Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 34 станицы ленинградской муниципального образования ленинградский район конспект урока литературы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад компенсирующего вида №34

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

$

Конспект урока литературы «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

$

Подготовила

воспитатель

Литвинкова Галина

Ивановна

Ст. Ленинградская

$ 2011

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, у$точнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент.

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.$

Сорока-ворона кашу варила, водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, $он дрова рубил. загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

$А этому не дала, он дрова не рубил, грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

$ -Что мы с вами рассказали? (Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до на$ших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

2. Чтение сказки

В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Физминутка: речь с движением «В огороде»

$

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем, имитация движений

И картошки накопаем,

$ Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, $показывают круг

Щавеля нарвем немножко имитируют

И вернемся по дорожке, идут по кругу, взявшись за руки

4. Беседа по содержанию сказки

$ -Как называется сказка? (Дети: «Мужик и медведь»)

-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

-Значит это… русская народная сказка.$

-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

-А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

-Как одним сло$вом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю — вершки, себе -корешки

-А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

$-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? $(Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

-Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

-Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу $победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких — кор$ешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок — вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Подведение итогов. Оценка работы детей

-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ($Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки…)

А чтобы вы не забыли сказку, на память я дарю вам репку, вы раскрасите ее, а дома родным вы расскажите сказку.

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. $Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик$ посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и уве$з домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Список использованной литературы

  1. «Дидактические игры в детском саду». А.К.Бондаренко. Мо$сква. Просвещение, 1991г.

  2. «Наши сказки» Детская литература. Москва 1969.

  3. «Физминутка для малышей». М.Ищенко, изд. «Феникс» 2009г.

  4. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», изд. Детство-Пресс, 2010г.

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение

Мерлинская школа

Краснинского района Смоленской области

Конспект
организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
русская народная сказка
«Мужик и медведь».

Воспитатель:
Гащук Е. М.

Тема: русская
народная сказка «Мужик и медведь».

Цель:
 Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события
сказки.

Задачи: — познакомить детей с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

              — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ
взрослого.

              — вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь
слушать ответы других детей,

                 Не перебивать говорящего.

              — расширять знания детей на тему «Откуда хлеб пришёл»,
обобщающие понятия «Дикие  животные», «Овощи».

              — закреплять в словаре детей существительные «пшеница»,
«колосья», «зерно», прилагательные – антонимы: большой – маленький, умный –
глупый, сладкий – горький, узкий – широкий, тонкий – толстый.

              — объяснить значение слов «корешки» и «вершки».

              — развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

Материалы: фигурки персонажей сказки – мужик и медведь.  Предметные картинки –
сноп, репа, ботва от репы, корешки от колосьев, зёрна.

Предварительная работа: рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл».
Сначала в поле сеют  пшеницу и рожь (слайд с изображением засеянного поля),  из
них вырастают хлебные колосья (слайд с изображением колосьев в поле),  в
колосьях к осени созревают зерна (слайд с изображением колоса с зерном),  зёрна
собирают и перемалывают в муку на мельницах (слайд),   из муки выпекают хлеб
(слайд).

ОПИСАНИЕ

1.Организационный момент: «Встали на дорожке, подравняли ножки, приготовили
ладошки». Дети  поочерёдно называют  диких  животных одновременно хлопая                                   воспитателя
по ладоням.

2.Знакомство со сказкой:

Воспитатель сообщает детям, что про один овощ  они сегодня будут
слушать сказку и предлагает отгадать загадку:

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка —

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.

Отгадка (ответ): Репка

Далее сообщается название сказки (русская народная сказка «Мужик и
медведь»). Далее воспитатель рассказывает сказку (читает) одновременно
выставляя фигурки персонажей и предметные картинки.

После чтения и пояснения незнакомых слов в тексте ( вершки – это то,
что растет над землёй, корешки – то, что растет под землёй) выполняется
следующее задание.

3.Подумай и ответь: Воспитатель задает детям вопросы по содержанию
сказки.

   Кто приехал пахать поле?

   Кто вышел к мужику из леса?

   Что сказал медведь мужику?

   Что предложил мужик медведю?

   Что в первый раз посадил на поле мужик с медведем?

   Как осенью поделили урожай?

   Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

   Остался ли медведь доволен своим выбором? Почему?

   Что посадили мужик с медведем на следующий год?

   Что выбрал себе медведь у пшеницы: вершки или корешки?

   На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

   Что мужик сделал из пшеницы?

4.Игра «Вершки и корешки»:

 Воспитатель сообщает детям, что у
разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови, свеклы, редиски
– корешки, которые растут в земле, а у капусты, огурцов, помидоров, кабачков,
наоборот, вершки (растущие над землёй листья и плоды).

Воспитатель напоминает детям, что глупый
медведь каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки –
горькие листья, а у пшеницы – жёсткие, невкусные корешки. А чтобы выбрали дети
сами у репы, моркови, капусты, огурцов, картошки, редиски, свеклы.

(Показать картинки  с изображением отдельно овощей и тех же овощей
выращенных на грядке). Если ответ ребенка правильный воспитатель даёт ему
картинку с изображением данного овоща.

5.Игра с мячом «Закончи фразу»

Дети встают полукругом, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом,
закончить фразы:

                        Медведь большой, а мужик….(маленький).

Медведь глупый, а мужик…(умный)

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные)

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы…(съедобные)

У репы корешки сладкие, а вершки…(горькие)

У пшеницы листья узкие, а у репы…(широкие)

У репы корень толстый, а у пшеницы…(тонкий)

Поле засевают весной, а урожай собирают…(осенью)

6 . Рефлексия.

·       
Воспитатель положительно
оценивает  работы детей;

·       
сообщает, что благодаря им
медведь не останется голодным;

·       
уточняет название сказки
(«Мужик и медведь»);

·       
предлагает вспомнить о ком
рассказывалось в сказке (об умном мужике и глупом медведе).

Тема: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Начинать работу по обогащению  словаря необходимо с раннего дошкольного возраста, так как речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление, внимание, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка. В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в  ФГОС ДО  в п.2.6 определено содержание ОО  «Речевое развитие» следующим образом: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из приоритетной задач ООП МБДОУ № 5 является овладение дошкольниками речью как средством общения на основе всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я  заметила, что состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По наблюдениям психологов,  при словарном запасе в 1500 -2000 слов 4-х летний ребенок  в течение дня наиболее часто использует слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Опираясь на это высказывание и  исследование педагогов, психологов, лингвистов в области речевого развития (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) я пришла к выводу о необходимость поиска эффективного средства развития образной речи и обогащения словаря детей

4-х- 5 лет. Новообразованием данного возраста является активное развитие воображения, что помогает дошкольникам понимать русскую народную сказку. Велика  роль  народной сказки  в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.).  Народная сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Сказка  является  одним  из условий обогащения словаря новыми словами, усвоения детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, позволяет закрепить и уточнить словарь, активизировать его.

      За основу мною была взята методика развития словаря детей  и система работы с народной сказкой  Е. И. Тихеевой.

В соответствии с обозначенной проблемой мною были сформулированы цель и задачи работы.

Цель педагогической деятельности: Использование возможностей народной сказки как средства развития образной речи и обогащения словаря детей 4-х- 5 лет.

 Задачи:

1.Выявить и внедрить актуальные методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.

 2.Создать условия для формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста;

3.Привлечь родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.

 В сентябре  2018 года было проведено диагностическое обследование уровня словарного запаса детей 3-4 лет по методике А.Г. Арушановой. В обследование участвовало 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Результаты диагностики показали, что 20 человек показали средний уровень развития словарного запаса 7 детей показали низкий уровень.

 Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать

На  основе полученных данных были определены направления работы:

1. Обогащение развивающей предметно–пространственная среды в группе. Для этого был оборудован речевой уголок- специальное место, где проходит индивидуальная  и подгрупповая  работа  по развитию речи. В речевом уголке  хранятся пособия, которые я использую в работе с детьми.  Имеется копилка слов (в картинках) это копилка своеобразный накопитель демонстрационного материала. В последующем я использую картинки для решения различных речевых задач. Например   составление  по набору картинок  отдельных предложений и (или) небольших рассказов (часто совместно с воспитателем)игровое упражнение «Загадай слово», игровая ситуация «Магазин» (дети «покупают» все «спортивные» («сладкие», « зимние» и т.д.) С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создан развивающий центр «Мини-библиотека». Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с  книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

 В этом году «Мини-библиотека» была  организована с самого начала  учебного года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для «Книжкиной больницы» (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляю любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги  выставляю детские рисунки на темы художественных произведений. Для оформления развивающей предметно-пространственной среды и для обыгрывания сказок родителями были изготовлены домики-модули, а также  атрибуты. Появились традиции в конце  года проводить итоговое мероприятие – показ родителям спектакля. Для родителей и детей младших групп были показаны спектакли — «Репка», «Теремок» (совместно с родителями).

