. Но в 1835 году вблизи Вайле нашли не Гуннхильд. Та женщина умерла за 500 лет до наступления нашей эры, то есть за 1500 лет до эпохи Гуннхильд. Предположение, что в Вайле покоятся осанки именно Гуннхильд, основывалось исключительно на истории о том, как ее утопили в болоте где-то в Дании.

Где и как умерла Гуннхильд? Мы не знаем. Может, это произошло на Оркнейских островах, а может, и в Дании. Строго говоря, это могло быть и в любом другом месте. Скальды ничего не сочинили о ее пенсии.

Во всяком случае сегодня, почти тысячу лет спустя, мы почти уверены в том, что она действительно существовала. Мало кто из людей X века, будь то мужчина или женщина, может этим похвастаться.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Всего несколько заседаний, и будет вердикт присяжных. Близится к развязке дело о том, как на территории посольства России могли оказаться 360 кг кокаина. По версии обвинения, Андрей Ковальчук купил наркотик в Аргентине и пытался его вывезти, завхоз посольства Али Абянов упаковал чемоданы и спрятал их в подсобке, а бизнесмены Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов скинулись, чтобы арендовать для вывоза частный самолет.

В подсобке посольской школы хранились чемоданы, и якобы 25 ноября 2016 года заместитель посла по безопасности Олег Воробьев нашел их и даже попробовал кокаин на язык. Загадка в том, что позже из Москвы приехали специалисты ФСБ, и они никаких материальных следов визита Воробьева не зафиксировали, говорит адвокат главного обвиняемого.

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «При оформлении акта, оформляют опытнейшие сотрудники ФСБ, но в документе не отражают то, что упаковка одного чемодана, который вскрывал Воробьев, повреждена. Почему-то они не берут образцы ДНК, отпечатки пальцев у Воробьева и Рогова. По крайней мере в деле этого нет. А ведь они обнаружили чемоданы, они к ним прикасались. Проведена экспертиза генетическая. Это факты, это не домыслы, не слова. И эта экспертиза говорит о том, что нет следов на этих чемоданах не только подсудимых, но еще одного из свидетелей, который чемоданы упаковывал».

Сергей Морозов, RTVI: «Чьи-то следы вообще обнаружили?»

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Чьи-то обнаружены, но чьи, мы не знаем».

Может, Воробьев и не открывал чемоданы? Откуда тогда узнала Москва? А Москва, судя по бумагам, начала расследование еще до того, как Воробьев открыл чемоданы.

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Мы натолкнулись, при исследовании письменных материалов, которые аргентинцы предоставили, на письмо Сергея Муравьева, в котором он говорит, что ФСБ расследует именно с октября 2016 года это все и что 4 и 5 декабря проводился осмотр и анализ содержимого чемоданов. Это его письмо, это не мои слова».

Сергей Муравьев — это сотрудник ФСБ, который представил Аргентине список подозреваемых. Если поставку кокаина в посольство кто-то отследил еще до того, как дипмиссия оповестила об этом Москву, то это полностью переворачивает картину события.

К сожалению, мы не можем подробно воспроизвести аргументы обвинения. Несколько раз нашей группе отказывали в возможности присутствовать на судебных заседаниях. Когда мы обратились в суд с просьбой предоставить детальную позицию обвинения, мы получили такой текст: «Сегодня в прениях выступили государственный обвинитель, который просил признать всех подсудимых виновными, и один защитник». Это все.

Вернемся к показаниям безопасника посольства Олега Воробьева. Они важны, потому что на них держится очень многое в этом деле.

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «В документах, которые предоставлены аргентинской стороной, Воробьев там указан как очень активный участник и, можно так назвать, посредник между ФСБ России и аргентинскими правоохранителями. Он и аудиозаписи вел, и легендированные сведения доносил Ковальчуку и другим. Очень активное участие он принимал. Свидетели также говорят, что Воробьев один из первых указал на Ковальчука и Абянова как на лиц, причастных к этому кокаину».

На суде в Москве Воробьев заявил, что именно Абянов ввел Ковальчука в посольство: познакомил его с самим Воробьевым и с послом. Но ведь Ковальчук был знаком и с предыдущим безопасником, и, наверное, через него-то он мог быстрее найти пути в посольство?

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Мы слышали показания Абянова. Про Ковальчука ему впервые сказал посол Коронелли. А общение с Воробьевым, надо слушать эти аудиозаписи. У Ковальчука с Воробьевым довольно теплые отношения были. До того как начала развиваться эта ситуация, когда Воробьев стал действовать в рамках оперативных игр».

Воробьев вел телефонные переговоры с Ковальчуком как раз, когда, по версии следствия, кокаин попал в посольство. Они же четыре часа беседовали в ресторане в Буэнос-Айресе перед тем, как чемоданы уехали в Москву. О чем были все эти разговоры — неизвестно. По версии следствия, кокаин предполагалось отправить диппочтой, и на суде Олег Воробьев подробно рассказал, как завхоз Абянов мог сделать такое.

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Завхоз и диппочта, понимаете. Чтобы отправить диппочту без досмотра, посол ноту составляет, печать ставит. Печать посла и Абянов. Он собаку его выгуливал и больше он ничего делать не мог».

Суд не раскрыл и загадку самого Ковальчука: как этот человек завязывал знакомства с сотрудниками МИД и спецслужб, не занимая никаких постов и будучи человеком без гражданства. Может ли его адвокат открыть эту тайну?

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Я Ковальчука видел чаще, чем свою жену, скажу вам так. У нас это дело очень много времени отнимало, мы постоянно общались, постоянно на связи».

Сергей Морозов, RTVI: «Это человек с удивительной биографией, и мы не представляем, что он делал целое десятилетие своей жизни. Можете ли вы прояснить, что это за человек, чем он занимался?»

Сергей Юрош, адвокат Андрея Ковальчука: «Я могу прояснить моменты, связанными только с датами, которые приближены к этому уголовному делу. В этот период он занимался бизнесом. Покупал товар в одном месте дешево, продавал его в другом дорого. Что было до 2013 года или до 2010 года, сказать вам не могу. А со слов Андрея Федоровича, с его показаний, отношения к спецслужбам, начиная с 2010 года, в этот период времени он никакого не имел».

В эти же дни в Аргентине судят двух выходцев из России: Ивана Близнюка и Александра Чикало, которые якобы помогали Ковальчуку наладить каналы поставки. Не очень понятно, зачем это было нужно, если, по версии российского следствия, Ковальчук хотел использовать диппочту. Но это не единственная неувязка в этом удивительном деле.

Пойдем по версии следствия и предположим, что эти чемоданы с кокаином на $50 млн действительно принадлежали Ковальчуку. Стал бы он отрывать этот груз от себя и отдавать его Абянову со словами «Ну как-нибудь при случае переправь в Москву»? И что же делает Абянов? Он эти чемоданы передает рабочему Дронову, который в гараже, без присмотра, несколько дней упаковывает их в бумагу, а потом оставляет там же. Абянов их подбирает и якобы кладет в подсобку.

Далее совсем интересно. Командировка Абянова заканчивается, и он малознакомому преемнику Рогову оставляет их со словами, что это «груз какого-то человека из Центра». Что же в это время делает Ковальчук? А Ковальчук занимается какими-то делами по работе, у него командировки. Какая работа, какие командировки? У вас тут груз на $50 млн в Буэнос-Айресе завис, а вы занимаетесь чем-то еще. Реально? Не очень.

Есть ощущение, что весь этот груз Ковальчуку и не принадлежит. И что Абянов тоже имеет к нему очень мало отношения. Кому же принадлежат тогда эти чемоданы? Какому-то человеку, для которого самое безопасное место в Буэнос-Айресе — это российское посольство. Этот человек боится аргентинской полиции, но не боится безопасника российского посольства. Что же это за человек?

