Сказка вредные советы читать

Светлана глушко сочинение из моего детства на тему: книга в моей жизни недавно, перебирая свои старые записи, случайно наткнулась на

Светлана Глушко
Сочинение из моего детства на тему: «Книга в моей жизни»
Недавно, перебирая свои старые записи, случайно наткнулась на свои школьные сочинения. Многие делятся своими рецептами, мастер классами и т. д. А я хочу поделиться с вами, мои коллеги, своим одним из сочинений из детства. Прошу строго не судить это было очень давно.
Сочинение: “Книга в моем детстве“.
Как только начинаешь познавать мир, первый друг и товарищ – это книга. С первых лет жизни к нам приходят красочные и увлекательные книжки: сказки, стихи, рассказы. Ты идешь по жизни с книгой, порой сам не замечая этого. Книга – это простое беззвучное слово, но как много она значит для жизни человека.
А сколько нужно трудов, чтобы издать книгу, над ней работают тысячи людей. Сколько создано техники, благодаря книге и, чтоб облегчить ее создание. Книга в моей жизни небезразлична, но сказать, что она для меня есть смысл жизни я не могу. Но книга нужна нам, чтобы мы развивались и продолжали свое существование.
Мы идем в первый класс, и первое, что мы видим у себя на парте – это книга. Открываем первые страницы и оттуда выпрыгивают к нам непонятные буквы, слова, головоломки, красочные рисунки. Мы сидим и рассматриваем каждую страничку книжки, пытаясь прочитать и осознать, что там написано. В свободное для себя время садишься, открываешь книгу вчитываешься в нее, отключаешься от внешнего мира и становишься героем этого произведения, проходишь все испытания, порой кажущиеся невыполнимыми, отдыхаешь, плачешь и переживаешь вместе с героем. Но что же потом, поставил книгу на полку и через месяц-два ты уже забыл о чем идет речь в этом произведении. Мне кажется, что это неуважение не только к книге, но и в чем-то и к себе. Поэтому мы должны не только читать, но и понимать, и запоминать, что мы прочитали. И мы должны сделать все, чтобы книга жила и развивалась, становилась все более интересным, познавательным настольным товарищем и другом. Другими словами можно сказать: “Книга – друг человека“. И из этого можно сделать вывод: можешь не читать книги, но уважать ты их обязан.

На вопрос, какие книги знакомы с пеленок, все не задумываясь назовут сказки. А ведь эти удивительные сказочные приключения действительно являются нашими спутниками с детства, поэтому в сочинении на тему сказка, будет несложно поделиться своими мыслями и раскрыть тему народных сказок в 5 классе.

Сочинение: сказка

Русские народные сказки — это удивительные произведения народного творчества, которые переносят читателей в сказочный необычный виртуальный мир. Там все иначе. В этом мире живут герои, красавицы, богатыри, королевы и короли, в нем оживают деревья, умеют говорить животные Этот мир наполнен волшебством, поэтому сказки с большим удовольствием слушают малыши или читают самостоятельно дети постарше. У кого нет любимой сказки? Наверное такого человека и не встретишь, как и не встретишь тех, кто бы не знал ни одной сказки. Пусть это будет только всем известный Колобок или Репка, но эти сказки может пересказать на память даже маленький ребенок.
Самое главное в сказках то, что это не просто интересные народные произведения. Хочется отметить в своем сочинении про сказку то, что это поучительные работы, которые полны народной мудрости. Сказка помогает правильно воспринимать окружающую действительность, учит доброте, пониманию, помогает распознавать злые и добрые начала.

Наталья Лекомцева
Сочинение на тему «Детство»
Детство – небольшой, неповторимый и замечательный отрезок нашей жизни. В детстве мы могли стать кем угодно: летчиком, волшебником, поэтом, актером и многими другими. Детская фантазия безгранична, благодаря ей окружающий мир становится увлекательным и таинственным. Все мы в детстве были добрыми, открытыми и честными. Радовались всему, первому снегу, опавшим листьям, подаренной конфетке или найденному камушку. Но все это куда-то исчезает.
Детство, как думают взрослые, это беззаботное время, но на самом деле это очень тяжелая и загруженная пора. Ведь в детстве нам нужно научиться всему, что мы будем уметь когда повзрослеем. Каждая минута детства – это время накопления опыта, например, умение ходить или умение правильно держать ложку. Но дети в отличие от взрослых свои «дела» решают в игре, учатся говорить, убирать за собой игрушки и выполнять бытовые действия. Детство – это настоящая школа жизни.
Главные учителя в детстве это наши родители. Когда мы появляемся на свет, они на время нашего взросления вновь возвращаются в детство и потом растут вместе с нами. Переживают наши первые шаги и падения и заново учатся говорить с ними малышками. Вновь проживают все периоды детства с нами, как будто возвращаясь в прошлое, но уже взрослыми глазами.
В детстве все мы хотим поскорее вырасти, стать большими, чтобы быть самостоятельными, уметь как мама и папа быстро и с легкостью решать проблемы и быть независимым. А когда выросли, теперь понимаем, что зря спешили. Но мы, ни когда не должны забывать, что мы можем фантазировать, быть добрыми и честными, учиться каждую минуту и любить, то что окружает нас, ведь как говорил замечательный писатель Антуан де Сент-Экзюпери – «Все мы родом из детства».

Мир детства – это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч. И хотя детство пролетает очень быстро, оно все-таки очень интересное, яркое и веселое. Это незабываемая пора, пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка. Мы не должны забывать детство и должны беречь его в своём сердце, и тогда оно не забудет нас.
Детство, всё о котором мы можем почитать на страничке minimy.in.ua – это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей жизни. Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая – ступень в начинающуюся взрослую жизнь.
Детство – это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки – и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»

Перу замечательного русского поэта и писателя А. С. Пушкина принадлежит много образов романтических, смелых, мужественных и благородных героев. Владимир Дубровский — один из них.
Владимир — потомственный дворянин, молодой, образованный. Он единственной сын своего отца Андрея Гавриловича Дубровского, извести его своей добропорядочностью, честным и неподкупным характером. Едва завершив службу Владимир переносит две тяжелее для него утраты: смерть отца и потерю родового имения. Несмотря на обрушившиеся на него несчастья, молодой человек не падает духом. Спасая своих крепостных от расправы, он уводит их в лес и становится предводителем отряда разбойников, быстро прославившегося своим странным благородством: они никого не убивали, а грабили только богатых.
Настойчиво и верно идет Дубровский к своей главной цели — отомстить виновнику всех своих бед Кириле Петровичу Троекурову. Однако судьба подготовила ему новое испытание — любовь к Маше Троекуровой. В своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных ей людей, Владимир готов отказаться от своего намерения. Любовь к Маше толкает Дубровского на дерзкие и отчаянные поступки: он хитростью проникает в дом Троекуровых и даже умудряется завоевать расположение и уважение самого барина.
К сожалению, удача не всегда сопутствует молодому благородному разбойнику. Волей обстоятельств Маша выходит замуж за старого князя, а след самого Дубровского теряется в неизвестности. Однако память о нем, наверняка, надолго останется в сердцах людей, знакомых с ним, и даже узнавших о нем со страниц известной повести А. С. Пушкина.

