Сказка волк и лисица русская народная сказка

Краткий пересказ сказки лиса и волк лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. вот и эта плутовка решила поживиться за

Краткий пересказ сказки «Лиса и волк»

Лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. Вот и эта плутовка решила поживиться за чужой счет.

Мужик вез в телеге рыбу. Много наловил, не быстро ехал.

Лисице эта рыбка очень приглянулась. И она быстро сообразила, как ее себе забрать.

Легла на дороге и мертвой притворилась. А мужик как доехал до нее, обрадовался, что такую отменную шкурку за просто так заимеет, закинул лисицу в телегу. А зря.

У мужика за спиной лиса начала свое рыжее дело творить: едет и выкидывает рыбу из телеги.

Много рыбы навыкидывала, а потом и сама дёру дала.

Собрала рыбу и к себе в нору. Сидит, наслаждается вкуснятиной.

А тут волк ее навестить пришел и увидел, какой у лисы обалденный ужин. Тоже есть хотел, начал спрашивать, как она раздобыла столько рыбы.

Лиса ему лапшу на уши вешать начала: иди к прорубю, спусти хвост в воду, рыба сама на хвост нацепится.

Отправился волк и сделал, как лиса сказала.

До утра просидел, пока хвост в лед не вмёрз накрепко.

А утром его там баба увидела и завозмущалась, что он в проруби, где она воду берёт обычно, свой хвост замочил. Давай его баба коромыслом отхаживать.

Волк сорвался и убежал, а хвост повредил до крови.

Лиса поняла, что волк ей за такое дело отомстить может, да на новую хитрость пошла.

В бабий дом прибежала, тестом из кастрюли между делами позавтракала до раздутия пуза, а потом еще и на рожу намазала этого теста.

Волк бежит ей мстить, а она перед ним такая вся с тестом на роже. Охает и ахает, мол, ей так досталось, что мозги вон из головы как повылазили.

Волк подумал, что лисе пуще, чем ему досталось. Ведь с вылезшими мозгами она как бы теперь безмозглая получается. Не знал он, что не мозги это, а тесто.

Пожалел лису, взял на горб и потащил куда-то. А лиса пристанывает всё, да о волчьей беде спрашивает, не худо ли ему. Волку больно, но он считает, что ей, безмозглой, больнее.

А лиса вызвалась заговорить боль волчьему хвосту. Только заговор у неё никудышный вышел. «Битый небитого везёт, а хвост сам заживёт, если совсем не отвалится».

Лиса и волк: читать сказку онлайн

Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки, а не знала, где взять; думала, думала да и вздумала лечь на дорогу.

И вот едет мужик с рыбой; вдруг у мужика лошадь остановилась; мужик и говорит сам про себя: «Что бы это значило, что там лежит?»

Пошел посмотреть; смотрит — лежит лисица; он ее пнул, а она будто околела; он ее взял и положил в воз с рыбой, да и закрыл рогожей.

Едет мужик, радуется, что лисицу нашел славную: оттает, так снимет шкуру. А лисица в эту пору прогрызла дыру в санях да и спускает по рыбке в дыру, а мужик едет и ничего не замечает.

Вот лисица чуть ли не всю рыбу выудила из воза, выскочила из-под рогожи да и в лес.

Мужик как-то остановился, посмотрел — лисицы нет, да и давай реветь; ревел-то он, ревел, да что сделаешь! «Экая проклятая! Ведь отогрелась, черт ее возьми! Ну, не дорого дана, не больно и жаль!»

Он поехал вперед и не хватился рыбы. А лисица подобрала рыбку, сносила ее в свою лачужку да и лакомится. Приходит к ней волк и говорит: «Хлеб-соль, кумушка!» — «В хлев зашел, так двери ищи, куманёк!» — «Ой, милая кумушка, ты еще рыбку ешь?» — «Как же!

Сегодня маленько, Бог дал, наудила!» — «Ой ли! Где ты удила?» — «В проруби, в проруби, мой миленький куманек!» — «А как?» — «Очень просто: только хвост погрузи в воду, так такие рыбины прицепятся, что любо-дорого!

Чем дольше посидишь, тем больше наудишь; только не дергай скоро, дай заклевать; а если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбка, клюнь — попади, меня за хвост потяни!»»

Куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым волкам не вытащить.

Вот идет баба за водой и видит рыбака. Стала она сначала гнать его словами: «Пошел ты к черту, прожора! Нашел место хвост полоскать!»

Но видит, что волк ни с места, подошла к нему и давай его коромыслом бить. Волк сколько ни ревел, ни бился, ни рвался, во все стороны ни метался, так хвост и не отрывался.

А баба ему так набила бока, что, когда хвост оторвался, он кое-как уплелся.

А лисица в это время прибежала в избу, где жила баба, и давай из квашни тесто есть. Маленькие ребята испугались, забрались все на печь и говорят лисице: «Не тронь, не меси, лиса, квашню! Мамка сама хлеб испечет!»

Но лиса знай свое делает: ест тесто, да и только; наелась так, что бока еле несет, а рыло и уши — все в тесте. И убежала из избы.

Пошла, легла на дорогу, по которой куманьку идти. Лежит и стонет, плутовка. Идет волк и говорит ей: «Нет, кумушка, плохой был лов; слава богу, только хвост проудил, а не голову!

Ох, кумушка, а что это у тебя голова-то испроломана?» — «Молчи уж лучше, куманек, видишь, у меня голова вся испроломана коромыслом и мозг-от вышел!» — «Ой, бедная, нечего делать, садись на меня, увезу до двора!»

Волк везет ее и думает: «Не мне хоть одному досталось!» А лисица едет и похохатывает: «Хи, хи, хи, битый небитого везет!»

Вот волк привез лису домой и говорит ей: «Не нужно ли духовника, кумушка любезная?» — «Нет, куманек любезный, не волнуйся, мне теперь получше! А тебе не дурно ли, мой друг?» — «Да вот не знаю, скоро ли кровь перестанет капать из хвоста, больно!»

Лисица волку говорит: «Дай-ка я тебе заговорю кровь: как рукой снимет!» — «Заговори, кумушка!»

Она и давай заговаривать: «Встань на камень, кровь не канет; стань на кирпич, кровь закипит; у сороки боли́, у вороны боли́, у сыча всех шибче! Ну, куманек, если не отвалится, и так переболит!»

Проверка
домашнего задания

5
группа вопросы № 1 и 2. (1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них
изображён простаком, а кто хитрецом?

2.
Какой изображена в сказке лиса? Сколько раз удалось лисе обмануть волка?
Почему это происходило?)

4
группа – отвечать на вопросы № 3,4. (3. Каким волк изображён в сказке? Какой
совет можно было бы дать серому волку? 4.

Рассмотри
рисунки. Восстанови последовательность событий. Каких рисунков не хватает?)

3
группа. Читать по ролям:

волк
– мальчики; лиса – девочки. Отвечать на вопрос № 8. (Что могло быть на самом
деле, а что является вымыслом?)

2
группа читать за автора, за старуху (девочки), за деда (мальчики).

1группа
вопрос № 5 (Перескажи сказку)

 –
Дома вы читали сказку «Лисичка-сестричка и волк».

Назовите
персонажей сказки.


Кто из этих сказочных персонажей  вынесен в название?

Приглашаю
группу № 5 и прошу их ответить на вопросы:


Кто из главных героев изображён простаком, а кто хитрецом?


Какой изображена в сказке лиса?


 Сколько
раз удалось лисе обмануть волка?

 –
Кого ещё обманула лиса?

 –
Почему это происходило?

Приглашаю
группу № 4.


Каким волк изображён в сказке?


Какой совет можно было бы дать серому волку? 


Рассмотрите рисунки. Восстановите последовательность событий.


Каких рисунков не хватает?

Провожу
пробы на роль лисы.

Приглашаю
девочек из группы № 3.

Предлагаю
прочитать фразу: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» недоброжелательно, со
злостью.