Новости партнеров

Собрали для вас пять книг о необычном и трудном взрослении: это разные попытки выразить словами мрачный, тревожный и загадочный опыт, который не всегда просто объяснить. Здесь будет повредившая ногу старшеклассница, вернувшаяся из небытия младшая сестра, жуткая автобиография мальчика и другие трагические и трогательные истории.

Серафима Орлова. «Голова-жестянка»

Это история 16-летней девочки Жени по прозвищу Жесть (Женя + трость): прошлым летом вместе с лучшим другом Приходькой она исследовала одну из провинциальных заброшек, попалась на глаза сторожу и, попытавшись сбежать, не смогла перелезть через стену, упала с высоты и распорола арматурой ногу. Последствия вылазки — хромота, развалившаяся дружба и попытки осознать себя в новой ситуации.

Родители, брат, знакомые и одноклассники столкнулись с тем, как изменилась и разом помрачнела девочка, чья жизнь, как нам кажется поначалу, рушится из-за случайной травмы. Но однажды Женя приходит в кружок робототехники, которым руководит обаятельный, мало чем схожий с остальными преподавателями Станислав Владимирович Карин — педагог от бога, — из-за чего ее жизнь круто меняется.

Книгу Серафимы Орловой критиковали за размытость темы (то ли о травле, то ли о дружбе, то ли о попытке вернуть утраченное счастье), за слабый, перегруженный сленгом язык и непритязательный сюжет. Согласиться с этими претензиями трудно: тем здесь затронуто много, но много и размышлений на их счет, что всегда отличает большую литературу, а язык — расшатанный, импровизационный — идеально отражает речь подростка.

Здесь нет книжности, от которой часто страдает речь подростков в отечественном янг-адалте, — повествование «Головы-жестянки» именно такое, какой должна быть история 16-летней девочки, попавшей в опасную психологическую ловушку.

«Ситуация похожа на подготовку к контрольной по физике, когда ты все учишь, учишь-учишь, от корки до корки учебник выучишь, а потом тебе дают задачу в том духе, что одна синяя белка летела направо, а другая в Одессу, вычислите объем шара. И ты сидишь: что? Какой шар? Где я? Какая это вселенная? Мы же всё изучали, где я упустила момент?»

В 2022 году у книги выйдет экранизация режиссера Ивана Капитонова (продюсера сериала «Пищеблок»).

Грэм Джойс. «Как бы волшебная сказка»

Британец Грэм Джойс — автор малоизвестных шедевров «Зубная фея», «Курение мака», «Безмолвная земля» — так и не дождался подлинной славы, оставшись любимым писателем лишь для узкого круга. 

«Как бы волшебная сказка» — роман неопределенного жанра. В нем можно уловить черты хоррора, сюрреализма и викторианского предания. Это одна из последних работ писателя, собравшая все его основные приемы.

Представьте: вы старший брат милой девочки, пропавшей при невыясненных обстоятельствах 20 лет назад. И вот эта девочка возвращается домой, невредимая, ничуть не изменившаяся, после чего заявляет, что все это время была в некоем странном месте на грани между сказкой и реальностью и что место это находится совсем рядом.

Интригующая, настоянная на атмосфере английской барочности и мифологии, «Как бы волшебная сказка» обещает не только увлечь вас в пространство, где путается реальное и вымышленное, но и рассказать трогательную, вневременную легенду о том, что такое детство — и заканчивается ли оно для человека, которому никак не хочется соприкасаться с жестоким миром взрослых.

Рубен Гальего. «Белое на черном»

Биография этого писателя напоминает остросюжетный фильм: сын Ауроры Гальего, дочери генерального секретаря компартии Испании, жившей и учившейся в СССР, Рубен был с детства парализован. В полтора года он расстался с матерью по воле властей, объявивших женщине, что ее ребенок скончался. Мальчика ожидала тяжелая жизнь — детские дома, одиночество, унижения, побои.

