Сказка зимняя дорога пушкин

Автор на чтение 9 мин. просмотров 2 опубликовано 05.02.2021 анализ стихотворения зимняя дорога пушкина а. с. пушкин одним из первых

На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.Trojka-borzaya-bezhit.jpg

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано А.С. Пушкиным 1826 году. Это был год, когда поэт был освобожден от вынужденного пребывания в Михайловском.

История создания произведения

В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:

Zimnyaya-doroga-1.jpg

В комментариях к воспоминаниям Анненкова говорится:

Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.

Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.

Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.

Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Стихотворение «Зимняя дорога» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре элегии. В нем присутствует лирический герой – молодой дворянин, мчащийся на тройке в гости к любимой.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи четверостиший, или 28 строк, написанных четырехстопным хореем. Рифма перекрестная. В строфах чередуются мужские и женские рифмы.

Композиция двухчастная, закольцованная. В первой части описывается ночная зимняя дорога, туман, когда очень легко сбиться с дороги, звон колокольчика и песня ямщика. А во второй части стихотворения поэт мысленно разговаривает с девушкой, представляет себе, как уютно он расположится у камина, где будет только он и его любимая. Завершается стихотворение ночной картиной дороги, звоном колокольчика, и отуманенным лунным ликом.

Две части стихотворения противопоставляются друг другу: ночной пейзаж зимней дороги противопоставлен уюту комнаты с камином.

В стихотворении присутствуют три литературных героя.

  1. Автор. Он путешественник, который едет по зимней дороге;
  2. Ямщик. Он то поет, то мирно дремлет;
  3. Нина. Девушка, к которой поэт обращается в своих мечтах.

Автора и ямщика можно назвать эпическими героями произведения. Нина – героиня лирическая. Она не присутствует в сюжете, она – в мыслях, мечтах поэта.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения «Зимняя дорога» – поездка молодого дворянина по зимней вечерней дороге. Идея, главная мысль произведения – любовь, ради которой не страшно преодолеть любой путь. Ради уединения с любимой стоит отправиться в любую дальнюю поездку, в любое время суток.

Средства художественной выразительности

Для передачи вечерней погоды и дорожного настроения поэт использовал тропы:

  • Эпитеты – зимней (дороге), борзая (тройка), удалое (разгулье), тоска (сердечная), песни долгие, черная (хата),
  • Метафоры – волнистые (туманы), печальные (поляны); скучной (дороге), утомительно (гремит);
  • Олицетворения – Луна пробирается, льет (свет);
  • Метонимия – версты полосаты,

Из речевых фигур Пушкин применил повторы: грустно, завтра, печальные-печально. В стихотворении есть и антитеза, показывающая пение ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Представлены лучшие стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные теме русской зимы. Многие из стихотворений входят в школьную программу.

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимнее утро

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимний вечер

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимняя дорога

вЃ‚в�ѓвЃ‚

В поле чистом серебрится…

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Бесы

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Как быстро в поле, вкруг открытом…

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Отрывки о зиме из романа В«Евгений ОнегинВ»

Глава IV, строфа XLIГлава IV, строфа XLIIГлава V, строфа IГлава V, строфа IIГлава VII, строфы XXIX-XXXЧитайте также стихи других русских поэтов о зиме:

← Ответ Ф. Т*** Зимняя дорога В еврейской хижине лампада… →

См. Стихотворения 1826. Дата создания: ноябрь—декабрь 1826, опубл.: 1828[1].

 Википроекты:  Данные

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

← Ответ Ф. Т*** Стихотворения 1826 В еврейской хижине лампада… →

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное10 В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне15 Только версты полосаты Попадаются одне… Скучно, грустно… завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,20 Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит.25 Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Варианты автографа

А. Черновой автограф.

