Сказка в железников чучело

Автор на чтение 14 мин. опубликовано 11.02.2021 26 октября исполняется 90 лет знаменитому писателю и кинодраматургу владимиру железникову. владимир карпович

На чтение 14 мин. Опубликовано

1067197_230x.jpg

  26 октября исполняется 90 лет знаменитому писателю и кинодраматургу Владимиру Железникову. Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье пограничника в Белоруссии. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства, поэтому детство писателя было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.    Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Параллельно развивались мои занятия писательством».   Однажды начинающий писатель пришел в журнал «Новый мир» со своей повестью. Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, всегда волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?»«Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был настолько огорошен, что потом какое-то время не писал».    Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он совмещает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась его первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. Но эта случайность определила то обстоятельство, что он стал детским писателем. Стать детским писателем ему помогла и любовь к детям, и любопытство.«Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».    zhelezh-razn.jpg   Его первая книга – сборник рассказов«Разноцветная история» – вышла в 1957 г.   Став писателем, Железников посвятил свои произведения детям и подросткам, их проблемам, взаимоотношениям со взрослыми. Среди них – шедевры детской литературы – «Чудак из 6 «б» и «Чучело», которые сейчас изучают в школах.  По этим произведениям сняты фильмы, сценарии к которым написал сам Железников.   Вышедший на экраны в 1983 году кинофильм  «Чучело» произвел настоящий фурор, вызвав море споров и обсуждений. Это произведение о подростках, об их школьной жизни и … о детской жестокости.  Многие спорят о том, почему уже в маленьком человеке проявляется такое качество, как жестокость (хотя в наше время это уже никого не удивляет). И вот, что думает по этому поводу сам автор:«- В первый период моего писания у меня была идея, что все дети хорошие, а взрослые разрушают их мир. Я считаю, что человеческая жизнь имеет несколько этапов, и каждый этап имеет полную самостоятельность. То есть страдание маленького ребенка — это есть страдание в полном смысле этого слова, и когда взрослый говорит: «А, да успокойся!» — это действительно ужасно. Однако, видя отрицательное только во взрослых, но не в детях, я ошибался. Позднее я стал обращать внимание на детскую жестокость. Она отличается от жестокости взрослых. В детях она менее контролируема и более открыто выплескивается. Они не стесняются этого.  Мне кажется, это заложено в нас от природы. Правильное воспитание может победить детскую жестокость. Но не у всех детей. Даже очень хорошие люди до 8 — 9 лет могли быть неосознанно жестоки. Я очень люблю детей. Но я знаю, что они способны и на очень жестокие вещи. Я их заранее за это прощаю».    Оказывается,  к написанию  повести «Чучело» Железникова побудил реальный случай, произошедший с его племянницей, которую, кстати, звали также как главную героиню «Чучела»: «Итак, я пересмотрел свои прежние взгляды, и тут произошли реальные события, которые стали отправной точкой замысла «Чучела». Травле в школе подверглась моя племянница Леночка. Она у нас была удивительным созданием, говорившим только правду. Случился массовый прогул урока, и Леночка честно сказала учителю, что все убежали в кино. После этого ее стали третировать, она почувствовала дикую неприязнь всего класса. Ее маму, мою сестру, вызвал к себе директор школы и сказал: «Может быть, вам перевести дочь в другой класс?» И что меня поразило, Лена отказалась переходить. Проявила стойкость. Она говорила: «Я права! Почему я должна уходить? Я не уйду». Я потому еще решил использовать этот случай, что произведение на его основе позволяло показать внутренний мир человека, сопротивляющегося чему-то. В случае с «Чучелом» прозаической форме предшествовал киносценарий. Он появился через три или четыре года после происшествия с племянницей». Многие знают, что главную роль в фильме «Чучело» — роль Лены Бессольцевой — сыграла 12 – летняя Кристина Орбакайте, дочь Аллы Пугачевой. Железников вспоминает: «Никогда не забуду ее пробу. Ролан (режиссёр) мелом провел черту на полу и сказал: подойдешь вот сюда и скажешь «дедушке» такие-то слова, а он тебе ответит так-то. В комнате находилось человек двадцать, казалось, девочка должна застесняться. Кристина, тоненькая, скромная, совсем не похожая на звездного ребенка, перешла линию и превратилась в другого человека. В секунду переиграла Евгения Евстигнеева, который пробовался на роль дедушки. Но всё, же Ролан сомневался насчет Кристины. Ему внутренне мешало то, что она дочь знаменитости: мол, все будут говорить, что он взял девочку по блату.  В первый же съемочный день Кристина ударилась ладонью о тротуар и сломала кисть. Врачи, узнав, чья это дочь, постарались от души и загипсовали руку до самой шеи. А тут мама решила перед гастролями на Дальнем Востоке заглянуть к нам в экспедицию. Ролан с опаской сообщил ей о случившемся. Алла сказала: пусть дочь решает сама. Останется — значит, будет сниматься, нет — она ее заберет. Кристина ответила, что продолжит работу. Пугачева сказала: молодец».   Спустя много лет  Владимир Железников написал повесть «Чучело 2». Это не продолжение. Здесь другие герои, другое время (90 –е гг.) и другие проблемы: четыре девочки-подростка придумали игру «в фанатки юного певца», носили одинаковую одежду, повязки с портретом кумира, следовали за ним везде, бросали вызов всему обществу, угоняли машины, чтобы прокатиться с ветерком, пока однажды вся жизнь не пошла кувырком. Все началось с очередного угона машины, затем авария, сбиты два старика, машина сгорела — и… как жить дальше? Здесь тоже есть «чучело» — несуразная, но справедливая Зойка, которая приходит на помощь всем, кому трудно; безответно, но преданно любит Костю, помогает в беде Глазастой, отец которой отправляет в специнтернат глухого сына, а непокорную дочь запихивает в психушку.  Вообщем, это «современный вариант» для подростков постарше. По этой повести тоже снят фильм в 2003г. — «Игры мотыльков» и в 2010 – телефильм из 4 –х серий «Чучело 2». В «Играх мотыльков» в главных ролях сыграли известные актеры – Алексей Чадов и Оксана Акиньшина. Сценаристом и продюсером фильмов был сам Железников.  В  повести Железникова«Чудак из 6 «Б» рассказывается о мальчике Боре, который учился принимать правильные решения. Однажды Борю пригласили стать вожатым отряда первоклассников. Он согласился, но постоянно попадал в такие ситуации, где просто необходимо было принимать решения, а юмор, находчивость и самоирония ему в этом помогали. Правда, решения не всегда были верными. Чего только стоит его сеанс психотерапии в тёмной комнате, или списывание на ответственной контрольной, или эксплуатация детского труда во имя благородной цели пойти всем классом в цирк. Каких только «глупостей» не наделал Борька, но так «прикипел» к своим малышам, не говоря уже о том, что первоклашки считали своего вожатого просто героем и даже не побоялись идти к директору заступаться за Бориса. Боря — мальчик «сам себе на уме», шалун и разгильдяй, но очень добрый и порядочный. Тем не менее,  в повести автор поднимает серьезную тему взросления, воспитания воли, а так же повествует о чувстве ответственности, которую подростки должны научиться брать на себя в повседневной жизни. И по этой повести в 1972 г. снят фильм «Чудак из 5 «Б», сценаристом которого  стал сам Железников.    Вообще, Железников является сценаристом и продюсером многих фильмов (например, в 2008 г. он продюсировал фильм «Похороните меня за плинтусом). С 1988 года Железников — художественный руководитель киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей. Всего он написал сценарии к 27 фильмам. За сценарии к картинам «Чудак из 5 «Б» и «Чучело» Владимир Железников был дважды удостоен Государственной премии СССР в 1974 и 1986 годах. В 1995 г. получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Сейчас живет и работает в Москве.    Советую всем, и подросткам и взрослым познакомится с творчеством Владимира Железникова, его рассказами и повестями, а также посмотреть фильмы, снятые по его произведениям.  Ведь Железников рассказывает о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нас принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями, и, помогая нам разобраться не только в  том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые. К°написала в рецензияхПожаловатьсяpp image 3876 d8h9i0kaatboocoverpp image 3876 d8h9i0kaatboocoverЧучело2012-09-09 15:51:05www.livelib.ru/review/193699

9 сентября 2012 г. 15:51

3K

5

Страшно, когда один против всех, даже если ты прав.

А еще страшно, когда толпа озверевших детей гонит слабую девчонку по улицам.

Страшно, когда мальчик, твоя первая любовь, оказывается предателем и вместе со всеми кричит: «Бойкот!»

Страшно, что вот отдашь ребенка в школу, и выяснится, что учительница больше занята собственной личной жизнью, чем доверенными ей детьми.

Страшно, когда ветер раздувает искры от костра во все стороны, а платье медленно тлеет.

Страшно, когда взрослые не понимают, что вырастили не людей, а зверей.

Страшно понимать, что все это — не авторская фантазия, а та правда жизни, которую мы предпочитаем не замечать. Не замечаем долгое время, а потом натыкаемся на заголовки «Пятеро семиклассниц избивали одноклассницу и снимали это на мобильный телефон» или (а это уже следующая…

Развернуть30818БиографияБиография писателяПроизведения2 произведенияБиография вариант 1 вариант 2

Родился 26 октября 1925 года в Витебске. В детстве много путешествовал, так как его семья часто переезжала — отец был военным. В 1945 году обосновался в Москве, где окончил артиллерийское училище. Затем обучался в юридическом институте, однако любовь к литературной деятельности оказалась настолько сильной, что Железников поступил в Литературный институт имени М.Горького и окончил в 1957, в возрасте 32 лет. Тогда же вышла его первая книга, сборник прозы «Разноцветная история».

Известен благодаря своим детским книгам, в которых раскрывает проблемы взросления и помогает детям и взрослым найти общий язык. В своих произведениях автор призывает жить по совести, отстаивает идеалы справедливости и доброты. Книги Владимира Железникова переведены на множество языков и неоднократно переиздавались во многих странах, таких как США, Япония, Китай, Чехия, Югославия и многих других.

Повести писателя, признанного классика отечественной детской прозы, изучают в школах, на уроках литературы. Он написал такие известные повести как «Каждый мечтает о собаке», «Чудак из `5-Б`» и «Чучело». В 1970 году написал свой первый сценарий к фильму «Серебряные трубы». Как автор и соавтор участвовал в создании сценариев к кинофильмам «Нежданный гость», «Чудак из `5-Б`», «Чучело», «Безумная Лори», «Русский бунт» и другим. За сценарии к фильмам «Чудак из `5-Б`» и «Чучело» дважды получил Государственную премию СССР.

С 1988 является руководителем киностудии «Глобус», которая выпускает детские фильмы.

Произведения

ЧучелоЧудак из шестого «Б» Чучело Глава первая Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути. Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и # Детская проза Читать → Чучело (с илл.) Владимир Карпович Железников Чучело Повесть Чувствовать чужую боль[1] О книгах Владимира Железникова Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и у # Детская проза Читать → Солёный снег Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВПовесть В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Каждый мечтает о собаке Владимир Карпович Железников Повесть1 В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, изза которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного. Все утро я «танцевал» вокруг матери, ждал, когда она — # Прочая детская литература Читать → В старом танке Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВРассказ В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Ночной ветер Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВРассказ В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Космонавт Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВРассказ В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Последний парад Железников Владимир Владимир Карпович Железников Повесть В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести » Жизнь и приключения чудака», » Последний парад», » Чучело&q # Прочая детская литература Читать → Чудак из шестого «Б» Вандал, варвар, гунн! Но в отличие от них на тебе лежит печать цивилизации нескольких столетий! Может быть, ты считаешь, это не имеет значения? Посмотрим, посмотрим… Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВПовесть Художник О Корови # Прочая детская литература Читать → Девушка в военном Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВРассказ В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Чучело-2, или Игра мотыльков Владимир Карпович Железников Чучело2, или игра мотыльков Повесть Коротко о времени и о себе[1] Казалось бы, что проще — написать о себе несколько слов? Но стоило мне сесть за стол, чтобы вспомнить собственную жизнь, как пе # Детская проза Читать → Белые пароходы Железников Владимир Владимир Карпович Железников Повесть В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести » Жизнь и приключения чудака», » Последний парад», » Чучело» и другие То, ч # Прочая детская литература Читать → Таня и Юстик Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВПовесть В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР входят новости: » Каждый мечтает о собаке», » Последний парад» » Тани и Юстик», » Чучело» Ав # Прочая детская литература Читать → Мальчик с красками Железников Владимир Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВРассказ В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают геро # Прочая детская литература Читать → Хорошим людям — доброе утро Железников Владимир Владимир Карпович Железников Повесть В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести » Жизнь и приключения чудака», » Последний парад», » Чучело» и другие То, ч # Прочая детская литература Читать → Путешественник с багажом Владимир Карпович Железников (повесть) 1 В наш совхоз прислали одну путёвку в Артек И вдруг её преподнесли мне Для многих это было полной неожиданностью Правда, слово «преподнесли» не совсем точно передаёт события, кот # Советская классическая проза Читать → Используемые источники:

  • http://bibliotekacdub1.blogspot.com/2015/10/blog-post_26.html
  • https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov
  • https://www.allsoch.ru/zheleznikov/
  • https://mir-knig.com/author/1141

Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живёт один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами.

Он переехал туда после смерти тётки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником.

Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот. Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история.

Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось.

Шестой класс встретил Ленку насмешками. Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой. Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы. Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке.

Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.

В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой.

На фабрике игрушек Дима спас Ленку. Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка.

Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат. Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак. И тут Ленка впервые увидела, как Дима, такой правильный и смелый, испугался, как его лицо «перевернулось» от страха.

Наступили осенние каникулы. Пришло время разбить копилку. Последним уроком четверти была физика. Ворвавшись в класс, ребята увидели на доске написанное классной сообщение о том, что урок физики заменён на урок русской литературы. После уроков Дима запланировал «шефскую» работу в детском саду, но бесплатно никто работать не желал. Одним из первых отказался от шефства Валька. Дима хотел рассказать всем о том. что Валька — живодёр, но тут в класс вошёл его брат. Он пригрозил Димке, и тот снова испугался. Потом Валькин брат стёр надпись с доски и удалился. Класс посчитал себя свободным — объявление кто-то стёр, и они его не читали.

Ребята отправились в кино. В классе осталась только Шмакова со свои верным «рабом». По дороге в кино Ленка упала, разбила коленку и пошла в школьный медпункт, а Димка вспомнил, что оставил в классе копилку, и вернулся за ней. Здесь его и застала Маргарита Ивановна. Она спросила, где остальные, почему не на уроке, начала ругать Димку, назвала его трусом, и мальчик не выдержал — рассказал всю правду. Это слышали Шмакова с Поповым, спрятавшиеся под парту, и Ленка, проходившая мимо класса. Весь вечер Ленка ждала, что Димка расскажет ей об этом, но тот молчал. Молчала и Шмакова.

Утром школа наполнилась нарядными детьми — все собирались в Москву. В класс вошла Маргарита Ивановна и сказала, что для них экскурсия отменяется «за сознательный срыв урока». Самой классной директор объявил выговор, но в Москву отпустил. Класс начал возмущаться такой несправедливости, забыв, что Маргарита — их учитель. Классная вышла из класса обиженная, напоследок грохнув об пол копилку.

Деньги разделили между собой. Потом Железная Кнопка начала выяснять, кто их предал, и вспомнила, что Димка возвращался за копилкой. Он испугался, но подозревать вскоре стали Попова — у него был повышен пульс. И тогда Попов намекнул, что знает кое-что интересное, и Димку снова «перевернуло» от страха. Ленка всё ждала, когда же Дима признается, но увидев его страх, девочка взяла вину на себя. Васильев не поверил Ленке, а вот Миронова поверила сразу и объявила Чучелу бойкот. Это слово услышала внезапно вернувшаяся Маргарита, но вникать не стала — мысленно она уже была в Москве с женихом.

Травля началась сразу после уроков. Ленку гоняли по городу с криками «Сжечь Чучело!», стремясь унизить. Бить девчонку не хотел только Васильев, но и он не пошёл против Железной Кнопки. Досталось и Димке — он посмел заступиться за Чучело и тоже попал под бойкот. Вечером того же дня Ленка призналась Диме, что слышала его разговор с классной, а вину на себя взяла потому, что хотела его защитить. Димка пообещал признаться, но время шло, а он всё не мог набраться храбрости. О невиновности Ленки знали только Шмакова и Попов, но они молчали — Шмакова вела свою игру. Ей было интересно, как выкрутится непокорный Димка, а поступок Ленки она понять не могла.

Слушая внучку, Николай Николаевич вспомнил вечер, когда принёс в дом картину «Машка». На ней прадед Бессольцев изобразил свою младшую сестру. Оказалось, что стриженная наголо девочка с картины очень похожа на Ленку. Николай Николаевич был рад этой картине и не заметил, что происходит с внучкой. Он вспомнил, как Ленку пугали через окно, надев медвежью голову. Николай Николаевич успел сдёрнуть маску, а под ней оказался Дима Сомов. Ленка тоже увидела его, решила, что Димку заставили, и полетела спасать — дед не успел её остановить. Потом он смутно слышал крики, но даже не предположил, что это одноклассники травят Ленку, как волчья стая.

Девочка вернулась домой в грязном платье, без сил и очень разочарованная. Она заглянула в окно Димкиного дома и увидела, что её друга вовсе не пытают. Там, в светлой, чистой комнате, у Димки в гостях была вся компания во главе с Мироновой. Они пили чай и смотрели телевизор. В глубине души Ленка начала понимать, что признаваться Сомов не собирается. Девочка схватила камень и бросила в окно. Разбив стекло, камень упал в лужу и забрызгал Ленкино платье грязью.

На следующий день Ленка развешивала во дворе выстиранное платье, когда к неё подошёл Димка. Он назвал себя подлым трусом, попросил Ленку подождать ещё немного и поцеловал. Это увидел Валька. Он заскочил во двор, схватил выстиранное платье и умчался рассказывать новость Железной Кнопке. Димка понёсся за ним, Ленка — следом. Димка зашёл «в сарай, где собралась мироновская компания». Они хохотали над Рыжим, напялившим Ленкино платье. Сначала они напали на Димку, и тот храбро защищался, даже пытался забрать платье у Рыжего. А потом Димка сказал Мироновой, что виноват он, но прозвучало это не как утверждение, а как предположение. Компания радостно загудела: появился новый объект для травли, и Димка не выдержал, испугался, превратил своё признание в шутку, сказал, что просто пожалел несчастную Бессольцеву.

Ему не поверили, и Ленка бросилась на помощь. Глядя в глаза Димке, она ещё раз взяла на себя его вину. А Димка молчал. Ленка потребовала назад своё платье. Рыжий снял его, и ребята начали перекидывать платье друг другу, а Ленка крутилась между ними, «как белка в колесе». Наконец платье попало в Димкины руки, но он не отдал его Ленке, а перекинул Мироновой. И тут Ленка ударила Сомова по лицу. Одноклассники навалились на девочку, скрутили её, и с воплями «Сжечь Чучело» вытащили в сад.

Железная Кнопка и Шмакова откуда-то приволокли чучело на длинной палке, одетое в Ленкино платье, с большими глазами и ртом до ушей. На его шее висела табличка с надписью «Чучело предатель». Палку воткнули в землю, а потом Миронова заставила Димку поджечь чучело-Ленку. Когда оно загорелось, девочка вырвалась из держащих её рук и бросилась тушить огонь — ей казалось, что горит она сама. После этого Ленка почувствовала перемену в себе — она перестала бояться.

Утром наступил последний день каникул. Ленка ждала на пристани Маргариту Ивановну. Девочка надеялась, что классная расскажет всем правду, раз уж Димка не смог. Маргариту она встретила, но та приехала с молодым мужем. Заметив наконец Ленку, учительница даже не вспомнила про страшное слово «бойкот» услышанное ею в классе перед отъездом. В класс Ленка пришла только чтобы попрощаться.

Все время, пока длился рассказ Ленки, у Сомовых веселились — Димка справлял день рождения. Ленка окончила рассказ, и тут в комнату вошёл Васильев. Он увидел собранные чемоданы и обвинил девочку в трусости. И тогда Ленка решилась. Она надела прожжённое платье и остриглась наголо, чтобы по-настоящему походить на чучело. В таком виде она и явилась к Димке на праздник. К тому времени у Сомова осталались только близкие друзья — мироновская компания. Увидев нежданную гостью, «все безмолвно ахнули», а Димку перекосило от страха. Она посмотрела в глаза всем, кто её травил и обижал, сказала каждому то, что должна была сказать. Поведала всей компании о Вальке-живодёре, а потом развернулась и ушла.

Сразу после этого хотел слинять и Валька, но Лохматый его задержал. От страха Валька проговорился, что это его брат с дружками ранили однажды лесничего — отца Лохматого. За Вальку никто не заступился. Постепенно все разошлись, кроме Шмаковой и Попова. Тогда-то Шмакова и рассказала Димке, что давно уже всё знает. Она рассчитывала, что Сомов, сын главного хирурга, станет её «рабом». И тут не выдержал Попов. Он выскочил из дома, догнал Железную Кнопку и выложил ей всю правду о Димке.

Проснувшись утром, Николай Николаевич решил, что уедет вместе с Ленкой, а свои бесценные картины подарит местному музею. Себе Бессольцев решил оставить только «Машку». На пристани Ленка увидела, как мироновская компания гонит Димку, а тот убегает, трусливо прижимаясь к заборам. Ленка бросилась следом. Сомова загнали в класс, Ленка вошла после всех. Её дружелюбно окружили, и сама Железная Кнопка ей улыбнулась — она была в восторге, ведь «справедливость восторжествовала».

Маргарита Ивановна вошла в тот момент, когда Сомову объявляли бойкот — все, кроме Ленки. Она увидела остриженную голову девочки, но разбираться не стала, а рассказала новость, которую Ленка ещё не знала: Бессольцев подарил свои картины и старинный дом музею. Класс ахнул, а Валька растерялся — он не представлял, что дорогую вещь можно просто подарить. И тут в класс вошёл Николай Николаевич и сделал то, чего раньше делать не собирался: подарил «Машку» школе.

Бессольцевы опаздывали на пароход и быстро ушли, Маргарита пошла их провожать, а вся компания накинулась на Димку — из-за него они обидели «таких людей!». Внезапно вернувшейся классной Железная Кнопка презрительно выложила всё, что случилось. Маргарите стало стыдно — из-за своего личного счастья она не замечала, чем живёт класс. Миронова снова заговорила про бойкот, но никто её не поддержал, даже Лохматый понял, что миром не всегда управляет сила. Компания Мироновой разваливалась. Видя это, Железная Кнопка расплакалась — такой «железной», помешанной на справедливости, она стала из-за матери, которая считала, что всем всё можно, лишь бы было «шито-крыто».

А потом развернули картину, подаренную Бессольцевым, и все увидели, как Машка похожа на Ленку. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!».

Глава 1

Старинный город на берегу реки Оки, 1978 год. По улицам несется к дому заплаканная 12-летняя Лена Бессольцева. Она хочет навсегда уехать с дедушкой «от злых людей», от своих одноклассников.

Глава 2

История началась с того, что в родной город, в свой столетний дом с четырьмя балкончиками вернулся пожилой фронтовик Николай Николаевич Бессольцев. После смерти жены он заметно сдал, но родные стены, где прошло его детство, вернули его к жизни.

Последней в доме жила сестра Бессольцева, сохранившая картины прадеда, талантливого художника. Николай Николаевич продолжил пополнять коллекцию картинами предка. На нее он тратил почти все деньги.

Местные жители относились к нему настороженно, а ребятишки смеялись над его пальтишком с заплатками на локтях, дразнили старика «заплаточником». А он ждал, что в старом доме поселится его сын с семьей. А приехала внучка Лена, нескладная, большеротая, улыбчивая. И в сентябре пошла здесь в 6 «а» класс.

Глава 3

История, перевернувшая Ленке жизнь, началась на каникулах в ноябре. А в первый учебный день после них она твердо решила уехать. Дедушка не пускал, и Ленка пригрозила, что раздобудет денег на билет, продав его картину. Бессольцев влепил ей пощечину, а после кинулся вслед за внучкой.

Глава 4

У кассы речного пароходства слонялись одноклассники Лены: хулиганы Валька, Лохматый и Рыжий, модница Шмакова со своим поклонником-«рабом» Поповым, лидер класса Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Все они собрались на день рождения к Димке Сомову, синеглазому красавчику, отличнику из богатой семьи. Только очкарик Васильев не захотел идти, за что и был побит.

В этот неподходящий момент к кассе подбежала Лена, а следом ее дедушка. Одноклассники были довольны: они победили, «чучело огородное» уезжает. Дедушка увел внучку домой. И тогда она рассказала ему все.

Глава 5

Уже 1 сентября ее, новенькую, высмеяли. И она смеялась над собой, над дедом-заплаточником, над своей вечной улыбочкой – «хоть завязочки пришей». Тогда-то к ней и приклеилось прозвище – чучело. За нее вступился только Дима Сомов. Лена села со своим спасителем за одну парту. Хотя это было место Шмаковой.

Маргарита Ивановна, классная руководительница и счастливая невеста, позвала ребят на экскурсию в Москву. Сомов предложил не брать деньги у родителей, а заработать самим. Ребята собирали яблоки, капусту, клеили игрушки на местной фабрике. И Дима опекал Лену. Переполненную копилку Дима вручил тоже ей. А однажды и вовсе показал себя героем. Прямо при Лене поколотил Вальку, жадного до денег. Тот таскал к живодерам собак. Лена чмокнула Диму в щечку, и они стали друзья «на всю жизнь». Правда, после явился брат Вальки – и побит был уже Сомов.

Глава 6

В последний день перед каникулами классная написала на доске, что вместо физики будет литература. Но ребята побежали в кино. В классе под партой остались Шмакова с Поповым. А еще забытая на столе копилка. За ней-то и вернулся Сомов – и столкнулся с Маргаритой Ивановной. Та назвала мальчишку трусом – и он, возмущенный, выдал весь класс. Их разговор невольно подслушала Лена, ведь она помчалась вслед за своим «героем».

Глава 7

Утром школьники уехали в Москву – все, кроме 6 «а» класса. Он был наказан за прогул урока. Авторитет Сомова растаял, деньги поделили. А Железная Кнопка сказала, что среди них доносчик, предатель.

И Лена увидела, как отчаянно трусит Сомов. И взяла вину на себя. Все поверили, кроме «чудика» Васильева. Здоровенный Лохматый чуть ее не побил. Но «идейная» Кнопка придумала кару получше: «Бессольцевой – бойкот!» Никто не должен с ней общаться. И эту фразу расслышала Маргарита Ивановна. Но ей было некогда – ее ждал в Москве жених.

Глава 8

«Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Так думала Лена, когда ее окружили одноклассники. Шанс выскочить дал ей Васильев, а Димка сбежал с ней на пару. От погони они прятались в парикмахерской. Особо злился Рыжий: его отец в Москве, они давно не виделись. У Сомова была надежда, что Лена тоже сболтнула про кино учительнице. Но оказалось, что она его «спасала». Значит, вся ответственность по-прежнему на нем.

Глава 9

Пока Лена делала прическу в парикмахерской, Сомов ее бросил, чтобы избежать встречи с одноклассниками. И Лена попала к ним в руки совсем одна. Ее «обстреляли» горохом и потащили в укромное место. Васильев и Димка, пусть с опозданием, бросились на ее поиски.

Глава 10

Лена сбежала от травившей ее «стаи». Захлопнув за собой калитку, видела, что Сомов что-то говорит ребятам. И думала, что бойкоту конец. А вечером в ее окошко просунулась ревущая «медвежья голова». И дедушка сорвал ее, а под ней было «жалкое и ничтожное» лицо Сомова.

Уверенная, что Диму вынудили это сделать, Лена выскакивает на улицу его спасать. А возвращается поникшая, в грязном платье. Оказывается, Сомов с ними заодно. Она даже окно разбила в доме, где веселились одноклассники. И Сомов.

Глава 11

В сад, где Лена вешала сушить вчерашнее платье, прокрался Сомов. Он назвал себя «подлым трусом», сказал, что немедленно признается во всем. И поцеловал ее. Как назло, их увидел Валька. Он утащил платье с веревки. Дима помчался вдогонку, Лена за ним.

В сарае уже ждали одноклассники. И Сомов струсил в сотый раз. Признался, а потом сказал, что пошутил. И Лена вошла в сарай, чтобы придать Димке сил. Но вышло только хуже. Сомов присоединился к травле. Как и все, швырял ее платье по кругу, а когда в него вырядили огородное пугало (это будто она, «чучело») – согласился его поджечь. Больше Лена ему не верила – и ударила по лицу. Страх исчез. Вся компания разбежалась, спасаясь от горящего чучела в ее руках.

Глава 12

Лена ждала восстановления справедливости от Маргариты Ивановны. Но та, счастливая жена, обо всем забыла. И Лене лишь осталось объявить ей, что она уезжает. Было обидно, но Лена чувствовала, что получает по заслугам. Разве не она стыдилась дедушки, когда сам Сомов назвал его «нищим»? А ведь Лена знала, что дедушка тратит пенсию на прекрасные картины крепостного художника, ее предка.

Праздник в доме Сомовых был в разгаре. Кажется, ее отъезд для всех станет облегчением. Только упрямый Васильев, как и обещал, к Сомову не пошел. Он заглянул к Бессольцевым. Из вежливости посмотрел картины, пожалел, что их никто не видит. При этих словах дедушка вдруг оживился, будто придумал что-то. А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. А уж этого она стерпеть не могла.

Глава 13

Тетя Клава из парикмахерской стричь ее не хотела. Рыжий (сын ее Толик) рассказал, что из-за нее сорвалась та поездка. Лена ей первой призналась, что невиновна. Впрочем, Сомова не назвала. И тогда та остригла ее наголо – как потребовала Ленка. Раз она чучело – пусть так и выглядит. И в платье она влезла в то самое, с обгоревшего пугала.

И в таком виде явилась на праздник к Сомову. Каждого задела иронией, выдала живодера Вальку, поздравила именинника, развела руками, что в класс к ним затесалось противное «чучело». Уходя, добавила, что они вызывают в ней жалость. Праздник померк, все разошлись. Только Шмакова праздновала победу над Сомовым. Его тайна была в ее руках.

Глава 14

Утром Лену разбудил стук топора. Это «дедушка заколачивал свой дом». Он решил ехать вместе с внучкой. Лишь одну картину, «Машку», он взял с собой. На ней – хрупкая девчушка (его бабушка, в будущем – учительница), вылитая Лена, с искренним, открытым, беззащитным лицом. И острижена наголо, будто после болезни. Эту картину он получил в дар от одной старушки.

Мимо пристани промчался бледный Сомов. За ним гнался весь класс. Кажется, правда вышла наружу. Как потом оказалось, выдал его Попов, верный «раб» Шмаковой. И Лена не удержалась, захотела еще раз посмотреть всем им в лицо. Вновь объявлен бойкот. Среди леса рук нет только Ленкиной. Никого травить она не собирается. Тогда и остальные не хотят. Так или иначе, но виноваты все.

Вошедшая Маргарита Ивановна объявляет, что Николай Николаевич подарил дом и картины городу, под музей. В этот момент он сам заходит за внучкой. И оставляет в подарок картину школе. Бессольцевы уходят.

Учительница узнает всю правду. И понимает, какому испытанию подверглась Лена. То самое «чучело», перевернувшее жизнь каждого участника истории. И на подаренной картине опять была «она». Как немой укор, похожая на Лену Машка смотрела на одноклассников. И тогда Рыжий выразил чувства всех. Он просто написал на доске: «Чучело, прости нас!»

Читательский дневник по повести «Чучело» Железникова

Сюжет

В школу приходит новенькая – 12-летняя Лена Бессольцева. Она живет с дедушкой, собирателем картин своего предка. В городе его зовут «Заплаточником», нищим: он забывает о себе ради картин. В классе улыбчивая, наивная Лена получает прозвище «Чучело». Понравилась она только Диме Сомову, отличнику и кумиру девчонок. И он, конечно, ей тоже.

Из-за прогула урока срывается поездка всем классом в Москву. Учительнице всех выдал Сомов. Он боится бойкота – и его вину берет на себя Лена. И травить начинают ее. Она ждет только одного: когда ее «герой» признается во всем. Но он участвует в травле. Ребята напяливают на огородное пугало платье девочки, а Сомов поджигает его.

Лена делится историей с дедушкой – оба решают уехать. А дом и картины отдают городу для музея. Сомова разоблачает одноклассник, который все это время знал правду. Всему классу стыдно за свое поведение. На память школе Бессольцев оставляет картину «Машка», на которой написана юная прабабушка Лены, поразительно похожая внешне и сердцем на свою храбрую правнучку.

Отзыв

Книга учит быть честным, смелым, отзывчивым. За свои слова и дела нужно отвечать. Милосердие – выше беспощадной правды. Внутренние качества не зависят от внешних. Тема воспитания, взросления, первой любви, дружбы. А еще – жестокости мира подростков, трусости, прощения, раскаяния.

Конфликт личности и толпы, конфликт поколений. И один в поле воин. Не все в жизни измеряется успехом, материальным благополучием. Роль учителя в жизни ребят. Тема бескорыстного дара, любви к своей стране, городу, дому, семье, искусству. Образ мудрого дедушки, учителя жизни.

Краткий пересказ повести В.К. Железникова «Чучело» поможет освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может отлично помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.

Первая глава: Знакомство с Леной

Повесть начинается с того, что главная героиня, Лена Бессольцева, в расстроенных чувствах бежит домой. Город, в котором происходят действия произведения, достаточно маленький, его можно назвать провинциальным. Лена переехала сюда не так давно, она живет с дедушкой. 

Девочка бежит домой и думает, как будет просить дедушку о переезде. Случилось нечто странное, ведь она про себя обвиняет кого-то в жестокости, направленной против нее.

Вторая глава: История Бессольцевых

Рассказ о семье Бессольцевых. Николай Николаевич – дедушка Лены, он коллекционер. Он вернулся в родной город и стал жить в своем старом доме. Город был древним и помнил многие исторические события, но ни одно из них не могло его разрушить. Это было живописное место, а дому старика было около ста лет. Когда он вернулся туда (жена его умерла и сам он заболел), то болезни как рукой сняло: он занялся починкой осиротевшего заколоченного дома. Там он обнаружил картины деда, которые помнил с детства, и решил собирать и другие полотна. Для их сохранности он каждую ночь топил все печи в доме, и на это уходили почти все его деньги.

Соседи его уважали, но особо теплых отношений ни с кем завязать не удалось, люди плохо понимали старика. Он коллекционирует картины и занимается реставрацией, довольно нелюдим. Праздных речей не любил и уклонялся от разговоров. Но однажды его увидели на улице с девочкой…

Лена переехала к дедушке от родителей, она учится в шестом классе. Это нескладный худой подросток лет 12 с косичками и доброжелательной улыбкой на лице.

Третья глава: Ссора

В ноябре после каникул с девочкой случилась таинственная история, которая перевернула ее жизнь (автор пока не говорит, какая). 

Лена, чувствующая себя особенно одинокой в тот день, возвращается домой в расстроенных чувствах и умоляет дедушку дать ей денег на билет домой, к родителям. Тот отказывает и не понимает, что произошло, ведь в начале осени все было хорошо. Он обращает ее внимание на картины, которые она так мало ценит.

Девочка злится и грозит украсть одну из коллекционных картин дедушки, чтобы продать и выручить денег на билет. За это она получает пощечину от Николая Николаевича. Лена убегает. Дедушка не понимает, что происходит, и отправляется вслед за внучкой. 

Четвертая глава: Знакомство с ребятами

Одноклассники Лены собираются на день рождение Димы Сомова, мальчика из их класса. Валька, жестокий и завистливый мальчик, встречает сильных и немногословных товарищей — Лохматого и Рыжего. Он рассказывает, как завидует Сомову, ведь у него богатые родители, а сам он — красавец и отличник. Но его приятели больше всего этого ценят силу. Они встречают красавицу Шмакову и ее обожателя Попова. Они ждут Миронову (Железную кнопку). К ним приходит худой мальчик в очках — Васильев. Он всеми правдами и неправдами открещивается от похода к Сомову. 

Они встречают Лену, окружают ее, дразнят девочку, называя «Чучелом», и требуют уехать из их города. Николай Николаевич становится свидетелем этой сцены, он вмешивается и говорит детям, что нападать толпой на одного нечестно. В ответ одна из девочек, по прозвищу Железная Кнопка, говорит мужчине, что это он должен стыдиться своей внучки. А почему так, она должна рассказать сама. Лена и дедушка после недолгого спора покупают билеты на завтра. Трудно деду отпускать внучку: привык он к ней и хотел, чтобы она после него жила в этом доме и берегла картины. Но девочка непреклонна: ей нужно уехать. Она сожалеет, что и ее дед стал объектом насмешек (у него старое залатанное пальто), однако мужчина против обновки: это пальто покупали они с женой.

Дети уходят к Диме на праздник, а Николай Николаевич и Лена возвращаются домой. Девочка Тогда девочка решает обо всем рассказать дедушке. 

Пятая глава: Первые дни в новой школе

Лена была новенькой в классе. Она надеялась влиться в коллектив, но что-то пошло не по плану. Классный руководитель попросила представить девочку одноклассникам. Лена улыбалась, хотела показаться милой и дружелюбной, но дети смеялись над ней. Они знали дедушку девочки, называли его «Заплаточник». Лена подумала, что ребята просто шутят и веселятся и смеялась вместе с ними. Но потом она начала понимать, что ребята не так дружелюбны, как она думала. 

Но в классе был один мальчик, Дима Сомов, он не смеялся со всеми и показался Лене очень симпатичным, он даже пустил девочку сесть с ним за парту, хотя раньше с ним сидела Шмакова. Она с презрением посмотрела на новенькую, но отсела. 

Классу предложили отправиться на экскурсию в Москву во время каникул. Они решают сами заработать деньги и начитают подрабатывать. Дети трудились на фабрике, в совхозе, в саду, а деньги складывали в общую копилку. Лена тоже работала с ребятами, хоть над ней и постоянно подшучивали. Дима все время защищал девочку, чем заслужил ее расположение. На фабрике игрушек дети накинулись на нее в масках животных, и только Дима подошел к ней на выручку.

А однажды Лена увидела, как мальчик спас собаку от живодера Витьки и его брата Петьки, который ударил мальчика. Тогда Дима стал настоящим героем в ее глазах, она предложила ему дружить и поцеловала. Так у Лены появился друг. Но тут Петька и Витька вернулись с пойманной собакой, и Дима, бросившись на Витю, снова получил больной удар от его старшего брата. Он под угрозой еще одного удара согласился не выдавать братьев. После их ухода он посоветовал Лене не лезть на рожон, и она его поддакнула. 

Шестая глава: Предательство

Был последний день перед каникулами. Ребята вошли в физический кабинет, чтобы отсидеть свой последний урок перед поездкой в Москву. Но на доске рукой классного руководителя Маргариты Ивановны было написано, что вместо урока физики будет литература. Недолго подумав, ребята решили прогулять урок и отправиться в кино, несмотря на запрет Димы. Из вожака он сразу превратился в изгоя. Он решил рассказать про Вальку и Петьку, но Петр пришел в этот момент в класс и напугал Диму. Записку учительницы стер старший брат Вальки, а ребята дружно ушли из класса. 

Но, как оказалось, ушли не все. Шмакова и Попов спрятались в классе, когда пришла Маргарита Ивановна, классный руководитель, и обнаружила, что дети сбежали с уроков. В это время Дима Сомов понял, что забыл копилку с деньгами в классе, и вернулся за ней. Там мальчика встретила Маргарита Ивановна. Она пыталась выведать, что произошло, Димка держался, но рассказал все учительнице после того, как та назвала его трусом. 

Лена все это время стояла за дверью и слышала разговор. Когда они оба вернулись в компанию одноклассников, то девочка ждала, что Димка расскажет им о случившемся, но он ничего не сделал. 

Седьмая глава: Отмена поездки

На следующий день ребята с чемоданами пришли в школу, все были в предвкушении поездки в столицу, но ее отменили. Класс наказали за сорванный урок. Деньги дети поделили между собой, не послушавшись Диму (он предлагал деньги отложить до следующей поездки).

Дети стали вычислять предателя. Подозрения пали на Диму Сомова, потому что ребята вспомнили, что он возвращался в класс за копилкой. Лена надеялась, что ее друг сам признается в том, что рассказал все классной, но он этого не сделал. Железная Кнопка проверила у всех пульс, и обвинила Попова. Тогда Бессольцева сказала, что это она рассказала все Маргарите Ивановне. Она не хотела, чтобы дети начали издеваться над Димкой, ведь ему и так все завидовали. 

Девочке объявили бойкот, но Сомов его так и не поддержал. Когда они остались наедине, он грустно посмотрел на нее и убежал.

Несмотря на все сказанное, дедушка был рад тому, что услышал. Его внучка была добра и милосердна, в отличие от других детей.

Восьмая глава: Начало травли

Все классы поехали в Москву, кроме 6 «А». Лена и Дима оказались окружены одноклассниками, все винили девочку в случившемся. Но Васильев, не веривший в вину Лены, разорвал кольцо, Сомов схватил Бессольцеву за руку, и они убежали от раздосадованных одноклассников. Двое спрятались в парикмахерской. Там она застали маму Рыжего, которая говорила, что отец ждет его в Москве. Они не виделись три года. Тогда мальчик заплакал и разозлился: месть Лене стала для него единственной отрадой.

Дима и Лена поговорили: мальчик решил признаться, но только после того, как подготовит к этому ребят, чтобы они ему поверили. Они пошли вместе, он обнял ее за плечи.

Дедушка с негодованием обвинил Диму, саму Лену назвал не милосердной, а попросту влюбленной в Диму. Она прощала только его, а не остальных ребят. Дед и внучка поссорились и не разговаривали, но потом все же помирились.

Девятая глава: Метания Димы

Дима ждал Лену из парихмахерской, но потом решил пройтись до дома и уведомить родителей, что он не в Москве. По дороге он думал, что признается так: он не сказал о своей вине сразу, потому что хотел помочь Лене закалить характер. Он уже пошел признаваться, но тут же отложил это дело на потом: Ленке ничего не сделают, поэтому незачем спешить. Он пошел домой.

В парикмахерской Лена решила постричь волосы, Дима не дождался ее и ушел. Когда Бессольцева закончила и вышла из парикмахерской, ее окружили одноклассники. Они начали издеваться над девочкой, дразнили, плевались в нее горохом. Они называли Лену чучелом и винили в предательстве. Из парихмахерской вышла мать Рыжего и помешала расправе.

Толпу помог растолкать Васильев, и Лена смогла убежать. Тут прибежал Дима, и Васильев сказал, что не верит в виновность Лены. Мальчик признался, что ему нравится Бессольцева. Дима попросил его уговорить Лену уехать из города, а сам загадочно признался, что спутает им все карты.

Десятая глава: Вторая измена Сомова

Лена смогла убежать от одноклассников, но потом заметила, что теперь они окружили Диму Сомова. Она надеялась, что сейчас мальчик расскажет правду. Дома она ждала, что Дима придет и расскажет, что во всем признался. Но Сомов так и не пришел. 

Уже вечером девочка услышала стук в окно, открыла и увидела голову медведя. Девочка очень испугалась. В комнату зашел дедушка, он что-то рассказывал о новой картине в своей коллекции, но Лена не слушала его из-за испуга. В окно снова постучали. На этот раз открыл дедушка и даже смог сорвать медвежью голову. Под ней оказался испуганный Дима Сомов. 

Лена не хотела верить, что Дима ее предал, и думала, что напугать ее мальчика заставили ребята. Но это было не так. Она побежала за ними, хотела выручить его, но он сам вызвался испугать девочку, ведь все ребята пили чай в доме Димы. Она вернулась домой утомленная и сломленная, сразу легла в постель. Дедушка продолжил вести записи о картинах, так ни о чем и не догадавшись тогда…

Одиннадцатая глава: Сожжение чучела

На следующий день Лена встретила Диму в своем дворе, когда выходила повесить платье сушиться. Мальчик просил прощения, говорил, что расскажет все ребятам сегодня же. Он плакал, ведь осознал, что является «подлым трусом». Он даже поцеловал Лену. Все это видел Валька, тогда он сорвал платье с верёвки и забрал себе, сказал, что вернет его только в обмен на медвежью голову, которая осталась у Лены дома. 

Девочка отдала голову Диме. Мальчик спросил, знает ли Николай Николаевич о случившемся. Лена ответила, что дедушка ничего не знает. Тогда Сомов обрадовался и побежал во всем признаваться одноклассникам. 

Лена начала переживать и побежала за ним. Она спряталась за сараем, чтобы ее никто не заметил. 

Дима принес медвежью голову и требовал вернуть Ленино платье. Но Валька рассказал ребятам о поцелуе, Диму скрутили, начиналась драка. Сомов пытался признаться в своем предательстве, но после попытки вновь испугался и назвал это шуткой. Дети снова обступили его, но тут Лена вбежала в сарай и вновь сказала, что она рассказала все классной. Ребята начали перекидываться платьем, оно оказалось у Димы, но тот не отдал его девочке, а бросил другому. А потом одежду Лены натянули на огородное пугало, а Сомов его поджег. Тогда Лена поняла, что Дима ей не друг. Она громко закричала, разогнала всех полыхающим чучелом, а потом сняла обгоревшее платье. Девочка обожглась, Дима попытался к ней подойти, но она не позволила. Лена убежала к реке и долго плакала под лодкой до тех пор, пока к ней не прибилась жалкая голодная собачонка. Тогда героиня почувствовала, что кому-то хуже, чем ей, и встала. Она была уже совсем другим человеком.

Дедушка после ее рассказа вспомнил, как тогда искал внучку. Он опять ничего не заметил…

Двенадцатая глава: Поиск справедливости

Был первый учебный день после каникул. Лена не пошла в школу и ждала учительницу на пристани. Но Маргарита с женихом прошла мимо нее, как она не старалась привлечь ее внимание. На второй день Лена пришла и стала ждать, пока учительница спросит ее про бойкот и восстановит справедливость. Но она так ничего и не сказала, просто забыла, несмотря на все напоминания Лены. Тогда героиня крикнула, что уезжает, и выбежала из класса.

Лена обрывает рассказ и признается деду, что стыдилась его, потому что все ребята считали его нищим из-за заплаток. Она предала его, и это получила наказание. Но дедушка, скрыв свои слезы, сказал, что его это мало обижало, он даже не замечал, как она от него пряталась. Он простил ее.

Васильев зашел домой к Бессольцевым и спросил у Николая Николаевича, действительно ли Лена — «предатель». На что дедушка девочки ответил, что она никого не предавала. Лена сказала ему, что не струсила, и еще всем докажет, кто прав.

Одноклассники в этот день устраивали праздник в доме Димы, Лена надела обгорелое платье и направилась туда.

Тринадцатая глава: Кульминация

Девочка зашла в парикмахерскую и сбрила все свои волосы (именно так выглядела ее дальняя родственница («Машка»), нарисованная художником из их рода). Ее дедушка описывал как героиню, которая, потеряв жениха на фронте, никогда не вышла за другого и посвятила свою жизнь помощи людям.

В парихмахерской тетя Клава отказалась стричь Ленку, узнав про ее предательство. Ее сын из-за этого не встретился с отцом. Но девочка все ей рассказала, она поверила и требовала никогда не прощать предателя. Она хотела утешить ее новой стрижкой, не соглашалась сделать ее лысой, но Лена выхватила ножницы и сама срезала волосы.

С лысой головой и в обожженном платье девочка пришла в Диме домой. Там она обратилась к каждому и сказала про Вальку, что он — живодер, а дети по-прежнему с ним общаются, хоть и считают себя идейными. Диму она издевательски поздравила с днем рождения, указывая на его неестественный страх. Пожелала всем веселья и поздравила с победой над ней: она уезжает! Но после девочка добавила, что жалеет каждого, кто мучал ее. Никто так и не посмел ей возразить или ударить, только Валька неловко оправдывался.

Лохматый после ухода Лены выудил у Вальки повадок и обличил его гнусное занятие. Валька угрожал ему своим братом, и ребята поняли, что именно эти люди прострелили руку отцу Лохматого — лесничему. После этого Валька оказался на поводке у Лохматого, но Железная кнопка приказала его отпустить после его мольбы, сказав:

Не ожидала я такого от Чучела, — нарушила наконец тишину Железная Кнопка. — Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все — хлюпики. Сами не знаете, что хотите. 

Вальку изгнали из коллектива. Миронова же ушла, несмотря на попытки Димы ее удержать. За ней пошли Лохматый и Рыжий. Оставшаяся Шмакова рассказала все Диме: они слышали его признание учительнице. Она велела Попову молчать, но он выбежал из комнаты. Шмакова сказала, что они ничего не расскажут, так как опасаются за свою судьбу в коллективе, и теперь они с Димой должны быть заодно. Он покорно подал ей пирожное и заступил на место Попова. Дима жалел себя, но ничего не мог поделать с этим: сил на решительный шаг у него не было, и все мечты о честной жизни разбились.

Четырнадцатая глава: Раскаяние

На следующее утро дедушка заколачивал окна в доме. Он решил уехать вместе с внучкой. С собой они взяли только одну картину, а все остальные он оставил.

Но тут Лена увидела, что ее бывшие одноклассники гонят Димку по улице. Она побежала за ними. Дети загнали мальчика в класс, тот прыгнул на подоконник и грозился выпрыгнуть в окно. Все уже знали, кто на самом деле предатель. Лену поддержали, теперь ее даже хвалили. Миронова предложила объявит Диме бойкот, но Лена была против. Она сказала, что никогда бы не стала ни над кем издеваться, как издевались над ней. 

Вошла учительница и объявила детям, что Николай Николаевич покидает город и дарит ему свой дом вместе со всеми картинами. Теперь у них свой музей. Валька обмер: для него смыслом жизни были деньги, а тут кто-то отказался от них в пользу города.

Они с восторгом и с большим удивлением смотрели на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному.

В класс зашел дедушка и подарил школе картину. Это та самая картина, о которой он говорил Лене, на ней была изображена девушка Маша, лысая и в рубище, она была очень похожа на внучку Бессольцева. Это была его бабушка, которая преподавала в школе за сто лет до Маргариты Ивановны. Ребята осознали, что все это время травили хорошую девочку. 

На каких людей мы руку подняли! — нарушил тишину Васильев и тяжело вздохнул: — Э-э-эх! 

После ухода Лены ребята все рассказали учительнице и отчасти обвинили ее, что она забыла о бойкоте и не сказала им, кто предатель. Сомов молчал, не поднимая глаз на учительницу. Она же отчаянно казнила себя, что забыла обо всем, кроме свадьбы. Она винила себя в том, что пришлось пережить Лене: «Собственное ничтожество — вот что занимало ее воображение…».

Миронова снова предложила бойкот, но на этот раз Рыжий отказался и сказал, что больше не будет делать так, как все. Дима под напором учительницы указал на Шмакову и Попова (он и сдал ребятам Диму, сам он опять-таки не признался): они знали, но не сказали. Попов стеснялся этого, а Шмакова гордо заявила, что это он из-за нее не признался. Она бросила отчаянно защищавшего ее Попова и демонстративно села к Диме. Бойкот Мироновой теперь уже никто не поддержал, а она заплакала и зачем-то рассказала о своей маме, которая живет как хочет и не думает о последствиях. Лохматый  в отчаянии просипел: «Вот бы себе морду набить». Только Валька и Шмакова не признали своей вины. Учительница слушала упреки Мироновой («Бегите, мужа прозеваете») и понимала, что заслужила их. Она так и не пошла провожать мужа на катер.

Рыжий встал и написал на доске: «Прости нас, Чучело».

Автор: Екатерина Костерина

Урок
внеклассного чтения по повести В. К. Железникова «Чучело»

 «Они же чудики, а мы обыкновенные…»

7 класс

Вид урока:

·       
эвристическая беседа, модифицированная
приемами образовательной технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через
чтение и письмо)

Цель:

·       
определить сущность
понятия героя-чудика у В. Железникова

Задачи:

·       
развивать умение
критически мыслить

·       
способствовать
формированию нравственной позиции учащихся

·       
способствовать развитию
внимания к художественной детали

·       
продолжить работу по
развитию диалогической речи учащихся

Оборудование:

·       
видеофильм Р.Быкова
«Чучело»

·       
репродукция иконы с
изображением святого Николая Чудотворца

Ход урока

1.          
Фаза
вызова.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о повести В.К.
Железникова «Чучело», книги, которая будоражит мысль и чувства, которая никого
не оставляет равнодушным, заставляет сопереживать.

В финале повести один из героев произносит слова: «Они
же чудики, а мы обыкновенные…»

 Запись темы урока. Постановка цели.

Кто же такие «они»? (Ленка Бессольцева, ее
дедушка).

А «мы»? (одноклассники)

Какое слово в этой цитате несет основную смысловую и
эмоциональную     нагрузку? («чудики»)

Попытаемся выяснить, кто же такие «чудики»? Чем чудики
отличаются от других?

Подберем однокоренные слова к этому слову. (Чудесный,
чудак, чудеса, чудище, чудотворец, чудной). Запись учителем на доску по мере
называния.

А теперь синонимы. (Необычный, странный, отличающийся
от других, неординарный, поразительный, не от мира сего). Те, кого обыватели
называют «дурочками».

Именно такими не от мира сего, непохожими на них
кажутся обыкновенным людям Ленка и ее дедушка. Уже при первом своем появлении в
городке жителям они предстают чудаками.

Почему? (Ленка «не уставала удивляться странностям
жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться, паром вытаскивали из воды,
чтобы весной опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и
крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь».

А дед тратит все  сбережения, свою пенсию на картины
древнего предка, крепостного художника, а сам, Заплаточник, ходит в старом,
поношенном пальто).

И мы чувствуем уже с самого начала, что в этих героях
есть какое-то чудо, искра Божья.

Попробуем разглядеть: какое это чудо?

2.                
Фаза
реализации.

Беседа с учащимися.

 Использование в беседе приема «Толстые и тонкие вопросы»

От чьего лица ведется повествование? (от лица автора и
самой Ленки).

 Почему автор «заставляет» героиню переживать эту
трагедию, заново мучиться, рассказывать? (Бессольцева словно второй раз
переживает ту же жизнь, переосмысляет все. Высший суд – внутри человека! Она в
новом свете увидит и себя, и Димку Сомова.)

Мы постепенно знакомимся с участниками событий, отзвук
которых, «как колокольный звон, долго еще носился над городом, отзываясь
по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны…»

Одни из главных участников этих событий – шестиклассники,
ваши ровесники. Мы познакомились с ребятами на прошлом уроке. Железников
говорит о каждом из них: о том, каковы их жизненные принципы, как они держат
себя, говорят, как выглядят, даже как смеются.

Л. Толстой говорил: «Улыбка скажет о человеке все.
Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».

В. Железников внимательно следит за улыбками своих героев.

Индивидуальное задание. Ученица выбрала из текста повести описания
улыбок разных героев. Угадайте, чья:

ü «коротко засмеялась, как кнутом щелкнула» (Миронова)

ü «зашелся мелким смехом от собственного остроумия»
(Рыжий)

ü «странная многозначительная и таинственная улыбка»
(Шмакова)

ü «противно хохотнул» (Валька)

ü «коротко засмеялась, будто колокольчик, звякнул и упал
в траву» (Ленка Бессольцева)

ü «жалкая улыбочка ползла по губам» (Димка Сомов)

А еще Ленка,  сравнивая Димку со скульптурой «Уснувший
мальчик», отмечает, что у уснувшего мальчика улыбка испуганная, а у Сомова –
надменная.

Именно смех, язвительный, злой, нехороший,
настораживает нас в сцене встречи Ленки  одноклассниками.

Как они ведут себя? («выкаблучиваясь каждый на свой
лад», пытаясь перещеголять друг друга в бесцеремонности и наглости; они смеются
над ней. И слово за слово, невзначай появляется прозвище Чучело.)

Обратите внимание на доску, где записаны значения
слова «чучело»:

1.    
Фигура животного из
набитой чем-нибудь шкуры его.

2.    
Пугало для птиц в виде
куклы наподобие человека.

3.    
О грязном, небрежно одетом
и т. п. человеке.

В каком значении используется это слово? Какое
страшное, мертвое, бездуховное, безнравственное прозвище!

А Ленка как ведет себя? (тоже начала смеяться).
Почему? (она доверчивая, открытая; думала, что они просто веселые люди; как
новенькая хотела понравиться).

В чем она начала подыгрывать им и за что потом будет
винить себя? (Ленка поддалась, поддакнула им, отступила: предала дедушку,
смеялась над Рыжим… И в этом начало ее трагедии).

С этого момента конфликт развивается по нарастающей.
Очень часто на вопрос взрослых: «Что у вас тут происходит?» — ребята отвечают:
«Мы играем».

Использование приема «Ассоциации». С чем ассоциируется у вас слово «игра»? (детство, веселье, радость. Ассоциируется
с чем-то светлым, хорошим, беззаботным).

А какое определение можно подобрать к этому слову в
повести Железникова? (жестокие, страшные, недетские). Согласитесь, несочетаемые
слова. И в этот момент герои перестают быть «обыкновенными детьми». Как
называет их автор теперь? («стая»).

Каковы правила их игр? (сильный подавляет слабого).

Каковы же эти страшные игры? (игра-бойкот,
игра-травля, игра-сожжение чучела). Эти страницы в повести самые напряженные,
драматичные…

За что они гоняют, как зайца, Ленку Бессольцеву? (за
предательство, но и за то, что она не такая, как все, не похожая на них).

Чем же она не похожа на них? (своим внешним видом:
одноклассники видят у нее только «маскировочный халат», «улыбку до ушей». И
лишь дедушка сумел увидеть то, как преображалось ее лицо, каким открытым оно
становилось, когда она улыбалась: «на лице ее жила ни на что не похожая, одной
ей данная улыбка…» А сам автор, описывая внешность героини, подмечает
ангельскую деталь в ее облике: на спине у нее «торчали, как крылышки,
лопатки», а взбегая вверх по улице, она «словно делала разбег, чтобы взлететь
в небо
»).

Железников отмечает еще одну выразительную деталь в ее
портрете. Какую? (глаза).

Индивидуальное задание. Ученица выбрала из текста повести описания глаз Лены. Послушаем.

ü «большие, печальные»

ü «вдохновенные»

ü «восторженные»

ü «глаза, которые то затухали, как облитые водой горящие
угли, то вновь пламенно и неожиданно вспыхивали»

Какие эпитеты, необычные сравнения использует автор
для описания глаз героини, зеркала души человека!

           С кем сравнивает Ленку Николай Николаевич? (С Машкой) В чем
сходство? (Такое же лицо милое, лик святой, жертвенница, святая душа, такая же
светлая (не случайно дает автор такое имя своей героине, в переводе с
греческого обозначающее «светлая, ясная»), человек с искрой Божьей в душе).

 Почему Димка Сомов сравнивается со скульптурным
изображением, а Лена Бессольцева  — с портретом? (камень холодный, бездушный, а
портрет сделан красками, что-то живое чувствуется в картине).

Особенно ярко эта оппозиция «холодность- теплота» проявляется
во взаимоотношениях Ленки Бессольцевой и Димки Сомова.

Как по отношению к Ленке поступает Сомов? (как
предатель, подлый и малодушный человек). Что такое  «малодушие»? (отсутствие
твердости духа, мужества, решительности).  Что страшнее: жестокость Железной
Кнопки или подлость Димки Сомова? (подлость Сомова, она скрытная, исподтишка).

Был ли миг, когда Сомов мог еще спасти в себе человека?
(«Димка стоял около чучела, низко опустив голову. Я замерла – ждала в последний
раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не
виновата…Все я!») И Ленка ждала, надеялась, ибо обладала удивительной
способностью даже «в падшем человеке разглядеть мгновение величия».

Но именно он поджигает чучело…

Каким Сомов показался тогда Бессольцевой? («маленьким
безголовым поджигателем». Какая выразительная деталь!)

С уроков истории вы знаете, что сожжение на костре
пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции.
Жгли тех, кто мыслил по-другому:

Немногих, поникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых ранних дней.

И. Гете

Посмотрим на этот драматический эпизод сожжения чучела
глазами режиссера Ролана Быкова: как он передает реакцию всех присутствующих.

Просмотр кинофрагмента «Сожжение чучела» (6 минут).

Что изменилось в Ленке после сожжения чучела? (она
ушла с костра совсем другим человеком, обновленным, прошедшим через страдание;
она почувствовала силу, решимость. Но даже тогда она ничего не рассказала
ребятам…)

Полная этой решимости, Лена, остриженная, приходит на
день рождения к Сомову. (Глава
XII). Почему Железная Кнопка тогда признала ее,
за что зауважала Бессольцеву? (она признала в ней силу. Сила столкнулась с силой!)

Какая же это сила? (сила духа, сила распахнутого
сердца, доброты и всепрощения).

Что почувствовали одноклассники Лены в день ее
отъезда? («неловкость»). Какое значение имеет это слово в данном контексте? 
(стыдливость, совестливость). Но в этом им еще трудно признаться перед другими
и даже перед собой.

Поэтому они и не поняли поступка Николя Николаевича:
как можно подарить городу дом, да еще с бесценными картинами? «И весь класс
ахнул. ‹…› И то, что теперь дом Бессольцевых принадлежит городу, произвело на
них ошеломляющее впечатление. Они с восторгом и с большим удивлением смотрели
на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному».

И даже в имени и отчестве дедушки ощущается какая-то
связь русского человека с чудом, творимым святым любимым в народе Николаем
Чудотворцем, на которого надеялись тысячи лет, которого почитают и ныне.
Учитель обращает внимание на репродукцию иконы с изображением Николая
Чудотворца.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой
чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее
захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил»,
— эти заключительные строчки повести вселяют веру в то, что ребята станут более
чуткими и терпимыми по отношению к  людям, которые отличаются от других,
странных и непохожих на них – чудиков.

3.                
Фаза
рефлексии.

Итоги урока.

Кто же такие чудики? Какими качествами наделяет
их Железников?

Использование приема «Незаконченное
предложение»
(Чудики — это
люди, обладающие удивительно искренней душой, чуткие, живущие для других, с
невероятной самоотдачей, предельной преданностью и открытостью).

Сам писатель признавался: «В жизни я люблю людей со
странностями… Таких людей с  незапамятных времен в народе окрестили чудаками.
Они живут как бы впереди других, принимая на себя и свои, и чужие беды. Им
порою бывает мучительно больно, они страдают, их унижают, но они истинно живут,
потому что перед ними открыты настоящие ценности мира».

На уроках литературы мы уже встречались с героями,
которые не похожи на других (вспомним хотя бы гадкого утенка из сказки Х.К.
Андерсена), а впереди, в старших классах, у нас встреча с писателем В. Шукшиным
и целой галереей его персонажей с чудинкой, обладающих удивительно
непосредственной, как у детей, душой, которая мучается вопросами вселенского
масштаба…

4.                
Оценивание
работы учащихся.

5.                
Домашнее
задание.

Использование приема «Сочинение от первого
лица».
Письмо от имени
любого одноклассника Ленке Бессольцевой. Последние слова повести «Чучело,
прости нас!» — первые слова письма.

Диалог продолжается!

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка в дом аниматоры
  • Сказка в жизни обломовцев
  • Сказка в древней руси это
  • Сказка быль кладовая солнца это сказка
  • Сказка быль да в ней намек пословица
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии