Сказка жуковского о царе берендее краткое содержание

Автор на чтение 7 мин. просмотров 81 опубликовано 08.03.2021 картина в. васнецова спящая царевна спящая царевна сказка в. а.

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Краткосрочный план
урока

ЛИТЕРАТУРА  

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
23

Композиция сказки В.А. Жуковского.

СО за раздел «Литературная поэтическая сказка». В.А. Жуковский
«Сказка о царе Берендее».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО
1 — понимать термины: герой, антигерой, экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

5.АИ 3 — выделять в  тексте  произведения элементы композиции
при поддержке учителя;

5.ПО 2 — иметь общее представление о
художественном произведении, осмысливать тему;

5.ПО 5 — кратко пересказывать
содержание произведения или отрывка;

5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ
4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при
поддержке учителя;

5.АИ 5 — характеризовать героев при поддержке учителя;

5.ОС 1 —  участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 4оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме.

Цели
урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-участвовать в обсуждении произведения;

-составить
для себя общее представление о произведении;

-назвать
главных героев сказки, выявить антигероя.

-составить план пересказа отрывка из произведения;

-оценить свою работу и работу товарища на уроке;

— привести примеры из текста, используя слова и обороты из
сказки В.А. Жуковского.

-самостоятельно сопоставить элементы композиции сказки;

-перечислить в хронологической последовательности 5 главных
событий сказки.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализ, оценка

Критерии оценивания

-знают термины теории литературы:
герой, антигерой, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка;

-выделяют в тексте
элементы композиции;


перечисляют  в хронологической последовательности 5 главных событий сказки;

-указывают
на основные события художественного
произведения;

-объясняют
динамику развития чувств главного
героя;

-анализируют эпизоды художественного произведения;


выделяют основные характеристики
литературного героя.

Языковые цели

Отвечает на вопросы, используя терминологию по теме.

Ключевые слова и фразы:

Экспозиция,  пролог, завязка, зачин, развитие действия,
кульминация, развязка.

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік
ел». 
Привитие через чтение произведения таких ценностей, как
любовь, находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут работать по изученному на
протяжении нескольких уроков произведению.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты узнаешь, чем закончилась «Сказка о царе Берендее…»;
проверишь свою внимательность, восстановив последовательность событий в
произведении В.А. Жуковского; больше узнаешь о композиции русских сказок.

2. Психологический настрой

К. Прием 
«Приветствие»

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на
сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово.
Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его.
Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему
пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч
побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

http://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/11/202439_1384277079-640x640.png

Середина урока

3. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

И. Прием «Внимательный читатель»

Задание: Прочитай окончание сказки
о царе Берендее. Ответь на вопросы:

1. От чего предостерегала царевича Марья-царевна?

2. Во что превратилась Марья-царевна?

3. Кто ее спас от гибели?

4. О чем рассказал старик Марье-царевне?

5. Для чего она отправилась в город?

6. Как удалось ей вернуть Ивана-царевича?

 Дескрипторы:

— понимает содержание
прочитанного отрывка;

— дает полные и краткие
ответы на вопросы;

-приводит примеры из
текста.

ФО «Благодарность»

П. Прием «Лабиринт»

http://www.detiseti.ru/images/data/labyrinth/labyrinth3.gifЗадание: Представь, что твой
одноклассник  подготовил пересказ отрывка о посещении Иваном-царевичем
прекрасного  города. Ты обнаружил, что пересказ непоследователен, а
хронология нарушена. Поправь товарища, исправив недочеты.

Дескрипторы:

— демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

-расставляет события в хронологической последовательности.

ФО «Взаимооценивание по критериям» 

И. Прием «Дело мастера боится»          

Задание:  Повтори композицию
волшебной сказки. Вспомни сказку о царе Берендее. Соедини стрелочками события
сюжета сказки и части его композиции.