Сквозь волнистые туманы[~ 1] Пробирается луна На печальные поляны Льет печальный свет она.[~ 2] По дороге зимней скучной Тройка борзая бежит Колокольчик однозвучный Предо мной гремит гремит[~ 3] [пение живое][~ 4] [Молодого] ямщика

**

[Чувство][~ 5] [русское простое] [Слышно] в песнях ямщика

*****

Скучно-грустно….друг мой [нежный] [Завтра] [на<]

*

Скучно-грустно….друг [сердечный]

*

Скучно-грустно… <> [Скоро ль радостной рукою] [Постучусь]

*

[Скоро ль в комнате< тв<оей>][~ 6] [Очутиться мне <]

*

[Воротясь]

*

[Скоро ль]

*

[свет моих] очей

*

Скучно-грустно… друг мой Нина Радость сердца и очей[~ 7] Буду завтра у камина[~ 8] В светлой комнате твоей

*

Скучно-грустно… друг мой Нина Завтра к милой <возвратясь> Я забудусь у к<амина> Загляжусь не на<глядясь>

*

[Лишь порой ему на встречу] [Полосатые версты]

*

Ни огня, ни хаты[~ 9] М<рак>< и глушь — на встречу мне[~ 10] Только версты полосаты Попадаются <одне>

******

Звучно стрелка часовая Путь свой полный совершит[~ 11] В полночь тьма ночная

*

Звучно стрелка часовая Путь свой мерный совершит И докучных удаляя[~ 12] Полночь нас не разлучит[~ 13] Скоро ль Нина — Путь мой скучен[~ 14]<> Колокольчик однозвучен

*

Скоро ль Нина—Путь мой скучен Светит бледно лик луны[~ 15] Колокольчик однозвучен Смолкнул

*

  1. Сквозь печальные поляны (описка)
  2. Сыплет блеск <она>
  3. а. На <нрзб.> гремит, гремит — б. На дуге < гремит, гремит — в. На своей дуге< гремит — г. На дуге< своей гремит—
  4. а. песньб. пенье удалое Молодое ямщикав. пенье удалое Молодого ямщика
  5. Сердце
  6. и в комнате< тв<оей>
  7. Счастье сердца и очей
  8. а. Стих начат: Скоро льб. Как в тексте.в. Завтра буду у камина
  9. Стих начат:а. И кругом < б. Ни огня, ни хаты
  10. а. Стих начат: Имб. на встречу мне Только версты полосаты Попадаются <одне>в. Дичь и глушь — на встречу мне и т. д.г. Снег и глушь — на встречу мне и т. д.
  11. Стих начат: Круг свой полный
  12. а. Стих начат: Вб. И разлучаяв. И ревнивцев удаляя
  13. Стих начат: Нас ник<то>
  14. а. Стих начат: Скоро льб. Грустно, Нина, скучнов. Стих начат: Нина ! ск<оро ль> <
  15. а. Стих начат: Д<ремля><б. Светит бледно луны

Б. Отличия первой беловой редакции.

Заглавие вписано позднее текста.Порядок строф:а. I.  По дороге зимней скучной (строфа 2-я) II.  Что-то слышится родное (строфа 3-я) III.  Сквозь волнистые туманы (строфа 1-я) б. I.  По дороге зимней скучной II.  Сквозь волнистые туманы III.  Что-то слышится родное Льет печальный свет она 11  То раздолье удалое 13 Стих начат: Ни огня ни бе<дной> ○ 14  Глушь и мрак. … на встречу мне ○ 18  Завтра в город возвратясь ○ 25—28 отсутствуют.

Примечания

См. также комментарий Бонди. У Александра Алябьева есть романс на это стихотворение.

  1. Впервые — в журнале «Московский вестник», 1828, часть 7, № 4, с. 405—406 c подписью «А. Пушкин».

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-zimnyaya-doroga/
  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnyaya-doroga-a-s-pushkin.html
  • https://licey.net/free/1-literatura/133-stihi_as_pushkina_o_zime.html
  • https://ru.m.wikisource.org/wiki/зимняя_дорога

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

1.

Книга – твой друг.

1

2.

Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

3.

Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка».

1

5.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

6.

Сказки народов России. «Падчерица».

1

7.

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

8..

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».  «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

9..

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

10.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

11.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

12.

Русская басня в XX веке.

1

13.

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

14.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

15.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

16.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

18.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

19.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

20.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

21.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

22.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

23.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

24.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

25-26.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

2

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

28.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.  Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».

