Сказка жуковского кубок краткое содержание

Автор андрей измаилов на чтение 7 мин. просмотров 1 опубликовано 05.07.2021 анализ произведения правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее,

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.

Читайте также:  Дистанционное изучение романа Л. Толстого «Война и мир». 1 том. 6 задание. СВАТОВСТВО АНАТОЛЯ КУРАГИНА К МАРЬЕ БОЛКОНСКОЙ

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Главная мысль

В «Кубке» Василия Жуковского главные герои — это царь и паж. Кубок символизирует собой совесть царя. Для него это качество не представляет особой ценности. Поэтому царь так беспечно бросает кубок в море. Он не думает о том, что поступает неправильно и неразумно, прося достать его: ведь шансов вернуться из морских глубин очень мало. Это характеризует его как неразумного правителя.

А вот его поданные, наоборот, прекрасно осознают всю опасность и ставят свои жизнь и здоровье выше всех сокровищ. Таким образом, можно сказать, что подданные — это здравый смысл, связующее звено между риском и благоразумием. Пажа можно ассоциировать с риском и отвагой, бросающей вызов самой судьбе. Также юношу можно сравнить с огнем: он горит ярко, притягивает к себе, может согреть, а царь — это вода, которая может разом затушить его.

zhukovskij-kubok-glavnaya-mysl.jpg

Для царя то, что паж смог выполнить его задание, является поражением, и его самолюбие не может смириться с этим. Именно поэтому он и бросает кубок снова. До конца не ясны мотивы юноши, почему он решился еще раз броситься в бушующее море. Это могла быть вера в свою неуязвимость после чудесного спасения или тайная любовь к царевне.

Но главная мысль «Кубка» Жуковского такова: не нужно испытывать судьбу, даже если тебе повезло. Нужно уметь рассуждать логически и разумно. Ведь мудро сказала царевна, что не нужно повторно отправлять пажа, а если царь хочет еще послушать о том, что творится в морских глубинах, то пусть отправится кто-нибудь другой.

Этим баллада отличается от других произведений В. А. Жуковского. Ведь поэт был поклонником романтизма и восхищался творчеством немецких и английских поэтов. А в «Кубке» звучит призыв к тому, чтобы не поддаваться эмоциям, а стараться всегда рассуждать, прежде чем что-либо делать. Именно это делает данную балладу такой удивительной и непохожей на остальные. Сюжет заставляет задуматься о том, правильными ли чувствами руководствуются люди, когда принимают решения.

Но нельзя не отметить, что черты романтического направления в этом произведении присутствуют. Паж показан в образе пылкого, смелого и романтического юноши. Это можно понять по тому, как он описывает все то, что произошло с ним в морских глубинах. Само действие происходит во времена царей, рыцарей и прекрасных дам, что тоже является характерным для романтизма. Таким образом, баллада «Кубок» — это удивительное и прекрасное сочетание романтизма и глубокого смысла.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Короткий пересказ «Кубок»

Краткое содержание «Кубок» Жуковский:

Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок, и храбрецу требовалось достать его с самого дна.

Любой мог участвовать в опасном состязании, однако желающих не нашлось. Оно и не удивительно, ведь высокие бурлящие волны у горы забирали на дно целые корабли, и еще никому не удавалось выплыть живым.

Вдруг вперед вышел паж. Юнец, ни слова не проронив, начал сбрасывать с себя одежду и подошел к обрыву, в то время как толпа в изумлении смотрела на безумца. Увидев беспокойные волны, парень начал молиться своему небесному покровителю, прося о спасении. И вот, наконец, он прыгнул вниз. Царская свита единовременно вскрикнула от неожиданности, с прискорбием решив, что паж уже разбился и утонул.

Море на мгновение затихло, но потом зашипело с новой силой, поднимая густую белу пену. Из самой пучины вылетел громадный поток, в котором придворные увидели живого пажа с кубком в руке. Одолев мощные волны, ему все-таки удалось выплыть на берег.

Всё тело ломило от усталости, а дыхание сбилось, но он был рад вновь увидеть солнечный свет. Всех охватила радость за счастливую развязку состязания. Юноша опустился на колено, вручил царю его кубок и торжественно произнес, что ради его величества он избавился от страха смерти.  Дочь царя преподнесла пажу кубок вина.

