Сказка ворона и лисица смотреть

Было это или не было, но говорят, что в одном саду на апельсиновом дереве ворона свила себе гнездо. она решила

Было это или не было, но говорят, что в одном саду на апельсиновом дереве ворона свила себе гнездо. Она решила снести яйца, вывести птенцов, вырастить их и научить летать.

Ворона снесла пять или шесть яиц, двадцать один день согревала их теплом своего тела — и вот из яиц вылупились птенцы. Теперь у вороны прибавилось забот: каждый день летала она то туда, то сюда, выискивала корм и приносила его птенцам.

Неподалеку от того дерева жила плутня-лиса. По писку воронят она поняла, что в гнезде найдётся для неё пожива, и стала измышлять, как бы завладеть птенцами. Но сколько она ни подпрыгивала — никак не могла добраться до гнезда. Лиса бегала, суетилась… Наконец близ деревни, в пыли, нашла она старую рваную войлочную шапку. Она подняла шапку, а потом украла у садовника тупую пилу.

Однажды рано утром, когда ворона ещё не вылетела из гнезда, лиса подошла к дереву и принялась его подпиливать.

Ворона заметила лисицу ещё издали, а когда раздался звук пилы, она высунула голову из гнезда и спросила:

— Что ты делаешь?

— Ничего, я садовник и хочу спилить это дерево.

— На этом дереве моё гнездо, а в нём птенцы!

— Ты неправильно поступила, что устроила гнездо и вывела птенцов на моём дереве. Вот я сейчас спилю его, чтобы ты знала, кто в этом саду хозяин!

Ворона заплакала и принялась упрашивать лису, чтобы она подождала день-другой, пока птенцы немного подрастут и смогут покинуть гнездо.

— Не стану я ничего дожидаться! — сказала лиса.- Это моё дерево, и я спилю его сейчас же.

После долгих споров они решили, что ворона отдаст лисе одного из воронят, а лиса за это на некоторое время оставит дерево в покое.

С глазами, полными слез, ворона скрепя сердце сама сбросила лисе одного из своих птенцов. А мерзкая лиса съела вороненка и повеселела. Она обрадовалась и решила, что хитрость поможет ей заполучить всех птиц, свивших гнезда в этом саду.

На другой день к вороне прилетела в гости соседка — галка. Ворона была очень опечалена и озабочена.

— Что случилось? — спросила галка. Ворона всё ей рассказала.

— Уж слишком ты доверчива,- сказала галка.- Садовник никогда не спилит зелёное тенистое дерево. Если он придёт ещё раз, покажи его мне, и я скажу тебе, в самом ли деле это садовник.

На следующий день проголодавшаяся лиса взяла пилу, надела войлочную шапку и отправилась к дереву. Едва лишь она приблизилась к нему, как ворона полетела за галкой. Сквозь ветви дерева галка внимательно рассмотрела «садовника».

— Эх ты, простофиля! Какой же это садовник?! Тебя ввели в заблуждение войлочная шапка и пила. Ведь это гнусная обманщица лиса! Если она тебе ещё раз скажет:

«Я хочу спилить дерево», ответь ей: «Пожалуйста, пили скорей!» Разве может эта бестия тупой пилой спилить такое старое дерево? Для этого нужны двусторонняя острая пила и крепкие руки дровосека.

Ворона вернулась к себе в гнездо и увидела, что лиса уже приложила пилу к основанию дерева.

— Кто ты и что здесь делаешь? — спросила ворона, высунув голову из гнезда.

— Я садовник и хочу свалить это дерево, а ты убирайся отсюда подальше да поторапливайся! — ответила лиса.

— Никуда я отсюда не уйду, здесь моё гнездо; ты не садовник и ничего не можешь мне сделать. Если хочешь пилить дерево — пили!

Лиса почувствовала, что ворона переменилась. Вчера она жалобно просила, плакала и стонала, а сегодня заговорила совсем иначе. Догадалась лиса, что ворону кто-то вразумил.

— Ну хорошо,- сказала она,- я разрешу тебе оставить здесь твоё гнездо, если ты откроешь мне, кто сказал тебе, что я не садовник и не могу спилить это дерево.

— Это сказала мне галка,- неосторожно ответила ворона.

«Ну,- подумала про себя лиса,- я так отплачу галке, что об этом будут рассказывать в легендах!»