1

29.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

30.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

31.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

32-33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

34.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.  Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа

1

35.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

1

36-37.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.  

Анализ сочинения.

2

38.

Контрольная работв по теме литература XIX века.

1

39.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

40.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

41.

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

42.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

43.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

44.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

45.

Р/р. Сочинение «Чудо — природы»

1

46.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

47.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

49.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

50.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

51.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 

1

52.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

53.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

54.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

55.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

56.

Родная природа в произведениях писателей XX века.  В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

57.

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1

58.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

59.

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

60.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

61.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

62.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

63.

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

64.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

65.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

66.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

67.

Техника чтения.

1

68.

Литературная игра.

1

69.

Рекомендации для летнего чтения.

1

70.

Заключительный урок.

1

Тема урока внеклассного чтения:

«РОДНЫЕ ПОЭТЫ»

(Стихи поэтов-классиков XIX – начала XX века)

с использование ИКТ

Учитель начальных классов

С.Л.Зязева

высшая категория

Цель и задачи:

  • Расширить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе;

  • Формировать и развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление;

  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: мультимедиопроектор («Своя игра»), муз. запись на стихи А.С.Пушкина («Зимняя дорога»), портреты писателей, карточки с буквами, карточки с заданием, табличка для проверки задания.

Предварительная подготовка: детям дано задание найти стихи русских поэтов-классиков XIX – начала XX века; узнать, каких поэтов принято называть «родными» и почему; прочитать как можно больше стихотворений разных поэтов, отметить те, которые больше всего понравились; выучить любое из них; узнать о жизни этого поэта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Беседа.

— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. А как вы представляете себе эту страну? …

— Но она очень большая. Мы долго готовились к путешествию по этой стране. Но чтобы попасть в нее, нужно выполнить одно задание. Работать будете в группах. У вас на столах лежат карточки.

Задание. К известным вам ФАМИЛИЯМ подберите правильно ИМЕНА и ОТЧЕСТВА, соединив их линиями.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

Никитин Иван Захарович

Пушкин Федор Иванович

Суриков Иван Саввич

Фет Александр Сергеевич

Проверка. Учитель открывает на доске правильные ответы.

Тютчев Федор Иванович

Никитин Иван Саввич

Пушкин Александр Сергеевич

Суриков Иван Захарович

Фет Афанасий Афанасьевич

— Ребята, а что объединяет всех этих людей? …(они писали стихи, жили в XIXXX веках)

— А как их назвать одним словом? Кто это? … (это русские поэты)

— Подумайте, в какой именно уголок Литературной страны мы с вами отправимся? …( в поэтический)

— Да, мы с вами сегодня побываем в поэтическом уголке Литературной страны. Ведь сегодня тема нашего урока – РОДНЫЕ ПОЭТЫ. Каких поэтов принято называть «родными»? …(тех, кто живет или жил в России, в нашей родине)

— В пути нам пригодятся ваши знания, сообразительность и смекалка, внимание и память.

Работа по теме урока.

  1. А.С.Пушкин.

— Итак, дверь открылась и мы с вами попали …

И сейчас вы узнаете, к кому в гости мы с вами отправляемся к первому. Я прочитаю вам отрывки из его произведений, вы внимательно послушаете, а потом мне ответите.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

У лукоморья дуб зеленый:

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

— Кто автор этих строк? …(А.С.Пушкин)

Портрет.

— С творчеством А.С.Пушкина вы знакомы с раннего детства. Какие сказки вы знаете?

(Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Руслан и Людмила)

— А что вы можете рассказать об этом поэте? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— А какие стихотворения А.С.Пушкина вы приготовили к нашему уроку? …(несколько учащихся читают стихи А.С.Пушкина)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Почему ты выбрал это стихотворение?

— Какие чувства вызвало у тебя это стихотворение, когда ты его прочитал?

  1. А.А.Фет

Портрет.

— Портрет какого поэта появился у нас на доске? …(поэта А.А.Фета)

— Да, это А.А.Фет. И мы отправляемся к нему в гости.

— Расскажите об этом человеке, что вы о нем узнали… (рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи А.А.Фета)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Чем тебе понравилось это стихотворение?

