Сказка журавль и цапля пересказ от лица журавля

Сказка лиса и тетерев коротенький рассказ о хитрости и обмане. обманщица лиса персонаж, известный в фольклоре своим плутовством.

Сказка Лиса и Тетерев – коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса – персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Тетерев читать

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?

Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.

A+

A-



Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5159 раз(а)

Другие русские сказки про животных

  • Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

  • Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

  • Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

      Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    • Лиса и журавль — русская народная сказка

      Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…


    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    feat ognevushka poskakushka1

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    feat kamennyy tsvetok4

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    feat malakhitovaya shkatulka2

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    feat gornyy master1

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …


    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    feat kak muzhik gusej delil l tolstoj2

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    pro slona

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    kak slon spas khozjaina ot tigra

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    kengura

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой, способствовать формированию целостного
    представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
    сознательно и правильно читать, выделять
    главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к
    народным сказкам.

Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.

Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.

Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.

Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?

III. Работа над новым материалом.

Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).

Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.

Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).

Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.

V. Первичное чтение — учителем.

Как называет лисица тетерева, прочитайте.

Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).

Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.

VII. Физкультминутка.

(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?

Притворилась глухой

О каком указе говорит лиса?

Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.

Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

Зачем он сказал лисе о собаках?

Проверить лису, правду говорит или нет.

Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

Закрепим наши знания.

  • 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
  • 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
    6).
  • 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
    сказке(5уч.),

Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

Сказка Лиса и тетерев скачать:

Сказка Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.
Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мое отношение к сказке журавль и цапля. Вопрос: Сочинение рассуждение по сказке журавль и цапля

Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества. Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.

Народная сказка Журавль и Цапля

Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.

Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.

Журавль и Цапля главные герои

Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.

Журавль и Цапля главная мысль

Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.

Журавль и Цапля слушать

Краткое содержание Бежин Луг, Тургенев Краткое содержание: Бородино (Лермонтов) Краткое содержание: Чик и Пушкин (Искандер) Краткое содержание: Царевна лягушка Краткое содержание Певцы, Тургенев

Летела сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза v неё как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые, сине-алые и жёлто-серые. Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногахвысока». Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет- насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает:

-А дома ли сударушка-цапля?

-Здесь она. Что надо? — ответила цапля.

-Иди за меня замуж, — сказал журавль.

-Как не так, пойду за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул, да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж; и вправду для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:

-Журавль, я иду за тебя!

-Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

-Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём хочет.

-Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.

-Ты берёшь, да я не иду, — отвечала она.

Нечего делать, пошёл опять журавль домой. «Этакая нравная, — подумал он, — теперь ни за что не возьму её!»

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону

Где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

-Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ:

-Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль, да опять пожалел, для чего ему было не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Журавль и цапля. Русская народная сказка в пересказе В.И.Даля. Художник E.Гpoмoв.

Сочинение рассуждение по сказке журавль и цапля

Ответ:

Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чемуто учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». Вчера я прочитала русскую народную сказку «Журавль и Цапля» и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. «Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо лета¬ешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: «Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, — измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.

Похожие вопросы

  • Решите две задачки пожалуйста)) 1) Катя и четыре её подружки разделили между собой несколько конфет. В результате оказалось, что у всех девочек разное число конфет, а общее чи сло конфет у Кати и двух девочке больше, чем общее число конфет у остальных других. Какое самое маленькое число конфет может быть у Кати? 2) Если 50 в 50 степени разделить на 25 в 25 степени, то получится. Это задание не пишите непонятными символами, а то я не пойму, спасибо заранее)

Cборник готовых к написанию сочинений по русской и зарубежной литературе, рефераты, краткое содержание произведений на сайте сайт на самые разнообразные темы, разных писателей, поэтов: зарубежных, отечественных и мировых, которые своими произведениями покорили не только весь мир но и целую эпоху, произведения которых остаются актуальными и по этот день. Предложенные на сайте сочинения основательно отличаются разработкой и глубиной анализа. Сочинения это ваше небольшое произведение искусства на прочитанный материал в котором вы передаете и описываете те чувства, моменты жизни и ситуации которые пережил персонаж произведения. Давайте посмотрим на готовые сочинения по литературе и русскому языку глазами школьника. Интернет так наполнен информацией, что не знаешь на чем остановиться и как правильно сделать выбор: кто-то нажимает наугад и начинает копаться в непонятной структуре сайтов, и в конечном итоге, переходит на другой сайт и так до бесконечности, а кто-то заходит на свой любимый сайт.

