Сказка жуковского спящая царевна читать краткое содержание

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

На чтение 7 мин Обновлено

«Спящая царевна» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке Жуковского и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит произведение. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник

Автор — Жуковский Василий

Год написания — 1831

Сколько страниц — 27

Жанр: волшебная сказка

«Спящая царевна» главная мысль

Всегда нужно оказывать должное уважение каждому человеку, независимо от его возраста, и статуса.

Главные герои «Спящая царевна»

  • Царевна — прекрасная девушка, любопытная и неосторожная. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось 15 лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки веретено.
  • царь Матвей и Царица-мать — любящие родители царевны. Царь был немного легкомысленным, привык жить не думая о будущем. Но в то же время он добрый и веселый, когда родилась царевна, закатили знатный пир. О доброте Матвея говорят строчки об указе, который он издал, чтобы защитить царевну.
  • молодой царевич — смелый юноша, любопытный и решительный. Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.
  • злая чародейка — старуха. Недовольная, что ее не пригласили на пир.

План сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Предсказание рака
  3. Рождение дочери
  4. Царь приглашает одиннадцать чародеек на пир
  5. Предсказание злой двенадцатой чародейки
  6. Исправленное пророчество
  7. Запрет использовать веретено
  8. Старуха с веретеном
  9. Царевна уколола палец и все уснули
  10. Страшный бор вокруг дворца
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Царевич видит царевну, и целует ее
  13. Принцесса просыпается
  14. Свадьба.

«Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника

У царя Матвея с его царицей родилась долгожданная дочь, поэтому поводу Царь и царица устраивает пир. Царь приглашает на праздник одиннадцать молодых волшебниц и не зовет двенадцатую старую.

Двенадцатая все равно является и предсказывает, что в шестнадцать лет царевна уколет веретеном палец и умрет. Но одна из добрых волшебниц заменяет данное проклятие на 300 лет сна и говорит что, через 300 лет она будет жить долго и счастливо. На этом пир кончается. Царь издал указ, запрещающий сеять лён и прясть. Но все предсказание все же сбылось, весь дворец заснул вместе с прекрасной девушкой, а вокруг вырос густой и страшный бор, хранящий их сон.

Однажды проезжавший мимо царевич видит страшный лес и решается в него зайти. Он заезжает в старый дворец, находит спящую царевну и пробуждает ее своим поцелуем. Все просыпаются и играют свадьбу.

Чему учит сказка «Спящая царевна»?

Сказка учит почтительности и уважению к каждому человеку, независимо от их достатка и возраста. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам. Также сказка учит не терять надежду, и всегда верить в лучшее.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»

Мне очень понравилась эта сказка. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами

Сказка написана стихами, с чувством юмора и читать ее легко и интересно.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»

  • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
  • Всему свое время.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?

  1. Волшебные, сказочные существа — рак-предсказатель.
  2. Волшебные персонажи — чародейки, колдуньи, используют магию.
  3. Волшебный предмет — веретено, которое погружает в сон.
  4. Действие разворачивается в сказочном, нереальном мире.
  5. Наличие зачина и концовки.
  6. Победа добра над злом.

«Спящая царевна» краткое содержание

Царь Матвей долго жил в любви и согласии со своей женой-царицей. Грустили они из-за того, что не было у них детей. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение дочери.

Предсказание  вскоре сбылось. Царица родила дочь, а счастливый царь устроил грандиозный пир, и приглашает и одиннадцать молодых чародеек. В королевстве жило двенадцать чародеек, но последняя, была злой и старой. Да еще кто-то стащил из царской кладовой одно из двенадцати золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей старую волшебницу.

Во время пира все праздновали и веселились, дарили подарки новорожденной:

Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

Десять чародеек высказали свои пожелания, когда появилась незваная двенадцатая волшебница и напророчила, что в 16 лет царевна уколет руку веретеном и умрёт. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что царевна не умрет, а уснет на триста лет.

Чтобы спасти свою дочь, царь Матвей издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. А после это повеселел и успокоился и жил дальше.

