Сказка василиса прекрасная о чем она

Предмет: литературное чтение класс: 4д дата: тема урока: русская народная сказка василиса прекрасная цель и ожидаемый результат: проанализировать новое

Предмет:
литературное чтение

Класс:

Дата:

Тема
урока:
русская народная сказка » Василиса
Прекрасная»

Цель и ожидаемый
результат:  
проанализировать новое произведение,
подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение
людям и научить читать сказку выразительно.

Задачи урока:

1.    
Актуализировать знания обучающихся по
изученному из раздела «Что за прелесть эти сказки»

2.    
Развивать умения работать с текстом,
выделять главную мысль произведения

3.    
Развивать навык выразительного чтения.

4.    
На материале урока формировать
коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к
мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной,
отстаивать собственную точку зрения.

5.    
Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к
уроку:
учебник «Литературное чтение» 4 класс (1
часть), автор: О.В.Кубасова, тетрадь «Литературное чтение»,  презентация.

Планируемый
результат:

 Познавательные
УУД
 – развитие познавательных
способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД –
формировать умение взаимодействовать с товарищем, умение договариваться,
находить общее решение;

Личностные УУД: развитие
навыков сотрудничества со   сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности,
самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Предметные:
формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;
умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Знание видов сказки.

      Умение определять
тематику сказки.

            Знание
структуры сказки.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момент.

Приветствие.

Приветствовать учителя.

Постановка
учебной задачи.
Определение темы урока.

— Скажите, с каким настроением вы начинаете урок?
Улыбнитесь друг другу.

— Чего вы ожидаете от урока?

Сегодня
на уроке у нас гости . Подарите гостям свою улыбку. Ведь от улыбки всем
становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее
настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

Не
ленитесь, улыбайтесь,

Всем
законам подчиняйтесь!

 А
закон у нас такой –

 
Все в учёбу с головой!

Девиз
нашего урока:

«Упустишь
минутку, потеряешь час».

Формулировать тему урока.

2.Речевая
разминка:

Сейчас
мы с вами поиграем и разогреем наши голосовые связки:

Начнем
с дыхательной гимнастики:


задуйте свечу

-задуйте
5 свечей

-на
праздничном торте свечи и их столько, сколько вам лет, задуйте эти свечи.

Упражнение
на развитие ритма:

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

2.Речевая
разминка:

Актуализация
знаний обучающихся Целеполагание

Ребята,
чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте
загадку, записанную  на слайде.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.


Что это?

Эпиграф:

Сказка
– ложь, да в ней намек,

Добрым
молодцам урок!

А.С.
Пушкин

-Как
вы понимаете этот эпиграф?


Сегодня мы будем читать сказку  о героине,  которою любят многие дети. А как
ее зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку?

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Кто мастерица эта была

Знаете вы наверняка?

(Василиса Прекрасная)

Как вы
думаете кто автор данной сказки?

Откройте
учебник на с.16, прочитайте тему урока


Как вы думаете можно по названию сказки определить, о чем она будет?


сейчас я предлагаю рассмотреть иллюстрацию к данной сказке.

-Кто
изображен на иллюстрации?

-Какое
впечатление она на вас произвела?

-Можете
ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

-Какие
цвета использовал художник в своей картине?

-Как
вы думаете можно ли по иллюстрации узнать, о чем будет данное произведение?

-Мы
проверим оправдаются ли наши предположения только после того, когда прочитаем
сказку.

-Зная
тему урока давайте наметим план наших действий:

1.Познакомиться
с произведением.

2.Узнать
значение новых слов.

3.Составить
диафильм по прочитанной части сказки.

-Какую
же цель мы поставим перед собой на нашем уроке?

В
ходе работы над содержанием сказки, будем искать ответ на главный проблемный
вопрос:

-«Для
чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?»

Открытие новых знаний


Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

-Давайте
прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

Калач

калачик

-белый круглый хлеб с отверстием в
середине.

Физ.минутка

Видео — ролик

Закрепление изученного материала

Понравилась ли вам сказка?

— К какому виду сказок можно отнести? Почему?

-Что
в сказке волшебного?

Какой
урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

Выполнять упражнения на закрепление
полученных знаний.

Подведение
 итогов урока

Рефлексия

С какой сказкой мы познакомились?

Какая
главная мысль прочитанной части сказки?

     
Выставление оценок

Отвечать на вопросы учителя. Подводить
итоги урока.

Домашнее
задание

Уч.с. 23-25 подготовить выразительное чтение

Василиса прекрасная краткое содержание для читательского дневника

Чудесный сюжет повествует о дочери купца, прошедшей несколько испытаний и спасшейся благодаря волшебной куколке. Историю о Василисе Прекрасной в кратком содержании стоит прочесть, чтобы ознакомиться с сутью.

Герои сказки

Как и во многих народных произведениях, в сказке о приключениях купеческой дочери есть добрые и злые персонажи. Главная героиня — добрая, кроткая и милая девушка по имени Василиса. Второстепенные действующие лица:

  1. Купец Микула. Отец Василисы, неспособный защитить её от нападок мачехи и сестёр.
  2. Купеческая жена. Сварливая, злобная и завистливая женщина. Её мечта — сжить девушку со свету.
  3. Сводные сёстры Василисы. Недобрые девушки, похожие по характеру на свою мать. Они всячески обижают главную героиню, помыкают ею и насмехаются.
  4. Баба-Яга. Героиня, которая появляется во многих сказках. Старуха безобразна внешне, но у неё чуткое сердце. Она кажется вредной, но в критические моменты способна прийти на помощь.
  5. Куколка. Волшебный персонаж, спасающий девушку от напастей.

Выполняя анализ сказки «Василиса Прекрасная», учащийся должен упомянуть о том, какие черты преобладают в каждом персонаже и как это способствует раскрытию идеи.

Краткое содержание

Жил на свете знатный купец со своей женой. У них родилась красивая девочка, которой дали имя Василиса. Вскорости после этого купеческая жена умерла. Вдовец горевал недолго: через некоторое время он нашёл новую суженую и женился. Женщина отличалась вредным характером, и были у неё такие же строптивые дочки.

План сказки василиса прекрасная

Василиса восхищала окружающих кротким нравом, трудолюбием и добрым сердцем. Перед смертью матушка передала ей волшебную куколку, которая заменила ей самое близкое существо. Героиня кормила её и разговаривала, как с человеком.

Мачеха регулярно заставляла девушку исполнять сложные поручения. Каждый раз падчерице помогала куколка.

Задания, с которыми справилась девушка благодаря материнскому подарку:

  • подоить корову;
  • попасти гусей;
  • вскопать огород.

Последнее поручение было таким: пойти в лес и принести огонь.

По дороге сирота встретила трёх всадников:

  • белого;
  • алого;
  • чёрного.

Василиса прекрасная краткое содержание

Потом она попала к Бабе-Яге, и та дала череп, внутри которого были огоньки. Девочке было страшно, но голос приказал ей нести огонь домой. Придя домой, девушка хотела отдать череп мачехе, и он стал сверкать глазами и сжёг дотла купеческую жену и её дочерей. Девушка закрыла избу и отправилась в город, чтобы там дождаться возвращения батюшки. Она поселилась у доброй старушки.

Трудолюбивая Василиса не умела сидеть без дела и стала ткать. Увидев, каким красивым получилось полотно, старушка понесла его во дворец. Царь подивился чуду и велел, чтобы из ткани сшили рубашки. Всю ночь трудилась девушка, и к утру сорочки были готовы. Старушка понесла их в царские палаты. Государю понравилась работа, и он захотел увидеть мастерицу. Тем временем Василиса сидела у окна, умытая и причёсанная.

Царский гонец явился и повелел, чтобы девушка пришла во дворец. Царь увидел Василису Микулишну и понял, что она должна стать его женой. С тех пор молодые жили во дворце, и девушка никогда не расставалась с волшебной куколкой.

План пересказа

Пересказать произведение будет легче, если воспользоваться небольшим планом, в котором отражены ключевые моменты. Пример сжатого изложения сюжета:

Чему учит сказка василиса прекрасная

  1. У купца умерла жена, оставив дочери благословение и волшебную куколку.
  2. Вдовец привёл в дом женщину с двумя дочерьми.
  3. Новая жена невзлюбила падчерицу и всячески издевалась над ней.
  4. Однажды Василиса пошла в лес, чтобы добыть огонь.
  5. Баба-Яга помогла ей, дав череп с угольками.
  6. Девушка испугалась, но всё же донесла огонь домой.
  7. Череп сжёг мачеху и её дочерей.
  8. Василиса отправилась в город и стала жить у старушки.
  9. Царь заметил трудолюбие и красоту девушки, после чего женился на ней.

Этот план сказки «Василиса Прекрасная» можно использовать для читательского дневника. А также он поможет при прохождении теста.

Для полноценной работы в классе и для написания сочинения на отличную оценку лучше читать произведение полностью.

Характеристика главной героини

В русской сказке Василиса олицетворяет внутреннюю красоту. Народ наделил её положительными качествами характера. Они трудолюбива, скромна, послушна. Получив материнское благословение, она следует материнскому завету: кормит куколку и выполняет все её указания. Благодаря послушанию и смирению ей удаётся справиться с трудностями. Характеристика Василисы Прекрасной передаёт главную мысль и тему сюжета: не нужно сдаваться перед лицом трудностей, потому что в конце ждёт награда.

 василиса прекрасная анализ сказки

Эпизод, когда Василиса хочет бросить череп, но он велит этого не делать, показывает, что из почтения к просьбам другого существа девушка готова пересилить свой страх. Кроме того, образ девушки наделён благородством и уважением к старшим. К безобразной Бабе-Яге сирота обращается почтительно, называет её бабушкой и выполняет трудную работу, которую задаёт ей лесная жительница.

Главная героиня красива внешне, поэтому царь влюбляется в неё и принимает решение жениться. Но это происходит только после того, как он убедился, что будущая жена — мастерица на все руки.

Следовательно, в сказке народ выразил убеждение, что внутренний мир и человеческие качества важнее, чем внешний облик.

Анализ произведения

Русская народная сказка о прекрасной девушке, оставшейся без матери, проникнута состраданием к угнетённым и обездоленным. Простые люди пересказали эту историю в разных версиях, а талантливый художник-иллюстратор А. М. Куркин создал целую серию рисунков. Как это часто бывает, положительная героиня проходит через множество испытаний, прежде чем обретает счастье. Незатейливая история чётко разделяет понятия «добро» и «зло».

 главная мысль сказки василиса прекрасная

Воплощением отрицательных качеств служат новая купеческая жена и её дочери. Василиса — светлый, чистый и непорочный образ. Уравновешивают композицию купец и Баба-Яга. Первый представляется отстранённым и безучастным, в сказке не прослеживается его влияние на ход событий. Этот образ нейтрален. Личность Бабы-Яги, напротив, объединяет в себе и хорошие, и плохие черты. В результате они нейтрализуют друг друга, и характер этого персонажа получается целостным.

В сказке показан женский идеал. Основная мысль в том, что хорошая жена — это трудолюбивая девушка, уважающая старших и выполняющая заветы родителей.

Все в их семье было хорошо, только об одном мама просила лисенка: не ходить одному в лес. Однажды, когда мама Лиса была занята домашними делами, лисенок играл во дворе возле дома и вдруг заскучал. День был погожий, на небе ярко светило солнце, и хотелось гулять. Лисенок взглянул в сторону леса и увидел вдалеке большой и красивый гриб боровик. Он сразу же подумал о том, какой вкусный суп мама может из него сварить. И решил, что если быстро за ним сбегает, то ничего плохого не случится, и мама даже не заметит.
Он тихонько встал, вышел за калитку и пошел в лес. Маленький лисенок напевал какую-то песенку, у него было хорошее настроение. Подойдя к грибу, он его сорвал и тут же облизнулся. Перед глазами возникла тарелка ароматного грибного супа. Но тут он увидел чуть поодаль еще один красивый боровик. И в его воображении возникла уже большая кастрюля супа. Лисенок побежал за вторым грибом. Сорвав его, он заметил третий. Малыш очень обрадовался такой удаче.
Спустя какое-то время, у лисенка в руках было уже много грибов и он решил, что теперь их хватит и на суп, и на жаркое. Вот мама его похвалит. Но когда он обернулся вокруг, то понял, что заблудился. Лисенок испугался и заплакал. Не зря мама говорила, чтоб в лес один не ходил.
Мама Лиса увидела, что малыша нет во дворе и запереживала. Она звала-звала, но никто не отвечал. Тогда мама попросила знакомую сороку поискать сыночка с высоты. Та полетела и вскоре нашла его в лесу. Когда сорока вывела лисенка из лесу, он растерял все грибы, был измазан в земле и заплакан. Хорошо, что в этот раз ничего страшного не случилось, но слушаться маму надо обязательно!

Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.
В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.
Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.
Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

Для начала необходимо выбрать сказку, по которой вы будите писать работу. Я бы взял такую сказку – сказка о рыбаке и рыбке (отличное произведение Александра Сергеевича Пушкина, и поучительное, и красочное и весьма интересное).
Сказка выбрана, можно начинать работу. Вступление – напишите в целом о пользе сказок, всем детям их читают, ведь в сказках добро побеждает зло, смелый принц всегда спасает принцессу и все положительно завершается. Сказки учат детей доброте, хорошим поступкам и на интересных примерах многое показывают. Дальше главная часть – пишите о сказке, которую вы выбрали. Почему именно эта сказка, чем она интересна, чем для вас привлекательна. Оцените сюжет, расскажите про героев, сделайте выводы по финалу. И заключение сочинения моя любимая сказка, часть, где общий вывод делается. Можно итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше снова по сказкам в целом написать. Что сейчас не хватает таких сказок, какие раньше создавались. В старых сказках словно была душа, особая привлекательность и доброта.
Еще можно в сочинении вспомнить и народные сказки, это наша история, которую необходимо помнить. Народные сказки передавались из уст в уста и поэтому они дошли и до нашего времени. Также можно написать о нескольких сказках, сделать их обзор, дать оценки, красочно про персонажей рассказать. Это творческая тема (моя любимая сказка), которую можно долго обыгрывать и развивать, было бы желание это делать и выйдет качественная работа. А хороших сказок много, есть из чего выбирать и о чем писать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы. Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости. На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта. Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности. Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности. По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее. Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.

  • Сказка василек вася василек и красная шапочка
  • Сказка в чемодане своими руками
  • Сказка в стране невыученных уроков читательский дневник
  • Сказка валентина катаева цветик семицветик читать
  • Сказка в уфе база отдыха