Прошло несколько дней. И вот как-то лиса пошла на болото и вымазалась в грязи. Затем она подошла к дереву, на котором было гнездо галки, растянулась на земле и притворилась мертвой. Галка раза два пролетела мимо лисы и, увидев, что та не шевелится, подумала: «Можно не сомневаться, лисица сдохла! Надо выклевать ей глаза».

Она опустилась к лисе и сначала клюнула её в бок — лиса не пошевелилась. Тогда галка села ей на голову и хотела выклевать глаз. И тут лиса вдруг схватила её. Галка поняла, что дело её плохо.

— Ты, конечно, можешь съесть меня,- сказала она лисе,- потому что это я учу уму-разуму здешних птиц. Но если бы мы были с тобой друзьями, я и тебя бы всему научила, так что за день ты могла бы добывать не одну, а двух птиц. Если мы с тобой заключим договор, я научу тебя, как можно легко поживиться.

«Эта галка очень мудрая,- подумала лиса.- И в самом деле, хорошо было бы с ней подружиться».

— Поразмысли хорошенько,- продолжала галка, —и если хочешь дружить со мной, то поклянись в этом сиянием солнца, светом луны и божеством леса.

Лиса открыла рот, чтобы поклясться, а галка вмиг вылетела у неё изо рта и уселась на дерево.

На следующий день галка созвала всех птиц, чтобы сообща выгнать лису из их сада. И когда лиса уснула на берегу озера, сотни птиц слетелись и стали кружить над ней. Они так клевали её в бока, в голову и в спину, что лиса с перепугу бросилась в воду и утонула.

И теперь, когда мы рассказываем это, она всё ещё пребывает на дне озера.

arrow prev

arrow

Муниципальное
учреждение дополнительного образования

«Центр
эстетического воспитания детей»       

                         города Саранска Республики Мордовия

Занятие по изобразительному искусству: Иллюстрация басни И. А.
Крылова «Ворона и лисица»

(для детей 8 — 12 лет)

подготовила

педагог дополнительного образования

студии изобразительного искусства

Калиниченко Татьяна Александровна

Саранск 2021

Тема урока: Иллюстрирование басни
И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Цель урока:

— научить выполнять иллюстрацию к басне Крылова «Ворона и лисица».

Задачи: 

— познакомить учащихся
с творчеством И. А. Крылова;

— рассказать, что
такое «Басня»;

учить
видеть и чувствовать глубокий смысл басни;


учить находить мораль басни;

— развивать
способности к творческому самовыражению;

— развивать
воображение и умение передавать в рисунке простые сюжеты;

—  воспитывать
бережное отношение к книгам, любовь к чтению;

Оборудование: 

 — лист бумаги, карандаш, кисти, краски: гуашь, акварель,
непроливайка, палитра. Репродукции художников иллюстраторов к басням Крылова;
портрет писателя.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Проверка готовности к
уроку.

Необходимо подготовить
рабочее место и принадлежности к занятию.

III. Изучение нового материала:

— чтение басни «Ворона и лисица»

— объяснение последовательности выполнения работы.

IV. Самостоятельная работа
учащихся:

— эскиз;

— работа в цвете.

V. Выставка работ учащихся.

Просмотр и анализ работ учащихся.

VI. Итог занятия.

Оценка работ.

Ход занятия

Чтение басни «Ворона и лисица».

Показ иллюстраций из басни.

В книгах есть красивые рисунки, они называются иллюстрации.
Художники, которые их рисуют называют иллюстраторами.

Сегодня
мы с вами тоже побудем
иллюстраторами
басни «Ворона и лисица». Для этого нам нужно прочитать текст басни, вдуматься,
представить главных героев, составить эскизы и приступить к основной работе.

Басня

Басня — короткий рассказ в стихах или прозе с
прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический
смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение
— так называемая мораль.

Басня – это короткое нравоучительное
стихотворение или рассказ.  Героями в басне являются животные или
растения, иногда предметы, которые умеют разговаривать. Басня относится к
иносказательному жанру. В басне часто скрыты нравственные, общественные
проблемы.

