Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 12-21.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество»
Продолжение ответов на вопросы «Рабочей тетради» к этому разделу на вопросы к сказкам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
1. Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.
Отмечаем книги:
В. Даль «Пословицы русского народа»
«Заря-заряница» Стихи и загадки для малышей
«Русские народные потешки, прибаутки»
«Радуга-дуга» Потешки, прибаутки, песенки.
2. Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.
Список книг для выставки на тему «Устное народное творчество» для 2 класса:
- «Пословицы и поговорки в сказках»
- «Сказания и былины русского народа»
- «Потешки для малышей. Колыбельные»
- «Русские народные сказки Ненаглядная красота»
- «Еду-еду к бабе, к деду»
- «Сказки Ленинградской области»
- «Русские волшебные сказки»
- «Чудо чудное. Русские сказки»
- «1001 загадка»
- «Во поле берёзка стояла. Русские народные песни»
3. Собери пословицы.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Какие труды, такие и плоды.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
4. Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.
Любишь кататься — люби и саночки возить. Смысл этой пословицы в том, что получить что-то приятное можно, только если прежде потрудиться.
Терпенье и труд всё перетрут. Смысл этой пословицы в том, что если терпеливо трудится, не опускать руки, то можно сделать любое самое сложное дело.
Какие труды, такие и плоды. Смысл этой пословицы в том, что если хорошо потрудиться, то и результат будет хороший, а если плохо — то и получится плохо.
5. В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде?
Я бы могла найти пословицы о труде в интернете или в книге «Пословицы русского народа».
6. Прочитай русские народные песни. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.
Подчёркиваем слова Белая, кудрявая, листья зелёные.
7. Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.
Подчеркиваем слова: светлую, грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками, нарядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую, низко клонится, не ломится.
8. Опиши берёзу.
Берёза белая, плакучая, кудрявая, с зелёными листьями и серёжками. Она может быть весёлой, может быть грустной, гнётся, но не ломается на ветру.
9. Обсуди с другом, почему именно берёза является символом России.
Берёза очень красивое, но в то же время скромное дерево. Оно растёт всюду, по всей стране. Люди сравнивают берёзу с девушкой, она же является символом матери.
Берёза всегда соседствует человеческому жилью и для народа она является символом родного дома, деревом, возле которого прошло детство, юность, вся жизнь.
Поэтому берёзу олицетворяют, считают символом Родины, а наша Родина — Россия.
10. Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.
В колыбельных песнях часто используются слова: баю-баю-бай, усни, баюшки-баю, спи, малыш, засыпай, люли-люли.
11. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.
Пример колыбельной песенки, сочинённой самостоятельно, для 2 класса
Люли-люли-люленьки
Засыпает Юленька,
Засыпают Ванечка,
Ирочка и Танечка.
Баю-баюшки-баю
Я вам песенку спою.
Глазки деток спать хотят,
Ббаю-баю детки спят.
12. Найди информацию о потешках и прибаутках. Попробуй сам сочинить потешки про щенка задиристого, спящего, игривого.
Пример потешок про щенка можно посмотреть, перейдя по ссылке.
13. Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты? Обсуди с другом, от какого слова произошло слово небылица.
В словаре написано, что небылица — это жанр устного народного творчества комического содержания, в котором действительность нарочно искажена.
Я не знала, что небылица по другому называется небывальщина.
Я искала информацию о небылицах в интернете.
Слово Небылица происходит от слова Небыль, то есть то, чего не было. Это слово является антонимом слова Быль — то что было.
14. Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.
Это стихотворение является небылицей. В ней рассказывается о невозможном и смешном.
Это говорящий кот, который пел песни в детском саду. Это марсианин, который хотел познакомиться с автором. Это сам автор, который взлетел на небо.
Всего этого не могло быть.
15. Игра «Сочиняем небылицу»
Злой кабан давал гудки
Пароход точил клыки
Соловей томился в клетке
Дикобраз сидел на ветке.
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила.
Стол усами шевелил
Буратино накрыт к обеду был.
Портной летал под облаками
Чиж гонялся за мышами.
Ёж сшил себе штаны
Стол все поел блины.
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре.
16. Продолжите сочинять небылицы с другом.
Пример небылицы, сочинённой с другом для 2 класса
Телевизор лёг в кровать
Чтобы сладко в ней поспать
Пылесос цветы полил,
Чайник вдруг заговорил.
Кресло стало танцевать,
Шкаф в квартире убирать.
Мальчик вдруг квадратным стал
Папа в стену убежал.
Вся квартира кверху дном,
Ну а с нею и весь дом.
17. Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться о чём или о ком идёт речь.
