Сказка жестокий мудур мэргэн нанайская сказка

Когда-то где-то жил один мэр-гэн с женой, далеко-далеко от людей. кругом непроходимый лес был. очень хотели иметь детей эти муж

Когда-то где-то жил один Мэр-гэн с женой, далеко-далеко от людей. Кругом непроходимый лес был. Очень хотели иметь детей эти муж и жена. Уже стали стареть, беспокоятся: «После нашей смерти неужели и следа от нас не останется?»

Вот жена почувствовала: под сердцем шевельнулось. Сама не поверила, долго не говорила

мужу. Сильнее стало дитя шевелиться. Жена думает:

«Это Бог нас услышал».

Муж вернулся с охоты сердитый, мрачный. Жена, как всегда обед собирает. Он ест нехотя.

— Ты поешь, отдохни, я тебе чего-то расскажу, — говорит жена.

«Что женщина знает? — думает муж, удивляется — Чего жена радуется? Детей нету в доме — и радости нет. Солнце и то как будто меньше светит».

Муж поел, лег. Женщина села в изголовье.

— Знаешь, у нас радостный день будет. Муж сразу догадался, о чем она говорит.

Вот живут они теперь весело. Муж все время на охоту ходит. Без него родила жена ему девочку, такую светлую, такую красивую. Мать девочки лицом хоть и не больно пригожая была, зато ласковая, работящая и мастерица. Сколько муж пушнины принесет, она и кусочка кожи зря не бросит. Из маленьких кусочков делает большой. Не знаю, когда у них в доме появилась служанка — кэкэчэн. Откуда взялась — никому не известно. Все в доме делает, пищу готовит, от младенца ни на шаг не отходит. Все качает, песни поет. Девочка слушает да уснет, слушает да уснет, во сне улыбается. А мать уже приданое дочери готовит, несколько амбаров-такто красивой одеждой заполнила.

Однажды ни с того, ни с сего заболела мать девочки. Сильно заболела. Ждет: скорей бы муж с охоты вернулся.

Вечером пришел Мэргэн.

Она только и успела сказать: «Мэргэн, береги нашу дочь», — и умерла.

Мэргэн не понимает, что за напасть такая: утром ни на что не жаловалась, а вечером умерла.

Похоронил он жену, и кэкэчэн, как нарочно, исчезла. Девочка совсем осиротела. Сколько жила кэкэчэн — Мэргэн ни разу ее лица не видел, не помнит, какая она была. Дочке лет пять-шесть было, маленькая. Что делать? Нельзя ведь на охоту не ходить. Отец ее одну оставляет. Вернется — дочка причесана, умыта и дома все так чисто, будто кто прибирает. Увидит, отец девочку — и все свое горе забывает. Уйдет на охоту — о жене тоскует. Так время шло, и не заметил Мэргэн, когда выросла его Фудикэн.

Недалеко от их дома было озеро. Фудикэн любила к нему ходить. Вот сядет возле озера, опустит в воду косу. А озеро, хоть какой сильный ветер бушует, гладкое и чистое стоит, как маслом налитое. Опустит девочка косу в воду, тихое течение откуда-то появляется, волосы ее как будто расчесывает, гладит моет. Хорошо у озера Фудикэн, сидит, песни поет.

Один раз пришел к ним какой-то юноша, красивый, статный, коса толстая, в руке дебго-острога. Приглянулась Мэргэну красавица. Отец радуется:

— Ты откуда, Мэргэн, появился? У нас тут поблизости людей нету.

— По свету ходил, забрел к вам.

Могучий охотник этот Мэргэн. Из тайги придет, много пушнины принесет, положит у ног Фудин.

