УРОК 9
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»
Основное содержание урока.
Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и её пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов сказки в актёрском исполнении.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Пересказ самостоятельно
прочитанной сказки о животных. Устные и письменные ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Участие в
коллективном диалоге. Описание иллюстрации к сказке.
Практическая работа. Создание собственных иллюстраций к сказкам.
Самостоятельная работа. Составление письменного сообщения на тему «Мои любимые сказки о животных»; подбор электронных материалов
на тему «Сказки о животных»: тексты, иллюстрации, фрагменты фильмов.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Особенности сказок о животных
Вступительная беседа:
Какие виды сказок вы знаете? Чем они отличаются?
Какие сказки о животных вы прочитали? Перескажите кратко их содержание.
Как вы думаете, сказки о животных действительно рассказывают нам о повадках животных или они в скрытой форме показывают нам характеры людей?
Похожи ли известные вам сказки о животных на басни?
(На этот вопрос можно ответить после изучения сказки «Журавль и цапля».)
II. Герои-животные.
Народное представление о справедливости в сказках о животных
Ответьте на вопросы учебника из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных».
Дайте оценку выразительному чтению одноклассников.
Перескажите сказку от лица одного из героев. Что в этой сказке смешного?
Опишите иллюстрацию к сказке, охарактеризовав мастерство художника.
Почему журавль и цапля не пришли к согласию?
Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?
III. Сказка в актёрском исполнении
Прослушайте звукозапись сказки в актёрском исполнении, помещённую в фонохрестоматии к учебнику.
Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Дайте оценку выразительному чтению сказительницы.
Домашнее задание
Составить письменное сообщение «Мои любимые сказки о животных».
Подготовиться к чтению по ролям сказки «Солдатская шинель».
Индивидуальное задание.
С помощью учителя и родителей подобрать электронные материалы на тему «Сказки о животных» (тексты 2—3 сказок из интернет-библиотек,
иллюстрации к ним, видеофрагменты из мультфильмов по сказкам о животных).
Следующие уроки: Бытовые сказки. «Солдатская шинель» >>>
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.
РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?
А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу… Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту…
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК
Сказки о животных | Бытовые сказки | Волшебные сказки |
«Лиса и волк» | «Кашица из топора» | «Царевна-лягушка» |
Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».
Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею…», «В старые годы у одного царя было три сына…», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», «Жил да
был царь с царицею…».
Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».
Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («…а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
СКАЗКА
«ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»
Летала сова — весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села,
хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь
к цапле!»
Пошёл журавль — тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?»— «Дома».— «Выдь за меня замуж». — «Нет, журавль, не пойду я за тебя
замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой.
Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» — «Нет, цапля,
мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не
взял за себя цаплю, ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться, поди за меня». — «Нет,
журавль, не пойду за тебя замуж!» Пошёл журавль домой.
Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет.
Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ
О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается.
Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам?
Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется
музыкальное сопровождение?
4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам (действующим лицам) сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны,
то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чём-то не согласны, прочитайте сказку так, чтобы в
чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
Авторы: Коровина, Журавлёв, Коровин
Издательство: Просвещение
Тип книги: Учебник
ГДЗ готовые домашние задания учебника по литературе 5 класс Коровина Журавлёв Коровин 1 и 2 части ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн
Часть 1
К ЧИТАТЕЛЯМ
ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ. Стр. 5
1 2 3
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 5-6
1 2
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 6
2
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6
1 2 3
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 8
2
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8
1 2
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ. Стр. 10-12
1 2 3 4
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ГЕРОИ. Стр. 25
1 2 3 4 5 6
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 25
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 26
1 2
ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 38-39
1 2 3 4 5 6
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 39
ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ. Стр. 40-41
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42
1 2 3
СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ БЫТОВЫХ СКАЗОК. Стр. 43-44
1 2 3 4 5
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 44
1
ИЗ РАССКАЗОВ О СКАЗОЧНИКАХ
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 46
1 2 3 5
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 46
1 2
3 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 46
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 47
1
ПОДВИГ ОТРОКА КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА
ЧИТАЕМ ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛЕТОПИСЬ. Стр. 51
1 2 3
ПРОШЛОЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТИ!
