Сказка вершки и корешки читать слушать

Тема: знакомство дошкольников с основами экономики через сказку.цель: расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. учить переосмысливать

Тема: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».

Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является знакомство детей с основами  экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников.

Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.

Сегодня мы с вами постараемся определить роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний и выделить основные направления работы со сказкой для экономического образования детей дошкольного возраста.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка  несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Основные условия экономического воспитания на основе сказок:

  Использование сказки, не только как средство «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

  Организация комплексной работы со сказкой;

  Создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Что такое сказки?

Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет.

 На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания.

 Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.

Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:

  1. Помогает реализовать эмоциональные потребности.
  2. Реализовать познавательные потребности.
  3. Расширяет круг представлений о мире.
  4. Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
  5. Пробуждает фантазию, творческую активность.
  6. Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
  7. Расширяет экологические знания.
  8. Знакомит с экономическими знаниями.
  9. Знакомит с традициями и бытом народностей.
  10. Коррекционную направленность.

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.

 В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами.

«Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

 «Заработанный рубль» — деньги ценятся, когда заработаны своим трудом. 

«Три поросенка»— только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни .

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость.

 Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

 Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: 

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Исходя из всего сказанного, давайте с вами выделим основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей:

  • Труд;
  • Производство;
  • Обмен;
  • Потребности;
  • Деньги.
  • Доход.
  • Ведение хозяйства

Игра Брейн-Ринг

Условия игры.

Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 бала.

 В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает 2 балла. Итак, начинаем игру.

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
  7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
  10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?

( Огниво).

(Ведущий определяет победителей)

Подведение итога педсовета.

Сказка вершки и корешки читать слушать

Ватрушки домовенка Кузи и мастер-классы по ресайклингу старых книг на Святоозерской улице – события на сайте «Московские Сезоны»

6+

В честь Международного дня детской книги на Святоозерской улице гостей ждут на кулинарные классы и в мастерской по созданию книг!

На кулинарных занятиях готовим любимые блюда героев из русских сказок: ватрушки домовенка Кузи, миндальное печенье Мальвины, наваристые щи — любимое блюдо медведей из сказки.

А в «Литературной гостиной» пройдут открытые мастер-классы по созданию органайзеров для книг, обложек, закладок, а также recycle старых книг.

В честь Международного дня детской книги на Святоозерской улице гостей ждут на кулинарные классы и в мастерской по созданию книг!

На кулинарных занятиях готовим любимые блюда героев из русских сказок: ватрушки домовенка Кузи, миндальное печенье Мальвины, наваристые щи — любимое блюдо медведей из сказки.

А в «Литературной гостиной» пройдут открытые мастер-классы по созданию органайзеров для книг, обложек, закладок, а также recycle старых книг.

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора». (Кулинарные классы)

15:00

Книжный органайзер. Создание удобной подставки для книг. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Старая книга. Дизайн шкатулки из старой книги. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Дизайнерская обложка. Создание книжной обложки. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Скетч бук. Дизайн блокнота для новых идей. (Литературная гостиная)

18:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки».. (Кулинарные классы)

12:00

Планер. Оформление яркого блокнота. (Литературная гостиная)

12:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок».. (Кулинарные классы)

13:00

Книжная закладка. Создание оригинальной закладки для чтения. (Литературная гостиная)

13:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя».. (Кулинарные классы)

14:00

Именной брелок. Создание именного брелока в стиле мини-книги на портфель. (Литературная гостиная)

14:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора».. (Кулинарные классы)

15:00

Держатель для книг. Индивидуальный атрибут для удобного хранения книг. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Дизайнерская доска-планер. Создание доски для записей. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Книжный органайзер. Создание удобной подставки для книг. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Старая книга. Дизайн шкатулки из старой книги. (Литературная гостиная)

18:00

Салат из репы. Готовим витаминный салат. Сказка «Вершки и корешки».. (Кулинарные классы)

12:00

Дизайнерская обложка. Создание книжной обложки. (Литературная гостиная)

12:00

Колобок. Готовим пышные пончики с сахарной пудрой. Сказка «Колобок».. (Кулинарные классы)

13:00

Скетч бук. Дизайн блокнота для новых идей. (Литературная гостиная)

13:00

Щи. Сварим любимое блюдо медведей из сказки «Три медведя».. (Кулинарные классы)

14:00

Планер. Оформление яркого блокнота. (Литературная гостиная)

14:00

«Каша из топора». Готовим кашу на масле с ягодами и мёдом. Сказка «Каша из топора».. (Кулинарные классы)

15:00

Книжная закладка. Создание оригинальной закладки для чтения. (Литературная гостиная)

15:00

Ватрушка. Испечем любимую ватрушку Домовенка Кузи. Сказка «Домовёнок Кузька в новом доме».. (Кулинарные классы)

16:00

Именной брелок. Создание именного брелока в стиле мини-книги на портфель. (Литературная гостиная)

16:00

Миндальное печенье для Буратино. Готовим печенье с миндалём. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».. (Кулинарные классы)

17:00

Держатель для книг. Индивидуальный атрибут для удобного хранения книг. (Литературная гостиная)

17:00

«Кисельные берега». Готовим ягодный кисель. Сказка «Гуси-Лебеди».. (Кулинарные классы)

18:00

Дизайнерская доска-планер. Создание доски для записей. (Литературная гостиная)

18:00

Другие события в этом районе

Святоозерская улица, владение 1

Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.

Accept ccokies

2021 10 27 01«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» А.С.Пушкин

К 220-летию Владимира Ивановича Даля Луганская библиотека для детей продолжает цикл публикаций, посвященных нашему земляку. Часть шестая — «Даль – сказочник».

Литературную деятельность Владимир Иванович Даль начал довольно рано, и это были эпизодические литературные опыты. Известным писателем он стал после публикации сборника «Русские сказки. Пяток первый». В 1832 году вышла объемистая (двести одна страница) книга, названная по-старинному длинно: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским». Казак Луганский — именно так будет подписывать Даль большинство своих сочинений. Луганский – от Лугани, где он родился (ныне – город Луганск). А вот Казак – возможно от того, что вольный казак – «не раб, не крепостной» (толкование Даля). Сатирический тон «Сказок» вызвал недовольство правительства: «Страшный умысел против верховной власти, насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата ….» — так решил Мордвинов, управляющий Третьим отделением (тайная полиция тех лет). Сказки изъяли из продажи, Даля, «как неблагонадежного», поместили под арестом, бумаги его взяли жандармы. Спасло опального писателя заступничество поэта В. А.Жуковского, воспитателя наследника престола. Чем же так испугали правительство и лично императора Николая I «Сказки» Казака Луганского? Весь сборник «Сказок…» пронизан симпатией к простому человеку: солдату, мужику, инородцу, бездомному бедняку, – который всегда побеждает злых и завистливых царедворцев, неблагодарных царей и прочих власть имущих.

Народный язык сказок дополнен множеством пословиц, поговорок, образных словечек, и они стали убийственно точным средством характеристики героев. А в персонажах сказок многие лихоимцы (взяточники), с негодованием узнавали себя.

В литературной среде, среди лучших писателей того времени, «Русские сказки» были встречены с восторгом. Особенно ими восхищался Александр Пушкин. Год спустя, в 1833 году, под влиянием сказок Даля, он напишет лучшую свою сказку — о рыбаке и золотой рыбке и подарит ее Владимиру Ивановичу в рукописи с надписью: «Твоя – от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

«Русские сказки. Пяток первый» стали на три десятилетия библиографической редкостью и вновь увидели свет лишь в 1861 году в собрании сочинений В.И. Даля.

В первое издание «Пяток первый» вошли: «Сказка об Иване Молодом Сержанте…»; «Сказка о Шемякином суде…»; «Сказка о похождениях черта – послушника…»; «Сказка о Георгии Храбром и о волке»; «Сказка о баранах (Восточная сказка)».

При их создании автор ориентировался на простых слушателей, тех, кто поймет и сочувственно отнесется к героям. Во вступлении к первой сказке « Об Иване Молодом сержанте …» Даль написал: «…кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает…».

Изучая сказки Даля, можно увидеть три направления его творчества в этом жанре. Многие из них сочиненны самим Далем, некоторые являются обработкой народного детского фольклора или знакомы нам благодаря публикации вариантов этих сказок другими собирателями. Так «Девочка Снегурочка» напоминает русскую народную сказку «Снегурочка и лиса», «Медведь-половинщик!» – сказку «Вершки и корешки», «Привередница» – сказку «Гуси-лебеди». Тем не менее, все они имеют значение самостоятельных произведений, поскольку это был не простой «перепев» уже напечатанного, а пересказ сказок записанных со слов народа.

2021 10 27 02Современным детям известны такие сказки В. И. Даля, как «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса — лапотница» и многие другие. Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства «Курочка Ряба» принадлежит Владимиру Далю.

Сказки Даля для детей невелики по размеру, в них использованы простые, короткие предложения, а мораль часто прослеживается в самом последнем предложении. Герои (чаще всего животные) делятся на хороших и плохих, добрых и злых…

Сам Владимир Иванович считал сказку чрезвычайно нужной ребенку, ибо она будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Например, «Девочка Снегурочка» поможет ребенку почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Главные герои «Лисы – лапотницы»: хитрая плутовка Лиса и жители деревни. Главная мысль сказки — не нужно обманывать других и сам не будешь обманут. Вызывают улыбку у детей и сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь». В них главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и2021 10 27 03 откликнется». В сказке «Война грибов с ягодами» описывается подготовка грибов к военной кампании против ягод, но грибник подкрался незаметно, и грибная армада была разбита наголову. Мораль сказки такова: «Против любой силы найдется управа». Сказка «Что значит досуг» учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. «Старик годовик» — интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.

Лучшими классическими иллюстрациями к сказкам Владимир Иванович Даль по праву считаются работы известного художника Владимира Конашевича.

Сказки Владимира Даля — это наше достояние, на котором необходимо растить детей. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю, внесшему бесценный вклад в основу науки о русском языке.

Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.

Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.

Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними  выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе

…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?

На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.

Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!

Андрей Архангельский – журналист и культуролог

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    К вам приходили переписчики? А может быть, звонили? Ко мне лично нет, и к большинству моих родственников и знакомых никто не приходил, и сами они не заходили на «Госуслуги». Интернет-опросы, проведённые телеграм-каналами SOTA и «Толкователь», а также и каналом Ксении Собчак, показали, что среди их подписчиков участвовали в переписи лишь 25–30% ответивших. Между тем 12 ноября, за два дня до окончания переписи, замглавы Росстата Павел Смелов уверенно отчитался, что в ней приняли участи «99 с небольшим процентов» населения, а по итоговым данным вышло так и вовсе больше 100, хотя и не дотянуло до пресловутых 146% (позже Росстат объяснил, что виноваты повторяющиеся и перекрестные данные из разных источников).

    Как это стало возможным? Казалось бы, широко разрекламированная компьютеризация переписи должна была исключить махинации и ошибки, переписчикам были выданы специальные планшеты, так что контролеры могли видеть, где их сотрудники в данный момент находятся и как заполняется анкета. Но, как принято теперь в России, цифровизация лишь упрощает фальсификацию – подобно тому, как на последних думских выборах в московском электронном голосовании кураторы умудрились взломать так называемый блокчейн и в последнюю ночь, вероятно, вбросить десятки тысяч голосов за кандидатов от власти, точно так же в одно утро планшеты переписчиков зажили собственной жизнью.

    Как рассказала корреспонденту сайта Север.Реалии петербургская студентка-социолог, работавшая на переписи, «я вечером подчистила планшет, перепроверила все логические связи, чтобы нигде «красного» не было, как просили. Утром просыпаюсь: вместо 32% у меня 97% заполненных анкет! Это для меня стало шоком, а зачем я вообще ходила месяц? Те квартиры, где мне не открыли, все загорелись зеленым! Если они сами могут все загрузить из системы, моя работа зачем?.. Я спросила у администрации, сказали, что так и должно быть. Главное, чтобы табличка горела зеленым, и все логически в программе прошло. Мне тогда сказали: хоть жизненного опыта наберешься, в России же живешь».

    Почти двести лет прошло с гоголевских времен, а сюжеты и персонажи всё те же – аферист, губернатор, жандармы и мёртвые души

    Мы действительно живем в стране, где к палёной водке, «сыроподобному продукту», подменённым допинг-пробам, к выборам «на пеньках», липовой статистике по ковиду и поддельным QR-кодам добавилась фальсифицированная перепись населения, данные которой были попросту перенесены из домовых книг, с сайта «Госуслуг» и из прочих административных реестров. В каких-то регионах результаты были просто «нарисованы» в соцсоревновании губернаторов, так же как это делается с цифрами на выборах. Так, глава Башкирии Радий Хабиров сообщил, что количество граждан республики, принявших участие во всероссийской переписи, перевалило за 4 миллиона 100 тысяч человек, притом что на январь 2021 года население Башкирии, по данным того же Росстата, составляло 4 013 786 человек, и еще 60 тысяч было потеряно ввиду рекордной смертности за последние два года. Как пишет телеграм-канал «Баш на баш», всё дело в том, что Хабиров очень хочет обогнать президента Татарстана Рустама Минниханова: «Эти два региона превратили перепись в гонку между собой».