Прошу
девочек

передать интонацией, жестами характер лисы.

Девочки 
по очереди читают фразу.

Спрашиваю
класс, кому понравилась первая девочка, почему и т. д.

Пробы
на роль волка.

Приглашаю
мальчиков из группы № 3.

Предлагаю
прочитать фразу: «Эка, сколько рыбы привалило –  и не вытащишь!» с удивлением
и радостью.

Мальчики 
по очереди читают фразу.

Спрашиваю,
кому понравился первый мальчик, почему и т.д.

Аналогично
провожу пробы на роли старика и старухи.


За
женщин будут читать все девочки хором.

Распределяю
чтение слов автора между детьми группы № 2 (по частям)

После
чтения сказки приглашаю к доске группу № 3.

Предлагаю
ответить на вопрос:

 –
 Что
могло быть на самом деле, а что является вымыслом?

Приглашаю
группу № 1, предлагаю пересказать сказку по плану.

 После
пересказа задаю вопрос:


К какому виду сказок относится сказка «Лисичка-сестричка и волк»?

Добавляю:


Иногда в сказках о животных появляются люди, но они не являются главными
героями.

Предлагаю
объяснить пословицы.

1.
Всяк умён, кто сперва, кто после.

– 
Эта пословица из словаря Даля, который был не только собирателем сказок, но и
пословиц. Как вы её понимаете?

2.
На ошибках учатся. Ошибаясь, не стыдись исправиться.

3.
Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.

Работа
в парах. Задание № 7.

 – 
Чему может научить эта сказка?


Как можно соотнести данные пословицы с содержанием сказки?

Оцениваю
работу учащихся на уроке.

Физкультминутка.

Отвечают.
(Персонажи сказки — лиса, волк, старик,  старуха и бабы)

Отвечают.
(волк и лиса)

Отвечают.
(Волк показан простаком, а лиса
хитрецом)

Отвечают.
(Лиса показана в сказке умной, хитрой, ловкой обманщицей)

Отвечают.
(Она дважды обманула волка, когда посоветовала ловить рыбу в проруби, и когда
сказала, что её избили).

Отвечают.
(старика со старухой)

Отвечают.
(лиса ловко обманывала ради своей выгоды)

Выходят
к доске и отвечают на вопросы.

Отвечают.
(глупым и доверчивым)

Отвечают.(Серому
волку можно посоветовать: быть менее доверчивым и после первого обмана уже не
верить лисе на слово)

Последовательность
рисунков:

Лиса
сбрасывает рыбу, волк встречает лису с рыбой, волк сидит у проруби, за волком
гонятся женщины, волк везёт лису.

Отвечают.
(Не хватает рисунков, где прорубь затянулась льдом, и хвост примёрз, и где
лиса попала в тесто)

Поднимают
руки и объясняют свой выбор.

Поднимают
руки и объясняют свой выбор.

Читают.

Отвечают.
(На самом деле: старик мог наловить рыбу, бабы могли ходить за водой и
гнаться за волком, лиса могла забраться в дом и др.

Вымысел:
разговор лисы и волка, ловля рыбы на хвост, волк везёт лису и др.)

Пересказывают.

Отвечают.
(сказки о животных)

Объясняют
смысл пословицы. (Все люди наделены умом, только одни думают перед тем, как
что-то сделать, а другие после того, как уже что-то сделали. Вот это
запоздалое прозрение, делает их умнее, но уже после совершённого поступка)

Объясняют
смысл пословицы. (
Многие люди  боятся признать свою неправоту. Для них
это равносильно тому, чтобы расписаться в собственной слабости. Они готовы
спорить до тех пор, пока хватит душевных сил. На самом деле, все мы 
допускаем ошибки. Лучше как можно скорее признать собственную неправоту и
спокойно жить дальше, чем злиться и ссориться).

Объясняют
смысл пословицы. (
Ложь — это зло, которое подрывает и губит все
человеческие отношения, там где присутствует ложь, не может быть настоящей
дружбы и просто  уважения)

Выбирают
пословицу и объясняют свой выбор.

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).

Знакомлю
с новой темой.


Мы продолжаем изучать сказки о животных. В этих сказках главные персонажи – 
животные.
Народ наделяет их разными характерами: так,
лиса почти во всех сказках льстивая, хитрая обманщица; волк – доверчивый,
глупый; медведь – неуклюжий; заяц – слабый, трусливый. А каким изображает
русский народ в сказках слона?

Предлагаю
назвать сказку о слоне.

Делаем
вывод: русских народных сказок о слоне нет.


Где живут слоны?

Добавляю:


У народов, живущих в Африке, Индии, Китае есть
сказки о слонах).

Продолжаю беседу:

  – А встречали ли вы русские народные сказки о белых медведях?

 –
Как вы думаете, почему?

Делаю
вывод.


Этот необыкновенный зверь часто встречается в
сказках чукчей, эскимосов,  нанайцев и других народов Севера.

Выполняют задания.

Отвечают.

Называют или не называют.

Отвечают.(в тёплых странах).

Отвечают. (нет)

Отвечают. (Белые медведи живут на Севере)

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).


Давайте проверим ваши предположения.

Читаю
сказку.

После чтения провожу беседу:


Кто главные персонажи этой сказки?


Где происходит действие чукотской сказки?


Как вы представляете ледяное ущелье?

 –
В русских сказках действие может происходить в ледяном ущелье?

 –
На какую русскую народную сказку похожа эта сказка по содержанию?


Нет на Земле народа, у которого не было бы сказок. У разных народов есть
сказки с похожими сюжетами и героями. Похожа ли лиса из чукотской сказки на
лису из  русской сказки?


Чем?


На какого героя из русских сказок похож белый медведь?


Чем?


Какие
поступки совершают главные герои русской народной и чукотской сказок?


Одинаковы
ли эти поступки у медведя и волка?

 –
Чем
различаются?


Можно
ли сказать, что в этих сказках лиса действует обманным путем?


Для чего она это делает?

Предлагаю
прочитать сказку про себя и выбрать роль.

Вызываю
детей из группы № 1 читать сказку по ролям.

Делаю
вывод:


Любая сказка – вымысел, выдумка.

Но
многое в сказках разных народов похоже. Все люди ценят и осуждают одно и то
же. Ценят доброту, трудолюбие, смелость, находчивость. Осуждают жадность,
глупость, трусость, лень.


Чему учит сказка «Хвост»?


Подберите пословицу, в которой выражается главная мысль сказки
«Хвост».

1.
Не верь ушам, верь очам.

2.
Доверять доверяй, да почаще проверяй.

3.
Каждая лиса о своем хвосте заботится.

4.
Хитрая лиса семерых медведей проведет.

5.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят

Слушают.

Отвечают.
(лиса и белый медведь)

Отвечают.
(в ледяном ущелье)

Отвечают.
(ледяное ущелье – впадина, трещина между льдов)

Отвечают.(нет)

Отвечают.
(«Лисичка-сестричка и волк»)

Отвечают.
(да)

Отвечают.(лиса
хитрая, обманщица)

Отвечают.
(на волка)

Отвечают.
(доверчивый, голодный)

Отвечают.(лиса
обманывает, волк и медведь верят лисе и выполняют её задания)

Отвечают.(нет)

Отвечают.
(волк поверил, что можно хвостом поймать рыбу, а белый медведь поверил, что
можно съесть собственный хвост, чтобы насытиться)

Отвечают.
(да)

Отвечают.
(чтобы не делиться едой, чтобы её пожалели, насмехается)

Слушают.

Отвечают.
(Сказка учит не верить первому встречному, не быть излишне доверчивым. Учит
иметь свою голову на плечах.)

Подбирают
пословицу и обосновывают свой выбор.

  • Сказка волк и семеро козлят распечатать текст
  • Сказка волк и лиса рисунки
  • Сказка волк и козлята читать с картинками
  • Сказка волк и зайцы
  • Сказка волк и козлята русская народная сказка