«Когда я был совсем маленьким, я мечтал о маме, мечтал лет до шести. Потом я понял, вернее, мне объяснили, что моя мама — черножопая сука, которая бросила меня. Мне неприятно писать такое, но мне объясняли именно в этих терминах».

«Белое на черном» — автобиографическая книга, без сглаженных углов и попыток сбавить накал отчаяния, сдавливавшего душу мальчика-чужака на всем протяжении его сложного взросления. Перед нами открывается целая панорама травмированных героев, которые пытаются обрести внутреннюю свободу в условиях беспросветного мрака.

Строгость и лаконичность, с которой Гальего выписывает сцены предельного ужаса, потрясают. Здесь нет лагерных пыток по Солженицыну и Шаламову, армейской дедовщины по Полякову, ада колонии для несовершеннолетних по Габышеву, но история, рассказанная Рубеном Гальего, в чем-то намного радикальнее произведений всех этих авторов.

Последующая судьба писателя сложилась счастливо: окончив Новочеркасский техникум, в 23 года Рубен воссоединился с матерью в Праге, остался жить в Европе, завел семью и стал известным. За роман «Белое на черном» он получил премию «Русский Букер».

Джеффри Евгенидис. «Девственницы-самоубийцы»

Это название знакомо многим киноманам: именно с экранизации «Девственниц-самоубийц» в 1999 году София Коппола начала свою триумфальную режиссерскую карьеру. Фильм о пяти сестрах, очарованных смертью, привлек внимание пусть и небольшой, но преданной аудитории.

Первоисточник — не менее чарующий роман Джеффри Евгенидиса, опубликованный в 1993 году. Книга и фильм дополняют друг друга, образуя единое высказывание. Те зазоры, что есть в тексте, устранены экранизацией Копполы, и наоборот: там, где фильму не хватает деталей, на помощь зрителю приходит оригинальное произведение.

В центре сюжета — история с виду благополучной американской семьи, в которой все дети интересуются смертью и пытаются проникнуть в ее тайну. Первой рискует младшая дочь, Сесилия — она пытается покончить с собой, но ее удается спасти. Это событие становится катализатором целой череды трагедий, причину которых пытаются установить живущие неподалеку мальчишки.

Роман написан от лица условного подросткового «мы», прокручивающего вспять вереницу трагических событий. Евгенидис рассказывает о страшных вещах, но какое приходит удивление, когда начинаешь понимать, что книга совсем о другом и кричащий, лозунговый сюжет в ней — только маневр, с легкостью завлекающий читателя в притчу о любви, взрослении, необъяснимых чудесах детства — иначе говоря, обо всем невыразимом, что есть в этом мире.

Стиль Евгенидиса виртуозен, максимально детализирован и навевает мысли о слоге Владимира Набокова, что, кстати, неслучайно: учился Евгенидис у американского модерниста Джона Хоукса, который был страстным поклонником создателя «Лолиты» и обязывал читать некоторые его произведения в рамках университетского курса.

Саша Соколов. «Школа для дураков»

Саша Соколов — самый закрытый из современных русских писателей. Его стилю подражают сотни дебютантов; перед ним преклоняются самые разные именитые прозаики. При этом за плечами у Соколова всего три романа, с десяток эссе и три небольшие поэмы, написанные верлибром.

Славу ему принесла «Школа для дураков», написанная в 1973 году. Этот роман называют одним из самых сюрреалистических творений русской литературы и классикой отечественного постмодернизма наравне с поэмой Ерофеева «Москва — Петушки» (1969) и романом-музеем Битова «Пушкинский дом» (1971).

Формально перед нами диалог ученика Такого-то с самим собой, болезненный случай раздвоения личности, тревожный, ломаный, постоянно обрывающийся рассказ о деталях конкретного детства. Упоминая бесчисленные детали прошлого, ученик Такой-то зациклен на образе школы, в которой учился и постигал азы вечной жизни. Там и учитель Норвегов, умирающий и возрождающийся, и ведьма, меняющая личины, и Край Одинокого Козодоя, и медведь Скирлы, и разговор двух рабочих, медленно превращающихся в японцев, и многое другое.

«Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга» — так отозвался о дебюте Соколова Набоков. Формулировка предельно точна: погружаясь в галлюцинаторный бред «Школы для дураков», вы чувствуете невероятный по своей красоте и сложности мир, где наравне с бабочками, стрекозами и Розой Ветров фигурирует карательная психиатрия, советский быт, одиночество, запустение, любовь, ностальгия и молодость.

Роль сказки в жизни дошкольника

                                                                                                «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.

Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так:«Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию.

Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу.

Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы.

В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

— картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе.

Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки.

Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С.Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. 

Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее-то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса»  и  «Зайкина  избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так , чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев, а не о внешних событиях , и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  

Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. 

Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему.

 Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 

1639901952 17640908

С криками «Аллах акбар!» молодой человек выхватил пистолет и выстрелил в спину российскому дипломату. Камера, снимавшая Андрея Карлова крупным планом, несколько раз дернулась. Террорист продолжал орать и угрожать оружием — пока его не ликвидировал прибывший спецназ. Расследование теракта продолжалось четыре года, обвиняемые получили от пяти лет тюрьмы до пожизненного срока. Но ради чего было это убийство, неясно до сих пор.

Плохо охраняли

Девятнадцатого декабря 2016-го посол открывал выставку «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». Мероприятие, подготовленное дипмиссией, проходило в Центре современного искусства в Анкаре.

Дипломат подошел к стойке-пюпитру и начал выступление. За спиной стоял молодой человек в черном костюме — многие приняли его за телохранителя. После выстрелов кто-то упал на пол, кто-то выбежал из зала. Продолжая палить в потолок, экстремист кричал: «Вы помните Сирию, вы помните Алеппо! Мы не оставим вас в покое! Меня остановит только смерть!» Вскоре его ликвидировали.

Андрея Геннадьевича отвезли в больницу, но он скончался не приходя в сознание.

«Я молилась, чтобы выжил, любой, пусть даже парализованный, — вспоминает вдова Марина Карлова. — В акте вскрытия написано, что Андрей упал с высоты своего роста, ударился затылком, видимо, потерял сознание. Террорист прострелил ему позвоночник в трех местах».

Дипломату посмертно присвоили звание Героя России. Улице, на которой находится российское посольство, дали его имя.

1639902041 176409407
Замена таблички в связи с переименованием улицы Каръягды в Анкаре в улицу Андрея Карлова

Снова Гюлен

Убийца — 22-летний Мевлют Мерт Алтынташ. Окончив полицейский колледж в Измире, он два с половиной года проработал в департаменте специальных сил полиции Анкары. На выставку прошел за пятнадцать минут до прибытия посла, показав на входе служебное удостоверение.

В его квартире полиция нашла записку: назвав США и Россию злом, он пообещал «убить посла одной из этих стран». Но главу американской дипмиссии хорошо охраняют, поэтому выбор пал на российского дипломата. Обеспечивать безопасность послов и их семей по международному праву обязана принимающая сторона. Посольским охранникам запрещено носить оружие. Карлова действительно плохо охраняли.

Турецкие власти сразу заявили о теракте. Возложили ответственность на оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, скрывающегося в Пенсильвании с 1999-го, и созданное им движение FETO.

Сам религиозный деятель — главный политический оппонент турецких властей и лично президента Реджепа Тайипа Эрдогана — причастность к убийству посла отрицает. Отвергает он и обвинения в организации неудавшегося военного переворота в июле того же 2016-го. FETO в Турции запретили и признали террористическим.