Дескрипторы

— знает композицию волшебной сказки; 

-показывает глубокое понимание художественного произведения;

-располагает события сюжета сказки в соответствии с частями
композиции.

 ФО «Самопроверка по образцу»

                  Учитель проводит инструктаж по СОРу

4. Суммативное оценивание

       за раздел
«Литературная поэтическая сказка»

учебник с.126

Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

И. Рефлексия

Закончи предложения:

1. Сказка В.А.Жуковского замечательна тем, что…

2. В произведении есть следующие признаки волшебной сказки: …

3. Больше всего мне в сказке понравился момент, где…

4. Марья-царевна — пример преданности и любви, потому что…

5. Иван-царевич показался мне…

6. Домашнее задание

Подбери коллекцию красавиц в изображении русских
художников. Кто из них напоминает тебе Марью-царевну?
Почему?

Суммативное
оценивание №1

за
раздел «Литературная поэтическая сказка», 2 четверть

Изучаемые произведения:

Литературная поэтическая сказка В. А.
Жуковский «Сказка о царе Берендее»                                     

             Время
выполнения                       
20 минут

     1.   Задание: Расположить события,
происходящие в «Сказке о царе Берендее» во временной последовательности:

А. выполнение поручений

Б. обещание царя

В. отлучка из дому

Г. путешествие в чужой мир

Д. погоня

Е. испытание любви и верности

Ж. счастливый финал

З. побег

1

2

3

4

5

6

7

8

2. «Узнай героя сказки». Определите 
героя из сказки по его словам.

А) 
«Заехать нетрудно, да трудно выехать будет. Ну так и быть ступай, а я здесь
останусь белым камнем лежать у дороги; смотри мой милый, будь осторожен: царь,
царица, и их дочь царевна выйдут навстречу тебе, и с ними прекрасный младенец
будет, младенца того не целуй: поцелуешь – забудешь тотчас  меня; тогда и я не
останусь на свете, с горя умру, и умру от тебя. Вот здесь, у дороги буду тебя
дожидаться три дня; когда же на третий день не придешь…. но прости поезжай».

       
Б)  «Не трудися, царь, понапрасну; я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай
мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь».  «Ладно! Смотри же, слово сдержи,
чтоб себе не нажить ни попрёка, ни худа».

     
В) «Не плачь, не кручинься родитель, беда не велика. Дай мне коня, я поеду; а
ты меня не дожидайся; тайну держи про себя, чтоб  о ней здесь
никто не проведал, даже сама государыня-матушка. Ели ж назад я к вам по
прошествии целого года не буду, тогда ж знайте, что нет на свете меня».

3. Прочитайте отрывок из сказки В. А.
Жуковского и ответьте кратко на вопросы.

    
Царь догадался и ахнул.

«Вот оно то, чего я не знал!

Уморил ты, проклятый Демон, меня!»

Так он подумал и горько, горько заплакал.

Все удивились, но слова никто не
промолвил.

Младенца на руки взявши, царь Берендей
любовался им долго,

Сам его взнес на крыльцо, положил в
колыбельку и, горе

Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал.

О тайне царской никто не узнал;

но все примечали, что крепко

Царь был печален — он все дожидался:

вот придут за сыном;

Днем он покоя не знал, и сна не ведал он
ночью.

Время, однако, текло, а никто не
являлся.

Царевич рос не по дням — по часам; и
сделался чудо-красавец.

Вот наконец и царь Берендей о том, что
случилось,

    Вовсе забыл… но другие
не так забывчивы были.

1.     
Почему царь
Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кощею долгожданного сына?

2.
  Назовите
героев сказки и антигероев. Докажи свою позицию примерами из текста.

Критерий оценивания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Указывает на основные

события
художественного произведения.

правильно располагает
события во временной последовательности

4

определяет героя по его
репликам

3

Анализирует эпизоды художественного произведения.

отвечает на поставленные
вопросы, опираясь на прочитанный текст;

1

объясняет поступки героев

1

Выделяет основные
характеристики литературного героя.

