Сказка заяц косач медведь и весна

Конспект нод по речевому развитию и ознакомлению с природой в подготовительной группе. тема: приключения муравьишки по мотивам сказки в. бианки

Конспект
НОД по речевому развитию и ознакомлению с природой                   в
подготовительной группе.

Тема:
 
«Приключения Муравьишки»   (по мотивам сказки В. Бианки)

Цель: Всестороннее
развитие детей по различным направлениям (речевому, познавательному и
социально-коммуникативному);

Задачи:

           
Образовательные: создание положительного эмоционального настроя; решение
проблемных ситуаций; умение выполнять различные игровые задания; обогащение
словарного запаса; продолжать развивать интерес детей к художественной
литературе, пополнять литературный багаж  знаниями о писателях, (В.Бианки), сказками,
рассказами, загадками о животных;  учить показывать выразительные движения в
пантомимике; продолжать знакомить детей с жизнью  насекомых, их внешним видом,
особенностями их питания и обитания; учить сравнивать насекомых по способу их
передвижения.

             
Развивающие: расширение кругозора; развитие социально-коммуникативных
качеств путём коллективного решения общих задач; развивать внимание, гибкость 
мышления, творческие способности детей; формировать элементарные экологические
представления.

            
Воспитательные:
воспитывать читателя, способного
испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
  воспитание
чувства товарищества и взаимовыручки,   умение действовать в командной игре; воспитывать
желание и умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы,
наблюдать за животными и  насекомыми не нанося им вред).

Ход занятия:

 Воспитатель: -Ребята, я слышу, что
кто-то плачет. Покажите свои глазки.                                      Нет,
глазки ваши веселые и добрые. Кто же это? Вы слышите?  Кто это?                 (в
углу на пенечке ребенок  в костюме муравьишки)                                      
Дети: -это муравей.                                                                                             Воспитатель:
Милый Муравьишка,   почему ты плачешь?                                 Муравьишка:
—  присел я отдохнуть на листок, а сухой листок сорвался с ветки и унес меня
далеко от моего родного дома: муравейника.  А у нас, у муравьев строго: только
солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы
закроют – и спать. Вот я и боюсь, что не успею домой до заката солнца.                                                                                         
Воспитатель: милый Муравьишка, мы тебя в беде не оставим,  обязательно
поможем.                                                                        
                                  Муравьишка:  — а вы сможете, ведь
впереди много трудностей и сложных заданий, путь к муравейнику
нелегкий.                                                             Воспитатель:
справимся ребята?                                                                                     
 Дети: мы будем очень стараться.                                                                             Воспитатель
тогда не будем терять ни минуты, в путь.                                                                                                           (на
экране изображение землемера)                                                                   Воспитатель:
  Ребята, посмотрите, мы встретили Гусеницу – Землемера. Попросим Гусеницу
— Землемера подвезти Муравьишку.                                       Дети: 
Гусеница – Землемер помоги, пожалуйста, Муравьишке домой
вернуться.                                                                                                           
         Гусеница – Землемер:  (звучит аудиозапись) помогу Муравьишке 
добраться домой,  если вы справитесь  с  заданием.                                             
                                              Кто такой муравей, и где он
живет?                                                                                      Дети:
самый сильный на земле  — муравей, он поднимает тяжести в 10 раз больше,
чем он сам. Муравьи – великолепные  строители!                                        Ребенок
1:
Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем
находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.  Муравьи
содержат свой дом в чистоте.                                                                       
      Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в
муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже
появляются личинки.  Рабочие муравьи – кормят личинок, ухаживают за куколками.
Охраняют муравьиный терем муравьи – солдаты, это бесстрашные защитники
крепости.                                                                                              
  Ребенок 2: Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. Любят
угоститься муравьи и  сладкими выделениями тлей, весной не прочь выпить
целебный березовый сок.                                                                                               В
лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь.  Он
запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а
потом проглатывает их всех разом. Некоторые птицы прилетают к муравейнику для
того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной
кислотой.                                             Голос Землемера:  (аудиозапись)
 вы молодцы, прекрасно справились с заданием, и я помогу Муравьишке, садись
скорей!                                               (отрывок из мультфильма)                         
                                                                           Воспитатель: 
Спасибо тебе, добрый Землемер, но ты сильно устал. Прощай. Муравьишка:
но моего муравейника  еще не видно, что делать?   Воспитатель:  ребята,
внимание на экран. Кто это?                          (появляется изображение
Паука-
Сенокосца)                                                                                                             
Дети:    Паук – Сенокосец.                                                                                    Воспитатель: 
попросим Паука, помочь в беде.                                                                           
                                                                                                                             Дети:
    Паук – Сенокосец, помоги, пожалуйста, Муравьишке скорей домой
добраться.                                                                                                              Паук
– Сенокосец:
 (аудиозапись)  я помогу Муравьишке, если вы поиграете со
мной.                                                                                                                  
  Дети:  с радостью поиграем с тобой.  Игра  — этюд «Ну – ка угадай!»  (ребенок
изображает  животное, остальные отгадывают)
Этюд 1.  «Трусливый зайчишка»
                                                                               Выразительные
движения.   1. Положение стоя на согнутых ногах, руки подняты, ладони прижаты к
голове, как ушки зайца,  трясется от страха,                   что его съест
волк;                                                                                                                          2.
Прыгает на двух нога,  с продвижением вперед, путает следы.                                  
 Этюд 2. «Торопливый ежик»                                                                             Выразительные
движения: Положение  стоя на четвереньках, продвигается вперед, фырчит,
сворачивается в «клубочек»                                                                                
Этюд 3.  «Мудрая
сова»                                                                                      
Выразительные движения. 1.  Положение сидя на корточках, руки вдоль
туловища, поворачивает голову вправо влево, ухает.                                                        
2.Встает,  расправляет руки за спиной, машет, «взлетает», легкий бег.                                                                      Игра
«Запомни свою позу»
    Дети стоят в кругу, каждый ребенок становиться в
какую – нибудь позу и запоминает ее. Звучит музыка, все дети разбегаются, с ее
окончанием они возвращаются на свои места и становятся  в ту же позу.                                        
                                                                             Паук
– Сенокосец
: (аудиозапись)  как здорово мы поиграли, пора в
путь.                                       (звучит музыка, на экране фрагмент
из мультфильма)                                  Дети: Спасибо тебе Паук
– Сенокосец за помощь Муравьишке.   Муравьишка: уже солнышко садиться, а
я еще далеко от дома. Воспитатель:   Навстречу нам  Жужелица.  (на
экране появляется изображение жужелицы), попросим ее.                                                                      
  Дети:  Жужелица, помоги, пожалуйста, Муравьишке добраться домой.                                                            
Жужелица: ( звучит аудиозапись): я помогу Муравью, но вы должны отгадать
кроссворд,  а из выделенных букв собрать слово,  и назвать автора рассказов и
сказок о животных.                                                                                                                    Дети:
 попробуем разгадать кроссворд.                                                                                                               По
горизонтали:
                                                                                                                                    1.
Убийца всех мелких лесных зверей. (Куница)                                  
                                2. Имя мышонка – путешественника. 
(Пик)                                                                          
3.  Потайной ход в мышиной норе.   (Отнорочек)                                                                4.
«Кто же это в лесу на струне играет?»  (Медведь)