Медведь. Подчёркиваем слово Берлоге.
Ослик. Подчёркиваем слова Большие уши, как грузовик.
Кот. Подчёркиваем слова Царапки, гроза мышей.
18. Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.
Я бы выписала следующие загадки:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Из неё берёшь — она больше становится. (Яма)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)
Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)
19. Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника. В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?
Это пословицы о временах года. Разделение их на группы смотри внизу статьи.
Дополним их пословицами из учебника:
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Пословицы и поговорки можно найти в интернете или в книге В. Даль «Пословицы русского народа»
20. Какая пословица или поговорка тебе понравилась больше всего? Объясни её смысл.
Мне понравились пословицы:
Будет зима — будет и лето. Её смысл в том, что не надо огорчаться из-за наступивших морозов. Зима пройдёт и обязательно снова придёт лето.
Кто спит весною — мёрзнет зимою. Её смысл в том, что тот, кто ничего не делает весной и летом, не заботиться о будущем, зимой останется без запасов, будет мёрзнуть.
Цыплят по осени считают. Её смысл в том, что окончательный результат труда будет понятен только тогда, когда он будет завершён. Заранее нельзя сказать, что получится.
21. Какая пословица тебе плохо понятна?
Мне непонятна пословица:
Как месяц не свети, а всё не солнышко.
Это пословица не про времена года. Она говорит о том, что месяц не сравнится с солнцем. Мне кажется, что её смысл в том, что любая копия всегда будет хуже оригинала.
Сказка с музыкой дружна
Автор: Зиятдинова Алёна Ивановна
Организация: МБДОУ д/с №177
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Цель: создать положительное эмоциональное настроение, развивать музыкальный вкус.
Задачи: расширять представления о русском народном творчестве через знакомство детей со сказкой «Гуси-лебеди», развивать у детей эстетическое восприятие , воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, музыка, физическое воспитание.
Оборудование: платок, обруч, колокольчики, конверт, пеньки.
Ведущий как будто случайно роняет яркий конверт. Дети обращают на это внимание.
Ведущий: Ой, ребята, совсем забыла вам сказать, сегодня к нам в детский сад принесли письмо. Конверт большой и, наверное, не пустой. Откроем его?
Ответы детей.
Ведущий читает: Очень скучно мне, ребятки,
Приходите поиграть
Может в жмурки, может в прятки,
Я вас очень буду ждать.
Обратный адрес: деревня Сказкино, Отправитель: Машенька Адресат: д/с №68
Ну что, ребята, отправляемся в путешествие?
Ответы детей.
Проводится разминка.
Дети становятся в колонну по одному и начинают движение за ведущим по кругу.
Отправляемся в поход Сколько нас открытий ждет. Мы по лесу шли, шли, шли, На опушку забрели. | Ходьба Остановились, повернулись в круг лицом. |
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду- Потерял пастух дуду. А я дудочку найду, Пастушку ее верну. | Наклоны головы из стороны в сторону. Поочередно руки вперед и на пояс. |
Пастушок, пастушок Заиграй в свой рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. | Наклоны вперед с имитацией игры на рожке. Наклоны вперед, дотронуться до мысков ног. |
Отправляемся в поход Сколько нас открытий ждет. Мы по лесу шли, шли, шли, На лужок пришли. | Ходьба. |
Ведущий: Дети, посмотрите, как здесь красиво.
Звучит музыка. Появляется Машенька.
Маша: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Знаете кто я?
Ответы детей.
Маша: Правильно. Как хорошо, что вы приняли мое приглашение. Батюшка с матушкой уехали на базар, и мы с братиком Ванюшей остались одни. Не с кем мне поиграть, Ванюша то мал еще.
Ведущий: Не огорчайся, Машенька, мы с тобой поиграем. Правда, ребята?
Ответы детей.
Маша: А давайте поиграем в мою самую любимую игру «Горелки»!
Ведущий: С радостью.
Дети встают парами, Машенька водит.
Проводится подвижная игра «Горелки с платком».
Все участники встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После слов «Колокольчики звенят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, кто из них первый возьмет платочек, тот становится водящим, два других игрока берутся за руки и встают в начало колонны.
Маша: Как же весело с вами играть. Ребята, а давайте я вас с братиком своим познакомлю.
Ой, а куда же он подевался?
Где мой братик, подскажите,
Ваню милого найдите!
Ау-ау! Ваня!
Не до игр больше мне,
Нету братика нигде.
Маша плачет.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, куда же Ванюша подевался?
Ответы детей.
Ведущий: А давайте поможем Машеньке отыскать братика. Дорога дальняя через лес. Отправляемся в путь.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ау, ау, аукаем,
По полям, по лесам приаукиваем.