Басня возникла в V веке до нашей эры. Раб Эзоп
иносказательно рассказывал то, что он думает. Позднее басни стали записываться.
В XVII – XVIII веке древние басни были переделаны. Француз Лафонтен переделал
многие басни Эзопа. Лафонтен описывает чувства своих героев, раздумывает о том,
что происходит в басне. Сатиру при этом он не использует. Веком позже немец
Лессинг пишет басни в прозаической форме. Лессинг не украшал басню, хотел
сделать ее краткой и ясной. В России басни начал писать А. П. Сумароков,
который говорил: «Против пороков писать я не перестану». Великим баснописцем
был И. А. Крылов. 

Крылов создал 236 басен, которые составили 9
сборников, опубликованных еще при жизни писателя.

Самыми известными баснями Крылова являются:
«Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и
лисица».

Портрет И. А. Крылова

Фото 1. Портрет И. А. Крылова

Биография И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля
1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без
всякого образования, но умная от природы». Ивану было 10 лет, когда умер его
отец и семья осталась без средств к существованию.
После
смерти отца работал писцом. Усиленно занимался самообразованием, играл на
музыкальных инструментах. 

В 1782 году переехал в Петербург. В 1809 году вышла первая
книга басен Крылова, и к нему пришла подлинная слава. Его басни были
переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки. Почти 30 лет
Крылов проработал в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге. 

Умер 9 ноября 1844 года от двустороннего воспаления легких,
похоронен в Петербурге.

Басня «Ворона и лисица»

Изображение выглядит как коллекция картинок Автоматически созданное описание

Фото 2

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль
басни «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня Ворона и лисица — анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая,
но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и
находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила
в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не
умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было
слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова.
Интересно, а на чьей стороне находитесь вы? 

Основное противоречие в басне Ворона и лисица
заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это
плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей!
Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не
осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет,
просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и
льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз –
некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным
– это глупость
одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

— Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

— А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!            
                     
        

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! Какой носок!)

— Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет,
а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

— А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть
должен голосок!)

— Правду говорила Лисица? (Нет) А что она делала? (Она льстила)

— Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие
ласковые  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

— Каким голосом говорила Лисица? (Ласковым, нежным, тихим)

— Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей.
Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

— Удалось ли Вороне позавтракать? Почему? (Потому что из-за своей
глупости она запела и потеряла сыр) 

— Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще (не стремящегося к
почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы
ее слушать).

— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она была
глупая). Она тщеславна.

— В каких словах басни заключена мораль

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Правильно.  Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова
и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупым и доверчивым, нужно
понимать, где правда, а где ложь. Запомните ребята! Лесть опасна.  Против
неё очень трудно устоять.

Басня Ворона и лисица — крылатые выражения

— Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

— Ворона каркнула во все воронье горло.

Составление эскизов для басни

Раскраска Ворона и лисица   Раскраска Ворона и лисица

Фото
3                                                         Фото 4

Раскраска Ворона и лисица   Раскраска Ворона и лисица

Фото 5                                                   
Фото 6

Раскраска Ворона и лисица   Раскраска Ворона и лисица

Фото 7                                                    
Фото 8

Раскраска Ворона и лисица    Раскраска Ворона и лисица

Фото
9                                                    Фото 10

Изображение выглядит как карта, текст, вычерчивание линий Автоматически созданное описание    
Раскраска Ворона и лисица

Фото 11                                                     
Фото 12

Раскраска Ворона и лисица

Фото 13

Раскраска Ворона и лисица

Фото 14

Изображение выглядит как текст, вычерчивание линий Автоматически созданное описание    
image017

Фото 15                                                
Фото 16

Главные герои

Изображение выглядит как вычерчивание линий Автоматически созданное описание     
image019

Фото 17                                                           
Фото 18

Картинки вороны для детей (36 фото)            
Изображение выглядит как коллекция картинок Автоматически созданное описание

Фото 19                                                         
Фото 20

Картинки по запросу ворон рисунки | Открытки, Доброе утро, Веселые картинки         
ᐈ Ворона рисунки, фото ворон рисунок | скачать на Depositphotos®

Фото 21                                                
Фото 22

Картинки ворона с сыром, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения ворона с сыром | Depositphotos®ворона с сыром - Шаров Дмитрий Витальевич - - Arts.In.UA

Фото 23                                                  
Фото 24

Мультяшная красная лиса. | Премиум векторы   
Мультяшная лиса животных создает | Премиум векторы

Фото 25                                             
Фото 26

         Скачать - Милая мультипликационная лиса — стоковая иллюстрация #3522783 | Милый мультфильм, Мультипликационные рисунки, Мультяшные собаки        image029

