Конспект интегрированного занятия.
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей» в обработке И. Соколова-Микитова.
Цель:
Развитие интереса к художественной литературе.
Ознакомление детей с нетрадиционным видом театра из пакетов.
Изготовление с детьми персонажей для сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Образовательные:
- Расширить у детей имеющиеся у детей знания, умения по теме «Домашние животные», познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей».
- Продолжать приучать детей слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.
- Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
- Активизировать речь детей, развивать фонематический слух, произносительные умения и навыки, словарный запас.
- Упражнять в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей.
- Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. (держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе).
Развивающие:
- Развивать познавательные способности, умение анализировать, делать выводы.
- Развивать внимание, диалогическую и интонационную выразительность речи.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение.
Воспитательные:
- Способствовать формированию положительных эмоций детей, при общении друг с другом.
- Воспитывать интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участвуя в интерактивном театре.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
персонажи из бумажных пакетов, иллюстрации и декорации настольного театра, мольберт, магниты, картинки-отгадки к загадкам, аудио запись к сказке, пакеты, заготовки изображения персонажей, клей-карандаши, подносы, тряпочки, клеёнки, влажные салфетки, музыкальный фон для аппликации.
Ход занятия:
Вводно-организационный этап.
Дети стоят в кругу.
Педагог показывает детям картонный дом «Зимовье». В нём лежат загадки про домашних животных, картинки-отгадки и бумажные пакеты. Сначала педагог вынимает бумажные пакеты и показывает их детям.
— Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)
— Как пакеты можно использовать? (ответы детей)
— А вот как ещё можно использовать пакеты, мы скоро узнаем!
— Дети, вы хотите узнать какие герои живут в этом сказочном доме? (ответы детей)
— Все дети любят отгадывать загадки, а вы? (ответы детей)
— Тогда слушайте (загадка, затем показ картинки, которая прикрепляется на мольберт):
Большой, рогатый,
Мычит, траву ест.
Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада.
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их. Он?
(Бык)
И в жару, и в холод.
По горам, по долам.
Ходит шуба, да кафтан?
(Баран)
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Розовая спинка,
На спине щетинка.
(Свинья)
Хвост с узорами,
а сапоги со шпорами,
рано встаёт, громко поёт.
О том, что солнышко встает?
(Петух)
Мягкие лапки,
На лапках царапки,
Ходит легко, любит молоко?
(Кот)
— Какие молодцы дети, загадки отгадали, а теперь и увидели отгадки.
— Как одним словом можно назвать быка, барана, свинью, петуха и кота? (ответы детей)
— Ребята, а вы любите слушать сказки? (ответы детей)
— Сегодня я расскажу вам одну историю, которая приключилась с домашними животными поздней осенью в лесу.
— А разве домашние животные живут в лесу? (ответы детей)
— Где обычно живут домашние животные? (ответы детей)
— Как же домашние животные из нашей сказки могли оказаться в лесу? (примерные ответы детей: заблудились, хозяин прогнал, всякое могло случиться)
— Садитесь удобно, смотрите, да слушайте внимательно русскую народную сказку, которая называется: «Зимовье зверей».
Звучит музыкальное сопровождение. Педагог рассказывает сказку и манипулирует персонажами настольного театра из бумажных пакетов и декорациями. Дети участвуют в интерактивном театре.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.
Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
— Ладно, — отвечает баран, — согласен.
Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Согласилась и свинья.
Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Согласился и кот.
Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.
Согласился и петух.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, мху натаскали — стали рубить избу.
Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.
Живут друзья — не горюют.
А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:
— Ку- ка-ре-ку-у!..
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..
Набежал бык, рогами волка в бок:
— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..
А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:
— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?
Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!
Услыхали волки, пустились наутек.
Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон… Ой, бежимте, братцы!..
Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.
— Дети, вам понравилась сказка? (ответы детей)
— Так как, ещё можно использовать эти пакеты? (ответы детей)
— Дети, а вы хотите, научиться делать таких персонажей для театра, а потом играть с ними? (ответы детей)
— Но сначала, давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Глазки» (для снятия зрительного напряжения).