Детство — это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей жизни. Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая — ступень в начинающуюся взрослую жизнь.
Детство — это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки — и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»
У каждого ребёнка есть семья. Семья – это защитник. Что бы ни случилось с ребёнком в детстве, кто бы его ни обидел, только в семье найдётся понимание, поддержка и защита. Наверное, поэтому в детстве так легко и беззаботно живется, потому что на страже стоят всегда родители, семья. В детстве происходит много разных событий, и если ты со временем забыл, что с тобою было в детстве, то мама или папа всегда расскажут тебе об этом.
В детстве каждый праздник радует нас. Всегда напоминает вкусные торты, веселье и подарки. День рождения — это день, когда мы становимся на год старше. Мы его ждем и радуемся ему. Родители поздравляют, обнимая и целуя, друзья приходят и дарят подарки. Все дети очень любят это!
Я считаю, что мир детства – это прекрасный период в жизни каждого человека. У всех людей оно проходит по-разному, но я не слышала ни от одного человека, чтобы он говорил, что детство прошло плохо. Ведь все равно в жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. Ведь детство — это здорово!
Сочинение на тему «Детство» | Март 2015

Эта история о девушке с добрым сердцем, отец которой женился на злой, сварливой женщине. У мачехи было две родные дочери, которых она очень любила, а на падчерицу ее любви не хватило. Золушке приходилось терпеть упреки и унижения, выполняя грязную тяжелую работу, и некому было за нее заступиться. Отец не мог перечить жене, он был безвольным и слабохарактерным. Но, несмотря на все обиды, Золушка все равно не озлобилась, она сохранила душевное тепло и мягкость. Девушка была умелой, и любая работа в ее руках спорилась. Однажды их пригласили на королевский бал, но мачеха запретила Золушке ехать, в надежде на то, что одна из ее дочерей сможет обаять принца и выйдет за него замуж. Этому не суждено было случиться, ведь Золушке помогла крестная фея, и ей все же удалось попасть на бал. Там она познакомилась с принцем, и между ними возникли чувства. Но ей нужно было покинуть дворец до полуночи. У сказки счастливый конец – принц разыскал возлюбленную и они поженились, несмотря на все преграды.
На мой взгляд, эта сказка учит нас тому, что такие душевные качества, как доброта, справедливость, трудолюбие всегда вознаграждаются. Ведь принц не мог не влюбиться в такую милую и добрую девушку. Благодаря этой сказке я понял, что за грязным платьем может скрываться чистая душа.
Когда мама читала эту сказку, мне было жаль Золушку, и хотелось, чтобы она нашла свое счастье, а злая мачеха была наказана за свою подлость и жестокость. Так и случилось.
Хотелось бы, чтобы и в жизни всегда наступал счастливый конец, добро побеждало, а зло было наказано. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. И все равно, я думаю, что нужно всегда надеяться на лучшее и сохранять в себе способность прощать в любой ситуации.

Индекс любви: 9.67 (29/3)
Научившись читать, я открывала для себя мир книг очень неадекватно. Результатом этого стали скандалы в дет.саду, когда я деморализовывала дух трехлетних карапузов своими выкриками “Это суп из пиявок!” или “Не ешьте это, там мышиные хвостики”. Так мне запомнился “Волшебник изумрудного города”. В пятилетнем возрасте я просто пересказывала “Мифы Древней Греции” и книги по астрономии, которые обожала. Однокашники открывали рты, я тихо млела. А дома с увлечением разглядывала еще одну любимую книгу – “Атлас анатомии человека”. Особенно меня поражала картинка. кровеносной системы плода. Прочитав все подписи, я рисовала копчики и мышцы, раскрашивала, и радовалась. А потом я пошла в школу. И спектр любимых книг стал расширяться и подвергаться изменениям.Прошло уже много лет, но я до сих пор держу ТЕ книги на полке любимых, перелистываю их изредка, и погружаюсь в то давнее ощущение познания мира.
Хорошая, кстати, тема. Что-то я недавно крепко подсел на книги, которые были прочитаны мной еще в детстве. Конечно, не в самом глубоком детстве, а лет так в 10-11. И что самое странное – при повторном прочтении они вовсе не показались мне примитивом. Нормальные такие, добрые книжки, с интересным сюжетом. Только не надо говорить, что я страдаю инфантилизмом ??
Не из младенчества, конечно. А уже прочитанные в школьном возрасте. Мне повезло – почти все мои книжки были мамины – таких тогда не издавали, а то и сейчас не издают. А потому – был Винни-Пух и Карлсон (не в сокращении -настоящий), были незаслуженно забытые ныне Пан Клякса и Гомер Прайс, ослик Мафин и Алиса в академическом переводе, Волшебник изумрудного города естественно.. Муми-тролли со всей компанией. Они все и сейчас живут у меня дома. И самое смешное – я их перечитываю, и начинаю понимать только сейчас. Так наверное всегда и бывает. Я люблю их – этих героев, они проводили меня во взрослую жизнь, и я их не забываю – я их люблю. Добрые, солнечные, чуть наивные и Честные книги. Там где – добро это добро, а зло – злое, но ведь совсем не страшное, там где есть друзья, там где сумасшедшая, но такая верная логика. А чтоб я ни кричала – у меня сущность персонажа детской сказки. Эльфы пришли уже потом. Снусмумрик я ??
Книг прошедших через моё детство было привеликое множество, другое дело что многие из этих книг уже не помню. Читать я научился ещё за долго до школы, хотя скорость моего чтения тогда была низкой и поэтому книги читали мне мои родители вслух. В дошкольные времена мне очень понравились книги про Незнайку, особенно “Незнайка на Луне”, мне тогда казалось что эта книга очень серьёзная и в тоже время полная приключений. У меня на старой квартире где то сохранилось даже моя перерисовка заглавных букв книги “Незнайка на Луне”, уж больно мне тогда понравилась эта книга. Очень понравилась книга про приключения Мумми Троллей и шляпа волшебника, особенно мне понравился один сюжетик из этой книги, где в Мумми – холе из за этой самой шляпы начали расти джунглии. Добавлю, что мне очень нравились разные сказки, особенно русские народные сказки. В них чувствовался какой то дух седой старины и в тоже время в их содержании ощущалось братство главных, положительных героев и чувство справедливости.
На днях захотелось перечитать Карлсона. Странно – в детстве эта книга не была моей любимой (а про любимый атлас анатомии я уже писала выше). А сейчас прямо впилась и прочитала взахлеб, изредка озвучивая самые любимые свои фразы: “Красивая вещь. Где ты ее стянула?”, “Она положила туда лисий яд!” (муж на бутылку острого кетчупа бумажку прилепил – “ЛИСИЙ ЙАД”). Апофеозом возвращения к детству стала записка “В мири зкасок тожы люби булочкы. Гнум”. Я хочу снова стать маленькой и погружаться в “мир зкасок”! Альтернатива – поиграть в Алису МакГи, чем и займусь, наверное, ведь Карлсон прочитан.
Ммм. Сегодня разбирали с мамой старые книги. Нашли там сборник стихов “Было тихо. ” – эту книжечку я впервые сама прочитала. Вслух. Родители были уверены, что я ее просто наизусть знаю, но проверили, оказалось – нет ?? Любимые книги Владислава Крапивана. Очарована ими, влюблена просто. Одно время я обожала море и все, что связано с морской тематикой, могла без запинки назвать все части корабля и знала разные морские термины. Сейчас забыла ?? Далее, Астрид Линдгрен. Взахлеб читала ее 6-томник – и Пеппи Длинный чулок, и Эмиль. Любимое произведение из творчества А. Линдгрен “Расмус-бродяга9quot;. Великолепная и трогательная повесть. Ну, совсем уж детство – это разные сказки, стихи. Корней Чуковский, Григорий Островский (его вредные советы ^_^). Короче, с книгами по жизни – начиная с самого детства. Читала всегда много и, наверное, так же обильно буду читать в будущем.
Меня тут последнее время дома замечали за чтением книг советского издания. Старых и потрёпанных ?? Я не могу сказать, что в детстве я плохие книги читала, тем более большей частью они были познавательные или воспитательные. Так что и сейчас с ними ознакомиться полезно, ведь многие интересные факты и жизненные наблюдения за ненадобностью затёрлись. Кроме того, толко сейчас это понимаю и замечаю, что детские книги очень полезны для взрослых людей: в них есть очень тонкие замечания, которые человек поймёт только когда сам переживёт что-то подобное, о чём пишут. И просто: читать детские книжки – это возвращаться в детство, а то ведь все кругом ходят умные, столько лет прожили, а уже ничего не помним, и те же ошибки совершаем, окоторых авторы детей предупреждали.
Книги из детства – это что-то вроде моста, который соединяет нас непосредственно с нашим деством. Эти книги добрые, героям книг я всегда верила и знала, что в них все справедливо и зло обязательно накажут! От старых стрничек, которые перелистываешь, веет чем-то родным и давно забытым. Начинаешь перечитывать главу, понимаешь, что всему сказанному по-прежнему веришь, в этом придуманном мире видишь себя, ощущаешь теплоту и на душе становится светло и спокойно!
Ой! В детстве фанатела от “Одиссеи капитана Блада”, от книжек Владислава Крапивина, любимая моя – “Возвращение клипера “Кречет9quot;! Они и сейчас, в моём нынешнем-то возрасте(!) бывают перечитываемы иногда! Я обожаю читать книги и сейчас, а в детстве – читала дни напролёт! Очень фанатела от книг Луи Буссенара, перечитала все! Хорошие и теплые воспоминания от этих книжек, они и сейчас, все затрёпаные и замусоленые, стоят на моих полках.
В детстве моими настольными книгами были “Сказочные повести скандинавских писателей”, “Малыш и Карлсон”, “Мэри Поппинс”, “Алиса в стране чудес”, и я очень рада, что выросла именно на ЭТИХ книгах! Сейчас перечитываю их с удовольствием!
Это мои любимейшие корейские сказки, истории о забавных зверьках и волшебных, мифических героях, которые я читала в детстве – сама или при поомщи Вари или своей няни. Потом появились более осмысленные и правдоподобные рассказы, я очень любила Чехова, особенно “Каштанку9quot; – ведь души не чаяла в животных! Моими любимыми книгами были “Маленький принц”, Экзюпери, “Волшебник изумрудного города”, – их я читала часто, по многу раз перечитывала, в итоге почти порвав обложку и заучив все фразы до дыр. Но взросление у меня наступало очень быстро, и я уже в 11 лет прочитала “Тысяча и одна ночь”. Книги моего детства – это те милые, уже изрядно потрепанные томики, которые навевают приятные воспоминания, ностальгию. Это часица моего светлого и безоблачного прошлого, я не могу не любить их.
Хотя их не было. Первую свою книгу прочла в 11 классе. Не смешно. До этого был некий протест. Против школьной программы, против тех книг, который пытался всучить па. А потом как-то ночью зашла в “Рамстор9quot;, по дороше домой, как обычно взяла печений и сока, а потом пошла за журналами всякими. Хотя что там совершенно конкретными ?? за мужчкими журналами. И тут смотрю среди книг, которые конечно были в этом же отделе, одна так и смотрит на меня своей обложкой. И название прям увлекло. Короче, взяла её и купила.Прочла. Была в восторге и так понеслось книга за книгой. В день по книге ??
Выросла и поняла, что на самом деле хорошие книги в основном предназначены для детей. Вроде как стыдно в двадцать с хвостом зачитываться Крапивиным, но мне все равно. Не читать же Донцову и иже с ним, а хороших книг издают действительно мало. А заново открывать для себя Дюма, Крапивина, Стругацких, Верна – просто волшебство.
Какая ностальгия! Кроули, ЛаВей; Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер, Фуко. ; “Властелин колец”, “Три мушкетера”, “Королева Марго”, “Виконт де Бражелон” и т.д., и т.п. Сколько же я всего перечитал из отцовской библиотеки! Я потерял счет дням и ночам, которые я там провел. И сегодня иной раз открываю книгу и погружаюсь в атмосферу детства – не всегда безоблачного, но, в принципе, не такого уж и плохого. Бывает и хуже. Хорошая тема, спасибо.:)
Музыка в моём детстве была жуткая, но это компенсировалось замечательными книгами. Очень любила Волшебника изумрудного города, прочитала все книги из этой серии по нескольку раз каждую. Милые, добрые и пушистые Мумми-троли, читаю их до сих пор, и каждый раз открываю для себя что-то новое. И конечно же сказки: русалочка, белоснежка и семь гномов, Спящая красавица(моя любимая сказка). Потом были книги Кира Булычова про девочку Алису. Старая добрая детская фонтастика. Я даже иногда завидовала своей сестре, что её зовут так же, как и главную героиню книжек. Телека у нас тогда небыло и мы частенько дрались с ней из-за книжек.. Потом был подростковый период: телевизор и детективчики, написанные специально для подростков.
Моя любимая книга детства была “Витя Малеев в школе и дома”. Я ее читала раз 10, не меньше. Потому что было очень интересно написано. Да и вообще, мне нравились книги о школе))
Моя любимая книга в детстве была “Витя Малеев в школе и дома”. Я ее читала раз 10, не меньше, потому что она была, по-моему, оч интересной, да и написано хорошо. Я вообще любила книги о школе))
О, в детстве много читала, не то что сейчас. Помню, Незнайку читала, все книжки, да. Ещё сказки Астрид Линдгрен любила. Мэри Поппинс нравилась очень. О, ещё книжка “Девочка с Земли”. Читала всё сама. Хотя, ещё была одна совершенно жуткая книженция, с какими-то сюрреалистическими стихами, и картинками, от которых мне реально страшно становилось, щас бы найти ещё, да посмотреть, только она пропала куда-то.
Вот список литературы которым я увлекался с раннего детства по мере вступления в подростковый возраст. ”Про Веру и Анфису”-Э.Успенский. ”Муми-тролли”-Т.Янссон. ”Малыш и Карлсон”, ” Пеппи-Длинный Чулок”-А.Линдгрен. ”Волшебник Изумрудного города”-автора блин не помню. ”Незнайка”-Н.Носов. ”Алиса в Стране Чудес”, ”Алиса в Зазеркалье”-Л,Кэрролл. ”Джим Пуговка”-М.Энде. ”Приключения Джельсомино”-Дж.Родари. ”Невероятные приключения итальянцев в космосе”-С.Джильи. ”Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”-С.Лагерлёф. ”Первый ученик”-П.Яковлев. ”Белеет парус”-В.Катаев. ”Сто лет тому вперед”-К.Булычев. ”Колыбельная для брата”, ”Мальчик со шпагой”, ”Бронзовый мальчик”-В.Крапивин. ”Кортик”, ”Бронзовая птица”-А.Рыбаков. ”Таинственный остров”-Ж.Верн. ”Моя семья и другие звери”-Дж.Даррелл. Может и читал другие книги но вспомнить не могу т.к.то что я перечислил напрочно застряли в памяти ибо их читал бесконечно с повторами от скуки.
Помню, я обожала Чипполино)) У меня до сих пор на полке стоит большая иллюстрированная книга про его приключения. Чуть позже свято верила в Питера Пена и ждала, когда же он за мной прилетит.

Недавно мне опять пытались продать «Тик-ток». Молодёжь заливалась песнями о том, как же прекрасна новая платформа. «Возможно» — сказал я — «И чем же она так прекрасна?»

— Ну, там можно научиться огромному количеству новых и неизвестных вещей.
— А… Правда? Ок, удиви меня.
— Вот! – наивный юнец с радостью ткнул на указатель на приборной панели своей «Хонды».
— И что же в этом такого прикольного?
— Видишь стрелку? Она показывает с какой стороны у тебя крышка бензобака, чтобы ты помнил, где останавливаться у бензоколонки.

Я тяжело вздохнул, открыл бардачок, и, к ужасу парнишки, извлёк из него потрёпанный мануал 2004 года выпуска. После 20 секунд листания оного мануала, я ткнул пальцем в ту самую иконку, которая показывает, с какой стороны у тебя бензобак.

— Ну вот, пожалуйста. Это было известно ещё до «Тик-тока», и даже до «Фэйсбука». Эх! Это было известно ещё до интернета и, возможно, до появления автоматической коробки передач. Это было известно до того, как твои родители появились на свет. Ты мануал-то читал?
— Нет.
— Оно и видно.

Признайтесь, люди не читают мануалов. Давайте посмотрим, что Вам можно посоветовать, чтобы люди от них вообще избавились.

Для придирчивых

Имя Григория Остера используется как название замечательного жанра смешных стихотворений, которые я так любил, когда мне было 7 лет. К стихам в данной статье Григорий Остер отношения не имеет. Но, пользуясь случаем, скажу что зачитывался его стихами постоянно. И до сих пор помню некоторые из них. За что хочу сказать ему спасибо.

Я принадлежу к той странной внеземной расе, которая с удовольствием читает сервисные мануалы.

Возможно это произошло потому, что с детства я помнил, как мой дед постоянно возвращал к жизни старый телевизор «Фотон». Ящику было уже более 30 лет, и ломался он с завидным постоянством. Раз в год мой дед доставал отвёртку, паяльник и кучу интересного инструмента. После этого он залезал специальным щупом в трубу, и я слышал жуткий «бах». Это он так разряжал основной конденсатор, чтобы потом не убить себя всеми этими вольтами. Но самое интересное начиналось потом. Внутри самого телевизора лежала ОНА — принципиальная схема. Я просто не мог оторвать глаз от этой восхитительной карты микромира, которая казалась мне такой загадочной и непонятной, но при этом, точно проводила моего дедушку через все закоулки электронной страны. Пару тычков щупами обычно быстро находили пробитый конденсатор или сгоревший резистор. После чего ящик возвращался к жизни и продолжал служить, давая фору марсоходу Curiosity по количеству дней, прожитых после окончания срока службы.

А возможно всё было по-другому. Когда мы учились программировать на компьютерах в универе, интернет не представлял собою бесконечную базу данных любых знаний. Самым-самым был дорогой и любимый MSDN. Библиотека всех знаний Microsoft носилась с собою на каждое занятие, и Великий Хранитель Подписки был тем самым друидом, раздающим знания всем тем, кто хотел учиться и познавать новое.

MSDN читался ради удовольствия, и для того, чтобы выпендриваться перед учителем (привет, ceba!), показывая умение пользоваться изощрёнными функциями и давая доступ ко всеми любимому «зачёту автоматом».

Позже, по долгу службы, я не раз натыкался на «островки знаний». manualslib.com всегда являлся поставщиком заветных сервисных мануалов. Тех самых, невообразимо объёмных мануалов, которые описывали все внутренности принтеров, телефонов, схем и контроллеров. Тех самых мануалов, которые позволяли добраться до последнего соленоида, в котором прогнивала резинка, из-за которой дох принтер за 2000 долларов.

Когда я вёл команду джунов, которые должны были разбираться с Docker swarm я с интересом отвечал на их вопросы путём копи-паста ссылок из документации Docker. У меня не было идеи о том, что кто-то возьмётся за Докер, без хотя бы быстрого перелистывания этой документации, как минимум для того, чтобы знать, где и что лежит.

Люди не читают мануалов. Причин тому несколько.

Во-первых, в среде разработчиков сейчас существует идея о том, что заставлять пользователя читать мануалы — это зло. Мы ненавидим тот факт, что открывая наше приложение, пользователь не начинает сразу же покупать нужные нам сервисы или жать на нужную нам кнопку. Максимум, что мы можем дать нашему клиенту — это быстрый экскурс в список основных кнопок, путём вынуждения его кликать на эти кнопки.

Во-вторых — панический страх мануалов. Инструкции превратились в талмуды, которые выглядят одинаково удобочитаемо до и после шифрования. Что бы ни делал пользователь, ему неинтересно/нет времени/нет желания. Мы с вами живём на другой планете. Мы привыкли к тому, что, если функция не возвращает то, что от неё требуется, то мы будем лезть в docs.[nameofthecompanygoeshere].org. После прочтения кучи текста, мы вникнем в то, что шестой параметр должен быть ненулевым и заставим-таки эту штуку работать как полагается.

Но, даже в рядах инженеров и программистов появляется всё больше и больше тех, кто предпочитает stackoverflow вдумчивому пониманию предмета.

Итак, давайте разберёмся, как же сделать так, чтобы Ваш мануал канул в Лету, и как сделать так, чтобы Вам постоянно названивали в три ночи, когда всё легло.

▍ Композиция

6z 2wwsw1whcs dnoq2qcnbyz8w
Если Вы уже решились
Написать талмуд великий,
Чтобы всем на предприятье
Всё подробно рассказать,

Не спешите Вы нисколько
Всё раскладывать по полкам,
Начинайте где попало.
Лишь бы было что сказать.

Вот несколько наиболее отвратительных примеров в этой категории. Калифорнийский справочник водителя. Это моя любимая книга «для поржать», если очень сильно хочется. Помимо того, что она написана вразнобой, она ещё и переведена машинным переводом. Поэтому скатиться под стол со слезами можно просто так, без особых усилий. Что же тут такого интересного?

В отличие от Москвы, где Вам предлагается пойти в автошколу, выучить правила, а уже после этого идти учиться водить, в Калифорнии другой подход. Вам надо будет изучить эту книгу, пойти в местный офис по делам транспорта, сдать экзамен, типа «выбери правильный ответ», и тогда Вам дадут разрешение на вождение.

С этим разрешением Вы можете в течение года делать что угодно и водить всё что подходит под вашу категорию машин, но только при наличии в машине кого угодно с правами. И вот только после этого Вы можете идти и сдавать экзамен. (Хе-хе, а потом жаловаться, что на дороге полно идиотов).

Ну так вот, эта брошюра занимает 120 маленьких страниц текста и читается за 30 минут.

Но, первые 40 страниц текста занимает куча мишуры, что, да как делать с документами и к какому окошку подходить. Особое внимание уделено тому, что нельзя оставлять животных и детей закрытыми в машинах на автостоянках, ибо они от этого умирают. (Действительно, проблема с этим есть, но для сравнения, это лишь 20 смертей на автостоянках из 3500 смертей на дорогах за год.)

Информация о том, как, собственно, водить машину, начинается на странице 58. В середине книги.

Или вот. Возьмите любой мануал к Вашему автомобилю. Там тоже можно повеселиться. Для начала Вам приходится читать о том, как правильно устанавливать ремни безопасности для транспортировки младенцев. Несомненно, родителям малышей эта информация очень полезна, но это не 100% всей аудитории. Что самое главное в машине? Она должна ездить. Информация о том, как сделать так, чтобы она поехала, начинается примерно после 120 страниц информации о том, как она ломается и как её не нужно обслуживать.

Другой пример такого мануала — это документация по языку Rust. Об этом я уже писал. Первая глава полностью погружает читателя во все тяжкие языка. Но понять первую главу можно только изучив четвёртую… Дилемма…

Давайте посмотрим на что-нибудь приличное. Вот, например, мануал к микс-борду фирмы Mackie.

После одной страницы инструкций о том, как не убить себя током, Вам будет предложена картинка, которая покажет, как подключить гитариста, басиста, барабанщика и солиста и начать лабать Deep Purple с размаху. На следующих страницах последовательно разбираются примеры и описание неудачных случаев (например, неправильно спаянные провода). В конце документа приводятся все технические данные и псевдодиаграммы, со всеми ТТХ инструмента, то бишь, всё особо заумное.

▍ Номенклатура

Если Вы писать решили
Мануал большой и толстый,
То не парьтесь со словами.
Называйте как попало.

Если юзеру вдруг нужно,
То ответ нароет сам.

Тут в пример можно привести один из самых страшных мануалов, которые мне довелось читать в моей жизни. NEC Univerge Phone System Programming.

Согласно Вики-словарю, номенклатура — это перечень названий, терминов, категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

Ну так вот. Этот перечень возможно где-то и существует в глубинах компании NEC (чтоб уже этих япошек!), но добросовестным инженерам он недоступен. Например, если Вы откроете мануал на странице 246, то Вы увидите инструкции о том, как программировать ICM Key на телефоне. У Вас не будет ни малейшего понятия, что такое ICM Key. Инструкция об этом умалчивает. Думаете всё так просто, пойди и погугли? Ха, ага! Идите, попробуйте погуглите это, так, чисто по приколу. Вы увидите, что эта аббревиатура используется только инженерами NEC и никем другим. Нагуглить это будет невозможно. Просто нет никакого варианта найти эти данные в интернете. Надо будет звонить в техподдержку для инженеров, и общаться со специалистом. Если повезёт, Вам ответят.

С подобными проблемами обычно сталкивается не Вася, который решил выучить NPM за 20 минут на ютубе или Петя, который гуглит «как решить алгоритмы на собеседовании» на stackoverflow. С такой проблемой столкнёшься ты, хабраюзер, когда пойдёшь работать в реальную контору с реальными людьми. Серьёзные enterprise системы всегда достаются Вам с пачкой слов, которые никто за пределами этой системы не использует.

Название серверов, сетей, платформ и систем, которые были Вам родными последние 5 лет, пока Вы работали в ${user.CompanyName}, приелись настолько, что Вы уже не можете поверить, что кто-то об этом не знает. Некоторые про это просто не думают. Например, слово FTP может означать не протокол передачи данных, а конкретный сервер.

ПНСВ, Desktop, Та-самая-карточка, The Server, это всё те странные обиходные слова, которые непонятны никому за пределами Вашего круга общения.

Более того, даже слова, которые можно найти в словарях, могут представлять для читателя определённые трудности. Некоторые термины можно понимать двояко. «Обжиг» можно производить как в печи, так и с помощью горелки.

▍ То, о чём вы говорите

Если в новом мануале
Говорим о тахионах,
То не стоит торопиться
Тахионы показать

Юзер нынче очень круто
Может сам всё рисовать.

Меня охватывают страх и трепет, после того, как я вспоминаю об одном сервисном мануале принтера. В нём не было ни одной картинки.

  • Снимите переднюю панель.
  • Увидите 6 шурупов, открутите их.
  • Снимите боковые панели.
  • Справа Вы увидите два шурупа и три гайки.
  • Поверните принтер на 90 градусов по часовой стрелке, найдите шуруп под пружиной номер 85, и открутите его. Это отпустит систему держателя номер 10, которая удерживает барабан…

Ну и так далее. 

Можно сколь угодно долго объяснять пользователю, где этот шуруп, но проще будет показать. С другой стороны, перегруз текста картинками может всё усложнить. 
 
 

▍Самая главная идея вашего мануала

 Тут вредного совета не будет.  Тут сразу можно перейти к самой главной идее. Как надо писать инструкцию?

Для начала, ответьте себе на вопрос — для чего существует Ваш продукт/изделие/система? Какова её цель? Самая основная цель.

Автомобиль — это техническое средство, предназначенное для быстрого перемещения по дорогам.

Стиль не важен. В некоторых компаниях за стиль будут сурово наказывать, а в некоторых можно рикроллить всех направо и налево. Важно, чтобы Вы могли сформулировать описание своего продукта в одном предложении.

Машина позволяет быстро перемещаться по дорогам.

Эта система позволяет Вам получить доступ к данным Вашей кредитной карточки через телефон.

Продукт представляет собой мультитул для анализа безопасности информационных систем.

Самое главное — это передать идею того, что на самом деле будет происходить на следующих 100 страницах.

После этого, всё, о чём Вы говорите, можно основывать на этой мысли.

Автомобиль надо уметь водить. Для того чтобы его водить, надо уметь работать с основными элементами управления, такими как руль и педали. В том числе Вы должны знать и понимать, что означают различные приборы на панели управления.

Внимание! Вождение автомобиля связано с риском, и неправильное использование может привести к летальным последствиям. Обязательно ознакомьтесь с данными о безопасном вождении.

Правильный уход за автомобилем гарантирует его работоспособность… И т.д.

Это то, что приятно читать, и что самое главное, это то, что можно читать.

Почему мы начинаем статьи на Хабре с хорошо продуманной КДПВ и отличного введения, а наши мануалы выглядят как ужас, летящий на крыльях ночи?

▍Зачем вам всё это?

Если вам охота очень
В воскресенье спозаранку
Получить звонок от босса
На мобильный телефон,

И, забив на выходные,
Бодро броситься в контору,
Гордо взяв клавиатуру
Побежать всё поднимать,

Не пишите мануалов.
Много помощи не будет.
Лучше Вы на всё забейте.
Всё само собой пройдёт.

Хорошо написанный мануал — это то самое чудо, которое сохраняет Вам нервы и время.

Когда Вы ловите себя на том, что в очередной раз объясняете, как и почему что-то работает, то пора садиться и писать.

В мире есть люди, которые могут за день выдать 20 страниц текста. А есть и такие, которые приходят в тихий ужас просто от необходимости написания е-мейла.

Если Вы принадлежите к последним, то подумайте вот о чём. Написанные Вами слова — это Ваш аватар. Это Ваш виртуальный помощник, который заменяет Вас перед толпой, пытающейся достать Вас вопросами.

Не парьтесь по поводу того, что у Вас нет стиля, и Вы не умеете писать. Если у Вас есть система для ввода текста в компьютер, то у Вас есть всё, что Вам нужно.

Садитесь и пишите. После этого, прочитайте то, что Вы написали и пишите ещё. Дайте это почитать несведущему человеку, посмотрите, сможет ли он понять, что Вы написали.

Главная цель мануала — сделать так, чтобы кто-то другой мог выполнить определённые действия.

Вот и попытайтесь добиться этой цели. Предложите Ваш мануал ничего не понимающему в этом вопросе человеку, и посмотрите, сможет ли он выполнить инструкции, которые Вы описали?

Не надо пытаться сделать видео- или аудио- книгу. Видео занимает намного больше времени для производства. Аудио зачастую бесполезно. Более того, мне лично очень скучно тратить время на просмотр видео. Текст воспринимается намного быстрее, чем видео. И если мне нужно с чем-то разобраться, это намного проще сделать, когда у тебя в руках есть текст. 

Видео очень полезно, когда мануал уже написан, особенно для иллюстрирования сложных компонентов систем. 

Wiki — это зачастую хорошая идея для сохранения ресурсов мануала, но она не отменяет того факта, что у Вас должен быть приличный текст, который можно прочитать от начала до конца. 

Короче, если Вас запарили постоянными вопросами, и Вы чувствуете себя задёрганным, то возможно пора уже сесть и написать этот мануал. 

hanselman.com — вот один из примеров. Каждый раз, когда к Скотту приходят и задают глупые вопросы, он пишет статью в свой блог. В итоге у Вас есть блог, и повторяться не приходится. 

Пишите. Это замечательное умение. Как раз потренируетесь. 

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

Зачем нужна сказка современному человеку?

Из книги «Приключения Ярого Бога» Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?

Встарь понимали пользу сказок не только для детей, но и для взрослого человека

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Что такое сказка

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

Для чего детям нужны сказки

Во время чтения ты налаживаешь с малышом эмоциональный контакт. Маленький человечек сидит у тебя на коленях, чувствует себя в безопасности, родной ласковый голос успокаивает его…

Не думай, что двухлетний малыш еще не поймет сказку о Дюймовочке или Чипполино. Попробуй! Вовсе не обязательно читать от начала и до конца. У крохи не хватит терпения дослушать ее. Просто пересказывай своими словами и больше внимания уделяй разглядыванию ярких картинок в книжке.

Сказки дают малышу нужную информацию. Он познает жизнь людей, животных и сказочных существ. Придуманный мир и реальность часто переплетаются в его воображении, и многие необычные явления становятся для крохи практически настоящими.

Непременно почитай ему историю о Колобке и Курочке Рябе. В этих простых сказках для самых маленьких много повторов, которые неплохо запоминаются, а это позволит малышу копить словарный запас.

Не забывай о том, что сказки снимают напряжение, которое собирается в детском подсознании. Они вырабатывают в ребенке мужество и веру в справедливость. Ведь маленький человек уже знает, что в трудный момент прилетит и поможет добрая ласточка или фея. Значит, у него есть поддержка и надежные друзья.

Сказка вредные советы читать

Мир сказок

Человек растет и сказки становятся старше. От «Колобка» он переходит к произведениям великих сказочников: братьев Гримм, Андерсена и Астрид Линдгрен.

Теперь малыш представляет себя храбрым рыцарем или богатырем, мама и папа восхищаются им. А иногда ему хочется быть драконом, свирепым львом или волком. Так он показывает свою силу.

Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Не только благодаря набору персонажей: говорящих животных, чудесных предметов и супер богатырей.

Волшебные истории — кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. Их можно считать отличной учебной методичкой. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Возможно, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.

Приготовься отвечать на сотни вопросов во время чтения

Человеку, познающему мир, необходимо знать, как устроена избушка на курьих ножках и почему страшный Змей Горыныч дружит с Бабой Ягой, а благородный Серый волк помогает отважному Ивану-царевичу найти любимую

Дочитав очередную сказочную историю до конца, поговори с крохой. Обсудите совместно: кто вам нравится, а кто — нет и почему? Это будет блестяще развивать логическое мышление.

Тебе сразу станет ясно, каким видит себя малыш в реальной жизни. Ему по душе Мальчик с пальчик? Ничего удивительного, ведь и малыш пока не Илья Муромец.

Зачем детям нужны сказки

Роль сказок в воспитании и обучении детей огромна

Они развивают мышление, воображение, память, внимание и связную речь ребенка, его творческий потенциал. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, а совместное чтение не только доставляет удовольствие от общения, но и помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга

Сказки знакомят детей с литературным творчеством. Ребенок приобретает знания об окружающем его мире, отношениях между людьми, повадках и образе жизни животных, знакомится с новыми героями и обычаями разных народностей. Народные сказки знакомят детей с культурой и обычаями родной страны, воспитывают дух патриотизма и любовь к Родине.

Сказки вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик, что способствует более быстрому запоминанию и пониманию текста. Пополняется словарный запас, речь ребенка наполняется образными выражениями, ускоряется развитие мыслительных процессов.

Сказка помогает углублению у ребенка понимания и оценки окружающей действительности. Чем старше становится ребенок, тем более четко он проводит границы между реальностью и вымыслом. Слушая сказку, ребенок учится в мыслях действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети, в отличие от взрослых, очень живо и эмоционально участвуют в процессе чтения, могут прерывать его вопросами, пытаются вмешаться в события и помочь любимым героям,  иногда даже просят изменить «неправильную» концовку, разрисовывают и зачеркивают отрицательных персонажей.

В сказках собраны житейские мудрости многих столетий. Они несут в себе колоссальную информацию, которая передается из поколения в поколение, формируют в сознании ребенка набор нравственных ценностей, учат сопереживать и искать выход из сложных ситуаций, уважать взрослых. Любая сказка внушает, что нужно стремиться быть добрым, а положительные герои в ней всегда побеждают отрицательных

Крайне важно, чтобы ребенок с детства осознавал суть человеческих ценностей и нравственных качеств (что такое доброта и честность, милосердие и справедливость)

Сказка вредные советы читать

Сказка учит противостоять злу и стремиться к совершенству. Человек должен не пасовать перед трудностями, а ставить цели и добиваться их. Так формируется активная жизненная позиция.

Кроме того, чтение – это прекрасный вариант совместного времяпрепровождения детей и родителей. Без помощи ребенку не удастся до конца осмыслить сказку и ее уроки, поэтому взрослый после прочтения выбранной истории должен задавать вопросы, помогающие дошкольнику разобраться в главной идее, поступках героев и собственном впечатлении.

А еще сказки могут лечить детские расстройства, недаром их используют в качестве психотерапии.

Выбор книг для чтения детям

Многие родители испытывают трудности с выбором книг для чтения перед сном

Важно подобрать такую литературу, которую ребенок смог бы понять. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть малышу, опирайтесь на его возраст

Сказка вредные советы читать

Книги детям до 3 лет

В раннем возрасте дети еще не могут сконцентрироваться на длинных произведениях. Самым маленьким лучше предлагать книги с минимумом текста и большими картинками, которые малышу будет интересно рассматривать. Можно читать небольшие стишки, ведь маленькие дети хорошо воспринимают рифму.

Сказки для детей 3-4 года

В этот период детям уже можно предлагать небольшие сказки. Ребенок уже достаточно развит для понимания их сюжета. В три-четыре года малыши с интересом знакомятся с русскими народными сказками: Колобок, Теремок, Маша и медведь, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Репка, Курочка Ряба, Морозко, Лиса и Тетерев. Можно предлагать к ознакомлению небольшие произведения Александра Сергеевича Пушкина: У Лукоморья дуб зеленый, Сказка о рыбаке и рыбке и Братьев Гримм: Волк и семеро козлят, Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, Горшочек каши.

Сказки и поучительные рассказы для детей 5-7 лет

Ребенок растет, но продолжает фантазировать, мечтать, в его жизни еще долгое время особую роль будет занимать сказка. Девочки и мальчики будут в восторге от произведений Ганса Христиана Андерсена: Снежная Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Оле-Лукойе, Новое платье короля, Свинопас, Гадкий утенок. А какие поучительные сказки и стихи написал для детей Самуил Яковлевич Маршак: Двенадцать месяцев, Кошкин дом, Вот какой рассеянный, Почта.

В пять-семь лет детям, помимо сказок, уже становятся интересны небольшие повести. Замечательным детским автором является Николай Николаевич Носов, его произведения добрые, заставляют малышей посмеяться: Живая шляпа, Три охотника, Находчивость, Мишкина каша. Также ребенка не оставит равнодушным сборник Виктора Юзефовича Драгунского Денискины рассказы.

Дети старше пяти лет начинают активно интересоваться окружающим миром: животными, птицами, растениями, погодными явлениями. В их речи все чаще слышится почему. Не оставляйте вопросы малышей без внимания, читайте им небольшие статьи из детских энциклопедий, дети с интересом будут слушать и узнавать новое.

Сказка вредные советы читать

Все эти произведения знакомы многим поколениям родителей, вызывают теплые чувства и воспоминания из собственного детства. Читайте их с ребенком и, без сомнения, это принесет пользу и научит малыша только доброму, чистому, светлому.

Почему полезно читать ребёнку сказки перед сном

Чтение успокаивает малыша, и он крепче и спокойнее спит, гораздо лучше, чем при засыпании под мультики. Сказка, прочитанная на ночь, несёт огромную пользу.

Гармония в отношениях с родителями

Темп жизни сейчас значительно ускорился, и иногда родителям не хватает времени для общения с ребёнком. А доверительные разговоры с папой и мамой, особенно перед сном, очень важны для детей. Поэтому на ночь можно не только рассказать сказку, но и поговорить с ребёнком о том, что его волнует. Это поможет создать атмосферу любви и установить доверительные детско-родительские отношения.

Лёгкое засыпание

Даже маленьким деткам проще, когда есть определённый режим. Каждый день, укладывая малыша спать при помощи сказки, вы сокращаете время засыпания, ведь ребёнок привыкает к такому распорядку. Поэтому сон приходит быстрее.

А капризы зачастую уходят, ведь ребёнка перед сном ждёт сказочное путешествие в совершенно другой мир, полный тайн и загадок. И всё это вместе с самым родным человеком — мамой, папой, бабушкой.

Развитие интеллектуальных способностей

Учёными доказано, что книга, прочитанная вечером, лучше закрепится в памяти. Поэтому лучше именно в вечернее время почитать детям сказку, поразмышлять о судьбе её героев и пофантазировать, как может в дальнейшем сложится судьба персонажей.

Это будет способствовать развитию творческих способностей и воображения малыша, улучшению памяти и интеллекта. Когда ребёнок подрастёт, можно будет рассказать о его любимых писателях, что будет способствовать расширению кругозора.

Любовь к чтению

Современные дети предпочитают книгам телевизор и компьютер. Но до того, как ребёнок вырастет и выберет компьютерную игру вместо книги, есть время привить ему любовь к книгам

Именно поэтому важно с младенчества читать малышу книги, рассказывать сказки и дарить не только игрушки, но и всевозможные детские книжки

Сказкотерапия

Слушая сказку, ребёнок сопереживает персонажам, проходит с ними все испытания и учится на их ошибках. В это время он учится находить грань между добром и злом, анализировать поступки.

Понятие «сказкотерапия» есть в педагогике. Это метод коррекции поведения, в процессе которого благодаря добрым сказкам у ребёнка формируется правильная модель поведения. Поэтому правильный выбор книг для чтения может стать хорошим инструментом в деле воспитания ребёнка.

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Сказки для мальчиков и сказки для девочек

Чем полезны сказки конкретно для мальчиков? Мальчикам они помогают:

  • быть храбрыми, благородными, добрыми, помогать всем слабым, сражаться со злом во имя добра. Вспомним для примера того же Иванушку из русских народных сказок;
  • не бояться никаких трудностей и успешно их преодолевать, уметь рисковать во имя добра;
  • правильно выбирать себе невесту (будущую жену) – а почему бы и нет? Любой сказочный добрый молодец вначале присматривается к красной девице – умеет ли она управляться по хозяйству, печь хлеб, насколько она умна, добра и щедра. Разве это не актуально и поныне?

Девочкам от сказок также немало пользы. В частности, они учат:

  • любая девочка должна быть трудолюбивой, заботливой, доброй, кроткой, умной, желать всем добра и счастья. А если ты зла, ленива и завистлива – ничего хорошего в жизни ты не добьешься;
  • уметь выбирать жениха (будущего мужа). Не зря же в сказках добрый молодец, прежде чем завоевать симпатию красной девицы, обязан выручить ее из беды, вступить в схватку с чудовищем, одолеть его – то есть, постараться стать той самой «каменной стеной».

Конечно, вряд ли маленькие дети (хоть девочки, хоть мальчики) в полной мере поймут эти важнейшие житейские постулаты, но все равно – что-то в их детском уме по этому поводу все равно отложится.

Как правильно рассказывать детям сказки

Сказка вредные советы читатьОсобых премудростей здесь, конечно, нет, но над кое-какими моментами все же стоит задуматься.

  1. Лучше всего рассказывать (или читать) малышам народные сказки. Это – безошибочный вариант. В них заключена мудрость веков, так что вреда для ребенка от таких сказок не будет.
  2. У каждого народа есть свои великие и мудрые сказки. Так что не следует забывать о своей национальности и рассказывать малышу больше национальных сказок. Таким образом ребенок будет знать, что он – русский, или татарин, или мордвин, или якут. То есть, с раннего детства малыш впитает в себя мудрость народа, к которому он принадлежит от рождения. Да и, кроме того, в национальных народных сказках есть некоторые особенности, которые может уяснить лишь ребенок определенной национальности. Попробуйте, к примеру, растолковать русскому малышу суть эвенкийской сказки о солнце-медведице, которая уходит на полгода (полярная ночь) и затем на полгода возвращается (полярный день). А вот маленькому эвенку такая образность будет вполне понятна.
  3. Нужно ли детям читать авторские сказки? Ну, это смотря какие авторы и что они сочинили. Многие из таких сказок чрезмерно сложны по смыслу и даже жестоки– их, конечно, малышам лучше не читать. Например, сказки современных авторов. А вот другие сказки (написанные в советское время) для ребенка вполне понятны и полезны. Так что здесь родителям нужно быть внимательными. И если есть сомнения, то лучше делать упор на народные сказки. Они плохому не научат.

Виды сказок

В первую очередь, сказки бывают фольклорные, или народные (жанр письменного и устного народного творчества), и литературные (авторские).

Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде.

Фольклорные сказки — это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад — «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало»

Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз — повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое — например, три медведя, три брата, три сестры

Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Например, сказки о животных, волшебные сказки и так называемые бытовые сказки (такие истории чаще всего повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех).

Что такое сказка? Для чего она создана?

Согласно научному определению, сказка — «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, он же мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет различные функции. Также следует добавить, что сказка всегда идет в ногу со временем. Именно сказка раз и навсегда поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Самая лучшая книга для вашего ребёнка

Многие родители предпочитают придумать свою сказку для ребёнка, самостоятельно её оформить, сделав к ней рисунки. Такая книжка станет для ребёнка самой любимой и сможет научить его многому, ведь написана она именно для него. А заодно такая книжка поможет сблизить ребёнка с родителями.

Если ваш малыш просит читать одну и ту же сказку многократно, то это желательно выполнить. Дело в том, что деткам сложно сразу воспринимать большой поток информации. А потому, чтобы понять всё происходящее в рассказе, требуется неоднократное повторение информации.

Важно даже в сотый раз читать сказку с искренним удовольствием. Тогда ребёнок будет хорошо воспринимать информацию, следить за ходом развития событий

Голос близкого человека поможет малышу получить положительные эмоции, что хорошо отразится на качестве сна.

Поделиться

Что лучше — авторские или народные сказки?

Однозначного ответа здесь конечно же нет и быть не может. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легкочитаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Считается, что самыми первыми героями народных сказок были явления природы — Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее, когда они стали подчиняться человеку, в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все народные повествования имеют под собой реальное основание.

Характерные черты авторской сказки — это психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование стандартных клише, а также тот факт, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному у представителей разных возрастных групп. Одни и те же сказки ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как подросток или уже взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми иначе, равно как и фантастические истории для взрослых, пусть и по-своему, но нравятся детям.

Выбор сказок с учетом возрастных особенностей ребенка

Многие родители думают, что покупать ребенку книжки нужно тогда, когда он становится смышленым, то есть к 2-3 годам. Ведь в традиционном понимании книга – это источник новых знаний. И пока малыш не может воспринимать словесную информацию в полном объеме, не стоит напрягать его чтением сказок. К тому же несмышленый карапуз может порвать или испортить книжку своим неаккуратным обращением.

Однако, это не совсем правильный подход. Для того, чтобы ребенок научился любить и ценить книги, приучать его к чтению нужно с самого маленького возраста.

Еще до 1 года родителям стоит приобрести первые книжки для своего карапуза. И пусть он еще мал, и воспринимает чтение как непонятную тарабарщину, но малыш уже может рассматривать картинки. Вот это киса, она делает «мяу-мяу», а это — собачка, она говорит «гав-гав»

Именно поэтому так важно, чтобы первые книжки для ребенка были с большими и красивыми иллюстрациями

Маленькие дети (до 3 лет) с удовольствием читают «потешки», сказки о животных и небольшие стихотворения

Они еще не могут долго концентрировать свое внимание на одном объекте и просто не в состоянии уследить за развитием сложного сюжета. Выбирая книжки для детей этого возраста, стоит покупать короткие произведения с простым сюжетом и яркими красочным картинками

Для детей от 3 до 5-6 лет можно выбирать более длинные сказки, с простым, но поучительным сюжетом и обязательно с хорошей концовкой

Ребенок уже дольше удерживает внимание и может понять поучительный замысел автора. Он активно сопереживает героям, представляя себя на месте любимого персонажа

В этом возрасте для детей очень важно эмоциональное чтение. Они хотят, чтобы родители читали им с выражением, выделяя голосом и паузами диалоги героев и важные моменты в произведении

Несмотря на то, что дети в возрасте от 6 лет уже могут читать по слогам самостоятельно или учатся этому в школе, они все еще нуждаются эмоциональной близости с родителями и поэтому не стоит прерывать традицию и прекращать вечернее чтение с ребенком.

Родители могут взять с полки книгу, в которой будут длинные детские рассказы, которые можно читать несколько вечеров подряд. Их допускается разделять на логически законченные части. Так, одну большую книгу можно разбить на несколько вечерних чтений.

Сказка вредные советы читать
О том, как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам используя различные методики, можно узнать здесь: Чтение по слогам для дошкольников: методики и упражнения
 

Благодаря более развитому мышлению, ребенок в 6 лет уже может сопоставить факты, глубоко прочувствовать эмоции героев, выделить главное и второстепенное, а также осознать причинно-следственные связи и самостоятельно сделать необходимые выводы.

Совместное чтение семейные традиции

Чтение взрослым ребенку уютный, семейный отдых. Он успокаивает подвижную детскую психику, пробуждает воображение, заставляет подумать

После прочтения произведения важно, чтобы малыш отвечал на вопросы родителя, старался пересказать прочитанное. Это будет развивать его концентрацию и память

Важнейшей задачей чтения является привитие малышу любви к книгам. Замечательно, если родители тоже любят читать, тогда ребенок будет видеть перед собой положительный пример.

В возрасте 5-6 лет можно постепенно начинать учить малыша читать. Читающий ребенок грамотнее своих сверстников, у него большой словарный запас и широкий кругозор. Обученный грамоте ребенок легче адаптируется к учебе в первом классе, ему проще дается школьная программа.

Учиться читать можно и в домашних условиях, но лучше доверить образование малыша профессионалам. Опытный педагог сможет последовательно обучить ребенка чтению, начиная с изучения звуков и алфавита, заканчивая таким уровнем, на котором ребенок сможет довольно бегло воспроизводить текст.

Совместное чтение это не только вклад в будущее малыша, но и приятное времяпрепровождение, которое оставит теплые воспоминания и у взрослого, и у ребенка. Читайте книги всей семьей.

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

Сказка вредные советы читать

Дюймовочка. Sofi/www.flickr.com

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

Что читать с детьми?

Народные сказки

Для самых маленьких:

«Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и Медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Соломенный бычок», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Рукавичка», «Заяц-хваста», «Хвосты», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Зимовье зверей».

Для тех, кто постарше:

«Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лягушка-царевна», «Василиса Прекрасная», «Летучий корабль», «По-щучьему веленью», «Вершки и корешки», «Каша из топора», «Морозко», «Царевна Несмеяна», «Два мороза», «Чудесная рубашка», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «О молодильных яблоках и живой воде», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Финист — ясный сокол», «Приключения Синбада-морехода», «Волшебная дудочка», «Аладдин и волшебная лампа».

Выводы

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  1. Сказка — это золотой ключик к душе ребенка.
  2. Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  3. Пополняется словарный запас. Развивается логика, фантазия и воображение.
  4. Учат разбираться, что такое добро и зло.
  5. Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  6. Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  7. Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  8. Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  9. Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

МирТесен

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка вредные советы читать

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка вредные советы читать

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Сказка вслух лисичка со скалочкой
  • Сказка востока сочи ресторан
  • Сказка вот моя деревня вот мой дом родной
  • Сказка вредные советы слушать
  • Сказка востока южное бутово изюмская 52а