По
вертикали:                                                                                                                        
1.
Что выпрашивала у животных и птиц
надоедливая муха?  (Хвост)                                2.   «В лесу
первое дело — ….., глаза – второе.»   (Уши)                                                               3.
Лесной теремок.  (Дуб)                                                                                                      
 4.  Водяной конь. (Лось)                                                                                                             5.
И не лесной поросенок, и не волчонок, и не медвежонок.  Кто же это?  (Барсук)

image001

 Дети: Вот здорово! Все
получилось!                                                                                
Жужелица:  (аудиозапись) молодцы, ребята, верно разгадали кроссворд, и
назвали автора сказок и рассказов о животных,  а в благодарность за это         я
перенесу  Муравья ближе к дому, вмиг домчимся к картофельному полю.  (звучит
музыка, на экране фрагмент из мультфильма).                                                     
 Вот теперь слезай, не с моими ногами по картофельному полю прыгать, бери себе
другого коня,  слышишь пищит кто-то?                                                                                      
Воспитатель:   (на экране Жучок – Блошачок) ребята, как называется это
насекомое?                                                                                                                          Дети:
  Жучок – Блошачок.                                                                                 
Воспитатель: верно, попросим Жучка – Блошачка.                                                   
Дети: Жучок – Блошачок,  помоги, пожалуйста, муравью домой
вернуться.                                                                Жучок
–Блошачок:  
(аудиозапись) Не оставлю в беде, но сначала назовите   рассказы
и сказки В. Бианки, с которыми вы  знакомы.                                                                                                        Дети: 
«Лис и мышонок», «Сова», «Лесной Колобок – Колючий Бок!», «Приключения Муравьишки»,
«Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Мышонок Пик», «Снежная книга»,  «Приказ на
снегу».                                          Жучок  — Блошачок:  (аудиозапись)
молодцы, много знает сказок и рассказов В. Бианки, садись Муравьишка, помчимся
домой.                               (фрагмент
мультфильма)                                                                                                                               А
вот через забор, я никак не могу, попроси ка лучше Кузнечика.                               (на
экране изображение кузнечика)                                                                  
                                           Дети:    Кузнечик помоги ,
пожалуйста, муравью через забор перебраться.                            Кузнечик:
 (аудиозапись)   конечно, помогу, только разомнусь сначала.                
  Ай- да вместе!                           Физминутка:                                   

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.    (движения
согласно тексту)

Кузнечик: (аудиозапись) садись
теперь Муравьишка  на спину, мигом тебя перенесу.                                                                                                                 Муравьишка:
 