Вот раз осталась Фудин одна дома, слышит: где-то кто-то зовет ее голосом, точно таким же, как у нее. И ее песню любимую поет. Не по себе стало девушке, нехорошо на сердце. С непокрытой головой никогда не выходила она на улицу и лицо закрывала. Пошла она к озеру, опустила в воду косу. Те-

чение появилось, стало ей волосы гладить. Фудин песню запела. И как запела — пошли круги по воде, волны покатились, вода выше, выше подниматься стала, и вышел из воды, до пояса поднялся мужчина и стоит. Коса толстая, где кончается — не видно даже. Красивее был этот Мэргэн, чем жених Фудин. Спрашивает ее:

— Знаешь, кто я? Помнишь, кэкэчэн тебе песни пела, баюкала тебя? Это я тебя растил, развлекал. И не думай за кого-нибудь другого замуж выйти. Ты — моя невеста, хочу, чтобы ты моей женой стала. Пойдем, я тебе мои владения покажу.

— Я под водой не могу ходить, — отвечает Фудин. — Я ведь земной человек.

— Ты об этом не беспокойся, — отвечает Мэргэн. И прямо на глазах у Фудин расступилась вода, будто кто одеяло откинул. Вниз мраморная лестница ведет, чем глубже — тем красивее. Спускается по ней девушка. Рыбы ей кланяются. Фудин себя >не узнает: на голове у нее корона, платье все сверкает.

— Ну как, нравятся тебе мои владения? — спрашивает Мэргэн.

— Не знаю, что-то холодно здесь.

Идут, идут, а кругом золото валяется, как простые камушки, и серебро, и драгоценные каменья, и жемчуг. Большое селение — Иргэн показалось. Там

— люди не люди: полурыбы, получеловеки, все Фудин кланяются, приветствуют ее. А ей неуютно, холодно. Просит она Мэргэна:

— Отпусти меня домой, я хоть с отцом повидаюсь. Честный человек никогда обманом не женится.

Тут видит Фудин — поперек дороги появилось два ручья: по одному течет золото, по другому — серебро. Одна коса ее упала в золотой ручей, другая

— в серебряный. Она этого не заметила. Вот вышли они на то место, откуда в озеро вошли.

— Смотри, Фудин, не забывай меня, а то что-нибудь недоброе случится.

— Не забуду,» да только холодно мне у тебя.

— Ничего, — Мэргэн отвечает, — привыкнешь. Пришла Фудин домой — никого нет, отец с же-

нихом на охоту ушли. Заметила вдруг: косы за ней волочатся, одна золотая, другая — серебряная. О-о, вдруг жених заметит! Положила она косы в шелковый мешочек и хорошенько завязала.

Вернулись охотники. Жених улегся возле Фудин, стал ей голову гладить. Развязался мешочек, упал, и рассылались косы, золотая и серебряная. Жених даже глаза рукой закрыл.

— Откуда это у тебя, Фудин?

— Мэргэн, у меня второй жених появился. Так, видно, мне на роду написано. Ты откажись от меня, так лучше будет для нас обоих.

Он ответил:

— Если я руку сожму в кулак, уж никогда не разожму. — Ничего не сказал больше, взял дебго-острогу и пошел к озеру.

Никогда таким не было озеро: волны, как валуны, ходят. Мэргэн голосом Фудин зовет:

— Муэ эдени, водяной царь! Я о тебе соскучилась. Выходи.

Откуда-то издалека раздается:

— Ты не хитри, ты мой соперник, пришел со мной биться,

— Нет, я ива-фотоха. Выходи!

— Я не трус, выйду, если тебе надо. — Поднялся из воды, сначала до шеи, потом до груди.

Мэргэн подзадоривает Водяного царя:

— Выше, выше поднимись, до пояса.

Выше поднялся Муэ эдени, не побоялся. Мэргэн кинул в него дебго-острогу и следом сам на соперника прыгнул.

Фудин чувствует: недоброе что-то творится на озере. Выскочила из дома, побежала. Неспокойное озеро, вместо воды — кровь в нем. Плачет Фудин: ни водяного, ни земного жениха не видно, под водой битва идет! Стоит девушка, ждет, сколько времени прошло — не знает. Стала свое детство вспоминать, служанку ласковую, стала свои песни петь. Потихоньку, потихоньку успокоилась в озере вода, чистая, прозрачная сделалась. Заглянула в воду де-

в ушка, видит свое отражение: корявая, сучковатая ива-фотоха стоит.

Так девушка в иву превратилась, ива ведь всегда возле воды стоит, на реках не растет. Ждет девушка-ива, когда который-нибудь из женихов из озера выйдет. Руки-ветви к воде опустила. Стоит, ждет.

arrow prev

arrow

Чернявская Светлана Александровна

 Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края

                                                         Литературная игра.

Тема: Сказки народов Дальнего Востока.

Целевая аудитория:  возраст 4-5 классы

Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить сказки народов Дальнего Востока.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с  народными сказками народов Дальнего Востока

Задачи:  формировать умение  понимать главную идею народной сказки;

                 развивать интерес к художественной литературе, чтению;

                 развивать речевые умения при пересказывании литературного

                 произведения;

                 воспитывать интерес и любовь к малой Родине.

Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Предварительная работа: чтение сказок народов Дальнего Востока (смотри  

                                           Приложение №1);  посещение краеведческого музея;

                                          подготовка команды помощников;

                                           иллюстрирование прочитанных сказок,

                                           написание отзывов о прочитанных сказках;

                                           знакомство с творчеством Г. Павлишина.

Оборудование: для команд приготовлены тексты сказки «Отважный сын»,

                                 книги с иллюстрациями Г.Д. Павлишина.

Заранее для игры группа детей делится на 2 команды и команду помощников (по усмотрению воспитателя). Приглашаются члены жюри.

 Ход игры.

Мы с вами читали  сказки народов Дальнего Востока.  Делали рисунки к сказкам, которые вам понравились,  учились писать отзывы о прочитанных сказках. Сегодня наша игра поможет выявить самого внимательного читателя. И сейчас, вслед за сказочными героями мы отправляемся по дорогам  прочитанных сказок, сказок – народов Дальнего Востока. На берегах Амура родились интересные добрые сказки. В сказку нас поведут «команды знатоков» и команда помощников.

А для начала, давайте вспомним, какие народы жили раньше и живут сейчас на берегах Амура. (Нанайцы, орочи, нивхи, ульчи…)

Ребята, а что такое сказка?  А что значит народная сказка? (Ответы детей.) Вывод делает воспитатель.  Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях, приключениях. Сказку придумывали, простые люди. Сбором и записью народных сказок, занимались ученные. Они ездили по селениям, слушали, записывали сказки, чтобы передать их нам.

Итак: «Вас приглашает сказка

На конкурс знатоков,

И должен без подсказки

Здесь каждый быть готов:

Найти перо железной птицы

И встретить Мэргэна с синицей,

И рассказать толково нам

Про присказку, зачин, концовку.

Узнать, кто песенки поет

И где, какой герой живет

И побывать с ним на пиру.

Всех приглашаем на игру.

А победит та команда, которая преодолеет все трудности в пути, будет работать дружно и слаженно.

Для начала, давайте, вспомним какие части можно выделить в тексте сказки  (присказка, зачин, сказочное действие, концовка, конечная присказка)                                                         

Первый конкурс.

Откройте текст сказки «Отважный сын». Задание первой команде — зачитать присказку. Задание второй команде зачитать зачин сказки. 2 детей из команды помощников кратко пересказывают сказку.

Из сказки «Отважный сын» помощники зачитывают два отрывка. 1-концовка,

2 — конечная присказка. (Участники команд должны узнать, какие части сказки были зачитаны)

Члены жюри подводят итог.

Второй конкурс

Мы с вами выяснили, кто лучше помнит названия частей сказки. Но конкурс наш только начался.