Тут он начал описывать всё, что видел на морском дне, рассказал об обитающих там чудовищных тварях и как чудом спасся благодаря морскому потоку. Царя заинтересовали его рассказы, и он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В награду на этот раз обещалось золотое кольцо с камнями, лишь бы он вновь вернулся с историями про морских чудищ.

Царская дочка взмолилась, упрашивая отца отказаться от этой затеи и пожалеть юного пажа. Но правитель, привыкший, что любая его прихоть и любой, даже самый нелепый приказ, будет выполнен, оставался непреклонным. Бросив в пучину сосуд, к награде он добавил и свою дочь в качестве супруги. Ничего не оставалось юному пажу, как вновь броситься с горы в воду. И вновь море на мгновение затихло и зашумело с новой силой.  Так и не смог юноша выбраться из пучины.

Главная тема в произведении – это храбрость и отвага пажа. В то время, как взрослые опытные рыцари предпочли остаться сторонними наблюдателями, юноша отважно совершает подвиг. Значимой наградой для него стал вовсе не золотой сосуд, а кубок вина, поднесенный царской дочерью.

Это интересно: «Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери». Читайте детские сказки и повести в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Кубок

Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2020 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1831 год

Читайте также:  «Чайка». Чехов. Краткое содержание пьесы

На чтение 15 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Содержание:

В данной статье можно узнать краткое содержание и анализ произведения В. А. Жуковского «Кубок». 

Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.

История создания баллады Жуковского

В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз». 

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл. 

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок. 

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок. 

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно. 

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок. 

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся. 

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем. 

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт. 

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках. 

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения. 

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям. 

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают. 

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

Проследим за композицией баллады:

  1. Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

  2. Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

  3. Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

  4. Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.

  5. Развязка: юноша погибает.

Направление и стихотворный размер

В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша. 

Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее. 

На этом «развлечении» царя присутствуют дамы, действие происходит во времена царей и рыцарей. А это тоже характеризует произведение с точки зрения романтизма.

Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.


Средства художественной выразительности

Автор использует:

  1. Эпитеты«море грозное», «мгла таинственная», «пучина бездонная», «рыцарь знатный», «награда победная», «пена седая», «разъярённый прилив».

  2. Метафоры«пучина бездонной мглы»; «разинулось черною щелью жерло», «стрелою стремглав полетел я туда».

  3. Сравнения«пена кипела: как будто гроза, наступая, ревела»; «волна за волною и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем».

Романтическое произведение с глубоким смыслом — вот что такое «Кубок» В. А. Жуковского. Фантастический сюжет и главный герой, совершающий подвиг, учат тому, что добро должно побеждать зло. 

Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Мамонтов Сергей

1. Главный герой баллады «Кубок» — это молодой и юный паж.

2. Благородство и рыцарство главного героя проявляется путем показа его бесстрашия, решительности и смелости. Паж просит помощи у своего Бога-покровителя и бросается в бездну. Жестокость проявляется со стороны короля, которому было мало одного прыжка пажа, и он попросил его прыгать во второй раз.

3. Я приветствую поступок пажа, что он не побоялся и прыгнул в бездну. Я приветствую то, что дочь короля просила отца не заставлять юного пажа прыгать снова, но король не вразумил ее словам, и этот поступок короля я осуждаю.

ПожаловатьсяЖуковский В., «Кубок» Жанр: балладаГлавные герои баллады «Кубок» и их характеристика

  1. Паж. Юный, красивый, смелый, отважный, влюбленный, безрассудный.
  2. Царь. Жестокий, свирепый, равнодушный к чужим жизням.
  3. Царевна. Молодая, красивая, жалостливая, робкая.

План пересказа баллады «Кубок»

  1. Пожелание царя
  2. Смятение рыцарей
  3. Молодой паж
  4. Смелый прыжок
  5. Возвращение пажа
  6. Награда царя
  7. Рассказ пажа
  8. Кубок на ветви коралла
  9. Морские чудовища
  10. Помощь прилива
  11. Новое пожелание царя
  12. Заступничество царевны
  13. Царь увеличивает награду
  14. Смерть пажа

Кратчайшее содержание баллады «Кубок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна.
  2. Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок.
  3. Он рассказал о страшных чудовищах и течениях.
  4. Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг.
  5. Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг.
  6. Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.