Но, к сожалению, это, немного, усложняет ситуацию в выполнении домашнего задания. Поэтому, вы можете легко из выбранного материала сочинений выбрать вам необходимое. Вам останется добавить немного своих мыслей или собрать из нескольких сочинений одно, поскольку на сайте сайт предоставлены сочинения в нескольких вариантах на одну тему, но под разными названиями. В результате, вы не потеряете много времени на написания роботы и получите отличное сочинение, не похожее ни на одно другое. Сочинения на тему известных русских и зарубежных писателей, поэтов разных эпох, поколений и направлений Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин, А. Ахматова, М. Шолохов, Гомер, и других писателей с большой буквы. Собранные и представленные рефераты по основным учебным дисциплинам подобраны по всем правилам и нормам школьных программ. Это будет Вам дополнительный материал для занятий, контрольных работ и т. д. Пользователям опишу немного о том как правильно пользоваться сайтом. Простой, удобный и бесплатный. Вам не нужно прилагать много усилий для того что бы найти необходимые сочинения, нужно лишь выбрать необходимый раздел наводите курсором на него и щелкаете левой кнопкой мышки. После этого откроется под меню где вы сможете выбрать интересующий вас раздел, а для того что бы в категориях легче было искать нужное сочинения можно воспользоватся поиском по сайту который находится в правом верхнем углу. Вот вкратце и все!!! Желаем вам отличных успехов, легкой учебы и надеемся, что вы получили удовольствия от посещения нашего сайта. Заходите всегда будем рады вашему визиту.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Тема: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”,
её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения,
выборочным чтением, чтением по ролям, выразительным чтением произведений;
развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать,
обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного
произведения.

I. Оргмомент. Создание комфортного
настроения для работы.

Учитель: Ребята, давайте настроимся на хорошую работу в доброй
атмосфере!

Дети произносят рифмовку:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе
утро!»

«Доброе утро!»-солнцу и птицам,

«Доброе утро!» -улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Ведь
ваши улыбки располагают к приятному общению.

— Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте
внимательны, аккуратны, активны.

ІІ. Проверка домашнего задания. Обсуждение
сказки К. Ушинского «Плутишка кот»

— Какое произведение мы изучали на
прошлом уроке?

·        
Почему К. Ушинский именно так
озаглавил сказку?Как вы поняли?

·        
Какая это сказка?

·        
Какие ещё литературные сказки
вы знаете?

·        
Д.з-выразит.чт.по ролям

·        
Посмотрите на экран.Прочитайте по ролям отрывок к
этой иллюстрации.

·        
Посмотрите на критерии(на доске)

·        
Оцените своё чтение.

ІІІ. Актуализация знаний
1.Ребята, а сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Посмотрите
на доску.
— Какие бывают сказки?( Слайд 3)

·        
Какие типы сказок вы знаете?
(Слайд 4)

·        
Из каких частей состоят сказки?
(Слайд 5)

IV. Постановка
учебной задачи

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет
сегодня речь на уроке?
— Действительно, мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой.

·        
О ком будет произведение, с
которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если отгадаете следующие загадки.
(Слайд 6)

1) Целый день она в работе

Ловит лягушат в болоте.

На ходулях, клюв как сабля.

Кто, скажите,это?… (Цапля.)

2) Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)

·        
Молодцы! Какие слова помогли
вам отгадать загадки? Прочитайте.

·        
Что вы знаете об этих птицах?
(Живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв.)

·        
Откройте учебники на с.24.и
прочитайте название сказки.

·        
Есть у неё автор? Как
называются такие сказки? Подтвердите свой вывод определением на стр.23
учебника.

   
V.           
Работа по теме. Знакомство
со сказкой «Журавль и цапля».

1) Обычно при знакомстве с новым
произведением мы перед собой ставим цель. Какие цели поставим мы сегодня перед
собой?

Учащиеся формулируют цели урока.
(Слайд 7)

2) Словарная работа. Знакомство с
устаревшими словами. (Слайд 8)

3) Слушание сказки. Слушание сопровождается
иллюстрациями к сказке .
— Понравилась сказка?

4) Повторное чтение текста сказки
детьми .

6) Работа по содержанию сказки.
— Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)
— Вспомните, что такое присказка? Найдите ответ на с.18учебника.
— Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)
— Прочитайте присказку
. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой.
(Быстро, чётко, правильно)
— Какие слова повторяются?
– Как начинается сама сказка? Прочитайте. ( Жили-были). Как эта часть   называется?
(Зачин.)
— Почему журавль решил жениться? Прочитайте.
— Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)
— Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг
другу)

Смогли ли договориться
журавль и цапля в этой сказке?

