Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7», г. Энгельс, Саратовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 06.01.2022).
Заказ № 36152
НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ
Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)
Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».
Цель:
-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.
— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.
— Обогащать словарь определениями.
— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.
Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение). Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.
Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).
Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.
ХОД НОД
Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю. Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.
Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?
Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила, в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке простирается огромная река.
Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?
Дети: Золотая осень.
Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»
На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.
Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать. Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.
Художник: Милые ребята, а теперь послушайте, как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.
Воспитатель читает рассказ.
Осень.
Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб — богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».
Так и обрядила старика.
Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…
Физкультурная минутка
Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.
Вот прыгает и скачет
Плим-плим-плим.
И ничего на значит
Плим-плим-плим.
Основная часть:
Воспитатель: Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?
Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.
Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?
Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в ярко-красный цвет.
Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?
Дети: Писатель описывает дуб и сравнивает его со столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.
Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.
Дети: Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам.
Задание 2. Картинная галерея
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?
Дети: Картину с изображением золотой осени.
Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.
Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?
Дети: На картине нет кустарников и перелетных птиц в небе.
Звучит тихая спокойная мелодия.
Задание 3. Воображаемая осень
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад. Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.
На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.
Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.
Воспитатель: А кто еще, что почувствовал под музыку.
Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.
Воспитатель: Молодцы ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.
Воспитатель: Умницы вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.
Воспитатель: А еще ребята, вы знаете, что в старину на Руси наши с вами предки справляли праздник, который назывался Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру «Узнай на ощупь».
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»
На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами
Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос. В целях подсказки будет загадываться загадка.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Сочная, желтая,
На лампочку похожая.
(Груша)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…
(Помидора)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами с картиной В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?
Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.
Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»
Задание 5. Дидактическая игра «Осень»
Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.
Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…
Воспитатель: Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями. Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.
Воспитатель: Умницы ребята.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?
Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.
Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
- Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.
Найдено 39
книг
сбросить фильтры
456 518 зн., 11,41 а.л.
Цена
129 р.
Хорошо быть Чёрным Владыкой! Личный замок, с башенками и подъемным мостом, черная бархатная мантия, слуги-скелеты, воинство орков, письма приносят ручные нетопыри. Красота!
Мне титул Владыки достался в наследство. Вот только фамильный замок разрушен светлыми героями, из всей родни в “живых” только прадедушка-мумия, почтовые нетопыри разлетелись, а бывшие вассалы объявили независимость.
Ерунда! Первым делом, надо приручить одичавшую казну, завести домашнего монстра и уговорить призрачного библиотекаря выдать книгу по магии. А там и светлым героям не поздоровится. Будет весело!
Автор обложки Дарья Левчук — https://vk.com/herbstr
1 089 079 зн., 27,23 а.л.
Свободный доступ
496K
216
0
18+
Каково это? Жить так, чтобы каждый твой шаг отзывался болью в сердцах миллионов людей.
Когда даже непримиримые враги объединялись в нерушимые альянсы от одного слуха, что ты собираешься их навестить, а всяк знающий твое имя, стремился заклеймить как бедствие, сравнимое со вторжением тварей бездны.
О таких мелочах Витар не задумывался до самого последнего момента. Он жил, наслаждаясь каждым мгновением, потраченным на козни против бесчисленных рас континента.
Но рано или поздно всему приходит конец, каждое существо во вселенной — марионетка судьбы, закинутая в бескрайнее море обстоятельств, бездыханная пучина которого – единственный выход.
Такова участь всех, и будь хоть семь пядей во лбу, идти наперекор судьбе — пустая трата отведенного срока. Но на сей раз прядильщицу вероятностей ожидает неприятный сюрприз…
Ведь тот, кто каждое мгновение своего существования шел против законов, ни за что не примет во внимание волю очередных высших сил.
663 734 зн., 16,59 а.л.