называет героя и антигероя
сказки

1

приводит примеры из текста,
используя слова

и обороты из сказки В.А.
Жуковского для доказательства своей позиции

2

Всего баллов

12

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
21

Образы сказочных героев в «Сказке о царе Берендее…».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 — понимать термины:
активный и пассивный герой;

5.ПО 3 читать выразительно, по
ролям
 фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

5.ПО 6 —  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики героев,
при поддержке учителя;

5.АИ 5 — характеризовать героев
при поддержке учителя;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки,
рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам,
иллюстрациям);

5.ОС 4оценивать устные и
письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия
теме.

Цели
урока:

-ответить
на вопросы по сказке;

-выразительно
прочитать по ролям эпизод сказки;

-охарактеризовать героев сказки, дать им оценку;

-высказать предположение о происхождении сказочных героев, их
имён;

-оценить устные и письменные высказывания одноклассников.

написать творческую работу на
предложенную тему.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализа, оценка, синтез

Критерии оценивания

-выразительно читают по ролям эпизод сказки;

-понимают термины теории литературы: активный и пассивный герой;

-дают краткие и полные ответы на вопросы;

-дают характеристику героям с помощью учителя;

-пишут творческие работы (отзыв о герое);

-оценивают устные и письменные высказывания одноклассников.

Языковые
цели

Использовать
навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в
устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Герой, антигерой, активный герой, пассивный герой

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному
отрывку из произведения.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты ближе познакомишься с героями сказки В.А. Жуковского,
вспомнишь и другие народные и авторские сказки; усовершенствуешь свое умение
в составлении синквейна и характеристики сказочного героя.

2. Эмоциональный  настрой на урок.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть
лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил
ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим
родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте
сами источником тепла, добра и любви.

3. Актуализация знаний.

Дома вы придумали для Ивана-царевича три задания, которые очень
сложно или почти невозможно выполнить. Давайте узнаем, какие это могли быть
задания.

Дескрипторы:

-составляет три
задания для Ивана-царевича;

демонстрирует богатый словарный запас.

ФО «Комментарии учащихся»

http://cdn3.imgbb.ru/user/154/1540877/201610/ec0c64d8f34eccc805f53d5d34c127e0.png

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К.  Прием «Вопрос-ответ».

Задание: Ответь на вопросы по прочитанному дома отрывку сказки

1. Какие задания придумал
Кощей для Ивана-царевича?

2. Почему Марья-царевна
помогала Ивану-царевичу?

3. Какое поручение Кощея
оказалось невыполнимым?

4. Почему Марья-царевна не
смогла помочь Ивану-царевичу выполнить последнее задание?

5. Мог ли Иван-царевич сам
выбраться из подземного царства?

Дескрипторы:

— понимает содержание
прочитанного отрывка сказки;

—  дает полные и
краткие ответы на вопросы;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

ФО «Похвала»

Погружение в теорию image002

И. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитай теорию литературы
«Герои и антигерои русских сказок» с.115.

Составь кластер по изученному материалу.

Дескрипторы:

—  понимает содержание
прочитанного материала;

— выделяет основные темы;

— составляет кластер.

ФО «Комментарии учащихся»

Формирование  читательской грамотности

Г.  Прием «Что в имени тебе моем?»

http://www.stihi.ru/pics/2017/08/08/9309.jpgЗадание: Прочитай статью о происхождении слова и имени Кощей.  С каким
происхождением имени Кощей согласен ты? Поделись своим предположением о
происхождении имен других сказочных персонажей.

Дескрипторы:

— высказывает свою
точку зрения;

— объясняет
происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;

 определяет роль деталей в характеристике персонажей.

ФО «Комментарии учителя»

5. Закрепление.

