Сказка водяная габдуллы тукая на русском языке

План на 2021 год -год родных языков и народного единства2021 ел-туган теллр м халыклар бердмлеге елы п/псрокиместо проведениянаименование мероприятияответственные121 январяобщеобразовательное

План на 2021 год -Год родных  языков и народного единства
2021 ел-Туган телләр һәм халыклар бердәмлеге елы

№ п/п

сроки

Место проведения

Наименование мероприятия

Ответственные

1

21 января

Общеобразовательное учреждение

“День книги” Выставка книг с малыми фольклорными формами татарского народа Разучивание загадок,считалок,пословиц.

Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам Хисамиева Г.Г. воспитатели групп №1,2,4,5

2

26 января

Общеобразовательное учреждение

Тематическая организованная деятельность “ К нам гости пришли”. Рассматривание кукол народов Поволжья в национальных костюмах

Назипова Г.Л., Пономарёва Л.В.

3

28 января

Общеобразовательное учреждение

Слушание музыкальных произведений народов Поволжья “Мир музыки” для старших и подготовительных групп.

Шишлова М.Н.

4

2 февраля

Общеобразовательное учреждение

Конкурс детских рисунков по произведениям татарских поэтов и писателей М.Джалиля,А.Алиша,
Г.Тукая

Педагоги групп №3, 4, 5, 6, 7 (средние, старшие, подготовительные)

Жюри конкурса: Воспитатель по тат. языку Хисамиева Г.Г. педагого-психолог Гоголева Н.Н.

5

3-5 февраля

Общеобразовательное учреждение

Просмотр мультфильмов на татарском языке для младшего возраста (группы № 1 и № 2)

Педагоги Сокол О.Н., Петрина М.В.

6

4 февраля

Общеобразовательное учреждение

Драматизация сказки «Теремок» на татарском языке

Воспитатель старшей группы № 6 Анисимова Л.В., воспитатель по тат языку Хисамиева Г.Г.

7

9 февраля

Общеобразовательное учреждение

“Праздник поэзии” Конкурс чтецов по произведениям Резеды Валеевой, М.Джалиля,Г.Тукая, Р.Курбан, Р. Минуллин, Алиш

Педагоги всех групп

8

11 февраля

Общеобразовательное учреждение

“Бабушкин сундук” Развлечение на татарском языке с детьми подготовительной группы

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

9

15 февраля

Общеобразовательное учреждение

КВН, посвященный Дню рождения герою поэту, М.Джалиля “Любимые стихи поэта”, для детей подготовительной группы № 7

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

10

18 февраля

Общеобразовательное учреждение

Литературно – музыкальная гостиная к Международному Дню родного языка «Җыр булырлык сүзләр биргән,
Туган телем, рәхмәт сиңа”

С участием детской централизованной библиотеки и детей старших групп № 3 и № 6

Детская центральная библиотека. Ответственная: Валеева Резеда Масхудовна

11

март

Общеобразовательное учреждение

Разучивание песен, стихов на татарском языке, посвященный к международному дню 8 марта

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

12

16 марта

Общеобразовательное учреждение

«Приобщение детей дошкольного возраста к татарскому народному творчеству ».
Консультация для педагогов

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

13

22 марта

Общеобразовательное учреждение

“Нәүрүз килә, Нәүрүз килә,
Нәүрүзне  зурлыйк әле”
Развлечение для старших, подготовительных групп

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

14

Апрель

Общеобразовательное учреждение

“Русские народные подвижные игры”

Воспитатели младших, средних групп

15

Апрель

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков по произведениям великого татарского поэта Габдуллы Тукая

Воспитатели средних,старших,подготовительных групп

16

Апрель

Общеобразовательное учреждение

Литературно- музыкальный вечер,посвященный 135 летию со дня рождения Габдуллы Тукая

Хисамиева Г.Г.-воспитатель по обучению детей татарскому языку

17

Май

Общеобразовательное учреждение

“Әкияттә кунакта”
Просмотр мультфильмов на татарском языке:
“Өч кыз” “Каз  һәм төлке” “Чукмар белән Тукмар” “Куян кызы”

Средние, старшие, подготовительные группы

18

Май

Общеобразовательное учреждение

“Великая победа”- беседа о подвигах и наградах своих родственников- прабабушек и прадедушек

Старшие, подготовительные группы

19

Май

Общеобразовательное учреждение

“Этот день Победы”…
праздничное представление ко Дню Великой Победы

Шишлова М.Н.-музыкальный руководитель

20

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Праздник “Сабантуй”для детей и сотрудников детского сада

Хисамиева Г.Г.
Шишлова М.Н.

21

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков,посвященный Дню народного единства “Моя Россия”

Средние,старшие,
подготовительные группы

22

Июнь

Общеобразовательное учреждение

Книжно- иллюстративная выставка “Россия единством крепка”

Педагоги 2 младших, средних,старших,
подготовительных групп

23

Июль

Общеобразовательное учреждение

Рассматривание иллюстраций,репродукции картин на тему “Памятные места главного города России

Средние,старшие,подготовительные группы

24

Июль

Общеобразовательное учреждение

Конкурс рисунков на асфальте “Дружба крепкая,не разлучная”….

Все группы

25

Август

Общеобразовательное учреждение

“Подвижные игры народов Поволжья”

Все группы
Воспитататели групп

26

Август

Общеобразовательное учреждение

“Город,в котором мы живем” Тематические занятия,посвященные 55 летию города

Шишлова М.Н.