Свободный доступ
4 466
4
0
Перед вами пособие, как избавиться от надоевшей скуки, если вы Тёмный князь, страдающий бессмертием. Рекомендация: найдите светлых недотёп, собирающихся вас убить. Присоединитесь к их команде и всячески старайтесь помочь им в этом благом деле. А уж приключения, неприятности и желающий испортить вам жизнь таинственный предатель приложатся. Только не обижайтесь, если вас завлечет в такую круговерть опасностей и загадок, что уже и не рады будете! Тут хотя бы свое бессмертие уберечь. А что? Сами напросились!
490 688 зн., 12,27 а.л.
Цена
95 р.
С древних времен существует пророчество. Пророчество о великом герое, что однажды явится и спасет этот мир от ужасного Темного Властелина.
За минувшие века таких героев было несколько тысяч. Они приходили, спасали и уходили – а побежденный Темный Властелин в очередной раз возрождался из мертвых, отряхивал корону от пыли и садился обратно на трон. Жизнь шла своим чередом.
Но все изменилось, когда в одной тихой деревушке из реки выловили человека, не помнящего своего имени…
535 318 зн., 13,38 а.л.
Свободный доступ
1 937
2
0
Если вы избавились от скуки, не спешите расслабляться. Закон подлости обязательно добавит вашей бессмертной жизни разнообразия и приключений. Например, «любимая» тетушка напомнит про долг, числящийся за неким Темным князем. Всего-то нужно поймать загадочного убийцу, который мешает творцам. Но задание подкидывает хитрые головоломки, и крепнут подозрения, что что-то здесь нечисто. Хотя когда все было просто? Главное, бессмертие на месте и верные друзья готовы примчаться на помощь, даже если их не просили. А уж пособие по раздаче долгов найдется!
780 005 зн., 19,50 а.л.
Свободный доступ
87K
171
0
18+
Возвратившись из заключения, Темный решает окончательно оборвать нити, то и дело норовящие поставить его фигурой пьесу в кукольном театре. На сей раз врагами властелина оказались столпы самого мироздания — хозяева первоистин, восседающие в третьем царстве…
782 906 зн., 19,57 а.л.
Свободный доступ
Уж сколько раз твердили Таелине: «Светлым доверять нельзя! Остроухим – особенно». Но юная ведьма мудрым дядюшкам не поверила. А зря-я, назгулы плохого не посоветуют. Теперь вот мучается из-за одного эльфийского Величества с выразительными бровями и винным запасом на черный день. Спасла на свою голову, называется!
***
– Ведьма, стой!
– Опять вы, Вашество! Неужели соскучились?
– Ты натравила на моих воинов тыкву, шляешься по моему лесу и заимела подозрительные делишки с гномами. Действительно думаешь, что дело в скуке?
– Ох! Неужели ревность?
– …
– Владыка, опустите меч! В конце концов, я слабая девушка… И у меня сковородка!
519 585 зн., 12,99 а.л.
Свободный доступ
Когда ты Темный властелин, твоя роль и прямая обязанность — держать людей в страхе. Совершать кровавые ритуалы, пленять принцесс, казнить героев. А еще — умирать. Раз за разом, без шансов на победу, потому что ты — зло, а зло должно пасть.
Но всем однажды надоедает проигрывать.
Становится магистром светлого ордена Герой, исчезает со страниц истории Принцесса. Наконец и Темный властелин отбрасывает корону, отказываясь продолжать игру.
Как он собирается жить дальше? И что будут делать светлые рыцари?
552 744 зн., 13,82 а.л.
Цена
99 р.
Наш человек — наследник некогда побежденного Темного властелина из другого мира. Перенесенный в этот мир, Игорь вынужден бежать от Светлых сил, чтобы добраться до царства мрака, Штромхолда, которое оставил ему в наследство отец. Но… так ли уж хочет он примерить на себя корону Темного владыки? Разве нельзя разорвать уготованную ему судьбу? Почему, если ты — сын Темного, ты обязательно должен творить зло? Нельзя ли как-нибудь… отвертеться? Даже если Светлые собрали свои орды, а по твоим следам идет команда лучших героев континента?
