Сказка вымысел а былина

Тема урока 3: былина как жанр. поэтическое отражение истории киевской руси в былинах. основные циклы былин киевский, новгородский цель:

Тема урока
№ 3: Былина как жанр. Поэтическое отражение истории Киевской Руси в былинах.
Основные циклы былин (Киевский, Новгородский)

Цель:
познакомить учащихся с жанром былины и с

циклами
былин; дать понятие о жанровой специфике былины; формировать понятийный аппарат
относительно тео ретического блока «былины и баллады»; развивать

научное
понимание особенностей Всемирного литературного процесса; способствовать
воспитанию всесторонне

развитой
личности.

Оборудование:
слайд-презентация » былинные

богатыри».

Эпиграф:
Нежную-нежную, как дыхание былины,

Я хотел бы
вам песню сплести…

Александр
Олесь

Ход урока

И.
Организационный момент

ИИ.
Актуализация опорных знаний (проверка

домашнего
задания)

— Дайте
определение оригинала и художественного

перевода.

– С какими
видами перевода вы ознакомились

на прошлом
уроке? Чем они отличаются друг

от одного?
Аргументируйте примерами, которые вы обра ли для выполнения письменного задания
по выбору.

– Чем перевод
отличается от перепева?


Продемонстрируйте собственные выводы относительно

художественных
особенностей переводов Ю. Шкробинця

и М.
Бажана поэзии И. В. Гете «ночная песня странника».

— Назовите
имена известных украинских переводов Чив. Охарактеризуйте их вклад в развитие
духовности украинского народа.

III.
Объявление темы и цели урока.

Мотивация
учебной деятельности

Учитель.
Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое, начиная изучать древние произведения
о славной

историю
Киевской Руси, получившие название былины.

И снова
нам на помощь приходят переводчики, которые

пересказали
былины с древнерусской литературной

на
украинском языке. Нас ждут настоящие герои —

защитники
родной земли, невероятные приключения и мужественные

поступки
ради Родины, что во все времена является сверхважным для духа народа.

— Обратите
внимание на наш эпиграф. Это слова моего украинского поэта Александра Олеся. Мы
еще

не знаем,
что такое былина, но, опираясь на

строки
стихотворения Александра Олеся, поразмышляйте, о каких

особенности
былины говорит поэт. ( Поэт сравнивает

былину с
нежной песней, подчеркивая собственное

увлечение
ею и стремление подражать этому жанру

народного
творчества в собственных стихах.)

IV.
Изучение теоретического материала (определение динамической группы по
опережающему

заданием с
учительской коррекцией, работа с

учебником)

Теоретическая
информационная консультация для

учителя:

С давних
времен люди пытались сохранить славную

историю
своей земли, прославить ее героев, особенно

если
родная земля страдала от захватчиков. Да

появились
произведения героического эпоса, рассказывающего о славных страницах истории,
но были окутаны

сказочностью
и фантастикой. Эпические песни исполнялись под аккомпанемент древних
музыкальных инструментов.

Они
передавались из уст в уста и обогащались

новыми
художественными подробностями.

Былины-это
героические песни восточных славян, у которых

речь идет
о богатырях и героях и их подвигах.

Создавались
былины на протяжении ІХ-ХІV веков.

Термин
«Былина» ввел в фольклористику русский

собиратель
и издатель фольклора П. Сахаров в 1839 году.

До того
это слово бытовало в народе в другом значении — «то, что было». Первоначальное
название этого жанра

была
«старина» или «старинка». Язык былины обогащен постоянными эпитетами
(«солнце краснее», » поле

чистый»,
«добрый молодец», «ветры буйные»), повторами

отдельных
слов и оборотов. Одним из характерных прийо мел былины является гипербола –
художественный прием, почвы ется на преувеличении определенных свойств
изображений жуваного героя, предмета или явления.

В
соответствии со временем изображаемых событий и личностей их освещения былины
подразделяются на

определенные
циклы (по Михаилу Грушевскому):

1. Мифологический
или дохристианский цикл,

богат
отголосками языческого мировоззрения,

к этому
циклу причисляют былины о Микуле Селяниновиче, Святогоре,

Вольгу
Всеславича (отражающие мотивы

преданий о
киевских князьях Олеге и Ольге).

2.
Киевский цикл с центральным образом князя

Владимира,
в котором соединены черты Владимира

Великого и
Владимира Мономаха.

Он делится
на тематические подциклы об Илье

Муромца
(муровца) – Черниговского богатыря,

Алешу
(Алексея) Поповича, Добрыню Никитича

и других.

3.
Волынско-Галицкий цикл про князя Романа,

Дюка
(Дуку) Степановича, Чурила Пленковича,

Михаила
Казарина, Дуная и др.

4.
Новгородский цикл о Василии Буслаеве,

Садика и
др.

5.
Сказочно-новеллистический цикл об Глеба

Володієвича,
Соловия Будимировича (Гудимировича),

Хотіня
Блудовича, Ивана Годиновича и др.

Героями
былин выступают богатыри-люди с

исключительной
моральной и физической силой, также

люди,
которые не являются воинами, однако отличаются острым

умом и
является олицетворением нравственной чистоты.

Не стоит
путать былину со сказкой, хотя в них бага то общего: сказочные события, борьба
добра со злом,

победа
добра. Былины воспринимались как правдивые

12
ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ № 6, 2015

Былины и
баллады былины и баллады

Былина как
жанр

истории, а
сказка — как вымысел. В сказке четко не признано, где происходят события, а в
былинах наличествуют конкретные названия географических мест. Былины воспевают

определенные
исторические события национального значения, а

сказки
рассказывают о событиях, созданных народной

фантазией.

V.
коллективное создание схемы » Былина как

жанр»

VI. Работа
со слайд-презентацией » былинные

богатыри»

Методический
совет: презентация может быть

создана
учителем или членами творческой группы.

— Сколько,
согласно былин, существует поколений

богатырей?

— Какие
именно богатыри представлены в презентации?

— Опираясь
на материал, представленный в

презентации,
сделайте вывод, чем отличаются

богатыри
старшего и младшего поколения? Что

объединяет
богатырей старшего и младшего поко ления?

— Какими и
почему именно такими предстают богатыри

на
картинах известных художников?

– Почему
все богатыри изображены на фоне необъятно го пространства, а не, например, в
княжеских хоромах ?

— Какие
атрибуты являются обязательными для богатыря?


Подумайте, опираясь на пересмотренный

материал
слайд-презентации, какие черты характера богаты ров воспевались в былинах?
Почему?

VII.
Итоговая беседа


Используя опорно-смысловую схему и

материал
учебника, дайте определение былины как

жанра.

— Какая
форма свойственна былинам? Почему?

— На какие
художественные средства богата Былина? Почему?

— О каких
циклах былин вы узнали? Почему самыми домашними среди них являются Киевский и
Новгородский?

— Чем
Былина отличается от сказки?


Определите цель создания былин. Кого про славит Былина?

— Как вы
думаете, нужно ли человеку ХХІ века

читать
былины? Аргументируйте свои ответы.

VII.
Аргументация и объявление оценок

VІІІ. Домашнее
задание

Всем: 1.
Проработать теоретический материал под ручника про былину. Изучить определение
былины.

2.
Прочитать былину «Илья Муромец и

Соловей-Разбойник»,
подготовить устное высказывание о сочинении

отличие волшебной сказки от былины

Былина — особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок — вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза — все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнутьторжественность и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного» богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого»; в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко способен опуститься на дно морское и выйти сухим из воды.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Былина про прекрасную Василису Микулишну

Выводы сайт

  1. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
  2. Сюжет сказок — вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
  3. В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
  4. Сказка — прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
  5. Основной прием былины — гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

Сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых — народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда — пафос. Во втором — рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений — старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. и справедливость, их восстановление — основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.

Былина и сказка представляют собой разные виды народного творчества. Мы неоднократно имели случай убедиться, что эпос обладает свойствами, сразу отличающими его от всех других видов народной поэзии, и в том числе от сказки. Сказка и былина охватывают разные области народной культуры, отвечают разным эстетическим потребностям. Лучше многих других разницу между сказкой и эпосом определил В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сказкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; в сказке поэт себе на уме: цель его — занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом — важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более — пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль; заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам».

Это определение Белинского следует признать чрезвычайно тонким и проницательным. Сказка определяется тем, что ее эстетика основана на вымысле, нарочито подчеркнутом именно как вымысел. В этом вся прелесть сказки. М. Горький подчеркивал значение ее как «выдумки». Сам народ определяет это поговоркой: «Сказка — складка, песня — быль». В действительность происходящих в сказке событий не верят, и они никогда не выдаются за действительность. Из этого проистекает добродушный юмор, легкая насмешка, столь характерная, как отметил Белинский, именно для русской сказки. Это, конечно, не значит, что сказка оторвана от действительности. В ней вымысел именно как вымысел определяется исторической действительностью, и задача исследователя сказки состоит в том, чтобы эту связь установить. Юмор и насмешка, свойственные сказке, делают ее прекрасным средством сатиры.

В эпосе отношение к изображаемому иное. Если спросить певца, верит ли он в то, о чем поет, большинство из певцов ответит непоколебимой уверенностью в действительности воспеваемых событий. «Песня — быль». Самое слово «былина» выдает это отношение, равно как и слово «старина», которым народ обозначает былины и которое означает, что все, о чем поется, действительно было, хотя и в глубокую старину.

Правда, исследователь не может всецело доверять всем показаниям певцов. Когда собиратели или исследователи спрашивают исполнителя, верит ли он в действительность воспеваемых событий, то вопрос поставлен неправильно. Исполнитель верит в жизненную и художественную правду исполняемого, в то, что песня не лжет. Это он и выражает словами — «все было так, как поется».

По этой причине сказка лучше сохраняет доисторическую старину, чем былина, она архаичнее ее. То, что уже невозможно как действительность, возможно как интересная выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей сменяется историческими врагами Руси, в сказке этого не происходит. По этой же причине в сказке сохраняются древнейшие тотемические представления (супруг-животное, талисманы и пр.), в эпосе эти представления исчезают.

Но Белинский подчеркивает еще другое различие между сказкой и эпосом: различие в содержании. В былине поэт «благоговеет перед предметом своих песен». Эпос выражает высочайшие идеалы народа и стремится эти идеалы передать слушателям: певец «хочет в других возбудить благоговение».

Выше мы уже видели, что идейным содержанием эпоса является кровная связь человека с родиной, служение ей. В сказке, преимущественно в волшебной сказке, содержание может быть иным. Если в эпосе герой побивает змея и тем спасает Киев от бедствия, то сказочный герой побеждает змея, чтобы жениться на освобожденной им девушке.

События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве». И хотя в конечном итоге события русской волшебной сказки также происходят на Руси, не это подчеркивается в ней. Идейное содержание сказки — моральный облик русского человека, его жизненные, бытовые идеалы, его борьба не только с врагами родины, но со злом во всех его видах. Художественными воплощениями этого зла служат как самые фантастические существа, вроде ведьм, кощеев, змей, так и самые реалистические, как поп, помещик и царь. Но борьба со злом, борьба за правду, справедливость, составляет также и содержание эпоса, хотя в основном сказка и былина охватывают разные виды борьбы. Из этого следует, что при всем различии между сказкой и былиной между ними может иметься близость, может происходить сближение в народной среде, и этим объясняется, что в числе былин русского эпоса имеются такие, которым свойственна сказочная окраска, которые имеют сказочный характер.

Степень близости между былиной и сказкой может быть различной. Рассмотренные нами былины, в особенности ранние, как песни о Садко или о Потыке, до некоторой степени тоже имели сказочный характер. Но есть группа былин, которые стоят к сказке еще ближе, чем былины, уже рассмотренные нами. Со сказкой их сближает то, что тон большинства из них — полушуточный, слегка иронический. В рассмотренных нами былинах торжествовала идея Киевского государства, Киевской Руси; в былинах рассматриваемой группы вопрос так не стоит. Киевской Руси в них не угрожают ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои не подвергаются опасности со стороны разных чаровниц. Колдуний на Руси уже нет, и они туда не проникают. Но такие «отравщицы» есть еще в далеких странах, куда едет, например, Глеб Володьевич. В былинах этой группы часто разрешаются сложные вопросы семейного и личного порядка, как в былине об Илье Муромце и сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и г. д. В них как и в сказке, герой проявляет свои высокие моральные качества, свою находчивость, силу и смелость. От близости со сказкой былина приобретает развлекательный характер. Исполнение ее давало отдых от тяжелого крестьянского труда, вносило в трудную жизнь струю праздничности и иногда веселья. Но и в этих случаях былина не служила развлечением для развлечения. В ней высказана народная мысль и мораль, народная оценка человеческих характеров и поступков.

Все это показывает, что такие былины, хотя они и прекрасны в художественном отношении, все же не типичны для собственно героического эпоса. Из них только одна отличается суровостью и монументальностью: это былина о бое Ильи с сыном. Она из всех былин промежуточного характера наиболее близка к собственно героическим песням, хотя не менее близка она и к сказкам. Сказочный характер остальных выражен более ярко. Все это дает исследователю героического эпоса право рассматривать их менее обстоятельно, чем собственно героические былины.

Былины сказочного характера в меньшей степени подвержены изменениям, чем собственно героические былины.

Вследствие указанных свойств былин данной группы датировка их, даже в том условном смысле, в каком это оговорено выше, весьма трудна. В огромном большинстве случаев сюжеты таких былин весьма древние. Часто они восходят еще к общинно-родовому строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»), боя отца с сыном («Илья и Сокольник») относятся к древнейшим русским сюжетам. Это дает право утверждать, что они имелись в русской народной поэзии уже в самом начале образования Киевской Руси. Та же можно сказать и о других былинно-сказочных сюжетах. Все они чрезвычайно древние и с этой стороны относятся к ранним русским былинам. Обработка же их и некоторые детали относятся к более позднему времени, что должно устанавливаться в каждом случае отдельно. Но все это не колеблет утверждения о раннем образовании этих былин в репертуаре русского эпоса. Наряду с этими ранними сказочными былинами имеется ряд поздних былин сказочного содержания, представляющих, собственно, уже не столько былины, сколько сказки в былинной метрической форме.

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано . Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в , именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Сходство: 1.И сказка, и былина существовали в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времен. 1.Сказка — прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта сказки — вымысел. 3.Сказки создаются в прозаической форме. 4.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах. 3.Былины обладают песенно- стихотворной формой. 4.Былины «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Сказка Былина

Своеобразие художественного мира былин: Былина включает в себя определённого типа «формулы» («поле чистое», «шатры белые», «копьё острое», «конь добрый», «башня наугольная», «скатерти браные», «тетивочка шелковая», «облакоходячее»), на основе которых во многом строится былинный стих: Зачин (указывает на время и место действия) Концовка Повторы Преувеличения (гипербола) Рифма отсутствует (затрудняет естественное течение речи)

1. Ответьте на вопросы предложенного вам теста (см. раздаточный материал). 2. Напишите мини сочинение (по картине В.М. Васнецова «Богатыри») «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях». 3. Составьте цитатный план былины «Илья Муромец и Соловей — разбойник», опираясь на её структурные части. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике Встреча с Соловьём-разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-разбойнику Расправа с Соловьём-разбойником

Тема: Былина
как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение
нравственных идеалов русского народа.

Цель:
        

1) формирование
представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с
былиной «Вольга и Микула Селянинович»; 

2) развитие навыка
анализа текста художественного произведения;

3)  воспитание
интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге,
справедливости.

Методические приемы: мини-лекция,
беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная
(лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная
(тестирование).

Материалы к уроку: текст
былины «Вольга и Микула Селянинович», аудиозапись произведения,
слайд-презентация по теме урока, рабочие карты урока (приложение 1), карточки с
заданиями для работы в группах (приложение 2), тесты для контроля знаний по
теме урока (приложение 3), карточки для индивидуальной работы (приложение 4).

Ход урока

Слайд 1

Тема урока и число.

Повторим о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

Слайд 2

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в
науку английский учёный Уильям Джон Томс, в переводе означает «народная
мудрость»

            Слайд 3

Какие вы знаете жанры фольклора?  Пословицы
Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Слайд 4

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания
песни повествовательного характера. Мы с вами подробно поговорим сегодня о
былине.

Слайд 5

Термин былина закрепился за эпическими
сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли
старинами. Былина — это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в
котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях,
сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным
образом XI – XVI веков.

Слайд 6

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо
талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину –
поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным
опытом. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с
трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто
исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни
наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом.
Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в
вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Слайд 7

Вот, посмотрите, гусляры напевают какую-то былину в
унисон.

Слайд 8

Сказители былин Мария Дмитриевна Кривополенова Трофим
григорьевич Рябинин, Сёстры Марфа и Павла Крюковы. А Собиратель былин Павел
ниоклаевич Рыбников. Скажите отличие сказителей от собирателей былин какие?

Слайд 9

Композиция былины

Зачин (начальная, вводная часть произведения) — здесь
указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в
былине Основная часть — дается описание героя показывается его необычное
поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается  Заключение
— подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния
главного героя былины

Сладй 10

Посмотрим 3 основных периода развития былин. Новгородский
Садко, Микула Селянинович ВладимироСуздальский Илья Муромец Киевский
10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич

Слайд 11       

А теперь рассмотрим художественные особенности былин •
В тексте былины находим приметы реальной русской старины. • В былинах немного
описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность
повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря.
• Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что
выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. •
«Сказывание» (напевная интонация) • Гиперболизация — преувеличение основных
черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит
сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего,
чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 12

Художественные особенности былин • Повторы •
Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) • Синонимы •
Сравнения • Уменьшительные и увеличительные суффиксы • Приемы контраста
(богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам,
предупреждениям). • Использование речетативов • Отсутствие рифмы

Слайд 13 Былина «Вольга и Микула
Селянинович»

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле –
новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам.
Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения
киевского князя, которые были любы новгородцам. Также ученые считают
доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных
княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые
необходимо было корчевать.

            Слайд 14

Объясните значение устаревших слов: • Гужики Петля в
хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой • Булатный Из булата – старинной, твёрдой и
упругой, с узорчатой поверхностью сталью • Сафьян Тонкая и мягкая козья или
овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет • Соловый О масти
лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 15

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного
происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные
способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга
употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого
человека.

Слайд 16

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула
Селянинович? Что оно обозначает? Микула — по-современному Николай, а
Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Зачитайте описание
внешности Микулы стр 18. В портрете видно стремление авторов украсить облик
любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая
сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан
чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей
пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» высокий и тонкий каблук – как шило;
острый, высоко загнутый носок

             Что подчеркивает безымянный автор
былины в облике Микулы Селяниновича?
(Физическую силу, молодецкую удаль,
трудолюбие, долготерпение.) • Каков портрет пока что неизвестного героя?
(Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) • Что вы можете сказать
об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У
оратая сапожки зелен сафьян… У оратая шляпа пуховая…»? • Конечно же, нет.
Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее
преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя,
духовная красота Микулы Селяниновича?
• Зачитайте разговор князя с
пахарем стр 19.. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого
крестьянина»? • Похваляется ли оратай своей силой и значимостью?

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на
Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек,
созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения.)

Слайд 17       

К какому фольклорному произведению близка по
композиции былина? Сказка Былина Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в
устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. Различия: 1. Сказка —
прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового
характера. 2. Главная черта сказки — вымысел. 3. Сказки создаются в
прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». 1. Описание подвигов богатырей
(былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача
исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных
образах. 3. Былины обладают песенностихотворной формой. 4. Былины «сказывали» —
пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

  • Сказка волшебник изумрудного города слушать аудиокнигу
  • Сказка волшебная лампа аладдина арабская сказка распечатать
  • Сказка волжский улица машиностроителей
  • Сказка веселая кукушка читать
  • Сказка вещий сон аудио