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Какие краски бы ты взял, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?

ФИЗМИНУТКА

  1. Ф.И.Тютчев

На доске буквы в разном порядке.

— Соберите фамилию поэта.

Ю Ч Т В Т Е

(ТЮТЧЕВ)

Портрет.

— Что вы приготовили рассказать о Федоре Ивановиче Тютчеве? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Ф.И.Тютчева)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Почему ты выбрала читать сегодня стихотворение Ф.И.Тютчева?

— Какое явление природы описал в своем стихотворении автор?

— Какое настроение было у автора этого стихотворения, когда он его написал? Почему?

  1. Н.А.Некрасов

— Отгадайте загадку: какой автор и в каком произведении изображает сильный холод на улице в роли военного человека? … (Н.А.Некрасов)

— Правильно, это Николай Алексеевич Некрасов, «Мороз-воевода».

Я думаю, что в классе есть ребята, которые выбрали для чтения сегодня этого поэта. Расскажите о нем…(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Н.А.Некрасова)

— Я еще со школы люблю произведения этого поэта и сегодня на урок приготовила чтение отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Учитель читает наизусть стихотворение:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

А кой тебе годик?— «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

  1. Вывод.

— С какими поэтами мы сегодня встретились в Литературной стране?

— Обратите внимание, а когда они жили и писали свои стихи?

— Век. А сколько это лет? Все они жили очень давно, более 100 – 150 лет назад. Но стихи их дошли и до наших времен, мы их читаем.

— Как вы думаете, почему прошло так много лет, а стихи этих поэтов живут и читаются до сих пор?

Вывод: эти стихи о Родине, о жизни людей, о природе. Читая эти стихи, мы чувствуем, как горячо любили русские поэты свою родину, какие прекрасные посвящали ей стихи.

Творчество таких прекрасных поэтов вдохновляло композиторов на создание музыкальных произведений. На слова многих стихов написаны песни и романсы. Я предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения. Слушайте внимательно и определите на слова, какого поэта написан этот романс.

Музыка.

Георгий Васильевич Свиридов

«Зимняя дорога» (из цикла романсов на стихи Пушкина, 1935 год).

— Пройдет несколько лет, вы станете взрослее и тогда узнаете и другие произведения русских поэтов. И пусть на вашей полке обязательно будет стоят книга с такими стихами. Захочется вам почитать стихи – откроете вы книгу, и каждый раз вам будет радостно узнать какое-нибудь новое стихотворение, перечитать особенно любимое.

  1. Закрепление. «Своя игра».

— А сейчас мы проверим, проведя «Свою игру» по теме «Родные поэты», как вы готовились к сегодняшнему уроку, насколько подробно изучили творчество поэтов, какие стихи читали.

«Своя игра».

Презентация.

  1. Итог урока.

— Чьи стихи вам больше всего понравились сегодня на уроке?

— Стихи какого поэта вам захотелось прочитать?

— Как вы считаете, кто лучше сегодня поработал на уроке?

— Встаньте те, кто считает, что он поработал сегодня на «пять».

— Благодарю всех за сегодняшний урок. К сожалению, сегодня всех выслушать мы не смогли, т.к. мы ограничены временем урока, но на следующих уроках чтения обязательно заслушаем всех желающих.

Новый 2022 год спешит в столицу. Традиционно готовятся к его встрече не только в концертных залах, театрах, парках, но и в музеях. При этом новогодние программы у последних отличаются нестандартным подходом, интерактивны и гарантируют камерность. «Вечерняя Москва» представляет новогодние праздники в музеях, которые способны удивить самого требовательного гостя.

Музей Победы с 25 декабря приглашает юных москвичей на исторический новогодний квест «Елка Победы». Мероприятие посвящено 80-летию Битвы за Москву.

Ребят ждет увлекательное командное путешествие по диорамам музея. Они погрузятся в атмосферу Великой Отечественной войны, узнают о событиях Московской битвы и ее героях. Им предстоит проявить смелость и находчивость, чтобы разгадать загадки квеста и пройти весь маршрут. А в конце программы каждого участника ждет новогодний подарок, сообщается на сайте музея.

