Сказка жених александр сергеевич пушкин

Конспект урока литературного чтения в 3 классе составила : дрепина и.в. тема: а.с. пушкин сказка о мертвой царевне и семи

Конспект
урока литературного чтения в 3 классе

Составила : Дрепина
И.В.

Тема: «А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок
обобщения знаний.

Цели:

·        
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить
их по группам.

·        
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление,
память, речь.

·        
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся
будут формироваться:

·        
эстетические чувства на основе знакомства с художественной
культурой;

·        
познавательная мотивация учения;

·        
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности.

У
учащихся могут быть сформированы:

·        
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к
ней;

·        
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты
освоения.

Регулятивные

Учащиеся
научатся:

·        
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной
целью;

·        
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении
нового художественного текста;

·        
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

·        
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа
результатов и их оценки.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
ставить новые задачи для освоения художественного текста в
сотрудничестве с учителем;

·        
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по
ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

·        
планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся
научатся:

·        
находить нужную информацию

·        
выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·        
сравнивать

·        
устанавливать причинно-следственные связи

·        
устанавливать аналогии.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия,
фонды библиотек и Интернет;

·        
сравнивать и классифицировать

·        
строить логические рассуждения, включающие определение
причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся
научатся:

·        
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;

·        
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке решения;

·        
точно и последовательно передавать партнеру необходимую
информацию;

·        
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль;

·        
владеть диалогической формой речи;

·        
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной
проблемы;

·        
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные
результаты освоения курса

Речевая
и читательская деятельность

Учащиеся
научатся:

·        
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смысл прочитанного

·        
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать ее своими словами;

·        
объяснять смысл

·        
определять тему и главную мысль

·        
ставить вопросы

·        
составлять план

·        
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте

·        
полученную информацию.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
составлять личное мнение

·        
высказывать свое суждение

ХОД
УРОКА

I.                 
Организационный
момент


Здравствуйте, ребята.

Я рада вас
приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

II.              
Актуализация
знаний учащихся


Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: « Если хотите поднять себе
настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина.»
Какие стихотворения Пушкина мы прочитали и выучили на предыдущих уроках?
(«Зимнее утро», «Зимняя дорога», «В тот год осенняя погода…»)

— «
Сказка о мёртвой царевне …» была написана в Болдино в 1833 году.
В
основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе
Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался
с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот
рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное
зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме
того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку
народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского,
«Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало
также стимулом к написанию сказки.

III.
 Целеполагание

-Сегодня
мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки.

-Попробуйте
определить тему нашего урока. (Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне..»

Учиться
мы будем: слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в
группе, выразительному чтению.

Проверить
мы должны: знания содержания сказки .

IV.           
Обобщение
знаний уч-ся

 Викторина

— Прежде ,
чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые
интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп .

— Дата рождения
Пушкина (6 июня 1799)

—  В каком городе
родился (Москва),

— Имя няни ? (
Арина Родионовна Яковлева)

— Как называлось
лучшее учебное заведение России, в котором учился Александр Сергеевич?
(Царскосельский лицей)

— В каком возрасте
Пушкин поступил в лицей? (12 лет)

2. Выборочное
чтение.

— Давайте проверим
насколько хорошо вы знаете содержание сказки.

1.
-В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано
утром гость желанный,

День
и ночь так долго жданный,

Издалеча
наконец

Воротился
царь-отец.

2.-В
какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это
ночь перед рождеством. Зима.)

Вот
в сочельник в самый, в ночь

Бог
даёт царице дочь.

3.
— Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья
не снесла

И
к обедне умерла.)

4.-Через
какое время царь женился на другой? (Год)

Год
прошёл, как сон пустой,

Царь
женился на другой

5.-Что
за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей
в приданое дано

Было
зеркальце одно;

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

6.- С
чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но
царевна молодая,

Тихомолком
расцветая,

Между
тем росла, росла,

Поднялась
— и расцвела…

7.- Назовите
имя её жениха? (Елисей)

И
жених сыскался ей,

Королевич
Елисей.

8.-Что
приказала царица Чернавке?

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав её, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

9.-Что
сделала Чернавка с царевной?

Та,
в душе её любя,

Не
убила, не связала,

Отпустила
и сказала:

“Не
кручинься, бог с тобой”.

А
сама пришла домой.

10.-Что
сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич
Елисей,

Помолясь
усердно богу,

Отправляется
в дорогу

За
красавицей душой,

За
невестой молодой.

11-Куда
попала царевна, блуждаю в лесу?

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем всё шла да шла

И
на терем набрела.

