Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению по сказкам «два ленивца» и «Век живи — век учись»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Век живи — век учись
(Хорватская народная сказка)
Два ленивца
(Сербская народная сказка)«Планета знаний»
Литературное чтение 2 класс
Подготовила презентацию:
Шуйтасова Анастасия Алексеевна -
2 слайд
Описание слайда:
Подумайте, как эти слова могут быть связаны со сказками, которое мы будем читать на уроке.
находчивая
Прочитайте слова
1 –го столбика,
что у них общего?
умная
мудрый
ленивые
глупые
Прочитайте слова
2 –го столбика,
что у них общего?
друзья
девочка
старец
На какой вопрос отвечают?
Что обозначают?
Составьте пары,
используя слова из двух столбиков -
3 слайд
Описание слайда:
Подумайте, как эти слова могут быть связаны со сказками, которое мы будем читать на уроке.
находчивая
Прочитайте слова
1 –го столбика,
что у них общего?
умная
мудрый
ленивые
глупые
Прочитайте слова
2 –го столбика,
что у них общего?
друзья
девочка
старец
друзья
девочка -
4 слайд
Описание слайда:
Определи название сказки
АЦВИНЕЛ АВД
ДВА ЛЕНИВЦА
Какую историю ты сейчас
прочитал:
смешную или грустную?Объясни, почему ты так думаешь.
Прочитай сказку стр. 90 -
5 слайд
Описание слайда:
Объясните смысл выражений
палец о палец не ударить
обмениваться словами
не делать ничего, бездельничать.
разговаривать, переговариваться
Как ты думаешь, что может сделать с человеком лень?
О героях каких известных тебе сказок можно сказать «палец о палец не ударит» -
6 слайд
Описание слайда:
Вспомни и запиши сказки о ленивых людях. (2 — 3 названия сказок)
-
7 слайд
Описание слайда:
Век живи- век учись
Словарная разминка
Старец – уважаемый, мудрый человек, который прожил долгую жизнь, много виделОчаг — место или устройство
для разведения и
поддержания огняМногое видеть на своём веку
– многое знать, понимать
за долгий период жизниГорсть – это согнутые пальцы
к ладошке, чтобы положить что – то -
8 слайд
Описание слайда:
Чему учит нас хорватская
народная сказка
«Век живи – век учись»?
Как понимаете слова сказки
«Век живи – век учись»?
Люди из хорватской народной сказки понимают, что это совсем не стыдно — чего-то не знать, главное — этому учиться
Прочитай сказку стр. 92
«Век живи – век учись» -
9 слайд
Описание слайда:
Блиц — опрос (письменно ответить на вопросы)
Расскажите, так или не так все было в сказке
«Век живи — век учись»1) Зимним вечером Старец сидел у стола или у огня?
2) К нему пришел мальчик или девочка?
3) Девочка понесла угольки в ладошке или чашке?
4) Девочка научилась у Старца или Старец у девочки, как носить угольки в руках?
Запиши 2 — 3 пословицы об учении и труде -
10 слайд
Описание слайда:
Обведи свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение.
— Если сказки были интересными, то поставьте + на большом пальце;
— Если легко вспомнил сказки , в которых героями были лентяи + на указательном пальце;
— Если вспомнил пословицы про учение и труд, то поставьте + на среднем пальце;
— Если определил чему учат эти сказки, то поставьте + на безымянном пальце
— Если вы сегодня были достаточно честными, то поставьте + на мизинце
Если Ваши + оказались на всех пальцах, то поблагодарите себя и всех присутствующих аплодисментами и пусть Ваши ладошки, ваша рука ведёт Вас к успеху в учебной деятельности.
Ладошка
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Кац Э.Э.
Тема:
Век живи — век учись. Хорватская народная сказка. Пересказ Л. Яхнина
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтению по сказке «Золотая рыба» индийская народная сказка
-
Презентация по Азбуке на тему «Буква Рр и звук [р]»
-
Литературная гостиная «Один день с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым»
-
Тест по литературному чтению «По щучьему велению» (3 класс)
-
Научно-педагогическое наследие К.Д. Ушинского
-
Презентация «Александр Сергеевич Пушкин и Тверской край»
-
Презентация по теме «Исследование космоса» Природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью)
-
Конспект урока по литературе в 3 классе на тему ««Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин»». УМК «Школа России».
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448523 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 1 класса.
Личностные.
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
- внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
У учащихся может быть сформировано:
- внимание к красоте окружающего мира.
Метапредметные.
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);
- участвовать в диалоге;
- сравнивать героев разных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;
- внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Предметные.
Речевая и читательская деятельность.
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
- объяснять смысл названия произведения;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать своё отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие истории на заданную тему по вопроса педагога.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
- различать сказки, стихотворения, рассказы.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса.
