Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 8 января 2022, 00:02 |
1. Как устроена наша планета.
Земля — одна из девяти планет, постоянно обращающихся вокруг Солнца и составляющих Солнечную систему. Земля — третья планета от Солнца. Она находится между Венерой и Марсом. Эти три планеты вместе с Меркурием, ближайшим к Солнцу, состоят в основном из скальных пород. Земля отличается от них тем, что ее поверхность на две трети покрыта водой. Кроме того, это единственная планета, у которой в атмосфере есть кислород. Без воды и кислорода на ней не могла бы возникнуть жизнь.
Вращаемся мы Вокруг Солнца по эллиптической орбите, то удаляемся от него, то приближаясь. Поэтому на Земле меняются времена года.
Одновременно планета вращается вокруг своей оси, и у нас происходит смена дня и ночи. Земные сутки равны 23 часам 56 минутам. А год длится 365 дней.
Наши предки считали, что Земля плоская. Но благодаря учёным, было доказано, что наша планета шарообразная, чуть сплюснута с полюсов.
Наша планета состоит из железного ядра, мантии и коры, на которой расположены материки и океаны.
Вся водная часть называется Мировым океаном, а он в свою очередь делится на 5 океанов — Индийский, Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, а с 2000 года к ним добавился Южный океан. Также на Земле очень много рек, озер, морей.
Вода Мирового океана участвует в круговороте воды в природе. Облака, снег, дождь это все когда-то были испарениями с поверхности Мирового океана.
На суше находятся материки, их 6 — это Евразия, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка, и Африка, и еще множество островов, которые тоже причисляются к суше. Все материки имеют разное строение, здесь есть и горы, и пустыни, низменности и возвышения.
Планета имеет четыре основных климатических пояса — экваториальный, тропический, умеренный и полярный. Также существует четыре
переходных — субэкваториальный, субтропический, субарктический и субантарктический. На экваторе самые высокие температуры, доходящие до + 70, а холоднее всего в Антарктиде, где столбик термометра опускается до -85. Средняя температура по планете составляет примерно 15–20 градусов.
Вокруг Земли есть атмосфера, в которой находится кислород, азот, аргон и другие летучие газы. Благодаря воздуху мы дышим. Атмосфера, вернее озоновый слой, который находится в ней, защищает нас от вредного воздействия космической и солнечной радиации.
Наша планета имеет один естественный спутник — Луну. Луна, благодаря своему магнитному полю, вызывает на Земле отливы и приливы в океанах и морях.
2. Земля — наш дом.
Удивительно прекрасна наша планета: она богата морями и реками, лесами и лугами, и дает все необходимое для жизни. Земля – наш общий дом, ведь помимо людей ее населяет множество живых существ, от микроскопических бактерий до огромных синих китов. Чтобы наши потомки могли наслаждаться жизнью на этой планете, нужно очень бережно к ней относиться.
Что дает нам Земля?
Человек неразрывно связан с природой. Несмотря на все научные достижения, люди не могут жить вне природы, которая была и остается источником жизни для всех живых существ.
Важнейшими составляющими, которыми обеспечивает нас природа, являются:
Солнечный свет и тепло.
Солнце – это яркая звезда, состоящая из раскаленного газа. Она обладает огромными запасами энергии, которую излучает в пространстве. Земля с благодарностью принимает свет и тепло, исходящее от Солнца. Благодаря этому небесному светилу на нашей планете происходит:
- смена времен года;
- смена дня и ночи;
- рост и развитие растений;
- круговорот воды в природе.
Вода
Такое привычное и такое удивительное вещество – вода. Молекула воды состоит всего лишь из двух основных компонентов: водорода и кислорода. Однако без нее жизнь на планете была бы невозможна. В зависимости от температуры вода может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (жидкость) и газообразном (водяной пар).Воздух
Воздух – это газовая оболочка, которая покрывает нашу планету. Она регулирует тепло на поверхности Земли, защищает от метеоритов и солнечной радиации. Если бы не было воздушной прослойки, вся жидкость моментально бы закипела, а солнечные лучи сожгли бы все живое.
Что для человека важнее: воздух, вода или тепло? Без солнца люди могут жить, но будут часто болеть и голодать. Без воды можно прожить около 5 дней. А вот без воздуха человек сможет продержаться не дольше нескольких минут.
Живая земля – наш общий дом
К сожалению, в процессе деятельности человека природа несет огромные потери. В погоне за прибылью люди забывают, насколько важно беречь окружающий мир. Очень важно помнить, что в природе все взаимосвязано. И если нарушится хотя бы одно звено природной цепочки, то наш мир может навсегда измениться.
К негативным последствиям человеческой деятельности относят:
- Загрязнение водоемов и атмосферы вредными выбросами заводов, фабрик, предприятий.
- Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей.
- Вырубка лесов.
- Распахивание плодородных почв и отведение их под сельское хозяйство и пастбища для домашних животных.
Человек может исправить свои ошибки, главное – вовремя это сделать. Для сохранения природы в ее первозданном виде во многих странах открываются природные заповедники. Это место, где нельзя вести строительные работы, мусорить, жечь костры, охотиться. Животные и растения чувствуют себя в заповедниках очень хорошо, ведь только там они надежно защищены от человека.
3. Спутник Земли — Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
(Р. Алдонина).
Луна – естественный спутник Земли. Расстояние до Луны примерно 384470 км. Луна имеет такое же строение, как и Земля или Венера. Это ядро, мантия, кора. Диаметр составляет примерно 3474 км. Атмосферы пригодной для жизни нет, поэтому жить на ней мы не сможем. Вокруг Земли Луна вращается по эллиптической орбите с периодом в 27 дней. Также Луна вращается вокруг своей оси, но к Земле обращена только одной стороной. Температура на Луне колеблется от — 173 до + 120 градусов.
Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Эти изменения называются фазами Луны. На самом деле Луна не меняет свою форму, а фаза показывает, какая ее часть не попадает в тень Земли и освещается Солнцем.
Спутница нашей планеты ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями. На самом деле в морях нет никакой воды. Так как у Луны нет атмосферы, вся жидкость бы мигом испарялась бы в космос. Так как нет воздуха, то звук не передается. Пусть хоть пушка грохочет, ты не услышишь…. К тому же, без воздуха человек может ходить по Луне только в скафандре.
Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря – это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. Вся планета покрыта камнями и пылью. Очень много больших глубоких ям с приподнятыми краями – кратеров. Они получились из-за взрывов, когда на Луну падали с огромной скоростью камни из космоса.
Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.
Луна является единственным небесным телом, на котором, кроме Земли, побывал человек. Шесть раз на спутник Земли высаживались американские астронавты, которые привезли на Землю образцы лунного грунта.
Как возникла Луна? Астрономы считают, что миллиарды лет назад Земля пережила столкновение с другой планетой. В результате в космос было выброшено множество обломков. Со временем из них образовалась Луна — спутник Земли.
Влияние Луны на Землю очень велико. Благодаря своей близости Луна влияет на приливы и отливы, изменения магнитного поля. А еще Луна перехватывает метеориты, летящие в сторону Земли.
Возрастная группа: подготовительная, 6-7 лет.
Интеграция видов деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Вид занятия: игровое, путешествие в сказку.
Форма образовательной деятельности: подгрупповая, 5 человек.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата с использованием биоэнергопластики.
Материалы и оборудование: интерактивная доска; презентация; музыкальное сопровождение; воздушные шары; предметные картинки (облака, месяц, звезды с эмоциями); медали-цыплята; зеркала.
Ход занятия
Структура занятия
Содержание занятия
Деятельность детей
Планируемые результаты
Организационный момент
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
— Ребята, у нас гости, давайте поздороваемся.
Здороваются с гостями.
Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.
Развитие дыхательного аппарата.
— Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, а вот куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю последнюю подсказку
Все дети на ночь любят…
Отгадывают загадку сказку.
Отвечают на вопрос логопеда да.
— А как называется это место?
Отвечают на вопрос.
— Ребята, давайте подумаем все вместе, как мы можем попасть в сказку? (на сказочном транспорте)
— Но у нас его нет! Что мы будем делать?
— Я вам предлагаю внимательно посмотреть вокруг, что в этой группе может нам помочь, попасть в сказку? (на полу лежат сдутые воздушные шары).
Дыхательная гимнастика
Дыхательное упражнение «Надуваем шары»
— Давайте с вами вместе надуем воздушные шары.
Не забывайте правило: вдох носом — короткий, а выдох ртом — длинный. При вдохе плечи не поднимать.
— Вот и надулись ваши воздушные шары!
— Молодцы, справились с заданием.
Вспоминают правило.
Надувают воздушные шары.
«Тили, тили, тили бом!
Открывайся сказки дом!»
— А вот теперь отправляемся. Возьмите шары в руки, встаньте друг за другом и полетели:
«Полетели, полетели,
И на облачко присели!»
— Опустите шары и сядьте на облака.
— Давайте вспомним наше правило в детском саду: вы должны красиво, четко и правильно говорить.
Берут шары в руки, встают друг за другом.
С шарами в руках бегут друг за другом.
Опускают шары, присаживаются на облака.
Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
— Для этого давайте выполним вместе массаж лица.
Массаж на облаках:
1. Лоб
2. Нос
3. Щеки
4. Рот
5. Подбородок
6. Шея
7. Стряхнули кисти
Выполняют массаж лица совместно с логопедом.
(на звездах размещены эмоции: радость, удивление, испуг, грусть, злость, обида)
— Найдите ту звезду, которая улыбается, и подарите друг другу улыбку.
• Упражнение «Улыбочка» + растягивание «ниточки» руками.
Выполняют упражнение совместно с логопедом.
Пальчиковая гимнастика
— Чтобы звезды никогда не скучали, а радовались, покажите им веселую пальчиковую игру про молоточки.
• Пальчиковая игра «Молоточки»
Тук-тук, тук-тук-тук! (дети стучат кулачками друг о друга)
Раздается громкий стук (хлопки)
Молоточками стучат (стучат кулачками по коленям)
Гвозди забивать хотят (перевернули кулачки и стучат)
Тук-тук, молоток! (дети стучат кулачками друг о друга)
Забей гвоздиков пяток! (перевернули кулачки и стучат)
Совместно с логопедом выполняют пальчиковые упражнения соответственно тексту.
Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
Чтение сказки «У солнышка в гостях» с использованием биоэнергопластики
— Нам пора отправляться дальше. Попрощаемся с месяцем и звездами. Возьмите воздушные шары и полетели:
«Полетели, полетели
Вот и к сказке прилетели!»
— Присаживайтесь за столы и закрывайте глаза.
(детям одеваются медали-цыплята)
— Вот и превратило вас сказочное место в цыплят.
— Сейчас я вам расскажу интересную сказку, главными героями которой будете вы, цыплята. Я проговариваю сказку, и показываю упражнения гимнастики с помощью рук, а вы повторяете за мной все эти упражнения.
Сказка «У Солнышка в гостях»:
(в процессе рассказа сказки на слайдах появляются картинки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики, и дети совместно с логопедом выполняют упражнения)
Однажды туча закрыла солнышко, и стало совсем темно. Заскучали цыплята без солнечного света и отправились они в дорогу, солнышко искать. А с собой в дорогу взяли вкусные зернышки.
Берут в руки воздушные шары.
Садятся за столы, закрывают глаза.
Открывают глаза.
Улучшение подвижности артикуляционных органов.
Идут они, идут за солнышком, а навстречу им кто? Индюк. Смотрят цыплята, а индюк болбочет.
Спрашивают они у индюка. — Индюк, не видел ты, куда солнышко спряталось? А индюк мотает головой, говорит, нет, не видел. Но с вами тоже пойду солнышко искать. И пошли они все вместе. Идут они и слышат, что в лесу дятел дупло долбит. Да? Как дятел стучит?
Но оказалось, что дятел тоже не видел, куда солнышко спряталось. И пошли они все вместе дальше. Мимо лошадка скакала. А как у нас лошадка скачет? Давайте покажем.
(4 пальца вместе, большие внизу)
• Упражнение «Иголочка» + указательные пальцы обеих рук вперед.