Глазки влево, Глазки вправо, Вверх и вниз, И всё сначала. Быстро, быстро Поморгай – Отдых своим глазкам Дай! Чтобы зоркими нам быть – Нужно глазками крутить. Зорче глазки чтоб глядели, Разотрём их еле-еле. | Движения глазами выполняют медленно, не поворачивая головы. Моргают глазами. Глаза отдыхают. Вращают глазами по кругу. Массируют верхние и нижние веки, не закрывая глаз. |
Продуктивная деятельность:
— Дети, давайте перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Петух».
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой палец – это «клюв». Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо – гребешок.
Пальчиковая игра «Кошка».
Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
Аппликация «Персонажи для театра из бумажных пакетов».
На столах лежит материал для аппликации.
Педагог продолжает учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. Упражняет детей в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей, держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе.
Каждый ребёнок выбирает на подносе изображение персонажа и наклеивает его на пакет. В конце занятия показывают друг другу своего персонажа.
В процессе работы, педагог может задать детям вопросы:
Речевая зарядка:
— Как назвать зимовье по — другому? (хлев);
— Как по-другому назвать подполье? (подвал);
— Как по-другому назвать жердочку? (насест, палочка);
— Что сделал баран? (заблеял), петух? (закукарекал), свинья? (захрюкала), кот? (замурлыкал);
— Какими можно назвать друзей? (верные, смелые, добрые, трудолюбивые, находчивые).
Нравственный урок:
— Как думаете, почему животным удалось спастись?
Воспитание добрых чувств:
— Смогли бы животные построить зимовье, если были бы по одному?
Рефлексия:
— Молодцы дети, все постарались! У вас получились прекрасные персонажи, будущие герои ваших сказок!
— Ребята, посмотрите, что у меня есть (показать свою ладонь)!
— У меня на ладони маленькое солнышко, оно улыбается потому что с вами на занятии мне было очень весело и интересно.
— А вам понравилось занятие?
— Что интересного вы делали на занятии?
— Хотите нарисовать солнышко у себя на ладони? (желающие дети рисуют солнышко на свое ладони)
— Спасибо вам за активное участие.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
Методическая разработка по предмету
«Музыка и движение»
для детей 5-6 лет.
Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.
Составила
Педагог дополнительного образования
Егорова Ю.П.
г. Краснодар
2021 г.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают детские образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».
Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Цель: создание условий для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, воспитание уважения к старшим, вовлечение детей в мероприятия, приуроченные празднованию 8 марта.
Основные задачи.
Образовательные задачи:
— познакомить детей с образом мамы, семьи;
— познакомить ребят с ежедневными родительскими буднями, их обязаннностями;
— прививать эстетический вкус и любовь детской песне, сказке;
— анализировать средства музыкальной выразительности;
Развивающие задачи:
— развивать физические качества в ходе музыкально — ритмической и игровой деятельности;
— развивать у учащихся музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию;
— развивать ассоциативно — образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.
Воспитательные задачи:
— формировать представление заботы, любви родителей к детям средствами художественного произведения, музыкального искусства, творчества;
— воспитывать у учащихся уважение к взрослым, правила поведения дома и на улице, при встрече с незнакомыми людьми, в музыке и художественной литературе;
— воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах, уважения к педагогу, к старшему поколению.
Тип занятия: комбинированный.
Методы: игровой, музыкальный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый и творческий, рассказ.
Технологии
Здоровьесберегающие: подвижные игры.
Технологии проектной деятельности: по количеству участников (групповой), по продолжительности (краткосрочный), по приоритетным методам (игровой, информационный), по тематике (включает семью ребенка).
Развивающие: беседы, участие в эксперименте, трудовые поручения, развивающие ситуации.
Информационно – коммуникативные: изложение материала на занятии сопровождается презентацией (видео — и аудио материалы).
Личностно – ориентированные: при таком подходе личность ребенка ставится во главу образовательного процесса.
Игровые: сюжетно – ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану.
Реализация проекта:
Первый этап. Организационно – подготовительный.
На первом этапе проводилась диагностико — аналитическая деятельность по данному вопросу. Изучена соответствующая психолого – педагогическая и научно – популярная литература. Проанализированы возможности предметно – развивающей среды образовательного учреждения. Полученные результаты позволили обозначить тему, определить цели и задачи, и содержание проекта. Были подобраны художественные произведения, музыкальные произведения, наглядные пособия. Были разработаны конспекты занятий непосредственной образовательной деятельности детей, сценарии бесед и мультимедийные презентации к ним. Подготовлены конкурсы, игры по теме проекта и составлен план его реализации.
