Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

28.11.2021, 18:32 фанат директор игры child of light прокомментировал информацию о второй части ожидать child of light 2 не стоитнесколько

Старый
28.11.2021, 18:32

Аватар для xmyri_kotik

Фанат

Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

Ожидать Child of Light 2 не стоит

Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

Несколько дней назад Патрик Плурд, геймдиректор Child of Light, на своей странице в Twitter отметил, что художник Томас Роллус отправил на рассмотрение «окончательный вариант следующего большого приключения Авроры и Игникулуса». Он также попросил поклонников игры дождаться начала 2022 года. Многие, конечно же, сразу подумали, что речь идет о сиквеле.

Однако оказалось, что на самом деле разработчики трудятся над другим проектом. Он представляет собой кроссовер, в котором герои Аврора и Игникулус попадают в другой мир. Наработки по нему были подготовлены и одобрены авторами Child of Light, но самой разработкой занимается другая команда.

Кроссовер расскажет историю Авроры после того, как она вошла в портал в зеркале на вершине башни в конце оригинальной игры. Если говорить о сиквеле, то у разработчиков имеется черновая версия сценария. К сожалению, издатель не одобрил его, поэтому этот проект вряд ли когда-нибудь увидит свет.

Старый
28.11.2021, 18:56

Аватар для HoHotun

Гигант мысли

GoHa.Ru III Степени

Re: Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

Старый
28.11.2021, 20:15

Аватар для Svarog


Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

Ыхало

Регистрация

Адрес

Гильдия

10.05.2010

Ponyville

Za Drots

Re: Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

Старый
28.11.2021, 22:10

Аватар для Everett


Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

0_o

Регистрация

Сервер

Гильдия

Инфо

13.09.2007

tranquility

Church Of Ripoff

Hi tech, low life

Медаль "500 лайков"
GoHa.Ru - 10 лет

Re: Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

ну ёбана Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

Старый
28.11.2021, 23:54

Аватар для BillShiffer

Писaтель

Re: Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

А что, хорошая игра? Стоит в первую попробовать?

Старый
29.11.2021, 09:56

Аватар для Vkdsw

Re: Директор игры Child of Light прокомментировал информацию о второй части

Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1
Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

Сообщение от BillShiffer:

Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1Сказка в музыке приключения чиполлино часть 1

А что, хорошая игра? Стоит в первую попробовать?

Да, неплохая уж точно. Если нравится то что она выглядит как детская сказка в стихах и не смущает jrpg боевая система то можешь попробовать.

МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

программа по учебному предмету

                               СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ

для общеэстетического отделения ДШИ

1-3 классы

(3-летний цикл обучения)

ноты слыщ

КУРСК – 2020 г.

«ПРИНЯТО»                                                                                        
«УТВЕРЖДАЮ»

Педагогический совет ДШИ №1                                                  
Директор ДШИ №1 им. Г. В. Свиридова

им. Г.В.Свиридова  города Курска                                               
города Курска

                 ШИРОБОКОВА Л.
Г.________________

«____»___________2020                                               
                 «____»_____________________2020

«РАССМОТРЕНО»

Методический совет ДШИ №1

им.
Г.В.Свиридова города Курска

«___»______________2020

 

 

 

 

 

 

Составители:

Васильченко Наталья
Геннадьевна, Андронова Наталья Анатольевна,  преподаватели  ДШИ №1 им. Г.В.
Свиридова города Курска

Рецензент: 

Данная программа разработана для
общеэстетического отделения ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова города Курска и рассчитана
на преподавателей детских школах искусств, имеющих в своем составе
общеэстетические отделения, а также может быть использована в эстетических студиях
и классах общеобразовательных школ с эстетическим уклоном.

Курск 2020 год

             

 

                  СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

1.    
Пояснительная записка

·       
Место учебного предмета в
образовательном процессе

·       
Актуальность реализуемой
программы

·       
Объем аудиторного времени
на реализацию программы

·       
Материально-технические
условия реализации программы

2.    
Содержание учебного
предмета

·       
Учебно-методический план

3.    
Требования к обучающимся в
образовательном поле программы

4.    
Контроль за
результативностью реализуемой программы

·       
Текущая, промежуточная,
итоговая аттестации учащихся

5.    
Фонды оценочных средств

6.    
Методическое обеспечение
программы

·       
Методические рекомендации
преподавателям

·       
Методическая литература,
репертуарные  сборники

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Эстетическое воспитание является одним из средств формирования
личности ребенка. В свете современных требований к эстетическому образованию
большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, его лучших
личностных качеств.