Главная мысль баллады «Кубок» Ради любви человек способен на любые поступки.Чему учит баллада «Кубок» Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.Отзыв на баллада «Кубок» Мне очень понравилась эта красивая баллада. Царь в ней показал себя самодуром, жестоким и безжалостным. Он знал, что посылает пажа на смерть, но ему хотелось развлечения. Паж понравился мне больше всего, он был настоящий герой. Ради любимой он бросился в море, зная, что вряд ли вернется.Анализ баллады «Кубок» Напечатана в 1831 году. Является пересказом баллады «Водолаз» Шиллера. Литературное направление — романтизм. В балладе 27 строф, каждая является шестистишием. Стихотворный размер — амфибрахий.Средства художественной выразительности в балладе «Кубок» Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть. Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага, Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глоталаПословицы к балладе «Кубок» Смелый там найдет, где робкий потеряет. Кто храбр и лих, бывает скромен и тих. Мужество смерти не боится. От глупого риска до беды близко. Глубок океан, но сердце человека глубже.Читать краткое содержание, краткий пересказ баллады «Кубок» Стоявший на высокой скале царь высоко поднял над головой золотой кубок и сказал, что бросит его в морскую пучину, а тот, кто сумеет его достать, получит этот кубок в награду. Рыцари и латники вокруг стояли молча, не было желающих рисковать жизнью ради кубка. В третий раз бросил клич король и вдруг из толпы придворных выходит молодой и красивый паж. Он подходит к краю обрыва и долго смотрит на бушующее море. Дождавшись минутного затишья, паж стремительно бросается вниз и пропадает в пучине. Застывшие на скале люди не могут отвести взгляда от морской бездны. Они уверены, что паж погиб. Ведь в этих местах гибли все, даже корабли. И никто не согласился бы прыгать в бездну даже ради половины царства. Бездна ярится, валы бьют о скалы и вдруг в пучине мелькнуло что-то белое. То молодой паж упрямо борется с водой. И вот паж выходит на берег, усталый, но с кубком и живой. Царь протягивает юноше кубок с вином и тот, начинает свой рассказ о подводном страхе. Паж говорит, что его подхватил стремительный водный поток, вихрь, и увлек на глубину. Но паж помолился богу и успел ухватиться за утес, на котором заметил кубок, зацепившийся за ветку коралла. А много ниже, в самой глубине паж заметил страшных чудовищ — млата, ската, однозуба. И все они грозили ему смертью. Паж содрогнулся от ужаса и омерзения, и вдруг заметил, как к нему ползет что-то стоногое. Он рванулся от утеса и был подхвачен приливом, а потом выброшен на берег. Царь протянул пажу завоеванный кубок и предложил добавить к нему перстень с алмазом, если паж рискнет повторить подвиг. Молодая царевна взмолилась пощадить пажа, ведь он и так совершил невозможное. А царь вновь бросил кубок в море и сказал, что если паж его вернет, то царевна станет его женой, раз она так за него заступается. И паж увидел, как краснеет и бледнеет царевна. В нем снова проснулась отвага и он смело ринулся в воду. Но только волны выходят на берег, а паж не вернулся и не вернется никогда.Рисунки и иллюстрации к балладе «Кубок»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Василий Андреевич Жуковский

Год написания: 1831

Жанр: баллада

Главные герои:король, паж, королевская дочь

Краткое содержание баллады «Кубок» для читательского дневника расскажет о жестоком короле и смелом юноше, который погиб из-за прихоти своего повелителя.

Сюжет

Скучающий монарх бросил в морскую пучину золотой кубок и объявил придворным, что кубок будет принадлежать тому, кто его достанет из моря. Только молодой и красивый паж осмелился прыгнуть со скалы в бушующее море. Когда все уже потеряли надежду на возвращение молодого человека, он вынырнул из воды с кубком в руках.

Юноша подробно рассказал о перенесенных испытаниях, его с волнением слушала дочь жестокого короля. Король сказал, что подарит пажу и алмазный перстень, если он снова отправиться в морские глубины и расскажет о тайнах, которые никто не знает. Царевна стала просить за юношу, но король предложил ему в жены свою дочь за новое путешествие к морским глубинам.

Юноша бросился в море, воодушевленный влюбленными глазами девушки, и погиб.

Вывод (мое мнение)

Королю было скучно, и он придумывал развлечения, совершенно не задумываясь о последствиях. Паж в первый раз бросился в море, потому что был молодой, отважный и хотел славы и богатства, но второй раз он согласился повторить свой опасный трюк из любви к девушке. Но судьба не дала ему второго шанса.

