Сказка журавль и лисица автор

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. пересказ сказки лиса и журавль цель: обучать связному последовательному пересказу по

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

Задачи:

    формировать навык планирования высказывания,

    развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),

    развивать память, воображение, общую и мелкую мото­рику, мелодико-интонационные и темпоритмические харак­теристики речи:

    воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом
    .

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, гео­метрические фигуры

Ход занятия

Игра «Почемучка»

Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.

Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длин­ный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит соба­ка молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?

Дети отвечают.

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Лиса и Журавль

Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса нава­рила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, го­лубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарел­ке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувши­на, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и пого­ворки?

Дети отвечают.

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Логопед. Что Лиса готовила на обед?

Дети. Кашу.

Логопед. Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.

Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, дей­ствительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?

Дети. Окрошку.

Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Жу­равль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Дети отвечают.

Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким гор­лышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Логопед. Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Составление плана

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстра­ций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Игра с мячом «Скажи иначе»
Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.

Логопед.

Позвала Лиса Журавля в гости.

Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.

Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.

Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.

Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».

Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.

Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.

Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клю­вом ест.

Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.

Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончи­лась.

Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Динамическая пауза
«Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг

Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.

По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий

Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

(П. Воронько)

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают руками,

У нее пушистый хвост.
какой нос у лисы плавным

движением.

Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.

Шубу пышную поглаживает:

Я — охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

Игра «Составь фигуру»

Из геометрических фигур дети составляют фигуру журав­ля и лисы.

Зрительные упражнения

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра «Чья сказка интереснее?»

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимо­оценкой.

Игра-фантазия «Сочинялка»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

Наталья Губина

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)

Интеграция областей
:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель
: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи
:

Обучающие
:

Обеспечить узнавание жанра художественного произведения

Развивающие
:

Обеспечить развитие умения пересказывать текст
, используя слова и речевые обороты из текста

Активизировать употребление глаголов из текста сказки

Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных

Воспитательные
:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии
: здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа
: чтение русских народных сказок
, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам
, заучивание пословиц.

Материал
: серия иллюстраций к русской народной сказке
«Лиса и Журавль
»
, маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки

I. Вводная часть

1. Воспитатель
: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек (Журавль
)

За деревьями, за кустами

Махнуло хвостом, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса
)

II .Основная часть

Слушайте внимательно.

Рассказывание сказки

Дети, что мы сейчас послушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Как вы догадались, что это сказка
?

О чем говорится в этой сказке
?

Какой вам представляется Лиса в этой сказке
?

Каким представлен Журавль
?

Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)

В сказке
очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?

«званый пир»
— пригласили, позвали на пир;

«потчует»
— угощает;

«стряпала»
— приготовила пищу;

«не обессудь»
— не обижайся;

«не скупись»
— не жадничай

Как бы вы назвали сказку
? (дети перечисляют названия
)

Эта сказка называется
«Лиса и Журавль
»
.

Послушайте сказку еще раз
. Запоминайте внимательно последовательность сказки
. После моего рассказа
, вы сами попробуете рассказать эту сказку
.

Повторное чтение сказки

Пересказывать мы будем по ролям
. Какие роли есть в этой сказке
?

Как настоящие артисты будем стараться пересказывать
точно по тексту и выразительно

Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?

Пересказ сказки по ролям

А сейчас немного отдохнем

Физкультминутка

Шёл журавль на охоту
,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Лексико-грамматическая работа

Что делала лиса в сказке
? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)

Лиса была хитрая
, а журавль еще …
(хитрее)

Кувшин был высокий, а журавль еще …
(выше)

Нос у журавля был длинный
, а дорога еще … (длиннее)

У этой сказки
есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки
?

Правильно, ребята, недаром говорят
: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»
, все должны жить дружно.

Скороговорка
:

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было
.

Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

Произнесем шёпотом. Произнесем громко.

Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

У меня есть иллюстрации к этой сказке
. (Закрепить на доске)
. Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

Что вам больше всего понравилось?

С какой сказкой
мы сегодня познакомились?

О чем эта сказка
?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» в форме пересказа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.

detsad 444489 1522929313
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.

detsad 1152010 1523095500
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: — Способствовать эмоциональному.

detsad 1555204 1530361112
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Непосредственно образовательная деятельность

Выполнила:

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»

Холмск, 2016 г.

Коммуникация (развитие речи), художественное творчество (рисование)

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цели:

Образовательные.

Связная речь.

Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:

— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

— Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика.

Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста:
подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула;

пополнить словарь детей за счет слов:
стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.

ЗКР.

Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие.

Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование.

Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.

Планируемые результаты.

Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент:

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?

Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками?
(ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.