Ах да… Штромхолд накрыт оборотным куполом, и что происходит в бывшем Царстве мрака внутри — неизвестно. И Светлые и Темные хотят сбросить купол, а ключ — в руках Игоря…
Вторая часть тут (пишется) https://author.today/work/52360
13 680 зн., 0,34 а.л.
Свободный доступ
2 571
5
0
Герой попадает в мир меча и магии, обретая Сердце Подземелья и силу Владыки демонов. Будут присутствовать элементы ЛитРПГ. Дальнейшая аннотация еще в разработке.
457 266 зн., 11,43 а.л.
Свободный доступ
Оказавшись в мире где всё подчиняется некой “Системе” очень сложно найти своё место, особенно если ты ничего не помнишь. Но может быть, следует не искать своё место в этой жизни, а создать его своими руками? Правда, местные почему-то не в восторге от этой идеи. К счастью в памяти, хоть и фрагментарно, но присутствуют некоторые пути решения этой проблемы. А значит над этими землями будут реять флаги Империи. Правда так и не удалось вспомнить какой именно, а значит и Империя будет Безымянной.
225 450 зн., 5,64 а.л.
Цена
129 р.
Богиня зимы Цасси снова заскучала в своих ледяных чертогах. И вновь решила осчастливить кого-нибудь из смертных. По-своему, по-божественному.
Выбор вновь пал на Землю, подслушанный разговор вызвал у Цасси интерес. Ну что ж, будет и приключение, и любовь. Всё как заказывали.
Не нравится способ?
Ну уж извините. У божественных сущностей свое понимание того,как смертным нужно прийти к счастью.
Не хотят? Заставим. Не могут? Поможем.
А если им это выйдет боком?
Так думать же нужно, когда озвучиваете свои желания.
448 304 зн., 11,21 а.л.
Свободный доступ
Дурацкая идея — играть в волейбол на раздевание!
И вот, трое друзей получают невыполнимое задание в мире, полном магии, где каждый встречный норовит обмануть, отобрать деньги или жизнь.
А нашим парням еще нужно трех подруг спасти, которые тоже где-то на просторах этого мира потерялись.
Правда, они девчонки боевые, и еще неизвестно, кто кого будет спасать.
Мир стонал под пятой темного колдуна-властителя и ждал Героев. И дождался…
93 888 зн., 2,35 а.л.
Свободный доступ
2 456
49
0
Стеб. Пародия.
Темный властелин узнает о попаданце, который может расстроить его коварные планы и злобные замыслы, и наконец решает разобраться, откуда растут ноги у проблемы. Так что кому приключения, сверхспособности и юные эльфийские принцессы, а кому-то придется за базар отвечать. Подозреваются все!
40 505 зн., 1,01 а.л.
Свободный доступ
3 091
28
0
Фактически опять получился весьма сжатый роман. Но просто захотелось поэкспериментировать и представить нормального Темного Властелина, каким он должен быть. Не служителя каких-то злых богов или человека с изломанной судьбой и деревянными игрушками прибитыми к полу. Просто история о человеке который прожил весьма увлекательную жизнь, хотя вовсе о ней и не мечтал.
23 904 зн., 0,60 а.л.
Свободный доступ
1 891
6
0
Каждый может представить себя рыцарем с волшебным мечом, в волшебных доспехах, могучим непобедимым красавцем. Но что делать, если нет ни меча ни доспехов, а лишь непонятно что? Думаю понятно, что в таком случае надо либо хорошенько поработать мозгами либо… махнуть на все рукой и отправиться на совершение подвигов. И пусть боги ужаснуться вашим деяниям!
6 706 зн., 0,17 а.л.
Свободный доступ
4 529
18
0
Ох и тяжелая это работа быть Темным Властелином. Не повторяйте их ошибок и тогда весь мир будет перед вами как на ладони!)
29 788 зн., 0,74 а.л.
Свободный доступ
1 299
8
0
И снова краткое изложение потенциального романа. Своеобразная биография очередного Избранного бросившего вызов злу.
24 666 зн., 0,62 а.л.