спасибо тебе прыткий Кузнечик,  а дальше озеро, как же по воде мне
переправиться?                                                                                                    Воспитатель:
надо Водомерку – Клопа попросить.  ( на экране изображение 
водомерки –клопа).                                                                                                             Дети:
Водомерка – Клоп помоги, пожалуйста, муравью переправиться на тот берег.                                                                                                                       Водомерка
– Клоп:   
(аудиозапись) садись по воде скоро переправимся!                                                      А 
пока по воде плывем, споем песенку: « Настоящий друг»                                    
 (дружба крепкая, не сломается…)                                                                             
                                    
Вот и готово! А по земле, я не могу.                                                                   Муравьишка:  
спасибо тебе, веселый Водомерка – Клоп.                                                               
                        Воспитатель:  что же делать?  Совсем немного
времени осталось, солнышко ведь совсем низко.  А это кто? (на экране
изображение Майского Хруща)                                                        
                                                   Дети: Майский Хрущ.
Его попросим. Майский  Хрущ, помоги, пожалуйста, Муравьишке скорей домой
добраться.                                                                                                  Майский 
Хрущ:
 (аудиозапись)  помогу вам ребята, но сначала ответьте на мои
вопросы:                                                                                                
                                                                                                                                 Вопрос
1. Почему чайки белые?                                                                                                          Дети:    
Чайкам  другими  быть нельзя.  Рыбки из воды чаек  видеть не должны,  —  а то
разве рыбку чайка поймает?  Рыбки снизу смотрят,  — над ними потолок белый.
Речной потолок. А над ним – небо, на нем облака белые. Чаек белых, над белым,
под белым рыбкам не видно.                       

Вопрос 2.  Кому зуек кланяется, а плиска хвостом кивает?                         
Дети: Зуек и плиска птицы, которые живут рядом с водой. Волна колышется
и они колышатся, а если смирно стоять стану, когда все кругом движется и
качается, их сразу заметят.                                                                                       
 

Вопрос 3.  Может ли рак линять?
Расскажите.                                                          
Дети:    
Когда рак линяет он падает на спину,  хвост его то разжимается, то сжимается.
Потом рак вытягивается, панцирь его лопается на животе и из него выползает
розовато- коричневатое тело. Так рак выскакивает сам из
себя.                                                                                                                                             

Вопрос 4.   Чему так сильно обрадовался медведь из
сказки                                    «Заяц, косач, медведь и весна»?
                                                    
                                Дети:   медведь сильно обрадовался
весенним цветочкам, он даже застеснялся, так обрадовался.                                                                                                                                            Майский
Хрущ:
   (аудиозапись)  Молодцы ребята! На все сложные вопросы ответили,  я
мигом домчу Муравьишку.   (фрагмент мультфильма)                               Дети:
спасибо большое Майский Хрущ за помощь.                                                                                                                                                      Муравьишка:
 
спасибо, вам, ребята! Очень мне помогли! Вон и мой дом виднеется! Только
как вниз спуститься?   (на экране появляется изображение гусеницы –
листовертки)                                                                                                                                    
 Муравьишка:  Гусеница – Листовертка, помоги спуститься! Меня никто не
обидел, все мне помогали.                                                                                                   Гусеница
– Листовертка: 
(аудиозапись)  садись, я тебя тоже не обижу!                            Муравьишка
:   
Вот я и дома, спасибо вам, хорошие вы друзья!  Не оставили меня в беде.
Скорей побегу!  Счастливо оставаться!                                                                                                                    А
на память о нашем путешествии для вас интересная н/и игра «Помоги Оле»

             Данная программа является рабочей
программой внеурочной деятельности по курсу «Чтение с увлечением»  для учащихся
2го класса МОУ Синьковская средняя общеобразовательная  школа №1. Настоящая
программа определяет содержание, объём и порядок изучения курса «Чтение с
увлечением» во 2м классе, в соответствии с
которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа
составлена учителем на основе авторской
программы
на основе авторской программы М.В.Буряк,
Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной
деятельности: 2 класс / под ред. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева — М.:Планета, 2016
. Рабочая программа соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа соответствует Основной образовательной программе школы и
Положению о рабочей программе по внеурочной
деятельности учителя школы
(ФГОС). 

Реализуемый УМК:

Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение
с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников.

Программа
содержит следующие разделы:

     
результаты освоения курса внеурочной деятельности;

     
содержание курса внеурочной деятельности;

     
тематическое планирование.

  1. Результаты освоения курса
    внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы: 

  • умение
    целостно смотреть на мир средствами литературных произведений;
  • художественно-эстетический
    вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта чтения
    и слушания произведения природоведческого характера;
  • эстетические
    чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
    понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознания
    значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие
    литературного произведения как особого вида искусства;
  • осознанное
    уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению;
    готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
    взаимопонимания.