Вот мы с вами на сказочной полянке.
(

Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)

2. Работа по обогащению словаря:

уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).

А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.

Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир.
На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит,
званый пир?

(ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)

Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она
стряпает

(показ картинки).

Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать?
(ответы – готовить еду)

А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите –
потчевать.

Как вы понимаете – потчевать?
(ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)

На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка?
(ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)

Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей —
называли кум и кума – крестные отец (мать)

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

    Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет.
(Лиса)

    Любит он лягушек,

Квакушек-попрыгушек.

Живёт на болоте, всегда готов к охоте.
(Журавль)

(показать иллюстрации

Лисы

, Журавля)

Хотите узнать, какая история с ними случилась?
(тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.

3. Чтение сказки (1)

Сказка называется «Лиса и журавль»

Вопросы:

    Как называется сказка, которую я рассказала?

    Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)

    Как Лиса приглашала Журавля?
    (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)

    Что приготовила Лиса и как угощала Журавля?
    (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)

    Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось?
    (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)

    Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля?
    (Кушай голубчик, сама стряпала)

    Какими словами поблагодарил Журавль Лису?

    Что приготовил Журавль на обед?

    Почему Лиса не могла есть окрошку?
    (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)

    Как извинялись герои сказки друг перед другом?

    Почему Лису взяла досада?
    (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)

Составление плана.

Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке

.

    Лиса приглашает журавля.

    В гостях у Лисы.

    журавль приглашает лису.

    В гостях у Журавля.

    Дружба врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель —
дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках —
дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает —
показывают, какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций

А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Совместный пересказ

А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.

Рассказывание по ролям детьми.

(Анализ пересказов детей)

Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?
(Лиса и Журавль поссорились)

Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу?
(как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети раскрашивают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю.
(Организуется выставка детских работ — «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)

5. Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка?

Что понравилось вам сегодня?

Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!

Главные герои:
журавль и лиса.

Краткое содержание:

Подружились как-то лиса и журавль. Решили ходить друг к другу в гости. Позвала сначала лиса журавля к себе. Сварила манную кашу и размазала ее по тарелке, но так как у журавля длинный нос, то он не смог есть кашу с тарелки. Лиса же съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день уже журавль пригласил лису к себе в гости — приготовил окрошку и налил в кувшин с узким горлышком. Вот только голова у лисы никак не могла пролезть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. Вот с тех пор лиса и журавль перестали дружить.

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.

Сказка Лиса и Журавль читать

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

МОБУ Калтасинская СОШ №1

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2
КЛАСС.

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ
СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Исполнитель: Кагирова Ю.В.

1 квалификационная категория

г. Екатеринбург, 2017 г.

Урок чтения во 2-м классе по УМК «Перспектива»

на тему: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»»

Целевые
установки урока (планируемые результаты)


Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и
традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов

Планируемые
личностные умения:

Проявлять:

— позитивное
отношение к чтению народных сказок;

— желание
создать (написать) народную сказку.

-умение
договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемые
предметные результаты:

овладевать
навыком смыслового чтения;


Работать с содержанием текста сказки:

-описывать
характер героя;


подбирать пословицы по смыслу сказки;


выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной
сказки;


Оперировать в речи понятиями:  быт, бытовая сказка, вымысел, гордость,
гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция. 


Читать и инсценировать сказку по ролям.

-уметь
распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);

-отбирать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

-уметь
выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по
ролям или инсценирования  (драматизации).

Планируемые
метапредметные результаты :

Познавательные умения:

-искать
и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя,
методического аппарата учебника.

— определять
тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;


формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 -планировать
свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать
слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их
произносить;

Регулятивные
умения:


выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя
алгоритм; 

— осуществлять
взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать
способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от
конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные
умения:


учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;


адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.


 использовать речевые средства для представления результата деятельности:


умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы
к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных
высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;

Оборудование: учебник

План урока:

1.
Подготовительная работа.

Отгадайте
загадки:

А)
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)

Б)
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

Какие
названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?

Знаете
ли вы другие загадки о лисе или журавле?

Могут
ли они встретиться вместе в природе?

Учитель:
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и
литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

Как
называется жанр? (сказка)

Назовите
уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот,
Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк»
«Хитрая Лиса»).

Опишите
характер лисички в разных народных сказках.

(Хитрая,
умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

С
какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях?

В
какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль»,

Работа
над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.

2.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

3.1
Проблемно-диалогическая работа с текстом

— Чем
понравилась вам сказка?

-Можно
ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни  и
быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.

-Что
показалось забавным?


Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

— Чем
нравится  вам конец сказки? ( провокация -«ловушка»)

-Как
можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями
и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)

3.2.
Словарная работа
.

— Как
можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:

“вздумала”,
“дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”,
“несолоно хлебавши”?

Определить
значение этих слов, используя толковый словарь учебника.

— Как
сказать иначе :
 

“взяла
лису досада”

“Как
аукнулось, так и откликнулось”

 “С
тех пор и дружба врозь”


Какие слова сказки мы слышали как пословицы?

3.3.Работа
с текстом.

А)
Найди в тексте близкие по значению слова:

-“познакомились”


“положила в тарелку каши”

 -“стала
ходить вокруг кувшина с окрошкой”


“пошла домой голодная”

Б)
Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других
сказках.

В)
Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.

Г)
Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после
“угощения”. -В чем он оказался неправ ?

Д)
Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.

-Как
она могла не допустить ссоры с журавлем ?

Е) Прочитайте
самое длинное слово в тексте сказки.

-Что
оно значит?

-Какие
другие слова близки по смыслу?

-Есть
ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?

Ж)
Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми?
-Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

З)
Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.

·        Установите
соответствия. Свой ответ аргументируйте.

Хитрый  

Умный

Коварный

Злой

Весёлый

И)
Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.

Как к
ним относится автор?

Как вы
относитесь к поступкам героев?

4.
Работа по иллюстративному материалу.

-Можно
ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер

лисы?
Обоснуйте своё мнение.

-Какой
момент сказки изображен на этой иллюстрации?

-Как
художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?

-Как
сказано об этом в тексте?

-Что
нарисовали бы вы  в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки

5.
Физминутка.

-Представьте
себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой,
мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители»
аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)

-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы дома.

-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы в гостях.

-Изобразите
лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму  у
доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)

6.
Групповая работа

Встаньте,
повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека

А) Распределение
и чтение сказки по ролям в группах (парах).

·       Сделайте
разметку текста и определите реплики лисы.

·       Подумайте,
с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в
глаза, весело, грустно, удивленно.
)

·        Прочитайте
реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.

·        Обсудите
в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при
чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или
она все время должна быть в движении?

·        Сделайте
разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

·        Есть
ли похожие интонации в речи  журавля и лисы?  Одинаковые ли будут
 жесты у журавля и лисы?

·        Прочитайте
реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.

·        Обсудите
в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении?
Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он
всё время должен быть в движении?

·        Кто
ещё будет участвовать в спектакле?

·        Как
должен читать свои слова автор?

·        Обсудите
в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно,
размеренно, негромко
?

Б) по
желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.

В) Обсуждение: Чье
исполнение (чтение)  показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите:
“Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

7.
 Итог урока. Рефлексия.

-Составьте
предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске
записаны: вымысел, гордость, гордыня,  композиция, обычай, персонаж,
традиция)

-Определите
главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой
мудрый совет дает нам сказка?

-Можно
ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите
на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать
моралью сказки:(пословицы записаны на доске и читаются хором)

1.    
Дружба заботой да подмогой крепка.

2.    
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

3.    
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

4.    
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Какие
традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья
работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

-Чье
групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?

-Комментирование
оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем

8.
Домашнее задание по выбору ( 
возможна групповая работа):

1.Сделать
иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2.Творческая
тетрадь, с. 31. 
Составьте и запишите описание  « Образ лисы в
сказках разных народов».

3.
Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко
пересказать прочитанное.

4.Сочините
свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого
народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия
одежды, предметов быта и т.д.)

5. Запишите названия сказок народов, проживающих на
территории Башкирии,  в которых  персонажем  является лиса.
Составьте кроссворд

по теме. 

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Русская народная сказка «Лиса и журавль» Жанр: народная сказка о животныхГлавные герои сказки «Лиса и журавль»

  1. Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
  2. Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.

План пересказа сказки «Лиса и Журавль»

  1. Приглашение Лисы
  2. Блюдо с манной кашей
  3. Приглашение журавля
  4. Два кувшина
  5. Дружба врозь

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Лиса зовет кума Журавля на обед
  2. Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
  3. Журавль голодный приглашает на обед Лису
  4. Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
  5. Журавль и Лиса ссорятся.

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль» Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.Чему учит сказка «Лиса и Журавль» Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.Отзыв на сказку «Лиса и Журавль» Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»: Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется Что копал, в то и сам попал.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и журавль» Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже. Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела. Решил и журавль угостить лису. Налил в  кувшин окрошки и зовет куму в гости. Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел. Так и закончилась дружба у лисы и журавля.Другой конец к сказке «Лиса и журавль» Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: «Нехорошо все-таки получилось. Лиса — что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости. Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла. А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта. Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: «Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?» И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо. Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.Иллюстрации и рисунки к сказке «Лиса и журавль»:

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

1542275789_e-news-su_161112.jpg

— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий. (Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности») Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

Читайте также:  Вера Павловна Розальская — характеристика героя. «Что делать?»