Государственный музей А. С. Пушкина и его филиалы ждут гостей на новогодние программы с 18 декабря. В главном здании дети и их родители станут участниками увлекательного праздника «…и вот сама идет волшебница зима».

Во время путешествия по залам старинного дворянского особняка ребята узнают, как праздновали Новый год и Рождество в пушкинское время, какие подарки дарили друг другу, какие игры и забавы любили 200 лет назад.

В мемориальной квартире А. С. Пушкина на Арбате пройдет новогодняя экскурсия «Москва тряхнула стариной, веселье за весельем…, или Забавы ожили».

В доме на Арбате, где после свадьбы поселились Пушкин и его молодая жена Наталья Николаевна, теперь живет радушная хозяйка Госпожа Старина. Она приглашает вспомнить традиции празднования Рождества и Нового года. Участники программы узнают, наряжал ли елку Пушкин, какие было принято дарить подарки и какие блюда подавали к праздничному столу.

Дом-музей И. С. Тургенева зовет посетителей в «Новогоднее путешествие по Старому Дому». Программа носит камерный характер и вызывает ассоциации с домашним праздником. Главным героем праздника является не Дед Мороз, а старинный особняк — Старый Дом — с его таинственными залами и комнатами, необычными вещами, загадочными звуками, невидимыми обитателями и своими собственными домашними историями. Дети вступают с ним в диалог, как с живым существом. Но Старый Дом раскроет свои тайны только тому, кто будет вежлив с ним и научится бережно обращаться с предметами его старинной обстановки.

«Новогодние хлопоты у Василия Львовича Пушкина» ждут гостей в Доме-музее В. Л. Пушкина. Ребята помогут горничной Лизе подготовить дом к встрече Нового года и приему гостей: помелят муку, подберут костюм для бала, поучаствуют в маскараде, потанцуют польку, «накроют» новогодний стол, познакомятся с традициями и святочными гаданиями, поиграют в игры пушкинского времени.

А в мемориальной квартире Андрея Белого откроется «Зимняя мастерская», где предстоит узнать, как и чем украшали елку в конце XIX — начале XX века, поиграть в традиционные праздничные игры и сделать елочную игрушку по старинному образцу.

«Елка Победы» и «Зимняя мастерская»: музеи пригласили на новогодние программы

Фото: Вечерняя Москва

Новогоднюю елку «Щелкунчик или планета Рождество» в Доме-музее М. Н. Ермоловой с 18 декабря представляет Театр PARABASIS.

«Щелкунчик или планета Рождество» — это не только феерический спектакль, но и удивительные приключения внутри самой сказки, где каждый зритель может повлиять на развитие сюжета, что позволит глубже сопереживать персонажам, пробудит фантазию и даже чувство ответственности, несмотря на веселый характер представления.

В рождественскую программу помимо сказки-спектакля включена театрализованная экскурсия-квест по Дому-музею, где все пропитано духом театра. Гости узнают, как делались старинные игрушки, как раньше принято было украшать елку и как любила ее украшать сама Мария Николаевна Ермолова.

Вместе с Феей Драже на Волшебном корабле ребята отправятся в Италию, Испанию, Францию и узнают, как там встречали Рождество и Новый год. А в завершение программы ее участники вместе с героями сказки отправятся на планету «Рождество» в город Конфетенбург.

Музей Москвы с 1 декабря открывает фестиваль новогодних программ «Елочный базар». Юные гости музея и их родители смогут посетить четыре музейные елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».

Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.

В афише новогодних спектаклей можно посмотреть постановки «Музыка из всего», «Человеткин», «В лесу родилась елочка», «Эмили Браун и ее кролик. Новогодняя версия», «Рождество», «Игра в Новый год» и «Мой снежный друг».

«Елка Победы» и «Зимняя мастерская»: музеи пригласили на новогодние программы

Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Музей-усадьба «Кусково» с 8 декабря представляет две программы: «Голландский Новый год» и «Новый год в Италии».

В новогоднем путешествии в Голландию взрослые и дети узнают о том, как голландцы отмечают зимние праздники, обменяются пожеланиями с помощью «рождественского полена» и примут участие в выборе «бобового короля».