Художественные способности детей, обучающихся в
детских школах искусств, получают в настоящее время широкое развитие.
Воспитание ведется средствами музыки, живописи, хореографии. Общеэстетическое
отделение ДШИ  №1 им. Г.В.Свиридова города Курска (далее – Школа) не готовит
профессиональных музыкантов или художников, но здесь закладываются основы
эстетического развития детей. Спецификой данного отделения Школы является
широкий спектр дисциплин по различным видам искусства, в том числе: музыкальное
(хор, музыкальная грамота, слушание музыки, ритмика, занятия на музыкальном
инструменте), изобразительное (рисование, прикладные виды, история искусства).
Кроме того, в ходе занятий осуществляется дифференцированный подход к учащимся
с учетом возможности  дальнейших углубленных занятий по выбранной
специализации.

       Музыка играет ведущую роль в общеэстетическом цикле. Ее характер
и образное содержание отражаются в пластике движений, в зарисовках.

Актуальность  программы заключается в том, что образовательный процесс
общеэстетического отделения проходит в новых социальных условиях и должен
максимально раскрыть потенциальные возможности юных учеников Школы. Выпускник
этого отделения должен быть музыкально грамотным, хорошо чувствовать характер
музыки, динамику ее развития, метроритмическую структуру, ощущать форму
произведения. Уроки музыкальной грамоты и слушание музыки дают теоретические
знания, а на уроках хора,  фортепиано  ученик сам становится исполнителем.
Здесь важно с первых занятий суметь пробудить у учащихся стремление к
музыкальному восприятию, научить определять характер и особенности музыкального
языка произведения. 

Программа по слушанию музыки для
обще-эстетических отделений школ искусств рассчитана на 3 года обучения в
соответствии с учебным планом из расчета 1 академического часа в неделю с
группой учащихся от 8 человек.

Возраст детей, принимаемых на общеэстетическое
отделение — 6-6,5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Слушание
музыки»

Срок освоения программы «Слушание музыки»
составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий в год – 34 недели.

Рекомендуемый возраст
детей для освоения программы «Слушание музыки»  —  6-9 лет.

Объем
аудиторного времени
на
реализацию программы «Слушание музыки»

составляет 98 часов из
расчета: по 1 академическому часу в неделю

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

2-й год

3 год

Итого
часов

Кол-во учебных  недель

34

34

34

Аудиторная нагрузка

34

34

34

102 часа

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме
групповых занятий (от 8 человек).

Рекомендуемая продолжительность урока –30- 40
минут.

Целью Программы является формирование основ музыкальной культуры
детей дошкольного и младшего школьного возраста путем активного восприятия
ценностей мировой музыкальной культуры

          Основными задачами изучения курса
слушания музыки на данном отделении являются: привитие детям любви и интереса к
музыке, накопление музыкальных впечатлений и  воспитание художественного
вкуса;  формирование первоначальных музыкальных представлений  и приобретение
элементарных сведений по музыкальной грамоте (совместно с курсом музыкальной
грамоты).

          Осуществление этих задач основывается
вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным же восприятие
ребенка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании,
пении и движении.

Целостное, эмоциональное восприятие музыки
различного характера и жанра, а также выразительных элементов ее языка
расширяет кругозор детей, пробуждает интерес к музыке, в процессе работы на
уроках слушания музыки накапливается художественный «багаж» учащихся,
который служит в дальнейшем основой для развития слуховых навыков и знакомства
с элементами муз.грамоты. Всякое осознание начинается с восприятия,
поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку.
Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания
разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными
формами работы и систематически проводимое, дает возможность учащемуся накопить
внутренние слуховые представления, развивает музыкальную  память, мышление.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации
задач программы используются следующие методы обучения:

— словесный (рассказ, беседа, объяснение);

— наглядный (наблюдение, демонстрация);

— практический (упражнения, воспроизводящие и
творческие, творческие показы);

— игровой.

Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:  

— наглядные и учебно-методические пособия;

— методические рекомендации;

 — наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

Занятия группы проводятся в просторном, хорошо
проветриваемом помещении. Для реализации программы «Слушание музыки» необходимы:

— учебная аудитория площадью не менее 12
кв.м.,  оборудованная интерактивной доской, компьютером, роялем или пианино,
соответствующая требованиям санитарных норм и правил;

— учебная мебель;

— видеомагнитофон, DVD, аудиоаппаратура;

— видеотека;

— наличие сети Интернет;

— материальная база для создания слайдов, дисков,
видеороликов;

— школьная библиотека.

В соответствии с данными направлениями
строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

содержание программы

Программа по учебному предмету «Слушание
музыки» предназначена для учащихся 1 – 3-х классов общеэстетического отделения
ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова города Курска (далее – Школа).

          Программа приводится с распределением
материала по урокам  каждой учебной четверти 1-3 годов обучения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Название темы

Кол-во часов

                                           
Первый год обучения

                                                     
I
четверть                                                              
                                                                                                                         

1.

«Музыка вокруг нас»
(музыка осени)

Музыкальный материал: Е. Крылатов «Где музыка берёт начало?», Вивальди
«Времена года «Осень»

1

2.

П.И.Чайковский
«Детский альбом» — знакомство с композитором

1

3.

«Программная
контрастная музыка»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский
«Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба-Яга»)

1

4.

 «Программная
контрастная музыка»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский
«Детский альбом»

(«Сладкая грёза», «Игра
в лошадки», «Нянина сказка»)

1

5.

«Песня, танец,
марш»

Музыкальный
материал: П.И.Чайковский «Детский альбом» («Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс», «Полька», «Шарманщик поёт», «Песня жаворонка», «Сладкая грёза»)

1

6.

«Музыка разных
стран»

Музыкальный
материал: П.И.Чайковский «Детский альбом» («Русская песня», «Старинная французская
песенка», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая
песенка»).

2

7.

Контрольный урок.
Музыкальная викторина.

1

II
четверть

8.

«Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский  балет 
«Спящая красавица» (просмотр мультфильма);

1

9.

«Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский 
балет  «Спящая красавица» (прослушивание 1 части);

1

10.

«Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский 
балет  «Спящая красавица» (прослушивание 2 части);

1

11.

 «Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский 
балет «Щелкунчик» (просмотр мультфильма).

1

12.

«Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский 
балет «Щелкунчик» (прослушивание 1 части).

1

13.

«Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский 
балет «Щелкунчик» (прослушивание 2 части).

1

14.

 «Сказка в музыке»

Музыкальный
материал
:П.И.Чайковский 
балет «Щелкунчик» (аудио-фрагменты).

1

15.

Контрольный урок.
Музыкальная викторина

1

III четверть

16.

«Музыка зимы»

Музыкальный
материал
: Е. Крылатов «Кабы
не было зимы», Вивальди «Времена года»( «Зима»)

1

17.

Музыкальные
инструменты: струнно-смычковые

1

18.

Музыкальные
инструменты: струнно-щипковые

1

19.

Музыкальные инструменты:
духовые

1

20.

Музыкальные
инструменты: ударные

1

21.

Музыкальные
инструменты: клавишные

1

22.

Знакомство с
симфоническим оркестром

1

23.

Симфоническая
сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева

(прослушивание
сказки, просмотр мультфильма)

2

24.

Контрольный урок

1

IV
четверть

25.

«Музыка весны»

«Музыкальный
материал:
Вивальди «Времена
года»

1

26.

«Мы на карнавале
животных»

«Музыкальный
материал:
К.Сен-Санс
«Карнавал животных».

2

27.

«Встречаем лето»

«Музыкальный
материал:
Вивальди «Времена
года»

2

28.

«Встречаем лето»

«Музыкальный
материал:
мультфильмы «Дед
Мороз и лето», «Каникулы Бонифация»

1

29.

«Ура,каникулы!»

«Музыкальный
материал :
мультфильмы
«Лето кота Леопольда», «Новые приключения кота Леопольда»

1

30.

Контрольный урок

1

                                                                                  
                       Итого                                          

34

Второй год обучения.

I
четверть

1.

Урок краеведения.
Г.В.Свиридов – наш земляк.

Музыкальный
материал :
Г.В.Свиридов
«Вальс», «Романс», «Военный марш», «Тройка»,  «Пастораль»  из музыкальных
иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», сюита «Время, вперед»

2

2.