2. В п. 3.4.2 ФГОС ДО профессионально компетентный педагог ДОУ выступает одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для повышения компетенции по данной проблеме я составила план самообразования: изучила необходимую литературу, прослушала  вебинары:

Вебинар «Современные практики развития речи детей дошкольного возраста»

https://ast.ru/news/vebinar-sovremennye-praktiki-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta/ 

Вебинар «Художественное слово в речевом развитии дошкольника»

http://service.tc-sfera.ru/vebinary/besplatnye/khudozhestvennoe-slovo-v-rechevom-razvitii-doshkolnika

3. Выделила  и актуализировала методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников:

-Словесные (проговаривание, беседа, чтение  народных сказок, словесные игры, пересказы; конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов);словосочетаний (срифмовать 2 слова), предложений (составить длинное, распространенное предложение); сочинение сказок);

-Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, бибабо, театр оригами).

-Практические (игры пальчиковые, подвижные, хороводные, игры – инсценировки, стихи с движениями).

-Прием «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…

        Свою работу осуществляю  через основные формы деятельности:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность

     Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

     В формировании  и развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют три направления:

1. Обогащение словаря ребенка  на основе ознакомления с окружающим миром (увеличением кругом предметов и явлений)

2. Введение слов обозначающих качество, свойство, отношение на основе углубления   знаний о предметах и явлений окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов  по существенным признакам.

       Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря  за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое слово в активный словарь.

        Мною была выработана система работы с народной сказкой  по обогащению словаря дошкольников.  (Вы ее можете видеть на слайде)

На первом этапе обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию при чтении или рассказывании  новой сказкой дети  знакомятся с новыми словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Так же знакомство с новыми словами может происходить и при рассматривании иллюстраций (репродукций) к сказке. С помощью этого приема привлекаю дошкольников  вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма, или описание  каких-то предметов и явлений.

Особенность этого этапа заключается в многократном повторении  новых слов с целью запоминания. Очень важно варьировать прием  повторения: буквальное, индивидуальное и хоровое воспроизведение образца.  С этой  целью использую  дидактические игры, лексические упражнения, и игры с элементами театрализации, которые проходят в основном во второй половине дня.

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира знакомлю дошкольников  с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними. Занятия  строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку.

Закрепление новых слов, развитие воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою проходит  в организованной образовательной деятельности по  изодеятельности ( рисование, лепка, аппликация), а также в другой продуктивной деятельности: выставка рисунков, изготовление книжек малышек совместно с родителями, проектная деятельность. На этом этапе  использую  множество  словесных игр и упражнений. ( игры представлены на слайде)

1. «Какой» — подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

— яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

— речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.;

— медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по эпитетам.

— Серый, трусливый, ушастый (заяц);

— Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса);

— Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3. «Что делает» — подбор действий к предмету или сказочному герою.

— лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит;

— петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет.

4. «Узнай по описанию» — узнавание героя сказки по действиям.

— печется, убегает, катится, поет (колобок);

— варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, (Машенька).

5. «Скажи по-другому» — подбор синонимов.

«Три поросенка» — поросята убегают от волка.

— Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

6. «Скажи по-другому» — подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7. «Скажи ласково» — подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

— Заяц – зайчонок, зайчишка;

 — Лиса – лисичка, лисонька;

 — Яблоня – яблонька.

8. «Скажи с преувеличением»

— Усы – усище;

— Хвост – хвостище;

— Дом – домище.

9. «Подбери похожее слово» —  подбор однокоренных слов.

—  лес-лесок-лесочек; лед — ледок — ледяная; снег – снежок — Снегурочка…

10. «Продолжи предложение»

11. «Отгадай сказку (героя сказки)»

12. « От каждого по словечку»

Например: Лисичка в сказках какая? Зайчик в сказках какой?

— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

— сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая» заяц – «которкохвостый», «длиннолапый»);  (словотворчество)

Эти игры я использую в НОД по речевому развитию, в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

    Работа со словом не ограничивается одним занятием, наиболее трудные слова  необходимо  предлагать вниманию детей неоднократно, в течение длительного периода, т.е. они должны быть программным материалом многих занятий.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова.

На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. На этом этапе проводятся сюжетно-роевые игры по сказкам, игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте совместно с воспитателем и (или) родителями в старшем дошкольном возрасте в самостоятельной деятельности. Проводятся досуги и развлечения по сказкам совместно с родителями, викторины, творческое рассказывание по сюжетам народных сказок,  а так же  множество  словесных игр и упражнений.

План  по формированию и обогащению словаря дошкольников  с использованием русской народной сказки.

Формы работы с дошкольниками

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию

4 (чтение сказки, беседа по содержанию)

6 (чтение сказки, беседа по содержанию)

8 ( чтение и беседа по содержанию рассказывание, пересказ)

Игры с элементами театрализации

2 раза в месяц  

-речевые упражнения,

-этюды на выражение основных эмоций ,

 -этюды на выражение основных черт характера,

— игры на развитие внимания и памяти(по программным сказкам)

2 раза в месяц речевые упражнения. этюды на выражение основных эмоций , этюды на выражение основных черт характера, игры на развитие внимания и памяти ,этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам)

2 раза в месяц

-речевые упражнения.