Метапредметные
результаты

У обучающегося будут сформированы:

·        
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств ее осуществления;

·        
умение осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера;

·        
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

·        
умение учиться высказывать свое предположение на основе работы с
материалом;

·        
умение учиться работать по предложенному учителем плану;

·        
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

·        
умение овладевать навыками смыслового чтения текстов в
соответствии с целями и задачами;

·        
умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·        
умение делать выводы в результата совместной работы класса и
учителя;

·        
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

·        
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

·        
умение активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;

·        
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

·        
умение слушать и понимать речь других;

·        
умение работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя);

·        
умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении
различных задач; принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.

Предметные
результаты

Обучающийся
научится:

  • понимать
    литературу как средство сохранения и передачи духовных и нравственных
    ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
  • использовать
    простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
    причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения
    природоведческого характера, работать с планом произведения;
  • осознавать
    значимость чтения для личного развития;
  • достигать
    необходимое для продолжения образования уровня читательской
    компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием
    элементарных литературоведческих понятий;
  • понимать
    роли чтения, участвовать в обсуждении содержания текстов, обосновывать
    нравственные оценки поступков героев.

Обучающий
получит возможность научиться:

  • работать с
    текстом, книгой;
  • определять
    жанр произведения; находить соответствия между словами, выражениями и их
    толкованиями;
  • восстанавливать
    порядок плана; дополнять план произведения; восстанавливать порядок
    предложений на основе событий из текста;
  • отвечать на
    вопросы текста; дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные
    слова; дописывать слова сравнения, используя текст произведения;
  • давать
    характеристику герою, определять его качества характера; анализировать
    поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия
    являются положительными, какие отрицательными; определять качества героя,
    используя описания из текста;

2.     
Содержание курса внеурочной деятельности

Рассказы и
сказки В.Бианки -12часов

В. Бианки
«Музыкант». В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Чтение сказки «Лесной
Колобок – Колючий Бок».
В. Бианки
«Подкидыш».Тест по произведению «Подкидыш».

В. Бианки
«Теремок». Сравнение русской народной сказки «Теремок» и сказку-несказку
«Теремок»

В. Бианки
«Плавунчик». Тест по произведению «Плавунчик»

Рассказы и
сказки Н.Сладкова-14 часов

Н.Сладков «Непослушные малыши».

Н. Сладков «Трясогузкины письма». Словарная работа с устаревшими
словами, которые упоминаются в тексте.

Н. Сладков «Топик и Катя». Дополнение плана рассказа «Топик и Катя»

Н. Сладков «Осень на пороге». Анализ пословиц про осень

Н. Сладков «Кто в моем доме живет?». Составление памятки «Как нужно заботиться
о птицах?»

Н. Сладков «Лиса-плясунья»

Рассказы и
сказки Е.Чарушина – 10 часов

Е. Чарушин
«Друзья». Восстановление событий рассказа в таблице по временам года

Е. Чарушин 
«Что за зверь?». Дополнение плана рассказа «Что за зверь?»

Е. Чарушин
«Волчишко». Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

Е. Чарушин
«Кошка Маруська». Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

Е. Чарушин
«Болтливая сорока».Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

Рассказы
М.Пришвина — 8 часов

М. Пришвин
«Ёж». Обсуждение дополнительной информаций из справочников и энциклопедий

М. Пришвин
«Этажи леса». Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

М. Пришвин
«Охота за бабочкой». Восстановление плана рассказа М. Пришвина «Охота за
бабочкой»

М. Пришвин
«Хромка»

Рассказы и сказки Э.Шима
— 10 часов

Знакомство с биографией
Э. Шима. Э.Шим «Неслышные голоса»

Э.Шим «Молочком-то
лучше!». Восстановление цитатного плана

Э. Шим 
«Медведь-рыболов». Разгадывание филворда по произведению Э.Шима
«Медведь-рыболов»

Э.Шим «Дятел, Синицы,
Пищухи и Поползень». Составление  кроссворда по сказке Э.Шима «Дятел, Синицы,
Пищухи и Поползень»

Э.Шим «Заячье семейство».
Разгадывание филворда по произведению Э.Шима «Заячье семейство»

Рассказы и сказки Г.
Скребицкого -12 часов

Г. Скребицкий «Пушок». Тест
по произведению «Пушок»

Г. Скребицкий «Дружба». Работа
над образами героев, составление их словесного портрета. Составление синквейна.

Биография Г. Скребицкого.
Тематика книг Г.Скребицкого.

Г. Скребицкий «Белая
шубка». Г. Скребицкий «Длинноносые рыболовы»

Восстановление плана
рассказа Г. Скребицкого «Длинноносые рыболовы».

Г. Скребицкий «Сказка о
весне». Изменение сюжета сказки «Сказка о весне» по типу «А что было бы если…»

Г. Скребицкий
«Длиннохвостые разбойники». Дополнение плана рассказа «Длиннохвостые
разбойники»

Итоговые занятия — 2 часа

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская
конференция.