Ваня, Ваня, Ваня! (Эхо)
Кто это меня все время передразнивает?
Ответы детей.
Проводится игра «Эхо».
Сколько времени сейчас? (час-час!)
И не правда, будет два! (два-два!)
Как поет в селе петух? (ух-ух!)
Да не филин, а петух! (ух-ух!)
Это ухо или нос? (нос-нос!)
Это локоть или глаз? (глаз-глаз!)
Вы послушные всегда? (да-да!)
Или только иногда? (да-да!).
Двигаемся вокруг деревьев.
Ведущий: Ребята, а что это впереди?
Дети: Печка.
Маша: Печка, печка, не видала ли ты, куда Гуси-лебеди полетели? Молчит.
Ведущий: Мы знаем, Машенька, что делать. Видишь, в печи совсем огонек погас, давайте его раздуем.
Маша: Поможете, ребята?
Ответы детей.
Проводится дыхательное упражнение.
- подуем высоко. Встать на мыски.
- подуем низко. Встать на пятки.
- подуем далеко. Руки вперед.
- подуем близко. Руки, сложены трубочкой к губам.
Ведущий: Смотрите, огонек разгорелся!
Ведущий прислушивается.
Ведущий: Печка сказала, что нужно идти вперед и никуда не сворачивать.
Ребята, а это что за дерево?
Дети: Яблонька.
Маша: Яблонька, яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели? Молчит.
Ведущий: Я, кажется, знаю, что делать. Нужно поиграть в игру «Яблоко».
- стоят в кругу. С началом музыки передают из рук в руки яблоко, проговаривая слова: «Яблоко по кругу передавай друг другу. Музыка играй, скорей передавай! Яблоко по кругу передавай друг другу. Музыка смолкай, иди и выступай!» Ребёнок, у которого на завершении текста в руках оказалось яблоко, выходит в центр круга для произвольной пляски.
Ведущий прислушивается.
Ведущий: Яблонька сказала, что надо идти прямо к речке. Только где эта речка? Ребята, а у меня идея, а давайте превратимся в ручеек, он нас к речке и приведет.
Музыка.
Музыкально-ритмические упражнения: бег на носочках, марш, ходьба с высоким подниманием бедра. Цепь водится змейкой.
Правила: Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась; точно повторять движения
Дети подходят к «речка».
Маша: Ручеёк, скажи куда Гуси-лебеди полетели?
Ведущий: Ручеёк скажет , если мы поиграем с камушками.
(Игра с маракасиками)
Ручей сначала течёт тоненькой струйкой(играют тихо), к нему присоединяются всё новые и новые ручьи и он становится всё шире(играют громко). Русло реки не бывает прямым, оно всё время изгибается, обходя препятствия(играют рывками). С горки течёт ручей стремительно, а по «равнине» бежит плавно и неторопливо.
Ведущий: Речке понравилось, как мы поиграли с камушками. Послушаем, что она нам скажет.
Голос ручейка: идите прямо по дороге…и встретите Бабу-Ягу.
Играет музыка. (На слайде изображение Бабы-Яги)
Ведущий: Баба-Яга, мы знаем что твои Гуси-лебеди унесли Ваню. Ребята ,Баба-Яга сказала, что отдаст Ваню, если мы поиграем в игру.
Проводится игра «Заря — Заряница».
Все участники встают в круг. Водящий с обручем идет за кругом.
Все произносят: Заря-заряница – красна девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, кольца голубые.
Ведущий кладет обруч перед одним из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, перед кем положили обруч, бежит в обратную сторону. Тот, кто не сможет первым занять обруч, становится водящим.
Маша: Отпусти братика моего, пожалуйста.
Ведущий: Баба Яга отпустит братца, если мы ещё поиграем в одну игру «Карусели».
Садимся в карусели. (Дети держат ленты, которые тянутся от обруча).
Еле-еле еле-еле завертелись карусели (медленная ходьба по кругу)
А потом, а потом всё бегом, всё бегом (медленный бег по кругу)
Тише-тише, не крутитесь, карусель остановите(ходьба в другую сторону)
Раз и два, раз и два вот и кончилась игра.
Игра проводится.
Ведущий: Вот, Баба – Яга отдала нам Иванушку.
Маша забирает куклу Иванушку.
- Спасибо, ребята, спасибо, Баба Яга, побегу скорее домой, батюшка с матушкой скоро вернутся. Музыка.
Ведущий: Ребята, какое доброе дело мы с вами сегодня сделали?
Д: Помогли Машеньке найти брата
(Дети по строчке рассказывают стихотворение про добро)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что на свете живёшь ты не зря.
Ведущий: Молодцы, а теперь возвращаемся в группу.
Список использованной литературы:
- Йерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г
- Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
- Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки»
- Божова Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
- Пахомова О.Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.
Приложения:
- file0.docx.. 26,0 КБ
Опубликовано: 16.11.2021
Здесь текст сказки про короля Дроздоборода, в конце текста вопросы по сказке (для того, чтобы проверить понимание текста), так же есть раскраска и фильм по сказке производства ГДР с советским дубляжом.
Текст сказки Король Дроздобород
У одного короля была дочь, которая прославилась на весь свет своей красотой. И правда, хороша она была выше всякой меры, но зато и высокомерна, как никто. Никого из женихов не считала она достойным своей руки. Кто ни сватался к ней, все получали отказ да еще какое-нибудь злое словечко или насмешливое прозвище в придачу. Старый король все прощал своей единственной дочке, но под конец даже ему надоели ее прихоти и причуды.
Он велел устроить пышное празднество и созвать из дальних краев и соседних городов всех молодых людей, еще не потерявших надежду понравиться королевне и добиться ее благосклонности.
Съехалось немало женихов. Их построили в ряд, одного за другим, по старшинству рода и величине дохода. Сначала стояли короли и наследные принцы, потом – герцоги, потом – князья, графы, бароны и, наконец, простые дворяне.
После этого королевну повели вдоль ряда. чтобы она могла поглядеть на женихов и выбрать себе в мужья того, кто больше всех придется по сердцу.
По и на этот раз никто не приглянулся королевне.
Один жених показался ей слишком толстым.
– Пивная бочка! – сказала она. Другой – долговязым и долгоносым, как журавль на болоте.
– Журавлины долги ноги не найдут пути-дороги. Третий ростом не вышел.
– От земли не видать – боюсь растоптать! Четвертого она нашла слишком бледным.
– Белый, как смерть, тощий, как жердь! Пятого – слишком румяным.
– Краснокожий, на рака похожий!.. Шестого – недостаточно стройным.
– Свежее дерево – за печкой сушено. Было сырое, стало сухое, было прямое, стало кривое!
Словом, всем досталось на орехи.
Но почему-то хуже всех пришлось молодому королю, который занимал в ряду женихов чуть ли не самое почетное место.
Уж в нем-то, кажется, не было ничего смешного. Всякой девушке пришелся бы он по вкусу, только не нашей королевне. Она, видите ли, разглядела, что бородка у него острее, чем следует, и слишком выдается вперед. И этого было довольно, чтоб потешаться над ним вовсю.
– Ах! – воскликнула она и засмеялась: – Посмотрите! Посмотрите! У него борода, словно клюв у дрозда! Король Дроздобород! Король Дроздобород!
А так как на свете немало охотников посмеяться над соседом, то словцо это тут же подхватили, и никто с той поры не называл иначе молодого короля, как король Дроздобород.
Но всякой потехе приходит конец.
Когда старый король, отец прекрасной королевны, увидел, что дочка его вовсе и не думает выбирать себе жениха, а только зря потешается над людьми, явившимися по его приглашению, он сильно разгневался и поклялся своей головой и короной, что выдаст ее замуж за первого попавшегося нищего, который постучится у ворот.
Прошло два дня. И вот под окнами дворца задребезжали струны, и какой-то бродячий музыкант затянул свою песенку. Пение стоило музыки, да и песня была из тех, что поются не ради веселья, а только для того, чтобы разжалобить слушателей и выпросить у них несколько грошей или кусок хлеба.
Но король прислушался и послал за музыкантом своих слуг.
– Впустите-ка его. Пусть войдет сюда! – сказал он.
Грязный, оборванный нищий робко вошел во дворец и пропел перед королем и королевной все, что знал и помнил. А потом низко поклонился и попросил милостиво наградить его не столько за умение, сколько за старание.
Король сказал:
– Какова работа, такова и плата. Мне так понравилось твое пение, братец, что я решил выдать за тебя замуж родную дочь.
Услышав эти слова, королевна в ужасе упала перед отцом на колени, но король даже не поглядел на нее.
– Ничего не поделаешь! – сказал он. – Я поклялся своей головой и короной, что отдам тебя за первого попавшегося нищего, и я сдержу свою клятву!
Сколько ни плакала королевна, сколько ни молила – все было напрасно. Ее тут же обвенчали с нищим музыкантом.
А после венчания король сказал:
– Не пристало жене нищего жить в королевском дворце. Можешь отправляться со своим мужем на все четыре стороны.
Нищий музыкант, не говоря ни слова, взял за руку молодую жену и вывел за ворота. Первый раз в жизни королевна пешком вышла из отцовского дворца.
Опустив голову, не глядя по сторонам, шла она вслед за своим мужем по каменистой пыльной дороге.
Долго брели они так по равнинам и холмам, по дорогам, дорожкам и тропинкам. И наконец тропинка вывела их в сень густого леса.
Они сели отдохнуть под старым дубом, и королевна спросила, невольно залюбовавшись тенистыми деревьями:
– Чей это лес закрыл небесный свод?
– Владеет им король Дроздобород. А если б ты была его женой – То был бы твой.
Королевна задумалась, а потом вздохнула и прошептала:
– Ах, кабы мне дана была свобода,
Я стала бы женой Дроздоборода!
Музыкант искоса поглядел на нее, но ничего не сказал. Они пошли дальше.
И вот перед ними – полноводная река, а вдоль берега стелется свежий, сочный луг.
Королевна опять спросила:
– Чей этот луг над гладью синих вод?
– Владеет им король Дроздобород. А если б ты была его женой – То был бы твой.
– Ах, – сказала королевна, глотая слезы. –
Будь мне возвращена моя свобода,
Я стала бы женой Дроздоборода!
Музыкант нахмурился, покачал головой, но и тут ничего не сказал ей. И они опять пошли дальше.
Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня.
Королевна спросила:
– Чей это город с башней у ворот?
– Владеет им король Дроздобород. А если б ты была его женой – То был бы твой!
Тут королевна не выдержала. Она горько заплакала и воскликнула, заламывая руки:
– Вернись ко мне опять моя свобода – Я стала бы женой Дроздоборода!.. Музыкант рассердился.
– Слушай-ка, голубушка! – сказал он. – Не больно-то мне по вкусу, что ты на каждом слове поминаешь другого и жалеешь, что не пошла за него замуж. А я-то, что же, недостаточно хорош для тебя?
Королевна притихла. Не обменявшись ни одним словом, они прошли через весь город и остановились на самой окраине, около маленького, вросшего в землю домика. Сердце дрогнуло в груди у королевны. Она поглядела на домик, на мужа и робко спросила:
– Чей это домик, старый и кривой?
– Он мой и твой! – ответил с гордостью музыкант и отворил покосившуюся дверь. – Здесь мы с тобою будем жить. Входи!
Ей пришлось наклониться, чтобы, переступая через порог, не удариться головой о низкую притолоку.
– А где же слуги? – спросила королевна, поглядев по сторонам.
– Какие там слуги! – ответил нищий. – Что понадобится, сделаешь сама. Вот разведи-ка огонек, поставь воду да приготовь мне чего-нибудь поесть. Я изрядно устал.
Но королевна не имела ни малейшего понятия о том, как разводят огонь и стряпают, и музыканту пришлось самому приложить ко всему руки, чтобы дело кое-как пошло на лад.
Наконец скудный ужин поспел. Они поели и легли отдохнуть.
А на другой день нищий ни свет ни заря поднял с постели бедную королевну:
– Вставай, хозяюшка, некогда нежиться! Никто за тебя работать не станет!
Так прожили они дня два, ни шатко ни валко, и мало-помалу все припасы бедного музыканта подошли к концу.
– Ну, жена, – сказал он, – хорошенького понемножку. Это безделье не доведет нас до добра. Мы с тобой только проедаемся, а зарабатывать ничего не зарабатываем. Начни-ка ты хоть корзинки плести, что ли… Прибыль от этого небольшая, да зато и труд не велик.
Он пошел в лес, нарезал ивняку и принес домой целую вязанку.
Королевна принялась плести корзины, но жесткие прутья не слушались ее. Они не хотели ни сгибаться, ни переплетаться и только исцарапали да покололи ее белые ручки.
– Так! – сказал муж, поглядев на ее работу. – Вижу, что это дело не для таких белоручек, как ты. Садись-ка лучше прясть. Авось хоть на это у тебя хватит ума да уменья.
Она села за прялку, но грубая нитка врезалась в нежные пальцы, и кровь капала с них так же часто, как слезы из ее глаз.
– Чистое наказание с тобой! – сказал муж. – Ну посуди сама – на что ты годишься! Попробовать, что ли, торговать горшками да всякими там глиняными чашками-плошками? Будешь сидеть на рынке, моргать глазами и получать денежки.
“Ах, – подумала королевна, – что, если кто-нибудь из нашего королевства приедет в этот город, придет на площадь и увидит, что я сижу на рынке и торгую горшками! Как они будут смеяться надо мной!”
Но делать было нечего. Либо помирай с голоду, либо соглашайся на все. И королевна согласилась.
Сначала торговля пошла славно. Люди нарасхват брали горшки у прекрасной торговки и платили ей, не торгуясь, все, что она ни запрашивала. Мало того, иные давали ей деньги да еще в придачу только что купленные горшки.
Так жили они до тех пор, пока все чашки и плошки до последней не были распроданы. А потом муж снова закупил целый воз глиняной посуды. Королевна уселась на рыночной площади, возле дороги, расставила вокруг свой товар и приготовилась торговать.
Как вдруг, откуда ни возьмись, какой-то пьяный гусар на горячем коне вихрем вылетел из-за угла и пронесся прямо по горшкам, оставив за собою облако пыли да груду битых черепков.
Королевна залилась слезами.
– Ах, как мне достанется! – в страхе приговаривала она, перебирая остатки растоптанной посуды. – Ах, что теперь скажет мой муж!
Она побежала домой и, плача, рассказала ему о своем несчастье.
– Да кто же садится с глиняной посудой на рынке с краю, у проезжей дороги! – сказал муж. – Ну ладно! Полно реветь! Я отлично вижу, что ты не годишься ни для какой порядочной работы. Нынче я был в королевском замке и спросил там на кухне, не нужна ли им судомойка. Говорят – нужна. Собирайся-ка! Я отведу тебя в замок и пристрою к месту. Будешь, по крайней мере, сыта.
Так прекрасная королевна стала судомойкой. Она была теперь на посылках у повара и делала самую черную работу. В глубокие карманы своего большого фартука она засунула по горшочку и складывала туда остатки кушаний, достававшиеся на ее долю. А вечером уносила эти горшочки домой, чтобы поужинать после работы.
В то самое время, когда королевна-судомойка чистила на кухне закопченные котлы и выгребала из очага золу, во дворце готовились отпраздновать большое событие – свадьбу молодого короля.
Настал наконец и торжественный день.
Окончив работу, королевна тихонько пробралась из кухни наверх и притаилась за дверью парадной залы, чтобы хоть издали полюбоваться на королевский праздник.
И вот зажглись тысячи свечей. Огни заиграли на золоте, серебре и драгоценных камнях, и гости – один нарядней другого – стали входить в королевские покои.
Королевна смотрела на них из своего угла, и чем дольше она смотрела, тем тяжелее становилось у нее на сердце.
“Я считала когда-то, что я лучше всех на свете, что я первая из первых, – думала она. – И вот теперь я – последняя из последних…”
Мимо нее вереницей проходили слуги, неся на вытянутых руках огромные блюда с дорогими кушаньями. А возвращаясь назад, то один, то другой бросал ей какой-нибудь оставшийся кусок – корку от пирога, крылышко птицы или рыбий хвост, и она ловила все эти хвосты, крылышки и корочки, чтобы припрятать их в свои горшочки, а потом унести домой.
Вдруг из залы вышел сам молодой король – весь в шелку и бархате, с золотой цепью на шее.
Увидев за дверью молодую, красивую женщину, он схватил ее за руку и потащил танцевать. Но она отбивалась от него изо всех сил, отворачивая голову и пряча глаза. Королевна так боялась, что он узнает ее! Ведь это был король Дроздобород – тот самый король Дроздобород, которого еще совсем недавно она высмеяла неизвестно за что и прогнала с позором.
Но не так-то легко было вырваться из его крепких рук. Король Дроздобород вывел королевну-судомойку на самую середину залы и пустился с ней в пляс.
И тут завязка ее фартука лопнула. Горшочки вывалились из карманов, ударились об пол и разлетелись на мелкие черепки. Брызнули во все стороны и первое и второе, и суп и жаркое, и косточки и корочки.
Казалось, стены королевского замка рухнут от смеха. Смеялись знатные гости, прибывшие на праздник, смеялись придворные дамы и кавалеры, смеялись юные пажи и седые советники, хохотали и слуги, сгибаясь в три погибели и хватаясь за бока.
Одной королевне было не до смеха. От стыда и унижения она готова была провалиться сквозь землю.
Закрыв лицо руками, выбежала она из залы и опрометью бросилась вниз по лестнице.
Но кто-то догнал ее, схватил за плечи и повернул к себе.
Королевна подняла голову, взглянула и увидела, что это опять был он – король Дроздобород!
Он ласково сказал ей:
– Не бойся! Разве ты не узнаешь меня? Ведь я тот самый бедный музыкант, который был с тобой в маленьком покосившемся домике на окраине города. И я тот самый гусар, который растоптал твои горшки на базаре. И тот осмеянный жених, которого ты обидела ни за что ни про что. Из любви к тебе я сменил мантию на нищенские лохмотья и провел тебя дорогой унижений, чтобы ты поняла, как горько человеку быть обиженным и осмеянным, чтобы сердце твое смягчилось и стало так же прекрасно, как и лицо.
Королевна горько заплакала.
– Ах, я так виновата, так виновата, что недостойна быть твоей женой… – прошептала она. Но король не дал ей договорить.
– Полно! Все дурное осталось позади, – сказал он. – Давай же праздновать нашу свадьбу!
Придворные дамы нарядили молодую королевну в платье, расшитое алмазами и жемчугами, и повели в самую большую и великолепную залу дворца, где ее ждали знатные гости и среди них – старый король, ее отец.
Все поздравляли молодых и без конца желали им счастья и согласия.
Тут-то и началось настоящее веселье. Жаль только, нас с тобой там не было…
Вопросы по сказке Король Дроздобород
- Назовите главных героев сказки «Король Дроздобород»
- Почему она так названа?
- Какой показана королевна в начале сказки?
- Почему она не могла выбрать себе жениха?
- За кого решил выдать дочь замуж король?
- Какие испытания выпали на долю королевне?
- Для чего король Дроздобород испытывал королевну?
- Каков урок сказки?
- Чем закончилась сказка?
Раскраска по сказке Король Дроздобород
Нажмите, чтобы увеличить
Фильм по сказке Король Дроздобород
Производство ГДР, советский дубляж
МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Сборщики шишек, испытатель беспилотников и заведующий пляжа вошли в топ самых интересных вакансий уходящего года на SuperJob. Об этом ТАСС рассказали в аналитической службе сервиса.
По данным аналитики, среди самых необычных вакансий в 2021 году оказались начальник автоколонны в Египте, автор сказок на ночь для ИТ-компании в Калининграде, сборщик кедровых шишек в Забайкалье, испытатель беспилотников в столице и заведующий пляжем в Ялте.
В этом году на онлайн-платформе размещали вакансии начинающих героев кино в компаниях по кинопроизводству. Для соответствия нужна была грамотная речь, красивый тембр голоса, игровой образ, опрятный внешний вид и отсутствие страха публичных выступлений. За подработку в качестве киногероя, актера массовых сцен, эпизодического героя, ведущего в кинокомпаниях Мосфильм, Киностудии им. Горького и «Главкино», а также начинающих актеров молодежных сериалов, художественных фильмов, документального кино, тв-рекламы, героев музыкальных клипов звезд российской рекламы на телестудии в «Останкино» предлагали гибкий график работы и гонорары в 50 тыс. рублей и более за съемочный день.
Также соискателям в этом году была доступна вакансия парфюмера на фабрике «Новая Заря», одной из старейших в Москве. Требовалось контролировать производство и вести сопроводительную документацию, а также иметь образование в области химии.
А в Калининграде в этом году искали автора сказок на ночь для ИТ-компании, занимающейся разработкой мобильного приложения для медитаций, рассказов и сказок для сна, а также созданием контента для снятия стресса. Как указывалось в объявлении, на вакансию автора сказок на ночь искали специалиста, «имеющего талант к писательству» и любящего сказки.
В этом году работодатели также искали заведующего пляжем в Ялте. От успешного кандидата требовалось прохождение профессиональной подготовки по программе обучения матросов-спасателей.
А в одной из крупных российских госкорпораций была открыта экзотическая вакансия за рубежом — начальник автоколонны в Египте с зарплатой до 250 тыс. рублей. Предлагали 6 месяцев поработать и 1 месяц отдохнуть по графику восьмичасовой пятидневки или шестидневки. Трудиться нужно было в Египте, в городе Эль-Дабаа на северном побережье Африки.
Сборщикам кедровой шишки в Забайкальском крае представлялось возможным зарабатывать от 2 500 до 8 000 ₽ в день, при этом работодатель доставлял сотрудников до места сбора ценного лесного продукта и обратно, предоставлял питание и сигареты за свой счет.
У работодателя из Смоленска была вакансия в области ювелирного дела — огранщик алмазов. В одной из крупнейших российских компаний по добыче полезных ископаемых искали начинающего специалиста по огранке алмазов. При приеме на данную позицию требовалось наличие высшего образования и отличное зрение.
В Москве искали испытателей беспилотников. Такому сотруднику нужно было передвигаться согласно маршрутному листу, фиксировать все, что происходит с беспилотным автомобилем, который находится в автономном режиме. Требования были простые: водительский стаж в категории «Б» не меньше трех лет, желательный опыт работы, связанный с вождением автомобиля, не меньше двух лет, рассматривали кандидатов без опыта работы, но которые любят автомобили и часто находятся за рулем, с аккуратным и уверенным стилем вождения и безаварийным стажем, а также идеальным знанием ПДД.
Работодатель из Москвы предлагал вакансию «котоняни» в московский отель для кошек. Специалисту предстояло выполнять нетривиальные задачи. Например, ухаживать за кошками (расчесывать им шерсть и протирать глаза) и даже играть с животными. Среди списка требований значились: любовь к кошкам, аккуратность, опрятный внешний вид, ответственное отношение к работе, чистоплотность, дисциплинированность, пунктуальность, стрессоустойчивость, приветливость и умение найти подход к животному.
В Астрахани искали специалиста по обучению коал на дому, чтобы присматривать за южными мишками. В основных обязанностях указывались обучение и дрессировка коал по стандартам компании. При этом работнику надо было проводить обучение животных у себя на дому. Также в вакансии указывалось, что на одну семью выдавалось не более 5 животных, еженедельно проводится мониторинг качества обучения коал. Среди требований были любовь к животным, аккуратность и ответственность.
В парк отдыха «Зооферма Шихово» в Подмосковье в декабре требовался в команду погонщик собачьей упряжки. Помимо прямых обязанностей, от специалиста требовали выполнения хозяйственных хлопот, было нужно проводить гостевые программы на территории лагеря. Также работодатель приветствовал не только любовь к собакам, но и к людям.
8 класс. Музыка.
Тема 1. Музыка «старая» и «новая». Входной контроль.
1. Теоретическая часть. Музыка –
самое древнее из искусств.
Нет
смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и
жизнь вокруг него.
Впрочем,
бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть
такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и
страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету… Никакой
прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни
изменить, ни отменить.
Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря –
Заряница».
Именно
из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда,
когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда
душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно
бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого
горя.
Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское
ущелье. Лунная ночь».
Поэтому
история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет
своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им
пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков
есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому.
Французский композитор К. Дебюсси
Послушайте
произведение К. Дебюсси «Мелодия слёз».
К.Дебюсси «Мелодия слёз» ссылка
Да
и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь
нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что
пришло в мир вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака такие строки:
«Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе».
Эти
строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств;
смысл их очень глубок.
Они
как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого
человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества
подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из
всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить
человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.
Как
звучала она, эта первая музыка?
Была
ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира
они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных,
которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного
сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих
богатый урожай или удачную охоту?
Во
всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки,
едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве.
2. Практическая часть.
Внимательно прочитайте теоретическую часть. Напишите мини-сочинение на тему:
«Музыка моего детства».
Входной контроль.
1.Выбрать правильный ответ
Музыкальный жанр – это
а)
способ изложения музыкального материал;
б)
вид, род музыкального произведения;
в)
характер музыкального произведения.
2.Выбрать правильные ответы.
По каким признакам музыкальные произведения
разделяются на жанры:
а) по особенностям их исполнения;
б)
по особенностям их слушания;
в)
по особенностям их названия;
г)
по месту их в быту.
3.Определить жанр по описанию, назвать его
разновидности.
Род
музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей,
преимущественно войска. Размер 4/4.В переводе с французского означает «ходьба».
5.Определите жанр по описанию
Парный танец, основанный на плавном
кружении в сочетании с
поступательным движением.
Один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся
в профессиональной музыке европейских
стран. Музыкальный размер –
трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Произошёл от немецкого
крестьянского
танца лендлер. Родиной считается Вена (Австрия)
6.Выбрать правильный ответ
С творчеством какого композитора связано название «Большой
Венский вальс»:
а)
П.И.Чайковский;
б)
Иоганн Штраус (младший);
в)
В.А. Моцарт
7.Определить танец по описанию
Торжественный
парный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер
праздника.
Музыкальный
размер танца — ¾. Считался истинно рыцарским танцем.
8. Назвать композитора, который через полонез
прославил свою родину, её былое величие, воплотил мечты о её процветании,
полонез в его творчестве стал символом патриотизма:
а)
Н.А. Римский — Корсаков;
б) Ф. Шопен;
в)
Ф. Шуберт.
9.Определить жанр по описанию.
Наиболее
простая, но распространенная форма вокальной музыки,
объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся
мелодией.
10.Распределить танцы по группам: народные
танцы, бальные танцы.
Барыня,
сиртаки, румба, камаринская, полька, вальс, полонез, гопак, цыганочка,
ча-ча-ча,
казачок, трепак, мазурка, самба.