Свободный доступ
1 320
4
0
Этот простенький рассказ не имеет ни малейшей художественной ценности. Он был написан чисто для души, под влиянием от рождения ребенка. Да, и смею заметить что у счастливого отца на самом деле было все не так как у героев данного произведения
6 542 зн., 0,16 а.л.
Свободный доступ
1 020
5
0
18+
Когда простой силой и лобовыми атаками врага стало не сломить, был создан Отряд Оборотень, способный на любые методы, ради достижения поставленной цели..
15 493 зн., 0,39 а.л.
Свободный доступ
4 695
44
0
Тяжек и труден путь Темного Владыки. Пытаешься идти путём предшественников а вместо этого получается такая лажа, что впору сменить профессию. А может действительно стоит её сменить и не позорится?
394 542 зн., 9,86 а.л.
Свободный доступ
Мертвые земли, страна населенная разнородной нежитью переживает свои далеко не лучшие времена — правитель погиб, а без его твердой руки всё постепенно приходит в упадок. Но вот спустя четыре десятилетия появляется надежда, ибо новый Сумеречный Странник наконец-то явился в этот мир.
270 618 зн., 6,77 а.л.
Свободный доступ
1 911
0
0
Михаил неудачно повздорил с депутатом в результате чего был приговорен к пяти годам лишения свободы. Свой срок ему предстояло отбывать в игровой капсуле длительного погружения. Депутат был зол и желал юноше смерти, и добился бы своего, если бы не странствующий Мерлин, который искал подходящую фигуру, для осуществления собственных замыслов.
18 680 зн., 0,47 а.л.
Свободный доступ
485
7
0
Рассказ о том, как опасно постоянно делать ремонт и при этом бесить соседей.
20 684 зн., 0,52 а.л.
Свободный доступ
3 683
8
0
18+
Жил не тужил, но убили и вот попал. Да не абы куда, а в браслет на древнем капище. Что теперь делать не знаю и как быть не ясно.
Обсуждение новости:
Сахалинскому военнослужащему со второй попытки дали реальный срок
В ноябре Сах.ком рассказывал эту историю. Она о том, как можно одолжить денег товарищу, просить вернуть их с процентами (таков был уговор) и получи…
Иван ТАРАН
КАК ГОВОРИТСЯ, К ЮБИЛЕЮ ДОСТОЕВСКОГО!
Полемические заметки
Достоевский так велик, что лучше я вам напишу о Некрасове. Они оба родились в 1821 году. Фёдор Михайлович считал Некрасова гениальным поэтом. Ещё со времён школы может быть понятно, что «печальников горя народного» слишком много было в России, а «мучительные стоны больного», услышанные Достоевским в том числе в книге «Последние песни», суть мучительные стоны больного. Но, во-первых, Достоевский, являющийся авторитетом и для вас, и для нас, не ставил Некрасова ниже Пушкина. Во-вторых, формулу «муза мести и печали» влиятельный прозаик отнёс и к Байрону. Кем считается сейчас Байрон в Великобритании, мне неведомо, а на континенте он признан великим поэтом.
Гениальный поэт-психолог Некрасов мог бы так же серьёзно заинтересовать экзистенциалистов, как и Фёдор Михайлович, и господин Ницше. Почему этого не произошло – вопрос на тот свет.
В Омске некогда создали сайт «Омские муниципальные библиотеки». В библиотеках, и это правильно, по сей день проходят мероприятия – не только «онлайн». На сайте, о котором речь, о них рассказывают новости – «лицо» омских библиотек в интернете. Я посмотрел всё за этот год и за конец прошлого. Мы так и будем ждать 10 декабря – день 200-летнего юбилея Некрасова?!
А в год 200-летия Достоевского Мёртвый дом превратили в жёлтый. Ещё можно примириться с тем, что на территории Омской крепости раскопали тюрьму, достают из-под земли «артефакты, имеющие информационную ценность». Хотя что интересного в тюрьме? Но тюрьму отремонтировать, проводить в ней культурные мероприятия могут только граждане, у которых кое-что болит. Лучше бы снесли.