Добавить в избранное

«Кубок» – красивая, романтическая и вместе с тем печальная история об отважном паже, который пожертвовал собственной жизнью ради выполнения воли капризного монарха-самодура.

kubok-chitatelskiy-dnevnik-70871.jpg

Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Кубок

Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1831 год

План

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои
  3. Сюжет
  4. Вывод и свое мнение
  5. Главная мысль
  6. Авторские афоризмы
  7. Толкование непонятных слов
  8. Новые слова
  • Тест по балладе

Время и место сюжета

Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.

Главные герои

Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.

Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.

Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.

Сюжет

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Вывод и свое мнение

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Главная мысль

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Авторские афоризмы

«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»

«…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?..»

«…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…»

«…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»

Толкование непонятных слов

Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.

Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах.

Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.

Златой – золотой.

Сокровенный – скрытый, затаенный.

Новые слова

Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.

Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи.

Мгла – непроглядная темнота.

Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.

Тест по балладе

  1. Вопрос 1 из 10

    Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом:</h3>

    • <label>басня</label>
    • <label>баллада</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/zhukovskiy-kubok.html
  • https://vashurok.ru/questions/ballada-kubok-1-kto-glavniy-geroy-balladi-2-kak-proyavlyayutsya-blagorodstvo-ritsarstvo-i
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/5-klass/1928-kubok.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kubok.html

Юным гостям сайта рекомендуем читать краткое содержание сказки «Иван-царевич и Серый Волк» – итогового произведения В. А. Жуковского в жанре литературной сказки. Поэт оригинальным образом переработал и объединил два фольклорных сюжета, сохранив верность народным сказочным традициям. П. А. Плетнев писал, что при чтении этого произведения «чувствуешь около себя действительно сказочную Русь».

Главные герои

Иван Царевич – младший сын Демьяна Даниловича; честный, смелый, добрый и находчивый юноша.

Серый Волк – мудрый волшебный зверь, друг и главный помощник Ивана.

Елена Прекрасная – дочь царя Касима.

Клим и Петр – ленивые, злые и жадные старшие братья Ивана.

Краткое содержание

Давным-давно в одном царстве правил Демьян Данилович, у которого было три взрослых сына: Клим, Петр и Иван. Гордостью царя была росшая в саду яблоня с золотыми яблоками.

Однажды царь заметил, что золотые плоды стали бесследно исчезать. Он повелел сыновьям изловить вора, назначив наградой за поимку половину царства и статус главного наследника.

Братья решили по очереди нести караул. Первым отправился Клим. Он проспал всю ночь, а утром заявил, что в саду никого не было. На вторую ночь точно так же «просторожил» и Петр.

Иван твердо решил не смыкать глаз. В полночь в сад прилетела жар-птица и начала срывать яблоки. Царевич ухватил ее за хвост, но не смог удержать. Жар-птица скрылась, оставив в руке сторожа огненное перо.

Утром Иван обо всем рассказал царю и показал улику. Он хоть и не поймал птицу, но отпугнул ее: яблоки больше не пропадали.

Вскоре царь пожелал увидеть жар-птицу в своем дворце. Он призвал к себе Клима и Петра и повелел им разыскать воровку, вновь пообещав наградить половиной царства.

Старшие братья уехали, а Иван стал упрашивать отца тоже отпустить его на поиски. Демьян Данилович уговаривал младшего сына остаться, но царевич настоял на своем.

Иван сел на коня и отправился в путь. Он долго ехал и оказался на распутье из трех дорог. На столбе было написано, что ждет всадника на каждом выбранном направлении. Поехав прямо, он подвергнется разным лишениям; повернув направо – потеряет коня; отправившись влево – погибнет. Иван подумал и выбрал правую дорогу.

Вскоре из леса выскочил Серый Волк. Он бросился на коня, загрыз его и скрылся. Опечаленный Иван пошел дальше пешком. Волк опять появился и предложил царевичу сесть на него верхом.

Узнав о цели путешествия Ивана, Волк сказал, что знает, где найти жар-птицу. Он быстро помчался вперед и в полночь доставил царевича к высокой стене. За ней висела золотая клетка с жар-птицей. Волк предупредил царевича, что клетку нужно оставить.

Иван перелез через стену и вытащил жар-птицу. Забыв о предупреждении, он хотел унести ее вместе с клеткой. Как только царевич дотронулся до клетки, раздался громкий звон. Появилась царская стража и схватила вора.