«Времена года»
(музыка осени)

Музыкальный
материал :
П.И.Чайковский
«Осенняя песня», «Баркарола», Вивальди «Осень»

1

3.

 П.И.Чайковский
«Детский альбом» (повторение и музыкальная викторина)

2

4.

П.И.Чайковский
балет «Лебединое озеро»

2

5.

Контрольный урок

1

II четверть

6.

Сен-Санс «Карнавал
животных»  ( повторение и музыкальная викторина)

2

7.

Григ «Пер Гюнт»

2

8.

Музыка зимы

Музыкальный
материал:
Вивальди « Зима»,
Чайковский «Святки» (Декабрь)

1

9.

Чудеса в музыке
(повторение и музыкальная викторина по балету П.И.Чайковского  «Щелкунчик»)

1

10.

Чудеса в музыке (Рождественские
колядки)

1

11.

Контрольный урок

1

III четверть

12.

Музыкальные
инструменты (русские народные)

1

13.

Музыкальные инструменты
(орган)

1

14.

«Фантастические
сказочные персонажи»

Музыкальный
материал :  
М.П.Мусоргский
«Избушка на курьих ножках» (просмотр мультфильма), П.И. Чайковский
«Баба-Яга»;

Э.Григ «В пещере
горного короля», М.И.Глинка марш «Черномора»

2

15.

«Добрые
фантастические персонажи»

Музыкальный
материал : К.Хачатурян «Приключения Чиполлино»

1

16.

«Игрушечные
образы в музыке»

Музыкальный
материал :
Д.Д. Шостакович
«Танцы кукол» (просмотр мультфильма);

1

17.

«Весенние обрядовые
праздники»

Музыкальный
материал :Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (фрагмент мультфильма)

1

18.

«Музыка весны»

Музыкальный
материал –
Вивальди
«Весна», Чайковский «Подснежник», «Песня жаворонка»

1

19.

М. П. Мусоргский
«Картинки с выставки»

1

20.

Контрольный урок.

1

IV четверть

21.

Композиторы-песенники
детям. Владимир Шаинский.

Музыкальный
материал: Шаинский «Приключения крокодила Гены»

1

22.

Композиторы-песенники
детям. Евгений Крылатов.

Музыкальный
материал: Крылатов «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»

1

23.

Композиторы-песенники
детям. Алексей Рыбников.

Музыкальный
материал: Рыбников «Приключения Буратино», «Красная шапочка»

1

24.

Песни Великой
победы

Музыкальный
материал: Блантер «Катюша», Тухманов «День Победы», Листов  «В землянке»

1

25.

«Музыка лета»

Музыкальный
материал: Вивальди «Лето», Чайковский «Баркарола»

1

26.

Подготовка к
музыкальной викторине

1

27.

Музыкальная
викторина

1

21.

Обобщающий
контрольный урок

1

                                                                         
                            Итого                                          

34

Третий год обучения.

I четверть

1

Урок краеведения. Г.В.Свиридов

Музыкальный
материал
: Свиридов
«Метель», «Время , вперёд»

2

2

Творчество
Г.В.Свиридова.

Музыкальный
материал
: «Альбом для
детей» Г.В.Свиридова

1

3

Симфонический
оркестр

1

4

Духовой оркестр

1

5

Оркестр русских
народных инструментов

1

6

Эстрадно -джазовый
оркестр

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

9.

Фортепианные циклы

Музыкальный
материал
: Мусоргский
«Картинки с выставки»

2

10.

Фортепианные циклы

Музыкальный
материал
: П.И.Чайковский
«Времена года»

2

11.

Музыкальные жанры
(Опера, балет)

Музыкальный материал : Глинка «Руслан и Людмила»(марш
Черномора),Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»),просмотр
балета Чайковского «Щелкунчик»

3

13.

Контрольный урок

1

III четверть

14.

Танцевальная музыка
(история развития жанра)

1

15.

«Старинные танцы»

Музыкальный
материал : Бах «Менуэт», Л.Моцарт «Менуэт», Гендель «Пассакалия»

1

16.

 «Народные танцы»(гопак,
трепак, бульба, лезгинка, краковяк)

2

17.

Западно-европейские
танцы

Музыкальный
материал : Ф. Шопен «Мазурка», И. Штраус «Вальс», Шопен «Полонез»

1

«Современные танцы»

Музыкальный
материал : пассодобль, ламбада, слоуфокс, румба, танго, квикстеп, джайв,
самба.

1

18.

Зарубежная
музыкальная культура. И. С.Бах. Творческий облик. «Шутка», « Ария из сюиты
h-moll».Орган

1

19.

Венская
классическая школа. Й. Гайдн «Симфония №103»

В.А.Моцарт
«Симфония №40», Л. В.Бетховен «Симфония №5»

1

20.

Подготовка к
контрольному уроку

1

21.

Контрольный урок

1

IV четверть

23.

 Композиторы-романтики.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт»

1

24.

Иоганн Штраус 
Вальсы «Сказки Венского леса», «Весенние голоса»,  «На прекрасном голубом
Дунае»

1

25.

«Музыка Великой
Победы»

Музыкальный
материал – Д.Д.Шостакович «7-я симфония» (фрагменты),  Тухманов «День
Победы», Блантер «Катюша»

1

27.

Подготовка к
итоговой аттестации (тестовая часть, музыкальная викторина)

5

                                                               
                                         Итого                              

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА

Основным контингентом учащихся
общеэстетического отделения детской школы искусств являются дети младшего
возраста, начиная с 6 лет,  т.е. 1-й год обучения проходит в основном с
дошкольниками, которым свойственна конкретность мышления.

Активное формирование музыкальных способностей
у детей младшего возраста является одним из факторов, определяющих успех
дальнейшего музыкального обучения.

          Раннее приобщение детей к музыке создает
необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка,
а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными
данными. Учитывая возраст учащихся  общеэстетического отделения, особое
внимание следует уделить произведениям музыкально-изобразительного  характера:
музыкальные зарисовки сказочных персонажей, отражение природных явлений, стихий.
Важно сразу, на первых же уроках по слушанию музыки дать детям яркие
музыкальные впечатления, побудить их сопереживать музыке. Это будет
способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей –
развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию любви и интереса к ней.

Основной задачей педагога является развитие у
детей слухового внимания, эмоционального отношения к воспринимаемой музыке,
фантазии в восприятии художественных образов, а также сознательное осмысление
полученных музыкальных впечатлений.  Базовыми навыками слухового восприятия 
являются: способность на слух воспринимать характер музыки и ощущать внутреннюю
связь между характером музыки и характером исполнения, способность на слух
определить автора (или стиль). Музыкальное восприятие развивается по двум
направлениям, а именно:

        
целостный анализ
музыкальных произведений или их отрывков;

        
анализ отдельных элементов
музыкального языка.

Целостный анализ

     Основная задача этого вида анализа – научить
слушать музыкальное произведение. Важно научить  не  только  эмоционально
воспринимать, определять характер музыки, но и слышать конкретные элементы
музыкального языка (лад, размер, темп, регистры и т. д.), которые определяют
собой выразительность музыкального произведения и особенно характерны для
данного произведения   

   Музыкальный материал, особенно вначале, 
должен быть небольшим по объему, доступным по содержанию, разнообразным по
характеру.

 Целостным анализом необходимо заниматься на
протяжении всех лет обучения, но особенно важным он является в 1-3 классах,
т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.

Анализ
элементов музыкального языка

   Задачей этого вида анализа является
слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов
музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального
произведения:  лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в
мелодическом звучании вверх и вниз. Следует помнить, что этот раздел работы не
должен преобладать на уроках слушания музыки.   При прослушивании одноголосной
мелодии необходимо не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать
структуру, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической
линии, повторность, секвентность), узнать знакомые мелодические и ритмические
обороты,  дать всему словесное объяснение.

   При анализе многоголосной музыки учащиеся
должны услышать пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре
(мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная,
контрастная).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предусматривает
текущий контроль, промежуточную  и итоговую аттестацию успеваемости учащихся.
Текущая и промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:

1-3 годы обучения – контрольные уроки, зачеты,
участие в школьных олимпиадах, теоретических конкурсах и иных видах
деятельности Школы.

Преподаватель имеет возможность по своему
усмотрению проводить промежуточные контрольные уроки по разделам программы
(текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в конце 3-го
года обучения за пределами аудиторных занятий в виде экзамена с выполнением
тестовых заданий по пройденному курсу в виде письменных работ и
викторин-угадаек, с выставлением оценки, которая выносится в свидетельство об
окончании курса.

Критерии оценки

По итогам зачета выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По
окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Текущая и
промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной
работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо
тему, тестов, интеллектуальных игр.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРИЕМЫ И
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.

Методические рекомендации.

В музыкальном
воспитании используются наглядный и словесный методы.

Наглядный метод может быть представлен как:

        
наглядно-слуховой метод
(исполнение музыки);

        
наглядно-зрительный метод
(показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Наглядно-слуховой
– важнейший метод
музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет
вспомогательное значение.

Музыка на уроке может звучать как в «живом»
исполнении, так и в грамзаписи. «Живое» исполнение более действенно, 
но свои достоинства есть и в прослушивании грамзаписи, обогащающем процесс
обучения (особенно, когда дается в сравнении и в сопоставлении различных
звучаний). На следующих уроках можно дать детям понятие «музыкальная
интонация», сравнить музыкальные интонации и интонации человеческой речи.
Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью,
наличием небольших пауз, акцентов. Музыка, передающая взволнованность,
смятение,      обычно отличается теми же чертами: она льется «на одном
дыхании»,  почти без пауз или с короткими паузами, в быстром темпе, с
акцентами.

Музыка скорбного,
печального характера обычно тоже медленная, тихая, с остановками, интонациями
вздоха, плача.

Следует обратить внимание детей  на то, что одно и то же произведение
может  прозвучать немного по-разному в зависимости от характера исполнения,
причем   необходимо увлечь детей игрой, показать те чувства, которые выразил
композитор, преподнести это произведение так, чтобы оно было понятно ребенку,
было бы  прочувствовано им.

Наряду с наглядными методами широко
используется  словесный метод, значение которого  также очень
велико. Речь идет не о каком- либо пересказе музыки, а о необходимости углубить
восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной
беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, но и
обогатить их внутренний мир и чувства.

Нежелательно, чтобы беседа сводилась лишь к
сообщению названия произведения, показа портрета композитора, игрушки,
олицетворяющей персонажа пьесы, а затем, при повторных прослушиваниях, к
поискам изобразительных моментов и сюжетности. Программа произведения и его
название (если  они есть у композитора) должны быть сообщены детям  перед
прослушиванием, т. к. их знание является необходимым условием полноценного
восприятия программной музыки.

Беседа может включать в себя сведения  о
композиторе, о жанровой принадлежности, о форме исполняемого произведения. Но
особенно важно добиться осознания детьми тех настроений, чувств, которые
выражены в музыкальном произведении, и именно это направление должно являться
ядром беседы о содержании музыки.

 Слушание музыки можно проводить, опираясь на
три взаимосвязанные между собой определения:

1.    
Какие чувства передает
музыка?

2.    
О чем рассказывает музыка?

3.    
Как рассказывает музыка?

Эта последовательность тем может быть использована как
схема беседы о музыкальном произведении: от настроений, чувств, выраженных в
музыке к различению изобразительных моментов (если они есть) и, далее, средств
выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом
каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в
целом.

Основа содержания музыки – выражение 
настроений, чувств, поэтому очень важно дать детям понять, что и изображая
какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения,
переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим,
приветливым, а может быть  — грозным, страшным, сметающим все на своем пути.
Даже отдельные звукоподражания, например, мяуканье котенка, в музыке всегда
эмоционально окрашено: может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.

При повторных прослушиваниях дети выделяют
выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ.

Обычно дети с достаточной легкостью различают
отдельные выразительные средства музыки – определяют темп, динамику, регистр.
Но важно не только определить средства музыкального  языка, но и подвести детей
к пониманию их роли в создании музыкального образа.

На более позднем этапе наряду с восприятием
общей эмоциональной окраски произведения, дети могут различать и выразительные
интонации: вопросительные, просящие, жалобные, грозные и т. д.   Сложным
моментом в работе с детьми является характеристика ими эмоционально-образного
содержания музыки. Обычно они легко определяют моменты изобразительности
(«журчит ручеек», «капает дождик» и т.д.), выделяют
отдельные средства выразительности (темп, лад, регистр, тембр, форму), но, в
силу обедненности словарного запаса, говоря о характере музыки,  на первых
порах делят ее только на веселую и грустную. Необходимо объяснить детям, что
музыка даже в пределах одного настроения может передать целую гамму чувств.
Веселая музыка может быть торжественной, праздничной, шутливой, беззаботной,
нежной, а грустная – задумчивой, нежной, мечтательной, скорбной, трагической.

Необходимо постоянно вести работу над
обогащением музыкального словаря детей, т.к. применение этих характеристик
очень важно для развития музыкального восприятия детей.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ
.

Прием
контрастного сопоставления.

   Для сравнения можно использовать
контрастные произведения одного жанра (например, два марша или две польки);
пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»);
контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных
веселых) и т.д.

   Беседа о различном характере маршей, танцев
особенно актуальна для учащихся хореографических отделений, так как она
углубляет восприятие детей, делает их движения более выразительными,
пластичными, соответствующими по настроению исполняемой музыке.

   Для сравнения можно использовать и
произведения, различные по характеру, но близкие по тематике или имеющие
одинаковые названия, например: «Шарманка» Д. Шостаковича,

«Шарманка» Ю. Щуровского,
«Шарманщик поет» П. Чайковского. Во всех этих произведениях  есть
изобразительные мотивы, передающие однообразные монотонные звуки шарманки. Но
какое разное настроение, какие разные чувства выражены в них! 

   Примерные параллели для сравнения:

Чайковский «Игра в лошадки» и Шуман
«Смелый наездник»;

Чайковский «Мужик на гармонике
играет» и Свиридов «Парень с гармошкой»;

 Витлин «Дед Мороз» и Шуман
«Дед Мороз» и т. д. 

Использование
аудиозаписи и видеозаписи

Использование аудио- и видеозаписи –
непременный прием развития музыкального восприятия младших школьников,
значительно обогащающий и насыщающий сам процесс восприятия музыки. Особенно
эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением на
фортепиано, с хоровым звучанием, с оркестровым.  Важно заострить внимание детей
на разнице звучания, отмечать изменение характера музыки, настроения в
зависимости от ее исполнения.

Объединение
различных видов искусства

Выполнение
рисунка.

    Привлечение различных видов искусства
(музыки, поэзии, живописи) всегда желательно, тем более, что учебный план
общеэстетического отделения содержит предметы изобразительного и
хореографического циклов. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ
репродукций, картин, иллюстраций близких по настроению исполняемой музыке.
Стихотворение может быть прочитано перед прослушиванием музыкального
произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если педагог хочет
сопоставить стихотворение с музыкой, то лучше прочитать его после прослушивания
и определения детьми характера музыки.

      Полезно использовать творческую
активность детей, дав им задание после прослушивания музыкального произведения
выразить в рисунке его замысел и характер, что вызывает большой интерес в
детской аудитории. Главное, чтобы дети  не просто рисовали на заданную тему, а
старались использовать  средства выразительности, которые соответствовали бы
характеру музыки: светлые тона – спокойному, нежному настроению музыки; темные
– тревожному, таинственному; яркие, сочные – веселому, радостному характеру
музыки. Интересные рисунки можно объединить в небольшую  тематическую
выставку. 

     Учитывая специфику общеэстетического
отделения, полезно привлекать  педагогов смежных предметов (изобразительного
искусства, истории искусства, ритмики и т.д.) для планирования изучения крупных
тем во взаимовоздействии.

Показ
репродукций, иллюстраций.

   Показ произведений живописи перед
прослушиванием обычно отвлекает детей от музыки, поэтому целесообразнее сделать
это после прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились
определенные представления о музыкальном образе.

    Иногда можно показать две картины, из
которых дети должны выбрать одну, подходящую по настроению и содержанию к
исполняемой музыке.

   Иногда – две картины и два произведения.
Дети должны соотнести картину и звучащее музыкальное произведение и образовать
соответствующие пары: картина- музыка.

   Аналогично можно сопоставлять музыкальные
произведения со стихотворениями.

Оркестровка
музыкальных произведений.

   Оркестровать произведение – значит выбрать
и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие
характеру звучащего произведения. Так, для того, чтобы подчеркнуть
торжественный характер музыки, можно использовать яркий четкий тембр барабана
или бубна, а нежный характер подчеркнуть мягким нежным тембром колокольчика.
Чтобы передать изобразительные моменты, например, капельки росинок, можно взять
колокольчики или треугольник, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие 
погремушки. Инструментами можно отмечать сильную долю, смену частей
произведения, изменение характера музыки. В данном случае эта работа тесно
смыкается с деятельностью детей на уроках ритмики, что влечет тесное взаимодействие
с педагогом, преподающим этот предмет.

Передача
характера музыки в движении

   Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать
ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп,
ритмический рисунок, динамику, смену частей, изменение характера музыки). Для
учащихся общеэстетического отделения, изучающих ритмику, хореографию, эта
задача связывается с творческим использованием танцевальных движений, изученных
на смежных занятиях.

Сочетание различных приемов.

Приемы развития музыкального восприятия
необходимо варьировать, сочетать друг с другом: оркестровка может сочетаться с
передачей характера музыки в движении, с инсценировкой песен и т.д. что придает
уроку живость, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой
инициативы, появлению выдумки, фантазии. Дети в игровой форме выражают свои
впечатления от музыкального произведения, становятся активными, их интерес к
музыке возрастает, восприятие углубляется.

Характеристики эмоционально-образного
содержания музыки.

Для обогащения словарного запаса детей младшего
школьного возраста при восприятии того или иного музыкального произведения  
используется принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания
объединяются в одну группу.

Веселая: радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, 
шутливая, бойкая, забавная, солнечная, танцевальная,  плясовая, сверкающая.

Спокойная: добрая,  приветливая, неторопливая, мягкая, плавная,
напевная, протяжная, убаюкивающая, хороводная.

Грустная: печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая,
плачущая.

Взволнованная: встревоженная, стремительная, беспокойная, 
торопливая.

Торжественная: праздничная, бодрая, важная, маршевая, четкая,
отчетливая, гордая, могучая,  победная.

 Мужественная: бесстрашная,
боевая, отважная, решительная, богатырская, грозная, солдатская, суровая,
строгая, твердая.

Серьезная: сдержанная.

Нежная: ласковая, мечтательная, задумчивая, легкая, светлая,
прозрачная.

 Страшная: злая, грубая, тяжелая.

Таинственная: сказочная,  волшебная, колючая, настороженная,
загадочная, отрывистая, острая,  пугливая.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ

Для осуществления
программы предлагаются «Фонохрестоматия 4-7 классы ДШИ», учебно-методическая
литература (см. список),

портреты композиторов, иллюстрации – репродукции сцен оперных и
балетных спектаклей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        
Для проведения занятий
необходимы: наличие в классе аудио- и видеоаппаратуры для воспроизведения
записей, иллюстративный ряд.

Методическая литература

О.Владимирова Слушание музыки. Композитор. С.-П.2013                            

Амонашвили Ш. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983

Бугаева З. Н.  Веселые уроки музыки в школе и дома. Донецк, 2002

Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М, Музыка, 1988

Ветлугина Н.  Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1984

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для 4-го класса ДМШ.
–М., Музыка, 1986

Вопросы
методики музыкального воспитания детей. Сб. статей. М., Музыка, 1975

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. М., 1984

Лисянская Е. Б. Преподавание музыкальной литературы в ДМШ. М., 1989

Лисянская Е. Б. Примерные тематические планы по предмету
«Музыкальная литература» для детских музыкальных школ. М., 1990

Лисянская Е. Б.  Методические рекомендации по преподаванию
музыкальной литературы. М., 1990

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1988

Музыка детям. Сборник статей. Л., Вып. 2. 1975;  вып. 4. 1981; вып.
5. 1981

Орф К.
Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.,
Музыка, 1970

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. –М.,
Музыка, 1986

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961

Третьякова Л. С. С. В. Рахманинов. –М., «Знание», 1973

Улыбка.  Сборник популярных песен из  мультфильмов и
телепередач.

Фрид Р. М.И. Глинка. Монографический очерк. М., Советский
композитор, 1973       

  • Сказка в моей жизни владимир кузьмин год выпуска
  • Сказка в моей жизни владимир кузьмин аккорды
  • Сказка в моей жизни клип кузьмина
  • Сказка в моей жизни в кузьмин разбор
  • Сказка в москве развлекательный комплекс