 И условия нашего задания теперь таковы. От наших помощников вы услышите диалоги сказочных героев. Узнайте, герои, какой сказки ведут диалоги. (Диалог проговаривают дети из команды помощников.)  Команды дают ответ.  А теперь  участники 1 команды кратко расскажут, как развивались события в сказке до прослушанного диалога. Участники второй команды напомнят нам, что происходило в сказке после, услышанного диалога. (Сказка «Скрипучая старушка» Смотри диалоги в приложении №2)

Жюри подводит итоги.

Третий конкурс

Молодцы, ребята, сказочных героев вы знаете. А наш путь в сказку продолжается дальше.  Очень часто сказочным героям кто-то или что-то помогает найти дорогу. И вопрос таков: «Кто или какие предметы помогают

находить героям дорогу в сказках. (После ответов команд, подготовленные помощники рассказывают отрывки из сказок. Смотри приложение№3).

Жюри подводит итоги.

Мы с вами вспомнили помощников сказочных героев, которые помогали найти им дорогу.  А теперь найдите в текстах сказок слова, которые помогают нам понять, что сказка появилась на берегах Амура. (Дети называют национальные   слова и объясняют их.) Например: фактория – поселок, чум – дом, маунита – петля аркана, нюк – покрытие чума,  оморочки – лодки.

Итак, мы с вами заметили, что в сказках необычные имена, место действия в сказках не деревня, а стойбище, лодки называются оморочки. Мы видим, что сюжеты сказок взяты из реальной жизни.  В сказках  не все сказочное.  Напомните, чем занимаются наши сказочные герои? (Ловят рыбу, охотятся на зверя, выделывают кожу, шьют одежду, готовят себе пищу,  защищают землю от врагов.)

Четвертый конкурс

Наш следующий конкурс с таким названием: «Сказка ложь, да в ней намёк». Итак, вопрос: «Чему учат сказки?» (Возможные варианты ответов смотри  в приложении №4)

Подведение итогов игры

Воспитатель:  Сказки прочно связаны с жизнью народа. Они учат и показывают, каким должен быть человек: добрым, умным, честным, мужественным, должен уметь прощать своих противников, уважать старших приходить на помощь другому, защищать свою Родину.

На берегах Амура родились  интересные сказки. А еще красивые орнаменты и узоры.

-Для чего люди использовали орнаменты и узоры? (Украшали одежду, жилище, ковры, лодки, ножи, ложки, шкатулки…)

Рассмотрите иллюстрации к сказкам и скажите, а какие орнаменты использовали люди? (растительные и животные).  Не забыть нам эти узоры помогают художники. Книги, которые изданы Хабаровским издательством, ярко иллюстрированы. Найдите фамилию художника. (Павлишин). Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в Хабаровске. Он много путешествовал по краю. Исследовал творчество народов Севера, их культуру. Геннадий Павлишин удивительно точно и в то же время живо передает любимую им природу. Специалисты отмечают, что по рисункам художника можно изучать флору и фауну Дальнего Востока.  Одни  для нас сохраняют сказки, а другие народные узоры.

Приложение №1

Предварительно прочитаны сказки:

 «Айога» нанайская сказка

«Березовый сынок» нанайская сказка

 «Железная птица» нанайская сказка

 «Отважный сын» нанайская сказка

 «Охотник и тигр» нивхская сказка

 «Пудин и лягушка» нанайская сказка

«Скрипучая старушка» ульчская сказка

 «Тигр и мальчик» ульчская сказка

«Хозяин ветров» ненецкая сказка

«Храбрый Мэргэн» нанайская сказка

Приложение № 2

1 отрывок

Сказка «Охотник и тигр»

Ясно, здесь в тайге страшно.

— Я никого не боюсь. Нет у меня страха!

Кто бы ни напал —  всех одолею.

-Не говори так. Мал ты ещё. Лучше скажи: всех боюсь

-Нет, не скажу так. Где у меня силы не хватит, там я ловкостью возьму. С любым врагом справлюсь.

-Кто тут хвастает, что всех одолеет?

-Не я это говорил, я всех боюсь. И тебя боюсь. Отверни свою голову, не гляди на меня! Я хочу выйти из шалаша!