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Читайте также:  Краткое содержание М. Горький «Легенда о Данко»

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

О чем сказка? Краткий пересказ

Автор «Лисы и Журавля» — русский народ — описывает в сказке то, как попытались подружиться Лиса и Журавль. Лиса захотела угостить Журавля и позвала его в гости, приготовив манки и размазав ее по тарелке. Пока хозяйка потчует Журавля, она хвалится тем, что сама приготовила угощение. У Журавля не получилось попробовать кашу даже немного, ведь клювом есть подобное блюдо неудобно. А Лиса, тем временем, съела кашу и стала извиняться, что больше нечем угостить Журавля. Тот, в свою очередь, позвал подругу в гости уже к себе.

Автор сказки «Лиса и журавль» описывает дальше, как «рыжая кумушка» пришла в гости. Журавль приготовил угощение в кувшине – вкусную окрошку, которую ему удобно кушать клювом. Лисица, пытаясь попробовать еду, вертела кувшин во все стороны, но так и не смогла скушать и крошки. Журавль покушал и тоже извинился, что нечем Лису угощать.

Автор «Лисы и Журавля». Есть ли вариации сказки в современном мире?

Так как сказка является русским народным творчеством, ее часто интерпретируют и в современном мире, подгоняя под формат спектаклей и сценок для детей. Автором «Лисы и Журавля» как короткого спектакля на одну минуту в стихотворной форме выступила Олеся Емельянова, и написала она пьесу в 2001 году. В ее видении спектакль можно представлять как одному, так и двум или трем актерам – Лиса, Журавль, Рассказчик. Лучше всего читать спектакль Олеси детям, когда они изучают эту сказку в школе, ведь так они лучше запомнят и сюжет, и мораль произведения.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя. События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации.

На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем. Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Читайте также:  Краткое содержание: Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Важные моменты

Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

34-56a252ff71cf18e7d8baf7fff9e872b1cda961116760033c5301772a9aa93ed1.png

Федосей Князев

Сюжет народной сказки «Лиса и журавль» прост: Лиса и Журавль подружились, но дружбы у низ не вышло, так как Лиса хотела обмануть Журавля, на что он ответил ей тем же. 

Лиса в этой сказке проявляет присущие ей лицемерие и хитрость, но в то же время сама оказывается в аналогичном положении. Это говорит о том, что не такая уж она и хитрая.

Журавль в сказке полностью имитирует поведение Лисы, но он выглядит более привлекательно, так как его действия — всего лишь ответная реакция на неуважение со стороны Лисы.

Пожаловаться Опубликовано 19.01.2020 — 19:05 —

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК «Перспектива»). Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Скачать:

Вложение Размер
lisa_i_zhuravl.docx 28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Мир театра. Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Характеристика героев. Драматизация

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать

Видеообращение воспитанников детского сада:

«Дорогие второклассники! Мы ни разу не были в театре! А как бы хотелось узнать что такое ТЕАТР. Какие бывают театры, сколько театров в нашем городе Мурманске.  Вот было бы здорово побывать и  увидеть  настоящий спектакль!»

-Поможем ребятам?

-Определите тему урока.

-Назовите цель

— что же такое театр?

Ученик читает стихотворение

«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

 Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

-А какие театры вы знаете?

Мы с вами были в театре. Видели сцену, игру актеров. А сейчас побываем за кулисами (театральным занавесом)

Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий:

Загадки о профессиях

Он по сцене ходит, скачет,То смеется он, то плачет!Хоть кого изобразит, —Мастерством всех поразит!И сложился с давних порВид профессии — …(актёр)Всеми он руководит,Мыслит, бегает, кричит!Он актёров вдохновляет,Всем спектаклем управляет,Как оркестром дирижер,Но зовётся — …(режиссёр)

То царём, а то шутом,Нищим или королёмСтать поможет, например,Театральный…(костюмер)

Спектакль на славу удалсяИ публика довольна вся!Художнику особые овацииЗа красочные …(декорации)-Назовите профессию

-А какие жанры чаще всего режиссёры используют для детских спектаклей?

-Почему?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Распределите по группам.