Средние,старшие,
подготовительные группы

27

Август

Общеобразовательное учреждение

“Республика моя –
Татарстан”
Литературно- музыкальный вечер,посвященный дню Республики

Шишлова М.Н.

Старшие, подготовительные группы

28

Сентябрь

Общеобразовательное учреждение

“1 сентября-день знаний” Тематические занятия

Шишлова М.Н.

Старшие, подготовительные группы

29

15 Сентября

Общеобразовательное учреждение

“Абдулла Алиш- друг самых маленьких”          Литературно- музыкальный вечер,посвященный ко дню рождения татарского писателя

Педагоги старших, подготовительных групп,
Хисамиева Г.Г.
воспитатель татарского языка

30

Сентябрь

Общеобразовательное учреждение

Консультация для педагогов
“Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традиициями культурой своего народа”

Хисамиева Г.Г.
воспитатель
татарского языка

31

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“Народные традиции в вашей семье” Анкетирование родителей

Педагоги групп

32

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“День творчества”
Национальные костюмы.Творчество детей по мотивам русского,татарского орнамента,украшения женской и мужской одежды.

Педагоги средних.старших,
подготовительных групп

33

Октябрь

Общеобразовательное учреждение

“Сказки моего народа”
Конкурс детских рисунков

Педагоги средних,старших,
подготовительных групп

34

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

6 ноября- день Конституции Татарстана. Тематическая образовательная деятельность “Мой Татарстан”

Педагоги старших. подготовительных группы

35

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

“Посиделки” фольклорный вечер,декаде русской культуры

Хисамиева Г.Г.

Шишлова М.Н.

36

Ноябрь

Общеобразовательное учреждение

“Слово,творящее мир”
“Пословица недаром молвится”
Конкурс пословиц народов Поволжья

Педагоги старших групп

37

Декабрь

Общеобразовательное учреждение

“Красота и величие символов государства”
Познавательно-историческая беседа-презентация

Педагоги старших,
подготовительных групп

38

Декабрь

Общеобразовательное учреждение

Слушание аудио песен на разных языках

Педагоги старших,
подготовительных групп

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2014; проверки требуют 38 правок.

Татармультфильм — одна из крупнейших региональных анимационных студий России, которая выпускает мультфильмы на русском, татарском и английском языках.

О студии[править | править код]

Студия создана в 2009 году группой татарстанских энтузиастов: мультипликаторов, художников, сценаристов. Первый мультфильм, созданный на студии, назывался «Ребёнок и Бабочка» (по произведению Габдуллы Тукая). В настоящий момент на студии создано более 90 мультфильмов для детей. Годовой объем производства анимации – 150 минут.

Студия «Татармультфильм» является членом Ассоциации анимационного кино России.

В состав студии входят 2 звукостудии, а также телестудия с хромакеем.

Награды[править | править код]

2010 – Обладатель Грант ОАО «РИТЭК» на создание мультипликационных фильмов «Кырлай»

2010 – Дипломант российского конкурса «100 лучших товаров России»

2010 – Лауреат республиканского конкурса «100 лучших товаров Республики Татарстан»

2011 – Победитель Международного фестиваля кино «Харьковская сирень» в номинации «Лучший анимационный фильм» за мультфильм «Кисекбаш»

2011 – Обладатель Гранта ОАО «РИТЭК» на создание анимационного фильма «Хранитель»

2011 – Лауреат республиканского конкурса «100 лучших товаров Республики Татарстан»

2012 – Обладатель специального приза Всемирной организации ТЮРКСОЙ за серию мультфильмов «Татарские народные сказки»

2013 – Лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля

2014 – Победитель X Казанского международного фестиваля мусульманского кино в номинации «Лучший анимационный фильм» с анимационной трилогией «Зилантовы сказки»   

2017 – Дипломант XXII Всероссийского открытого фестиваля анимационного кино в Суздале в номинации «За развитие национальной анимации» за создание полнометражного анимационного фильма «Стрела Наследия»

2017 – Обладатель Гранта Президента Российской Федерации на создание проекта Этноколлекция «Сказки Поволжья»

2017 – Анимационный проект «Век Татарстана» вошел в Книгу рекордов России как мультфильм, в создании которого приняло наибольшее количество детей

2017 – Победитель XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальное кино» с полнометражным анимационным фильмом «Стрела Наследия»

Анимационные работы студии[править | править код]

  • Полнометражный анимационный фильм «Стрела Наследия»
  • Анимационный сериал «Стрела Наследия»
    • пролог (0 серия). Котраг сын Кубрата
    • 1 серия. Стрела Котрага
    • 2 серия. Чертово городище
    • 3 серия. Тайницкая башня
    • 4 серия. Зилантова гора
    • 5 серия. Древний Болгар
    • 6 серия. Призрак острова-града
    • 7 серия. Первое свидание
  • Анимационный сериал «Волжские Богатыри»
    • Камыр-батыр на татарском и русском языках
    • Вольга на татарском и русском языках
    • Иван-батыр на чувашском, татарском и русском языках
    • Маршан на марийском, татарском и русском языках
    • Сабан на мокшанском, эрзянском, татарском и русском языках
    • Селта на удмуртском, татарском и русском языках
  • Анимационный сериал «Дозорные дорог»
    • 1 серия. Пешеходный переход
    • 2 серия. Велосипед
    • 3 серия. Будь заметен на дороге
    • 4 серия. О чем говорят дорожные знаки
    • 5 серия. Безопасный путь в школу
    • 6 серия. Я — пассажир
    • 7 серия. Общественный транспорт
    • 8 серия. Школьный автобус
    • 9 серия. История правил
    • 10 серия. Дворовая территория
  • Серия мультфильмов «Волшебные странички» (по мотивам произведений Габдуллы Тукая)
    • «Ребёнок и бабочка»
    • «Забавный ученик»
    • «После работы можно и поиграть»
    • «Родной язык»
    • «Гали и Коза»
    • «Ленивый пёсик»
    • «Кошка — озорница»
    • «Луна и солнце»
    • «Зимний вечер»
    • «Дождь и солнце»
    • «Белый дед»
    • «Утро»
    • «Мышь, попавшая в молоко»
    • «Родная деревня»
  • Серия мультфильмов «Татарские народные сказки»
    • «Три дочери»
    • «Золотые песчинки»
    • «Лиса и Гусь»
    • «Кому подарок?»
    • «Две дочери»
  • Серия мультфильмов «Сказки родного края»
    • «Два петуха»
    • «Зайчишка»
    • «Деревья тоже болеют»
    • «Болтливая утка»
    • «Водяная»
    • «Коза и Баран»
  • «Кисекбаш»
  • «Белый барс»
  • «Шурале»
  • «Хвосты»
  • Серия мультфильмов «В стране сказок» (по мотивам произведений Абдуллы Алиша):
    • «Пчела и оса»
    • «Кто самый сильный?»
    • «Гусёнок и Лебедёнок»
    • «Воробей-хвастун»
    • «Храбрец и Трусишка»
  • Мультипликационный сериал «Кырмысказки»:
    • «Утопающий и змея»
    • «Чужие песни»
    • «За двумя зайцами»
    • «Назвался груздем»
    • «Пастух»
    • «Две собаки»
    • «Сделал дело — гуляй смело»
    • «Один в поле не воин»
    • «Яблоко от яблони»
    • «Король одноглазых»
    • «Чужая душа — потемки»
    • «Звезды на небе»
    • «Ученье — свет»
    • «Ложка к обеду»
    • «В гостях»
  • Мультипликационный сериал «Сабантуй»:
    • «Яйцо в ложке»
    • «Гиря»
    • «Осколки горшка»
    • «Бабка-самурай»
    • «Ослик-победитель»
    • «Сапоги на столбе»
    • «Монета в кефире»
    • «Прыжки в мешках»
  • Сериал «Антон Профилактошкин и другие»:
    • «О здоровом образе жизни»
    • «О вреде наркотиков»
    • «О вреде табака»
    • «О вреде алкоголя»
    • «О здоровой пище»
  • Трилогия «Зилантовы сказки»
    • «Пчела и Оса»
    • «Кто самый сильный?»
    • «Гусенок и Лебеденок»
  • Документально-игровой фильм «Тукай»
  • Документально-игровой фильм «Сайдаш»

Издательская деятельность[править | править код]

В «Татармультфильме» издательская деятельность. Издательство «Татармультфильм» входит в федеральный перечень издательств по выпуску учебных пособий.

Издательство «Татармультфильм» выпускает серию учебников татарского языка «Күңелле татар теле» для учащихся 1-9 классов.

Новейшей разработкой студии «Татармультфильм» стали художественно-анимационные издания (ХАИ) по мультфильмам собственного производства.

Художественно-анимацонные издания представляют собой иллюстрированное издание на русском, татарском и английском языках с приложением диска с мультфильмами:

«Волшебные странички» «Кисекбаш»
«Татарские народные сказки» «Сказки родной земли»
«Приключения Нефтяши и её друзей» «Нефтяша и её друзья»
«Сабантуй» «Кырмысказки»
«Шурале»

Библиотека «Бала»[править | править код]

«Татармультфильм» является создателем интерактивной мультимедийной детской библиотеки «Бала» на базе облачных технологий.

Интерактивный мультимедийный формат позволяет просматривать и прослушивать иллюстрированное произведение в разных режимах. Интерактивные возможности по выбору условий работы с библиотекой: текстовое сопровождение, звуковое сопровождение, фрагментарное использование, режим диафильма, целевой иллюстративный материал, автоматический режим и т. д.

Онлайн библиотека «БАЛА» предназначена для изучения татарского языка и татарской литературы, расширения культурно-гуманитарного пространства. В библиотеке представлены более 300 произведений татарских поэтов и писателей.

В библиотеке созданы два ключевых раздела «Мультфильмы на татарском языке» и «Библиотека на татарском и русском языках». Раздел «Библиотека» содержит лучшие сказки и произведения татарских писателей и поэтов в интерактивной звуковой иллюстрированной форме. Раздел «Мультфильмы на татарском языке» содержит все мультфильмы студии «Татармультфильм».

Апробация библиотеки проходила в школах и национально-культурных автономиях Республики Татарстан, Саха-Якутия, Казахстан, Дагестан, Бельгия, Германия, Польша и т. д. Получила Благодарственное письмо 3-го Всемирного конгресса татар. В настоящий момент используется как интерактивное образовательное средство в школах Республики Татарстан.

Республиканский проект «Культурный дневник школьника»[править | править код]

Министерством культуры Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан при партнерстве Татармультфильма с 2014 года реализуется культурно-образовательный проект «Культурный дневник школьника». В первый год он был распространен только на первоклассников, а затем на всю начальную школу (1-4 классы).

Выпуск печатных изданий «Культурный дневник школьника» способствовал созданию и динамичному развитию детской социальной сети в Республике Татарстан (www.культурныйдневник.рф), насчитывающей более 60 тысяч пользователей. Зарегистрировано более 14,6 млн. посещений, свыше 684 тысяч оригинальных посетителей. Ежедневное посещение – свыше 1 500 пользователей. За два года существования проекта проведено более 85 конкурсов. Общее победителей и призеров конкурсов – более 2 500 школьников. На портале опубликовано более 40 тысяч блогов. При запросе любого из муниципального музея Татарстана поисковая машина выдает фото детей с печатным изданием «Культурный дневник школьника» в том или ином культурном учреждении.

Создана массовая специализированная социальную сеть культурной ориентации в Татарстане. Выпуск печатного издания Дневника запускает механизмы блогового наполнения сайта с элементами социальной сети. Таким образом, учащиеся получают возможность обмениваться результатами своего участия в посещении культурных учреждений Татарстан. Таким образом, социальная детская сеть «Культурный дневник школьника»  с начала функционирования  — массовый ресурс культурного воспитания школьников Республики Татарстан.

Интернет-канал премьерного показа татарских мультфильмов[править | править код]

Татармультфильмом создан интернет-канал премьерного показа татарских мультфильмов «Tatarcartoon» (www.tatarcartoon.ru). Ежегодно который посещают более 55 000 пользователей.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт компании
  • Стали известны шесть обладателей республиканской премии имени Мусы Джалиля
  • В Татарстане стали известны лауреаты премии имени Мусы Джалиля
  • «Татармультфильм» – лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля
  • «Татармультфильм» — лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля!
  • Никита Михалков поздравил «Татармультфильм» с наградой
  • «Татармультфильм» — лауреат премии имени Мусы Джалиля
  • «Татармультфильм» представил Татарстан на фестивале анимационного кино в Суздале
  • Суздальский фестиваль: работа «Татармультфильм» вошла в восьмерку лучших
  • «Татарский мультфильм существует»: Алла Белоброва (недоступная ссылка)
  • «Татармультфильм» представил Татарстан на фестивале анимационного кино в Суздале (недоступная ссылка)
  • Марат Ганиев: «Мультфильмнар төшереп баеп булмый»
  • «Татармультфильм» представил Татарстан на фестивале анимационного кино в Суздале (недоступная ссылка)
  • «Татармультфильм» отправит в Канны сказки Абдуллы Алиша
  • Татарские мультики за кардоном
  • Татар мультфильмнары Европага юл тотты
  • «Татармультфильм» получил приз ТЮРКСОЙ
  • В Казани пройдет благотворительный показ объединения «Татармультфильм»
  • Татарча мультфильм яңа үрләр яулый
  • Микки-Маус отдыхает (недоступная ссылка)
  • Интервью с Азатом Ганиевым, директором анимационной студии «Татармультфильм».
Перейти к шаблону «Лауреаты премии имени Мусы Джалиля» 

Лауреаты премии имени Мусы Джалиля

1968
  • Ильдар Юзеев
  • Васил Маликов[tt]
1970
  • Равиль Файзуллин
  • Юрий Федотов[tt]
1972
  • Ренат Харис
  • Мирсаид Яруллин
  • Татарский народный хор дворца культуры им. В. И. Ленина, худ. рук. Суфия Шагеева
1974
  • Туфан Миннуллин
  • Народный хореографический ансамбль «Юность» дворца культуры имени 10-летия ТАССР, худ. рук. Геннадий Скалозубов
1976
  • Гази Кашшаф†
  • Рафаэль Мустафин
  • Валерий Скобеев
1978
  • Фанис Яруллин
  • Народный ансамбль «Саз» клуба химзавода «ПО Тасма» имени В. В. Куйбышева, худ. рук. Рифкат Гумеров[tt]
  • Равиль Шарафеев
  • Наиль Дунаев
  • Зиннур Нурмухаметов[tt]
1980
  • Рашид Абдуллин[tt]
  • Наиль Валитов
  • Авис Привин
1982
  • Разиль Валеев
  • Роберт Миннуллин
  • Театр юного зрителя имени Ленинского комсомола
1984
  • Ризван Хамид[tt]
  • Татарская цирковая группа «Юность» Союзгосцирка
  • Алсу Гарифуллина, худ. рук. вокального ансамбля «Әйлән-бәйлән» Чирки-Гришинской средней школы Буинского района
  • Владимир Муравьёв
1986
  • Римма Ибрагимова
  • Струнный квартет Казанской государственной консерватории, худ. рук. Шамиль Монасыпов[tt]
  • Равиль Бухараев
  • Детский хор дворца пионеров и школьников им. А. Алиша
  • Клуб технического творчества «Факел» Вахитовского района
  • Социально-педагогический комплекс при школе № 16 г. Нижнекамска
1988
  • Зульфат[tt]
  • Рубин Абдуллин
  • Константин Васильев†
  • Дамир Сиразиев[tt]
  • Сергей Скоморохов
  • Нариман Гарифуллин[tt]
  • Шамиль Бариев
  • Ильдус Ахметзянов
  • Зульфира Зарипова[tt]
  • Литературно-музыкальное объединение «Җидегән чишмә», худ. рук. Рахмай Хисматуллин[tt]
  • Риф Гатауллин[tt]
  • Гульзада Сафиуллина[tt]
1990
  • Ркаил Зайдулла
  • Народный ансамбль песни и танца «Агидель»[tt] Актанышского района, худ. рук. Робсон Мусин
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Булгар» Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, худ. рук. Ильгам Мустафин
  • Детская музыкальная хоровая студия «Пионерия Татарии», худ. рук. Наталья Сизова
  • Народный эстрадно-хореографический ансамбль «Мгновение», худ. рук. Елена Ишбулатова
  • Владимир Федотов
2003
  • Мударис Валеев[tt]
  • Салават Фатхутдинов
  • Общественная молодёжная организация Республики Татарстан «Отечество»
  • Татарский республиканский молодёжный общественный фонд «Сэлэт»
2005
  • Образцовый хореографический ансамбль «Счастливое детство», худ. рук. Светлана Ишкузина
  • Творческий коллектив Мензелинского государственного драматического театра имени Сабира Амутбаева[tt]
  • Рифат Фаттахов[tt]
2007
  • Творческий коллектив Набережночелнинского государственного татарского драматического театра, реж. Фаиль Ибрагимов[tt], гл. роль Чулпан Садыкова
  • «Созвездие — Йолдызлык»
  • Булат Гильванов[tt]
  • Газинур Мурат[tt]
  • Лябиб Лерон[tt]
2009
  • Фирдаус Кабиров
  • Елена Ишбулатова
  • Ильгиз Зайниев[tt]
  • Набира Гиматдинова[tt]
  • Зиннур Хуснияр[tt]
2011
  • Филюс Кагиров[tt]
  • Ярослав Ключников
  • Альметьевский татарский государственный драматический театр
  • Редакция журнала «Ялкын»[tt]
  • «Молодёжный центр Республики Татарстан»
  • Алия Иксанова
2013
  • Эмиль Талипов[tt]
  • Эльмира Галимова[tt]
  • Объединение «Татармультфильм»
  • Ленар Шаех
  • Рузаль Мухаметшин[tt]
  • Николай Улитин
2015
  • Молодёжный центр «Идель»
  • Александра Буховец
  • Эльмир Низамов
  • Рустем Галиуллин[tt]
  • Луиза Янсуар[tt]
2017
  • «Академия творческой молодёжи Республики Татарстан»
  • Рамис Аймет[tt]
  • Артём Пискунов[tt]
  • Резеда Саляхова[tt]
  • Марат Шарипов
2019
  • Нияз Игламов[tt]
  • Ильфир Якупов[tt]
  • Канафи Бадиков[tt]
  • Нурбек Батулла[tt]
  • Айдар Сулейманов[tt]
2021
  • Роман Абдуллин
  • Булат Ибрагим[tt]
  • Ильнур Закиров
  • Дина Закирова
  • Иван Захаров
  • Ильяс Камал[tt]
Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 Г.АГРЫЗ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.ВИКТОРИНА-”ЧУДЕСНЫЕ СКАЗКИ ТУКАЯ” С

Текст слайда:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 Г.АГРЫЗ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
ВИКТОРИНА-”ЧУДЕСНЫЕ СКАЗКИ ТУКАЯ”
С ЗАДАНИЯМИ НА ЗНАНИЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК
Для детей 5-6 лет.
Авторская работа: Мухаметзянова
Э.Р- воспитатель
по обучению детей
татарского языка.


Слайд 2

Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство

Текст слайда:

Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. 


Слайд 3

И туган тел, и матур тел,Әткәм - әнкәмнең теле!О, как хорош родной язык, отца и матери язык!Бу

Текст слайда:

И туган тел, и матур тел,
Әткәм — әнкәмнең теле!
О, как хорош родной язык, отца и матери язык!
Бу юлларны кем язган ?
Кто написал эти строки?


Слайд 4

1 команда“Шүрәле”2 команда “Су анасы”

Текст слайда:

1 команда
“Шүрәле”

2 команда
“Су анасы”


Слайд 5

Как звали забавного ученика?а)Актәпи б)Акбай  в)Дүрткүз 

Текст слайда:

Как звали забавного ученика?
а)Актәпи 
б)Акбай 
в)Дүрткүз 


Слайд 6

Кого боится Су анасы?а)Людей б)Собак  в)Зверей 

Текст слайда:

Кого боится Су анасы?
а)Людей 
б)Собак 
в)Зверей 


Слайд 7

Куда попала мышь в стихотворении Тукая?а)погреб  б)молоко   в)дом 

Текст слайда:

Куда попала мышь в стихотворении Тукая?
а)погреб 
б)молоко 
 в)дом 


Слайд 8

Кого кормил Гали? а)Корову   б)Козу  в)Собаку

Текст слайда:

Кого кормил Гали?
 а)Корову 
 б)Козу
 в)Собаку


Слайд 9

Что украл деревенский мальчишка в сказке Г.Тукая «Су анасы»? а)золотой гребень   б)платье   в)книга 

Текст слайда:

Что украл деревенский мальчишка в сказке Г.Тукая «Су анасы»?
 а)золотой гребень 
 б)платье 
 в)книга 


Слайд 10

Что нашли Коза и Баран на дороге?  а)мешок    б)хлеб    в)голову

Текст слайда:

Что нашли Коза и Баран на дороге?
  а)мешок 
  б)хлеб 
  в)голову


Слайд 11

Как называется этопроизведение?С козою дружен наш Гали:Коза кивает издалиИ бородой ему трясёт,Когда Гали траву несёт

Текст слайда:

Как называется это
произведение?

С козою дружен наш Гали:
Коза кивает издали
И бородой ему трясёт,
Когда Гали траву несёт


Слайд 12

Назови на татарском языке слово – коза, капуста.

Текст слайда:

Назови на татарском языке слово – коза, капуста.


Слайд 13

Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу? Ярким лучиком манит

Текст слайда:

Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу?

Ярким лучиком манит -Детка, выйди погуляй,
Во дворе, в саду побегай,
хватит, больше не читай.

Засвистел, запел на ветке в это время он, 
Свистит-поет о том же: – Выходи гулять скорей! 
 


Слайд 14

Найди соответствующую картинку по произведению Габдулы Тукая »Озорной котенок».Назови на татарском языке слова – котёнок, кот.Составь предложение

Текст слайда:

Найди соответствующую картинку по произведению Габдулы Тукая »Озорной котенок».

Назови на татарском языке слова – котёнок, кот.

Составь предложение по пиктограммам.


Слайд 15

«Угадай  и  назови  с  какого  произведения?»(Шурале)(Водяная)ТопорГребень

Текст слайда:

«Угадай  и  назови  с  какого  произведения?»

(Шурале)

(Водяная)

Топор

Гребень


Слайд 16

Дрова«Коза  и Баран»Кувшин«Мышь  попавшая  в  молоко»

Текст слайда:

Дрова

«Коза  и Баран»

Кувшин

«Мышь  попавшая  в  молоко»


Слайд 17

«Коза  и Баран»Мешок«Гали и коза»Сено

Текст слайда:

«Коза  и Баран»

Мешок

«Гали и коза»

Сено


Слайд 18

Яхшы, хуш. Батты кояш. Йокларга яттым кич белән;(Су анасы)Вот  уже  и  солнце  селоЛёг я спать и свет

Текст слайда:

Яхшы, хуш. Батты кояш. Йокларга яттым кич белән;
(Су анасы)

Вот  уже  и  солнце  село
Лёг я спать и свет  потух.
(Водяная)


Слайд 19

Кто причинил сильную боль Зайцу в произведении Габдуллы Тукая «Бедняга Заяц»?Назови всех зверей на татарском языке ,

Текст слайда:

Кто причинил сильную боль Зайцу в произведении Габдуллы Тукая «Бедняга Заяц»?

Назови всех зверей на татарском языке , которых ты видишь.


Слайд 20

Утыралар аяк бөкләп каршы утка, Болар инде тәмләп кенә ашый ботка.(Кәҗә белән сарык)Оба стали кашу есть,Потом, довольные

Текст слайда:

Утыралар аяк бөкләп каршы утка,
Болар инде тәмләп кенә ашый ботка.
(Кәҗә белән сарык)
Оба стали кашу есть,
Потом, довольные  у  костра,
Заснули сладко  до  утра.
(Коза и Баран)


Слайд 21

Әйт әле, Күбәләк,  Сөйләшик бергәләп:  Бу кадәр куп очып  Армыйсың син ничек?(Бала белән күбәләк)Бабочка красавича нежный мотылек, Нам с тобою

Текст слайда:

Әйт әле, Күбәләк, 
Сөйләшик бергәләп: 
Бу кадәр куп очып 
Армыйсың син ничек?
(Бала белән күбәләк)
Бабочка красавича нежный мотылек,
 Нам с тобою нравится солнечный денек,
Раскажи мне бабочка о судьбе своей
Сколько в твоей жизни полных счастья дней
(Ребенок и бабочка)


Слайд 22

Спасибо за внимание! Саубулыгыз!

Текст слайда:

Спасибо за внимание!
Саубулыгыз!


29 n1992549 big

«Печəн базары» — казанский ежегодный уличный фестиваль. С 2020 года фестиваль проводится и в Альметьевске.

Программа фестиваля включает дизайн-маркет, ферма-маркет, мастер-классы для детей и их родителей, экскурсии с пленэром, концерт альтернативной музыки и многое другое.

ДИЗАЙН-МАРКЕТ

И в этом году в работе дизайн-маркета принимают участие свыше 30 татарских дизайнеров, будет представлена стилизованная татарская продукция. Национальные дизайнеры предложат одежду и аксессуары с вышивкой, кошельки и обувь из кожи, предметы для домашнего интерьера, открытки и сувениры ручной работы.

ФЕРМА-МАРКЕТ

На ферма-маркете можно приобрести натуральные продукты от фермеров Татарстана. Местные производители предложат посетителям крафтовый сыр, мороженое, крафтовый чай и другую продукцию домашнего производства.

ЭКСКУРСИЯ-ПЛЕНЭР

В первый день фестиваля, 10 июля, будут организованы бесплатные экскурсии на русском и татарском языках по публичному искусству города.

Прсле экскурсии планируется пленэр с участием художников из Казани, Набережных Челнов и Альметьевска.

Партнеры фестиваля из паблик-арт программы «Сказки о золотых яблоках» (instagram.com/almetpublicart) проведут экскурсию по пяти муралам и двум инсталляциям. В ходе экскурсии посетители узнают не только истории создания объектов и их значения, но и познакомятся с лабораторией дополненной реальности Almet medialab. Жители города и участники паблик-арт программы из других городов России изучали моушен-дизайн и оживляли понравившиеся им муралы. Вы сможете оживить три работы, а также попробовать специальные инстаграм-маски.

Начало первой экскурсии в 11:00 у «Белых цветов» (на фасаде центральной районной больницы, проспект Строителей, д.30/1), окончание у работы «Луна и солнце» (Ленина, 149).

«Сказки о золотых яблоках» — пятилетняя паблик-арт программа компании «Татнефть», которая реализована Институтом исследования стрит-арта. В рамках проекта были проведены глубинные исследования локальной культуры и дополнены тысячелетней историей татарского народа, о которых художники рассказывают языком современного искусства на городской территории.

После экскурсии – пленэр с участием художникрв Назима Исмəгилова, Лады Зиангировой, Алии Гайнуллиной, Лилии Косолаповой, Данила Ахметшина, Руслана Ибрагимова, Диляры Закировой, Кирилла Шмидта, Сергея Лепяцкого, Наили Айзатулловой.

АНТИЛЕКТОРИЙ

Новинкой фестиваля в этом году станет антилекторий от челнинского проекта URBANTATAR. Оба дня фестиваля будут работать интерактивы, дискуссионные площадки, лекции, мозговые штурмы.

Первый день:

13:00 Открытая дискуссия: «Татарское радио: формат/неформат»

14:00 Лекция: «Татарча рэп: особенности «сцены» (на основе социологического исследования в г. Казани (2017), проект РНФ Центра молодёжных исследований ВШЭ СПб)». Лектор: Гарифзянова Альбина Раисовна. Доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ, канд. филос. наук

15:00 Интерактив от проекта @eco.bizek: «Шумовое загрязнение в городе» 16:00 Перформанс-исследование «Сүз. Хəрəкəт. Рəсем» (по проекту YMRK)

Второй день:

13:00 Открытая дискуссия: «Татарская тема в провинции: как генерировать новый продукт»

14:00 Лингвистический эксперимент на татарском языке 15:00 Мозговой штурм: «Новые городские легенды»

16:00 Мини-лаборатория по созданию комиксов в технике коллаж от Данила Ахметшина

МАСТЕР-КЛАССЫ

В оба дня фестиваля с 12 до 18 часов будут работать мастер-классы для детей и их родителей.

  1. Мастер-класс по орнаменту семейного древа от музея Р.Фахредлина (12:00 в субботу, 14:00 в воскресенье)
  2. Мастер-класс по изготовлению поделок на тему татарских сказок “Су анасы” (“Водяная”) и “Кэжэ белэн сарык” (“Коза и овца”) от Альфиры Каримовой
  3. Этнические мастер-класс на музыкальных инструментах от Эрика Марковского (суббота с 14:00) и Тимура Шошина (воскресенье с 12:00)
  4. Роспись имбирных пряников, украшение капкейков с Дилярой Габдрахмановой с 15:00
  5. Мастер-класс по каллиграфии от каллиграфиста Айзата Мингазова с 16:00
  6. Мастер-класс по флюид-арту на национальных орнаментах с художницей Юлией Петровой с 17:00

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА

За музыкальное сопровождение фестиваля «Печəн базары» отвечает давний партнер фестиваля – лейбл Yummy Music. Концертная программа посвящена живой татарской музыкеи творчеству молодых независимых исполнителей. В первый день фестиваля гостей ожидает DJ SET от музыкантов Радифа Кашапова и Ильяса Гафарова.

Концерт программасы:

  1. июля

18:00 Татарская рок-группа GAUGA 18:45 Элина

19:15 Зарина Вильданова с коллективом The CheekLaWeek

  1. июля

18:00 Алия Нур

18:25 Азат Гимадеев

19:10 Алсу Салихова 19:30 Yatmas Dusai

Начало фестиваля «Печəн базары» 10 июля в 12:00 на Чайном сквере г.Альметьевск (Ленина, 16). Вход свободный.

ФЕСТИВАЛЬ ТУРЫНДА

Фестиваль «Печəн базары» (Сенной базар) впервые прошел в апреле 2013 года и был посвящен 100-летию со дня смерти татарского поэта Габдуллы Тукая. Целью фестиваля было воссоздание атмосферы эпохи начала XX века – время, когда жил и творил Тукай. Возле стен мечети Нурулла прямо на улице была развернута ярмарка. Место было выбрано не случайно – Сенной базар служил не только местом продажи различных товаров, но и местом, где татары Казани встречались и общались друг с другом, узнавали и сообщали новости, т.е. Сенной базар был центром культурной и общественной жизни татар Казани. Стоит отметить, что сто лет назад и мечеть «Нурулла» носила название мечети на Сенном базаре (Печəн базары мəчете). Для всех участников ярмарки был введен дресс-код – в одежде обязательно должны были присутствовать элементы татарской национальной одежды городских жителей той эпохи.

Сенной базар (тат. Peçən bazarı, Печəн базары) — торговый, общественный и культурный центр в Старо-Татарской слободе Казани в XVIII в. — начале 1930-х гг. Он представлял из себя восточный базар с характерным набором строений. Неоднократно упоминался в произведениях классика татарской литературы Габдуллы Тукая и других дореволюционных татарских писателей.

С 2020 года фестиваль проводится не только в Казани, но и в Альметьевске. В этом году он будет проходить в рамках этнофестиваля “Каракуз”.

Фестиваль проводится Всемирным форумом татарской молодёжи.

Всемирный форум татарской молодёжи

УМК:  Ф.А.Ганиева,  М.Д.Гарифуллина.Әдәбият, 6 класс. –Казан: Татарское книжное издательство, 2014 год

Раздел

Тема урока

Количество часов

Даты

Корректировка

По плану

Фактически

1

Устное народное творчества (4 ч.)

Устное народное творчества.    Повторение эпических жанров фольклора (баиты, сказки, предания, легенды), метафоричность, аллегоричность

1

2

Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов.

1

3

Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»,  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).  

1

4

Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»,  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).

1

5

Древняя средневековая тюрко-татарская литература (10 ч.)

Развитие мифологических и религиозных сюжетов в литературе. Научная и литературная деятельность КаюмаНасыри (1825-1902).

1

6

Изучение им фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Переходные явления от затянувшегося Средневековья к эпохе просвещения (К. Насыйри «Әбүгалисина» /«Абу Али Сина»).

1

7

Изучение повестаК. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

8

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

9

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

10

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».  Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

1

11

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».  Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

1

12

Просветительское движение у татар.

Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный.

1

13

Просветительское движение у татар.

Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный.

1

14

Сочинение на тему . «Помощь друзьям-хорошая качества»

1

15

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг. (7 ч.)

Г. Ибрагимов (1887-1938) – выдающийся романтик татарской литературы начала XX века.

1

16

 Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый».

1

17

 Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый».

1

18

Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый». Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни

1

19

Изображение народной жизни в рассказе«Алмачуар» / «Чубарый»

1

20

Образ Алмачуар.  Любовь маленького героя к лошади.  

1

21

Функции образов мальчика-рассказчика и взрослого повествователя. Этнографические детали и материалы. Образ татарской деревни.

1

22

Устное народное творчества (4 ч.)

Переход фольклорных жанров в литературу: условность . Г. Рахим биография.  

1

23

Г.Рахим  «Язәкиятләре» / «Весенние сказки»).  Аллегорическая образность. Повествование от лица персонажа-рассказчика.

1

24

Г.Рахим  «Язәкиятләре» / «Весенние сказки»).Утверждение бескорыстия как важного человеческого качества.

1

25

Сочинение на тему:  Качества характера человека в образе  природы»

1

26

Татарская литература начала XX века (17 ч.)

Жизнь и творчество Дардеманда. Татарское литературоведение о Дардеманде.

1

27

Лирико-эмоциональные образы. Дардменд «Видагъ» / «Прощание».

1

28

Содержание лирического текста, лирический герой, чувство-переживание. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво-лика.

1

29

Жизнь и творчество С. Рамиева. Татарское литературоведение о Рамиеве.

1

30

С. Рамиев «Уку» / «Знание». Просветительский мотив. Образ автора. Гражданская лирика.  

1

31

Жизнь и творчество Г. Камала – одного из основоположников татарской реалистической драматургии.  

1

32

Г. Камал«Беренче театр» /«Первый театр».

1

33

Г. Камал«Беренче театр» /«Первый театр».

1

34

Комические образы. Основные конфликты в комедии Г. Камала«Беренче театр» /«Первый театр».

1

35

Просветительские идеи, комические средства.

1

36

Жизнь и творчество Г.Тукая.

1

37

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар»

/ «Оставшиеся в памяти», 1-5 разделы.

1

38

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти», 6-8 разделы.

1

39

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти», 9-10 разделы.

1

40

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти».

1

41

Образ повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Характер. Воспоминания, условность, вымысел.

1

42

Сочинение на тему :“Образ Габдуллы Тукая в  произведениях и искусстве»

1

43

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (7 ч.)

Практический урок. Анализ лирического произведения.  

1

44

Практический урок. Лирические жанры: пейзажная лирика, природная лирика

1

45

Жизнь  и творчество Х.Такташа

1

46

Х. Такташ «Пи-би-бип».

1

47

Х. Такташ «Пи-би-бип». Образ природы и родной земли.

1

48

Лирический герой, повествователь, лирическое «я», образ автора, авторская позиция.  

1

49

Внеклассное чтение . И.Гази. “Три Махмута/Өч Мәхмүт»

1

50

Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.) (11 ч.)

Жизнь и творчество Р.Батуллы.

1

51

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка».

1

52

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка».

1

53

Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство героя Батуллы с ТукаевскимАпуш и отличия от него.  

1

54

Приёмы создания исторических ситуаций. Особенности рассказывания.

1

55

 Р. Батулла “Щенок/Көчек”

1

56

 Р. Батулла “Щенок/Көчек”

1

57

Р. БатуллаЧагыр /Косоглазый

1

58

Различные связи между татарской и русской поэзии.

1

59

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

60

Сочинение на тему : «От кого я беру пример?”

1

61

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (5ч.)

Лиро-эпический жанр – баллада.  Система образов. Символ и методы аллегории  

1

62

Жизнь и творчество М.Джалиля.  

1

63

О жизни  и творчестве  М.Джалиля.Моабитские тетради/Моабит дэфтэрлэре”

1

64

М. Джалиль. «Сандугачһәмчишмә» / «Соловей и родник».

1

65

М. Джалиль. «Сандугачһәмчишмә» / «Соловей и родник». Система образов.

1

66

М. Джалиль. «Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник». Условность, аллегория.

1

67

Повторение.Литературный праздник «Путешествие по стране Литература 6 класса».

1

68

«Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

  • Сказка вниз по волшебной реке слушать аудиосказку
  • Сказка включить кашу из топора
  • Сказка виталий бианки теремок
  • Сказка владимира даля что значит досуг
  • Сказка витя малеев в школе и дома краткое содержание