— Кто же тут собирается со всеми справиться? Кто это тут никого не боится?

— Я никого не боюсь. Я со всеми справлюсь!

-Ну, тогда давай бороться. Если ты сильнее – меня убьешь. Если я сильнее – тебя съем. («Охотник и тигр» нанайская сказка)

2 отрывок

-Пусти переночевать меня.

-Нельзя ночевать в этом месте. Здесь живет злая старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у молодых девушек. Я живу здесь потому, что ей прислуживаю. Ненавижу ее, а сделать ничего не могу. Уходи, пока не вернулась старуха, а то погубит она тебя.

  • Не боюсь я. Теперь знаю, кому отомстить за сестру, только как это сделать?

-Слышала я от старухи, что есть у нее красивая шкатулка с костяной резьбой. Вот в этой шкатулке все ее зло хранится. Если растолочь, растереть шкатулку в порошок, старуха ничего плохого делать не будет. («Скрипучая старушка)

Приложение №3

«Хозяин ветров» ненецкая сказка  (Птичка, санки)

Когда будешь на горе, прилетит к тебе птичка. Сядет она к тебе на плечо, ты не гони ее, погладь, приласкай. Потом сядь на саночки и скатись под гору. Саночки привезут тебя прямо ко входу в чум.

«Храбрый Мэргэн» нанайская сказка (стрела)

Садись на стрелу. Принесет она тебя к твоей юрте. Там ты и жди меня и стрелу береги до моего возвращения сказал и вложил стрелу в лук. Села девушка на стрелу, а Мэргэн натянул тетиву и пустил стрелу.

«Охотник и тигр» нивхская сказка (нарты)

— Ну, теперь домой отправляйся.

-Как домой пойду? Я дороги не знаю, заблужусь – говорит мальчик.

-Не заблудишься. Нарты сами поедут.

«Железная птица» нанайская сказка (перо)

Когда будешь расставаться, я дам тебе перо из своего крыла. Не теряй его. Будешь идти на охоту, брось перо и посмотри, в какую сторону оно упадет

концом. В ту сторону иди, удачливым охотником будешь и счастье своё  найдешь.

Приложение №4

«Чему учат сказки»

 Возможные варианты ответов.

«Железная» птица умение прощать, ценить дружбу, благодарить за помощь.

«Скрипучая старушка» — ценить дружбу. Без беды дружбу не узнаешь.

«Охотник и тигр» — доброе дело вернется к тебе добром.

«Храбрый Мэргэн» — помогать другим людям, защищать свою Родину.

«Пудин и лягушка» — человек должен трудиться, быть честным.

Аналогично по другим сказкам.

Используемая литература.

«Железная птица» — Нанайская сказка  Издательство: Хабаровск «Книжное», 1982г.

«Охотник и тигр» — Нивхская сказка Сборник «Сказки народов севера»  Издательство «Детская литература» Москва 1980г.

«Поэма о Приамурье» — «Изобразительное искусство» Москва 1983

«Приамурье мое» — Работы художника Г. Павлишина «Хабаровское книжное издательство» 1982

«Пудин и лягушка»- Нанайская сказка Издательство «Детская литература» Москва 1986 г.

«Скрипучая старушка»- ульчская сказка «Хабаровское книжное издательство», Хабаровск,   1979г. 

Тихонова А.Е. «Твой родной край» — «Хабаровское книжное издательство» 1982г.

«Храбрый Мэргэн» Нивхская сказка Сборник «Сказки народов севера»  Издательство «Детская литература» Москва 1980г.

8 ноября, понедельник

10.00 – «Доброе утро с Кузей» 3+

Кузя и Надежда Анатольевна приглашают ребят 3-6 лет вместе слушать веселые истории, рассматривать книжки с картинками, играть, мастерить и рисовать.

Ведущая: Надежда Потмальникова.