бытовые

волшебные

О животных

«У страха глаза велики»(рнс)

«Пых» (Белнс)

«Идэ» (хантыйская нс)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рнс)

«Айога» (нанайская нс)

«Кукушка» (ненецкая нс)

«Лисичка-Сестричка и Волк» (рнс)

«Хитрая лиса» (корякская нс)

«Зимовье» (рнс)

-Вспомните цель урока — поставить спектакль.

-Отгадайте загадки о героях нашего спектакля.

  1. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых побрякушек
  2. Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост — краса. Кто это?

-Какие признаки помогли вам узнать загадку?

— Назовите сказки, в которых вам уже встречался один из героев загадки

-Какая там лиса?

-Могут ли журавль и лиса встретиться в природе? (В жизни Л и Ж практически не встречаются. Но в лит-ре есть жанр народного творчества, в котором возможна такая необычная встреча.

Прежде, чем разыграть спектакль, надо понять произведение.

-Что это значит?

Первичное чтение.

-Сейчас вы услышите произведение, которое прочитает актер. Ваша задача — прочитать текст вместе с аудиозаписью. В руках карандаш. Отметьте слова и выражения ,которые вам непонятны.

Докажите, что это сказка.

Определите вид сказки.

-Понравилась ли вам сказка?

Знакома ли вам она?

Словарная работа.

Куманёк, кумушка — родственники после крестин

Званый пир — большой званый обед, обильное угощение

Стряпала — готовила

Не обессудь — не суди, не относись строго

Потчевать —  угощать

Взяла досада — обиделась

Не солоно хлебала — остался ни с чем.

 Речевая разминка

Ля-ля-ля -лиса кормила журавля

Са-са-са — ох и хитрая лиса

Трудные слова:

Раз-ма-за-ла

Длин-ным

Жу-равль

При-гла-сил

При-го-то-вила

Анализ сказки.

 -Кто из героев сказки вам понравился и почему?

— Перечитаем ещё раз сказку и разберемся, кто из вас прав?

1 отрывок.

— Как угощала лиса?

Какое мнение у вас сложилось?

Какую промашку допустила лиса?

Как поступил Журавль?

2 отрывок.

-Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

-Он сделал это умышленно?

-Что почувствовал Лиса после такого угощения?

-Как вы понимаете выражение «взяла досада»?

3 отрывок.

Дочитаем сказку до конца.

Как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»

-Объясните смысл пословицы.

— К кому обращена эта мудрость?

Пословица так и говорит каждому из нас: Следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.

Характеристика героев.

-Какая Лиса?      Журавль?

(на листах соединить характеристику с картинкой — проверить на доске)

Хитрая, обидчивый, добрая, жадная, гостеприимная, дружелюбный, вежливый, мстительный)

_Почему у Ж иЛ дружба врозь?

Дайте совет Лисе и Журавлю.

Готовы ли после детального разбора характеров героев попробовать себя в роли актеров?

Сколько их?

Задания в конверте.

  1. Выбор актеров
  2. Подобрать реквизит для спектакля
  3. Подготовить актеров
  4. Показать спектакль

3 звонка, занавес 3 спектакля (Кукольный . драматический, театр теней)

Итог.

-открыли ли вы для себя что-то новое?

Выполнили ли мы поставленную цель?

Что нам необходимо для выступления в детском саду?

Рефлексия.

Выберите маску с улыбкой, если вы получили удовольствие от урока. и маску грустную, если  у вас что-то не получилось

-Театр

— подготовить спектакль для дошкольников

-Драматический театр

-Оперы и балета

-театр теней

-кукольный театр

-театр зверей

-театр марионеток

На слайде  появляются картинки с  театральными профессиями

Художник-декоратор

-Сказки

-авторские

-народные

-бытовые

-волшебные

-о животных

Журавль

 лиса

Не показал виду

К каждому из нас

2 + слова автора

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка во 2 классе по теме «Характеристики героев Кукольного театра».

Урок введения новых лексических единиц…

«Драматизация русской народной сказки»Заюшкина избушка» Проект

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. А сказка, показанная самим ребенком, надолго остается в памяти детей. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из р…

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»….

Урок литературного чтения для 3 класса по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев»

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»…

Занятие театрального кружка «Кукольный театр . Русская народная сказка «Теремок»

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво…

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки….

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_93.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/lisa-i-zhuravl-analiz.html
  • https://vashurok.ru/questions/v-skazke-lisa-i-zhuravl-dat-harakteristiku-lise-i-zhuravlyu
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/01/19/mir-teatra-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-zhuravl

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

  • Сказка журавль и волк сравнить с басней волк и журавль
  • Сказка жуковского спящая царевна текст распечатать
  • Сказка жуковского о царе берендее краткое содержание
  • Сказка жуковского кубок читать
  • Сказка жуковского спящая царевна заколдованный сон