Ивана отвели к царю Далмату. Царевич объяснил, что хотел украсть птицу, потому что она воровала яблоки его отца. Далмат согласился отдать воровку, но взамен желал получить коня Золотогрива. Этим прекрасным конем владел царь Афрон, правивший в тридесятом царстве.

Иван вернулся к Волку. Тот пообещал помочь и к следующей ночи доставил царевича к конюшне Афрона. Волк сказал, что Иван легко выведет Золотогрива, если не будет трогать его уздечку.

Царевич проник в конюшню и уже повел Золотогрива, но вдруг увидел красивую уздечку и снял ее со столба. Тут же прибежали слуги Афрона, схватили конокрада и отвели к царю. Владелец коня выслушал Ивана и согласился обменять Золотогрива на дочь царя Касима – Прекрасную Елену.

Узнав о новом поручении, Волк пустился в путь и добрался с царевичем до царства Касима. Попросив Ивана подождать, Волк пробрался в сад и выкрал красавицу. Усадив царевну и царевича на спину, он быстро оторвался от погони. Молодые люди сразу же влюбились друг в друга.

Волк догадался, что Иван не хочет расставаться с любимой. Обернувшись Еленой, он вместо нее пошел к Афрону. Царевич получил Золотогрива и ускакал на нем вместе с настоящей царевной. Афрон устроил свадьбу с Еленой, но Волк принял свое истинное обличье, укусил царя и убежал к Ивану.

Таким же образом был обманут Далмат. Верный помощник превратился в Золотогрива, а после обмена на жар-птицу сбежал.

Царевич добрался до места первой встречи с Волком. Тот простился с Иваном, пожелал ему всего хорошего и посоветовал никому не доверять, даже родным братьям.

Иван продолжил путь и достиг своего царства. Неподалеку от дворца он неожиданно встретил Клима и Петра. Увидев «добычу» младшего брата, они позавидовали ему и замыслили злодейство.

Братья радушно предложили Ивану отдохнуть в своем шатре. Когда царевич уснул, они закололи его мечами и отправились к отцу с Еленой, Золотогривом и жар-птицей.

Полакомиться мертвым Иваном прилетел ворон. В это время, почуяв беду, подоспел Волк. Он схватил падальщика и потребовал, чтобы его вороненок раздобыл мертвой и живой воды.

Вечером прилетел вороненок. Волк побрызгал Ивана сначала мертвой, а затем живой водой. Раны затянулись, и царевич очнулся. Волк сказал, что Клим и Петр убиты Кощеем. Этот чародей погрузил Демьяна Даниловича и все его царство в непробудный сон и похитил Елену, Золотогрива и жар-птицу. О том, как убить Кащея, знает только Баба Яга, живущая в непроходимом лесу.

Волк рассказал Ивану, как найти богатырского коня, который сможет найти дорогу к избушке Бабы Яги.

Богатырский конь был спрятан колдуном в глубоком подземелье за двенадцатью чугунными дверями. Иван освободил его и попросил отвезти в логово Бабы Яги.

После долгого пути Иван встретил двух дравшихся Лешаев. Драка шла за три волшебные вещи: драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-невидимку. Царевич пообещал разрешить их спор. Он сказал, что пустит стрелу. Кто принесет ее обратно, тот получит два любых волшебных предмета.

Глупые Лешаи с радостью согласились на состязание. Иван выпустил стрелу, а когда спорщики убежали, одел шапку-невидимку, взял дубинку и скатерть и поехал дальше.

Наконец, конь довез Ивана до затерянной в глухом лесу избушки. Царевич вошел в нее и увидел Бабу Ягу. Он потребовал принять гостя: напоить, накормить и уложить спать. Хозяйка оценила смелость Ивана и выполнила его требования.

На следующий день царевич рассказал Бабе Яге о злодействе Кащея. Она согласилась помочь Ивану. Смерть Кащея заключена в яйце. Яйцо находится в утке, утка – в зайце, а заяц – в сундуке. Сундук же закопан под дубом на далеком острове Буяне. Добыв яйцо, Иван должен поехать во дворец Кащея. Дубинка поможет ему справиться со сторожем – двенадцатиголовым драконом. Одев шапку-невидимку, царевич беспрепятственно пройдет к Кащею и убьет его, раздавив яйцо.

Баба Яга добавила, что Ивану нужно будет взять из дворца гусли-самогуды. Только они смогут снять сонные чары с царства Демьяна Даниловича.

Иван добрался до безбрежного моря Окиана. На берегу он освободил из невода щуку, которая пообещала свою помощь. Богатырский конь с царевичем на спине бесстрашно бросился в воду и поплыл к острову Буяну.

Конь достиг острова. Иван повалил дуб, вытащил из ямы сундук, достал из него зайца и разорвал его. Из зайца выпорхнула утка и полетела прочь от острова. Царевич попал в утку стрелой, но выпавшее из нее яйцо упало в море и пошло на дно. Тут и пригодилась спасенная щука, которая нашла яйцо и приплыла с ним к берегу.

Взяв яйцо, Иван на коне добрался до замка Кащея. Он надел шапку-невидимку, осторожно подошел к дракону и приказал дубинке поколотить его. Осыпаемый градом ударов сторож разъярился и в бессильной злобе разодрал себя когтями.

Царевич расстелил перед усталым конем скатерть-самобранку и пошел искать своего недруга. В саду он увидел Елену, очарованную игрой гуслей-самогудов. В это время к девушке подошел Кащей и стал уговаривать ее на свадьбу.

Иван приказал дубинке побить чародея, а затем снял волшебную шапку и раздавил яйцо. Избитый Кащей тут же умер.

Царевич забрал Золотогрива, жар-птицу и гусли-самогуды. Влюбленные сели на коней и поскакали прочь. Гора, на которой стоял замок Кащея, рухнула. На ее месте осталось озеро. Иван и Елена, не спеша, поехали домой. Волшебные вещи облегчали им путь.

Все жители царства Демьяна Даниловича крепко спали. Царевич и царевна добрались до дворца и увидели перед ним убитых Кащеем Клима и Петра. Дойдя до царских покоев, где спал мертвым сном отец и его приближенные, Иван приказал играть гуслям-самогудам.

При первых волшебных звуках все люди очнулись и пустились в пляс. Сам царь бросился плясать с невестой сына и повелел объявить, что завтра приглашает всех подданных на свадьбу наследника Ивана с Еленой Прекрасной.

Праздник удался на славу. Скатерть-самобранка накрыла столы для огромного количества людей. Дубинка следила за порядком.

В разгар свадьбы раздался громкий звук трубы. К дворцу подъехала роскошная карета, в которой сидел Серый Волк. Иван с восторгом встретил своего верного помощника и предложил ему остаться жить у него.

После смерти Демьяна Даниловича царем стал Иван. Он много лет мудро правил царством, во всем советуясь с Волком.  

Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»

№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?

а) эпос; б) лирика; в) драма.

№ 2. Что такое баллада?

а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;

б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.

№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?

а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».

№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?

а) царь; б) рыцарь; в)
латник.

№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?

а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.

№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?

а) один раз; б) два раза; в)
три раза.

№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?

а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.

№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?

а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.

№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?

а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.

№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?

а) 10; б) 50; в) 100.

№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?

а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.

№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?

а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.

№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?

а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.

№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?

а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.

№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?

а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.

№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?

а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

б

б

а

а

а

в

в

б

б

в

а

б

в

а

в

а

Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»

№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?

а) эпос; б) лирика; в) драма.

№ 2. Что такое баллада?

а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;

б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.

№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?

а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».

№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?

а) царь; б) рыцарь; в)
латник.

№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?

а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.

№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?

а) один раз; б) два раза; в)
три раза.

№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?

а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.

№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?

а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.

————————————————————————————————————————————————————-

Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»

№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?

а) эпос; б) лирика; в) драма.

№ 2. Что такое баллада?

а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;

б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.

№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?

а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».

№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?

а) царь; б) рыцарь; в)
латник.

№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?

а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.

№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?

а) один раз; б) два раза; в)
три раза.

№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?

а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.

№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?

а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.

————————————————————————————————————————————————————-

№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?

а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.

№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?

а) 10; б) 50; в) 100.

№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?

а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.

№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?

а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.

№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?

а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.

№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?

а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.

№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?

а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.

№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?

а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.

————————————————————————————————————————————————————-

№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?

а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.

№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?

а) 10; б) 50; в) 100.

№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?

а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.

№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?

а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.

№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?

а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.

№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?

а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.

№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?

а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.

№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?

а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.

————————————————————————————————————————————————————-

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

  • Сказка жукова спящая красавица
  • Сказка жуковского иван царевич и серый волк
  • Сказка жуковского кубок слушать
  • Сказка жуковского кот в сапогах
  • Сказка жуковский тюльпанное дерево