12.- Сколько
богатырей жило в тереме?

Семь
богатырей,

Семь
румяных усачей.

13.-Что
случилось с царицей, когда она надкусила отравленное яблоко?

Пошатнулась
не дыша,

Белы
руки опустила,

Плод
румяный уронила,

Закатилися
глаза,

И
она под образа

Головой
на лавку пала

И
тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте,
где и как ожила царевна?

Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.-
Какими словами заканчивается сказка?

Я
там был, мёд, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Анализ
сказки.

Работа в
парах 

Толкование слов
(добро, зло, ревность, зависть)

…. – это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

 …. всегда имеет
отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой — беды, страдания,
горе, несчастье”

 …
в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг
человека

…  
худое, лихое. Такой человек – причиняющий вред другим, погибель.

… — чувство досады, вызванное благополучием,
успехом другого
.


Чувство досады или горечи,
возникающее по отношению к другому человеку, обладающему каким-либо благом или
преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился.

… — боязнь чужого успеха,
опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть
чем-нибудь.

… — Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, в полной преданности,
подозрение в привязанности, в большей любви к кому-либо другому.

 …. – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды
людей, представления о свободе и счастье.

Характеристика
героев, выразительное чтение, чтение по ролям.

Царица

— Какими
качествами характера наделена царица?

— Почему ей в
приданное дано лишь зеркальце? (Чтение по ролям отрывка с. 23)

-Откуда в царице
такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало
правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

 — Почему
Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна – бабушкой?

— Как умирает
царица?

Царевна

— Какими
качествами характера наделена царевна.

— С чем сравнивает
ее Пушкин?

— Какое отношение
автора к героине выражено в строчках:

Вдруг она, душа
моя,

Пошатнулась не
дыша,

Белы руки
опустила,

Плод румяный
уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку
пала

И тиха недвижна
стала.

Елисей

— Какими чертами
Пушкин наделил королевича?

Выразительное
чтение разговора Елисея с солнцем, месяцем и ветром.

Семь
богатырей

Что
особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное
зеркальце, преданный Соколко…)

— Кто в сказке в
центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и
зло)

-Можно ли о
человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна
дополнятся душевной красотой)

-Чему же учит
сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

Рефлексия.

 1. Впиши
пропущенные слова из текста сказки

а) И жених
сыскался ей

___________
Елисей.

б) Там за речкой
тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая
__________.

в) Ей в приданое
дано

Было _____________
одно.

2. Объясни
значение слов:

Очи:________________

Уста:
_______________

Персты —
__________

3. Вспомни, в
какое время года родилась царевна.

а) зима б) весна
в) лето г) осень

4. Через сколько
времени царь женился на другой?

а) через 3 года б)
через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни
слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая,
ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал
Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась
сказка?____________________________

V.
Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Иллюстрация к
сказке Пушкина

Урок я
хочу закончить небольшим отрывком из  стихотворения Ольги Мегель:

«Читайте Пушкина
друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь
тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина
друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь
года вы радость сказки»

Спасибо за
урок!

Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!

Он к свету указал нам путь:
Знай, «чтение — вот лучшее учение»,
Оно наполнит  жизни суть,
От серости спасёт нас, без сомнения.

Ведь в чтении  и опыт, и мечты,
Истории, достойные внимания,
Простейшие пути познанья красоты,
Родного языка очарование!

Певец свободы! Свет литературы!
Он научил нас думать и читать.
И, если уж бодался он с цензурой,
То значит, ему было что сказать!

Там, где Поэта жизнь оборвалась,
На Мойке кабинет.Там были книги.
— Друзья, прощайте! — Пушкин им сказал.
Их роль в его судьбе была великой!

ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья!
Услышьте песнь его, несущую свободу!
Величие его не оценить нельзя:
Он БЫЛ И ЕСТЬ ВСЕГДА ПОЭТ НАРОДА

!

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

УМК «Школа России» 2 классА.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    УМК «Школа России» 2 классА.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

    Описание слайда:

    УМК «Школа России»
    2 класс
    А.С.Пушкин
    «У лукоморья
    дуб зелёный»

  • 2 слайд

    Пришел Прокоп — кипит укроп. Ушел Прокоп — кипит укроп. И при Прокопе кипит

    Описание слайда:

    Пришел Прокоп — кипит укроп.
    Ушел Прокоп — кипит укроп.
    И при Прокопе кипит укроп,
    И без Прокопа кипит укроп.
    Речевая разминка

  • 3 слайд

    Речевая разминка- Прочитайте «птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот

    Описание слайда:

    Речевая разминка

    -Прочитайте «птичьим базаром»:
    Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.
    -Откуда эти строки?
    -Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

  • 4 слайд

    Александр Сергеевич ПушкинРНЕЛСААКД - 743856291 ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591 НУИПШК

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    РНЕЛСААКД — 743856291
    ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591
    НУИПШК-425631

  • 5 слайд

    Постановка цели урока. Актуализация знаний1. Предварительная беседа. - Какие

    Описание слайда:

    Постановка цели урока. Актуализация знаний

    1.Предварительная беседа.
    -Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?
    -Какие вы прочитали самостоятельно?

  • 6 слайд

    Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и

    Описание слайда:

    Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке
    и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка
    о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал-
    тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают
    и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
    -Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
    -Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.

  • 7 слайд

    Работа с учебником с.84-85

    Описание слайда:

    Работа с учебником

    с.84-85

  • 8 слайд

    Физминутка

    Описание слайда:

    Физминутка

  • 9 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 10 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 11 слайд

    Изучение нового материала- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, п

    Описание слайда:

    Изучение нового материала

    -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
    если встретятся непонятные слова.
    1.Чтение стихотворения учителем (две последних строки не читать).
    -Почему я не прочитала вам последние две строчки?

  • 12 слайд

    Изучение нового материала- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, п

    Описание слайда:

    Изучение нового материала

    -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
    если встретятся непонятные слова.
    1.Чтение стихотворения учителем (две последних строки не читать).
    -Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

  • 13 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 14 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 15 слайд

    У лукоморья — у морского залива. Дол — то же, что и долина. Пленяет — берет в

    Описание слайда:

    У лукоморья — у морского залива.
    Дол — то же, что и долина.
    Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
    Чахнет — сохнет.
    Словарная работа

  • 16 слайд

    Словарная работа.Что такое Лукоморье? Кто знает? Представьте себе лук и стре

    Описание слайда:

    Словарная работа.

    Что такое Лукоморье? Кто знает?
    Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив
    -Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ведает.
    -Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? -Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.
    -Почему воды названы ясными?
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет.

  • 17 слайд

    Словарная работа.Что такое Лукоморье? Кто знает? Представьте себе лук и стре

    Описание слайда:

    Словарная работа.

    Что такое Лукоморье? Кто знает?
    Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).
    -Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.) Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ведает.
    -Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев — долина.)
    -Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.
    -Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет.

  • 18 слайд

    «У лукоморья дуб зеленый...»Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэм

    Описание слайда:

    «У лукоморья дуб зеленый…»
    Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.
    (Учитель читает на с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Требуется провести небольшую словарную работу.
    У лукоморья — у морского залива.
    Дол — то же, что и долина.
    Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
    Чахнет — сохнет.
    — Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

  • 19 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 20 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 21 слайд

    Кроссворд «Любимые сказки»1. Тот, кого проучил Балда. ...) 2. То, где виси

    Описание слайда:

    Кроссворд «Любимые сказки»

    1. Тот, кого проучил Балда. …)
    2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (…)
    3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (…)
    4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (…)
    5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (..)
    6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (…) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

  • 22 слайд

    Кроссворд «Любимые сказки»1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.) 2. То, где ви

    Описание слайда:

    Кроссворд «Любимые сказки»

    1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)
    2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)
    3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)
    4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)
    5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)
    6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали про¬читаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

  • 23 слайд

    Рефлексия Блицопрос1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закид

    Описание слайда:

    Рефлексия Блицопрос

    1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (..)
    2. С чем пришел невод в первый раз? (…)
    3. С чем пришел невод во второй раз? …)
    4. С чем пришел невод в третий раз? (…)
    5. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? …)
    6. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (…)
    7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (…)
    8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (…)
    9. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (…)

  • 24 слайд

    Рефлексия Блицопрос1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закид

    Описание слайда:

    Рефлексия Блицопрос

    1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
    2. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
    3. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
    4. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
    5. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, ручной белке, богатырях, царевне Лебеди.)
    6. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)
    7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Жил старик со своею старухой / У самого синего моря; / Они жили в ветхой землянке / Ровно тридцать лет и три года.)
    8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
    9. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, шмеля, муху.)

  • 25 слайд

    Подведение итогов урокаКакой раздел начали изучать на уроке? Что нового узна

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока
    Какой раздел начали изучать на уроке?
    Что нового узнали, чему научились на уроке?

  • 26 слайд

    Рефлексия На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвал

    Описание слайда:

    Рефлексия
    На сегодняшнем уроке я узнал…
    На этом уроке я похвалил бы себя за…
    После урока мне захотелось…
    Сегодня я сумел…

  • 27 слайд

    Домашнее заданиеС.86-87, выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    С.86-87, выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и до конца. Р т с 40-41

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминка -Прочитайте «птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей. Откуда эти строки?Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?Какие вы прочитали самостоятельно?Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой вол шебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее ис кать, об их приключениях и счастливом конце.)Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.Что такое Лукоморье? Кто знает?Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКоМО-РЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вы шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.) Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ве дает.Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев — долина.)Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет — берет в плен. III. Постановка цели урока. Актуализация знаний 1. Предварительная беседа. 2. Чтение статьи на с. 84 учебника. -Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал- тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». IV. Изучение нового материала -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу шивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. 1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки — не читать). -Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.) 2.Словарная работа. Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет. 1.«У лукоморья дуб зеленый…» Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич напи¬сал вступление. Сегодня мы будем его читать. (Учитель читает на с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Требуется провести небольшую словарную работу. У лукоморья — у морского залива. Дол — то же, что и долина. Пленяет — берет в плен. Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет — сохнет. — Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый. 2.Кроссворд «Любимые сказки» 1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.) 2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.) 3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.) 4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.) 5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.) 6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали про¬читаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
«У лукоморья дуб зелёный.».

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»М. Пришвин «Осеннее утро».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»В.Д. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»«Осенние листья» — тема для поэтов А. Толстой, С.Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.Фет «Ласточки пропали…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452203 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Сказки А.С. Пушкина» (3-4 класс)

«Что за прелесть эти сказки!»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Что за прелесть эти сказки!»

    Описание слайда:

    «Что за прелесть эти сказки!»

    А.С.Пушкин

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Он рос вм

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. Мать, Надежда Осиповна Ганнибал, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал… В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети пробовали сочинять стихи.

  • 3 слайд

    За детьми Пушкиных ходила няня Арина Родионовна - крепостная кр

    Описание слайда:

    За детьми Пушкиных ходила няня Арина Родионовна — крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы, поговорки: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их.
     

  • 4 слайд

    Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все

    Описание слайда:

    Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

  • 5 слайд

    В сказках Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии,

    Описание слайда:

    В сказках Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей своей красоте народный язык.

  • 6 слайд

    Ска Викторина «Сказки А.С.Пушкина»

    Описание слайда:

    Ска

    Викторина
    «Сказки А.С.Пушкина»

  • 7 слайд

    Сколько всего сказок написал Александр Сергеевич? 4, 8, 7, 5

    Описание слайда:

    Сколько всего сказок написал Александр Сергеевич?

    4, 8, 7, 5

  • 8 слайд

    7 сказок

    Описание слайда:

    7 сказок

  • 9 слайд

    Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина?«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказ

    Описание слайда:

    Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина?
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
    «Сказка о медведихе»
    «Невеста»
    «Сказка о золотом петушке»
    «Жених»
    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
    8. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

  • 10 слайд

    «Невеста»

    Описание слайда:

    «Невеста»

  • 11 слайд

    Верните героя в его сказку. Чернавка

    Описание слайда:

    Верните героя в его сказку.
    Чернавка «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Старуха «Невеста»
    Белка-затейница «Сказка о попе и о его
    работнике Балде»

    Наташа «Сказка о золотом петушке»
    Шамаханская царица «Сказка о царе Салтане, о сыне
    славном и могучем богатыре
    князе Гвидоне Салтановиче и
    о прекрасной Царевне Лебеди»

    Бесёнок «Сказка о мёртвой царевне»

  • 12 слайд

    Ребус7.10.165=И

    Описание слайда:

    Ребус
    7.10.16
    5=И

  • 13 слайд

    Пушкин7.10.16

    Описание слайда:

    Пушкин
    7.10.16

  • 14 слайд

    Кому из героев принадлежат эти слова? «Да вот хочу верёвкой море морщить Да

    Описание слайда:

    Кому из героев принадлежат эти слова?

    «Да вот хочу верёвкой море морщить
    Да вас, проклятое племя, корчить.»
    7.10.16

  • 15 слайд

    Балда7.10.16

    Описание слайда:

    Балда
    7.10.16

  • 16 слайд

    «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем, иль худо? И

    Описание слайда:

    «Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? Куда?
    Ладно ль за морем, иль худо?
    И какое в свете чудо?»

  • 17 слайд

    Царь Салтан

    Описание слайда:

    Царь Салтан

  • 18 слайд

    «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду в

    Описание слайда:

    «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме Бога одного.»