Молодая царевна выросла и хорошела. Ей было уже 15 лет. Как-то она ходила осматривала дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старуху, которая пряла. Царевну заинтересовал этот процесс, она взяла у старухи веретено и уколола палец. Старуха исчезла, а царевна уснула.

Вместе с ней уснуло все в замке  — ее родители заснули прямо на крыльце, уснули придворные и слуги, кони и мухи, даже огонь в печи. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника

Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И вскоре все забыли и о замке и о царевне.

Прошло 300 лет. Однажды весной, царский сын отстал от свиты во время охоты и оказался возле бора. Там царевич встретил старика, который рассказал ему легенду о царевне, которая спит во дворце, и ждёт своего спасителя.

Царевич загорелся желанием увидеть царевну, и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни, который  вдруг расступился перед ним. Царевич нашел старинный замок, в котором все спали.

По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где спала царевна, и был восхищен её красотой.

…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.

Царевич целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Царица и царь Матвей обняли царевича и вскоре сыграли пышную свадьбу.

Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

  1. Имя отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Сколько фей пригласил царь Матвей на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  4. Почему не позвали двенадцатую волшебницу? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  5. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  6. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  7. Сколько должен была спать царевна? 300 лет.
  8. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  9. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  10. Какой закон издал царь, чтобы спасти дочь от проклятия? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  11. Где царевна нашла веретено? В покоях во дворце.
  12. Кто спас спящую царевну? Царский сын.
  13. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  14. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

На чтение 25 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Жуковский В. сказка «Спящая царевна» Жанр: литературная волшебная сказка в стихах Смотри также краткое содержание сказок: Перро Ш. «Спящая красавица» Жуковский В. «Мальчик с пальчик»Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

  1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
  2. Царица-мать. Добрая и любящая.
  3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
  4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
  5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
  6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

План пересказа сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Встреча с раком
  3. Предсказание
  4. Рождение дочери
  5. Пир и молодые чародейки
  6. Одиннадцать блюд
  7. Зловещее пророчество
  8. Исправленное пророчество
  9. Указ о высылке прях
  10. Любопытная царевна
  11. Старуха с веретеном
  12. Сон в замке
  13. Страшный бор
  14. Любопытный царевич
  15. Разбуженная принцесса
  16. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
  2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
  3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
  4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
  5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
  6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

Главная мысль сказки «Спящая царевна» Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.Чему учит сказка «Спящая царевна» Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Спящая царевна» Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.Пословицы к сказке «Спящая царевна» Слово не воробей, вылетит — не поймаешь Всему свое время. Чему быть, того не миновать. Берегись бед, пока их нет. Чего не воротишь, про то лучше забыть.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна» Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка. И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек. Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило. И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива. Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился. И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон. Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит. Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну. Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал. Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

Молодая Царевна — один из главных персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

В девушке прекрасно все, в ней сочетается как внешняя, так и внутренняя красота.

Внешность героини стала причиной испытаний, выпавших на ее долю. Вот как она описывается в произведении:

А.С. Пушкин сравнивает царевну с царицей-мачехой, при этом противопоставляя их друг другу.

Царица красива, как и царевна. Она «высока», «стройна», «бела».

Но характер мачехи отличается от душевных качеств девушки. Царица показывает свою гордость, «ломливость», своенравность. Она не может смириться с тем, что молодая царевна прекраснее нее.

Злость и зависть толкнули царицу на ужасный поступок — она решила избавиться от падчерицы, которую зеркало считало красивее и милее всех.

Сначала мачеха приказала служанке убить девушку. Но та не смогла причинить доброй царевне вреда и просто оставила ее одну в лесу.

Царевна не испугалась темного леса, диких зверей. Она нашла дом, в котором, по ее мнению, жили добрые люди. Дожидаясь хозяев, она убралась и приготовила еду:

Этот эпизод показывает, что царевна трудолюбива и не боится выполнять черную работу.

Богатыри тепло приняли гостью, по ее манерам они сразу поняли, что перед ними царевна:

Молодая девушка стала богатырям милою сестрицей.

Братья предложили ей выбрать одного из них в мужья, но царевна осталась верна своему жениху — царевичу Елисею. Это говорит о высоких моральных принципах девушки.

