Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
Конспект интегрированного занятия.
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей» в обработке И. Соколова-Микитова.
Цель:
Развитие интереса к художественной литературе.
Ознакомление детей с нетрадиционным видом театра из пакетов.
Изготовление с детьми персонажей для сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Образовательные:
- Расширить у детей имеющиеся у детей знания, умения по теме «Домашние животные», познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей».
- Продолжать приучать детей слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.
- Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
- Активизировать речь детей, развивать фонематический слух, произносительные умения и навыки, словарный запас.
- Упражнять в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей.
- Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. (держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе).
Развивающие:
- Развивать познавательные способности, умение анализировать, делать выводы.
- Развивать внимание, диалогическую и интонационную выразительность речи.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение.
Воспитательные:
- Способствовать формированию положительных эмоций детей, при общении друг с другом.
- Воспитывать интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участвуя в интерактивном театре.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
персонажи из бумажных пакетов, иллюстрации и декорации настольного театра, мольберт, магниты, картинки-отгадки к загадкам, аудио запись к сказке, пакеты, заготовки изображения персонажей, клей-карандаши, подносы, тряпочки, клеёнки, влажные салфетки, музыкальный фон для аппликации.
Ход занятия:
Вводно-организационный этап.
Дети стоят в кругу.
Педагог показывает детям картонный дом «Зимовье». В нём лежат загадки про домашних животных, картинки-отгадки и бумажные пакеты. Сначала педагог вынимает бумажные пакеты и показывает их детям.
— Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)
— Как пакеты можно использовать? (ответы детей)
— А вот как ещё можно использовать пакеты, мы скоро узнаем!
— Дети, вы хотите узнать какие герои живут в этом сказочном доме? (ответы детей)
— Все дети любят отгадывать загадки, а вы? (ответы детей)
— Тогда слушайте (загадка, затем показ картинки, которая прикрепляется на мольберт):
Большой, рогатый,
Мычит, траву ест.
Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада.
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их. Он?
(Бык)
И в жару, и в холод.
По горам, по долам.
Ходит шуба, да кафтан?
(Баран)
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Розовая спинка,
На спине щетинка.
(Свинья)
Хвост с узорами,
а сапоги со шпорами,
рано встаёт, громко поёт.
О том, что солнышко встает?
(Петух)
Мягкие лапки,
На лапках царапки,
Ходит легко, любит молоко?
(Кот)
— Какие молодцы дети, загадки отгадали, а теперь и увидели отгадки.
— Как одним словом можно назвать быка, барана, свинью, петуха и кота? (ответы детей)
— Ребята, а вы любите слушать сказки? (ответы детей)
— Сегодня я расскажу вам одну историю, которая приключилась с домашними животными поздней осенью в лесу.
— А разве домашние животные живут в лесу? (ответы детей)
— Где обычно живут домашние животные? (ответы детей)
— Как же домашние животные из нашей сказки могли оказаться в лесу? (примерные ответы детей: заблудились, хозяин прогнал, всякое могло случиться)
— Садитесь удобно, смотрите, да слушайте внимательно русскую народную сказку, которая называется: «Зимовье зверей».
Звучит музыкальное сопровождение. Педагог рассказывает сказку и манипулирует персонажами настольного театра из бумажных пакетов и декорациями. Дети участвуют в интерактивном театре.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.
Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
— Ладно, — отвечает баран, — согласен.
Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Согласилась и свинья.
Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Согласился и кот.
Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.
Согласился и петух.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, мху натаскали — стали рубить избу.
Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.
Живут друзья — не горюют.
А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:
— Ку- ка-ре-ку-у!..
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..
Набежал бык, рогами волка в бок:
— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..
А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:
— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?
Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!
Услыхали волки, пустились наутек.
Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон… Ой, бежимте, братцы!..
Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.
— Дети, вам понравилась сказка? (ответы детей)
— Так как, ещё можно использовать эти пакеты? (ответы детей)
— Дети, а вы хотите, научиться делать таких персонажей для театра, а потом играть с ними? (ответы детей)
— Но сначала, давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Глазки» (для снятия зрительного напряжения).
Глазки влево, Глазки вправо, Вверх и вниз, И всё сначала. Быстро, быстро Поморгай – Отдых своим глазкам Дай! Чтобы зоркими нам быть – Нужно глазками крутить. Зорче глазки чтоб глядели, Разотрём их еле-еле. | Движения глазами выполняют медленно, не поворачивая головы. Моргают глазами. Глаза отдыхают. Вращают глазами по кругу. Массируют верхние и нижние веки, не закрывая глаз. |
Продуктивная деятельность:
— Дети, давайте перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Петух».
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой палец – это «клюв». Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо – гребешок.
Пальчиковая игра «Кошка».
Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
Аппликация «Персонажи для театра из бумажных пакетов».
На столах лежит материал для аппликации.
Педагог продолжает учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. Упражняет детей в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей, держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе.
Каждый ребёнок выбирает на подносе изображение персонажа и наклеивает его на пакет. В конце занятия показывают друг другу своего персонажа.
В процессе работы, педагог может задать детям вопросы:
Речевая зарядка:
— Как назвать зимовье по — другому? (хлев);
— Как по-другому назвать подполье? (подвал);
— Как по-другому назвать жердочку? (насест, палочка);
— Что сделал баран? (заблеял), петух? (закукарекал), свинья? (захрюкала), кот? (замурлыкал);
— Какими можно назвать друзей? (верные, смелые, добрые, трудолюбивые, находчивые).
Нравственный урок:
— Как думаете, почему животным удалось спастись?
Воспитание добрых чувств:
— Смогли бы животные построить зимовье, если были бы по одному?
Рефлексия:
— Молодцы дети, все постарались! У вас получились прекрасные персонажи, будущие герои ваших сказок!
— Ребята, посмотрите, что у меня есть (показать свою ладонь)!
— У меня на ладони маленькое солнышко, оно улыбается потому что с вами на занятии мне было очень весело и интересно.
— А вам понравилось занятие?
— Что интересного вы делали на занятии?
— Хотите нарисовать солнышко у себя на ладони? (желающие дети рисуют солнышко на свое ладони)
— Спасибо вам за активное участие.
Тема
Понедельник
Фольклор
Вторник
Сказки
Среда
Повести, рассказы
Четверг
Стихотворения
Пятница
Речетворчество
Здравствуй, детский сад
Чтение и заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Цель: Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть
В. Карасева «Оля пришла в садик»
Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей.
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
Цель: формировать умение слушать литературные произведения, давая оценку поведению героев, рассказывать о помощи взрослым.
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»
Цель: развивать внимание, память , формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы.
Ю. Тувим «Чудеса», пер. с. польской А. Милн.
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.
Моя семья
Чтение детям песенки «Дон – дон- дон»
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.
Русская народная сказка «Жихарка»
Цель: Формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
Н. Носов «Заплатка».
Цель: прививать любовь к художественной литературе, формировать умение грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.
Я.Аким «Моя родня» Цель: Совершенствовать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.
Заучивание стихов к празднику Осени
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Осень. Деревья
Чтение потешки «Барашеньки»
Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору.
Развивать память, активную речь ребёнка, пополнять его пассивный и активный словарь.
Н. Сладков «Осень на пороге».
Цель: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; формировать умение слушать сказки.
В. Осеева «Синие листья»
Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поведение его героев.
И. Бунин «Листопад» (отрывок)
Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу.
Повторение стихов, которые учим
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Овощи. Огород
Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой
Цель: Знакомить с малыми формами фольклора
Ю. Тувима «Овощи»
Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы.
В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»
Цель: воспитывать любовь к художественной литературе
Повторение стихов, которые учим
Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени
Фрукты. Сад
Чтение потешки «Яблоня»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
Г. Юдин «Как варить компот»
Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.
Л. Толстой «Старик и яблони»
Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеские взаимоотношения
В. Орлов «Я учусь варить варенье»
Цель: Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений.
Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.
Лес. Ягоды. Грибы
Потешка «Сидит, сидит зайка»
Цель: формировать умение внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой, в игровой форме закрепить знания о грибах.
В. Сутеев «Под грибом»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение, воспитывать интерес к художественной литературе
А. Ерикеев «Осень» Цель: Познакомить с новым стихотворением, помочь детям его запомнить; развивать выразительность речи, память; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.
Чтение Веселых стихотворений.
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.
Наша Родина
Песенка: «Шалтай- болтай».
Цель: Формировать умение понимать: эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения.
Сказка «Привередница»
Цель: формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения
Б. Житков «В Москве на улицах» Цель:
Продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к родному городу.
З. Александрова «Родина»
Цель: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей
Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Домашние животные
Чтение потешки «Наш козёл…»
Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.
Мордовская сказка «Как собака друга искала»
Цель: формировать умение слушать, оценивать поступки героев.
К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.
Хармс «Удивительная кошка»
Цель: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия.
Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.
Домашние птицы
Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»
Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.
В.Сутеев «Это что за птица?» Цель:
Развивать лексико — грамматический строй речи, мышление, зрительное и слуховое внимание, воспитывать чувства товарищества, любви к живой природе.
Сказка в стихах А. Крылова «Как лечили петуха». Цель: Формировать умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Игровое упражнение «Так бывает или нет». Цель: формировать умение различать нелепицы и правду, развивать речь, внимание, мышление
Дикие животные
Чтение детям потешки «Зайчишка — трусишка»
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.
«Лисичка – сестричка и волк».
Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, формировать умение понимать и оценивать характер героев.
Рассказ Е. Чарушина «Волчишко»
Цель: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, развивать любознательность.
Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»
Цель: формировать умение слушать рассказы, оценивать поведения героев.
Игровое упражнение «Странные рассказы» Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши.
Зоопарк
Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.
Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.
М. Пляцковский «Сказка о перевёрнутой черепахе»
Цель: формировать умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы.
С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»
Цель: Закреплять в активном словаре названия животных, познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.
Словесная игра «Подарки».
Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.
Зима
Потешка «Кот на печку пошёл»
Цель: познакомить детей с русской народной формой творчества.
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»
Цель: знакомить с русскими народными сказками.
М. Пришвин «Пришла зима» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать небольшие по объему тексты; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать интерес к худ. литературе
И. Суриков «Зима»
Цель: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чествовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Заучивание стихотворения. Я. Аким «Первый снег»
Цель: Знакомить с поэзией о зиме, развивать образность речи, память.
Зимующие птицы
«Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец В. Климова
Цель: формировать умение слушать песенку, запоминать ее по содержанию.
В. Осеева «Сороки»
Цель: формировать умение слушать текст, отвечать на вопросы педагога.
Л. Толстой «Хотела галка пить…»
Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ, развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Я. Аким «Покормите птиц зимой». Цель: Закреплять умение детей слушать стихотворные произведения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать интерес к животным.
Заучивание стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Одежда, обувь, головные уборы
Чтение потешки «Кисонька-мурысенька,
Где ты была?»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.
«Крылатый, мохнатый да масляный». Цель: продолжать формировать умение детей слушать сказки; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.
Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе
Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев
Повторение стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Новый год. Традиции и обычаи
Чтение мордовской колядки «Ой, коляда, коляда…»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости
Русская народная сказка «Мороз и заяц»
Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно.
Н. Воронкова «Как ёлку наряжали»
Цель: Формировать умение поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение.
С Дрожжин «Улицей гуляет…»
Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.
Заучивание стихотворения А. Барто «К детям елочка пришла»
Цель: Помочь детям запомнить небольшое стихотворение; развивать выразительность речи
Неделя здоровья
Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: продолжать знакомить детей с народными формами творчества, воспитывать любовь к фольклору.
К. И. Чуковский «Доктор Айболит» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам
Чтение рассказа «Как непослушный котенок обжог себе лапу». Цель: Продолжать развивать умение слушать художественные произведения не развлекательного характера; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать любовь и уважение к близким и друзьям.
Чтение А Барто «Девочка чумазая «
Цель: Развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать интерес к здоровому образу жизни
Словесная игра «Снежный ком» Цель: формировать умение создавать смысловую связь между двумя словами и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Зимние забавы
Потешка «Посылали молодицу » Цель: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть
Сказка «Снегурочка»
Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Н. Калинина «Про снежный колобок»
Цель: формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение.
А. Барто «Я знаю, что надо придумать» заучивание
Цель: понимать средства выразительности, развивать образность речи, развивать память.
Заучивание стихотворения А. Введенского «На лыжах»
Цель: развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к зимним видам спорта.
Квартира. Мебель
Ю. Мориц «Дом гнома, гном — дома!» Цель: познакомить детей с малыми формами народного творчества.
Чтение сказки » Три поросенка».
Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Формировать умение детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею.
В. Инбер «До-ре-ми-фа»
Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?» Цель: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии
«Скажи наоборот».
Цель: формировать умение использовать антонимы; выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления
Посуда. Бытовые приборы
Считалки Цель: познакомить детей с новой формой народного творчества
Чтение адыгейской сказки «Золотой кувшин». Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать устойчивый интерес к чтению
Рассказ Ю Пермяка «Торопливый ножик». Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.
К. Чуковский «Телефон»
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Помочь детям запомнить фамилию писателя.
Игровое упражнение «Вопросы и ответы» Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Продукты питания
Чтение потешки «Чигарики-чок-чигары» Цель: формировать умение слушать потешку, запоминать ее по содержанию.
Бр. Гримм «Сладкая каша» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
И. Сенченко «Хлеб святой». Цель:
Закрепить знания детей о том, как делают хлеб; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать бережное отношение, уважение к хлебу
К. Чуковский «Федорино горе»
Цель: познакомить детей с творчеством К. Чуковского, учить внимательно слушать произведение.
Заучивание стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Профессии и инструменты
Чтение потешки «Береза моя, березонька» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению.
Украинская сказка «Жадная мельничиха» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, поддерживать устойчивый интерес к сказкам
В. Осеев» Сторож».
Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
С. Михалкова » А что у вас? » Цель: Продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты; отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о профессиях
Повторение стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Защитники Отечества. Военные профессии
Чтение потешки «Николенька-гусачок»
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости
«Джек и бобовый росток» Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать сказку; вызвать эмоциональный отклик на тему художественного произведения; воспитывать дружеский взаимоотношения
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Цель: формировать уменние слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.
С. Я. Маршак «Пограничники»
Цель: Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к воинам пограничникам Российской армии, уважение к ним.
Заучивание стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения
Транспорт. Профессии на транспорте
Чтение потешки «Во реченьке-речке»
Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного.
«Гуси-лебеди» Цель: Продолжать знакомить детей с русско-народным произведениями; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.
Рассказ Н. Носова «Автомобиль»
Цель: Продолжать развивать умение слушать небольшие по объему произведения; помочь понять юмор рассказа; воспитывать культуру поведения на улице
Б. Заходера «Труд взрослых Цель: Развивать умение детей слушать стихотворные произведения; продолжать знакомить с профессиями; воспитывать уважение к людям различных профессий
Повторение стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения.
Весна. 8 марта – женский праздник
Потешка «Иди, весна, иди, красна…»
Цель: продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению.
С. Прокофьев «Сказка про маму»
Цель: формировать умение оценивать поступки героев
Чтение рассказа Н .Сладкова » Весенняя баня» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.
«Мамин день» Г. Виеру . Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы.
Игровое упражнение «Небылицы»
Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Вода. Круговорот воды в природе
Чтение потешки «Солнышко-ведрышко»
Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.
«Путешествие капельки» Цель: Развивать образное мышление, воображение, память, способность составлять представление о явлениях природы. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
В. Сутеев «Кораблик» с Цель: Формировать умение воспринимать смысл текста с опорой на графические схемы,
активировать и обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
С. Маршак «Про всё на свете»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка
С. Маршак «Мяч»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.
Обитатели водного мира
Песенка .С Маршака «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.
«Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам
Чтение рассказа Л. Пантелеева » На море.» Цель: познакомить детей с новым автором, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Г. Ладонщикова «Перекупался «Цель: Помочь детям запомнить стихотворение; закрепить знания детей о временах года
К.Чуковский «Небылицы».
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.
Театральная неделя
Чтение потешки: «Сидит белка на тележке» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». Цель: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Д. Хармс «Очень страшная история»
Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.
Чтение стихотворения С. Маршак «В театре для детей». Цель: вызвать у детей желание выразительно читать знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии и театру.
Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.
Книжкина неделя
Песенка .С Маршака «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать, сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее.
Н. Павлова «Земляничка»
Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.
С. Михалков «Праздник непослушания»
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.
Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию
Космос
Чтение потешки «Ах ты, жура-журавец…» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения народного творчества.
Сказка Д. Биссета «Про поросенка который учился летать» Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту
Чтение
рассказа В. Бороздина «Звездолётчики».
Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность.
Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность:
Заучивание считалки про планеты. Цель: развивать память, внимательность.
Перелетные птицы
Чтение русской народной песенки «Тень-тень-потетень».
Цель: познакомить детей с содержанием песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель: формировать умение слушать сказку, переживать с героями, выделить главную мысль художественного произведения
В. Бианки « Подкидыш».
Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
«Чудо-дерево» К. Чуковский.
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского, формировать умение понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая аналогичные варианты.
Чтение «Загадок с ответами в рифму»
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, отвечать в рифму
Весна. Первоцветы
Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики»
Цель: Знакомить с малыми формами фольклора.
Н. Сладков «Медведь и солнце»
Цель: формировать умение слушать сказки, развивать речь.
В. Паспалеева «Лесная фиалка»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию
Е. Баратынский «Весна, весна»
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.
Насекомые
Чтение потешки: «Как у бабушки Варвары» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой, воспитывать любовь к фольклору.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Цель. Продолжать формировать умение детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.
И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с
жанровыми особенностями басни;
раскрыть значение пословиц о труде, воспитывать познавательный интерес, развивать внимание, терпение, умение слушать;
Чтение «Загадок-обманок»
Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворных произведений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.
Россия. День Победы
Чтение потешки: «Туру, туру, пастушоок» Цель: Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.
В. И. Даля «Лиса – лапотница»
Цель: развивать внимание, память мышление, умение слушать; отвечать на вопросы.
Чтение рассказа С. Прокофьева «Когда можно плакать?», «Маша и Ойка». Цель: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.
Чтение стихотворения А Усачева «Что такое День Победы.» Цель: закреплять знания детей о празднике «День Победы»; воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Подвиг своих предков.
Игровое упражнение «Небылицы»
Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши
Безопасность (ПДД ОБЖ)
Чтение мордовской заклички «Лето приди, приди…»
Цель:
Продолжать знакомить детей с народной культурой. воспитывать интерес к чтению; дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.
Рус. нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н. Толстого Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать правила безопасного поведения на улице и дома, поддерживать устойчивый интерес к сказкам
Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике»
Цель: формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально воспринимать литературное произведение.
Т. Александрова «Светик -трехцветик »
Цель: формировать умение внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице
Заучивание считалки про светофор. Цель: развивать память, внимательность