Второй этап. Реализация.
Тематические беседы:
«Мама – первое слово!»
«Один за всех! И все за одного!»
«А мама не велела открывать!»
«Маленькие помощники»
Сюжетно – ролевые игры:
«Кто живет в лесу?»
«Ласточкина семья»
«Мишки топтыжки»
Музыкальный репертуар:
Песни из музыкального фильма сказки «Мама»: «Хороша деревня наша», «Качели», «Волки – бяки», «Песня ласточек», «Песня медведей», «Ярмарка», «Мама – первое слово».
Подвижные игры:
«Веселая карусель»
«На перегонки»
«Тачки»
Художественное творчество
«Моя семья»
Выставки детского творчества
«Мама – ты мое солнышко!»
Информационные стены.
Третий. Заключительный этап. Выводы и результаты.
Механизмы реализации (порядок действий, осуществление контроля):
Скоординированная направленная работа всех участников образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги), в условиях специально организованной развивающей среде.
Взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач.
Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учетом индивидуальных характеристик.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
Последовательность в духовно – нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя семья – моя, улица – мой город – моя страна).
Предполагаемые конечные результаты
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.
2. У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.
4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
5. Повысится рейтинг образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Сценарий.
Действующие лица:
Мама Коза, Волк, дети козлята, медвежата, ласточки.
Звучит песня «Хороша деревня наша». Танец козлят.
Дети выстраиваются в полукруг и присаживаются на ковер.
Выход мамы Козы.
Коза – Здравствуйте, милые козлятки!
Дети – Здравствуйте!
Коза – Как вели себя козлятки?
Как вели себя ребятки?
Дети — Хорошо!
Коза — Вы капусту всю поели?
Дети – Да!
Коза — Покатались на качелях?
Дети – Да!
Коза — И с соседями играли?
Дети – Да!
Коза — Песни пели? Не кричали?
Дети – Да!
Коза — Дяде Миши помогали?
Дети — Да!
Коза — Вы зайчишек не пугали?
Дети – Нет!
Коза – Посчитаю всех вас я,
Становитесь, детвора.
Покажите ваши ножки,
(дети показывают)
Постучите — ка немножко.
(стучат ножками)
Покажите мне хвосты!
(дети поворачиваются спинками)
Повиляйте ими вы!
(виляют хвостами из стороны в сторону)
Покажите ваши рожки,
(дети выставляют пальчики к голове)
Побадайтеся, немножко.
(дети бадаются).
Покажите язычки
(дети высовывают язычки)
Покричите от души!
(дети кричат).
Все в порядке малыши!
А теперь во двор пошли!
В гости к нам пришли зайчатки,
Поиграем сними в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
( Игра «Прятки»)
Коза- Поиграли, пошумели
Покатались на качелях.
А теперь вам, ребятня,
Всем на пасеку пора.
Дядя Миша , наш сосед
Важный даст для вас совет!
Как здоровье укреплять,
Не болеть и не чихать.
(песня Медведя «Ото всяких от болезней». Танцуют мальчики).
Игра пчелы и мед.
На двух столах стоят пластиковые стаканчики.
Дети выстраиваются в две команды.
По сигналу, каждый ребенок должен на полянке найти цветок – конфету, сорвать, принести в улей, и положить в соты – стакан так, чтобы стакан не упал.
Коза – Ласточки в гости к нам прилетели
Кажется, что-то сказать нам хотели.
В танце кружатся красиво они.
Милые ласточки, как прелестны они.
(танец Ласточек).
Коза – Слышу шорох, вот беда!
Волк спешит к нам детвора!
Со двора не выходить!
Не шуметь и не шалить!
Будет если волк стучать,
Дверь ему не открывать!
Волку нас не напугать!
Он – один, а нас… – раз, два, три, четыре…
Двадцать пять!
(выход Волка. Фокусы)
(игра «Пугало»).
Коза – Обмануть хотел нас волк,
Но не вышел видно толк.
Убежал аж без оглядки,
Видно как сверкают пятки.
Так и надо, поделом,
Не придет сюда потом…
Коза – Посчитаю всех вас я,
Становитесь, детвора.
Покажите ваши ножки,
(дети показывают)
Постучите — ка немножко.
(стучат ножками)
Покажите мне хвосты!
(дети поворачиваются спинками)
Повиляйте ими вы!
(виляют хвостами из стороны в сторону)
Покажите ваши рожки,
(дети выставляют пальчики к голове)
Побадайтеся, немножко.
(дети бадаются).
Покажите язычки
(дети высовывают язычки)
Покричите от души!
(дети кричат).
Все в порядке малыши!
Танцевать теперь пошли!
(финальный танец )
(песня «Мама – первое слово)
Список использованных источников:
- https://infourok.ru/prekt-moya-semya-metodicheskaya-razrabotka-2430803.html
- http://gorenka.org/index.php/detskaya/1480-pesni-i-muzyka-iz-filma-mama-1976
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/konspekt-zanyatiya-moya-semya
- https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/17486-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-vsekh-vazhnej-na-svete-mama.html
- https://urok.1sept.ru/articles/642252
ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Открытый урок по чтению во 2 классе на тему:
«Лиса и волк» русская народная сказка
Подготовила и провела: Харрасова Г.Ф.
Ноябрь, 2019 г.
Тема: «Лиса и волк» русская народная сказка.
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и волк».
Задачи:
Образовательные:
-формирование понятий «народная» и «авторская» сказка, умений выражать отношение к героям сказки и их поступкам;
— формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, осознанного восприятия составляемых и прочитываемых предложений по вопросам.
Коррекционно-развивающие:
—развивать связную речь при составлении ответов на вопросы;
-развивать умение слушать и понимать прочитанное;
—развивать интерес к чтению, умение объяснять своёотношение к прочитанному.
Воспитывающие:
-воспитание интереса к устному народному творчеству.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
читать текст произведения осознанно, выразительно и без ошибок;
работать с содержанием текста произведения;
читать по ролям.
Формируемые БУД:
Личностные:
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу; чувство ответственности за выполнение своей работы;
Познавательные БУД:
формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.
Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УД:
формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение сотрудничать с учителем.
Оборудование:
— компьютер, проектор, интерактивная доска;
— мультимедийная презентация к уроку;
— индивидуальные опорные карточки по теме «Алфавит»;
— раскраски;
Словарь:. вы-дёр-ги-вать, о-бож-глась
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Подготови-тельная часть урока 1.Организационный момент. Эмоционально-деловой настрой учащихся. | 1. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, постановка цели урока. — Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости нашего урока! Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечка сидим — Сели прямо, придвинули стулья к партам. Проверили посадку. -К какому уроку вы приготовились? — Что мы делаем на уроке чтения? (правильно и красиво читаем) Улыбнулись все, попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, итак, начнем урок. | Учащиеся слушают учителя. Хором проговаривают. |
2.Речевая разминка |
— Ребята, для начала мы проведём разминку. Упражнения для развития четкости произношения: Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з. Слайд
Са-са-са – это хитрая лиса. Су-су-су – и живет она в лесу Сы-сы-сы- много дела у лисы. Со-со-со- она крутит колесо. Слайд
Спит спокойно старый слон, | Учащиеся выполняют упражнения речевой разминки. Хоровое проговаривание. |
II.Основная часть урока 1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2.Изучение нового материала | 1. Сообщение темы урока. — Посмотрите на выставку книг. Что это за книги? (сказки) — Кто догадался, о чём мы будем сегодня на уроке говорить? (о сказках) — Мы сегодня начинаем новый раздел «В гостях у сказки» — Сказки бывают «народные» и «авторские».Народные сказкипридумал народ и рассказывал друг другу.А «авторские» сказки написал автор, т.е. писатель. А вы любите сказки? 2. Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия. — Ребята, я предлагаю отгадать вам загадки и узнать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. Эта рыжая плутовка, Дружбу водит лишь с лисой, Слайд. — Молодцы! — Итак, сказка называется «Лиса и волк» Слайд — Прочитайте название сказки (дети читают) — Знакома ли вам эта сказка? — Кто рассказал ее? Давайте посмотрим на иллюстрацию Герои этой сказки животные, значит эта сказка о животных. В сказках животным свойственны человеческие черты; о животных говорят, как о людях, о их недостатках и достоинствах, проблемах и конфликтах.