Почему? Кикими они были?

На этот вопрос вам помогут
оветить слова –признаки на доске.

 распределите слова. Те
слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой
цапли, те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите
под картинкой с журавлём?

-Прочитайте выбранные слова.

Какие слова объединяют цаплю
и журавля?

Журавль и цапля очень похожи
.Оба нерешительны,не могут договориться,глупо и смешно выглядят со стороны.

 (Ответы детей:

( Упрямые, капризные,
нерешительные, несговорчивые, придирчивые.)

Найдите 1 диалог.Прочитайте

-Найдите 2 диалог

-Прочитайте 3 диалог

Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятные для них
или нет?

— Давайте, попробуем
составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и
научим журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске для вас
есть небольшие подсказки, которыми вы может воспользоваться, но можно также
применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить, за предложение,
отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.


— Есть развязка у сказки? (Нет) Как она называется? (Концовка)
— Как закончилась сказка? Прочитайте.

Перечитаем
концовку сказки.

Как
вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить
ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

8) Физминутка.
На одной ноге стоять
трудно будет устоять ,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Могла ли эта история приключиться с людьми?

Какое правило из этой сказки
нам надо взять?

Да, могла.
Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не
думают о том, что говорят друг другу.

— Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться.

9.     Работа в группах.

-А сейчас вы буд.работать в
группах и посмотрим,как вы умеете работать сообща и договариваться.

-Вспомним правила поведения в
группе

слайд

1)Группа «Мыслители»

Составьте синквейн на тему
«Журавль».

Журавль.
(какой?) ______________, _______________.
(что делает?______________, ____________, ___________.
________ ________ ___________ _____________.
____________.

2)Группа «Программисты»

Моделирование обложки +составить
пословицу
.

            3)Группа «Артисты»

Отчёт групп по своему заданию.

-Спасибо,ребята!Все молодцы!

Вывод:

Так чему же учит эта сказка ?Какое правило из неё
возьмём?

Надо учиться общаться друг с другом,
учиться договариваться.

Слайд-«Есть
согласие — есть и счастье».(слайд )

·        
Что такое согласие? (Согласие —
единомыслие,единодушие, одинаковые точки зрения, взаимная договоренность,
дружественные отношения.)

·        
Из какого произведения
следующее предложение: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не
пойдет»? («Лебедь, Рак и Щука».)

Заполнение листов самооценки.

V. Итог урока. (слайд 14)

Так
достигли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? слайд

Сегодня я узнал(а)….
Меня взволновало …….
Сказка помогла мне понять …..
Я для себя сделал(а) вывод …

VI. Рефлексия.

— Возьмите листы самооценки и Оцените
свою работу.
— Оцените  отношение к уроку.

 Выберите подходящую вашему состоянию смайлик.

улыька — отличное настроение, всё
получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
спокойное ,ровное — хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
грустное — было скучно, неинтересно, было много затруднений.

— Благодарю вас за хорошую работу на уроке. Сегодня я вам поставлю такие
оценки: …

VII. Домашнее задание.

Пересказ сказки

Задание легенд "Белый журавль. Глава I: Перешептывания журавля и белого кролика"

Второй Том сюжетной линии разворачивается на территории Инадзумы. Путешествие продолжается и на пути встречаются новые лица: старшая дочь главы клана Камисато — Аяка. Главному герою предстоит прохождение квеста перешептывания журавля и белого кролика в Genshin Impact.

Как открыть квест?

Открыть квест можно игрокам с 30 рангом приключений и выше после выполнения сюжетного задания «Цветок распускается в темнице». Оно открывает доступ ко второму заданию легенд Золотой Карась. Ключ из ежедневных заданий для активации не требуется.

Задание связано с Камисато Аякой относится к цепочке сюжетных квестов. Его выполнение открывает Главу II Тома II «Забвение, исчезновение теней».

Цели

Задача помочь дочери клана Камисато сшить кимоно, отправиться с ней на вечерний праздник и встретиться с таинственным Цубаки.

Прохождение Перешептывания журавля и белого кролика в Genshin Impact

Задание легенд перешептывания журавля и белого кролика начинается с разговора по выходу из чайного домика с представительницей клана Ясиро.