Развитие критического мышления

И. Прием «Синквейн»

Задание: с.116 Прочитай  характеристику литературного героя сказки – Марьи-царевны Понравилась ли тебе Марья-царевна? Какой ты ее представляешь?
Напиши синквейн, в котором вырази свое отношение к героине.

Дескрипторы:

— отвечает на вопросы
учителя;

— составляет синквейн
на предложенную тему;

-выражает свое
отношение к проблеме.

ФО «Сигналы рукой»

Развитие коммуникативной компетенции.

П. Прием «Читаем в паре»

Задание: Прочитайте выразительно по
ролям один из эпизодов сказки, где Кощей дает задание Ивану-царевичу.
Помните, что выразительное чтение – это умение отражать голосом ключевые
моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию. Представьте себя
актерами, играющими роли персонажей сказки.

Оцени чтение товарища и попроси оценить свое.

Дескрипторы:

-читает
выразительно фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и
грамматики;


соблюдает орфоэпические нормы;


соблюдает логические ударения, паузы;

—  передает характер
персонажа голосом;

— оценивает чтение
одноклассника.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Развитие творческих способностей.

И. Прием «Проба пера»

Задание:  Как ты думаешь, активным или пассивным героем является
Иван-царевич в «Сказке о царе Берендее…»? Обоснуй и запиши свой ответ,
приведя доказательства активности или пассивности героя сказки.

  Дескрипторы:

— высказывает собственную
точку зрения;

-приводит доказательства
активности или пассивности героя;

— приводит примеры из произведений для
поддержки своего ответа;


демонстрирует богатый словарный запас.

ФО «Авторский стул»

image004

image005

Конец урока

6. Итог урока.
Возвращение к целям урока.

И. Рефлексия. Приём «Ладошка»

Обведите ладонь в тетради и на каждом пальце напишите
прилагательные, характеризующие одного из героев сказки ( Кощея,
Ивана-царевича, Марью-царевну).

7. Домашнее задание

Написать синквейн об
Иване-царевиче (дописать эссе)

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
20

Тема двух миров в «Сказке о царе Берендее…»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5. ПО 1 — понимать термины: реальный и фантастический мир сказки;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 4 составлять простой
план
;

5.ПО 5 — кратко пересказывать содержание произведения или
отрывка;

5.ПО 6 —  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5. ОС 4оценивать устные и
письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия
теме.

Цели
урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-восстановить последовательно план произведения;

-выполнить  сжатый пересказ;

-оценить работу товарища на уроке.

-сопоставить другие сказки с похожим сюжетом;

-составить «тонкие» вопросы по произведению;

— пересказать эпизод встречи героев от лица одного из них.

-исследовать художественное  пространство сказки;

-составить «толстые» вопросы по произведению.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализ, оценка.

Критерии оценивания

-знают термины теории
литературы:
реальный и фантастический
мир сказки
;

-составляют простой
план;

-читают текст и
отвечают на вопросы;

-творчески пересказывают
содержание произведения или его отрывка;

-составляют «толстые» и
«тонкие»  вопросы по прочитанному отрывку; 

-описывают художественное
пространство сказки;

-определяют авторскую
позицию, выражают свое отношение к героям и их поступкам.

Языковые
цели

Использовать
навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в
устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Реальный и фантастический мир, «толстые» и «тонкие» вопросы 

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык, изобразительное
искусство

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр,
актуализировать уже известную информацию и извлекать новую

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты продолжишь знакомство со сказкой В.А. Жуковского;
потренируешься в составлении плана произведения; узнаешь о двух мирах русских
сказок; научишься составлять вопросы

и придумывать сказочные задания.

2. Психологический настрой

Продолжи фразу: «Сегодня на уроке я буду хорошо работать, потому
что…»

3. Актуализация знаний.

В качестве домашнего задания было создание иллюстрации к сказке,
все работы вывешиваются на доску перед уроком. Можно провести небольшой
конкурс и определить, чья «образина» больше всего соответствует описанию в
сказке.