1639901991 176409222
Момент покушения на российского посла в Турции Андрея Карлова

На угрозы не реагировали

Убить российского дипломата собирались еще в июне 2016-го. Карлов должен был участвовать в традиционном ифтаре (ужин в месяц Рамадан) для послов, но отбыл в командировку.

«Андрей что-то предчувствовал. Мы как-то ехали с ним в машине и вдруг он сказал: «Марина, если я крикну «ложись», ты быстро ляжешь на пол, не задавая вопросов». Я спросила: а как же ты? Мне стало не по себе, но он был спокойным. Я поняла, что поступали угрозы. Потом мне это подтвердили. Но никто на них не отреагировал», — рассказывает вдова.

Дело расследовали более четырех лет. «Я передала все полномочия по защите моих интересов в суде посольству России в Турции. Написала доверенность. Меня приглашали на первое заседание, но я отказалась, это слишком тяжело», — пояснила Марина Карлова.

Приговоры вынесли весной этого года. Некоторые из 28 обвиняемых по-прежнему в розыске. На скамью подсудимых усадили 18 человек.

Шестерых оправдали, остальным дали от пяти до девяти лет тюрьмы, пятеро получили пожизненное. По статье о терроризме проходили двое: Шахин Сегют из FETO и Салих Йылмаз, непосредственный куратор убийцы Андрея Карлова. Бывший сотрудник спецслужб, Вехби Кюршадщ Акалын проведет остаток дней за решеткой. Считается, что именно он сообщал FETO сведения о дипломате.

Вдову погибшего просто известили, что «процесс состоялся, виновные осуждены». Ни одного из них она не знает.

В обвинительном приговоре — все то же FETO, которое, по версии следствия, организовало «провокацию, направленную на ухудшение российско-турецких отношений».

«В Анкаре признали, что ошибались»

В 2013-м Алтынташ, еще учась в полицейской академии, несколько раз приходил на мероприятия FETO. Но после громкого политического скандала вокруг «гюленистов» оборвал все связи с этим движением.

Знакомые рассказали на суде, что он посещал религиозные собрания, очень интересовался исламом, при этом его высказывания и рассуждения становились все радикальнее. Но следствие уверено, что он все же был «гюленистом».

1639901950 148411
Мужчина возлагает цветы у здания Министерства иностранных дел России
в связи с гибелью посла России в Турции Андрея Карлова

Его сильно волновали действия российских военных в САР, особенно наступательная операция на Алеппо. Он несколько раз гуглил, как попасть в Сирию, перечислял деньги структурам, поддерживающим радикальные группировки, делился опасными мыслями в одном из чатов. Критиковал собственную семью за недостаточную религиозность.

На его компьютере и телефоне нашли несколько видео джихадистов. За убийство посла Алтынташа похвалили на аккаунтах, связанных с «Аль-Каидой»* и «Исламским государством»*. Слова, которые выкрикивал убийца, напоминают песню-гимн «Джебхат ан-Нусры»*.

Востоковед-международник Юрий Мавашев не исключает, что от общественности все же скрыли часть информации. «Для Турции было очень важно наказать виновных. Не только ради семьи Андрея Геннадьевича, но и в целях безопасности, — пояснил тюрколог. — В Анкаре признали, что ошибались, поддерживая незаконные вооруженные формирования, связанные с запрещенными в России террористическими организациями. Однако на международном уровне турецкие власти это не озвучили».

Связи Алтынташа с радикальными исламистами интересовали следователей меньше, чем его контакты со сторонниками Фетхуллаха Гюлена. А мотивацию ограничили желанием навредить отношениям Москвы и Анкары. Трагический инцидент, как отмечают в российском МИД, действительно оставил «тяжелый след в истории».

*Запрещенная в России террористическая организация.

Источник

  • Сказка златовласка слушать на русском языке
  • Сказка золотая яблонька на белорусском языке
  • Сказка заяц и лягушка с воспитательной моралью
  • Сказка звездный дождь писахов
  • Сказка за тридевять земель в тридесятом царстве