Фото 27                                             
Фото 28

Кусочек сыра. улыбающийся талисман еды. дизайн персонажей из мультфильма. плоский рисунок, изолированные на белом фоне. | Премиум векторыPremium Vector | Cheese cartoon

Фото
29                                                 Фото 30

Яркое живописное решение

Ворона и Лисица Басня Крылова Ворона и Лисица читать онлайн бесплатно | Русская сказка | Иллюстрации, Ворон, Рисунки

Фото 31                                                     
Фото 32

vorona-i-lisica        Добрая Лисица — басня Крылова. - Книжка малышка

Фото 33                                                     
Фото 34

Итог
занятия

1. Что такое басня?

краткий иносказательный
рассказ поучительного характера

— смешное лирическое произведение

— короткая сказочная история

2. Кто является героями басен?

— герои-богатыри

животные, иногда – люди

— герои-помощники

3. Басни писались с целью:

— развлечь читателя, создать хорошее настроение

— прославить русский народ, Русь

помочь исправить недостатки,
посмеявшись над ними

4. Особенности жанра:

— троекратные повторы

— волшебство

мораль и диалог

5. В басне

есть вывод, мораль

— вывода нет, каждый придумывает его сам

— вывод не нужен

Учащиеся
приступают к работе. По составленным эскизам и ярким живописным работам
иллюстраторов выполняют свою творческую работу.

Итог занятия.

Выставка работ учащихся

image036   Изображение выглядит как текст, рисует, цветной, украшен Автоматически созданное описание

Фото 35                                             
Фото 36

Изображение выглядит как внутренний, рисует, украшен Автоматически созданное описание     Изображение выглядит как текст, внутренний, рисует, цветной Автоматически созданное описание

Фото 37                                                
Фото 38

Изображение выглядит как украшен, день рождения, цветной, покрашенный Автоматически созданное описание

Фото 39

Список литературы

Интернет-источники

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/12/23/literaturnoe-chtenie

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

3. http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=89

Источники фотографий

Фото на обложке — https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izo-po-tema-illyustrirovanie-basni-ia-krilova-vorona-i-lisica-klassi-1170111.html

Фото 1 — https://obrazovaka.ru/literatura/basnya.html

Фото 2 — https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/

Фото 3 — 10 — https://raskraska1.com/raskraski-skazki-dlya-detej/raskraska-vorona-i-lisicza

Фото 11 — 14 — http://detskie-raskraski.ru/raskraski-skazki-dlya-detey/raskraska-vorona-i-lisica

Фото 15 — 18 — https://shutniki.club/detyam/27884-raskraska-pro-lisitsu-i-voronu-kartinok

Фото 19 — https://proprikol.ru/kartinki/kartinki-vorony-dlya-detej-36-foto.html

Фото 20 — https://ru.dreamstime.com/иллюстрация-штока-чертеж-персонажа-из-му-ьтфи-ьма-птицы-ворона-смешной-image60222455 

Фото 21 — https://proprikol.ru/kartinki/kartinki-vorony-dlya-detej-36-foto.html

Фото 22 — https://ru.depositphotos.com/vector-images/ворон-рисунок.html

Фото 23 — https://ru.depositphotos.com/stock-photos/ворона-с-сыром.html

Фото 24 — https://arts.in.ua/artists/Dmitri/w/360690/

Фото 25 — https://ru.freepik.com/premium-vector/cartoon-red-fox_1811717.htm

Фото 26 — https://ru.freepik.com/premium-vector/cartoon-animal-fox-posing_3161789.htm

Фото 27 — https://ru.depositphotos.com/3522783/stock-illustration-cute-cartoon-fox.html

Фото 28 — https://www.pinterest.ru/pin/535224736957575089/

Фото 29 — https://ru.freepik.com/premium-vector/slice-of-cheese-smiling-food-mascot-cartoon-character-design-flat-illustration-isolated-on-white-background_12275381.htm

Фото 30 — https://www.freepik.com/premium-vector/cheese-cartoon_1845228.htm

Фото 31 — https://nukadeti.ru/basni/krylov-vorona-i-lisica

Фото 32 — https://www.pinterest.ru/pin/799037158873086189/

Фото 33 — https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/basni-krilova-ivana/vorona-i-lisica.html

Фото 34 —  https://knizhka-malishka.ru/basni/basni-krylova/dobraya-lisica-basnya-krylova/?print=print

Фото 35 — 39 — работы из личного архива (моих учеников)

Цель урока   Деятельностная:
формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная:
систематизация учебного материала.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урокаМультимедиапроектор.Учебники.