Сплетенные желания

Госпожа Камисато в диалоге с путешественником рассказывает, что её родители давно ушли в мир иной. В письмах матери она наткнулась на одного интересного человека, с которым хотела бы познакомиться.

Сплетенные желания

Игрок вместе с Паймон любезно соглашается проводить Аяку, и подготовить необходимые подарки для того, чтобы встретиться с господином Цубаки. Кто же этот таинственный незнакомец, который близко общался с покойной матерью?

«Ткани и кимоно Огуры»

Для начала необходимо посетить «Ткани и кимоно агуры» в городе. Герои во время похода в лавку заметили объявление о предстоящем фестивале. Спутница рассказывает о комиссии Ясиро, которая хорошо знакома с праздничной традицией и проводит для поддержания общественного порядка.

Чтобы сшить кимоно, потребуется шелковица из Ли юэ, но из-за трудностей в международной политике, шелк трудно найти на островах. Его поставляют иноземные торговцы.

Следующая цель: ассоциация иностранных купцов на острове Рито

После разговора с торговкой кимоно нужно посетить международную торговую ассоциацию на Рито. Это потребуется для добычи шелковой ткани для кимоно.

Оказалось, получить шелк в международной ассоциации не так-то просто. По пути встречается председатель Курису. От него узнаем, что ронины украли всю партию товара со склада. Далее по следам гг отправляется в лес.

На отмеченной области карты нужно найти стоянку воров. Она располагается в устье ручья.

Встреча с ворами

Главный герой отправляется на расследовании серийных краж. В ходе дела обнаруживаются глубокие следы, которые ведут в лес. В лесной чаще придется сразиться с собранием ронинов и похитителями сокровищ. Аяка добавится в команду в качестве пробного персонажа, желательно использовать его вместе с гидро саппортом для постоянной заморозки. Это наиболее эффективный способ борьбы с самураями.

В благодарность за помощь председатель решает подарить отрез ткани, но Аяка отказывается и покупает у него по обычной цене.

Встреча с ворами

Это еда из дальних стран

Возвращение в город

Камисато приглашает путешественника вместе с Паймон отужинать в ресторане «Киминами», пока шьют одежду в лавке. Во время ожидания Аяка отлучается ненадолго и возвращается смущенной.

Возвращение в город

Госпожа пыталась самостоятельно испечь для Цубаки иностранное блюдо в подарок. Паймон предлагает приготовить грибную пиццу, чтобы отдать ее господину.

Рецепт можно отыскать в логове Ужаса Бури. Он находится в драгоценном сундуке в северной стороне недалеко от храма. Если сундук уже открывали до этого, то он автоматически добавится.Рецепт грибной пиццы

Снова в лавку кимоно!

Когда главный герой передаст подарочное блюдо, нужно будет вернуться в магазин и забрать готовую одежду. В благодарность госпожа Аяка подарит заколку в виде белой цапли. Она добавится в багаж в раздел «декор».

Крепкое обещание: решение загадки с кустарником на каменной стене

На встречу с Цубаки

В пещере под дворцом Инадзуме никого не оказалось. В письмах было сказано как найти таинственного господина. Вход со стороны моря на юго-западе.

На встречу с Цубаки

По новым подсказкам отправляемся на поиски. Нужно запомнить последовательность из детской сказки. На встречу с Цубаки

Далее необходимо изучить кустарник на каменной стене среди светящихся цветов и разгадать головоломку. Стучать нужно 1 раз, затем 4 раза, потом 7 раз, тогда она откроется. Там спрятана шкатулка с записями, в которых открывается тайна, что Цубаки и есть ее мать.

Крепкое обещание: решение загадки с кустарником на каменной стене

Если за стеной ничего нет, то поищите в другом месте. Во второй раз шкатулка точно будет.

Крепкое обещание: решение загадки с кустарником на каменной стене

Заключительное задание — вместе

Празднество на острове Амаканэ

Под вечер персонажи успевают вернуться на фестиваль, чтобы повеселиться. Благодаря репутации госпожи торговцы узнают ее и не закрывают павильоны. Всю дорогу гг проходит в режиме ходьбы вместе со спутницей, посещая лавки местных торговцев.

Празднество на острове Амаканэ

К полуночи команда отправляется в лес, где Аяка покажет великолепный танец. На этой приятной ноте легендарное задание завершается.