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирования поведения в соответствии с познавательными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения.
Могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные.
Речевая и читательская деятельность.
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов в минуту, про себя – 120 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать ( на доступном уровне ) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
Учащиеся получат возможность научить:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукозаписи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Метапредметные.
Регулятивные.
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Познавательные.
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические суждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи.
Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалоговой формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся.
1 класс.
Навык и культура поведения.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
- выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса.
Работа с текстом и книгой.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл названия произведения;
- выделять в тексте непонятные слова и словосочетания;
- находить значение отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
- выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;
- пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;
- знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать и учить наизусть стихотворения;
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие рассказы на заданную тему по вопросам педагога.
2 класс.
Навык и культура поведения.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- осознанно, плавно читать целыми словами;
- соблюдать нужную информацию, темп и громкость речи.
Работа с текстом и книгой.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя;
- определять с помощью учителя основную мысль текста;
- выделять нужный эпизод текста при ответе на вопрос;
- выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
- характеризировать героев, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
- объяснять причины поступков героев;
- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;
- выражать на доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения в целом.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
- развивать сюжет произведения;
- писать сочинения-миниатюры (в объёме 3 -4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;
- составлять устные рассказы по рисункам;
- читать по ролям (драматизация художественного произведения);
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся должны уметь:
- находить сравнения в тексте произведения;
- выделять в стихотворении рифму.
3 класс.
Навык и культура чтения.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
Работа с текстом и книгой.
- объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
- составлять план произведения, рассказы о героях, объяснять его;
- выявлять отношение автора к персонажам;
- делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
- вести рассказ от лица героя;
- читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся должны уметь:
- различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;
- различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
- находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
- выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.
Содержание учебного предмета.
1 класс (40 часов).
Круг чтения.
Страна вообразилия (16 часов).
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем» На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д. Самойлов «Сказка»; Б. Заходер (из Я.Бжехвы) «На горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лукин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».
Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных (14 часов).
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядющки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачов «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».
Природа и мы (10 часов).
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
2 класс (136 часов).
Круг чтения.
Осень пришла (12 часов).
Вспомним лето (6 часов)
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 часов).
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (30 часов).
Песни. Русские народные песни. «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; немецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…».
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка» век живи – век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень – тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; Французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (12 часов).
И. Никитин «Встреча зимы (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин (Пороша); А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 часов).
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле – Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильние»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 часа).
Авторские колыбельные. Л. Мей «Баю – баюшки – баю…», А. Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке – снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья – товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (15 часов).
Русские народные песни: «Идёт матушка – весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; С. Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни: «Весна – красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
3 класс (136часов).
Круг чтения.
« Уж небо осенью дышало…» (15 часов).
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А.Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на берёзах…».
Народные сказки (15 часов).
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна» китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 часов).
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «маленький скрипач»; Г. Сапгир « Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой « Сказки».
О мужестве и любви (11 часов).
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», « Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 часов).
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 часов).
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х.К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (9 часов).
О. Мандельщтам «Муха», «Эзоп и мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (16 часов).
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. С. Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 часов).
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (10 часов).
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и в серьёз (19 часов).
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. «А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
4 класс (136 часов).
Мифы (8 часов).
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (15 часов).
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», « Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (12 часов).
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (19 часов).
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (9 часов).
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и Лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и Деревца».
Слово о родной земле (11 часов).
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (9 часов).
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (9 часов).
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (17 часов).
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х.К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (18 часов).
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; М. Твен «Приключения Тома Сойера» (главы); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (9 часов).
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
Тематическое планирование изучения учебного материала.
1 класс.
40 ч. (4 ч в неделю).
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Цели и задачи урока | Характеристика учебной деятельности | Универсальные учебные действия |
1 | Знакомство с учебником С. 2—5 | Формирование представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи | Рассказывать о прочитанном. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой | Р: самоконтроль, самооценка. П: поиск информации. К: умение слушать и слышать. |
СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ (16 ч) | ||||
2 | Игра с буквами С. 6—7 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование умения работать со словарем. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Объяснять смысл названия произведения. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Рисовать героев произведений. Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ. Сочинять истории, песенки, загадки. Фиксировать вписьменной форме результаты творческой деятельности. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине) | Р: принятие и сохранение цели, планирование собственных действий и соотношение их с поставленной целью, самоконтроль и самооценка. П: поиск информации, учить умению понимать информацию, анализ, синтез и сравнение. К: учить аргументировать собственное мнение, учить умению задавать вопросы, конструировать монологическое высказывание, участвовать в диалоге, аргументировать собственную позицию. |
3 | С. Михалков «Азбука» С. 8—9 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения, переход к плавному чтению целыми словами. Определение своей эмоциональной реакции на произведение, нахождение в тексте фрагментов, подтверждающих собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировка в заучивании наизусть | ||
4 | Фантастические существа С. 10—11 Внеклассное чтение «Приглядись: вокруг нас в природе своя жизнь» Н. Дружининский «Малышка-окунишка», «Крот-строитель», «Светлячок-ночничок». С. 31 — 32 | Формирование культуры чтения стихотворений, понимания эмоционально-смыслового значения, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки. Развитие внимания к звуковому образу слова, называние персонажей, предметов, узнавание их по иллюстрации, тренировка в заучивании наизусть. | ||
5 6 | К. Чуковский «Храбрецы» В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде» С. 12—14 | Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи. Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Развитие умения актуализировать читательский и жизненный опыт | ||
7 | Стихотворный ритм (хорей) (Дж. Родари «Лежебока») С. 15—17 В. Лифшиц «Тимоша» С. 18—19 | Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Развитие внимания к многозначности слова. Развитие творческого воображения. Включение в информационный поиск | ||
8 | Стихотворный ритм (ямб) «Купите лук» (В. Левин Обыкновенная история») С. 20—23 Внеклассное чтение «Почему они такие?» Н.Матвеев «Глухари», «Заячья шубка», «Белка», «Куропатки». С. 42 — 43 | Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и ее смысловому наполнению. Развитие внимания к названию произведения и его смысловому значению. Развитие творческого воображения. Обогащение словаря. | ||
9 | И. Токмакова «Пряничные человечки» С. 24—25 | Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и ее смысловому наполнению. Развитие творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества | ||
10 | Освоение рифмы К. Чуковский «Тараканище» М. Карем «На травке» (В. Хотомская «Аист») С. 25—29 | Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного | ||
11 | Освоение рифмы К. Чуковский «Скрюченная песенка» С. 30—31 | Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного | ||
12 | Считалки С. 32—35 Внеклассное чтение «Вот так диковинки!» Т.Петухова «Урок на болоте», «Лесные кружева», «Помечтаем вместе». С.27 – 28, 34, 36. | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу. Формирование умения выполнять подписи к рисункам сюжетов стихотворения. | ||
13 | Чудесные приключения Ю. Тувим «Чудеса» (Д. Самойлов «Сказка») С. 36—39 Б. Заходер «На Горизонтских островах» С. 40—43 | Закрепление культуры чтения стихотворений. Формирование умений включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль. Развитие внимания к оттенкам собственных переживаний, умения помещать себя в воображаемую ситуацию | ||
14 | Неживое становится живым О. Мандельштам «Телефон» (О. Дриз «Юла») С. 44—46 Ю. Тувим «Пляска» С. 46—47 | Развитие внимания к переживаниям героя произведения и способам его выражения. Формирование умения передавать при чтении эмоциональное состояние героя. Обучение сравнению героев разных произведений. Развитие внимания к ритму стихотворения | ||
15 | Загадки С. 48—51 | Обогащение словаря. Знакомство с определением жанра загадки. Сочинение загадок. Формирование умения описывать объект в устной речи | ||
16 | Звучащий мир в поэзии В. Лунин «Жук» Н. Матвеева «Груши» С. 51—53 «Было тихо» С. 54—55 Внеклассное чтение Яшин А.Я. «Покормите птиц» | Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения создавать рассказ по картинкам. Развитие эстетического чувства | ||
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ (14 ч) | ||||
17 18 | Народные сказки.. С. 58—59 «Лиса и Рак» (русская народная сказка) С. 60—61 | Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта | Выразительно читать литературное произведение. Читать по ролям художественный текст. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Отвечать на вопросы, используя текст. Пересказывать текст кратко, развернуто. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. Рассказывать по предложенному плану. Придумывать возможное развитие сюжета. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Инсценировать художественное произведение. Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. Включать в речь новые слова. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок. | Р: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, учить умению прогнозировать, выполнять действия по плану, планирование собственных действий, соотношение их с поставленной целью, внесение корректив в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. П: постановка проблем, выдвижение гипотезы, учить умению моделировать, понимать информацию, сравнивать. К: учить умению оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию, распределять роли при работе в парах, корректно оценивать активность партнёра, правильность его ответов. |
19 | «Лиса и тетерев» (русская народная сказка) С. 62—65 | Обогащение словаря. Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками. Формирование умения передавать при чтении состояние персонажа. Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках. Формирование умения оценивать чтение товарища | ||
20 21 22 | «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка) С. 66—71 Внеклассное чтение «Мама и ты» Т.Петухова «Мама и ты». «Мыть посуду не пустяк», «Лохматый подарок». С.29, с. 36. | Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему. Формирование умений,. Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности | ||
23 | «Конь и лиса» (немецкая народная сказка) С. 72—75 «Как кролик взял койота на испуг» (сказка американских индейцев), «Гиена и черепаха» (африканская народная сказка) С. 76—80 | Обогащение словаря. Развитие внимания к смысловому наполнению слова в тексте художественного произведения. Формирование умений находить нужные фрагменты текста, воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев. Обогащение знаний о нравственной оценке поступков | ||
24 | Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козел» С. 81—83 Внеклассное Чтение Рубцов Н.М. «Про зайца» | Актуализация прошлого читательского опыта. Формирование умения читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя. Развитие интереса к позиции повествователя. Сопоставление героев-животных в народных и авторских сказках. Формирование культуры чтения стихотворений, тренировка в заучивании стихов. | ||
25 26 | Дж. Харрис Главы изкниги «Сказки дядюшки Римуса» С. 84—89 с котом воевали» С. 90—97 | Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Развитие внимания к причинам изменений во внутреннем состоянии персонажа. Формирование умения объяснять сделанные выводы | ||
27 28 | Д. Биссет «Лягушка в зеркале» С. 98—101 Внеклассное чтение Фокина О.А. «Ну, погода!» | Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать свое отношение к нему; рассказывать о совершаемых им поступках; обосновывать свою позицию. Развитие умения воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности на заданную тему | ||
29 | А. Усачев «Пятно» С. 102—105 | Включение новых слов в речевую практику. Формирование умений передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать свое отношение к героям разных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя и к авторской позиции | ||
30 | Б. Сергуненков «Сладкая трава» С. 106—107 | Обогащение словаря, позволяющего оценивать героя. Соотнесение поступка и внутреннего состояния героя. Обогащение знаний о нравственной оценке поступка героя. Формирование умения воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества | ||
ПРИРОДА И МЫ (10 ч) | ||||
31 | Г. Балл «Кружавинка» С. 110—113 Внеклассное чтение «Летом в деревне» Т.Петухова «На грядке», «Одуванчик-парашют», «Веточка». С. 101, 25, 28 | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова, к авторской позиции и способам ее выражения. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе | Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Объяснять смысл названия произведения. Пересказывать текст подробно, выборочно. Выделять нужные фрагменты текста Определять главную мысль произведения. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Создавать письменный текст. Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника. Включать новые слова в свою речь. Определять свои возможности и интересы при выборе задания. Оценивать чтение товарища. Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в инсценировке сказок | Р: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, планирование собственных действий, соотношение их с поставленной целью. П: учить находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, анализ, синтез, сравнение. К: преобразование практической задачи в познавательную, планирование собственных действий, соотношение их с поставленной целью, учить аргументировать собственную позицию,учить участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника. |
32 | М. Пришвин «Осеннее утро» С. 114—115 | Развитие внимания к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя. Формирование умения оценивать чтение и высказывание товарища. | ||
33 | А. Блок «Зайчик» С. 116—117 | Обогащение словаря. Закрепление умения читать лирическое произведение. Формирование умения выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов | ||
34 | Н. Рубцов «Воробей» С. 118—119 Внеклассное чтение «Непоседы-забияки» Н.Рубцов. «Коза», «Про зайца», «Жеребёнок». С. 18 | Обогащение словаря, включение новых слов в речевую практику. Формирование умения выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть | ||
35 | Л. Толстой «Орел» С. 120—121 | Формирование умений определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям | ||
36 | Е. Чарушин «Как Томка научился плавать» С. 122—123 | Формирование умения рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Формирование умения передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений | ||
37 | А. Барто «Думают ли звери» С. 124—125 | Развитие внимания к смыслу поставленного вопроса. Формирование умения понимать чувства и мысли повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища | ||
38 | М. Пришвин «Черемуха» С. 126—127 Внеклассное чтение «Стихи о родном городе» «Т.Петухова «Вологда, Вологда!». | Обогащение словаря. Формирование умения рассказывать о любимых явлениях природы | ||
В. Жуковский «Жаворонок» С. 122—123 | Формирование умений воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. Развитие внимания к поэтическому слову. Закрепление знаний о рифме | |||
39 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» С. 130—131 | Развитие внимания к переживаниям повествователя. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях. Формирование умения оценивать чтение товарища. | ||
Резерв 1 ч |
Обсуждение новости:
Сахалинскому военнослужащему со второй попытки дали реальный срок
В ноябре Сах.ком рассказывал эту историю. Она о том, как можно одолжить денег товарищу, просить вернуть их с процентами (таков был уговор) и получи…