РАЗМЫШЛЯЕМ О ГЕРОЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Стр. 51-52
1 2 3
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 52
1 2 3 4 5
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 52
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 52-53
1 2 3
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55
1 2 3
РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 56
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 59
1
ВОЛК НА ПСАРНЕ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 62
1 2 3
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 62
1 2
3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 62-63
4 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 63
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 64-65
1
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 65
1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 65
1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 67
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 67
1 3
3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 68
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82-83
1 2 3
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 83
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83
1 2 4 5
КУБОК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 90
1 2 3 4
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 90
2
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 92
1
НЯНЕ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 93
1 2 3 4
У ЛУКОМОРЬЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 94
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 95
2 3
СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 112-113
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 113
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 113-114
1 2 3 4
4 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 114
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114
1 2 4 5
РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 116
2
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 119
1 2
АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 148-149
1 2 3 4 5 6 7
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 149
1 2
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 151
2
БОРОДИНО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 155
1 2 3 4 5 6 7 9
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 156
2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 156
1 2 4 6
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 158
1
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 169
1 2
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 169
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169
1 2
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 175-176
1 2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 176
1 2 3 4
КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 186
1 2 3 4 6 7 8
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 187
1 2 3
3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 187
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. МУМУ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 223-224
1 2 3 4 5 7 8 9 10
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 224-225
1 2 3 4
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 227
1 2 4
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228
1 2 3 4
ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОТЛЕТАЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228
1 2 3 4
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Л.Н. ТОЛСТОЙ И ЯСНАЯ ПОЛЯНА. Стр. 230
1
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 258-259
1 2 3 4 5 6
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 259
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 259
1 2 4 5 6
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 263
1
ХИРУРГИЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 268
1 2 3 4 5
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 268
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 269
1 2 3 4 5 6
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 269
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273
1
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273-274
1 2 3
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. ВЕСНА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 274
1 2 3
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. УТРО
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 276-277
1 2 3
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 277
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 279
1
АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ. ЛАСТОЧКИ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 280-281
1 2
ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. ЗИМА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 282
1
2
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 282-283
1
Часть 2
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
Проверьте себя. Стр. 4
1 2
КОСЦЫ
Размышляем о прочитанном. Стр. 10
1 2 3
Фонохрестоматия. Стр. 11
1 2 3 4 5
ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО
Проверьте себя. Стр. 12-13
1 2
В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Размышляем о прочитанном. Стр. 48-49
1 3 4 5 6 7 8 10 11
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
Фонохрестоматия. Стр. 53
1 2
Фонохрестоматия. Стр. 54
1 2 3
Размышляем о прочитанном. Стр. 54-55
1 2 3 4 5 6 7 9
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
Проверьте себя. Стр. 57
1 2
МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА
Размышляем о прочитанном. Стр. 68
1 2 3 4 5 7
Обогащаем свою речь. Стр. 68-69
1 2 3
Литература и изобразительное искусство. Стр. 69-70
1 2
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
Проверьте себя. Стр. 72
1 2
ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ
Размышляем о прочитанном. Стр. 82
1 2 3 4 5 6
Обогащаем свою речь. Стр. 82
2
Совершенствуем свою речь. Стр. 83
ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ
Размышляем о прочитанном. Стр. 88
1 2 3 4 5
Фонохрестоматия. Стр. 88-89
1 2 3 4
Обогащаем свою речь. Стр. 89
1 2 3 4 5
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
Размышляем о прочитанном. Стр. 107
2 4 6
Фонохрестоматия. Стр. 107-108
1 2 3 4 5 7
СКАЗКИ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Размышляем о прочитанном. Стр. 111
1 2 3
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
Проверьте себя. Стр. 112
1 2
НИКИТА
Размышляем о прочитанном. Стр. 121
1 2 3 4
Фонохрестоматия. Стр. 122
2 3 4
Совершенствуем свою речь. Стр. 122
2 3 4 5
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
Проверьте себя. Стр. 123-124
1
ВАСЮТКИНО ОЗЕРО
Размышляем о прочитанном. Стр. 152
1 2 3 4 5 6 7 8
Литература и изобразительное искусство. Стр. 152
Обогащаем свою речь. Стр. 152-153
1 2 3 4 5
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 ГГ.). АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ. РАССКАЗ ТАНКИСТА
Размышляем о прочитанном. Стр. 158
1 2
Литература и изобразительное творчество. Стр. 158
Фонохрестоматия. Стр. 159
1 2
Совершенствуем свою речь. Стр. 159
1 2 3
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ — МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ
Размышляем о прочитанном. Стр. 161
1 2
Фонохрестоматия. Стр. 162
1 2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И СЕБЕ. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН — ПОМНЮ – ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Фонохрестоматия. Стр. 164
1 2
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН — АЛЕНУШКА
Фонохрестоматия. Стр. 165
1 2
АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ — АЛЕНУШКА
Фонохрестоматия. Стр. 167
1 2 4
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ — РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Фонохрестоматия. Стр. 168
1 2
ДОН-АМИНАДО — ГОРОДА И ГОДЫ
Фонохрестоматия. Стр. 169
1 2 3
Размышляем о прочитанном. Стр. 170
1 2 3 4 5 6
Литература и изобразительное искусство. Стр. 170-171
1 3
Обогащаем свою речь. Стр. 171
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. САША ЧЕРНЫЙ. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. ИГОРЬ-РОБИНЗОН
Размышляем о прочитанном. Стр. 188
1 2
Совершенствуем свою речь. Стр. 188
1 2
ЮЛИЙ ЧЕРСАНОВИЧ КИМ — РЫБА-КИТ
Совершенствуем свою речь. Стр. 190
1 2
О ТАЛАНТЛИВОМ ЧИТАТЕЛЕ
Размышляем о прочитанном. Стр. 191
Проверьте себя. Стр. 192
1 2 3 4 5 6 8
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН — ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД
Размышляем о прочитанном. Стр. 197-198
1 2 3 4
5
ДАНИЕЛЬ ДЕФО — РОБИНЗОН КРУЗО
Размышляем о прочитанном. Стр. 213
1 2 3 4 5
Фонохрестоматия. Стр. 214
1 2 3
ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН — СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Размышляем о прочитанном. Стр. 248
1 2 3 4 5 6 7 8 9
МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК
Размышляем о прочитанном. Стр. 250
2 3
МАРК ТВЕН — ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА
Размышляем о прочитанном. Стр. 268
1 2 3
Фонохрестоматия. Стр. 268
1 2 3 5
ДЖЕК ЛОНДОН — СКАЗАНИЕ О КИШЕ
Размышляем о прочитанном. Стр. 280
1 2 3 5
Литература и изобразительное искусство. Стр. 280
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учимся читать выразительно. Стр. 283-284
1 2
5. Работа над темой урока.
Знакомство с текстом сказки «Журавль и
цапля».
Первичная проверка понимания текста.
Словарная работа.
Физминутка.
Анализ содержания сказки.
Закрепление изученного. Выводы.
Выразительное чтение сказки по ролям.
6. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Подготовка к анализу сказки и выразительному
чтению.
Организация усвоения обучающимися содержания
сказки.
Физкультминутка
Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три
— руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите
путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» —
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз —
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями,
держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре, пять —
Можно глазки открывать!
Организация и самоорганизация обучающихся в
ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и
анализировать художественный текст.
Развитие умения делать выводы.
Совершенствование навыков выразительного
чтения.
Совершенствование умения делать выводы.
Оценивание работы.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Осознание обучающимися своей учебной
деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.
— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А
теперь обратимся к сказке о животных .
Сказки о животных – самые древние
сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали
способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли
своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой
предстаёт перед нами лиса? каков заяц?
— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас
послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России
Е. Санаевой.
(фонохрестоматия к учебнику)
Возьмите карандаш, следите по тексту,
отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение
слов (ударение).
— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам
показалось в ней занятным?
— Как вы считаете, каково отношение
сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении
повествования? Как это передаётся интонацией?
— Помогает ли нам музыкальное сопровождение
зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?
— Какие непонятные слова и выражения вы
отметили?
— Послушаем сообщение о выражении «семь
вёрст». (См. Приложение 1).
— Сосчитайте, в скольких километрах друг от
друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.
— А теперь прослушаем сообщение о
фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».
— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как
несолоно похлебал, ушёл домой»?
— Поблагодарим ребят за интересные
сообщения.
— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные
слова?
— А теперь немного отдохнём.
— А теперь мы сравним два текста:
художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из
научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный
текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую
черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и
выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте?
Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.)
— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы
узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил
русский народ?
— Какие вы нашли слова в научной статье,
подчёркивающие именно эту черту?
— Посмотрим, как создаётся описание журавля
в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?
— Сравним описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный
текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?
— Каким вы представляете журавля? Опишите
его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв,
серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый,
пришёл просить прощения…)
— В сказке нет описания внешности цапли.
Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем
отличаются журавль, цапля и аист.
— А теперь обратимся к изобразительному
искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В.
Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю
каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.
— Продолжим анализировать сказку.
Обратимся к тексту сказки. Вспомним
особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?
— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались
в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение
3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.
— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?
— Совпадают ли желания журавля и цапли?
— Что такое «согласие»?
— Вспомните из своего опыта: были ли у вас
моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите
примеры.
— Почему птицы не пришли к согласию?
— Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня
«Лебедь,рак и щука»).
— Как вы думаете, что могут сделать журавль
и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?
— Почитаем сказку выразительно по ролям,
попытайтесь передать характеры персонажей.
— Дайте оценку выразительного чтения
одноклассников. Понравилось ли вам чтение?
Удалось ли передать черты характера
персонажей?
— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к
вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).
— Каковы жанровые особенности сказки о
животных?
— К какому жанру относится эта сказка?
Докажите.
— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы
для себя сделали?
— Вспомним цели нашего урока (слайд 2).
Достигли ли мы их?
Задание на дом по выбору:
- Пересказ сказки «Журавль и цапля».
- Пересказ любой из прочитанных сказок о
животных. - Составление письменного ответа на вопрос
«Мои любимые сказки о животных».
По желанию:
- Просмотр мультфильма «Журавль и цапля»
(режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)
Иллюстрации к сказке.
Организует оценивание работы обучающихся на
уроке.
— А теперь я предлагаю вам оценить свою
работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).
— Итак, мы познакомились со сказкой о
животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к
согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого
урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.
Поблагодарим друг друга за работу!
Прослушивание
сказки.
Нахождение
незнакомых слов и выражений.
Дают развёрнутые ответы на вопросы
учителя.
Объяснение слов
и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».
Слушают сообщение одноклассника.
Ребята переводят версту в километры.
Слушают сообщение.
Объясняют
понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).
Один из обучающихся проводит минутку отдыха
(выполняется несколько упражнений).
Чтение текстов.
Работа с раздаточным материалом.
Подготовка ответов на вопросы. Работа в
паре.
Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В
сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.
Предполагаемый ответ: В научной статье об
этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте
вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по
сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».
Предполагаемый ответ: журавль по болоту не
идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье
коротко», «худо летаешь», «долговязый».
Предполагаемые ответы: отношения автора
научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая
научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит
несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и
даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение
автора к персонажу и отношение других героев.
Устное иллюстрирование.
Просмотр иллюстрации
(слайд 5) и фотографий (слайд 6).
Рассматривание
иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и
В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.
Предполагаемые ответы: особенности
сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о
журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот
так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»),
повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю
два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими
фразами).
Индивидуальная работа.
Предполагаемый связный ответ:
Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось
скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а
потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало
обидно.
Отвечают на
вопросы.
У доски читают сказку по ролям(по
трое).
Оценивание
чтения.
Ответы на вопросы.
«Микрофон» (каждый отвечает)
Запись домашнего задания в дневник.
Заполняют карточку.
Урок литературы на тему: Сказка «Журавль и Цапля»
Батырева
Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели урока:
- Формировать
навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь
выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст. - Формировать
представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости,
благожелательности. - Развивать
речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый
ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих
ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?
(Приложение 2).
- Сказка
складом, песня ладом красна. - Сказку
слушай, а к присказке прислушивайся. - Согласие
питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим
сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок,
подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что
мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном
произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и
журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут
подготовить выразительное чтение дома).
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды
сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам
увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к
другому стилю. (Приложение
1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на
них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и
шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица
стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как
правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее,
ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль.
Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В
отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные,
длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их
ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке.
Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются?
Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного
журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки
посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а
“тяпает” — “тяп, тяп”).
4. Вывод.
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о
внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком
текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы
предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите
кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите
иллюстрации. (Приложение
2). Опишите, какой представлял себе
цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи
образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните
задание по тексту на карточке (Приложение
1, II). Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга.
Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом
выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и
выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и
выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст
болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось
жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не
выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только
в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих
желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы
раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
IV. Вывод.
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы
как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте)
похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский
человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту
сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
Прокомментируйте.
V. Домашнее задание. (Приложение
2).
Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение,
используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем
рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:
- “Есть
согласие – есть и счастье”. (Пословица) - “Согласие
к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица). - “Когда
в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не
дело, только мука”. (И. А. Крылов) - “Главное
— ладить с самим собой”. (Вольтер). - “Как
ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного
размышления”. (Пифагор).
Приложение 1
I.
Сравним научный и художественный текст
Это
крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155
см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький
журавль
— красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида
G.a.antigone
у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает
175
см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым
тяжёлым
журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.
В
отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство
цапель,
в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на
аистов,
но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова
маленькая,
с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки
неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые
перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным,
когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.
Если
визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению
с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;
а
по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально
меньше.
Это
крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;
вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела
синевато-серое,
что позволяет птице маскироваться от врагов среди
лесистой
местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и
брюхо
более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,
подбородок,
верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.
Затылок
синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,
начинающаяся
под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени
перья
почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной
шапочкой.
Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове
и
шее серые с рыжими окончаниями.
Из
сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во
внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите
(подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.
Выпишите
из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение
2
1.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение,
которое помогает вам это понять.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите
выражение, которое помогло вам это понять:
а).
он решил завести хозяйство________________________________________
б).
цапля очень нравилась журавлю____________________________________
в).
Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________
г).
Он любил цаплю всю жизнь________________________________________
3.
Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово,
которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________
4.
Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите
выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Работа над темой урока.
Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».
Первичная проверка понимания текста.
Словарная работа.
Физминутка.
Анализ содержания сказки.
Закрепление изученного. Выводы.
Выразительное чтение сказки по ролям.
6. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.
Организация усвоения обучающимися содержания сказки.
Предупреждение утомляемости.
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.
Развитие умения делать выводы.
Совершенствование навыков выразительного чтения.
Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.
— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .
Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?
— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.
(фонохрестоматия к учебнику)
Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).
— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?
— Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
— Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?
— Какие непонятные слова и выражения вы отметили?
— Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1).
— Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.
— А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».
— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?
— Поблагодарим ребят за интересные сообщения.
— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?
— А теперь немного отдохнём.
— А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)
— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?
— Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?
— Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?
— Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?
— Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)
— В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.
— А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.
— Продолжим анализировать сказку.
Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?
— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.
— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?
— Совпадают ли желания журавля и цапли?
— Что такое «согласие»?
— Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.
— Почему птицы не пришли к согласию?
— Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).
— Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?
— Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.
— Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?
Удалось ли передать черты характера персонажей?
— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).
— Каковы жанровые особенности сказки о животных?
— К какому жанру относится эта сказка? Докажите.
— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?
— Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?
Задание на дом по выбору:
- Пересказ сказки «Журавль и цапля».
- Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
- Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».
По желанию:
- Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)
Иллюстрации к сказке.
Организует оценивание работы обучающихся на уроке.
— А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).
— Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.
Поблагодарим друг друга за работу!
Прослушивание сказки.
Нахождение незнакомых слов и выражений.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».
Слушают сообщение одноклассника.
Ребята переводят версту в километры.
Слушают сообщение.
Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).
Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).
Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.
Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.
Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.
Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».
Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».
Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.
Устное иллюстрирование.
Просмотр иллюстрации (слайд 5) и фотографий (слайд 6).
Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.
Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).
Индивидуальная работа.
Предполагаемый связный ответ:
Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.
Отвечают на вопросы.
У доски читают сказку по ролям(по трое).
Оценивание чтения.
Ответы на вопросы.
«Микрофон» (каждый отвечает)
Запись домашнего задания в дневник.
Заполняют карточку.