Виды деятельности, применяемые в реализации программы:

·      игровая деятельность;

·      познавательная деятельность;

·      художественное творчество;

·      проектная деятельность.

Формы работы:

  • парные
    и групповые формы работы;
  • индивидуальная
    работа;
  • самооценка
    и самоконтроль;
  •  взаимооценка
    и взаимоконтроль;
  • коллективно-творческие
    дела.

Формы проведения занятий:

·        
учебная игра;

·        
беседа;

·        
игровое занятие;

·        
изучение литературы, работа с
текстами, иллюстрациями.

3.      Тематическое
планирование

№пп

Наименование тем разделов

Кол — во часов

1.       

Рассказы
и сказки В.Бианки

12

2.       

Рассказы
и сказки Н.Сладкова

14

3.       

Рассказы
и сказки Е.Чарушина

10

4.       

Рассказы
М.Пришвина

8

5.       

Рассказы и сказки
Э.Шима

10

6.       

Рассказы и сказки
Г. Скребицкого

12

7.       

Итоговые занятия

2

Итого

68

Календарно – тематическое  планирование

пп

Наименование разделов и тем

Сроки изучения программы

плановые

фактические

1.

Удивительный мир природы в рассказах и сказках русских писателей

01.09
– 04.09

2.

В. Бианки «Музыкант»

3.

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

07.09
– 11.09

4.

Чтение сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

5.

Биография и творчество Н.Сладкова

14.09
–18.09

6.

Н.Сладков «Непослушные малыши»

7.

Н. Сладков «Трясогузкины письма»

21.09
– 25.09

8.

Словарная работа с устаревшими словами, которые упоминаются в
тексте.

9.

Н. Сладков «Топик и Катя»

28.09
– 02.10

10.

Дополнение плана рассказа «Топик и Катя»

11.

В. Бианки «Подкидыш»

05.10
– 09.10

12.

Тест по произведению «Подкидыш»

13.

Н. Сладков «Осень на пороге»

12.10
– 16.10

14.

Анализ пословиц про осень

15.

В. Бианки «Теремок»

19.10
– 23.10

16.

Сравнение
русской народной сказки «Теремок» и сказку-несказку «Теремок»

17.

Е. Чарушин «Друзья»

26.10
– 30.10

18.

Восстановление событий рассказа в таблице по временам года

19.

М. Пришвин «Ёж»

09.11
– 13.11

20.

Обсуждение дополнительной информации из справочников и
энциклопедий

21.

Е. Чарушин  «Что за зверь?»

16.11
– 20.11

22.

Дополнение плана рассказа «Что за зверь?»

23.

М. Пришвин «Этажи леса»

23.11
– 27.11

24.

Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

25.

Е. Чарушин «Волчишко»

30.11
– 04.12

26.

Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

27.

М. Пришвин «Охота за бабочкой»

07.12
– 11.12

28.

Восстановление
плана рассказа
М. Пришвина «Охота за бабочкой»

29.

Е. Чарушин «Кошка Маруська»

14.12
– 18.12

30.

Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

31.

М. Пришвин «Хромка»

21.12
– 25.12

32.

Составление плана к рассказу М. Пришвина «Хромка»

33.

Знакомство
с биографией Э. Шима

28.12
– 15.01

34.

Э.Шим «Неслышные голоса»

35.

Э.Шим «Молочком-то лучше!»

18.01
– 22.01

36.

Восстановление цитатного плана

37.

Н. Сладков «Кто в моем доме живет?»

25.01
– 29.01

38.

Составление
памятки «Как нужно заботиться о птицах?»

39.

Биография Г. Скребицкого. Тематика книг Г.Скребицкого.

01.02
–05.02

40.

Г. Скребицкий «Белая шубка»

41.

Э. Шим  «Медведь-рыболов»

08.02-12.02

42.

Разгадывание филворда по произведению Э.Шима «Медведь-рыболов»

43.

Г. Скребицкий «Длинноносые рыболовы»

15.02
– 19.02

44.

Восстановление
плана рассказа
Г. Скребицкого «Длинноносые рыболовы»

45.

Э.Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»

22.02
– 26.02

46.

Составление  кроссворда по сказке Э.Шима «Дятел, Синицы, Пищухи
и Поползень»

47.

Г. Скребицкий «Сказка о весне»

01.03
– 05.03

48.

Изменение сюжета сказки «Сказка о весне» по типу «А что было бы если…»

49.

Н. Сладков «Кто такой?»

09.03
– 12.03

50.

Чтение и пересказ произведения «Кто такой?» от лица героя
произведения.

51.

Г. Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»

15.03
– 19.03

52.

Дополнение плана рассказа «Длиннохвостые разбойники»

53.

В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

29.03
– 02.04

54.

Чтение сказки «Заяц, косач, медведь и весна» по ролям с опорой на интонацию.

55.

Е. Чарушин «Болтливая сорока»

05.04
— 09.04

56.

Работа над образом главного героя. Составление графического
портрета

57.