12.00 – Мастер-класс по оригами «Гриб» 6+

Ведущая: Анна Осипенко.

13.00 – Сказка «Мальчик Бебеле» 5+

Еврейская народная сказка о мальчике-фасолинке.

Ведущая: Наталья Григорьевна Малахова.

15.00 – «Театр на столе: Куклы из носков» 6+

«Театр на столе» для тех, кто уже вырос из сказок, но ещё не совсем…

Приглашаем ребят 6+ мастерить героев и разыгрывать маленькие представления.

Материалы: носки, нитки, иголки, пряжа, пуговицы, плотная бумага, синтепон, ножницы

Ведущая: Надежда Потмальникова.

16.00 –  Сказка «Мэргэн и его друзья» 4+

Нанайская сказка о храбром охотнике Мэргэне.

Ведущие: Светлана Илюхина и Марина Шуст.

17.00 – «Витамины сказок. Пшеница» 10+

Пшеница — важный компонент в ритуалах и в сказках. Здесь и испытание, и волшебство, и благодарность, и богатство. Мы заглянем в разные уголки земного шара и узнаем, где растёт фиолетовая пшеница, что такое Семиколоска и как получить зерна с куриное яйцо.

Ведущая: Надежда Графова.

18.00 – «Сказка, рассказанная куклами» 3+

Длинными осенними вечерами, когда за окном темно, можно взять любимые игрушки, устроить домики, пригласить к ним в гости друзей и завести музыкальную шкатулку. Давайте создавать сказку вместе?

Ведущая: Надежда Потмальникова.

19.00 – «Давайте меняться» 6+

Воробьём с сердцем Льва называет себя один из героев сказок Вениамина Каверина. Об этом удивительном мир, в котором чудо – обыденно, а стойкость – непреложна, беседует писатель Михаил Першин.

9 ноября, вторник

10.00 – «Играем в йогу утром» 4+

Играя, знакомимся с простыми и понятными любому ребёнку асанами, которые помогают проснуться, с радостью встретить новый день и ощутить гармонию с природой. В основе занятий – книга Лорены Паджалунги, основательницы Итальянской ассоциации йоги для детей.

Ведущая: Анна Осипенко.

12.00 – Мастер-класс по оригами «Месяц» 6+

Ведущая: Анна Осипенко.

13.00 – Сказка «Благодарный человек» 4+

Осетинская народная сказка о том, как человек подружился с кошкой.

Ведущая: Надежда Графова.

15.00 – «О книгах по психологии и не только…» (Советуют психологи РГДБ) 12+

Читаем вместе: книги о труде и профессиях.

Современные дошкольники и младшие школьники не всегда знают, даже в общих чертах, как устроен мир профессий. Книги, представленные в этом видеообзоре, вышли недавно. Они рассказывают о том, где и кем могут работать люди, как устроены изнутри те или иные сферы профессиональной деятельности и чем заняты люди, работающие там.

О книгах рассказывает Светлана Сергеевна Кукушкина, психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения.

16.00 – «Заниматика» 7+

«Заниматика» – это онлайн эфиры на платформе Zoom, где каждый слушатель может быть активным участником мероприятия — отвечать на вопросы и загадки ведущих и загадывать свои! В нашей компании весело и интересно: ребят ждут головоломки, загадки, игры со словами.

Ведущие: Анастасия Макарова, Марина Шуст.

Подключиться к занятию в Zoom.

Идентификатор конференции: 882 4617 8045

Код доступа: 436937

16.30 – Сказка «Медноволосая девушка» 8+

Калмыцкая волшебная сказка о медноволосой княжеской дочери.

Ведущая: Анастасия Макарова.

17.00 – Мастер-класс «Разноцветные собачки» 8+

В основу мастер-класса легла идея из книги Фионы Уотт «Академия детского творчества». С помощью небольших кусочков бумаги, различной формы, вы сможете изобразить забавные фигурки собак разных пород. Мастер-класс развивает фантазию, учит анализировать форму, передавать характерные движения животных, совершенствует навыки работы с бумагой в технике аппликации.

Для работы потребуются: цветная бумага, страницы старых журналов, ножницы, клей, черный фломастер, простой карандаш.

Ведущая: Лада Новофастовская

19.00 – «10 фактов о собаках» 6+

Правда ли, что собака может быть правшой или левшой? Зачем собаки крутятся на месте перед сном? Кто такие «метропсы»? Все самое милое и неожиданное о лучших друзьях человека мы собрали для вас в очередном сборнике фактов.

Ведущая: Ксения Будехина.

10 ноября, среда

10.00 – «Доброе утро с Кузей» 3+

Кузя и Надежда Анатольевна приглашают ребят 3-6 лет вместе слушать веселые истории, рассматривать книжки с картинками, играть, мастерить и рисовать.

Ведущая: Надежда Потмальникова.

12.00 – Мастер-класс по оригами «Мороженое» 6+

Ведущая: Анна Осипенко

13.00 – Сказка «Толкователь снов» 5+ 

Татарская сказка о хане, которому приснился страшный сон, индийском мудреце,  коварном визире и благородном кузнеце.

Ведущая: Анна Осипенко.

15.00 – «Мастерская сказок. Дамы и гусары. Часть 1» 9+

Что такое «Свистопляска»? История и традиции народного художественного промысла дымковская игрушка.

Ведущая: Лада Новофастовская.

15.30 – «Мастерская сказок. Дамы и гусары. Мастер-класс. Часть 2» 9+

Лепим из пластилина и готовим к росписи фигурку дамы в традициях дымковской игрушки.

Материалы: пластилин скульптурный, дощечка для лепки, стек, зубной порошок, белый акриловый грунт или водоэмульсионная краска, стаканчик с водой, крем для рук, кисти средние (пони, коза).

Ведущая: Лада Новофастовская.

16.00 – «Мастерская сказок. Дамы и гусары. Мастер-класс. Часть 3» 9+

Роспись фигурки дамы в традициях дымковской игрушки.

Материалы: акриловые или гуашевые краски, клей ПВА, кисти тонкие, ватные палочки, баночка с водой, пластиковая палитра.

Ведущая: Лада Новофастовская.

16.00 – «Астрокурс» 9+

Познавательное занятие по астрономии.

Еще двести лет назад люди предполагали, что луна обитаема, а солнце — это огромный горящий уголь, а сто лет назад считалось, что вся Вселенная состоит только из одной нашей галактики! Что же мы знаем о планетах, звездах и галактиках сегодня? На занятиях нас ждет увлекательное путешествие на немыслимые расстояния навстречу явлениям и объектам космического масштаба.

Мероприятие проходит на платформе ZOOM, для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.

Ведущая: Анастасия Макарова.

Ссылка на регистрацию: https://rgdb.timepad.ru/event/1824058/

17.00 – Лекторий для родителей «Добрый вечер с Надеждой Анатольевной»

«Раннее развитие детей – стоит ли увлекаться, и на чем лучше сконцентрироваться».

Делится своим опытом Потмальникова Н.А. детский психолог, руководитель литературных студий для дошкольников РГДБ.

Ведущая: Потмальникова Надежда Анатольевна.

19.00 – «Сказка на ночь» М. Потоцкая «Мамин выходной» 3+

Читаем главы из книги М. Потоцкой «Мамин выходной», вошедшей в 10-ый каталог «РГДБ рекомендует» портала «Библиогид».

Читает Ксения Будехина

Список литературы, рекомендованной для чтения во 2 классе

Список книг для детей, перешедших во второй класс.

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439126-spisok-dlja-vneklassnogo-chtenija-vo-2-klasse

  • Сказка дремучий лес паустовский
  • Сказка древней руси герои
  • Сказка дубай меню ресторан
  • Сказка дрозд еремеевич русская народная сказка читать
  • Сказка для шестилетнего мальчика