Чтобы правильно понять содержание произведения давайте узнаем значение данных слов: вы-дёр-ги-вать о-бож-глась Чтение «трудных» слов по слогам. Слайд 1.Знакомство со сказкой «Лиса и волк». (чтение учителя) — стр.38-39 Слайды 2.Первичное чтение текста учащимися — тихое, «жужжащее» чтение. 3.Анализ произведения по вопросам. — Кто написал эту сказку? — Назовите героев сказки. — Почему лиса не стала выдёргивать крапиву сама? — Какие слова она сказала волку? Прочитай. — Он поверил лисе? Почему? — Что мы можем сказать о характере лисы? Какая она? (хитрая, умная, сообразительная) — А волк? (добрый. простодушный, глупый) Слайды | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Отгадывание загадок про лису и волка. Учащиеся читают название сказки. Учащиеся читают слова индивидуально и хором. Слушают чтение учителя. 1 группа- читают текст. 2 группа- работа у доски. (повторение букв) 1 группа —ответы на вопросы 2 группа — раскрашивание раскраски (лиса и волк) |
3. Физминутка | — Давайте немножко отдохнем. Встаньте возле своих парт. | Учащиеся выполняют физическую разминку. |
4. Закрепление изученного материала | 1. Совместное чтение текста учителем с учениками с целью запоминания правильного прочтения трудных слов, соблюдения логических пауз и логического ударения. 2.Чтение по ролям. -Прочитаем ещё раз разговор лисы и волка по ролям. Не забудьте про хитрый тон лисы и доверчивый тон волка? 3. Составление предложений к картинкам. Слайд. | 1 группа – работают над выразительностью чтения, составляют предложения. 2 группа — читают слоги |
III. Заключительная часть 1. Итог урока. Рефлексия. | Рефлексия. — Ребята, скажите, почему лисе удалось перехитрить волка? (волк был глупым, простодушным) — Чему учит нас эта сказка? —Чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказался волк, нельзя доверять первому встречному, надо прислушиваться к советам старших. Итог урока. -Понравился ли вам урок? -Какое у вас настроение? — Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Слайд | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444270-lisa-i-volk-russkaja-narodnaja-skazka
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
Краткий пересказ сказки «Лиса и волк»
Лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. Вот и эта плутовка решила поживиться за чужой счет.
Мужик вез в телеге рыбу. Много наловил, не быстро ехал.
Лисице эта рыбка очень приглянулась. И она быстро сообразила, как ее себе забрать.
Легла на дороге и мертвой притворилась. А мужик как доехал до нее, обрадовался, что такую отменную шкурку за просто так заимеет, закинул лисицу в телегу. А зря.
У мужика за спиной лиса начала свое рыжее дело творить: едет и выкидывает рыбу из телеги.
Много рыбы навыкидывала, а потом и сама дёру дала.
Собрала рыбу и к себе в нору. Сидит, наслаждается вкуснятиной.
А тут волк ее навестить пришел и увидел, какой у лисы обалденный ужин. Тоже есть хотел, начал спрашивать, как она раздобыла столько рыбы.
Лиса ему лапшу на уши вешать начала: иди к прорубю, спусти хвост в воду, рыба сама на хвост нацепится.
Отправился волк и сделал, как лиса сказала.
До утра просидел, пока хвост в лед не вмёрз накрепко.
А утром его там баба увидела и завозмущалась, что он в проруби, где она воду берёт обычно, свой хвост замочил. Давай его баба коромыслом отхаживать.
Волк сорвался и убежал, а хвост повредил до крови.
Лиса поняла, что волк ей за такое дело отомстить может, да на новую хитрость пошла.
В бабий дом прибежала, тестом из кастрюли между делами позавтракала до раздутия пуза, а потом еще и на рожу намазала этого теста.
Волк бежит ей мстить, а она перед ним такая вся с тестом на роже. Охает и ахает, мол, ей так досталось, что мозги вон из головы как повылазили.
Волк подумал, что лисе пуще, чем ему досталось. Ведь с вылезшими мозгами она как бы теперь безмозглая получается. Не знал он, что не мозги это, а тесто.