Формы работы с учащимисяГрупповая.
Фронтальная.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Организационный
этап.
(1-2 мин)

Цель
этапа.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Проверяет
готовность учащихся к уроку.

Прозвенел
звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

Слушают учителя

Личностные:

смыслообразование
(Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая
саморегуляция

Коммуникативные:

планирование
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.      Этап
проверки домашнего задания.
(4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к
активному и сознательному усвоению нового материала

Цель
этапа.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего
задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;
стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами
учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную
деятельность учащихся.

1.
Беседа по вопросам, отвечают на вопросы учителя.

  — Посмотрите
на доску.

 (слайд 
портрет И.А. Крылова)

— Чей портрет
вы видите?

— Когда и где
родился И.А. Крылов?

— Кем был его
отец? мама?

— Какая беда
случается с семьёй Крылова?

— Куда
вынужден пойти работать Крылов?

— В какой
город переезжает семья после смерти отца? 

—  После
переезда в Петербург, кем работает Крылов?

— Когда умер
Крылов? 

— Что можете
сказать о памятнике Крылову?   (слайд памятник Крылову)

— Чем
прославился Крылов?

— Почему он
писал только басни?

— Что такое
басня? (слайд)

Отвечают
на вопросы


И.А. Крылов. Это великий русский баснописец.

 —
Родился  13 февраля 1769 г., в Москве.

— 
Отец был армейский офицер, мать простая женщина, «без образования, но
умная от природы».


Когда мальчику было 10 лет, умирает отец.


Крылов вынужден пойти работать в канцелярии  земского суда.

— 
После переезда в Петербург работает журналистом.


Умер И.А. Крылов в 1885 году. 


В Петербурге, в Летнем саду установлен памятник. На постаменте представлены
персонажи басен.


Крылов  написал более 200 басен.


Он говорил: «этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети»

Познавательные:

осознанное
и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

выполнять
действия в устной форме

Коммуникативные:

выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3.      Этап
усвоения новых знаний или способов действий.
(10 мин)

Цель
этапа.

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях,
основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы.
Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и
систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. –
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем
что-то новое и важное о себе и людях.

— Чтобы
узнать, кто герой нашей басни, отгадайте загадки.

Загадки

Хвост
пушистый бережёт

И
зверюшек стережёт.

Знают
рыжую в лесу –

Очень
хитрую … (лису)

Прилетела
на базар,

Громко
всем сказала: «Кар!

Пусть я
в школе не учёна,

Но умна,
ведь я …(ворона)

— Кто
догадался, с какой басней будем знакомиться?

2. 
Первичное знакомство с произведением (аудиозапись)


Понравилась басня?

— Какие
слова были непонятны?

3.
Словарная работа

На доске
слова (приложение № 1)

Слушают
учителя.

Формулируют
тему и задачи урока.

Тема:
И.А.
Крылова «Ворона и лисица«

Задачи:

1.
Понять мораль басни «Ворона и лисица».
2. Учиться выразительно читать басню
3. Проанализировать басню. 
4. Сделать выводы.

Отвечают
на вопросы

Лису

ворона

Отвечают
на вопросы «Ворона и лиса»

Слушают
аудиозапись

отвечают
на вопросы учителя

Познавательные:

постановка
и формулирование проблемы

Личностные:

внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

выполнять
действия в устной форме

Коммуникативные:

использовать
простые речевые  средства для  передачи своего мнения

4.      Этап
проверки понимания учащимися нового материала.
(15 мин)

Цель
этапа.

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых
понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

1.      Чтение
басни учащимися.

2.      Работа
по содержанию басни.

– Из-за
чего пострадала Ворона?

– Жалко
ли вам ее?

– А
жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     — Почему Крылов говорит, что
лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее?

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её
доверчивой слушательницей стала ворона?

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону

— Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Выборочное
чтение)

— Опишите внешний вид вороны.

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное
чтение)

– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? 

– А что говорила о голосе Вороны Лиса? (Выборочное
чтение)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону?