  • 19 слайд

    Царевич Елисей

    Описание слайда:

    Царевич Елисей

  • 20 слайд

    Отгадайте загадкиКруглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И ма

    Описание слайда:

    Отгадайте загадки
    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые
    И маленькие детки.

  • 21 слайд

    ЯБЛОКО

  • 22 слайд

    На серебряное блюдце Мало кто в обиде. Кто на блюдечко посмотрит – В нем себ

    Описание слайда:

    На серебряное блюдце
    Мало кто в обиде.
    Кто на блюдечко посмотрит –
    В нем себя увидит.
    7.

  • 23 слайд

    ЗЕРКАЛО

  • 24 слайд

    Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах, На часы не глядит, А время знает.

    Описание слайда:

    Не король, а в короне,
    Не гусар, а при шпорах,
    На часы не глядит,
    А время знает.

  • 25 слайд

    ПЕТУШОК

  • 26 слайд

    Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая, Ну-ка, в сказку загляни!

    Описание слайда:

    Не хожу и не летаю,
    А попробуй догони!
    Я бываю золотая,
    Ну-ка, в сказку загляни!

  • 27 слайд

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА

    Описание слайда:

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА

  • 28 слайд

    Озвучьте эпизод из сказки.

    Описание слайда:

    Озвучьте эпизод из сказки.

  • 29 слайд

    "Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее,

    Описание слайда:

    «Свет мой, зеркальце! скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

  • 30 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 31 слайд

    «Чего тебе надобно, Старче?»

    Описание слайда:

    «Чего тебе надобно, Старче?»

  • 32 слайд

    Сказка жених александр сергеевич пушкин

  • 33 слайд

    «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

    Описание слайда:

    «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лежа на боку!»

  • 34 слайд

    РЕБУС,,,,2=Д

    Описание слайда:

    РЕБУС
    ,,
    ,,
    2=Д

  • 35 слайд

    МОЛОДЦЫ!

    Описание слайда:

    МОЛОДЦЫ!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение», Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Тема:
Александр Сергеевич Пушкин

Похожие материалы

  • Презентация по чтению на тему «Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс)

  • Презентация по чтению на тему «М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс)

  • Презентация по чтению на тему Э. Успенский «Чебурашка» (2 класс)

  • Презентация по чтению на тему «Песенки Винни Пуха» 2 класс

  • Презентация по литературному чтению на тему «Тайный смысл басен. Эзопов язык. (О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»)» (3 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему: «С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…», 3 класс

  • Презентация по чтению на тему «Буква Р, р и звуки [р], [р`]» (1 класс)

  • Презентация по чтению на тему «Анализ рассказа М.М. Пришвина «Выскочка» (4 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452203 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению «Сказки А.С. Пушкина» 4 класс

Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

    Описание слайда:

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина.

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспи

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом.
    Когда А.С. Пушкин был мальчиком , у него была няня – Арина Родионовна. Именно она заменила поэту мать, подарила свое тепло и ласку, научила любить все русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному, прекрасному русскому языку. Именно няня рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки, которые впоследствии он записал.

  • 3 слайд

    Сказка о рыбаке и рыбке.Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерят

    Описание слайда:

    Сказка о рыбаке и рыбке.
    Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.
    Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

  • 4 слайд

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.О черной зависти, об убийственной

    Описание слайда:

    Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
    О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.
    Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.
    Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво. Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

  • 5 слайд

    Сказка о золотом петушке.По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Уро

    Описание слайда:

    Сказка о золотом петушке.
    По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
    Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.
    Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

  • 6 слайд

    Сказка о царе Салтане.Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также я

    Описание слайда:

    Сказка о царе Салтане.
    Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.
    Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

  • 7 слайд

    Сказка о попе и о работнике его Балде. Как-то раз жадный поп ходил по базару,

    Описание слайда:

    Сказка о попе и о работнике его Балде.
    Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.
    Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение», Кац Э.Э.

Тема:
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Похожие материалы

  • Презентация «Русская народная сказка «Белые пёрышки»

  • План-конспект урока «Русская народная сказка «Белые пёрышки».

  • Презентация к уроку литературного чтения «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Открытый урок по литературному чтению на тему «Что ты тискаешь утёнка?»

  • Диагностическая работа по литературному чтению за вторую четверть (3 класс)

  • Диагностическая работа по литературному чтению за первую четверть (3 класс)

  • Урок презентация Глинка Ф. «Москва»

  • Внеклассное мероприятие по чтению «Путешествие в мир сказок»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452203 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Сказка желтый туман краткое содержание
  • Сказка женская сказка и мужская сила
  • Сказка жадные медвежата слушать
  • Сказка жар птица и василиса царевна текст
  • Сказка жар птица фото