О национальных традициях празднования Рождества и Нового года поведает и Итальянская программа. Ее участникам расскажут, какую роль играют виноград и вода в исполнении желании, для чего горожане выбрасывают старые вещи из окон и почему итальянские малыши так любят лохматую фею Бефану, летающую на метле.

«Новый год в зачарованном Биологическом музее» начнется 21 декабря. Гостей ждет научно-нескучная программа, где им предстоит пройти настоящий квест: решить головоломки, выполнить химические и физические опыты, сходить в гости к древним мудрецам и даже к Бабе-Яге.

Ребенок не только познакомится с биологией, химией и физикой, но еще и освоит ключевые компетенции XXI века, так называемые 4К-навыки: креативность, командную работу, коммуникации с другими людьми, критическое мышление.

«Елка Победы» и «Зимняя мастерская»: музеи пригласили на новогодние программы

Фото: Pexels

Литературный музей Л. Н. Толстого к новогоднему сезону подготовил несколько программ. Так, в «Новогодней сказке» дети познакомятся с европейскими рождественскими и новогодними традициями, поиграют с Санта-Клаусом, Пер Ноэлем и Дедом Морозом и, пройдя по сказочным тропинкам, попадут в Новый год.

Праздничное занятие «Рождество» расскажет о Рождестве Христовом, познакомит с обрядами Сочельника, играми и забавами зимних Святок.

Бал-маскарад «Итальянские комедии» посвящен пьесам итальянских комедиографов Карло Гоцци и Карло Гольдони. Участники праздника познакомятся с историей итальянского театра и станут его актерами.

Московский государственный музей С. А. Есенина с 4 декабря презентует две новогодние программы. Первая из них — «Забежала Коляда на село» — о том, как важно каждому знать народные традиции и праздники. Взрослые и дети окунутся в неизведанный мир сказаний и обычаев, идущих от прадедов. Участники поиграют в забытые игры, связанные со встречей Нового года, попробуют себя в костюмированных колядках и погадают на будущий год.

Вторая программа «Бабушкины сказки, или секреты Рождества и Новолетия в былые времена» отправит детей на сельский праздник Рождества Христова, где они исполнят колядки на Васильев вечер, посмотрят кукольный Вертеп, почувствуют себя в роли хозяина и хозяйки деревенского дома, послушают бабушкины сказки при свечах, отгадают загадки из «Книги народной мудрости» и попьют чай из настоящего самовара.

Кроме того, музей подготовил тематические мастер-классы, которые также познакомят участников с национальными традициями: «Рождественский ангел», «Козули» и «Рождественская коза».

«Елка Победы» и «Зимняя мастерская»: музеи пригласили на новогодние программы

Фото: Pexels

С 15 декабря на новогодние интерактивные программы гостей ждут в Музее московских стрельцов «Стрелецкие Палаты».

В новогодние праздники старинные палаты XVII века станут секретным штабом «Сказочной службы», и попасть в ее ряды получится далеко не у всех. Те, кому улыбнется удача, смогут принять участие в операциях по спасению необычных лесных существ и поиске ключа от таинственного сундука.

Новогодняя программа «Герои на все времена или Новый год по-стрелецки» приглашает подготовиться к грядущему году в тренировочном лагере «Стрелецкая слобода». Здесь участники пройдут теоретическую и практическую подготовку для вступления в стрелецкое войско, узнают тонкости и хитрости стрелецких сборов, познакомятся с традициями XVII века и во всеоружии встретят Новый год.

В зимнее путешествие по Замоскворечью в сопровождении Варвары Елисеевны и ее помощников зовет ребят программа «Зимние вечерки или однажды, много лет спустя». Немного праздничного настроения, немного мистики, немного науки. Вот и рецепт Нового года по-стрелецки.

Программа «Перезагрузка: Новый год сквозь время» отправит участников в загадочное путешествие сквозь историю, наполненное играми, загадками и шутками, познакомит гостей с особенностями встречи Нового года в разное время.

Завершает обзор Музей военной формы, который с 14 декабря зовет гостей на «Новогоднюю сказку в усадьбе». Программа задумана в виде спектакля с детективным сюжетом: пропал ключ от старинных усадебных часов, время остановилось, и Новый год может не наступить.

В поисках заветного ключа участникам предстоит распутать клубок тайн и загадок, узнать о традициях празднования Нового года в разные исторические эпохи, поучаствовать в конкурсах и играх.

8492

 Сегодня
поэтический час мы посвящаем великому русскому поэту А.С. Пушкину.

 С самого раннего детства входит в нашу жизнь
веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт
как верный друг, воспитатель прекрасного и дорогого в человеке. Ещё при жизни
его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

 А.С. Пушкин родился в начале лета, когда
природа цвела и благоухала яркими, сочными красками. Великий русский поэт
родился 6 июня 1799 года в Москве.

Занятые
светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям, которых в семье
было трое. Старшая дочь Ольга, Александр, младший сын Лев.

Воспитанием
Саши и Оли занимались гувернёры – французы.  В доме господствовал французский язык, так что
читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта
были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой,
образный и богатый. Это бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина
Родионовна.

В
восемь лет А.С. Пушкин умел читать, писать, сочинял на французском языке
маленькие комедии на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи,  и тайком в кабинете отца читал одну книгу за
другой.

 Когда Саше исполнилось 12 лет, родители
определили его в Царскосельский лицей, который находился недалеко от
Петербурга.

С
этого времени начались годы радостной учебы 
и дружбы Александра Пушкина и его друзей лицеистов: Ивана Пущина,  Антона Дельвига и других.

До
конца своих дней А.С.Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.
Своим друзьям посвятил стихотворение.

Друзья
мои! Прекрасен наш союз!

Он,  как душа, не разделим и вечен,

Неколебим,
свободен и беспечен,

Срастался
он под сенью дружных муз.

Куда
бы нас ни бросила судьбина

И
счастье, куда б ни завело,

Все
те же мы: нам целый мир- чужбина.

Отечество
нам – Царское Село….

 Окончен лицей светлым июньским днем 1817 года.
Юный  поэт приезжает в Петербург. Там он
зачислен на службу в коллегию иностранных дел. Он часто бывает в театрах, любит
балы, светские вечера.

Возвратившись
домой, он удобно устраивается за письменным столом и пишет, пишет. Именно в
1820 году в Петербурге  А.С.Пушкин
создает свою поэму «Руслан и Людмила». Язык этого произведения простой,
шутливый, истинно народный.

У
Лукоморья дуб зеленый;

Златая
цепь на дубе том:

И
днем и ночью кот ученый

Все
ходит по цепи кругом;

Идет
направо – песнь заводит,

Налево
– сказку говорит.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка
на ветвях сидит;

Там
на неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там,  на курьих ножках

Стоит
без окон, без дверей….

…В
темнице там царевна тужит,

А
бурый волк ей верно служит;

Там  ступа с Бабою-Ягой

Идет,
бредет сама собой;

Там
царь Кощей над златом чахнет;

Там
русский дух… там Русью пахнет!

И
там я был, и  мед я пил

У
моря видел дуб зеленый

Под
ним сидел и кот ученый

Свои
мне сказки говорил.

А
какие блистательные строки А.С.Пушкин посвятил природе весной! Весной
пробуждается природа. Именно весенней порой проявился бесценный дар поэта.

А.С.Пушкин «Гонимы
вешними лучами»

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
  

Ни
одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. Обычно осень
в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы
изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту
и прелесть в скромной осенней природе.

А.С.Пушкин «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Стихотворение  «Уж небо осенью
дышало» изображает картину осени – времени года, которое так любил Пушкин. В
это время, по признанию самого поэта, ему всегда писалось особенно легко.

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Автор был настоящим
ценителем русской осени, однако к зиме тоже относился с большой теплотой.
Наверное, поэтому ощущение радости и счастья от наступления долгожданной зимы,
переданное поэтом, чувствуется в каждой строке произведения. Одно только
«…крестьянин, торжествуя…» моментально вырисовывает образ счастливого человека,
который заждался первого снега, с невероятной полнотой и правдоподобием.