—  Что нужно было лисице?

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо
еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает
Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное
чтение), где заключена мораль? 

Читают
басню

отвечают
на вопросы учителя

 — Приятно, когда говорят о тебе правду

— В сказках лисица изображается хитрой, ловкой,
коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного
человека.

— Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила
льстивым словам – речам Лисы

— «Плутовка к дереву на цыпочках подходит….»

— Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные,
остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый.

— Нет.

–  «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что
за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»

 – Неприятный, она не поет, а каркает.

 — «…и верно ангельский быть должен голосок»

 – Чтобы понравиться ей.

— Чтобы ворона запела и выронила сыр.

 – Нет. Скромный слушать бы не стал слушать,
остался бы равнодушным к похвалам.

–  Крылов И.А. одинаково высмеивает и
осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

 «Но
только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Познавательные:

извлечение
необходимой информации из текстов

Личностные:

понимание
нравственного содержания поступков окружающих людей

Регулятивные:

принимать
учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5.      Этап
закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение
знаний и способов действий
(10мин)

Цель
этапа.

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для
самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные
ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения
и им предстоит их доработать.

1.
Задания по  группам (Приложение № 2)

— А сейчас вам
необходимо выполнить задания в группах.

— А перед этим я
хочу задать вопрос: как вы считаете, ворона, действительно такая глупая
птица, как её описывает автор?

1.
Работа с информацией, вычленение главного. На основе научной статьи вы
должны найти факты, опровергающие или подтверждающие, что ворона глупая птица

2. Работа с
пословицами. Вам даны пословицы, вы должны к каждой пословице подобрать
басню.

   3.
Характеристика героев. Дать характеристику героям

Выполняют
задания в группах. Дают ответы

Познавательные:

извлечение
необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес
к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать
свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

учет
разных мнений

6.      Этап информирования
учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(3 мин)

Цель
этапа
. Сообщить учащимся содержание домашнего
задания, разъяснить способы его выполнения.

Выучить
басню наизусть

— Каким
голосом говорить за Лису?

— За
автора?

Записывают
домашнее задание.

Дают
ответы

Познавательные:

постановка
и формулирование проблемы

Личностные:

внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

в
сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные:

выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

7.      Подведение
итогов урока. Рефлексия.
(2 мин)

Цель
этапа.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу на будущее.

Учитель
организует рефлексию через вопросы:


сегодня я узнал…


было интересно…

— урок
дал мне для жизни…

Отвечают
на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные:

рефлексия
способов и условий действия

Личностные:

самооценка
на основе критерия успешности

Регулятивные:

осознание
того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

формулирование
и аргументация своего мнения в коммуникации

1 группа В тексте найдите сведения, которые
подтверждают или опровергают, что ворона глупая птица
.

            Вороны — всеядные птицы. Питаются
насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой;
растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями,
а также пищевыми отбросами. Вороны
удивительно подвижны, хотя и ходят неторопливо из-за сближенных пальцев ног.
Эта птица любит развлечения. Смело раскачивается на проводах. Эти птицы
невероятно сообразительные.
Например, если городской вороне попадается
орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль
его раздавит, после чего спокойно съедает. Чёрствый хлеб перед употреблением
серые вороны часто размягчают в лужах. Также вороны способны проявлять смекалку.
Например, запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по
необходимости.

У лисы плутовки 33
уловки            ____________________________________ «Ворона и лисица»

 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось
______________________________ «Лебедь, щука и рак»

Не рой яму другому – сам в нее попадешь
_____________________________  «Чиж и голубь»

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй ____________________________________
«Стрекоза и муравей»

Если голова пуста, то ей не придадут ума места
________________________ «Квартет»

Хитрая  Неуклюжая 
Растяпа  Умная  Простофиля  Тщеславная  Глупая Красивая  Неискренняя  Плутовка 
Добрая  Льстивая  Умная    Глупая

Чтение, 5 класс.

Дата_____________

Тема
урока:
И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

Цель урока: учить характеризовать героев басни на основе их поступков.

Задачи урока: -образовательные:
совершенствовать навыки выразительного чтения и умения

                            работать
с текстом;

                          
пополнить словарь учащихся новыми словами и
выражениями.