Э.Шим «Заячье семейство»

12.04
— 16.04

58.

Разгадывание филворда по произведению Э.Шима «Заячье семейство»

59.

Н. Сладков «Лиса-плясунья»

19.04
-23.04

60.

Придумывание продолжения сказки

61.

Г. Скребицкий «Пушок»

26.04
-30.04

62.

Тест по произведению «Пушок»

63.

В. Бианки «Плавунчик»

04.05
— 07.05

64.

Тест по произведению «Плавунчик»

65.

Г. Скребицкий «Дружба»

11.05
-14.05

66.

Работа над образами героев, составление их словесного портрета.
Составление синквейна.

67.

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?».

17.05
— 21.05

68.

Итоговая читательская конференция.

Лист
изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и
изменений

Причина внесения
изменений и дополнений.

Дата согласования с
заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и №
приказа директора, подпись

СОГЛАСОВАНО

кафедра учителей начальных
классов                                           

Протокол №
_____                                                                                                                
                               

от «____»
____________ 202 г.                                                                                                                                          

 ____________/
                    
/       
                     

СОГЛАСОВАНО                                                            

заместитель
директора по УВР                                        

____________

«____»
_______________ 202 г.                                                                             

  • Бешеный бельчонок
  • Снежная книга

bianki rasskazyi o zhivotnyih

Рассказ Виталия Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Уважаемый учёный Виталий Бианки считал, что научная статья нужна лишь десятку человек, очерк сотням специалистам, а вот хорошая сказка миллионам читателей. Именно поэтому свою научную деятельность он совмещал с литературным творчеством, создав множество добрых и поучительных сказок для детей.

Героями историй писателя выступают звери и природа, натуралист и знаток Бианки, как никто другой мог поведать об особенностях и мироустройстве флоры и фауны. Через литературное слово автор передавал важные идеи – любить окружающий мир, беречь его, относиться с интересом, ведь там происходит настоящее волшебство. Одной из главных тем писателя является смена времён года и изменения, которые происходят с животным и растительным миром.

Герои и сюжет сказки

Сказка является продолжением другой замечательной истории Виталия Бианки – «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз». Герои обеих сказок одинаковы, только в данном повествовании появляется ещё красавица Весна, в золоте и ярких цветах.

С приходом Весны всё в лесу изменилось и Дед Мороз, спрятавшись под елью, удивляясь, наблюдает за переменами. Видит он, как заяц смело прыгает по лесной поляне, не боясь охотников, а всё оттого, что шубка его снова стала неприметно серой. Как косач разгуливает, красуясь перед тетёрочками и задирая других косачей. Как медведь лакомиться корешками. Зимой им было всё не так, а с приходом Весны все довольны.

Решил Мороз спросить Весну, в чём её фокус, но та его к зверям отослала. Оказалось, что Заяц рад теплой погоде, травке и солнцу, тетерев свободе, возможности размять крылья, а медведь радуется цветам. Попробовал Дед Мороз возразить, что и он может цветов вдоволь насыпать – ледяных, белоснежных, но Медведь его остановил. Резонно отметил косолапый, что цветы Деда Мороза мертвы, а вот весенние цветы пахнут, мёдом наполняются и глаз радуют.

Сказка заканчивается тем, что обиделся Дед Мороз и ушёл, а звери вскоре о нём совсем забыли.

Анализ произведения

Сказка ярко и наглядно рассказывает детям об изменениях, которые происходят с природой и животными с приходом весны. Заяц меняет цвет шубки, медведь просыпается и выходит из берлоги, птицы слетаются вместе и поют каждый на свой лад, лес наполняется звуками. Всем нравится весна.

Однако плохих времён года не бывает и всякой погоде свой черёд. Вот и Дед Мороз как не пытается вернуть себе лес, но ничего у того не выходит – Весна вся в цветах уже заявила свои права на радость лесным обитателям.

Читайте рассказ русского писателя Виталия Бианки Заяц, косач, медведь и весна онлайн, бесплатно и без регистрации, крупными буквами.

Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!

А Дед Мороз недалёко ушёл, — он всё слышит.

«То ли дело, — думает, — при мне было. Тишина в лесу, только деревья покряхтывают. Поди, всем надоел весенний-то гам. Будут рады теперь, коли вернусь».

Пробрался ночью в лес, схоронился под тёмной елью.

Вот зорька занялась. И слышит Дед Мороз: бежит по лесу Заяц, притоптывает, в голос кричит.

«Плохо пришлось Заиньке, — думает Дед Мороз. — Снег-то, почитай, весь сошёл, земля серая, а он беленький, — всяк его видит-ловит. Совсем ополоумел косой со страху».

Глядь — выскочил Заяц на тропочку. Только он уж не белый: серый Заяц.

За ним товарищи — такие же серые зайцы. Кричат, притоптывают, один через другого скачут.

Дед Мороз и рукава развёл:

— Что такое Весна делает! Заяц товарищей со всего леса созвал. Верещит. Чехарду затеял — совсем страх потерял!