• Упражнение «Грибок» + кулак одной руки (ножка) сверху ладошка другой руки (шляпка).
Спрашивают цыплята у ежика. — Ежик, а ты не видел, куда солнышко спряталось? Ежик отвечает: — Как же не видел. Видел! Воон за той горой, пойдемте я вам дорогу покажу. И все вместе, цыплята, индюк, дятел, лошадь отправились солнышко искать. Подходят, темно кругом, солнышко спит, и просыпаться не хочет. Тут дятел застучал, ежик зафыркал, цыплята запищали, солнышко показалось.
И говорит: — Это кто это мне спать не дает? Кто это под моим окошком кричит? А цыплята отвечают: — Это мы пришли, солнышко, тебя будить! Утро настало. А солнышко отвечает им: — Не могу я выглянуть, три дня меня туча прятала, три дня меня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу. Тут лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
Индюк и дятел стали из ведра солнышко поливать, а ежик колючей щетинкой начищать. Вот как он чистил.
А цыплята полотенцем вытирать.
Стало солнышко чистое, ясное, золотое, а все вокруг счастливые!
Как улыбнутся все вокруг?
Вот такая вот сказка!
— Нам пора возвращаться обратно, берем воздушные шары и полетели.
«Сказка двери закрывай,
В детский сад нас возвращай!»
Берут в руки воздушные шары.
Итог занятия.
Рефлексия
— Вот и вернулись мы в наш родной детский сад. Вам понравилась сказка?
— Что вам понравилось больше всего?
Поблагодарите друг друга, пожмите друг другу руки и скажите «Спасибо!».
— И я тоже вам всем говорю большое спасибо!
Отвечают на вопросы.
Пожимают друг другу руки, говорят «Спасибо».
Подведение итогов деятельности. Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Космические полеты только начали свое развитие, поэтому на сегодняшний день единственная планета, где точно есть жизнь – наша Земля. Это третье космическое тело в солнечной системе. Среди планет земной группы – она имеет самые крупные размеры. Научные данные указывают, что возраст Земли насчитывает 4,5 миллиардов лет. Весь процесс ее формирования занял около 10-20 миллиона лет.
Спустя еще пару миллионов образовался спутник Земли – Луна. Точно неизвестно каким образом сформировалась Луна. Наиболее популярная теория говорит о том, что спутник откололся от Земли после ее столкновения с другим космическим телом.
Жизнь на Земле стала развиваться 3,9 миллиарда лет назад, с простейших клеток.
Океан занимает большую территорию планеты. Вода покрывает приблизительно 70% т всей площади Земли. Все остальное это материки, острова и льды. Вся водная система называется гидросферой. Это не только океан и моря, но и пресные озера, реки, водоемы и подземные воды. Полюса Земли представляют территорию, покрытую льдами. Именно отсюда откалываются айсберги, а затем дрейфует в водах мирового океана.
Планета состоит из нескольких слоев. Наиболее выраженные – это внешняя кора и внутреннее ядро. Внешняя кора довольно плотная, ее главная составляющая – силикаты. Ядро планеты – это активная область, состоит главным образом из никеля и железа. Температура в центре Земли может достигать 6000 градусов.
Форма Земли – эллипсоидная. Она немного приплюснутая у полюсов. Из-за этой особенности диаметр экватора больше, чем у полюсов.
Самая высокая точка нашей планеты – это гора Эверест. Ее высота насчитывает 8848 метров. Самая глубокая точка Земли – Марианская впадина, которая уходит на вглубь на 10994 метра.
С развитием технологий Земля начала страдать от экологических проблем. Быстрое развитие индустриального общества привело к ухудшению экологического состояния и появление дыр в озоновом слое. Наибольшую проблему представляет озоновая дыра над Арктикой. Озоновый слой важная часть атмосферы Земли. Благодаря нему планета защищена от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. С его разрушением возникает множество проблем. У людей все больше возникают раковые заболевания кожи. Однако главное даже не это. Происходит возникновение парникового эффекта, который ведет к серьезным изменениям климата.
Мы должны помнить, что сегодня Земля является единственным домом, где мы можем жить и всеми силами постараться сохранить ее природные богатства.
Сочинение 4
Планета Земля – уникальная планета. Только на ней в нашей Солнечной системе есть жизнь в виде разумных существ. Она значительно больше Меркурия и Марса и ненамного Венеры. Но хоть она слишком мала по сравнению с Юпитером или Сатурном, для людей она огромна. Чтобы пересечь её по экватору, возможно, и всей жизни не хватит.
Все люди родились и выросли на замечательной планете, под названием “Земля”. Она – наше убежище, место, дающее нам всё: начиная от пищи, заканчивая воздухом, которым мы дышим.
У каждого человека в сердце есть уголок, предназначенный для родной земли или Родины. Она дорога для нас, и мы просто обязаны заботиться о её дарах, которые она нам даёт. Это вода и пища, которые мы используем для пополнения нашей энергии, воздух, которым мы дышим, другие люди, которые приходятся нам друзьями или родственниками, животные, которых мы тоже любим и содержим и многое другое.
Также мы обязаны охранять и оберегать природу от вредных веществ и загрязнений, ведь именно она даёт нам большую часть наших ресурсов.
В природе всё взаимосвязано. Если человек срубит дерево, убьёт какое-то животное или осушит реку, всё это может обернуться против него. Земля не прощает таких людей, ведь без реки человек не сможет ловить рыбу, а без деревьев он будет дышать отравленным воздухом, наполненным выхлопными газами и прочей химией.
Конечно, хорошо, что наша цивилизация развивается, наша жизнь становится намного совершенствованной, но стоит помнить, что все ресурсы планеты нужно расходовать с умом и заботиться о чистоте нашей планеты.
Вне Земли человек не сможет жить. Она укрывает нас от излучения Солнца своей атмосферой и дает нам кислород, который жизненно необходим для нашего существования.
Человек очень мал по сравнению с планетой и часто забывает о том, что он – сам часть Земли. Люди устраивают войны, лишают жизни, порой, даже целые города, сбрасывая на них атомные бомбы. Ведь, таким образом, люди вредят не только планеты, но и самим себе. Они лишают себя единственного – того, что даёт им жизнь.
На Земле, как уже было сказано ранее, всё связано между собой. Каждая пташка и каждый листик. Если человек где-то осушил озеро или реку, то в другой части планеты начнется потоп, и всё зальёт водой. Земля – наш общий дом и он дан нам не только для собственных целей, но и для того, чтобы познавать что-то новое, изучать и поддерживать в нём равновесие всего живого.
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
С 23 по 27 марта пройдёт около 30 эколого-просветительских мероприятий как онлайн, так и в офлайн-формате.
С 23 по 27 марта Мосприрода проведёт ЭкоМарафон «Выключай свет: включай заботу о планете», приуроченный к экологической акции «Час Земли». Пройдет около 30 эколого-просветительских мероприятий как онлайн, так и в офлайн-формате. Специалисты подготовили мастер-классы по изготовлению и декорированию подсвечников, картонного дерева, пластилиновой планеты, а также викторины, лекции, экосоветы, занятия, посвященные ответственному отношению человека к природным ресурсам.
Афиша онлайн-мероприятий:
23 марта
11:00 – игра «Час Земли».
Где искать: Инстаграм (@mospriroda_vao) ДПТ «Измайлово» и «Косинский».
25 марта
11:00 – викторина «Полезные экопривычки». Знакомство с экопривычками в формате тематической викторины о ресурсосбережении. Где искать: Вконтакте (@mospriroda_zelenograd), Фейсбук (@lesopark.zelenograd), Инстаграм
(@mospriroda_zelenograd) ДПТ ЗелАО.
12:00 – занятие «Час Земли». Расскажут историю мероприятия и о ближайшей акции. Где искать: Вконтакте (@kuzpark), Фейсбук (@kuzpark), Инстаграм (@kuzpark) ДПТ «Кузьминки-Люблино».
17:00 – занятие «Земля – наш общий дом». Где искать: Вконтакте (@ecosvao), Фейсбук
(@mosprirodasvao), Инстаграм (@mospriroda_svao) ДПТ САО, СВАО и Сокольники.
26 марта
10:00 – занятие «Всего лишь час для Земли». Где искать: Вконтакте (@eco_vorobyovygory), Фейсбук (@ecocenter.vorobyovygory), Инстаграм (@ecocentervg) экоцентра «Воробьёвы горы».
10:00 – мастер-класс «Подсвечник». Где искать: Вконтакте (@ecosvao), Фейсбук
(@mosprirodasvao), Инстаграм (@mospriroda_svao) ДПТ САО, СВАО и Сокольники.
11:00 – мастер-класс «Дерево Земли». Научат делать дерево из картона, крафт-бумаги и зелёных салфеток. Где искать: Инстаграм (@setun_park) ДПТ «Долина р. Сетунь».
12:00 – мастер-класс «Волшебный подсвечник». Научат делать необычный подсвечник из обыкновенной стеклянной банки, украсив её бусинами, ленточками, пряжей, природными материалами. Где искать: Вконтакте (@ecobitza), Фейсбук (@ecobitsa), Инстаграм (@ecobitza) экоцентра «Битцевский лес».
12:30 – занятие «Бережём свет и воду. Правила экономного потребления».
Специалисты подготовили памятку «Как экономить воду, электроэнергию и другие ресурсы». Где искать: Инстаграм (@bitsa_park), Вконтакте (@dir_bitza), Фейсбук (@bitsevskyforest) ДПТ «Битцевский лес».
27 марта
10:00 – занятие «Час Земли». На занятии расскажут об акции. В завершении лекции участников ждет интересная познавательная викторина. Где: Вконтакте
(@ecokuskovo), Фейсбук
(@ecokuskovo), Инстаграм
(@ecoschool.kuskovo) экоцентра «Экошкола Кусково». 10:30 – лекция «Час Земли». Расскажут об истории возникновения этого праздника, его традиции и о результатах, которые она приносит. Где искать: Вконтакте (@denropark_beverly), Инстаграм (@caricino_park) ДПТ «Царицыно».
11:00 – викторина «У нас Земля одна». Участники викторины смогут проверить свои знания о планете и узнать новые интересные факты. Где искать: Инстаграм
(@pokrovskoestreshnevo_park) ДПТ «Тушинский», «Покровское-Стрешнево».
11:30 – викторина «Час Земли». Где искать: Инстаграм (@moskvoretsky_park), Вконтакте (@moskvoretskypark), Фейсбук (@moskvoretsky) ДПТ «Москворецкий».
12:00 – занятие «Заметки натуралиста. Что такое «Час Земли». Где искать: Инстаграм (@tushino_park) ДПТ «Тушинский», «Покровское-Стрешнево».
12:00 – онлайн занятие «Час Земли». Где искать: Вконтакте
(@horseyard_terl), Фейсбук (@horseyard.terl), Инстаграм (@horseyard_terletsky) экоцентра «Конный двор».
13:00 – занятие «Мудрые мысли о природе». Расскажут, чем уникальна и ценна планета Земля и какие мудрые мысли о природе были у великих людей. Где искать: Инстаграм (@kurkino_park) ДПТ «Тушинский», «Покровское-Стрешнево».
14:00 – мастер-класс «Лепим планету Земля». Научат лепить Землю из пластилина и расскажут, как она устроена изнутри. Где искать: Вконтакте
(@tsarskaya_paseka), Инстаграм (@tsarskayapaseka) экоцентра «Царская пасека».
15:00 – об акции «Час Земли».
Где искать: Инстаграм (@troparevotepliystan) ДПТ «Тропарево» и «Теплый Стан».
16:00 – занятие «В темноте да не в обиде».
Расскажут, какие интересные мероприятия были устроены при проведении акции «Час Земли». Где искать: Вконтакте (@ecobee28), Инстаграм (@ecobeecentre) экоцентра «Пчеловодство».
Афиша офлайн-мероприятий:
Все офлайн-мероприятия бесплатные. Проводятся по предварительной записи.
23 марта
15:00 – занятие «Юные натуралисты: наша планета Земля» в ДПТ «Тушинский», «Покровское-Стрешнево» (СЗАО, ул. Родионовская д. 2). Участники занятия узнают об акции, чем удивительна наша планета и что каждый из нас может сделать, чтобы сохранить первозданную природу нашей планеты. Телефон: 8(499)159-65-81.
25 марта
13:00 – акция «Экофильмотека» в ДПТ САО, СВАО и Сокольники (СВАО, проезд Шокальского, д. 29, к. 5, сектор 6). Участники мероприятия посмотрят и обсудят документальный фильм «Купить. Выбросить. Купить». Фильм затрагивает тему современного общества потребления, в котором работают механизмы избыточного производства, необдуманного приобретения и нерационального использования товаров, что в итоге ведет к переизбытку отходов. Телефон: 8(499)477-11-97.
15:00 — мастер-класс к Часу Земли «Подсвечник своими руками» в экоклассе в Куркино (СЗАО, ул. Родионовская, д. 2). Покажут, как изготовить подсвечник, используя вторсырье. Мероприятие 7 +. Запись: 8-499-557-03-48.
16:00 — занятие кружка «Природная мастерская» в экоклассе в Куркино (СЗАО, ул. Родионовская, д. 2). На занятии маленькие посетители смогут принять участие в мастер-классе «Открытка к часу Земли». Мероприятие 5 +. Запись: 8-499-557-03-48
26 марта
12:00 – тематическое занятие «Час Земли» в природно-историческом парке «Москворецкий» (ЗАО, м. Крылатское, ул. Крылатская, д. 18, парк «Сказка»). Интерактивное занятие, посвященное ответственному отношению человека к природным ресурсам, проблемам экологии и сохранению биоразнообразия. Мероприятие 6 +. Подробности: 8-499-726-61-75 (пн. – чт. с 8:00 до 17:00, пт. с 8:00 до 15:45).
13:00 – мастер-класс «Фонарики» в природно-историческом парке «Москворецкий» (ЗАО, м. Крылатское, ул. Крылатская, д. 18, парк «Сказка»). Мастер-класс по декорированию стеклянного подсвечника с применением элементов вторсырья, направленный на бережное отношение к природе Земли. Мероприятие 6 +. Подробности: 8-499-726-61-75 (пн. – чт. с 8:00 до 17:00, пт. с 8:00 до 15:45).
27 марта
17:00 – мастер-класс «Час при свечах» в экоцентре «Конный двор» (ВАО, ул. Металлургов, 41с.1). С наступлением сумерек в экоцентре зажгут не электрическое освещение, а свечи. Гости узнают об истории Часа Земли, о примерах успешного проведения акции во всем мире, о необходимости бережного отношения к природе для ее сохранения. Телефон: 8(495)672-88-65.
15:30 – лекция «Час Земли» в экоцентре «Скворечник» (ЮАО, Каширское шоссе, 148, к.1). На лекции поговорят о неконтролируемом расходе ресурсов планеты, акцентируя внимание на энергосбережении. На занятии узнают о том, почему необходимо экономить энергию, какие на сегодняшний день существуют альтернативные источники энергии и почему, используя природные ресурсы, нужно задумываться о том, что будет завтра. Телефон: 8(499)782-78-23.
12:00 – лекция с эко советами «Час Земли» в ДПТ «Царицыно» (ЮАО, ул. Липецкая вл.5а). Поведают об истории возникновения этого праздника, его традиции и о результатах, которые она приносит. В конце занятия ребята составят для себя список полезных и легко выполнимых экологических привычек. Телефон: 8-495-326-46-74.
Акция «Час Земли»
В Москве 27 марта в 13-й раз пройдет ежегодная массовая экологическая акция «Час Земли», организованная Всемирным фондом дикой природы (WWF). Цель: привлечь внимание к необходимости бережного отношения к природе, разумному потреблению и экономии ресурсов планеты. 27 марта с 20:30 до 21:30 миллионы людей по всему миру выключают свет и бытовые электроприборы на 1 час, а десятки тысяч известных зданий и достопримечательностей гасят свою подсветку в знак неравнодушия к будущему планеты. Это символический знак бережного отношения к природе, призыв к решительным мерам по её сохранению, шаг по ограничению личного потребления энергоресурсов.