    Эксперты призывают быть особенно осторожными с цифрами с Кавказа, где традиционно высок процент псевдопенсионеров, псевдоинвалидов и прочих получателей социальных благ за счёт поддельных метрик и справок, чем, кстати, отчасти объясняется миф о «кавказских долгожителях», поневоле долго проживешь, когда тебя уже в 25 лет записывают в 70-летние пенсионеры. В целом, цифры Росстата, по всей видимости, являются не социальными и демографическими, а административными и политическими показателями, подтянутыми под существующие задачи власти, плановые ориентиры и административную борьбу за бюджетные ресурсы. Как сформулировал ведущий российский социолог Симон Кордонский, российская государственная статистика унаследовала советскую логику: «Обычно перепись – это некоторый механизм учёта населения. Советская перепись – это механизм контроля над населением».

    По его свидетельству, когда некоторое время назад российские силовики пересчитали данные ЗАГСов (оцифровали все записи рождения и смерти на территории РФ и вычислили живущих), то они вышли на цифру 90 миллионов человек. С другой стороны, в стране есть огромный неучтенный массив мигрантов, «отходников» и сезонных рабочих, есть целые неучтённые поселения, в которых нет почтового индекса, централизованного электроснабжения, сетей связи и, по сути, нет государственной власти: они юридически не существуют, их нет на картах, но они есть в жизни. С этой точки зрения, говорит Кордонский, к данным Росстата, в том числе и по численности населения, нужно относиться с большой настороженностью: «Может быть, у нас не 145 миллионов человек, а 120. А может быть, и 160 миллионов, бог его знает».

    В итоге, как заметил Юрий Андропов на пике кризиса советской системы, «мы не знаем страны, в которой живем». Результаты переписи будут опубликованы ещё нескоро, в 2022 году, и она, очевидно, не даст полных сведений о российском обществе, но уже свидетельствует о кризисе государства. Подобно истории с пандемией, показавшей пример «недостойного правления» (bad governance), или, скорее, даже state failure, «провала государства», самоустранившегося от финансовой помощи населению, от массовой вакцинации и от санитарно-эпидемической защиты населения (нежелание и неспособность вводить карантины и локдауны, следить за выдачей и использованием QR-кодов), итогом чего стала рекордная смертность – история с переписью населения тоже показывает поразительную недееспособность власти.

    Небывало расширившись за последние 20 лет (только за последнее десятилетие число чиновников выросло почти на 50%), наделив себя огромным объемом регулирующих функций, отстроив гигантскую силовую и надзорную бюрократию, административно-командную машину и репрессивный аппарат, государство оказалось способно лишь на то, чтобы кормить себя и обеспечивать воспроизводство собственной власти. Однако при этом оно не выполняет базовых общественных функций; вместо «государства-слуги» из прогрессивных теорий управления оно превратилось даже не в государство-хозяина, а в государство-паразита.

    Всё это, впрочем, было многократно описано в книгах о российской истории и в отечественной литературе, прежде всего, в бессмертных «Мёртвых душах», главной книге о России. Там тоже в раздутой бюрократии николаевской эпохи бюджетный учет населения (подушная подать) не совпадает с реальной динамикой смертности, не отраженной в «ревизских сказках» (переписи населения), и на этом статистическом зазоре неучтенных мёртвых душ паразитирует классический российский персонаж: предприниматель от бюджета, извлекающий ренту из воздуха, Павел Иванович Чичиков. Почти двести лет прошло с гоголевских времен, а сюжеты и персонажи всё те же – аферист, губернатор, жандармы и мёртвые души, которых, к несчастью, по итогам пандемии в России заметно прибавилось.

    Сергей Медведев – историк, ведущий цикла программ Радио Свобода «Археология»

    Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

  • Сказка ветер и туча
  • Сказка вересковый мед читать
  • Сказка вершки и корешки для читательского дневника
  • Сказка вершки и корешки текст с картинками распечатать
  • Сказка великий нехочуха слушать