Проскакали мимо весёлые зайцы.

И видит Дед Мороз: сидит на лугу у опушки Косач-Тетерев, чёрный, как уголь.

«Вот кому беда припала, — думает Дед Мороз. — Ведь он у меня под снегом ночевал. Теперь снегу нет, а лес ещё голый стоит. Негде Косачу спрятаться, покой найти — ни на земле, ни на дереве».

А Косач и не думает прятаться: к нему тетёрочки на опушку слетаются, а он-то перед ними красуется, звонким голосом бормочет:

— Чуф-ши! Чуф-ши! Красны брови хороши! Хвост-косицы подниму, круты крылья разверну!

К нему товарищи на луг слетаются. А он их задирает:

— Чуф-шу! Чуф-шу! Выходите на левшу! Я вам перья причешу! Подпрыгнул, — сшиблись, — только пух летит!

«Что Весна делает-то! — Мороз думает. — Мирная птица в драчку полезла. О покое и забыла».

Разгорелся день, — улетели тетерева с луга.

Идёт по лесу Медведь. Тощий.

«Каково-то тебе, косолапый? — думает Дед Мороз. — Небось плачешь по берлоге своей? Спал бы да спал в ней — и голода бы не знал».

А Медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал — жуёт, похрюкивает от удовольствия: видать, сладкие на вкус корешки-то.

Дед Мороз пятернёй под шапку полез:

— Что ты скажешь, — и этот Весне рад! Никто по мне не тужит. . Пойти спросить у неё, чем она всех с ума свела?

Вылез из-под ели, пошёл по лесу Весну разыскивать.

А красавица Весна сама ему навстречу идёт, вся в цветах разноцветных, вся в солнечном золоте. Говорит ему свирельным голосом:

— Что, старый? На пляски да песни наши пришёл поглядеть? Или напугать кого задумал?

— Напугаешь их. — кряхтит Дед Мороз. — Заяц и тот нынче страх потерял. И что ты сделала им такое, что все тебя славят, с ума посходили?

Улыбнулась красавица Весна:

— А ты сам их спроси, чему они радуются.

Заиграла песню и с песней полетела над лесом, над лесом в зелёной дымке.

Отыскал Дед Мороз Зайца:

— Весне, Дедушка. Рад теплу, солнцу рад, травке шёлковой.

Ведь всю зиму зелёного росточка не видел, все осинки ободрал, горькую кору глодал. А травка-то сладенькая. Отыскал Дед Мороз Косача:

— Рад я крылья поразмять, удаль-силу показать. Чуф-ши! Чу ерши! Красны брови горячи, круты крылья хороши.

Отыскал Дед Мороз Медведя:

Медведь застыдился, лапой закрылся, шепчет:

— Цветочкам я, Дедушка, рад…

— Ох-ох, насмешил, ох, распотешил! Красным девушкам впору цветам радоваться, не тебе, косолапому. Веночки из них, что ли, плести будешь? Я тебе — хочешь? — мешок цветов накидаю, всю землю ими покрою. Все беленькие — один к одному.

И ну трясти рукавом. А из рукава у него снежинки, снежинки, снежинки, — и закрутилась метелица хлопьями.

— Нет, старик! Твои цветы мёртвые. Не пахнут они и глаз не радуют. А у Весны-красавицы каждый малый цветочек — радость светлая, каждый счастье сулит. Ты придёшь — зиму лютую с собой приведёшь. Заяц, косач, медведь и веснаА Весна идёт — красно лето за собой ведёт. Каждый малый цветочек её мёд в себе копит, каждый летом ягоду нам обещает.

Помолчал Медведь и опять лапой закрылся.

— А мы, — шепчет, — медведи-то, ба-альшие сластёны! Я зимой в берлоге сплю, снег да лёд надо мной, а сны мне всё про сладкое снятся, про мёд да про ягоды.

— Ну, — сказал Дед Мороз, — коли уж ты, лохматый, о сладком мечтаешь, так мне и впрямь у вас делать нечего.

Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли.

Заяц, Косач, Медведь и Весна

Бианки Виталий рассказы

Заяц, Косач, Медведь и Весна

Бианки Виталий рассказы. Зайяц косач медведь и весна

Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!

А Дед Мороз недалеко ушёл, — он всё слышит.

«То ли дело, — думает, — при мне было. Тишина в лесу, только деревья покряхтывают. Поди, всем надоел весенний-то гам. Будут рады теперь, коли вернусь».

Пробрался ночью в лес, схоронился под тёмной елью.

Вот зорька занялась. И слышит Дед Мороз: бежит по лесу Заяц, притоптывает, в голос кричит.

«Плохо пришлось Заиньке, — думает Дед Мороз. — Снег-то, почитай, весь сошёл, земля серая, а он беленький, — всяк его видит-ловит. Совсем ополоумел косой со страху».

Глядь — выскочил Заяц на тропочку. Только он уж не белый: серый Заяц. За ним товарищи — такие же серые зайцы. Кричат, притоптывают, один через другого скачут.

Дед Мороз и рукава развёл.

— Что такое Весна делает! Заяц товарищей со всего леса созвал. Верещит. Чехарду затеял, — совсем страх потерял!

Проскакали мимо весёлые зайцы.

Зорька ярче.

И видит Дед Мороз: сидит на лугу у опушки Косач-Тетерев, чёрный, как уголь.

«Вот кому беда пришла, — думает Дед Мороз. — Ведь он у меня под снегом ночевал. Теперь снегу нет, а лес ещё голый стоит. Негде Косачу спрятаться, покой найти — ни на земле, ни на дереве».

А Косач и не думает прятаться: к нему тетё-рочки на опушку слетаются, а он-то перед ними красуется, звонким голосом бормочет:

— Чуф-ши! Чуф-ши!

Красны брови хороши!

Хвост-косицы подниму,

Круты крылья разверну! 

К нему товарищи на луг слетаются. А он их задирает:

— Чуф-шу! Чуф-шу!

Выходите на левшу!

Я вам перья причешу!

Подпрыгнул — сшиблись, — только пух летит!

«Что Весна делает-то! — Мороз думает. — Мирная птица в драчку полезла. О покое и забыла».

Разгорелся день, — улетели тетерева с луга.

Идёт по лесу Медведь. Тощий.

«Каково-то тебе, косолапый? — думает Дед Мороз. — Небось плачешь по берлоге своей? Спал бы да спал в ней — и голода бы не знал».

А Медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, — жуёт, похрюкивает от удовольствия: видать, сладкие на вкус корешки-то.

3 Бианки Виталий рассказы. Зайяц косач медведь и весна

Дед Мороз пятернёй под шапку полез:

— Что ты скажешь, — и этот Весне рад! Никто по мне не тужит… Пойти спросить у неё, чем она всех с ума свела?

Вылез из-под ели, пошёл по лесу Весну разыскивать. А красавица Весна сама ему навстречу летит, лебедиными крыльями плещет, — вся в цветах разноцветных, вся в солнечном золоте. Говорит ему свирельным голосом:

— Что, старый? На пляски, да песни наши пришёл поглядеть? Или напугать кого задумал?

— Напугаешь их!.. — кряхтит Дед Мороз. — Заяц — и тот нынче страх потерял. И что ты сделала им такое, что все тебя славят, с ума посходили?

Улыбнулась красавица Весна.

— А ты их сам спроси, чему они радуются. Заиграла песню и с песней полетела над лесом, над лесом в зелёной дымке. Отыскал Дед Мороз Зайца.

— Ты чему рад?

— Весне, Дедушка. Рад теплу, солнцу рад, травке шёлковой. Ведь всю зиму зелёного росточка не видел, все осинки ободрал, горьку кору глодал. А травка-то сладенька.

Отыскал Дед Мороз Косача.4 Бианки Виталий рассказы. Зайяц косач медведь и весна

— Ты чему рад?

— Рад я крылья поразмять, удаль-силу показать. Чуф-ши! Чуф-ши! Красны брови горячи, круты крылья хороши.

Отыскал Дед Мороз Медведя.

— А ты чему рад?

Медведь застыдился, лапой закрылся, шепчет:

— Цветочкам я, Дедушка, рад…

— Ох-ох, насмешил, ох, распотешил! Красным девушкам впору цветам радоваться, не тебе, косолапому. Веночки из них, что ли, плести будешь? Да я тебе, — хочешь? — мешок цветов накидаю, всю землю ими покрою. Все беленькие — один к одному.

И ну трясти рукавом. А из рукава у него — снежинки, снежинки, снежинки, — и закрутилась метелица хлопьями.

Медведь говорит:

— Нет, старик! Твои цветы мёртвые. Не пахнут они и глаз не радуют. Ими только могилы засыпать. А у Весны-красавицы каждый малый цветочек — радость светлая, каждый счастье сулит. Ты придёшь — зиму лютую с собой приведёшь. А Весна идёт — красно лето за собой ведёт. Каждый малый цветочек её мёд в себе копит, каждый летом ягоду нам обещает.

Помолчал Медведь и опять лапой закрылся.

— А мы, — шепчет, — медведи-то, ба-альшие сластёны! Я зимой в берлоге сплю, снег да лёд надо мной, а сны мне всё про сладкое снятся: про мёд да про ягоды.

— Ну, — сказал Дед Мороз, — коли уж ты, лохматый, о сладком мечтаешь, так мне и впрямь у вас делать нечего.

Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли.

Чтение в школе 2 класс

Бианки рассказы

Художник Б.Проказов

  • Сказка заюшкина избушка в картинках для детей распечатать
  • Сказка заяц хвастун в обработке о капицы текст
  • Сказка заря заряница текст
  • Сказка засыпайка для малышей чтобы заснуть
  • Сказка зайчик сева не хочет идти в детский сад слушать