                          
Развивающие: развивать умение находить в басне главные слова, делать

                          
выводы;

                           
корректировать и развивать мышление на основе упражнений

                          
в установлении причинно-следственных связей;

                              Воспитательные:
воспитывать отрицательное отношение к лести, к льстецам;

                         
прививать интерес к чтению басен.

Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, иллюстрация к басне
«Ворона                                          и Лисица».

Ход
урока

I. Организационный
момент.

Приветствие,
проверка готовности к уроку.

II.
Психологический настрой
.

-Какая погода
сегодня за окном?

— Какое настроение
она навевает на вас?

-Очень хотелось бы,
чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

III.
Вступительная беседа.

— Перед вами
портрет Ивана Андреевича Крылова – русского баснописца. За свою жизнь он
написал много басен. С его баснями вы уже знакомились в 4 классе. Посмотрите на
иллюстрации, прикрепленные к доске.

— Кто герои басен
Крылова?

(Животные,
птицы, рыбы, насекомые).

— Кого он изображал
под видом животных?

(Под видом животных
он изображал людей).

— А теперь уберите
те иллюстрации, которые вам не знакомы.

(На доске остались
две иллюстрации).

— Из каких басен
эти иллюстрации? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»).

В своих баснях И.А.
Крылов высмеивал недостатки людей: ложь, жадность, грубость, лесть и другие.

IV. Сообщение
темы урока и подготовительная работа к восприятию.

— Сегодня на уроке
вы познакомитесь еще с одной басней И. Крылова.

-Прочитайте
название басни. (Ворона и Лисица)

— Как вы думаете,
кто герои басни? (Герои басни Ворона и Лисица)

— Какие качества
приписывает народ вороне и лисице? Какая лиса? (Хитрая, умная, обманщица)

— Какой называет
народ ворону? (Глупой)

— А еще народ
называет ворону вещуньей, предсказательницей, которая предсказывает
обычно плохое.

V.  Чтение басни
учителем.

— А теперь
послушайте, как я прочту басню. Учитель читает.

— Наделил ли И. Крылов
героев своей басни теми же качествами, которые им приписал народ?

(Да, наделил).

VI. Чтение
учащимися трудных слов из басни.

— На доску выписаны
из басни трудные слова:

                              
гнусна΄, вредна΄

                              
льстец

                              
взгромоздя΄сь

                              
близёхонько

                              
вскружи΄лась

— Давайте прочитаем
трудные слова, которые встретятся вам в басне, соблюдая правильное ударение.

VII. Чтение
басни учениками про себя и вслух.

— Сейчас прочитайте
басню про себя.

 При чтении
отметьте слова и выражения, которые вам непонятны.

— Какие слова и
выражения в басне вам непонятны?

 — Мне непонятны
слова «твердили миру».
(Много раз повторяли людям с целью запомнить).

— Я не понимаю
слово «не впрок».  
(Без пользы).

— Мне непонятно
слово «взгромоздясь».

Взгромоздиться –
устроиться с трудом на верху дерева.

Лучший ученик
читает басню вслух, остальные следят за его чтением.

VIII. Беседа по
содержанию басни с выборочным чтением.

Вопросы
и задания.

1. В каких словах
басни заключен ее главный смысл? Найдите эти слова и прочитайте.

— От чего они
предостерегают? (От лести и льстецов).

2. Как вы понимаете
слово лесть? (Лесть — это лицемерное, угодливое восхваление).

А где лесть, там и
ложь.

— Образуйте от
слова лесть родственные слова. (Лесть – льстить, льстец,  льстивый).

— Кого называют
льстецом? (Того, кто льстит, кто неискренне, притворно расхваливает
кого-нибудь с целью извлечь из этого выгоду).

Льстец – подхалим, угодник.

3. Что автор
говорит о лести и льстецах? («Что лесть гнусна, вредна»; «И в сердце льстец
всегда отыщет уголок»)

Правильно, молодец.

Гнусна
внушающая отвращение.

— Как вы понимаете
слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Он хитростью,
лестью, обманом войдет в доверие и сумеет достичь желаемого).

4. — Почему Лиса
остановилась под деревом? (Почуяла запах сыра).

— Проследите, как
действует на Лисицу сыр? («Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит
сыр, — Лисицу сыр пленил»).

— Как вы понимаете
выражение «Лисицу сыр пленил»? (Привлек своим вкусным запахом).