Беседа по вопросам:

— С какой сказкой мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какая история приключилась с царём Берендеем?

— Какое пари царь заключил с чудищем?

— Выполнил ли он свое обещание?

Дескрипторы:

-демонстрирует
знание текста;

-правильно
отвечает на вопросы.

ФО «Сигналы
рукой»

image001

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К.   Прием «Активное чтение».

Задание: Прочитай продолжение сказки.
Ответь на вопросы:

1. Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей-царевной?

2. Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

3. Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

4. Помог ли царевичу ее совет?

5. Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

Дескрипторы:

 -отвечает на вопросы по содержанию сказки;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

ФО «Похвала»

И. Прием «Лабиринт»

Задание: Представь, что твой друг
составил план текста, но перепутал последовательность событий. Восстанови
цепочку событий, соотнеси событие и цифру по порядку.

Дескрипторы:

— демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

-расставляет события в логической последовательности.

ФО «Комментарии учащихся» 

Погружение в теорию

К. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитай  теорию «Два мира в
русских народных сказках». Задай вопросы одноклассникам по тексту.

  Дескрипторы:

— понимает прочитанный материал;

-составляет вопросы по тексту;

-отвечает на вопросы одноклассников.

ФО «Вратарь» 

И. Прием «Блокнот читателя»

Задание: Вспомни и запиши сказки, в которых главный герой
путешествует из реального мира в фантастический  мир. Каким образом он туда
попадает?

Дескрипторы:

-называет сказку, опираясь на иллюстрации;

-объясняет, как герой попадает в фантастический мир.

ФО «Светофор»

5. Закрепление

Развитие творческих способностей.

И., П. Прием «Творческий пересказ»

Задание:  Вспомни эпизод встречи Ивана-царевича и
Марьи-царевны. Перескажи его от лица одного из героев: царевны или царевича.

Оцени пересказ одноклассника, попроси его оценить свой.

Дескрипторы:

— пересказывает эпизод от лица одного из героев;

— употребляет в пересказе форму местоимения 1 лица;

— сохраняет последовательность событий;

-оценивает пересказ одноклассника.

ФО «Взаимооценивание по критериям» 

Развитие критического мышления

И. Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы»

«Толстые»  вопросы 

 «Тонкие» вопросы 

Кто…

Почему ты думаешь…

Что…

Почему ты считаешь…

Когда..

В чем разница…

Мог ли…

Предположи, что будет, если…

Согласен ли ты…

 Задание: Используя таблицу, составь по 3 «толстых» и 3
«тонких» вопроса по прочитанному отрывку сказки.
«Тонкие»
вопросы требуют краткого конкретного ответа. Чтобы ответить на «толстые»
вопросы, нужно все обдумать, проанализировать и высказать свою точку зрения.

Задай свои вопросы одноклассникам, а сам попробуй ответить на и
вопросы.

Дескрипторы:

-составляет вопросы по заданному началу;

-приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

-понимает художественное произведение 
в деталях;

-отвечает на вопросы одноклассников.

ФО «Сигналы рукой» 

http://www.detiseti.ru/images/data/labyrinth/labyrinth3.gif

image003

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0094/000236fb-e1d40fa6/img29.jpg

Конец урока

6. Итог урока. Возвращение к целям урока.

П. Рефлексия

«Комплимент» — учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят
друг друга и учителя за проведенный урок.

7. Домашнее задание:

1.      с.110 «Дело мастера боится». Придумай для Ивана –царевича три
задания, которые очень сложно или невозможно выполнить, запиши их в тетрадь.

2.      Прочитать продолжение сказки с.112-114

  • Сказка жуковского спящая царевна заколдованный сон
  • Сказка жуковского сказка о царе берендее слушать
  • Сказка жихарка читать с картинками бесплатно полностью
  • Сказка жуковского кубок краткое содержание
  • Сказка жукова спящая красавица