Награды

Прохождение Задание легенд "Белый журавль. Глава I: Перешептывания журавля и белого кролика"

Квест состоит из 4 этапов, за каждый дают вознаграждение. Первый этап — сплетенные желания. За него можно получить 525 опыта ранга приключений, 35475 моры, 8 волшебных руд и 4 книг для повышений уровня персонажа.Сплетенные желания

После выполнения “еда из дальних стран” дается 4 книги опыта героя, 31125 моры, 7 руд и заколку “белая цапля” для чайника безмятежности.Еда из дальних стран

По завершению третьего по счету задания “Крепкое обещание” игрок получит опыт приключений, 35475 моры, 4 книги опыта героя и 8 волшебных руд усиления.Крепкое обещание

После заключительного квеста на празднестве 60 камней истока, 4 книги героев, 34075 моры, 7 руд усиления и 5 материалов для развития талантов персонажа — указания об “Изяществе” Помимо этого дается рецепт моти с сакурой.Вместе

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и
цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Анализ содержания сказки.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Подготовка к анализу сказки и выразительному
чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания
сказки.

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три
— руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите
путь снежинки до земли.

 
                 
 Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями,
держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

Организация и самоорганизация обучающихся в
ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и
анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного
чтения.

Совершенствование умения делать выводы.
Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осознание обучающимися своей учебной
деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.

— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А
теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние
сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали
способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли
своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой
предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас
послушаем  сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России
Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику)

Возьмите карандаш, следите по тексту,
отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение
слов (ударение).

— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам
показалось в ней занятным?

— Как вы считаете, каково отношение
сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении
повествования? Как это передаётся интонацией?

— Помогает ли нам музыкальное сопровождение
зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

— Какие непонятные слова и выражения вы
отметили?

— Послушаем сообщение о выражении «семь
вёрст». (См. Приложение 1).

— Сосчитайте, в скольких километрах друг от
друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

— А теперь прослушаем сообщение о
фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как
несолоно похлебал, ушёл домой»?

— Поблагодарим ребят за интересные
сообщения.

— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные
слова?

— А теперь немного отдохнём.

— А теперь мы сравним два текста:
художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из
научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный
текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую
черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и
выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте?
Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.)

— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы
узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил
русский народ?

— Какие вы нашли слова в научной статье,
подчёркивающие именно эту черту?

— Посмотрим, как создаётся описание журавля
в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

— Сравним описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный
текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

— Каким вы представляете журавля? Опишите
его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв,
серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый,
пришёл просить прощения…)

— В сказке нет описания внешности цапли.
Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем
отличаются журавль, цапля и аист.

— А теперь обратимся к изобразительному
искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В.
Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю
каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

— Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним
особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались
в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение
3
).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

— Совпадают ли желания журавля и цапли?

— Что такое «согласие»?

— Вспомните из своего опыта: были ли у вас
моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите
примеры.

— Почему птицы не пришли к согласию?

— Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня
«Лебедь,рак и щука»).

— Как вы думаете, что могут сделать журавль
и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

— Почитаем сказку выразительно по ролям,
попытайтесь передать характеры персонажей.

— Дайте оценку выразительного чтения
одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера
персонажей?

— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к
вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

— Каковы жанровые особенности сказки о
животных?

— К какому жанру относится эта сказка?
Докажите.

— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы
для себя сделали?

— Вспомним цели нашего урока (слайд 2).
Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о
    животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос
    «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля»
    (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на
уроке.

— А теперь я предлагаю вам оценить свою
работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).

— Итак, мы познакомились со сказкой о
животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к
согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого
урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание
сказки.

Нахождение
незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы
учителя.

Объяснение слов
и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют
понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха
(выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов.
Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в
паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В
сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об
этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте
вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по
сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не
идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье
коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора
научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая
научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит
несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и
даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение
автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование.

Просмотр иллюстрации
(слайд 5) и фотографий (слайд 6).

Рассматривание
иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и
В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности
сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о
журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот
так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»),
повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю
два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими
фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ:

Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось
скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а
потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало
обидно.

Отвечают на
вопросы.

У доски читают сказку по ролям(по
трое).

Оценивание
чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

Заполняют карточку.

  • Сказка журавль и цапля сказка журавль и цапля волшебная о животных бытовая
  • Сказка журавль и цапля текст распечатать
  • Сказка журавль и цапля читательский дневник 5 класс
  • Сказка журавль и цапля читать 5 класс
  • Сказка журавль и лисица картинки