А.С. Пушкин «Зима!..Крестьянин, торжествуя»

Зима!.. Крестьянин,
торжествуя,

На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Зима
— удивительное время года! Она околдовывает, завораживает мир своей сверкающей
белизной. По-разному можно относиться к ней, но не восхищаться ею нельзя!

И А.С.Пушкин свое
восхищение к зиме выражает своими стихами.

А.С.Пушкин «Вот север,
тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

1829 год выдался для
Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским
надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали
его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет
чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. Находясь среди близких
людей, в дружелюбном окружении, Александр Сергеевич не просто отдыхает душой,
но и ощущает потребность творить. Созданное им стихотворение “Зимнее утро”
пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться
ее красотами и не думать больше ни о чем.

А.С.Пушкин «Зимнее
утро»

Мороз и солнце; день
чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Александру
Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через
картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «
Зимняя дорога»,
в котором
гармонично переплетаются
мысли и чувства с описаниями природы.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь
волнистые туманы

Пробирается
луна,

На
печальные поляны

Льет
печально свет она.

По
дороге зимней, скучной

Тройка
борзая бежит,

Колокольчик
однозвучный

Утомительно
гремит.

Что-то
слышится родное

В
долгих песнях ямщика:

То
разгулье удалое, то сердечная тоска…

Ни
огня, ни черной хаты…

Глушь
и снег…Навстречу мне

Только
версты полосаты

Попадаются
одне.

Стихотворение
«Зимний вечер» А.С.Пушкин написал, находясь в Михайловском, в ссылке.
На тот момент поэту пришлось находиться вдали от родных людей. Большая часть
дня поэта проходила за работой и чтением, а с приходом зимы всё сложнее стало
переносить разлуку с близкими.  Единственным
родным человеком рядом с Пушкиным была его няня-Арина Родионовна.

Именно
этой женщине было посвящено стихотворение, которые было написано в один из тех
суровых зимних вечеров.

А.С.Пушкин
«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Одним из первых, кто
навестил опального поэта в Михайловском, стал преданный друг его юности – Иван
Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило,
чтобы поддержать друга в трудную минуту. Вспоминая последнюю встречу с верным
другом,  Пушкин пишет стихотворение и
посвящает его Пущину.

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Вернувшись
из ссылки,  Пушкин посвятил няне
прекрасные строки.

А.С. Пушкин «Няне»

  Подруга
дней моих суровых

Голубка
дряхлая моя!

Одна
в глуши лесов сосновых

Давно,
давно ты ждёшь меня.

Ты
под окном своей светлицы

Горюешь
будто на часах,

И
медлят поминутно спицы

В
твоих наморщенных руках.

Глядишь
в забытые вороты

На
черный отдалённый путь;

Тоска,
предчувствуя, заботы

Теснят
твою всечасно грудь…

Любовная
лирика Пушкина насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в
различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал
поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой
женщиной автор преклоняется, восхищаясь ее красотой, умом, грацией.

 А.С.Пушкин «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Под влиянием сильных душевных переживаний
написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей
любви.

А.С.Пушкин «Сожженное
письмо»

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!…

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!… вспыхнули! Пылают … легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим…

За
полгода до своей гибели А.С. Пушкин подвел итог своего творчества
стихотворением «Памятник».

В
стихотворении автор дает оценку всему своему творчеству, анализирует свой вклад
в мировую литературу.

А.С.Пушкин «Памятник»

…Слух обо мне пройдет
по всей Руси великой,

И назовет меня всяк
сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и
финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей
калмык.

И долго буду тем
любезен я народу.

 Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век
восславил я свободу

И милость к падшим
призывал…

И,
действительно, прошло уже много лет после смерти Пушкина, а «народная тропа» к
его творчеству никогда не зарастает.
Он оставил нам
прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения, и,
конечно же, сказки.

Пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время,
радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой
народ и родную Землю горячо и преданно, как любил сам поэт всем сердцем.

Читайте Пушкина!

  • Сказка зимняя сказка кто автор
  • Сказка зимних единорогов вышивка
  • Сказка зимняя сказка пинегина
  • Сказка зимняя история оспорить 3 друзей
  • Сказка звериное молоко читать