Пожалел лису, взял на горб и потащил куда-то. А лиса пристанывает всё, да о волчьей беде спрашивает, не худо ли ему. Волку больно, но он считает, что ей, безмозглой, больнее.
А лиса вызвалась заговорить боль волчьему хвосту. Только заговор у неё никудышный вышел. «Битый небитого везёт, а хвост сам заживёт, если совсем не отвалится».
Лиса и волк: читать сказку онлайн
Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки, а не знала, где взять; думала, думала да и вздумала лечь на дорогу.
И вот едет мужик с рыбой; вдруг у мужика лошадь остановилась; мужик и говорит сам про себя: «Что бы это значило, что там лежит?»
Пошел посмотреть; смотрит — лежит лисица; он ее пнул, а она будто околела; он ее взял и положил в воз с рыбой, да и закрыл рогожей.
Едет мужик, радуется, что лисицу нашел славную: оттает, так снимет шкуру. А лисица в эту пору прогрызла дыру в санях да и спускает по рыбке в дыру, а мужик едет и ничего не замечает.
Вот лисица чуть ли не всю рыбу выудила из воза, выскочила из-под рогожи да и в лес.
Мужик как-то остановился, посмотрел — лисицы нет, да и давай реветь; ревел-то он, ревел, да что сделаешь! «Экая проклятая! Ведь отогрелась, черт ее возьми! Ну, не дорого дана, не больно и жаль!»
Он поехал вперед и не хватился рыбы. А лисица подобрала рыбку, сносила ее в свою лачужку да и лакомится. Приходит к ней волк и говорит: «Хлеб-соль, кумушка!» — «В хлев зашел, так двери ищи, куманёк!» — «Ой, милая кумушка, ты еще рыбку ешь?» — «Как же!
Сегодня маленько, Бог дал, наудила!» — «Ой ли! Где ты удила?» — «В проруби, в проруби, мой миленький куманек!» — «А как?» — «Очень просто: только хвост погрузи в воду, так такие рыбины прицепятся, что любо-дорого!
Чем дольше посидишь, тем больше наудишь; только не дергай скоро, дай заклевать; а если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбка, клюнь — попади, меня за хвост потяни!»»
Куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым волкам не вытащить.
Вот идет баба за водой и видит рыбака. Стала она сначала гнать его словами: «Пошел ты к черту, прожора! Нашел место хвост полоскать!»
Но видит, что волк ни с места, подошла к нему и давай его коромыслом бить. Волк сколько ни ревел, ни бился, ни рвался, во все стороны ни метался, так хвост и не отрывался.
А баба ему так набила бока, что, когда хвост оторвался, он кое-как уплелся.
А лисица в это время прибежала в избу, где жила баба, и давай из квашни тесто есть. Маленькие ребята испугались, забрались все на печь и говорят лисице: «Не тронь, не меси, лиса, квашню! Мамка сама хлеб испечет!»
Но лиса знай свое делает: ест тесто, да и только; наелась так, что бока еле несет, а рыло и уши — все в тесте. И убежала из избы.
Пошла, легла на дорогу, по которой куманьку идти. Лежит и стонет, плутовка. Идет волк и говорит ей: «Нет, кумушка, плохой был лов; слава богу, только хвост проудил, а не голову!
Ох, кумушка, а что это у тебя голова-то испроломана?» — «Молчи уж лучше, куманек, видишь, у меня голова вся испроломана коромыслом и мозг-от вышел!» — «Ой, бедная, нечего делать, садись на меня, увезу до двора!»
Волк везет ее и думает: «Не мне хоть одному досталось!» А лисица едет и похохатывает: «Хи, хи, хи, битый небитого везет!»
Вот волк привез лису домой и говорит ей: «Не нужно ли духовника, кумушка любезная?» — «Нет, куманек любезный, не волнуйся, мне теперь получше! А тебе не дурно ли, мой друг?» — «Да вот не знаю, скоро ли кровь перестанет капать из хвоста, больно!»
Лисица волку говорит: «Дай-ка я тебе заговорю кровь: как рукой снимет!» — «Заговори, кумушка!»
Она и давай заговаривать: «Встань на камень, кровь не канет; стань на кирпич, кровь закипит; у сороки боли́, у вороны боли́, у сыча всех шибче! Ну, куманек, если не отвалится, и так переболит!»