Сидят они, писатели, там на презентации, а за стенами бегают актёры в костюмах каторжников, переругиваются; стоит пятиметровая кукла Достоевского и машет детям рукой. Всё лучшее – детям! Экскурсоводы спрашивают детей: «А вы сидели в тюрьме? Достоевский сидел». В день рождения писателя или около того на территории Омской крепости хотят провести карнавал, не имеющий никакого отношения ни к этим местам, ни к романам классика, его статьям, «Запискам из подполья», «Дневнику писателя». Раньше здесь можно было спокойно погулять с девушкой, показать ей место на берегу Иртыша, где, по омскому преданию, сидели Сонечка с Раскольниковым.
Никому, никогда, нигде и ничего заключение не дало полезного. Горе, унижение, болезни. Если использовать слово самого Фёдора Михайловича – «саморазложение». Прежде всего – скуку. Вот Поль Верлен сидел в одиночной камере. За покушение на убийство, то есть за дело, если не вдаваться в лирические подробности этого преступления. Получил тяжёлую болезнь. Может, и не одну, потому что в одиночной камере человек сходит с ума. Лучший лирик Франции воспевал потом свою тюрьму, но я ему не верю. Религиозный кризис за решёткой, христианская поэзия? Мало ли на свете религиозных кризисов и поэзии, выдающей себя за христианскую… В 1875 году поэт как бы обратился к «дворцу» – той самой башне…
Ты Верой с Кротостью меня вооружил,
Ты дал мне хлеб и соль, и плащ – на путь пустынный,
Такой томительный и, без сомненья, длинный!
(Перевод Брюсова)
На деле – не было ни веры, ни кротости, обеспечить себя Верлен не умел, томления было много. Грустная, грустная смерть в 51 год (скончался на полу от пневмонии). Длинным путь не оказался, а в стихотворении, упомянутом выше, говорилось о земном пути – не о бессмертии. Если бы пустынный (или кремнистый) путь… Нет – ужасное многолюдство.
Омск – не город Верлена, не город Некрасова, но и не город Достоевского. Фёдор Михайлович сформировался как человек, когда писал свои великие романы, что приходится объяснять даже сотрудникам ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Поступил я в просто ОмГУ, а на кандидата филологических наук учился вроде там же, но в Республике ШКИД. Так и окрестил «классический» университет профессор Борис Иванович Осипов – учёный, а не только научно-педагогический работник. Сейчас Осипова уже нет в живых, но мы помним его. В том числе попавшее в многотиражную газету предложение присвоить юридическому факультету имя Родиона Романовича, экономическому – имя Алёны Ивановны. На то, чтобы имя смиренной Сонечки Мармеладовой носить, претендовало бы несколько факультетов.
В честь Достоевского можно называть не учебные заведения (иначе первая ассоциация: Республика ШКИД), а библиотеки. В нашем городе имеется такая одна: Чкаловский посёлок, ул. им. Петра Осминина, 1. От тамошних сотрудников у меня осталось пока хорошее впечатление. Но библиотека небольшая. Если одним словом – обычная. В Омске больше повезло Пушкину, Павлу Васильеву, какому-то Александру Лейферу. Библиотек имени Маркса и Ленина у нас больше нет. Не имени Ленина, а имени Лейфера. Ну, Александр Эрахмиэлович, в отличие от классиков марксизма, не пил же кровь христианских младенцев! И некоторые нехорошие монументы (Ленину, борцам Революции) можно закрывать, рассказывая сказки про режим повышенной готовности, хотя открыто всё. Не было ни митингов, ни пикетов, честные люди шли по улице и положили цветы к памятнику 22 апреля или 29 октября. Их задержали и раскидали по милициям.
В России есть цензура. Поэтому, если кто не знает, некоторые функции ФСБ и МВД выполняют вежливые, культурные работники образования и культуры. Милые девушки-библиотекари, университетские профессора, школьные учителя, сотрудники музеев, хозяйки ветеранских клубов. Читай: сплетники, клеветники, доносчики. Общеизвестный продукт жизнедеятельности нации. Достаточно вот этих – и не нужны даже литературоведы в штатском. Плохим писателям разрешается проводить встречи с читателями и презентации. Ну, хорошим тоже разрешается, если они окончили земную жизнь. Хлеб и бумагу – мёртвым писателям и присосавшимся к их славе паразитам. Но Некрасов уже, судя по всему, встал из гроба. Скоро проснётся и Достоевский.
Юбилей Фёдора Михайловича уже 11 ноября, но приуроченные к нему сумасшествие, вакханалию и профанацию нужно пресечь раньше. Мы не можем справиться с великим множество дураков. Но наши помощники и верные друзья – микробы. Сидите по своим «благоустроенным квартирам», коли нуждаетесь в комфорте, и постигайте зековские порядки. Заслужили. А начинать нужно вообще не с Достоевского. Возьмите на ПМЖ бездомных кошек. Усики и ушки.
г. Омск
37102
Всяк сверчок знай свой шесток
Рюкзак это элемент контркультуры и в метро ему не место.
Сижу и рыдаю. То ли от смеха, то ли от сочувствия. Умственным способностям автора текста.
Здравствуйте. Доктор наук, профессор. Ношу джинсы, куртки спортивного стиля и рюкзак. Потому, например, что в него больше влезает, чем в портфель. Книги, ноутбук, распечатки статей, бланки контрольных материалов для студиозов.
А ещё рюкзак позволяет равномерно нагрузить спину. К 40 годам, знаете ли, остеохондроз у каждого первого. Солнечные очки ношу почти круглый год. Глаза очень чувствительны к свету. Даже в наших северных широтах.
Я всё ещё соответствую требованиям социума? Или уже бежать и переодеваться?
Лояльность президенту, простите, не ко мне. Я лоялен государству Российская Федерация. А не конкретным персоналиям.
Нелегальные гаджеты? Это типа GPS-маяка на телёнка, по которому аж дорогой вам президент высказывался, что глупость-то множить не надо?
Ну и раз уж вы номерами статеек УК козыряете, вспомните-ка статью 330 — «Самоуправство».
Вот вы не дали мне спокойно пройти в метро. Ок. Выйду, сяду в такси. Хотя в большом городе это обычно дольше. Что, хотите меня задержать? Ну, вы можете. Да. И вызвать полицию.
Это максимум ваших возможностей.
А вот дальше уже возможности мои. Даже штраф за безбилетный проезд можно опротестовать через суд. А если в моих действиях не было никаких правонарушений… О-о-о. То самое самоуправство, значит, было. Моё опоздание на лекции, таки да, нанесло существенный ущерб.
Вы же кто? Не полиция. Не Росгвардия. Не ФСБ. Ведомственная служба безопасности. Права как у ЧОПа.
И трясти вашу контору на деньги можно как ЧОП.
Поэтому весь досмотр всегда простая формальность. Чего бы и когда бы я ни вёз. А свои влажные фантазии на тему власти над пассажирами и роли в защите закона удовлетворяйте на порнхабе.
Задолбали.
37101
За сладкое приходится горько расплачиваться
Конечно, родители имеют право выбирать имя своему ребёнку.
И полное, и сокращённое — такое как им нравится. Но есть нюансы…
Начать хотя бы с самих детей. Очень трудно объяснить детям, что вот этого пацана надо называть исключительно Матфей, а не как-то иначе. И скорее всего именно иначе его и назовут, просто потому что будет удобнее.
Как именно назовут — вот тут масса факторов, начиная от удобства оригинального имени до самых разных ассоциаций и рифм. Причём чем имя будет необычнее и оригинальнее — тем больше вариантов его искажения и стёба.
Не удивляйтесь потом, что в новой компании ваш ребёнок избегает называть своё паспортное имя, а использует выдуманное или вовсе кличку.
Или вот всякие официальные органы: если кто-то до сих пор не знает — существует масса средств автокоррекции ввода. Умная программа сама исправит слово «кострюля», «малако», а также имя «Олиса». И не факт, что это будет вовремя замечено.
А потом кому-то придётся переделывать кучу документов, в каждом из которых кто-то вот так исправил ошибку, заменил букву или слог. Ну или забить уже и поменять имя на что-то более привычное.
А так да — родители когда-то почесали своё эго, придумывая нечто необычное и оригинальное для своего ребёнка.
Ведь ребёнок — это такая лялька в люльке, как его называть — личное дело родителей, ведь правда?
37100
Зеркала не лгут
Женщина не отвечает за свои действия и наворотила делов? Понять и простить, онаждевочка. Мужчина наворотил? Сволочь, гад и инфантил.
Женщина не хочет заниматься домашними делами? Она востребованный профессионал и устала на работе. Мужчина? Эксплуататор, лентяй, гад и инфантил.
Женщина орёт на ребёнка? Она устала, нервничает и вообще, у неё те самые дни. Мужчина орет на ребёнка? Он лишён чуткости, эмпатии и, ну вы поняли.
Женщина получила хорошее образование и реализовалась, скажем, в ядерной физике? Молодец какая! Там же сплошь дискриминация! Мужчина закончил педагогический и реализовался как учитель? Педофил, что ль?! Да и вообще, там парней вечно вверх тянут.
А теперь посмотрите, женщины с такими взглядами, в зеркало. Видите там глаза счастливого человека? Видите? Хорошо, если видите. Потому что в жизни большинство из вас выглядят так, как того заслуживают.
Никому не нужные злобные нереализованные тётки.
37099
Что делать, когда не знаешь, что делать
Очередная история от тех, кто не берёт трубку, когда звонят с незнакомых номеров.
Не брать — ваш выбор, но задолбали уже легенды о том, что якобы, всем остальным приходится и номера менять, и в тайгу уезжать, а спамеры всё не отстают.
Ну, вот я не меняла номер уже лет десять. Ни в какую тайгу не уезжаю, всё у меня нормально. Поставила бесплатный определитель номера, который отсеивает звонящих раз-два в неделю спамеров, и горя не знаю.
Да и если какой спамер вдруг прорвётся сквозь определитель, разговор занимает секунд пять от силы, тоже мне, трагедия. Короче, не надо сочинять сказки об ужасной жизни тех, кого достают днем и ночью навязчивыми звонками — это исключительные случаи.
А теперь поговорим о другой стороне медали.
Зачем курьеру мне звонить, спрашиваете вы, ведь он же не опаздывает. Да при чём тут его опоздания вообще? Курьер вам звонит, чтобы убедиться, что вы дома и встретите его. Он не хочет тратить время и силы на дорогу, чтобы поцеловать закрытую дверь и поехать по следующему адресу, вот и вся история.
И тот факт, что на сайте обозначено время доставки, вообще не мешает людям уезжать в это время из дома, а потом звонить и орать матом, что посылка не доставлена, ну и что, что их не было дома, курьер должен был подождать под дверью пару часов, пока они не придут. Я не шучу.
Ну, и постскриптум. Когда родственников забирают в реанимацию с улицы — это очень страшно. Очень. И это совсем не та ситуация, над которой стоит иронизировать. Надеюсь, вам никогда не придётся узнать об этом на личном опыте.
37098
Чувство самосохранения — нормальный закон человечества
А меня страшно задолбали детолюбители, которые из каждого утюга орут, что чайлдфри — эгоисты.
Что есть эгоизм? Поведение, определяемое стремлением человека к собственной пользе и выгоде.
Так с какой стороны люди, не желающие гробить своё тело, девять месяцев ходить слоном, потом мучиться, потом гробить свою карьеру, вместо развития мозга сидючи в кашках и какашках, не иметь возможности выйти пообщаться, отвлечься, не желающие пару лет сидеть в тюрьме своей квартиры распевая детские песенки — эгоисты?
Это, извините, не эгоизм. Это инстинкт самосохранения.
И не надо тут рассказывать, что детные клуши в халатах, у которых из всех интересов плита да швабра, страшные альтруисты.
Они просто больше ничего не умеют.