-этюды на выражение основных эмоций,

-этюды на выражение основных черт характера,

-игры на развитие внимания и памяти,

-этюды на выразительность жестов. (по программным сказкам)

Игры драматизации совместная /самостоятельная  деятельность

«Репка», «Курочка-ряба»

«Теремок»,

«Колобок»,  «Кот, лиса и петух»

 «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»,

«Кот, лиса и петух»

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят»  эпизодов из сказок: «Морозко», «Вершки  и корешки», «Заяц-хвачта»

Досуги/развлечения

Совместно с родителями «Теремок»

«В гости к сказке»,

«Спешим на помощь Колобку»

«Путешествие по сказкам»

«Квест по сказкам»

«По страницам любимых сказок»

Сюжетно-ролевая игра по сказке

«Репка», «Курочка-ряба»

«Теремок»,

«Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»

 «Театр» : («Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»,

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят») «Медведь, волк и лисица», «Зимовье зверей»

Проектная деятельность

«Наши любимые сказки»

«В гостях у русской народной сказки»

Литературная викторина

«Волшебная книга»

 Продуктивная деятельность

 Выставка рисунков «В гостях у сказки» совместное творчество детей и родителей  по сюжетам сказок

Лепка по  русской народной сказки «Колобок»

Изготовление книжек малышек совместно с родителями

-Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
-Аппликация «Теремок»

Рисование по русской народной сказке «Три медведя»
-Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

«Три медведя»
-Аппликация «Заюшкина избушка»

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Создание альбома «Любимые сказки»

Режимные моменты

1 раз в неделю

-Чтение народных сказок

-Узнай сказку по иллюстрациям

-Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста, связанных с народной сказкой.

1 раз в неделю

-Рассказывание сказки

-Узнай сказку по иллюстрациям

-Разложи по порядку.

-Игры и упражнений для обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста, связанных с народной сказкой.

1 раз в неделю

-Чтение  народных сказок

-Творческое рассказывание по сказкам.

(«Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, лиса и петух»,

 «Лисичка со скалочкой»,

 «Волк и семеро  козлят»

   Далее в старшем дошкольном возрасте планирую добавить в работу следующие приемы:

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

— объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В  народных сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

— придумать похожие слова (синонимы) и многие другие.

Придумывание новых названий известных сказок;

Прием Конструирование:

  • Рифмование двух слов (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества.
  • предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре        «от каждого — по словечку»)

       В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает  на уровне каждого ДОУ. Родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) вместе с тем и образовательные учреждения стремятся к открытости, которая предполагает  участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). С целью повышения педагогической компетенции родителей мною   проводится консультативная  работа  по формированию и обогащению словаря детей. Для родителей были проведены консультации   «Работа по обогащению и расширению словаря детей старшего дошкольного возраста», « Народная сказка как средство речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста» Семинар-практикум  по теме: «Развитие и обогащение словаря ребёнка», совместные театрализованные постановки по народным сказкам. Родители являются активными участниками проектной деятельности, участвуют в досугах и развлечениях по народным сказкам.

       Опытом работы делилась с коллегами, подготовила и провела открытое занятие в рамках недели Педагогического мастерства,  так же  для педагогов были проведены консультации на темы: «Обогащение детского словаря через народную сказку»,  «Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей». Веду собственный мини сайт на портале https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna

Результативность моей работы.

В  сентябре   2019 года диагностика определения уровня развития словарного запаса детей (представлена на слайде)  проводилась по следующим критериям:  подбор слов обозначающих качества предметов, подбор эпитетов, подбор слов обозначающих действие с предметом, подбор синонимов, составление предложений с заданным словом, словообразование, обобщающие слова. По результатам диагностики  практически все дети  могут предмет узнать по эпитетам (отгадывать загадки), многие умеют обобщать и классифицировать предметы, подбирать обстоятельства к предмету.

Дети могут подбирать эпитеты, слова обозначающие действия с предметом, у них получается образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (например, кот—котик— котенок) слова во множественном числе ( кот — коты). Семеро  детей показали высокий уровень по обогащению словаря. По сравнению с первой диагностикой это на 25 % больше. Это те дети, у кого был средний уровень, близкий к высокому. Их словарный запас увеличился на треть. В речи детей появились  образные слова и выражения в ходе свободной деятельности  такие как  «лес дремучий», «зайчик — побегайчик», «лисичка-сестричка», «волчок — серый бочок» и др.

Как следствие  успешно развивается диалогическая речь. Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия. Дети  проявляют интерес к  обыгрыванию сказок при помощи различных видов театра, самостоятельному сочинению сказок. Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, участвуют в коллективном разговоре даже малоговорящие дети.

Диагностика образовательной области «Речевое развитие» показала эффективность проделанной мною работы по использованию   народной сказки в расширении и обогащении  словаря.

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать

Перспективы работы.

Таким образом,  народная сказка является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Постепенно у детей формируется готовность к более глубокому восприятию русской народной литературы. В дальнейшем в своей работе я продолжу использовать  народную сказку  в развитии образности речи дошкольников   и поделиться опытом  своей работы с коллегами  других образовательных учреждений  через собственный мини сайт https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna.  Провести  вебинар  в рамках выставки «Образование. Развитие. Успех».        

Список литературы.

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-112с.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 64 с.

3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

4. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. —СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.

5. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006.-112с.

7. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-граф, 2008. – 224с. – (Тропинки).

9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.

10. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Развиваем речь).

11. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288с. – (Развиваем речь).

12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

На Профсоюзной улице в честь Международного дня детской книги пройдут занятия на любой вкус! 

В художественной мастерской изучим основы живописи, пишем картины акриловыми красками, гуашью, пастелью, рисуем героев из детских сказок.

На кулинарных классах готовим любимые блюда героев из русских сказок, ватрушки домовенка Кузи, миндальное печенье Мальвины, наваристые щи — любимое блюдо медведей из сказки.

В «Литературной гостиной» знакомимся с издательским делом, профессиями дизайнера и иллюстратора и оформляем книги с русскими сказками буквицами, заставками, концовками в стилистике русской сказки.

А также научимся мастерить объемные книги и бумажные театры! 

Любимая книга. Создание обложки для книги. (Литературная гостиная)

12:00

Айболит. Знакомимся с принципами оформления книжной обложки и титула. Оформляем собственную книжку в сказочном стиле. (Русские сказки)

12:00

Зарисовки по сказке «Цветик-семицветик». Рисуем гуашью на холсте. (Художественная мастерская)

12:00

17:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки». (Кулинарные классы)

12:00

Муха Цокотуха. Знакомимся с книжными буквицами, оформляем книжку со сказкой в русском стиле. (Русские сказки)

13:00

Зарисовки по сказке «Гуси-Лебеди». Пишем гуашью иллюстрации к сказке. (Художественная мастерская)

13:00

Яркая закладка. Создание закладки уголка по мотивам детской сказки «Теремок». (Литературная гостиная)

13:00

17:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя». (Кулинарные классы)

13:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме». (Кулинарные классы)

14:00

16:00

Айболит. Знакомимся с принципами оформления детской книги, создаем заставки и концовки к сказке Теремок. (Русские сказки)

14:00

Зарисовки по сказке «Аленький цветочек». Зарисовки акриловыми красками. (Художественная мастерская)

14:00

18:00

Книжный органайзер. Декоративный элемент из картона для книжной полки. (Литературная гостиная)

14:00

18:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора». (Кулинарные классы)

15:00

Театр Теней. Бумажный театр теней по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов». (Литературная гостиная)

15:00

Золотая рыбка. Знакомимся с принципами оформления книжной обложки и титула. Оформляем собственную книжку в сказочном стиле. (Русские сказки)

15:00

Зарисовки по сказке «Курочка Ряба». Рисуем карандашом на холсте. (Художественная мастерская)

15:00

Зарисовки по сказке «Конек-Горбунок». Рисуем любимые сказочные фрагменты. (Художественная мастерская)

16:00

Объемная книга. Создание книги с объёмными картинками. (Литературная гостиная)

16:00

Теремок. Знакомимся с книжными буквицами, оформляем книжку со сказкой в русском стиле. (Русские сказки)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». (Кулинарные классы)

17:00

Курочка ряба. Знакомимся с принципами оформления детской книги, создаем заставки и концовки к сказке Теремок. (Русские сказки)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди». (Кулинарные классы)

18:00

Золотая рыбка. Собираем декоративные буквицы в старорусском стиле для оформления собственной книжки. (Русские сказки)

18:00

Любимая книга. Создание обложки для книги. (Литературная гостиная)

12:00

Золотая рыбка. Знакомимся с принципами оформления книжной обложки и титула. Оформление книжной обложки в сказочной стилистике. (Русские сказки)

12:00

15:00

Зарисовки по сказке «Гадкий утенок». Иллюстрация к любимой сказке пастелью. (Художественная мастерская)

12:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки». (Кулинарные классы)

12:00

Теремок. Оформление книжки и знакомство с книжными буквицами. (Русские сказки)

13:00

16:00

Зарисовки по сказке «Колобок». Рисуем сказочных персонажей акриловыми красками. (Художественная мастерская)

13:00

Яркая закладка. Создание закладки уголка по мотивам детской сказки «Теремок». (Литературная гостиная)

13:00

17:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок». (Кулинарные классы)

13:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя». (Кулинарные классы)

14:00

Курочка ряба. Знакомство с принципами оформления детской книги и создание книги в сказочной стилистике. (Русские сказки)

14:00

17:00

Зарисовки по сказке «По щучьему велению». Акварельные зарисовки любимой сказки. (Художественная мастерская)

14:00

Книжный органайзер. Декоративный элемент из картона для книжной полки. (Литературная гостиная)

14:00

18:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора». (Кулинарные классы)

15:00

Театр Теней. Бумажный театр теней по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов». (Литературная гостиная)

15:00

Зарисовки по сказке «Василиса-Прекрасная». Рисуем картину карандашом и пастелью. (Художественная мастерская)

15:00

Зарисовки по сказке «Гуси-Лебеди». Пишем гуашью иллюстрации к сказке. (Художественная мастерская)

16:00

Объемная книга. Создание книги с объёмными картинками. (Литературная гостиная)

16:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме». (Кулинарные классы)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». (Кулинарные классы)

17:00

Зарисовки по сказке «Курочка Ряба». Рисуем карандашом на холсте. (Художественная мастерская)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди». (Кулинарные классы)

18:00

Золотая рыбка. Собираем декоративные буквицы в старорусском стиле для оформления собственной книжки. (Русские сказки)

18:00

Зарисовки по сказке «Конек-Горбунок». Рисуем любимые сказочные фрагменты. (Художественная мастерская)

18:00

Любимая книга. Создание обложки для книги. (Литературная гостиная)

12:00

Зарисовки по сказке «Цветик-семицветик». Рисуем гуашью на холсте. (Художественная мастерская)

12:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки». (Кулинарные классы)

12:00

Золотая рыбка. Знакомимся с принципами оформления книжной обложки и титула. Оформление книжной обложки в сказочной стилистике. (Русские сказки)

12:00

15:00

Зарисовки по сказке «Аленький цветочек». Зарисовки акриловыми красками. (Художественная мастерская)

13:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок». (Кулинарные классы)

13:00

Яркая закладка. Создание закладки уголка по мотивам детской сказки «Теремок». (Литературная гостиная)

13:00

17:00

Теремок. Оформление книжки и знакомство с книжными буквицами. (Русские сказки)

13:00

16:00

Курочка ряба. Знакомство с принципами оформления детской книги и создание книги в сказочной стилистике. (Русские сказки)

14:00

17:00

Зарисовки по сказке «Гадкий утенок». Иллюстрация к любимой сказке пастелью. (Художественная мастерская)

14:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя». (Кулинарные классы)

14:00

Книжный органайзер. Декоративный элемент из картона для книжной полки. (Литературная гостиная)

14:00

Театр Теней. Бумажный театр теней по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов». (Литературная гостиная)

15:00

Зарисовки по сказке «Колобок». Рисуем сказочных персонажей акриловыми красками. (Художественная мастерская)

15:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора». (Кулинарные классы)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме». (Кулинарные классы)

16:00

Объемная книга. Создание книги с объёмными картинками. (Литературная гостиная)

16:00

Зарисовки по сказке «По щучьему велению». Акварельные зарисовки любимой сказки. (Художественная мастерская)

16:00

Зарисовки по сказке «Василиса Прекрасная». Рисуем картину карандашом и пастелью. (Художественная мастерская)

17:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». (Кулинарные классы)

17:00

Золотая рыбка. Собираем декоративные буквицы в старорусском стиле для оформления собственной книжки. (Русские сказки)

18:00

Зарисовки по сказке «Гуси-Лебеди». Пишем гуашью иллюстрации к сказке. (Художественная мастерская)

18:00

Книжный органайзер. Декоративный элемент из картона для книжной полки. (Литературная гостиная)

18:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди». (Кулинарные классы)

18:00

Другие события в этом районе

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 — 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах.

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать     

Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 г. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет по благословению епископа Новограчаницко-центрально-западноамериканского Лонгина в монастыре Святого Саввы в Либервилле в 2017 г.

В настоящее время готовится и русское издание этого исторического наследия.

Небольшой отрывок представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в столь любимую им Россию.

***   

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать     

Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание все возрастало.

Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.  

Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле.

Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Я бросился на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную.

Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, – бравому станционному жандарму – и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата.

Я был в России.

Москва

Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну, почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

Но поезд не останавливался, земля продолжала вращаться, и в скором времени ночь, которая так мне мешала, подошла к концу. С первым проблеском зари я снова был у окна. Мне казалось, мы проехали огромное расстояние. У меня сложилось впечатление, что дорога от границы до Москвы намного длиннее, чем весь путь до российской границы – столько разных впечатлений вызывала безграничная широта этой страны.

Вся расстилающаяся предо мною Россия была покрыта чистейшей снежной вуалью. И таково было мое восхищение, что, мне казалось, и жизнь в России должна быть чиста и целомудренна подобно белоснежному покрывалу, символично лежащему на земле.

Мы все приближались к Москве. Но, несмотря на быстроту поезда, мне казалось, он ехал слишком медленно. Мне хотелось спрыгнуть и подталкивать его сзади. С каждым оборотом колес чувство радостного предчувствия возрастало, и прибытие в Москву начало казаться мне единственно важным событием моей жизни.

Через несколько часов я буду на земле, свято чтимой почти всеми славянами. Святая Мать Москва, город, вокруг которого выросла Российская Империя, ее духовная, хотя уже не политическая столица. Москва – древнейшая и величайшая из славянских столиц, мать городов русских.

Мое возбуждение при мысли о въезде в Москву было, наверное, похоже на переживания благочестивых католиков, въезжающих в Рим, или правоверного мусульманина, впервые увидевшего Мекку или Медину.

С глухим шумом поезд мчался по все учащающимся стрелкам. Хорошие дороги появились вдоль железнодорожных путей. Замелькали загородные виллы. Все указывало на близость большого города.

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать     

Расстояние между домами сокращалось. Вот дома слились в типичные пригородные улицы, где кареты и телеги сновали туда-сюда. Наконец появились трамваи.

Боясь что-то пропустить, я переходил от окон на одной стороне вагона на другую и обратно. Справа от железной дороги церквей было больше, чем я видел за всю жизнь, слева – то же самое. С обеих сторон простиралось море русских куполов, которые я впервые видел не на книжных картинках. Я начал было их считать, но быстро сбился со счету.

Море куполов не оставляло сомнений: это уже Москва.

Вокзал оказался прямо в центре города.

Я никого не предупредил о своем приезде, поэтому меня не встречали на вокзале. Схватив чемодан, я вышел из вагона и начал пробираться сквозь толпу новоприезжих и отъезжающих, напоминавшую кишащий муравейник. Кое-как выбрался я из вокзала. Стоя на ступеньках лестницы, оглядел огромную площадь перед железнодорожной станцией, покрытую бесчисленными заиндевевшими телефонными и телеграфными проводами. Сотни кучеров криком приглашали их нанять.

Впервые в жизни залез я в сани. Большой, черный, чистокровный орловский рысак, позванивая бубенцами, мчал меня по оживленным улицам Москвы. Он пофыркивал, и, выходя из ноздрей, дыхание на секунду становилось паром.

Мы ехали по Лубянке. Я с трудом верил глазам. Я не мог поверить, что я в Москве. Все вокруг казалось мне волшебным – я жил в сказке «Тысячи и одной ночи».

Лубянская площадьЛубянская площадь     

Неужели сбылась моя детская мечта? То, о чем я мечтал еще до того, как взобрался на Ловчен, с того самого времени, как русские студенты, гостившие в Черногории, рассказали мне, десятилетнему мальчику, о чудесах своей страны.

Мы подъехали под стенами Кремля, и кучер остановился у ворот Сербского подворья. За воротами я еще мог раздумывать, в Москве я или мне это только снится, но внутри при виде настоятеля архимандрита Михаила, лицо которого мне было знакомо еще с Сербии, сомнения исчезли, и я, наконец, поверил, что добрался до цели.

Вот что мне еще запомнилось из первого дня в Москве.

Сербское подворье в МосквеСербское подворье в Москве     

Наступил вечер. Невзирая на усталость после длительного путешествия, я служил вечерню в храме Сербского подворья. Я ожидал увидеть на службе лишь горстку соотечественников, сербов, проживающих в Москве. Каково же было мое удивление, когда при входе в церковь я увидел ее переполненную русскими, собравшимися там, как я узнал, задолго до начала службы.

Это был первый, увиденный мной яркий пример духовного единства различных ветвей славянского православия и силы объединяющего нас богослужебного церковнославянского языка. Впоследствии мне приходилось часто вспоминать об этом единстве. В русских церквях я всегда чувствовал себя как дома среди духовенства и среди мирян, так же, как и русские чувствовали себя как дома в Сербском подворье в мой первый вечер в Москве.

На следующее утро сразу по окончании литургии, позабыв о столь необходимом отдыхе, я вышел на шумные улицы. Я больше не смотрел свысока на мелодрамы улиц большого города, как приехав впервые из Цетинье в Белград. Наоборот, желание рассмотреть все изблизи преодолело усталость. Я хотел внимательно изучить черты этой древней российской Первопрестольной. И, начав, уже не мог остановиться.

Кузнецкий мост зимой. МоскваКузнецкий мост зимой. Москва     

Сколько шума, сколько гвалта производит прилив и отлив человеческой жизни! Шум города ничуть не тише рева штормовой Адриатики, по волнам которой наш пароход с трудом пролагал себе путь из Котора до Фиуме, но несравнимо прекрасней, потому что в нем есть какой-то смысл.

Мне все казалось еще более удивительным по сравнению с обстановкой в Студенице, откуда я только что приехал[1]. Там, в далекой Сербии, благословенное уединение и тишину лишь изредка нарушает горный ветер, шелестящий листья. Здесь по улицам мчится стремительный поток. Тысячи, сотни тысяч разных лиц: старое, молодое, взволнованное, беззаботное. Непрекращающийся поток куда-то стремящегося человечества. Все куда-то спешат – заходят в магазины, выходят, забегают в банки и лавки. Сани скользят по улицам и площадям. Во всем мире не найдется столько извозчиков, как в Москве. Похоже, сюда собрали лучших лошадей со всего мира. Или, если хотите, здесь есть трамваи, чьи пути покрывают сетью всю Москву с непревзойденным нигде в Европе обслуживанием.

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать     

Гул тысяч голосов, крики, плач грудных детей, пронзительные возгласы торговцев. Наряду с богатыми, лучшими в мире мехами видны лохмотья нищих, таких нищих, которые незнакомы моей скромной родине.

Вот надменно прохаживаются купчихи, одетые по моде дамы, за которыми остается в воздухе легкий шлейф дорогих духов. Они, похоже, забыли, что сегодня они живут, а завтра – умрут, и, если кто-то остановил бы их и напомнил им, что все их великолепие – лишь суета сует, они, вероятно, очень бы удивились.

За ними устало бредут согбенные нищетой женщины в лохмотьях.

Здесь – разжиревшие и заспанные обжоры, там – бледные нищие алкоголики, едва стоящие на тонких ногах.

По углам улиц стоят мрачные, разочарованные мужики. В безуспешном поиске работы их не оставляет мысль о женах и детях, с нетерпением ожидающих их возвращения на чердаках и в подвалах, с надеждой на корочку хлеба и глоток молока.

Там, под аркой дома, разочарованный и потерянный мужик пьет водку из бутылки, купленной, возможно, на последние десять копеек. На тротуаре напротив такой же, как и он, бедняк смотрит на него с нескрываемой завистью, засунув руки в пустые карманы и нарочито небрежно посвистывая, будто ему принадлежит вся Москва. Не эти ли люди послужили Максиму Горькому прототипами героев книги «На дне»?

Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать     

Приведу слова и другого великого русского писателя, сказавшего про весь мир: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Человеческий поток мчится по улицам Москвы с раннего утра до позднего вечера. Стены Кремля смотрят на происходящее внизу, как на человеческую лаву, непрестанно извергаемую невидимым вулканом.

Глядя на это, я думал о незначительности и беспомощности человека, несомого этим потоком.

Прошла похоронная процессия. Почти никто не обратил на нее внимания. Обнажившие голову перед гробом были скорее исключением. Что значит смерть одного, когда миллионы еще живут? В толпе никто не знал и не спрашивал, кого несут на кладбище.

Приближалось время вечерни. Колокола «сорока сороков» церквей мощно зазвонили, призывая человеческий поток остановиться хоть на час, забыть мирские заботы и надежды и предаться молитве и созерцанию. Внезапно от людского потока начали отделяться ручейки людей с обнаженными головами, бегущие к открытым дверям то одной, то другой церкви.

Я присоединился к одной такой струе и с ними вместе зашел под величественные своды церкви, видевшей не одно поколение молящихся.

Еще минуту назад каждый из них вносил свое в уличный шум и гам многолюдного города. Здесь же они вдруг преобразились. Частные цели и желания исчезли, их объединило чувство благоговения и мира. Хор запел, стоящие в церкви подхватили. Я был уже не наблюдателем, а составляющей этого благочестивого сообщества.

Голоса хора слились в великолепном крещендо.

Мой голос присоединился к их голосам в пении рождественского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».


[1] Имеется в виду древний сербский монастырь Студеница, где святой Мардарий в 1906 г. принял монашеский постиг. – Прим.ред.

  • Сказка великий нехочуха слушать
  • Сказка век живи век учись хорватская народная сказка
  • Сказка век живи век учись читать
  • Сказка вафельное сердце читать
  • Сказка ведьма и солнцева сестра слушать