Сказка вещий сон смотреть

240 жил-был купец, у него было два сына: дмитрий да иван. раз, благословляя их на ночь, сказал им отец:

240

Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван. Раз, благословляя их на ночь, сказал им отец:

— Ну, дети, кому что во сне привидится — поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю.

Вот наутро приходит старший сын и сказывает отцу:

— Снилось мне, батюшка, будто брат Иван высоко летал по поднебесью на двенадцати орлах; да ещё будто пропала у тебя любимая овца.

— А тебе, Ваня, что привиделось?

— Не скажу! — отвечал Иван.

Сколько отец ни принуждал его, он упёрся и на все увещания одно твердил: «не скажу!» да «не скажу!» Купец рассердился, позвал своих приказчиков и велел взять непослушного сына, раздеть донага и привязать к столбу на большой дороге.

Приказчики схватили Ивана и, как сказано, привязали его нагишом к столбу крепко-накрепко. Плохо пришлось доброму мо́лодцу: солнце печёт его, комары кусают, голод и жажда измучили. Случилось ехать по той дороге молодому царевичу; увидал он купеческого сына, сжалился и велел освободить его, нарядил в свою одежу, привёз к себе во дворец и начал расспрашивать:

— Кто тебя к столбу привязал?

— Родной отец прогневался.

— Чем же ты провинился?

— Не хотел рассказать ему, что́ мне во сне привиделось.

— Ах, как же глуп твой отец, за такую безделицу да так жестоко наказывать… А что тебе снилось?

— Не скажу, царевич!

— Как не скажешь? Я тебя от смерти избавил, а ты мне грубить хочешь? Говори сейчас, не то худо будет.

— Отцу не сказал, и тебе не скажу!

Царевич приказал посадить его в темницу; тотчас прибежали солдаты и отвели его, раба божьего, в каменный мешок.

Прошёл год, вздумал царевич жениться, собрался и поехал в чужедальнее государство свататься на Елене Прекрасной. У того царевича была родная сестра, и вскоре после его отъезда случилось ей гулять возле самой темницы. Увидал её в окошечко Иван купеческий сын и закричал громким голосом:

— Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю; может, и я пригожусь! Ведь я знаю, что царевич поехал на Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная и сколько женихов на тот свет спровадила.

— А ты берёшься помочь царевичу?

— Помог бы, да крылья у сокола связаны.

Царевна тотчас же отдала приказ выпустить его из темницы. Иван купеческий сын набрал себе товарищей, и было всех их и с Иваном двенадцать человек, а похожи друг на дружку словно братья родные — рост в рост, голос в голос, волос в волос. Нарядились они в одинаковые кафтаны, по одной мерке шитые, сели на добрых коней и поехали в путь-дорогу.

Ехали день, и два, и три; на четвёртый подъезжают к дремучему лесу, и послышался им страшный крик.

— Стойте, братцы! — говорит Иван. — Подождите немножко, я на тот шум пойду.

Соскочил с коня и побежал в лес; смотрит — на поляне три старика ругаются.

— Здравствуйте, старые! Из-за чего у вас спор?

— Эх, младой юноша! Получили мы от отца в наследство три диковинки: шапку-невидимку, ковёр-самолёт и сапоги-скороходы; да вот уже семьдесят лет как спорим, а поделиться никак не можем.

— Хотите, я вас разделю?

— Сделай милость!

Иван купеческий сын натянул свой тугой лук, наложил три стрелочки и пустил в разные стороны; одному старику велит направо бежать, другому — налево, а третьего посылает прямо:

— Кто из вас первый принесёт стрелу, тому шапка-невидимка достанется; кто второй явится, тот ковёр-самолёт получит; а последний пусть возьмёт сапоги-скороходы.

Старики побежали за стрелками; а Иван купеческий сын забрал все диковинки и вернулся к своим товарищам.

— Братцы, — говорит, — пускайте своих добрых коней на волю да садитесь ко мне на ковёр-самолёт.

Живо уселись все на ковёр-самолёт и полетели в царство Елены Прекрасной; прилетели к её стольному городу, опустились у заставы и пошли разыскивать царевича. Приходят на его двор.

— Что вам надобно? — спросил царевич.

— Возьми нас, добрых молодцев, к себе на службу; будем тебе радеть и добра желать от чистого сердца.

Царевич принял их на свою службу и распределил кого в повара, кого в конюхи, кого куда. В тот же день нарядился царевич по-праздничному и поехал представляться Елене Прекрасной. Она его встретила ласково, угостила всякими ествами и дорогими напитками и потом стала спрашивать:

— А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

— Да хочу, Елена Прекрасная, за тебя посвататься; пойдёшь ли за меня замуж?

— Пожалуй, я согласна; только выполни наперёд три задачи. Если выполнишь — буду твоя, а нет — готовь свою голову под острый топор.

— Задавай задачу!

— Будет у меня завтра; а что — не скажу; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому своё под пару.

Воротился царевич на свою квартиру в большой кручине и печали. Спрашивает его Иван купеческий сын:

— Что, царевич, не весел? Али чем досадила Елена Прекрасная? Поделись своим горем со мною; тебе легче будет.

— Так и так, — отвечает царевич, — задала мне Елена Прекрасная такую задачу, что ни один мудрец в свете не разгадает.

— Ну, это еще небольшая беда! Молись-ка богу да ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим.

Царевич лёг спать, а Иван купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошёл прямо в почивальню и слушает. Тем временем Елена Прекрасная отдавала такой приказ своей любимой служанке:

— Возьми эту дорогую материю и отнеси к башмачнику; пусть сделает башмачок на мою ногу, да как можно скорее.

Служанка побежала куда приказано, а следом за ней и Иван пошёл. Мастер тотчас же за работу принялся, живо сделал башмачок и поставил на окошко; Иван купеческий сын взял тот башмачок и спрятал потихоньку в карман. Засуетился бедный башмачник — из-по́д носу пропала работа; уж он искал-искал, все уголки обшарил — всё понапрасну! «Вот чудо! — думает. — Никак нечистый со мной пошутил?» Нечего делать, взялся опять за иглу, сработал другой башмачок и понёс к Елене Прекрасной.

— Экий ты мешкотный! — сказала Елена Прекрасная. — Сколько времени за одним башмаком провозился!

Села она за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать. А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмёт камушек, такой и он выбирает; где она приткнёт жемчужину, там и он насаживает. Кончила работу Елена Прекрасная, улыбнулась и говорит:

— С чем-то царевич завтра покажется?

— Подожди, — думает Иван, — ещё неведомо, кто кого перехитрит!

Воротился домой и лёг спать; на заре на утренней встал он, оделся и пошёл будить царевича; разбудил и даёт ему башмачок:

— Поезжай, — говорит, — к Елене Прекрасной и кажи башмачок — это её первая задача!

Царевич умылся, принарядился и поскакал к невесте; а у ней гостей собрано полны комнаты — всё бояре да вельможи, люди думные. Как приехал царевич, тотчас заиграла музыка, гости с мест повскакивали, солдаты на караул сделали. Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич:

— Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, подарить тебе другой такой же!

С этим словом вынул он из кармана другой башмачок и положил его на стол. Тут все гости в ладоши захлопали, в один голос закричали:

— Ай да царевич! Достоин жениться на нашей государыне, на Елене Прекрасной.

— А вот увидим! — отвечала Елена Прекрасная. — Пусть исполнит другую задачу.

Вечером поздно воротился царевич домой ещё пасмурней прежнего.

— Полно, царевич, печалиться! — сказал ему Иван купеческий сын. — Молись-ка богу да ложись спать; утро вечера мудренее.

Уложил его в постель, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку и побежал во дворец к Елене Прекрасной. Она в то самое время отдавала приказ своей любимой служанке:

— Сходи поскорей на птичий двор да принеси мне уточку.

Служанка побежала на птичий двор, и Иван за нею; служанка ухватила уточку, а Иван селезня, и тем же путём назад пришли. Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок бриллиантами; Иван купеческий сын смотрит да то же творит над селезнем. На другой день у Елены Прекрасной опять гости, опять музыка; выпустила она свою уточку и спрашивает царевича:

— Угадал ли мою задачу?

— Угадал, Елена Прекрасная! Вот к твоей уточке пара, — и пускает тотчас селезня… Тут все бояре в один голос крикнули:

— Ай да молодец царевич! Достоин взять за себя Елену Прекрасную.

— Постойте, пусть исполнит наперёд третью задачу.

Вечером воротился царевич домой такой пасмурный, что и говорить не хочет.

— Не тужи, царевич, ложись лучше спать; утро вечера мудренее, — сказал Иван купеческий сын; сам поскорей надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы и побежал к Елене Прекрасной.

А она собралась на сине море ехать, села в коляску и во всю прыть понеслася; только Иван купеческий сын ни на шаг не отстаёт. Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед — борода у него золотая, на голове волосы серебряные. Вышел он на́ берег:

— Здравствуй, внучка! Давненько я с тобою не виделся; поищи-ка у меня в головушке.

Лёг к ней на колени и задремал сладким сном; Елена Прекрасная ищет у деда в голове, а Иван купеческий сын у ней за плечами стоит.

Видит она, что старик заснул, и вырвала у него три серебряных волоса; а Иван купеческий сын не три волоса, а целый пучок выхватил. Дед проснулся и закричал:

— Что ты, с ума сошла? Ведь больно!

— Прости, дедушка! Давно тебя не чесала, все волоса перепутались.

Дед успокоился и немного погодя опять захрапел. Елена Прекрасная вырвала у него три золотых волоса; а Иван купеческий сын схватил его за бороду и чуть не всю оторвал. Страшно вскрикнул дед, вскочил на ноги и бросился в море. «Теперь царевич попался! — думает Елена Прекрасная. — Таких волос ему не добыть». На следующий день собрались к ней гости; приехал и царевич. Елена Прекрасная показывает ему три волоса серебряные да три золотые и спрашивает:

— Видал ли ты где этакое диво?

— Нашла чем хвастаться! Хочешь, я тебе целый пучок подарю.

Вынул и подал ей клок золотых волос да клок серебряных.

Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитёр, а хитёр его слуга — Иван купеческий сын. Воротилась к гостям и пристала к царевичу:

— Пришли-де ко мне своего любимого слугу.

— У меня их двенадцать.

— Пришли того, что Иваном зовут.

— Да их всех зовут Иванами.

— Хорошо, — говорит, — пусть все приедут! — а в уме держит: «Я и без тебя найду виноватого!»

Отдал царевич приказание — и вскоре явились во дворец двенадцать добрых молодцев, его верных слуг; все на одно лицо, рост в рост, голос в голос, волос в волос.

— Кто из вас большой[1]? — спросила Елена Прекрасная. Они разом все закричали:

— Я большой! Я большой!

— Ну, — думает она, — тут спроста ничего не узнаешь! — и велела подать одиннадцать простых чарок, а двенадцатую золотую, из которой завсегда сама пила; налила те чарки дорогим вином и стала добрых молодцев потчевать. Никто из них не берёт простой чарки, все к золотой потянулись и давай её вырывать друг у друга; только шуму наделали да вино расплескали!

Видит Елена Прекрасная, что штука её не удалася; велела этих молодцев накормить-напоить и спать во дворе положить. Вот ночью, как уснули все крепким сном, она пришла к ним с своею волшебною книгою, глянула в ту книгу и тотчас узнала виновного; взяла ножницы и остригла у него висок. «По этому знаку я его завтра узнаю и велю казнить». Поутру проснулся Иван купеческий сын, взялся рукой за голову — а висок-то острижен; вскочил он с постели и давай будить товарищей:

— Полно спать, беда близко! Берите-ка ножницы да стригите виски.

Через час времени позвала их к себе Елена Прекрасная и стала отыскивать виноватого; что за чудо? На кого ни взглянет — у всех виски острижены. С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь. После того нельзя было ей отговариваться, надо было выходить замуж за царевича. Свадьба была весёлая; три дня народ без просыпу пьянствовал, три дня кабаки и харчевни стояли отворены — кто хошь приходи, пей и ешь на казённый счет!

Как покончились пиры, царевич собрался с молодою женою ехать в своё государство; а двенадцать добрых молодцев вперёд отпустил. Вышли они за́ город, разостлали ковёр-самолёт, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и опустились как раз у того дремучего лесу, где своих добрых коней покинули. Только успели сойти с ковра, глядь — бежит к ним старик со стрелкою. Иван купеческий сын отдал ему шапку-невидимку. Вслед за тем прибежал другой старик и получил ковёр-самолёт; а там и третий — этому достались сапоги-скороходы. Говорит Иван своим товарищам:

— Седлайте, братцы, лошадей, пора в путь отправляться.

Они тотчас изловили лошадей, оседлали их и поехали в своё отечество. Приехали и прямо к царевне явились; та им сильно обрадовалась, расспросила о своём родном братце, как он женился и скоро ль домой будет?

— Чем же вас, — спрашивает, — за такую службу наградить?

Отвечает Иван купеческий сын:

— Посади меня в темницу, на старое место.

Как его царевна ни уговаривала, он таки настоял на своём; взяли его солдаты и отвели в темницу.

Через месяц приехал царевич с молодою супругою; встреча была торжественная: музыка играла, в пушки палили, в колокола звонили, народу собралось столько, что хоть по головам ступай! Пришли бояре и всякие чины представляться царевичу; он осмотрелся кругом и стал спрашивать:

— Где же Иван, мой верный слуга?

— Он, — говорят, — в темнице сидит.

— Как в темнице? Кто смел посадить?

Докладует ему царевна:

— Ты же сам, братец, на него опалился и велел держать в крепком заточении. Помнишь, ты его про какой-то сон расспрашивал, а он сказать не хотел.

— Неужли ж это он?

— Он самый; я его на время к тебе отпускала.

Царевич приказал привести Ивана купеческого сына, бросился к нему на шею и просил не попомнить старого зла.

— А знаешь, царевич, — говорит ему Иван, — всё, что с тобою случилося, мне было наперёд ведомо; всё это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал.

Царевич наградил его генеральским чином, наделил богатыми именьями и оставил во дворце жить. Иван купеческий сын выписал к себе отца и старшего брата, и стали они все вместе жить-поживать, добра наживать.

241

Жили-были мужик да баба, и стало им по ночам чудиться, будто под печкою огонь горит и кто-то стонет: «Ой, душно! Ой, душно!» Мужик рассказал про то соседям, а соседи присоветовали ему сходить в ближний город: там-де живёт купец Асон, мастер разгадывать всякий сон. Вот мужик собрался и пошёл в город; шёл-шёл и остановился на дороге переночевать у одной бедной вдовы. У вдовы был сын — мальчишка лет пяти; глянул тот мальчик на мужика и говорит:

— Старичок! Я знаю, куда ты идёшь.

— А куда?

— К богатому купцу Асону. Смотри же, станет он тебе сон разгадывать и попросит половину того, что лежит под печкою; ты ему половины не давай, давай одну четверть. А коли спросит, кто тебя научил, про меня не сказывай.

На другой день поутру встал мужик и отправился дальше; приходит в город, разыскал Асонов двор и явился к хозяину.

— Что тебе надобно?

— Да вот, господин купец, чудится мне по ночам, будто в моей избушке под печкою огонь горит и кто-то жалобно стонет: ой, душно, ой, душно! Нельзя ли разгадать мой сон?

— Разгадать-то можно, только дашь ли мне половину того, что у тебя под печкою?

— Нет, половины не дам; будет с тебя и четверти.

Купец было заспорил, да видит, что мужик стоит на своём крепко, и согласился; призвал рабочих с топорами, с лопатами и поехал вместе с ними к старику в дом. Приехал и велел ломать печь; как только печь была сломана, половицы подняты, сейчас и оказалась глубокая ямища — в косую сажень будет, и вся-то набита серебром да золотом.

Старик обрадовался и принялся делить этот клад на четыре части. А купец давай его выспрашивать:

— Кто тебя научил, старичок, давать мне четверть, а не давать половины?

— Никто не учил, самому в голову пришло.

— Врёшь! Не с твоим умом догадаться. Слушай: коли признаешься, кто тебя научил, так все деньги твои будут; не возьму с тебя и четвёртой доли.

Мужик подумал-подумал, почесал в затылке и сказал:

— А вот как поедешь домой, увидишь на дороге избушку; в той избушке живёт бедная вдова, и есть у ней сын-малолеток — он самый и научил меня.

Купец тотчас в повозку и погнал лошадей скорою рысью. Приехал к бедной вдове.

— Позволь, — говорит, — отдохнуть маленько да чайку испить.

— Милости просим!

Асон уселся на лавку, начал чай распивать, а сам всё на мальчика поглядывает. На ту пору прибежал в избу петух, захлопал крыльями и закричал:

— Кукуреку!

— Экой голосистый какой! — сказал купец. — Хотел бы я знать, про что ты горланишь?

— Пожалуй, я тебе скажу, — промолвил мальчик, — петух вещует, что придёт время — будешь ты в бедности, а я стану владеть твоими богатствами.

Напился купец чаю, стал собираться домой и говорит вдове:

— Отдай мне своего сынишку; будет он жить у меня на всём на готовом, в довольстве, в счастии и не узнает, что такое бедность. Да и тебе лучше — лишняя обуза с рук долой!

Мать подумала, что и в самом деле у купцов жизнь привольнее, благословила сына и отдала его Асону с рук на́ руки. Асон привёз мальчика в свой дом и велел идти на кухню; потом позвал повара и отдал ему такой приказ:

— Зарежь ты мне того мальчика, вынь из него печень да сердце и приготовь к обеду.

Повар воротился на кухню, взял нож и принялся на бруске точить. Мальчик залился слезами и стал спрашивать:

— Дядюшка! Для чего ты нож точишь?

— Хочу барашка колоть.

— Неправда твоя! Ты хочешь меня резать.

У повара и нож из рук вывалился, жалко ему стало загубить душу человеческую.

— Рад бы, — говорит, — отпустить тебя, да боюсь хозяина.

— Не бойся! Поди возьми у суки щенка, вынь из него печень да сердце, зажарь и подай своему хозяину.

Повар так и сделал, угостил Асона собачиной, а мальчика до поры до времени у себя спрятал.

Месяца через два, через три приснился тамошнему королю такой сон: будто есть у него во дворце три золотые блюда, прибежали псы и зачали из тех блюд лакать. Задумался король, что бы такое тот сон значил? Кого ни спрашивал, никто ему не мог рассудить. Вот вздумал он послать за Асоном; рассказал ему свой сон и велел разгадывать, а сроку положил три дня:

— Если в тот срок не отгадаешь, то всё твоё имение[2] на себя возьму.

Воротился Асон от короля сам не свой; ходит пасмурный да сердитый, кого ни встретит — всякому затрещину даёт; а пуще всех на повара напустился: зачем-де мальчишку со свету сжил? Он бы теперь пригодился мне! На те речи повар возьми да и признайся, что мальчик-то живёхонек. Асон тотчас потребовал его к себе.

— А ну, — говорит, — отгадай мой сон; снилось мне нынешней ночью, будто есть у меня три золотые блюда и будто из тех блюд золотых псы лакали.

Отвечает ему мальчик:

— Это не тебе снилося, это снилося государю.

— Угадал, молодец! А что значит этот сон?

— Знать-то я знаю, да тебе не скажу; вези меня к королю, перед ним ничего не скрою.

Асон приказал заложить коляску, мальчика на запятки поставил и поехал во дворец; подкатил к высокому крыльцу, вошёл в белокаменные палаты и отдал королю поклон.

— Здравствуй, Асон! Отгадал ли мой сон? — спрашивает король.

— Эх, государь! Твой сон не больно мудрён; не то что я, его малый ребёнок рассудить может. Коли хочешь, позови моего мальчика; он тебе всё как по-писаному расскажет.

Король приказал привести мальчика, и как только привели его во дворец, начал про свой сон выспрашивать. Отвечал мальчик:

— Пусть-ка наперёд Асон рассудит, а то вишь он какой! Ничего не ведая, чужим разумом жить хочет.

— Ну, Асон, говори ты прежде.

Асон упал на колени и признался, что не может отгадать королевского сна. Тогда выступил мальчик и сказал королю:

— Государь! Сон твой правдивый: есть у тебя три дочери — три королевны прекрасные; согрешили они перед богом и перед тобою и на днях родят тебе по внуку.

Как сказал пятилеток, так и случилося; король отобрал у Асона всё его имение и отдал тому мальчику.

Примечания

  1. Старший.
  2. Имение — недвижимое имущество. (прим. редактора Викитеки)

С реверансами всем сказочникам и сказочница, особенно, Сергею Лукьяненко, за источник вдохновения в виде рассказов Калеки и, особенно, Аргентумный ключ.

» Как мысли черные к тебе придут,
Откушай кружку молока с черникой
И обратись к фантастике, мой друг»
/внутренний Бомарше/.

Как ни трудно в это было поверить, но мы все-таки дождались этого момента! После всей этой изнурительной волокиты с верефикацией, документальным подтверждением наших прав собственности и перелётов на перекладных с одной межпланетной станции на другую, мы все-таки прибыли на космодром на Плутоне. Там нас (непосредственно, без сомнений, именно нас!) ждал наш новый собственный корабль! Плод наших кропотливых семейных вложений и совместного труда. Наш новехонький разведшлюп для дальнего космоса, Роза Мира, на котором мы, теперь, уж точно, без каких-либо проблем, махнём к системе Гаммы Лебедя, где обеспечим наше будущее в славной колонии, занимаясь развитием агрокомплекса и торгуя помаленьку зерном и овощами.
Вот он, шедевр современного космостроения! Готовый абсолютно. Ожидает команду на борт. Загляденье!
Хорошо, что отец прошёл плановое омоложение. Теперь он командир хоть куда. Ну, а мы с двумя старшими братьями, его славный экипаж. С тех пор, как наша мама покинула нас, мы загорелись идеей распроститься с Землёй и начать новую жизнь в хорошей, перспективной колонии. Наш отец только по второй специальности пилот и командир космического корабля. А так-то он известный агрофизик, даже в учебниках его проходят. Принцип Семена Полынина. Ну и мы старались. Андрей, старший брат, космонавигатор и инженер саморазвивающисхся систем. Колька — врач и специалист по экобалансу. А я, как говорится, отпрыск юный, принц ненаследный, Степан Семенович Полынин, выпестован семьёй с дальним прицелом: организовывать взаимодействие, как внутри команды, так и с внешними партнёрами. Для этого отучился на психолога, экзопсихолога, да ещё и экономиста впридачу. Все, что мои родные довезут, смонтируют и вырастят, я буду распределять, поставлять и продвигать.
А теперь нам осталось только идентифицировать себя в качестве команды нашего корабля. Ну, бате-то так и так все каналы открыты. Под него все системы заведомо строились. А нам ещё придётся пройти сонастройку: провести несколько часов в мнемокамере и получить отпечаток мнемограммы. Именно её корабли класса нашей Розы и нескольких более ранних поколений, примут в качестве идентификатора члена экипажа. Тогда и нам будет удобнее, быстрее управлять кораблём, и ему, умничке, легче выполнять быстрые команды. Да и чужого он мгновенно опознает.
Да это просто. Не больно, не противно даже. Ложишься в камеру, подключаешься и, ну можно сказать, спишь. Программа вызывает в мозге импульсы, подобные импульсам фазы быстрого сна, ты наблюдаешь свою психику в увлекательно символически виде, а потом запись вводится в центр управления.
Вон Андрюха уже пошёл. Я зарядку в тренажёрке сделал. Негоже богатырю русскому форму терять! Туда-сюда, выхожу из душа, а тут и Андрей возвращается. Лицо довольное. Отцу флэху передаёт с мнемограммой. И рассказывает, соловьем заливается. Как среди сферы Лебедя кометы полыхают, планеты высвечиваются среди алмазных астероидов. А пуще всех наш двигатель ясным пламенем горит, ровнехонько по намеченной траектории. Батя тоже улыбается. Говорит: Хороший, мол, знак. Спокойно доберёмся.
Ну, Николай, брат наш разумный, отправился. Я пошёл в бассейн с банькой. Чего ж время-то терять, когда ещё доведётся! Душевно обновился, можно сказать. Туда-сюда, Колька выходит. Хоть и серьёзное лицо пытается держать, а видно, что прямо приплясывает. Рассказывает, что видел, как высадились на третьей Гаммы Лебедя. Климат идеальный! И корабль в базу развернулся. Внутри субтропичнский климат установили, лучше всего для арбузов и Гинго-билоба. Посевы в рост пошли. В местном грунте приниматься начали. Батя ещё больше вдохновляется. Все мы, говорит, правильно наметили. Развернёмся по-человечески.
Ну и я пошёл. Через шлюз переходил, задел верхнюю проводку, оплавил фонарь на скафандре. Силушка, понимаешь, богатырская! Натренировал косую сажень в плечах, да росту метр восемьдесят восемь! Ничего, починю.
Потом в мнемокамереру зашел. Вставил флэшку, нажал подключение. Ну что ты будешь делать! Сбой в сети, нет контакта. Пришлось перезагружать. Ну все, залег, кажется! Тут опять, что попало! Говорит, ввод нестандартный. Тоже пришлось адаптировать.
Вот теперь все. Готов полностью. Ну, поехали!
Очнулся, как от аварийного сигнала, сразу в полной боевой. Уж и стойку с лежачего наметил. А оказалось, пошевелиться не могу. Нет, без перегрузок. Скорее, полем каким-то накрыло. Ни одного движения, как ни старался. А обзор хороший. Скосил глаза. Батюшки Светы! Ползёт рептилоид, как с Пандорских низин, видел учебный ролик. Прямо ко мне! Извивается, скользит. Вроде питона, только ещё побольше. Скосил глаза в другую сторону. А там лисица. Только большая. Подбегает, на задние лапы присела, лапами передними пассы делает, мордой крутит. А глазки-то умненькие! И что-то бормочет, явно не лисье тявканье, а осмысленная речь. Только странная. Мне не приходилось слышать. Вот бормочет, лапами крутит, и будто силовое воздействие на меня потихоньку ослабевает. Уже и пошевелиться, вроде, получается, тут бы и встать впору. Но серпентоморф, зараза, опередил. Вот уже тут, рядом. Потом, будто мигнуло что-то, вроде уже и не змея, а девчонка, только в чёрном блестящем костюме, как для первичной разведки, или боевых подразделений. Ничего такая, чернобровая, глазищи так и сверкают, зубы оскалила. Что я ей сделал-то? Повернул голову, а лиса-то тоже не лиса. Тоже девушка. Продолжает что-то быстро наговаривать. Лицо такое… Ну как родное, что ли.
Но дальше некогда было разглядывать. Опять мигнуло. Та, чернобровая, опять в змеищу превратилась. Пасть-то открыла, да хвать меня за ногу! И оторвала! Больно! Не передать. От боли и проснулся. Зуммер пищит. Вскочил. Ноги на месте. Все на месте, кроме душевного равновесия. Э-э, думаю, с такой мнемограммой мне корабль много полномочий не даст. Тут или пассажиром пробраться, или разбираться. Это кто знает, сколько времени отнимет! Ладно, посоветуюсь со своими.
Выхожу. Батя уж волноваться начал. Что так долго? Рассказал, про проводку, и про сбой, и про несоответствие ввода. Всё это понятно, не повезло.
— Ну давай флэшку-то. Пора загружаться.
-Не могу, говорю, мне разобраться надо.
— давай, говорит, идентифицируешься, а там и разберёмся.
-Нет, говорю, тогда поздно будет. Роза меня криво воспримет, и так и работать с ней будет криво. Сначала разобраться, потом опознаваться.
Ну, профессора Полынина в гневе приходилось видеть только его начальству, пару раз, да нам, ещё в раннем детстве, когда пикник на его опытной станции развели. И вот мне ещё один случай представился. Ох, никому этого не пожелаю.
— ты, говорит, нам сроки будешь срывать из-за твоих домыслов паршивых!? Пошёл вон! — кричит, без тебя стартуем. Что хочешь делай, разбирайся, собирайся, новый корабль себе покупай, под твою тонкую нервную организацию…
Или давай флэху, или проваливай!
Я и пошёл. Посмотрел на их идеальный старт, пожелал им счастливо добраться. И пошёл работу искать.
Космодром на Плутоне большой, кораблей много. Авось кому и пригожусь.
И пригодился.
Возле четвёртого стартового стапеля носился мужик во взлётном скафандре, чалме на голове, золотом перстне на пальце и серьгой в ухе. Бороденка худая, но длинная, от его резких движений так за ним и развевается. Только кривого ятагана на боку не хватает. А так — чисто разбойник, один из сорока. Да, видать, не последний. Руками размахивает и вопит, что есть мочи на языке тюркской группы. Как меня увидел — встал как вкопанный. И, с ходу, ко мне.
— Слушай, парень, работа не нужна?
— Нужна, говорю, как раз ищу.
— Давай ко мне, вторым помощником. У меня ботсман, шайтан, в историю попал, отвезли в госпиталь. А мне взлетать. Контракт такой, что потерять никак нельзя. Шёлковый контракт! Пальчики оближешь! Давай, а? Не пожалеешь, честное слово матери!
А я говорю: Я у себя с кораблём не синхронизировался. Тебе это как?
— Ой, слушай, даже не думай ни минуты! У меня каждый третий за пассажира считается!
Крякнул я, но и мне не до жиру. Своих надо догонять.
— Куда летишь? — грворю.
К Большому торговому пути. Знаешь? — и координаты назвал.
— Кто ж не знает. А сам думаю: подходит. Там узел торговых путей. Обязательно доберусь оттуда.
И нанял я к торговцу, Абдулле Ахмет-джану.
Ну, описывать путешествие с моим новым командиром — это отдельную Космическую Одиссню писать. В двух с половиной томах. Ну, совсем разбойником его нельзя было назвать, но виртуо-оз, ничего не скажешь! За время рейса я ему немного команду причесал, стали хоть основных команд слушаться. От метеоритов уходили, таможенный патруль перехитрили. Астероид с месторождением серебра открыли. Это самое запоминающееся…
Но вот прибыли на Узловую станцию Торговой федерации.
Успел Абдулла свой контракт выполнить. И ещё три, между делом заключил. Виртуоз! Мне тоже кое-что перепало.
Все довольны. Но вот вызывает он меня в свою каюту и говорит:
— Слушай, Степа, давай ко мне в постоянные помощники. Оформим все как положено. И синхронизацию с кораблём пройдёшь. Быстро, без очереди. У меня свой человек есть здесь, Мнемокамера почти новая будет. Вставишь свою флэху и все, проблем не будет.
— Не получится, говорю. Если я даже с нашим кораблём не рискнул, с отцовским, то с чужим и подавно не получится.
Абдулла снова было принялся руками размахивать, но я ему свое.
Тогда он ногой топнул, ругнулся по-тюркски и говорит. Тогда, не взыщи, я себе нового помощника пошёл искать. Смотри, а то ведь пожалеешь!
-Нет, говорю, спасибо и на этом. Удачи, может свидимся когда.
И пошёл я снова работу искать.
Узловая станция отчасти похожа на столичный город, отчасти на порт, отчасти на базар. Смотря с какой стороны посмотреть. Но суета кругом с любой стороны. Чего только не насмотришься! И высокие технологии, и чудеса информационного обеспечения, и роскошь, и нищета. Миллиардные сделки и карманники на рынке. Корабли всевозможных рас и культур. Однако, не так просто оказалось найти работу в рейсе. То строгая укомплектовпнность состава, то совсем уж явная противозаконность рейса. А с негуманоидами мне самому не захотелось связываться, даром, что я экзопсихолог. Пока восемнадцать смысловых слоев речи одних поймёшь, или запомнишь сорок восемь ритуалов других — уже не до какой работы будет. Вот остановился я в огромном здании главного космопорта. Призадумался
И тут вдруг раздвигается переборка посадочного стапеля и является такая пышная делегация, что я было подумал, император какой прибыл.
Но нет. Не император. Зато, как его называли, сам король всея торговой федерации: флагмана торгового флота командир, адмирал Стивен Вудворт. Собственной персоной, хоть и с экскортом. Красиво, все-таки прибыл! В меру торжественно, но не без элегантности. Пешком. Открыто. Демократично. Я-то думал, он постарше будет, такой, «Персона в квадрате». А оказалось — молодой парень, вроде меня. Ну или вроде Кольки или Андрюхи. Глаза такие живые, цепкие, любопытные, я бы сказал. Идёт, на всё, на всех смотрит. Не на своих ребят телохранителей, не в свой ноутбук на руке. А вокруг. Я, так получилось, в толпе любопытных в первом ряду оказался. Вот адмирал мимо меня и прошествовал. Гляжу, а он на меня прямо смотрит. Да и подмигнул. Весёлый, видно, малый!
Потом пошёл я в припортовую кафешку перекусить. Иду к свободному столику. Глядь а к нему же и адмирал направляется. Тоже, наверное, проголодался.
— Можно? — спрашивает.
— Пожалуйста, говорю.
— Летишь куда? — спрашивает.
— Да надо бы, отвечаю, да вот один не могу. Компанию надо. Работу я ищу.
— Да что ты! А вроде на безработного не похож. Взгляд у тебя спокойный больно. Выглядишь, как толковый человек. Я подумал, что мне в команде такой бы пригодился.
— Шутишь, — говорю.
— Нет, не шучу. Правда нужен человек. А то у меня на флагмане вся команда от отца досталась. Все капитаны да генералы. Старые традиции хорошо знают, а новый какой план замучаешься объяснять. Как думаешь, ты бы справился? Ты сам-то кто будешь, откуда?
Я говорю: Степан Полынин. Из семьи профессора агрофизики. Специалист по связям. Выстраиваю коммуникации, внутри командные и внешние. Ну и на корабле немножко акустиком, немножко механиком…
А он: А я Стивен Вудворт. Капитан флагмана Торговой Федерации.
— Так мы, считай тезки, — говорю. Вот ведь как бывает!
— И правда, говорит Стивен. Не иначе, как знак судьбы.
— Ну раз судьба сама такие знаки подаёт, значит соглашаюсь служить у тебя. Вот формальности…
-Формальности мы быстро разрешим.
В общем, повезло. Принял меня Вудворт на свой флагман. И стал я работать. Одно удовольствие. И оснащение, и обращение. Сделал ему парочку пиар проектов. Информацию нужную находил. Ну и на корабле чего, по технической части. Легко было с ним работать. Выслушает, уточнит, распорядится. Никаких препонов, никакой волокиты. Всё довольны в общем.
Как-то сидел я, одну сделку обдумывал. Как вдруг входит в кают-компанию большая такая лисица. Ухоженная, степенная. Подошла. Мордочка, как и положено, хитрая. Но взгляд осмысленный. А тут Стивен.
— Что, говорит, Лиз, интересно тебе? Я тебе принесу почитать.
А лисица медленно так моргнула, как в знак согласия. И улыбается.
Вот, познакомься, говорит адмирал. Это Элизабет Вудворт. Сестра моя. Только пока слишком пушистая. Но это только внешне. Характер у неё даже очень твёрдый. За истину готова погибнуть.
И почти погибла. Только сознание и удалось спасли. Сейчас в зооморфе содержится. А тело доращивается. Но теперь не долго осталось ждать.
Смелый она учёный. Но не на ту планету с делегацией как-то прилетела.
Я привстал, поклонился, поздоровался. Дела!
А сам вдруг вспомнил, что мне в мнемокамере привиделось. Да. Дела…
Прошло время. Так мы со Стивеном сработались, что, чего там говорить, стали друзьями.
И вот как-то, по окончанию одного из торговых рейсов, он и поделился со мной одним планом.
По каналу дальней связи пришло приглашение в отдалённый сектор, где на одной планете живёт не много, не мало, принцесса. Из потомков древних китайских колонистов. Списывались, телебот-сообщениями обменивались.
Интересная девушка. А то ведь мне мои генералы уж все уши прожужжали: «Надо, говорят, думать о будущем компании, о наследниках. Жениться тебе, барин, пора». Всё в таком духе. Вот я и подумал совместить личный интерес с общественным долгом. Как, полетишь со мной? Гаргона 5, система Медузы. Принцесса Лю Лин.
Я говорю: Твоя воля, шеф, нужен, значит полечу. Тут Элизабет входит. Ткнулась носом Стивену в бок, хвостом стучит об пол, будто пальцем грозит. Он ей отвечает: Ну что ты! Не волнуйся. Всё честь по чести, канал проверенный, не должно быть обмана! А она, видать все равно не довольна. И поясняет мне: она со мной телепатически разговаривает. Опасается, что здесь подвох какой-то. Ну что здесь не так может быть? Да и с тобой вместе справимся, я думаю.
Только давай-ка я тебя по всем правилам на корабль пропишу. Чтобы оперативность на крайний случай повысить. Пройди мнемоскопирование и полетели.
А я снова всю свою картину представил и говорю: Не могу. Я и со своим кораблём, с родным, отцовским не рискнул законнектиться. И с торговцем не стал. И с тобой не стану, пока все до конца не проясню. А так на все готов.
Лиз глаза прищурила, будто поддерживает. А вот Стивен вскипел. Все вы тут как сговорились! Будто трудно мой приказ взять и выполнить! Не ожидал от тебя!
Извини, говорю, ни за что! Пока не пояснил, даже пытаться не буду. Не то и тебя подведу, и своей семье вреда наделаю. А вреда может получиться больше, чем пользы.
А Стивен тоже от своего не отступает. Адмирал! Да ты, говорит, параноик! Тебя лечить надо. Отстраняю тебя от обязанностей! И отправляю в изолятор на полное обследование. А сам и без тебя обойдусь. Вылетаю немедленно.
И все. Проводили меня в изолятор. Выход только по спецкоду. Сижу. А сам беспокоюсь. Как-то все это сватовство мне не нравится. Вот флагман толкнуло хорошенько. Это Стивен стартанул на шлюпе. Сам, один, в систему Медузы. Ох, не к добру.
Вдруг открываются хитрые двери изолятора и входит Лиз. И слышу в своей голове голос.
На тебя было очень просто настроиться. Больно вы с братом похожи. Поэтому и разозлился он так на тебя. Коса на камень…
А я думаю, что в опасное он пустился дело. Одному ему точно не справиться. Вот я, на свой страх и риск, решила тебя выпустить. И то сказать, нечего тебе лечить. Прав ты, как опытный мнемотехник тебе говорю. Выходи скорей отсюда, бери второй шлюп и дуй со всей мочи за ним. Сразу только не показывайся, а то ещё стрелять из бортового орудия начнёт. Но не упускай его из виду. Вдвоём, надеюсь, сможете справиться.
Ой, спасибо, Лизонька-лисонька!
Так бы и расцеловал тебя в мордочку! Все, что могу сделаю! А Элизабет потупилась. Я, говорит, и за брата и за тебя буду переживать. Ждать обоих вас буду. Когда вернётесь, я уже другой буду, снова познакомимся. И пошла, пушистым хвостом заметая свой след.
А ведь я, пожалуй, знаю, какая ты будешь, подумал я. Всё с моей мнемограммой сходится. Лиса мне возвратила способность двигаться. И была она на самом деле до ужаса симпатичной девчонкой. Впрочем нет, до ужаса другая была…
Уже взяв старт на втором шлюпе, я хорошенько проштудировал информацию о Пятой Горгоне из системы Медузы. Прохождение 70 лет назад в этом секторе потока тёмной материи, непредсказуемые метаморорфозы биосфер… Непредсказуемые. А нам придётся предсказать. Держись, тёзка адмирал!
Рванул я не тем же путем, что и Стивен, а серией межпространственных прыжков через глухие сектора. Все равно, надо бы быстрее, чтобы нагнать. Вот как-то вынырнул из подпространства, да чуть не врезался в искусственный объект. Здоровенная дрейфующая станция, древняя, как галактика, наверное. Состыковался. Все равно чуть ли не обшивками скрежетнули.
Вхожу. Большая, однако. Пустая, вроде. Ловлю в эфире звуки. Вдруг, что такое! Поток цифровых кодов. Пропустил через дешиыратор. Батюшки! Ругаются! На чем свет стоит ругаются два субъекта. Пошёл «на голоса». Глядь: два андроида ругаются, аж искрят, остановиться не могут. Ну я их заморозил не надолго. И спрашиваю: что не поделили? И вижу уже, что. Три старинных, редких, но знакомых прибора. Понятно, почему они так бузили. Есть за что биться. Пищевой модулятор (серия, номер…), настоящий работающий телепорт и, кто бы мог подумать! Настоящий прибор полного экранирования, прозванный у нас в академии, в честь читанного в отрочестве произведения средневековго фантаста, Сферой Невнимания!
Ну, братцы, думаю, мне эти штуки сейчас куда нужнее. Взял и задал им пару нерешаемых уравнений. А сам хвать эти артефакты, быстро на себя настроил, да прямо с этой станции — к Стивену на шлюп телепортнул.
Ходит мой адмирал, по рубке из угла в угол. Бормочет себе коды посадочной настройки и приветственную речь заучивает. Тоже мне, жених! А ещё меня в изолятор посадил! На себя бы посмотрел!
«… Соблюдая правила межгалактического этикета, готов продемонстрировать Вашему Высочеству умения пользоваться всевозможными видами технологий, в том числе и вооружения… Воспользоваться знаком высокого доверия…»
-Ты бы сам себя послушал! Себе бы знак доверия показал. Хоть намёком бы!» — я из-за Сферы Невнимания не выдержав, ему говорю.
Он аж подпрыгнул! Тут я выхожу из сферы. Вот и я, говорю. Сейчас, сдаётся мне, и начнётся демонстрация наших умений, согласно этикетку…
И правда. Сирены завыли. Несётся на нас боевой крейсер. Тяжёлый, здоровенный. Сейчас собьёт. » Дышите ровно, вы взволнрваны» , — говорю я Стивену. А сам быстро в сферу и туда к ним с телепортом прыгаю. И что бы вы думали? Автоматический. Я к пульту. Стоп машина! И маневр ему задал. Круг почёта и назад, к его базе вылета. А в переговорное устройство послание передал: » Кто с мечом к нам придёт, тот получит бутерброд! Слава принцессе Лю Лин»!
Только вернулся, опять сирены. Приближение ракеты дальнего наведения. Я скорей гибкое энергетическое поле на область прицела поставил. Ракета в него прямехонько врезается, и, как по линеечке, назад отправляется. Я уже из нашего перегрворника снова шлю послание. «Из лука стрелять — не лаптем щи хлебать! Да здравствует принцесса Лю Лин»!
Стивен сидит, только взгляд фокусирует. А я его успокаиваю. Всё, мол в порядке. Просто хорошее техническое оснащение.
А тут ответное послание в перегрворнике.
» Их высочество принцесса Лю Лин, Цвет нефрита, приветствует гостей. В качестве ритуального испытания предлагает собрать воедино три приятных её сердцу артефакта: Матрицу её уникальной личности, Матрицу её достославного Рода и Знак её полновластия.
Вводная инструкция: каждый объект расположен на поверхности планеты и воплщен в традиционных предметах аристократического быта.
На поиски и предоставление каждого артефакта даются одни сутки местного времени.
Адмирал мой было приуныл. Но я его успокоил. Недаром ведь во время полёта изучал местную историю и этнографию.
-Ничего, прорвёмся. И, не мешкая, прихватил все нужное, телепортнул на поверхность Горгоны.
Так. Уникальность личности женщины. Пусть даже китаянки. Платье, конечно. Три города с высокими технологиями. В одном — хорошая лаборатория. Чем занимается? Изготовлением шёлка, раскройкой, отделкой. Неспроста.
Явился туда, под сферой невнимания, а там и правда, уже половина платья готова. Только принцессе и впору носить такое. Вот уж, я им обеденный перерыв и устроил, с помощью пищевого модулятора! Рис, морепродукты, все как надо.
А сам — хвать готовую половину платья! И то сказать, оно в свернутом виде в карман поместилось.
Приношу Стивену. А у него уже принтер на готов. 3-Д, который. К полуночи уже готово было.
Стивен отбыл к своей принцессе. Утром ей присылают половину её платья. Каются, оправдываются. А Стивен тут как тут. Достаёт из кармана такое же, но целое. Лю Лин рассыпается в комплиментах, пресловутая китайская вежливость. А сама брови чёрные хмурит, из раскосых глаз чёрные молнии сверкают. Где-то я уже её видел!
На вторые сутки я то же самое провел, но добыл пару башмачков.
А на третьи золотое кольцо с её любимым нефритом. А адмирал только знай дипломатию развивает. В общем, так и кончилось это испытание. Нечего принцессе и прибавить. И стали готовиться к отлету. Впереди весть посылали о прибытии и свадьбе.
Ну а я не стал им мешать. Настроил телепорт и вперед них явился на флагман Торговой федерации. Доложил, новости передал. А как вы думаете, кто меня там встретил? Лиса, скажете? А вот и нет. Лиса тоже была, но шла она рядом со своей хозяйкой. Лизаветой Вудворт. Вот как. Пока мы адмиралу невесту добывали, её тело дорощенное прибыло. И под её же руководством, произвели пересадку сознания на место. Смелый учёный. И девчонка замечательная. Обрадовалась мне. А вот вестям не очень. Ты же сам читал, говорит, что там, на Горгоне, мощное излучение тёмной материи произошло. Поэтому все стало очень неоднозначным. Всё не то, чем кажется. Надо в оба смотреть, а то эта свадьба неизвестно чем может обернуться.
Будем смотреть, говорю. Однако, сейчас я пойду в изолятор, куда меня твой братец определил. Заодно и сосредоточиться в тишине не помешает. Так и сделал. Размышлял там, как все потихоньку в моей мнемограмме проясняется.

Но вот прибыли наконец адмирал мой с невестой своей нефритовой.
Стали свадьбу готовить, по всем правилам этикета. Лю Лин — сама дипломатия. Всем улыбается, любезности говорит. А Элизабет заперлась в своей лаборатории, отстранилась от всех хлопот, не показывается. Ну, насколько возможно, конечно.
Вот настал день свадьбы. Торжественно, официально. Всех, кого надо пригласили. А я сижу в изоляторе. Пусть сам вспомнит, позовёт меня тёзка мой. А он и забыл. Такой весь представительный. Мне Лизавета видео присылала. Как уселись за стол, она брату и говорит: Кого-то не хватает, мне кажется, а тебе? Когда Степану реабилитацию закончишь?
— А? Что? Какую…
Ну и позвал меня. Да ещё и рядом с собой посадил. Лю Лин удивилась, по каким же правилам этикета он своего подчинённого так близко определяет. Стивен и рассказал ей, что, де, это я все её задачки выполнил. Ему бы не справиться без меня.
Что тут началось! Все окаменели просто. А Лю Лин вдруг как вскочит! Да на меня. Гляжу, а она и не человек вовсе. Серпентоморф! Как в моей мнемограмме! Мгновенно вытянулась, да чуть мне голову не откусила! Хорошо, что я тренированный такой. Ушёл в защиту и ногой Стивена прикрыл. Вот нога моя и пострадала! Боль адская! Но зато телепорт под рукой был.
Нажал кнопочку и направился прямо на мой шлюп, который к древней станции был пристыкован, где два андроида задачку мою решали. Там и оказал себе первую медпомощь. А дальше, думаю, доползу до станции, как следует починю себя.
Подъезжаю на трансрюпортере к шлюзу на станцию. Батюшки! Нет прохода. Смотрю в прибор внешнего обзора. И правда не видать станции. А стыковка есть. Та-ак. Что с пространством? Будто вывернули. Ну задал приборам вычислить пространственные вероятности. Без оборудования мне плохо придётся.
Стали приборы искать объект. И, гляди-ка, вот она станция! Частично в другом измерении. Настроил возврат. А ну, говорю, избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! В общем вернулось все на место. Мои приборы-то, с моей психикой и нервной системой синхронизированные! Быстро работают.
Закатываюсь туда. А андроиды-то уже не решают задачку, а полуразобранные по углам валяются. Но меня узнали. Вот, говорят, что получилось. Не впрок нам добытое добро оказалось. На станции-то Древняя сущность обосновалась. Она такое ведает, что нам и не снилось. Вот теперь обещала нас под свои неведомые нужды приспособить. Да вон, слышишь, сама уж тут как тут. И правда зашумело в пространстве, а не то в голове, или вокруг. Шаги только слышатся. Ну, я схватил эти обломки знакомцев моих, покидал перед порогом. А сам настроил энерголрвушку, все свои силы почти туда вложил. Только открылась переборка, я и ухнул!
И стихло в голове. Только передо мной в облаке поля старуха древняя стоит. Недвижно, только глазами зыркает. Всё, говорю. Нет больше сил тут с вами возиться! Я вам ваши вещи принёс в целости и сохранности. Я все свои вопросы разрешил. Своей собственной жизнью готов снова жить! Просто верни все как было! Мне целостность организма, андроидам целостность конструкции! Уберусь от вас, как меня и не было! Наше Полынинское слово!
И, видно так я в свою речь вложился, что убедил Древнюю сущность. Стало все, как было. На своих двоих вышел в свой шлюп, отстыковался и до нашей колонии траекторию рассчитал.
Но подумал про Стивена моего. Как брат он мне стал. Что там с ним без меня будет? И решил завернуть у ним. Подлетаю. И вижу. Стивен на первом шлюпе вокруг Узловой планеты мотается, алмазные астероиды вылавливает и на орбиту перенаправляет. Связался с ним. Что это ты, говорю, адмирал, в пастухи заделался? Твоё ли это королевское дело? А он мне: Вот правду говорят, ничего нет хуже злой бабы. Принцесса моя нефритовая всю душу мне измотала. Так я и взялся хоть за что-то, чтобы только дома пореже бывать.
Я ему: давай мне стыковку, сейчас придумаем, как жизнь наладить. Ну, встретились, обрадовались. Я рассказал ему, что теперь все пояснил. И про себя, и заодно, про него. Знаю, кто на самом деле твоя жена, и что надо сделать. Давай-ка одеждой и шлюпами поменяемся. Я к Лю Лин сам приеду. И улажу всё. Так и сделали.
И полетел я в виде адмирала Вудворта к серпентоморфу из системы Медузы. Прилетаю. А она уж встречает. Глазищами раскосыми сверкает, кричит: Ты зачем запущенный процесс до конца не довёл? А я, недаром с Древней сущностью пообщался. Кроме ноги мне ещё и быстроты реакции перепало. Схватил я принцессу, да и бросил об стену. Она сразу и обратилась в змею. А тут Лизавета выбегает и бросает мне реструктуризатор материи. Кинулись мы со змеей с двух сторон. Но я первый поймал. И ударил её что есть мочи!
Упала змея на пол. А поднялась принцесса Лю Лин. Та же, да не та.
А тут и Стивен пришвартовался. Вбегает. А жена ему навстречу. Как утренняя заря, нежная, смотрит ласково. Как в сказке изменилась!
И давай благодарить. И давай прощения просить, хотя, в общем-то и не за что было. Рассказала принцесса, что ещё её бабушка застала нашествие тёмной материи на их планету. И как много пришлось перетерпеть её народу. Перерождение в рептилридов оказалось единственным способом приспособиться к губительному воздействию и выжить. И все запросы к представителям других рас, ко всем пришельцам, не приводили к успеху, а только к потерям. И единственный случай за три поколения, пролил свет надежды.
А теперь вы вернули мне мою прирожденную, истинную сущность. И весь мой народ будет благословлять вас за это.
Поблагодарила и своего мужа, за терпение и милосердие, и меня, за исключительные способности, и Элизабет, за упорство и целеустремлённость.
А я рассказал всем, что пояснил все до конца с моей мнемограммой, и теперь могу наконец вернуться к своей семье и своему делу.
Стивен был растроган. Куда бы ты не подался, я всегда буду считать тебя моим братом! И я, — сказала Лю Лин.
— А ты, Лизонька Лисонька? — обратился я к Элизабет, кем меня назовёшь?
— От тебя зависит, кем пожелаешь, тем и назову — ответила она. И лицо её было такое… Родное.

Тут и сказке конец. Кто осилил-молодец.

И всем над головой звёздный венец!

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение

«Байкальский колледж недропользования»

Дисциплина: Литература

ПРОЕКТ по литературе

 «Сны и сновидения в русской литературе»

с.Мухоршибирь

Учебная дисциплина: Литература

Руководитель__________ Э.Б.
Жамбалдоржиева

                                    
(подпись)

Исполнитель____________ Е.Р.
Васильева

                         (подпись)

Группа  Э20а

Допущен к защите «___»____________2019 г. _______________
(подпись)

с. Мухоршибирь 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1 название

1.1.Понятие
снов, сновидений…………………………………………………………..4

1.2.Сон и сновидение………………………………………………………………….5

Хронология
темы сна и сновидений в литературе………………………………6

Сны
и сновидения в русском фольклоре…………………………………………7

Сны
и сновидения в русской литературе……………………………………..…9

Сон
Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)…………………….…10

Сон
Татьяны(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)………………………11

Сны
Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)……………………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………..…14

Список использованной
литературы………………………………………..….15

Введение

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то
столь же близкое нашему пониманию, сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и
понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание
работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во
сне? Тайна, покрытая мраком ночи…

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений,
стремишься изучить ее как можно больше. Мне стало интересно, имеют ли сны и
сновидения столь большую роль в литературе.

Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных
произведениях русской литературы.

Задачи:

  1. Найти
    определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и
    других источниках.
  2. Найти
    информацию об истории сновидений в литературе.
  3. Найти
    произведения, где присутствуют картины сна.
  4. Проанализировать
    отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.

Что такое сны? Откуда они берутся?

Что такое сны? Откуда они берутся? Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же
близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем,
что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как
мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? 
Почему,
закрыв глаза, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия
туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы? Почему обычный мир
превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Древние
говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из
будущего. Что значат увиденные нами сны? И стоят ли они того, чтобы о них
думать?

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и
большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон
полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше
понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях
художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко
выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять
субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в
произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как
бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы
ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Сон и сновидение

Что же такое сон и сновидение?  Сновидение
— субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя
изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек,
видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за
реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна
считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в
древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет
отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения
посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Сон – состояние, периодически возникающее у
человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время
сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены
рефлексы.

Хронология темы сна и сновидений в литературе

С древних времён художественное изображение сновидений играло
важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер
различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами
специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник
был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху
Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть
сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Сны окружают…

Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в
художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений
менялось. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом
процессе. Романтикам реальная действительность представлялась горьким сном.
Романтическая литература охотно изображала сновидения и одновременно развивала
мотив жизни-сна. Она стирала грань между реальностью и сновидением, так
что жизнь начинала казаться продолжением сна. Яркий пример такого взгляда на
сон и явь можно увидеть в балладе В.А. Жуковского «Светлана».  

После В.А. Жуковского самыми замечательными мастерами в
изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и
Н.В. Гоголь. Из пушкинских сновидений наиболее яркими считаются сон Андриана
Прохорова в «Гробовщике», а также сны Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове» и
Германна в «Пиковой даме».

Сновидения у Н.В. Гоголя еще более разнообразны, драматичны, порою
загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал
ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он «вставляет» одно
сновидение в другое, подобно фигуркам матрёшки.

Особенно сны привлекали поэтов: ведь именно лирика, а не проза
непосредственно выражает чувства творческой личности, автора.

1.3.Сны и сновидения в русском фольклоре

Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи
приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле
увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон
помог создать периодическую таблицу химических элементов.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», —
говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении
трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть
правильное решение.

Русская народная пословица гласит: «Утро вечера мудренее». Это
верно хотя бы  потому, что вечером мозг человека устаёт, он не так
«работоспособен», как, скажем, утром или днём. Поэтому все запланированные
дела, как советовали наши предки, лучше делать утром. Тогда и результат будет
лучше.

Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом
свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто
можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится
подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были
уверены, сто во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах
времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить
спящего человека. Иначе жди беды.

На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что,
если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его
притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками
здоровья.

На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и
бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в
Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали
детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже
заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам.
Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже
существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим
пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени
подъема.

В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных
жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон
выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть
просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а
символика сна — распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных
текстах — это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление.

В сказках выделяется четыре вида особенного сна:

1.      
богатырский,

2.      
вещий,

3.      
навеянный с помощью колдовства,

4.      
вызванный употреблением особых напитков (пищи).

Богатырский сон выполняет две основные функции: он служит одним из
признаков богатырской силы и помогает отличить богатыря от других персонажей
сказки.

Вещий сон не закреплён за конкретным сказочным персонажем, а
используется в том случае, когда этот сон необходим для развития сюжета сказки.
Если вещий сон видят (или якобы видят) положительные персонажи, то это приносит
им пользу, а если его видят (или как будто видят) герои-злодеи, то это
причиняет или может причинить вред герою.

Сном от колдовства спят, как правило, персонажи, ставшие жертвами
злодеев. Сон, вызванный употреблением зелья, обычно навевается злым персонажем
сказки, стремящимся навредить добрым героям.

Сны и сновидения в русской литературе

В русской литературе сны всегда играют не меньшую, а иногда и
большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делают сон полноценным
«действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их
характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда
вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их
прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание
человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать,
притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто
прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях
художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко
выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять
личные переживания героев. Есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в
произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как
бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служили и служат для
того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Самыми яркими примерами сновидений героев в русской литературе
являются сон Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, сон
Светланы из одноимённой баллады В.А. Жуковского. Во всех этих книгах авторы
отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.

В своём реферате я рассмотрю роль снов именно в этих
произведениях.

Сон Светланы

(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)

В.А. Жуковский один из первых  в своём произведении — баллада
«Светлана» использовал сон — как литературный приём.

Содержание сна. 

Светлане снится жених, который зовёт её с собой, чтобы
обвенчаться: «Едем! Поп уж в церкви ждет/С дьяконом, дьячками;/Хор
венчальну песнь поет;/Храм блестит свечами». 
Девушка соглашается, они
садятся в сани и едут в церковь. На улице вьюга, метель: «Вдруг
метелица кругом;/Снег валит клоками». 
Жених всю дорого молчалив, уныл
и бледен. Она предчувствует что-то неладное. Затем в одно мгновение всё
исчезает: и сани, и кони, и жених. Светлана остаётся одна посреди
заснеженной степи, но, к счастью, она видит вдали свет в избушке, в которую
решается зайти. Зайдя в избушку, Светлана видит горящую свечу, стол, накрытый
белой скатертью, а на столе иконка и гроб. Девушка начинает молиться. Затем
к Светлане спускается Белый голубок , садится на грудь
и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец
пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец
застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет
из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь
мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно
побледнел и замер в гробу. Вдруг Светлана увидела, что мертвец-это её
жених: «Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее —
мертвец!» 
И тут наступает долгожданное пробуждение.

Роль сна.

В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким
образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для
того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как
 глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту.
Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.

Сон Татьяны
(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А.С. Пушкин  же использует сон в своих произведениях, для
того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот
приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для
характеристики героев.

Содержание
сна.

Татьяне снится, как она идёт по снежной поляне, потом внезапно из
сугроба появляется медведь , который начинает гнаться за ней. Когда силы у
героини кончаются, то девушка падает, а медведь хватает её и  несёт в
какой-то шалаш.  Очнувшись, Татьяна оказывается в сенях, через щёлку
видит, как сидят чудовища кругом: «Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и
гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот». Потом героиня
замечает «меж гостей/ Того, кто мил и страшен ей/ Героя нашего романа!/ Онегин
за столом сидит/И в дверь украдкою глядит». 
В тот момент, когда
Татьяна с Евгением остались наедине, внезапно в избу заходят  Ольга и
Ленский. Онегин начинает бранить незваных гостей. В конце концов, ссора
заканчивается тем, что Евгений убивает Владимира ножом. После этого девушка
просыпается.

Роль
сна.

Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не
это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное
состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон
является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.

Сны Родиона Раскольникова

 (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель
был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также
сделать полную характеристику того или иного героя.

Содержания
первого сна.

Родиону снится, как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они
видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка,  из-за того что лошадь не
хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион
хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.

Роль
сна.

Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот
приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее
противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве,
с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость,
сочувствие, сострадание.

Содержание
второго сна.

В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил
топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив
голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял
перед ней: «боится!»
 Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он
заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион
стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.

Роль
сна.

В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном
 состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как
мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы  отчётливо видим, как его
теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.

Содержание
третьего сна.

В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое
явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические,
вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,—
люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но
никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как
считали зараженные… всякий думал, что в нем одном и заключается истина… не
могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в
какой-то бессмысленной злобе… Спастись во всем мире могли только несколько
человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и
новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих
людей…» .

Роль
сна.

Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после
этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия
ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её.
После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также
начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.

Заключение

Итак, мы узнали, что сон – это удивительное, до сих пор не
познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных
основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет
большую роль в русской, а также в зарубежной литературе. А задолго до появления
письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались
объяснить многие непонятные явления окружающего мира

Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об
опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный
путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным
выбором.

Начиная с литературы эпохи классицизма, авторы стали использовать
сон для создания таинственной атмосферы, для объяснения причин тех или иных
поступков персонажей, для передачи их эмоционального состояния.

Кроме того, художественный приём сновидения писатели и поэты
применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического
эффекта.

Таким образом, получается, что сон, действительно, является
достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть
характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также
полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять
причины их поступков, отношение к людям и к себе. 

В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в
других же — дополнением. Сон — это некое откровение героя, которое не несёт
никакой угрозы для него.

Сон — как литературный приём несёт огромную смысловую нагрузку,
 также играет большую, а иногда решающую роль в литературных
произведениях.

Так чем же уникальны сны? Сновидения, по моему мнению, вбирают в
себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего,
раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.

Сны и видения  исключительно важны для понимания движения
сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то
«предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у
читателей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    
Амелина Е.В.
Готовимся к экзамену по литературе. — М.: Оникс; Мир и образование,
2007.</</p>

2.    
Буслакова
Т.П.Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриента. Учеб.
пособие. -М.: Высш. шк., 2001. — 574с.

3.    
Виницкий И.Ю.
50 вопросов о 50 персонажах русской литературы XVIII — первой трети XIX веков.
— М.: Московский культурологический лицей, 1997.

4.    
Воздушный
корабль: Литературные баллады. — М.: Правда, 1986.

5.    
Все герои
произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.:
Олимп, 2002.

6.    
Долинина Н.
Прочитаем «Онегина» вместе. — Л.: Детская литература, 1971.

7.    
ЕГЭ 2009:
Литература: Справочник. — М.: Эксмо, 2009.

8.    
Матюшенко
Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. —
М.: МАКС Пресс, 2009.

9.    
Монахова О.П.,
Малхазова М.В. Русская литература XIX века. В 3 ч. Часть 1. — М.: Марк, 1995.

  • Сказка василиса прекрасная книга
  • Сказка в степанова домик для воробья текст
  • Сказка в обработке афанасьева или даля
  • Сказка в ладошках ишим
  • Сказка в гости к нам пришла тема недели