Эпизод с нищей показывает, насколько царевна доверчива и добра. Она даже не могла предположить, что нищенка окажется злой мачехой.

Царевна является воплощением добра, царица олицетворяет зло. Основной конфликт сказки — противостояние этих двух сил.

И, конечно же, победу одерживает добро. Елисей находит царевну, и чары рассеиваются. Она возвращается домой, венчается с женихом, а царица умирает.

(7)

Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

Почему же он не позвал старую колдунью?

Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

Следующий урок начинаем вопросом:

Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

А вот о дочери его народ помнит.

Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

Почему бор стал лесом?

Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

А благодаря чему это произошло?

Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящей царевны» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.

Главные герои

Царь Матвейдобродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь.

Царицасупруга царя Матвея, добрая и любящая женщина.

Царевнаюная красавица, любопытная и неосторожная.

Царевичнастойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья.

Другие персонажи

Одиннадцать чародеекдобрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами.

Старая чародейказлая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну.

Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ею оказалась старая злая ведьма.

На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что тот не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню и увидела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков,«Чтоб царевну разбудить». Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослям возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долгого сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

Заключение

Сказка Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ.

После ознакомления с кратким пересказом «Спящей царевны» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Спящая царевна»?</h3>

    • <label>Шарль Перро</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Василий Жуковский</label>
    • <label>Ханс Кристиан Андерсен</label>

(новая вкладка)

За 14 лет (1831–1845) Жуковским написано 6 сказок. Они навеяны разными источниками – сказками Ш. Перро (В«Спящая царевнаВ», В«Кот в сапогахВ»), братьев Гримм (В«Тюльпановое деревоВ»), древнегреческим эпосом (В«Война мышей и лягушекВ»), русским фольклором (В«Сказка о царе БерендееВ», В«Иван царевич и серый волкВ»).

Со сказок начинается эпический цикл произведений В. Жуковского. Летом 1831 г. он, Пушкин и Гоголь жили в Царском Селе – Пушкин работал над своими В«СказкамиВ», Гоголь писал В«Вечера на хуторе близ ДиканькиВ». Как бы состязаясь с Пушкиным, Жуковский пишет свою сказку В«Спящая царевнаВ». Используя французский источник, он переделывает сказку на русский лад. И В«хлебосольныйВ» царь Матвей, и описание дворцового уклада очень напоминают русские народные сказки:

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле без забот.

Портрет царевны также восходит к русским народным сказкам:В 

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела…

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят…

Сжаты в легких сапожках

Ножки – чудо красотой.

На протяжении всего повествования сохраняется легкая ирония, лукавая насмешка:

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

В«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вонВ».

Жуковский отходит от французской сказки. Там забыли пригласить последнюю 8 фею (у Жуковского волшебниц 12), а здесь не смогли иль не захотели:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

В«Что ж тут делать? – царь сказал. –

Так и быть!В» И не послал

Он на пир старухи звать.

Принято поистине простое, но В«мудроеВ» решение – нет блюда, нет гостьи. Да и волшебный сон царевны Жуковский продлил до 300 лет (вместо ста). Прошли 300 лет – но ничего не изменилось в образе жизни царя Матвея, так юмористически описанного поэтом:

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь…

…

Все бывалое…

В своей сказке В«Спящая царевнаВ» (как и в других сказках) Жуковский сознательно отказывается от романтической мечтательности. В свою сказку, написанную четырехстопным хореем с одними мужскими рифмами (встречается и внутренняя рифма: В«пляшут, блещут мотылькиВ»; В«вьются, пенятся, журчатВ») Жуковский вводит фольклорные мотивы (В«начал жить да поживатьВ», В«старинушка честнойВ», В«давным-давноВ», В«детина удалой царский сынВ»); разговорную речь (В«и не дали без пути ругаться ейВ», В«чтоб веретен духу не было в домахВ», В«за царевной ни ногойВ»); народно-сказочные формулы (В«что ни в сказке рассказать, ни пером не описатьВ», В«по устам вино бежало, в рот ни капли не попалоВ»), но общий колорит сказки нельзя назвать В«простонароднымВ», русским.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post_2.html
  • http://hronika.su/opisanie-spyashhej-carevny-v-skazke-pushkina/
  • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
  • https://obrazovaka.ru/books/zhukovskiy/spyashhaya-carevna
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4241-analiz_skazki__spyaschaya_carevna_.html

«Спящая царевна» очень краткое содержание

В. Жуковский «Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: царевна, царь и царица, волшебницы.

У царской семьи родился долгожданный ребенок — замечательная девочка. По случаю этого событие был организован грандиозный пир. На него пригласили не только придворных и народ, но и 11 волшебниц, а 12-ую не пригласили из-за ее дурного нрава. Она разозлилась и сказала, что девочка умрет в 15 лет, поранившись о веретено.

11-ая волшебница, не успевшая пожелать царевне что-либо, сказала, что она не умрет, а заснет. Так и случилось — в назначенном возрасте девочка поранилась и заснула, заснуло все царство. Через 300 лет ее нашел царевич и пробудил целомудренным поцелуем. Проснулись и остальные. Жили они долго и счастливо.

Вывод:

Зло нужно отталкивать тем, что лучше: добром, терпением, верой, надеждой. Обиды и боль приносят страдания окружающим, если хочешь, чтобы тебя принимали в компанию, нужно работать над характером и постараться соответствовать хотя бы минимальным общественным нормам, иначе ты обречен на одиночестве и непринятие.

Сравните: Сказка «Спящая красавица» Перро была написана в 1697 году. Ее сюжет был позаимствован автором из традиционного европейского фольклора. Для читательского дневника и подготовки к уроку по литературе рекомендуем прочитать краткое содержание «Спящая красавица». Это история о прекрасной принцессе, которой пришлось спать сто лет, прежде чем развеялось колдовское заклятье.

Короткий пересказ «Спящая царевна»

Краткое содержание «Спящая царевна» Жуковский:

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась дочка. По этому случаю они закатили пир, пригласив на него 11 из 12 волшебниц, которые жили в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, очень обиделась.

Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась двенадцатая и сказала, что царевна умрет в пятнадцать лет, уколов палец веретеном. Тогда вперед вышла волшебница, которая не успела ничего пожелать, и сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся триста лет.

Царь, испугавшись, запретил в королевстве прясть. Но царевна в возрасте пятнадцати лет всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через триста лет царевну разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

Сравните: Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Анализ произведения

Если школьникам дадут задание о написании сочинения по сказке, проведение анализа этого произведения поможет получить хорошую отметку. Также краткое содержание «Спящей царевны» Жуковского отлично подойдет для читательского дневника. Поначалу можно сравнивать сюжет произведения со сказками братьев Гримм, вспомнить, что их труд под названием «Спящая красавица» похож на стихотворение В. А. Жуковского, как и «Красавица в спящем лесу» писателя Шарля Перро. Своему же труду Жуковский дал название «Спящая царевна».

Большинство читателей интересует, что в этом стихотворении побеждают храбрые персонажи, победу получает добро и сказочная любовь.

Привычно проводить сравнение поэтического произведения Пушкина под названием «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, написанным Жуковским.

У Жуковского сюжет произведения основан на европейских произведениях, рассказанных раньше братьями Гримм и Ш. Перро. Но он перевел сказку на русский лад, добавил немало русских черт народа. Произведение построено на событиях, происходящих последовательно, в которых говорится обо всех периодах из жизни персонажей.

Сюжет поэмы «Спящая царевна» Жуковский

«Спящая царевна» Жуковский краткое содержание произведения:

Сказка рассказывает юным читателям о добром царе Матвее и его царице. Жили они счастливо, душа в душу, но, к сожалению, не могли иметь потомство.

Однажды, солнечным светлым днем, бродила царица у ручья, плакала горькими слезами и повстречала рака. Он посмотрел на нее и предсказал, что все у нее будет хорошо, что родит она красавицу-дочку. Этот рак оказался волшебным, и все его предсказания сбылись: родила царица прекрасного ребенка.

В честь такого события царь с царицей решили устроить большое и богатое торжество. Кроме близкого люда, позвали они и одиннадцать из двенадцати чародеек. Так получилось, что у царя было только одиннадцать драгоценных блюд, и царь не захотел звать именно старую, злую и хромую чародейку, на что она очень сильно обиделась и пообещала отомстить.

В долгожданный день собрался весь люд праздновать день рождения юной дочери царя и царицы. Сидят гости, желают ей счастья и добра. Слово дали и чародейках. Одна пожелала малышке в золоте ходить, другая красотой необычайной обладать. Когда черед дошел до последней гости, в зал ворвалась двенадцатая злая чародейка и прокляла ее.

Она сказала, что как только девушке исполнится шестнадцать лет, она уколет свой палец веретеном и умрет навсегда. Одиннадцатая чародейка не могла такого предусмотреть и вмешалась, пожелав юной малышке вместо ужасной смерти уснуть глубоким сном на триста лет.

Родители пришли в ужас, когда поняли, что же суждено им пережить в будущем. Царь незамедлительно издал закон, в котором говорилось, чтобы в его царстве никогда не было больше веретен.

Пятнадцать лет прошло незаметно быстро, все жили мирно и спокойно. Одним днем царь с царицей отлучились на прогулку, в это время их дочь бродила по замку и забрела в заброшенную комнату. В ней она обнаружила пожилую женщину, которая молча сидела и пряла. Она увидела девушку и протянула ей веретено, об которое она и укололась. И все царство погрузилось в глубокий сон.

Прошло долгое время, весь замок покрылся терновником. Все ближайшие сады заросли, да так, что не подобраться было к замку. Все давно позабыли о царе и царевне. Ходили слухи о том, что спит в том замке молодая девушка, их дочь. Да так спит, что только любящий поцелуй может растопить заклятие и вернуть к жизни целое королевство.

Как-то раз вокруг заросшего замка бродил царевич, узнал об этой легенде и захотел, во что бы то ни стало найти спящую красавицу. Когда подбирался царевич к замку, то заросли послушно расступались перед ним, и все вокруг покрывалось свежими цветами. В замке он нашел царевну и подарил ей поцелуй, из-за которого заклятие снялось, и все вокруг, наконец, проснулись. Юноша женился на юной красавице, и жили они долго и счастливо.

Краткий пересказ

Начинается рассказ поэта с характеристики и описания царя по имени Матвей и его царицы. Царствовали они вместе долгие годы, все было отлично, но были они бездетными. В один прекрасный день пошла грустящая жена царя к ручью, присела на его красивый зеленый берег и начала душераздирающе реветь. Слезы царицы не остались без ответа, молодую девушку стало жалко раку. Он попросил, чтобы она не грустила, и этой ночью в ней зародится жизнь, а через некоторое время родится красавица-дочь.

Царица благодарствовала доброму раку за такую хорошую новость, но тот уже исчез из вида. Все его предсказания вскоре воплотились в жизнь. На этом позитивном моменте и началась сказка. Далее «Спящая царевна» Василия повествует о веселом событии — рождение прекрасной дочери у Царя Матвея и его царицы.

Затем сюжет произведений у двух известных писателей (Пушкина и Жуковского) различается. У Пушкина царица умерла при рождении дитя, а у Жуковского — выжила. Жуковский пишет, что счастливые новорожденным родители приняли решение вызвать на праздник чародеек.

Произведение Жуковского о «Спящей царевне» — великолепное стихотворение. Читать его будет занимательно не только маленьким детям, но и взрослым людям.

Предсказания чародеек

Поначалу царь Матвей планировал позвать 12 фей, так как было наготовлено такое же количество блюд. Но вскоре оказалось, что одно из них испарилось. Царь Матвей принял решение не приглашать злую старуху-чародейку. Гости отлично посидели, вкусно поели, вкусно попили, начали одаривать маленькую царевну различными позитивными предсказаниями. Так как они были волшебницами, все эти потрясающие моменты обязательно должны были в будущем сбыться. Но в итоге появились не только хорошие предсказания для царевны. По окончании празднования на пир появился незваный гость — злая чародейка. Она предсказала:

  • молодая царевна доживет только до 15 лет;
  • в 16 лет умрет из-за укола веретена;
  • царевну ждало печальное будущее и короткая жизнь.

Вот такое злостное пророчество огласила малютке злая колдунья. Но юной царевне повезло, потому что до этого 10 волшебниц успели напророчить ей все самое хорошее, а одиннадцатая колдунья все еще не сказала свой прогноз на будущее царевны.

Чтобы отменить проклятье злой чародейки, последняя из чародеек оставила свое слово:

  • девушка не погибнет, а будет спать 300 лет;
  • по окончании этого злостное колдовство развеется;
  • молодая девушка будет долго и благополучно жить до поздней старости.

Когда Матвей узнал пророчество для своей единственной дочери от злой колдуньи, он был очень расстроен. Ни днем, ни ночью царь не мог нормально ни спать, ни есть. В скором времени издал приказ, который запретил выращивать лен, изготавливать пряжу и плести ее на веретене. А иметь его у себя в доме было также строго под запретом. Царь Матвей успокоился после своего указа, и их жизнь стала по-прежнему беззаботной.

Шли годы, девушке исполнилось 15 лет, она становилась все краше, распустилась, как цветок в апреле. В один прекрасный день царь и царица ушли прогуляться, а молодая девушка осталась одна во дворце.

Прекрасной царевне стало скучно, и она приняла решение изучить весь свой замок. Ведь во многих комнатах царевна еще никогда не бывала.

Начала царевна гулять по дворцу и увидев высокую лестницу, решила пойти по ней к маленькой комнатке. Девочке было интересно, она открыла дверь и увидела старуху, которая пряжу прядет. Это была та самая злая чародейка. Старуха передала девушке веретено, в то же время царевна укололась и заснула.

Царство сновидений

В тот же момент весь дворец и его жители были охвачены общим сном. Царь и его царица заснули, прямо стоя в обнимку на крыльце. Царская охрана окаменела, даже не выпустив из рук сабли. Хорунжий заснул на своем коне, который тоже погрузился в долголетнюю царскую спячку. Даже комары замерзли и собаки. Как повариха готовила еду, так и застыла на кухне. И огонь заснул на века.

С тех времен в это царство сна не могла прилететь птица, всякий зверь тоже не пробрался бы туда. Так прошли 100 лет. За 100 лет храбрецы, услышав рассказы своих дедов, хотели найти милую царевну и замок, но ни один из них домой так и не возвратился, поэтому большинство бросили попытки приблизиться к спящей красавице.

Храбрый царский сын

Прошло 300 лет. Однажды молодой царский сын скакал по дремучему лесу со своей охраной и немного отстал от всех. Со временем он приблизился к бору и встретил старца. Он поведал царевичу, что слыхал еще от своих прадедов о царском дворце, где спит красивая девушка и вот уже 300 лет ожидает своего спасителя. Царевич направился в место, которое указал старец. Перед конем царевича даже дремучий лес расступился, вся живая природа была рада царскому появлению.

Снять проклятие с царевны было судьбой определено одному из основных главных героев «Спящей царевны» — юному царевичу. Он нашел царский замок быстро и был удивлен, что все обитатели и насекомые, и животные в многовековом сне. Царь Матвей спал на крыльце дворца. Молодой царевич перешагнул через царя, перекрестился и отправился к своей царевне.

Дальше Жуковский долгое время описывает, как девушка была красива. Юный царский сын был влюблен в нее с первого мгновенья, он поцеловал прекрасную девочку, и она освободилась от чар. Весь царский дворец в один момент проснулся, каждый стал продолжать выполнять свои обязанности. Естественно, царь благословил на брак свою прекрасную дочь, и она стала женой своего героя. Концовкой стал пир и гулянья на весь божий мир.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

  • Сказка журавль и лисица автор
  • Сказка жуковского спящая красавица читать
  • Сказка журавль и волк сравнить с басней волк и журавль
  • Сказка жуковского спящая царевна текст распечатать
  • Сказка жуковского о царе берендее краткое содержание