— Каким метким
словом называет И. Крылов Лисицу? (Плутовка).

5. — Как вы думаете,
почему автор называет Лисицу плутовкой?

(Потому что она
хитрая, обманщица и знает, как обмануть глупую Ворону и выманить сыр).

6. — Прочитайте,
какие похвалы говорила Лисица Вороне?

— Лисица
восхищается красотой Вороны.

— Давайте,
сопоставим эти похвалы с внешним видом Вороны.

Посмотрите на
иллюстрацию.

— Какова Ворона на
самом деле? Опишите Ворону.

(Ворона –
большая, некрасивая птица. Она серая. Голова, крылья и хвост у нее черные. Клюв
длинный и толстый. Глаза черные, страшные).

— Какой голос у
Вороны? (Хриплый, неприятный, грубый, некрасивый).

— Можно ли назвать
Ворону мастерицей петь? (Нет. Она каркает).

— Кого вы еще
видите на этой иллюстрации? (Лисицу).

— Что она делает?
Ответьте словами Басни.

 («Плутовка к
дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит»).

-Каким голосом
говорила Лисица? (Ласковым, добрым, нежным).

— Искренним был ее
тон или она притворялась? (Она притворялась).

— Как автор говорит
об этом?

(И говорит так
сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как
хороша!

Ну что за шейка,
что за глазки!

Рассказывать,
так, право, сказки!

Какие перышки!
какой носок!

И, верно,
ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не
стыдись!

Что ежели,
сестрица,

При красоте
такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас
была царь – птица!»).

— Лисица льстит
Вороне, говорит неправду.

7. — Как басня подтверждает
слова автора о том, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(«Вещуньина с
похвал вскружилась голова,

От радости в
зобу дыханье спёрло»).

— Ворона в восторге
от похвал. Она так обрадовалась Лисицыным похвалам, что уже ничего не
соображала, ничего не понимала, у нее с похвал вскружилась голова, от радости в
зобу дыханье спёрло.

— Как вы понимаете
выражение «от радости в зобу дыханье спёрло»?

(Перехватило
дыхание, остановило дыхание).

— Нашла ли лесть
Лисицы «уголок в сердце Вороны»?

(Да, нашла).

— Ворона легко
поддается обману Лисицы и искренне верит ей.

— Как это
случилось?

(«И на
приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула
во все воронье горло:

Сыр выпал – с
ним была плутовка такова»).

— Ворона не смогла
устоять против соблазна стать царь-птицей и «запела», каркнула во все воронье
горло».

— Почему Лисе
удалось обмануть Ворону?

(Лисе удалось
обмануть Ворону потому, что она хитрая плутовка).

— А еще почему?
Какой была Ворона?

(Глупой).

— Лисе удалось
обмануть Ворону не только потому, что Лиса умела хитрить и льстить, но и
потому, что Ворона была глупой, недогадливой, легковерной.

8. — Что высмеивает
автор в этой басне?

(Автор
высмеивает в этой басне тех, кто поддается лести, кто любит слушать лесть).

— Автор высмеивает
глупых, легковерных людей, которые любят лесть.

9. — Чему учит эта
басня?

(Эта басня учит
не доверять льстецам, не верить их льстивым, хвалебным речам).

IX. Тренировка
учащихся в выразительном чтении басни.

— А теперь мы
потренируемся в выразительном чтении басни. Будем читать басню небольшими
частями, и контролировать чтение своих товарищей.

Старайтесь читать
выразительно, соблюдая паузы и логические ударения. Слова автора надо читать не
спеша.

В итоге лучший
ученик читает всю басню.

X. Примеры из
жизни класса.

— Если вы встретите
людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из героев они вам
напомнят? (Лисицу).

— А среди вас есть
льстецы? (Да, есть).

— Приведите похожий
случай из жизни вашего класса.

Ученики приводят
пример.

XI. Задание на
самоподготовку.

— На самоподготовке
вы еще потренируетесь в выразительном чтении басни.

XII. Итог урока
и аргументированные оценки.

— С какой басней И.
Крылова вы сегодня познакомились?

— Понравилась вам
эта басня?

Объявление оценок.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка волшебный лес 3 класс
  • Сказка волшебное слово о чем она
  • Сказка волшебные сказки народов мира
  • Сказка ворона и лисица слушать аудио
  • Сказка волшебное кольцо аннотация
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии