Сказка в мире молекул

Молекула новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles масса , наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. молекула состоит из

Молекула (новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles – масса) , наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Молекула состоит из атомов, точнее – из атомных ядер, окружающих их внутренних электронов и внешних валентных электронов, образующих химические связи (см. Валентность) . Внутренние электроны атомов обычно не участвуют в образовании химических связей. Состав и строение молекул данного вещества не зависят от способа его получения. В случае одноатомных молекул (например, инертных газов) понятия молекулы и атома совпадают.
Впервые понятие о молекулах было введено в химии в связи с необходимостью отличать молекулу как наименьшее количество вещества, вступающее в химические реакции, от атома как наименьшего количества данного элемента, входящего в состав молекулы (Международный конгресс в Карлсруэ, 1860) . Основные закономерности строения молекул были установлены в результате исследования химических реакций, анализа и синтеза химических соединений, а также благодаря применению ряда физических методов.
Атомы объединяются в молекулы в большинстве случаев химическими связями. Как правило, такая связь создаётся одной, двумя или тремя парами электронов, которыми владеют сообща два атома. Молекула может содержать положительно и отрицательно заряженные атомы, т. е. ионы; в этом случае реализуются электростатические взаимодействия. Помимо указанных, в молекулах существуют и более слабые взаимодействия между атомами. Между валентно не связанными атомами действуют силы отталкивания.
Состав молекул выражают формулами химическими. Эмпирическая формула (например, С2 Н6 О для этилового спирта) устанавливается на основании атомного соотношения содержащихся в веществе элементов, определяемого химическим анализом, и молекулярной массы.
Развитие учения о структуре молекул неразрывно связано с успехами прежде всего органической химии. Теория строения органических соединений, созданная в 60-х гг. 19 в. трудами А. М. Бутлерова, Ф. А. Кекуле, А. С. Купера и др., позволила представить строение молекул структурными формулами или формулами строения, выражающими последовательность валентных химических связей в молекулах. При одной и той же эмпирической формуле могут существовать молекулы разного строения, обладающие различными свойствами (явление изомерии) . Таковы, например, этиловый спирт С5 Н5 ОН и диметиловый эфир (СН3) 2 О. Структурные формулы этих соединений разнятся:
В некоторых случаях изомерные молекулы быстро превращаются одна в другую и между ними устанавливается динамическое равновесие (см. Таутомерия) . В дальнейшем Я. Х. Вант-Гофф и независимо французский химик А. Ж. Ле Бель пришли к пониманию пространственного расположения атомов в молекуле и к объяснению явления стереоизомерии. А. Вернер (1893) распространил общие идеи теории строения на неорганические комплексные соединения. К началу 20 в. химия располагала подробной теорией строения молекул, исходящей из изучения только их химических свойств. Замечательно, что прямые физические методы исследования, развитые позднее, в подавляющем большинстве случаев полностью подтвердили структурные формулы химии, установленные путём исследования макроскопических количеств вещества, а не отдельных молекул.
В физике понятие о молекулах оказалось необходимым для объяснения свойств газов, жидкостей и твёрдых тел. Прямое экспериментальное доказательство существования молекул впервые было получено при изучении броуновского движения (французский физик Ж. Перрен, 1906) .

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска Челябинской области
Лучшие сочинения учащихся 7-го класса по теме:
«Мир молекул и атомов»
Учитель физики
Дмитракова Лариса Николаевна
Сказка о молекуле воды.
Жила-была на свете маленькая Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было. Все жители были устроены одинаково – их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода. Там было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни – старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели каждая на своём месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась – сонные молекулы разминались, встречая самое замечательное время года – время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям. Молекула воды совсем ничего не знала о Мире. Тот мир, что был за пределами её капли. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран. Что в других, далёких странах обитают молекулы, совсем не похожие на неё. Они имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались её подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своём пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.
И вот на следующее утро, она сама отправилась в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что её подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала влетать!.. Она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на неё. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела. Вдруг начался дождь. Вместе с летним проливным дождём наша Молекула и её1 новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населённое молекулами самых разных веществ. Но больше всего всё же было молекул воды. Молекула долго ещё блуждала среди незнакомых веществ. Но потом порыв ветра вынес её на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами. Когда опять пригрело солнце. Произошло испарение, и наша Молекула воды снова отправилась уже в новое путешествие.
Она летела вперёд, навстречу удивительным приключениям и открытиям.
Тишкин Саша 7 «А» класс
Путешествие молекулы…
Как-то раз выбрызнула девочка из своих духов каплю и вылетели оттуда молекулы, смешались эти молекулы с молекулами воздуха начали они дружить, знакомиться все. Но вот открыла та девочка окно и вылетели эти молекулы на улицу, опустились они в лужу и стали общаться с молекулами воды, становилось всё теплей и эти молекулы превратились в молекулы водяного пара. Поднимались они всё выше и выше, а люди внизу становились всё меньше и долетели они до маленького облачка и стали знакомиться с молекулами облака. К вечеру становилось холодней и эти молекулы водяного пара стали снижаться и упали они в ту лужу с которой вверх поднимались, к ночи лужа и вовсе замёрзла, но молекулы этого не заметили только заметили то, что они стали более медленно двигаться…вот такая история приключилась с молекулами запаха, с молекулами воздуха и с молекулами воды.
Потапова Екатерина 7 «А» класса
Молекула путешественница.
Однажды молекула воды попала в кастрюлю. Ей было тесно, неуютно. Ей стало жарче и она начала испаряться. Она почувствовала простор и свободу, когда превратилась в газообразное состояние. Как и другие молекулы, она вылетела в форточку. По пути на небо, они все сдружились и стали водить хоровод. Но вдруг они постепенно стали превращаться в жидкость и в виде дождя пролились на землю. Знакомая наша молекула упала в озеро «Синара». Оно было чистое, светлое и прозрачное.
Прошло какое-то время, наступила зима. Молекуле было холодно. Она и другие такие же молекулы жались друг к дружке от холода, но это им не помогло и они превратились в лёд.
Пришло лето, засияло жаркое солнце, молекула растаяла и вновь отправилась в путешествие по миру.
Ванчинов Павел 7 «А» класс
Где-то на севере….
Где-то на севере, где всегда очень холодно в вечных льдах жили молекулы. Они все очень дружили между собой, т.к. уже более ста лет были неразлучны. Притяжение между ними было больше, чем у молеку3л жидкостей, долгое время они сохраняли форму и объём.
Как известно, вечные льды тоже движутся и откалываются огромными глыбами льда, что и произошло с нашими молекулами. Они попали в отрытый океан. Айсберг долго путешествовал и однажды его ветром и течением поднесло к берегу материка.
У берега по волнам катались сёрфингисты и один парень отколол кусок льда от этого айсберга и принёс домой, чтобы удивить свою девушку, ведь у них на материке никогда не было снега и льда.
Но вскоре наши молекулы из обычного им твёрдого состояния превратились в жидкое – растаяли. Всё для них стало непривычно, поскольку притяжение между молекулами не так велико, они могли скачками менять своё положение. Они уже не могли сохранять свою форму, и принимали форму сосуда. Их можно было перелить они стали текучи.
Но на этом путешествие молекул не закончилось. В комнате, где они находились, было очень жарко, и вода испарилась. Наши молекулы почувствовали себя наконец-то свободными. Они могли двигаться во всех направлениях, расстояние между ними было намного больше, чем они сами находились в газообразном состояние. И им это нравилось. Молекулы теперь парили высоко в небе в виде маленького облачка и наблюдали за всем, что происходило вокруг.
Серебряков Георгий 7»А» класс
Как молекула воды полетела в путешествие.
На крыше старого дома висела сосулька. Внутри неё тесно, но дружно, прижавшись, друг к другу, жили частички воды, которые звались Молекулы.
Наступили тёплые дни, стало пригревать солнышко и молекулы почувствовали, что они готовы отправляться путешествовать. Собрались они в одну большую каплю и покинули сосульку. Около дома образовалась лужица. Молекулы двигались, веселились, оживлённо болтали, делясь друг с другом впечатлениями.
В полдень некоторые из сестричек почувствовали себя лёгкими, воздушными и, оттолкнувшись, они полетели в разные стороны. Они летели всё быстрее, всё выше.
Наступил вечер, стало холодать, Молекулы загрустили, двигаясь всё медленнее, и ближе друг к другу.
И, собравшись снова в одну большую каплю, они вернулись на свою родную сосульку. Встретились, обнялись, прижались и решили не расставаться… До следующего теплого солнечного луча, который снова позовёт их в дорогу.
Слободянюк Надя 7»А» класс
Атомы в лагере.
Наконец-то кончился учебный год, началось лето, пришли каникулы!
Все атомы поехали отдыхать в загородный лагерь. Но как на зло, в начале смены шли дожди, и маленьким атомам было очень скучно. Они сидели в палатах и грустно смотрели в окно. И вот выглянуло солнце! Наступила настоящая летняя жара. Вода в озере нагрелась, и вожатые разрешили купаться. Первыми пошёл купаться отряд «Н», отряд «О» должен был идти позже них. Но как только вожатые отвернулись, атомы из «О» тоже прыгнули в воду! Они были маленькими, и не знали ещё что может случиться. Атомы кислорода и атомы водорода соединились и получились молекулы воды. Какой был ужас у вожатых, когда они, посмотрев в воду, не обнаружили своих воспитанников! Они превратились в воду.
Вечером на линейке, директор лагеря приказал: «Всегда слушайтесь своих вожатых!».
История,
Рассказанная молекулой воды по имени Ашдва-Ошка
Я живу сейчас в большой бочке вместе со своими братьями и сёстрами. Их также, как и меня. Зовут Ашдва-Ошка. А всё потому что мы самые мельчайшие частицы воды, то есть её молекулы. Вместо головы у нас – атом кислорода О, а вместо речек – два атома водорода – Н2, вот и получилось мы все Ашдва-Ошки.
Жизнь у нас очень интересная. Мы то притягиваемся друг к другу, то отталкиваемся. А если возле нас ещё и изменить условия, например, температуру, то вообще будут происходить чудеса или волшебные превращения в разные состояния. Про это мы даже частушки сочинили:
Если воду нагревать,
То пора нам улетать,
Только закипит вода,
Разлетайся кто куда!
Ух ты! Ах ты! Летим как космонавты!
Ух! Ах! Какой жар, превращаемся мы в пар!
Кто на крышке задержался,
Там потом так и остался, постепенно охлаждались,
Снова в воду превращались!
Ух ты! Трали-вали! Снова жидкостью мы стали!
Мы на улице стояли,
В дом нас забирать не стали,
Глянул ночью мороз,
Друг к другу каждый прирос.
Крепко мы тогда сцепились
И в ледышку превратились,
Мы тогда ещё не знали,
Что кристаллом сразу стали!
Весело? И нам тоже. Ведь хоть вы, люди, состоите тоже из молекул, такие чудеса не испытываете. А вообще мы очень дружные и людям нужные, поэтому на планете Земля нас очень – очень много!

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска Челябинской области
Лучшие сочинения учащихся 7-го класса по теме:
«Мир молекул и атомов»
Учитель физики
Дмитракова Лариса Николаевна
Сказка о молекуле воды.
Жила-была на свете маленькая Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было. Все жители были устроены одинаково – их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода. Там было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни – старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели каждая на своём месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась – сонные молекулы разминались, встречая самое замечательное время года – время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям. Молекула воды совсем ничего не знала о Мире. Тот мир, что был за пределами её капли. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран. Что в других, далёких странах обитают молекулы, совсем не похожие на неё. Они имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались её подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своём пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.
И вот на следующее утро, она сама отправилась в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что её подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала влетать!.. Она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на неё. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела. Вдруг начался дождь. Вместе с летним проливным дождём наша Молекула и её1 новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населённое молекулами самых разных веществ. Но больше всего всё же было молекул воды. Молекула долго ещё блуждала среди незнакомых веществ. Но потом порыв ветра вынес её на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами. Когда опять пригрело солнце. Произошло испарение, и наша Молекула воды снова отправилась уже в новое путешествие.
Она летела вперёд, навстречу удивительным приключениям и открытиям.
Тишкин Саша 7 «А» класс
Путешествие молекулы…
Как-то раз выбрызнула девочка из своих духов каплю и вылетели оттуда молекулы, смешались эти молекулы с молекулами воздуха начали они дружить, знакомиться все. Но вот открыла та девочка окно и вылетели эти молекулы на улицу, опустились они в лужу и стали общаться с молекулами воды, становилось всё теплей и эти молекулы превратились в молекулы водяного пара. Поднимались они всё выше и выше, а люди внизу становились всё меньше и долетели они до маленького облачка и стали знакомиться с молекулами облака. К вечеру становилось холодней и эти молекулы водяного пара стали снижаться и упали они в ту лужу с которой вверх поднимались, к ночи лужа и вовсе замёрзла, но молекулы этого не заметили только заметили то, что они стали более медленно двигаться…вот такая история приключилась с молекулами запаха, с молекулами воздуха и с молекулами воды.
Потапова Екатерина 7 «А» класса
Молекула путешественница.
Однажды молекула воды попала в кастрюлю. Ей было тесно, неуютно. Ей стало жарче и она начала испаряться. Она почувствовала простор и свободу, когда превратилась в газообразное состояние. Как и другие молекулы, она вылетела в форточку. По пути на небо, они все сдружились и стали водить хоровод. Но вдруг они постепенно стали превращаться в жидкость и в виде дождя пролились на землю. Знакомая наша молекула упала в озеро «Синара». Оно было чистое, светлое и прозрачное.
Прошло какое-то время, наступила зима. Молекуле было холодно. Она и другие такие же молекулы жались друг к дружке от холода, но это им не помогло и они превратились в лёд.
Пришло лето, засияло жаркое солнце, молекула растаяла и вновь отправилась в путешествие по миру.
Ванчинов Павел 7 «А» класс
Где-то на севере….
Где-то на севере, где всегда очень холодно в вечных льдах жили молекулы. Они все очень дружили между собой, т.к. уже более ста лет были неразлучны. Притяжение между ними было больше, чем у молеку3л жидкостей, долгое время они сохраняли форму и объём.
Как известно, вечные льды тоже движутся и откалываются огромными глыбами льда, что и произошло с нашими молекулами. Они попали в отрытый океан. Айсберг долго путешествовал и однажды его ветром и течением поднесло к берегу материка.
У берега по волнам катались сёрфингисты и один парень отколол кусок льда от этого айсберга и принёс домой, чтобы удивить свою девушку, ведь у них на материке никогда не было снега и льда.
Но вскоре наши молекулы из обычного им твёрдого состояния превратились в жидкое – растаяли. Всё для них стало непривычно, поскольку притяжение между молекулами не так велико, они могли скачками менять своё положение. Они уже не могли сохранять свою форму, и принимали форму сосуда. Их можно было перелить они стали текучи.
Но на этом путешествие молекул не закончилось. В комнате, где они находились, было очень жарко, и вода испарилась. Наши молекулы почувствовали себя наконец-то свободными. Они могли двигаться во всех направлениях, расстояние между ними было намного больше, чем они сами находились в газообразном состояние. И им это нравилось. Молекулы теперь парили высоко в небе в виде маленького облачка и наблюдали за всем, что происходило вокруг.
Серебряков Георгий 7»А» класс
Как молекула воды полетела в путешествие.
На крыше старого дома висела сосулька. Внутри неё тесно, но дружно, прижавшись, друг к другу, жили частички воды, которые звались Молекулы.
Наступили тёплые дни, стало пригревать солнышко и молекулы почувствовали, что они готовы отправляться путешествовать. Собрались они в одну большую каплю и покинули сосульку. Около дома образовалась лужица. Молекулы двигались, веселились, оживлённо болтали, делясь друг с другом впечатлениями.
В полдень некоторые из сестричек почувствовали себя лёгкими, воздушными и, оттолкнувшись, они полетели в разные стороны. Они летели всё быстрее, всё выше.
Наступил вечер, стало холодать, Молекулы загрустили, двигаясь всё медленнее, и ближе друг к другу.
И, собравшись снова в одну большую каплю, они вернулись на свою родную сосульку. Встретились, обнялись, прижались и решили не расставаться… До следующего теплого солнечного луча, который снова позовёт их в дорогу.
Слободянюк Надя 7»А» класс
Атомы в лагере.
Наконец-то кончился учебный год, началось лето, пришли каникулы!
Все атомы поехали отдыхать в загородный лагерь. Но как на зло, в начале смены шли дожди, и маленьким атомам было очень скучно. Они сидели в палатах и грустно смотрели в окно. И вот выглянуло солнце! Наступила настоящая летняя жара. Вода в озере нагрелась, и вожатые разрешили купаться. Первыми пошёл купаться отряд «Н», отряд «О» должен был идти позже них. Но как только вожатые отвернулись, атомы из «О» тоже прыгнули в воду! Они были маленькими, и не знали ещё что может случиться. Атомы кислорода и атомы водорода соединились и получились молекулы воды. Какой был ужас у вожатых, когда они, посмотрев в воду, не обнаружили своих воспитанников! Они превратились в воду.
Вечером на линейке, директор лагеря приказал: «Всегда слушайтесь своих вожатых!».
История,
Рассказанная молекулой воды по имени Ашдва-Ошка
Я живу сейчас в большой бочке вместе со своими братьями и сёстрами. Их также, как и меня. Зовут Ашдва-Ошка. А всё потому что мы самые мельчайшие частицы воды, то есть её молекулы. Вместо головы у нас – атом кислорода О, а вместо речек – два атома водорода – Н2, вот и получилось мы все Ашдва-Ошки.
Жизнь у нас очень интересная. Мы то притягиваемся друг к другу, то отталкиваемся. А если возле нас ещё и изменить условия, например, температуру, то вообще будут происходить чудеса или волшебные превращения в разные состояния. Про это мы даже частушки сочинили:
Если воду нагревать,
То пора нам улетать,
Только закипит вода,
Разлетайся кто куда!
Ух ты! Ах ты! Летим как космонавты!
Ух! Ах! Какой жар, превращаемся мы в пар!
Кто на крышке задержался,
Там потом так и остался, постепенно охлаждались,
Снова в воду превращались!
Ух ты! Трали-вали! Снова жидкостью мы стали!
Мы на улице стояли,
В дом нас забирать не стали,
Глянул ночью мороз,
Друг к другу каждый прирос.
Крепко мы тогда сцепились
И в ледышку превратились,
Мы тогда ещё не знали,
Что кристаллом сразу стали!
Весело? И нам тоже. Ведь хоть вы, люди, состоите тоже из молекул, такие чудеса не испытываете. А вообще мы очень дружные и людям нужные, поэтому на планете Земля нас очень – очень много!

Сочинение «Молекулы».
Жила-была в  Водохранилище молекула воды H2O, а с ней всегда жили её дочки Водороды, и сын Кислород. Она ласково называла их атомами. На языке молекул, это означает дорогие, любимые.
Когда наступила зима, молекулы воды, находящиеся под защитой своих собратьев,  спокойно жили. Передвигались, правда, не очень быстро. А вот молекулы в высших слоях, в числе которых была и наша  молекула H2O, под воздействием холода сближались, образовывая группы, и только шевелились на месте. Они уже были  льдом. Весной  лед растаял, и миллионы молекул «взявшись за руки» отправились в плавание по течению реки. И да, в самом начале слово «водохранилище» я не ошиблась. Сами молекулы называли так свой дом. Потому, что река хранила и оберегала их. Там они могли жить и спокойно дружить со своими водными собратьями.
Однажды во время своих весенних путешествий H2O приплыла к деревне.  И вдруг поняла, что вместе с миллионами своих подруг, она оказалась в ведре. Молодая девушка принесла её в дом и поместила в стакан, где было много других молекул воды. Дома было жарко, и молекулы начали двигаться все быстрее и быстрее. Но этот процесс увеличения скорости прервала маленькая девочка, которая взяла стакан, где находилась наша молекула и отнесла его в свою комнату. Молекула H2O наблюдала, как девочка взяла учебник физики и, сказав слово «диффузия»,  добавила в стакан медный купорос.  H2O начала видеть вдалеке молекулы, совсем не похожие на её подруг. Они втискивались между молекулами воды и приближались к ней. Она стойко решила оставаться на своем месте. Но когда они приблизились, она нашла их очень дружелюбными. Они вежливо попросили пройти, и очарованная их манерами, H2O с удовольствием пропустила их.
Вдруг девочка громко воскликнула: «Правда! они сами смешиваются! Интересно, насколько маленькие эти молекулы? Даже через лупу я их не вижу». H2O очень удивилась тому, что её не видят.  Она даже переместилась ближе к краю стакана. «Вдруг меня заметят» – подумала она. Но девочка уже отвернулась и вышла из комнаты. Опыт по физике девочку больше не интересовал.
Молекулы воды и медного купороса мирно жили в стакане, пока им не нашли другое применение …в саду.  Но это совсем другая история.
Ученица 7 А класса Епейкина  Диана

Суровые условия жизни северных народов сформировали совершенно особое коллективное и индивидуальное мировоззрение, отразившееся в многообразном фольклоре. Истории о древних событиях, чудесных явлениях, героических свершениях — всё это в Якутии называют по-разному: «олонхо», «остуоруйа», «кэпсээн», или, обобщенно, сказкой. Их любили дети и взрослые, сказки слушали сутками напролет, они развлекали и поучали, служили примером и предостережением. На протяжении многих веков через сказки сохранялись и передавались коренящиеся в анимизме и тотемизме поверья, составляющие культурный код народа. Именно сказки как фольклорный жанр аккумулировали в себе корпус мифов, легенд, преданий, обычаев, нравственных и эстетических идеалов, отражая тем самым мировоззрение якутов.

В современной якутской фольклористике принято выделять три основные группы сказок: о животных, волшебные и бытовые. Первые объясняют происхождение, образ жизни животных и птиц, их окраску и поведение. В волшебных сказках простые люди своей смекалкой побеждают чудовищ. Сюжеты и образы бытовых сказок основаны на реальном опыте повседневной жизни, в них раскрываются нравственные и общественные идеалы.

Среди этих видов именно якутская волшебная сказка наиболее близка к древнему героическому эпосу — олонхо, который занимает центральное место в фольклоре народа саха. В эпических сказаниях в сложной стихотворной форме могли комбинироваться разные сюжеты и мотивы: о небожителях и демонах, о первых людях, заселивших срединный мир после его сотворения; о героях — богатырях и богатырках, наделенных определенным даром; о духах-покровителях и волшебных помощниках, сопровождающих героя. Все эти характерные фольклорные мотивы якутская волшебная сказка унаследовала от олонхо.

Как правило, сказки основываются на четкой сюжетной структуре. Якутский фольклор, как и любой другой, тяготеет к выделению центрального персонажа, вокруг которого разворачивается повествование, появляются его спутники и антагонисты. Обычно речь идет о чудесных героях и богатырях, чей дар обусловлен кровнородственной связью с определенными животными. Сказка, как один из видов древнего устного творчества, изначально могла иметь утилитарный характер и исполняться в честь тотемных животных для получения покровительства в охоте. Неспроста во многих якутских сказках очень часто встречается образ медведя, характерный для всего сибирского фольклора.

Наряду с этим в якутских волшебных сказках действуют «маленькие герои» — простые, ведущие скромную жизнь люди из народа, как, например, старуха Таал-Таал, беднячка Чаачахаан, рыбак Лыыбырда. Не имея фантастических способностей, эти герои справляются с трудностями при помощи своего ума, хитрости, стойкости, честности, в чем можно увидеть ценимые якутами черты характера

Зачастую героев сопровождают чудесные помощники, которыми чаще всего выступали кони, занимавшие особое место в мифологическом мировоззрении кочевых и полукочевых народов. Конь исполняет роль верного спутника, покровителя и советчика. Также небесное происхождение приписывалось птицам, которые фигурируют в якутских волшебных сказках в виде чудесных супруг главных героев, таких как девушка-стерх, девушка-хвощинка, двуглавая орлица Ёксёкю. Характерно, что даже если женщины выступали не помощницами, а главными героинями олонхо, то и они неизменно превращались в птиц.

Наиболее часто встречающимся образом чудесного противника в якутских волшебных сказках является Алаа Могус (Близорукий Обжора) — великан-людоед, который съедает животных и детей и, не наевшись, хочет съесть самого главного героя, но ему это не удается. Аналогично персонажу Бабы-яги Алаа Могус живет в лесах, ассоциируемых с местом обитания нечисти в сказках многих народов.

Можно предположить, что суровые условия жизни, связанные с северным климатом и борьбой за существование в лоне природы, отразились на специфике мировосприятия коренного населения, ведь многие сюжеты якутских сказок могут показаться современному читателю очень контрастными по настроению и слишком жестокими. Так, герой сказки «Шалун Шалунишка» («Мэник-Мэнигийээн») убивает мать, коня и младенца по собственной глупости; бедняк Чаачахаан отрезает головы детям своего врага Алаа Могуса и варит из них суп, который затем обманом скармливает ему же. 

«Жестокость характерна для фольклора всех народов, — замечает научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск) кандидат филологических наук Надежда Васильевна Павлова. — Отношение к смерти у наших предков было более простым. Сегодня люди считают, что нужно ограждать детей от подобных сюжетов. Однако методика психологической саморегуляции показывает, что жестокость в якутских сказках обусловлена стремлением защитить и уберечь детей. Ведь они не делят мир на хорошее и плохое, непосредственно воспринимая всё, что их окружает. Таким образом, сказки учат детей понимать и принимать такие неизбежные вещи, как потери, боль, смерть. Когда мы предлагали включить подобные жестокие сюжеты в сборники сказок, то многие возмущались и протестовали. Но ведь если у народа есть эта сказка, то наша задача сохранить ее».

Таким образом, якутские сказки служили не только средством развлечения, но и формой просвещения, имели воспитательное значение. В наполненных символизмом фольклорных сюжетах человек противостоит тяжелым природным условиям, а метафорические истории о борьбе сил добра и зла, о помощи духов-покровителей отражают человеческие устремления и желания. Богатая образность и поэзия народных сказок позволяла слушателям осмыслить традиции, обычаи, верования, объясняющие картину мира. Поэтому сказки могут помочь объяснить древние обряды и ритуалы, связанные с рождением, инициацией, захоронением. В ряде сюжетов герои переправляются в иной мир, превратившись в животное или птицу. Например, коней в якутском погребальном обряде «хоолдьуга» хоронили вместе с умершим, так как они считались проводником между мирами. Эти же элементы сказок позволяют исследователям сравнить их с этнографическим наследием других сибирских народов. Так, неоднократные упоминания перевоплощений людей в собак отразили связанный с ними культ у древних юкагиров, где псы считались не только незаменимыми помощниками в охоте, но и почитаемыми домашними животными, сравнимыми с оленями у жителей Севера, которых при этом могли приносить в жертву в погребальных обрядах.

Фольклорные традиции соседних народов постоянно влияют друг на друга. Исследователи обнаруживают в якутских сказках сюжетные элементы и персонажей, которые перекочевали туда из схожих по религиозным системам и хозяйственным укладам культур эвенков, юкагиров, долган. «Интересно, что все наши информанты рассказывали сказки, а также другие жанры фольклора на якутском языке, хотя относили себя к другому этносу. Например, М. И. Спиридонова по этнической принадлежности долганка, а Х. Н. Сокольникова идентифицирует себя как эвенкийка», — рассказывает Надежда Павлова.

В сюжетном составе якутских сказок нередко обнаруживают множество пересечений и со славянским фольклором, что стало результатом заселения средней части бассейна реки Лены русскими крестьянами, устремившимися в этот богатый промыслами регион в XVII веке. Закономерно, что спустя некоторое время совершенно привычными для якутов стали переработанные и адаптированные под местный культурный колорит истории об Иване-царевиче или Илье Муромце, ставшими аналогами чудесных богатырей, о Коньке-горбунке как чудесном помощнике главного героя, о Бабе-яге, изображаемой как женщина-абаасы (злой дух). Влияние прослеживается и на уровне терминологии. Исследователи сходятся во мнениях о том, что «остуоруйа» — это искажение русского слова «история», появившегося под влиянием русского фольклора, в то время как к «кэпсээн» относятся аутентичные якутские сказки, чьи сюжеты и стиль продолжили наследие монголо-тюркских традиций.

На сегодняшний день фольклористам известно около 400 сюжетов якутских сказок. Это лишь часть фольклорного наследия культуры саха. Популярность сказок как устного жанра народного творчества стала угасать уже к концу XX века. В настоящее время специалистам удается зафиксировать лишь отдельные сюжеты и отрывки. Для выяснения форм современного бытования сказок, их фиксации и сохранения проводятся комплексные фольклорные экспедиции по разным улусам Якутии. 

«Сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. К большому сожалению, устная форма передачи традиционного исполнения сказок с каждым годом безвозвратно утрачивается. Искусных олонхосутов и сказителей сегодня уже не осталось, — сообщает Надежда Павлова. — Искать и записывать сказки приходится с помощью вопросников. Обычно когда мы спрашиваем информантов о якутских сказках, то они отвечают, что никаких сказок не знают. Мы напоминаем им фрагменты сюжетов, и тогда многие вспоминают рассказы своих бабушек и дедушек. Так мы узнаем о том, какие сказки и в каком изложении были распространены в том или ином улусе. О сказках некоторых мест нам известно больше благодаря отдельным информантам. Например, в Аллаиховском улусе я познакомилась с Петром Петровичем Слепцовым, который полностью помнил многие сказки, услышанные им в детстве, и поделился ими в рукописном виде. В Анабарском улусе я обнаружила двух сказочниц. М. И. Спиридоновна пересказала сразу несколько олонхо, однажды услышанных ею от олонхосута Балиикаана, а учительница Х. Н. Сокольникова из Саскылахского наслега сама подготовила сборник сказок “Киэһээҥҥи күөс остуоруйалара” (букв. “Сказки к вечернему варко мясу”), рассказанные ей когда-то в далеком детстве матерью и бабушкой».

Репертуар сказок различается в разных местах Якутии. Вид и сюжет рассказываемой истории находится в тесной взаимосвязи с хозяйственным укладом и специфическими традициями местных жителей. «Республика Саха занимает большую территорию. В каждом улусе распространены свои локальные сюжеты. Жители северных улусов (Аллаиховский, Анабарский) в основном занимаются охотой и рыболовством, поэтому здесь распространены сказки о животных. В центральных и южных улусах, где много русскоязычного населения, более известны волшебные сказки», — говорит Надежда Павлова.

Пестрота фольклорной картины Якутии не служит разобщению, но наоборот, свидетельствует о ее богатстве и способствует выражению этнической специфики. Устное народное творчество, сохранившее в себе историю, традиции и обычаи якутов, до сих пор остается одной из основ культурной и национальной самоидентификации, пусть и претерпевшей существенные изменения. Эпическое и сказочное наследие сегодня получает новую жизнь в кино, театре, музыке, изобразительном и прикладном искусстве, уже будучи модифицированным и переосмысленным, но не менее близким и дорогим для молодого поколения народа саха. 

Глеб Сегеда

Иллюстрации из открытых источников, фото предоставлены исследовательницей
 

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска Челябинской области
Лучшие сочинения учащихся 7-го класса по теме:
«Мир молекул и атомов»
Учитель физики
Дмитракова Лариса Николаевна
Сказка о молекуле воды.
Жила-была на свете маленькая Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было. Все жители были устроены одинаково – их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода. Там было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни – старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели каждая на своём месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась – сонные молекулы разминались, встречая самое замечательное время года – время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям. Молекула воды совсем ничего не знала о Мире. Тот мир, что был за пределами её капли. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран. Что в других, далёких странах обитают молекулы, совсем не похожие на неё. Они имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались её подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своём пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.
И вот на следующее утро, она сама отправилась в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что её подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала влетать!.. Она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на неё. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела. Вдруг начался дождь. Вместе с летним проливным дождём наша Молекула и её1 новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населённое молекулами самых разных веществ. Но больше всего всё же было молекул воды. Молекула долго ещё блуждала среди незнакомых веществ. Но потом порыв ветра вынес её на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами. Когда опять пригрело солнце. Произошло испарение, и наша Молекула воды снова отправилась уже в новое путешествие.
Она летела вперёд, навстречу удивительным приключениям и открытиям.
Тишкин Саша 7 «А» класс
Путешествие молекулы…
Как-то раз выбрызнула девочка из своих духов каплю и вылетели оттуда молекулы, смешались эти молекулы с молекулами воздуха начали они дружить, знакомиться все. Но вот открыла та девочка окно и вылетели эти молекулы на улицу, опустились они в лужу и стали общаться с молекулами воды, становилось всё теплей и эти молекулы превратились в молекулы водяного пара. Поднимались они всё выше и выше, а люди внизу становились всё меньше и долетели они до маленького облачка и стали знакомиться с молекулами облака. К вечеру становилось холодней и эти молекулы водяного пара стали снижаться и упали они в ту лужу с которой вверх поднимались, к ночи лужа и вовсе замёрзла, но молекулы этого не заметили только заметили то, что они стали более медленно двигаться…вот такая история приключилась с молекулами запаха, с молекулами воздуха и с молекулами воды.
Потапова Екатерина 7 «А» класса
Молекула путешественница.
Однажды молекула воды попала в кастрюлю. Ей было тесно, неуютно. Ей стало жарче и она начала испаряться. Она почувствовала простор и свободу, когда превратилась в газообразное состояние. Как и другие молекулы, она вылетела в форточку. По пути на небо, они все сдружились и стали водить хоровод. Но вдруг они постепенно стали превращаться в жидкость и в виде дождя пролились на землю. Знакомая наша молекула упала в озеро «Синара». Оно было чистое, светлое и прозрачное.
Прошло какое-то время, наступила зима. Молекуле было холодно. Она и другие такие же молекулы жались друг к дружке от холода, но это им не помогло и они превратились в лёд.
Пришло лето, засияло жаркое солнце, молекула растаяла и вновь отправилась в путешествие по миру.
Ванчинов Павел 7 «А» класс
Где-то на севере….
Где-то на севере, где всегда очень холодно в вечных льдах жили молекулы. Они все очень дружили между собой, т.к. уже более ста лет были неразлучны. Притяжение между ними было больше, чем у молеку3л жидкостей, долгое время они сохраняли форму и объём.
Как известно, вечные льды тоже движутся и откалываются огромными глыбами льда, что и произошло с нашими молекулами. Они попали в отрытый океан. Айсберг долго путешествовал и однажды его ветром и течением поднесло к берегу материка.
У берега по волнам катались сёрфингисты и один парень отколол кусок льда от этого айсберга и принёс домой, чтобы удивить свою девушку, ведь у них на материке никогда не было снега и льда.
Но вскоре наши молекулы из обычного им твёрдого состояния превратились в жидкое – растаяли. Всё для них стало непривычно, поскольку притяжение между молекулами не так велико, они могли скачками менять своё положение. Они уже не могли сохранять свою форму, и принимали форму сосуда. Их можно было перелить они стали текучи.
Но на этом путешествие молекул не закончилось. В комнате, где они находились, было очень жарко, и вода испарилась. Наши молекулы почувствовали себя наконец-то свободными. Они могли двигаться во всех направлениях, расстояние между ними было намного больше, чем они сами находились в газообразном состояние. И им это нравилось. Молекулы теперь парили высоко в небе в виде маленького облачка и наблюдали за всем, что происходило вокруг.
Серебряков Георгий 7»А» класс
Как молекула воды полетела в путешествие.
На крыше старого дома висела сосулька. Внутри неё тесно, но дружно, прижавшись, друг к другу, жили частички воды, которые звались Молекулы.
Наступили тёплые дни, стало пригревать солнышко и молекулы почувствовали, что они готовы отправляться путешествовать. Собрались они в одну большую каплю и покинули сосульку. Около дома образовалась лужица. Молекулы двигались, веселились, оживлённо болтали, делясь друг с другом впечатлениями.
В полдень некоторые из сестричек почувствовали себя лёгкими, воздушными и, оттолкнувшись, они полетели в разные стороны. Они летели всё быстрее, всё выше.
Наступил вечер, стало холодать, Молекулы загрустили, двигаясь всё медленнее, и ближе друг к другу.
И, собравшись снова в одну большую каплю, они вернулись на свою родную сосульку. Встретились, обнялись, прижались и решили не расставаться… До следующего теплого солнечного луча, который снова позовёт их в дорогу.
Слободянюк Надя 7»А» класс
Атомы в лагере.
Наконец-то кончился учебный год, началось лето, пришли каникулы!
Все атомы поехали отдыхать в загородный лагерь. Но как на зло, в начале смены шли дожди, и маленьким атомам было очень скучно. Они сидели в палатах и грустно смотрели в окно. И вот выглянуло солнце! Наступила настоящая летняя жара. Вода в озере нагрелась, и вожатые разрешили купаться. Первыми пошёл купаться отряд «Н», отряд «О» должен был идти позже них. Но как только вожатые отвернулись, атомы из «О» тоже прыгнули в воду! Они были маленькими, и не знали ещё что может случиться. Атомы кислорода и атомы водорода соединились и получились молекулы воды. Какой был ужас у вожатых, когда они, посмотрев в воду, не обнаружили своих воспитанников! Они превратились в воду.
Вечером на линейке, директор лагеря приказал: «Всегда слушайтесь своих вожатых!».
История,
Рассказанная молекулой воды по имени Ашдва-Ошка
Я живу сейчас в большой бочке вместе со своими братьями и сёстрами. Их также, как и меня. Зовут Ашдва-Ошка. А всё потому что мы самые мельчайшие частицы воды, то есть её молекулы. Вместо головы у нас – атом кислорода О, а вместо речек – два атома водорода – Н2, вот и получилось мы все Ашдва-Ошки.
Жизнь у нас очень интересная. Мы то притягиваемся друг к другу, то отталкиваемся. А если возле нас ещё и изменить условия, например, температуру, то вообще будут происходить чудеса или волшебные превращения в разные состояния. Про это мы даже частушки сочинили:
Если воду нагревать,
То пора нам улетать,
Только закипит вода,
Разлетайся кто куда!
Ух ты! Ах ты! Летим как космонавты!
Ух! Ах! Какой жар, превращаемся мы в пар!
Кто на крышке задержался,
Там потом так и остался, постепенно охлаждались,
Снова в воду превращались!
Ух ты! Трали-вали! Снова жидкостью мы стали!
Мы на улице стояли,
В дом нас забирать не стали,
Глянул ночью мороз,
Друг к другу каждый прирос.
Крепко мы тогда сцепились
И в ледышку превратились,
Мы тогда ещё не знали,
Что кристаллом сразу стали!
Весело? И нам тоже. Ведь хоть вы, люди, состоите тоже из молекул, такие чудеса не испытываете. А вообще мы очень дружные и людям нужные, поэтому на планете Земля нас очень – очень много!

Жила-была на свете маленькая Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было. Все жители были устроены одинаково – их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода. Там было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни – старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели каждая на своём месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась – сонные молекулы разминались, встречая самое замечательное время года – время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям. Молекула воды совсем ничего не знала о Мире. Тот мир, что был за пределами её капли. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран. Что в других, далёких странах обитают молекулы, совсем не похожие на неё. Они имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались её подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своём пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.
И вот на следующее утро, она сама отправилась в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что её подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала влетать!.. Она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на неё. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела. Вдруг начался дождь. Вместе с летним проливным дождём наша Молекула и её1 новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населённое молекулами самых разных веществ. Но больше всего всё же было молекул воды. Молекула долго ещё блуждала среди незнакомых веществ. Но потом порыв ветра вынес её на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами. Когда опять пригрело солнце. Произошло испарение, и наша Молекула воды снова отправилась уже в новое путешествие.
Она летела вперёд, навстречу удивительным приключениям и открытиям.
Тишкин Саша 7 «А» класс
Путешествие молекулы…
Как-то раз выбрызнула девочка из своих духов каплю и вылетели оттуда молекулы, смешались эти молекулы с молекулами воздуха начали они дружить, знакомиться все. Но вот открыла та девочка окно и вылетели эти молекулы на улицу, опустились они в лужу и стали общаться с молекулами воды, становилось всё теплей и эти молекулы превратились в молекулы водяного пара. Поднимались они всё выше и выше, а люди внизу становились всё меньше и долетели они до маленького облачка и стали знакомиться с молекулами облака. К вечеру становилось холодней и эти молекулы водяного пара стали снижаться и упали они в ту лужу с которой вверх поднимались, к ночи лужа и вовсе замёрзла, но молекулы этого не заметили только заметили то, что они стали более медленно двигаться…вот такая история приключилась с молекулами запаха, с молекулами воздуха и с молекулами воды.
Потапова Екатерина 7 «А» класса
Молекула путешественница.
Однажды молекула воды попала в кастрюлю. Ей было тесно, неуютно. Ей стало жарче и она начала испаряться. Она почувствовала простор и свободу, когда превратилась в газообразное состояние. Как и другие молекулы, она вылетела в форточку. По пути на небо, они все сдружились и стали водить хоровод. Но вдруг они постепенно стали превращаться в жидкость и в виде дождя пролились на землю. Знакомая наша молекула упала в озеро «Синара». Оно было чистое, светлое и прозрачное.
Прошло какое-то время, наступила зима. Молекуле было холодно. Она и другие такие же молекулы жались друг к дружке от холода, но это им не помогло и они превратились в лёд.

После очередного дня учебы я пришел домой очень усталый и лег спать.
Во сне мне приснилось, что я превратился в молекулу воды. Я оказался в каком-то большом сосуде вместе с моими братьями и сестрами; этим сосудом был чайник. Вскоре чайник поставили на газ, чтобы вскипятить чай, и я почувствовал, что нас стали нагревать. Спустя некоторое время я понял, что из жидкого состояния мы превращаемся в пар. Пройдя небольшой путь, я через носик чайника вышел на волю и оказался снаружи. Мое путешествие только еще начиналось. Некоторое время я летал по кухне, толкаясь с себе подобными, но потом с потоком воздуха вылетел в форточку.
На улице я стал быстро набирать высоту. Я поднимался все выше и выше. Внизу остались дома, деревья, люди; они становились все меньше и меньше. Поднявшись вверх, я приблизился к облакам и слился с такими же молекулами: мы превратились в большое белое облако. Долгое время облако парило в небесах. Потом я почувствовал, что температура стала резко понижаться, а я медленно и плавно опускаться вниз. Рядом со мной кружилось множество моих братьев. Достигнув земли, мы образовали сугроб. Шустрые ребятишки лепили из нас твердые снежки и бросали их друг в друга.
Но наступила весна, солнце растопило снег, и мы вместе с талой водой двинулись в дальнейшее путешествие. Чуть прогревшаяся земля впитала нас, и мы оказались в подземной реке, которая текла неизвестно куда; наконец она влилась в красивое чистое озеро, где было много живности и водяных растений. Там я прожил до жарких летних дней: озеро дало молекулам воды и мне возможность отправиться в новое увлекательное путешествие, непохожее на предыдущее.
…Но вскоре наступило утро, и я проснулся. Обдумав свой сон, я понял, что жизнь молекулы не так уж и скучна.

Жила в вазе с водой семья молекул – папа, мама и дочка. Уютно и тепло было им в стакане – спокойное передвижение с одной скоростью, никаких перепадов давления. Но однажды маленькой молекуле стало в стакане скучно и тесно, и она решила улететь и посмотреть мир вокруг. И, недолго думая, она испарилась с поверхности воды. И вдруг совершенно неожиданно с разных сторон стали налетать и толкать ее другие молекулы: кислорода, азота, углекислого газа, даже другие молекулы воды не жалели подругу. После каждого удара наша героиня изменяла свою скорость, а один раз ей даже пришлось сильно удариться о стенку родного стакана. Это ей очень не понравилось, хотя она и отскочила от этой стенки с прежней по величине скоростью. Наконец ей удалось отлететь от стакана и вылететь из комнаты через окно. Она летела всё выше и выше, пока не подлетела к огромному скоплению похожих на неё молекул, и они её притянули к себе. “Куда я попала? ” – спросила их наша молекула. “Мы называемся тучей. Наша цель — добраться воооон до того поля, а потом спуститься дождём”. Молекула не помнит, как они долетели на место и как спустились. Оглянувшись, она поняла, что оказалась на красивом голубом цветке. Только решила наша героиня немного отдохнуть, как снова куда-то полетела, на этот раз вместе с цветком, на котором она устроилась. Ей стало ясно, что цветок сорвали и куда-то понесли. Когда его опустили, молекула сразу узнала это место – это та самая комната, из которой она вылетела только сегодня утром, и находиться она как – раз над той вазой, где живёт её семья. Полетев вниз, она вновь очутилась на поверхности воды и ее притянули к себе соседи-молекулы. Снова оказавшись в своём мире, где её любят и понимают, она подумала: “Как в гостях ни хорошо, а дома лучше!

Жила-была на свете маленькая Молекула воды. Жила она в прозрачной капле вместе с миллионами других таких же, как и она молекул воды. Других молекул в их капле не было. Все жители были устроены одинаково – их тело состояло из атома кислорода и двух маленьких атомов водорода. Там было три времени года. При комнатной температуре молекулы вели свой обычный образ жизни – старались держаться вместе, двигались и разговаривали друг с другом. Но если становилось холоднее, подружки-молекулы уже не могли бегать и играть, а сидели каждая на своём месте и скучали, и чувствовали себя усталыми. Они называли этот сезон ледяным. Едва лишь первые солнечные лучи касались замерзшей капли, жизнь в ней пробуждалась – сонные молекулы разминались, встречая самое замечательное время года – время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправлялись в увлекательные путешествия, навстречу опасностям и приключениям. Молекула воды совсем ничего не знала о Мире. Тот мир, что был за пределами её капли. От своих многочисленных подружек она слышала, что на свете есть много разных стран. Что в других, далёких странах обитают молекулы, совсем не похожие на неё. Они имеют разнообразное строение и состоят из других атомов. Как только начинало холодать, из путешествий возвращались её подружки и новые молекулы воды и начинали бесконечные рассказы о местах, где они побывали и о чужестранцах, которых встречали на своём пути. Молекула слушала их, затаив дыхание.
И вот на следующее утро, она сама отправилась в странствие с первыми лучами солнца! А было это так. Молекула проснулась и увидела, что её подружки жизнерадостно болтают, бегают и суетятся вокруг. Она чувствовала себя очень легко. Так легко, что вдруг начала влетать!.. Она начала смотреть по сторонам и заметила вокруг себя множество разных молекул, которые так же свободно летели, предоставленные сами себе, в поисках приключений. Некоторые были чем-то похожи на неё. Другие же настолько отличались, что она никак не могла их узнать и определить, из каких атомов состоят их тела. Вдруг начался дождь. Вместе с летним проливным дождём наша Молекула и её1 новые подружки летели вниз, к земле. Они приземлились в большое озеро, населённое молекулами самых разных веществ. Но больше всего всё же было молекул воды. Молекула долго ещё блуждала среди незнакомых веществ. Но потом порыв ветра вынес её на сушу, выплеснув, вместе с водяными брызгами. Когда опять пригрело солнце. Произошло испарение, и наша Молекула воды снова отправилась уже в новое путешествие.
Она летела вперёд, навстречу удивительным приключениям и открытиям.
Тишкин Саша 7 «А» класс
Путешествие молекулы…
Как-то раз выбрызнула девочка из своих духов каплю и вылетели оттуда молекулы, смешались эти молекулы с молекулами воздуха начали они дружить, знакомиться все. Но вот открыла та девочка окно и вылетели эти молекулы на улицу, опустились они в лужу и стали общаться с молекулами воды, становилось всё теплей и эти молекулы превратились в молекулы водяного пара. Поднимались они всё выше и выше, а люди внизу становились всё меньше и долетели они до маленького облачка и стали знакомиться с молекулами облака. К вечеру становилось холодней и эти молекулы водяного пара стали снижаться и упали они в ту лужу с которой вверх поднимались, к ночи лужа и вовсе замёрзла, но молекулы этого не заметили только заметили то, что они стали более медленно двигаться…вот такая история приключилась с молекулами запаха, с молекулами воздуха и с молекулами воды.
Потапова Екатерина 7 «А» класса
Молекула путешественница.
Однажды молекула воды попала в кастрюлю. Ей было тесно, неуютно. Ей стало жарче и она начала испаряться. Она почувствовала простор и свободу, когда превратилась в газообразное состояние. Как и другие молекулы, она вылетела в форточку. По пути на небо, они все сдружились и стали водить хоровод. Но вдруг они постепенно стали превращаться в жидкость и в виде дождя пролились на землю. Знакомая наша молекула упала в озеро «Синара». Оно было чистое, светлое и прозрачное.
Прошло какое-то время, наступила зима. Молекуле было холодно. Она и другие такие же молекулы жались друг к дружке от холода, но это им не помогло и они превратились в лёд.

Cтороны треугольника равны 4 см, 5 см и 8см. Найдите висоту треугольника ,
опущенную из вершины треугольника, противоположной до стороны длиной 5 см. Помогите.
побудительные предложения с просьбой, советом, предложением.
1.Какова основная мысль повести
«Олеся»? Что хотел сказать
автор? От чего хотел
предостеречь?
2. Почему любовь Олеси и паныча закончилась разлукой?
3. Какая основная мысль повести Олеся? что хотел сказать автор? от чего хотел предостеречь?
Хелп,умоляю
Найдите значение выражения (sin1180·tg150):(ctg2550·cos280).
Определите, однокоренные ли это слова.Как называются такие слова? Гора, загореть, горе.
(6112+1596)-496=7212  и ещё  один способ
Спп и ссп в стихотворениях Есенина
Путешественники несут несколько рюкзаков массой по6 килограмм каждый и несколько рюкзаков общей массой 60 кг. Сколько у путешественников рюкзаков массой по 6 кг, если общая масса всех рюкзаков 96 кг?
1. я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком. 2. должно быть у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3. случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами. 4. прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в непролазных  пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и в песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза.  5. в это лето я узнал заново много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далёкими и не пережитыми. 6. раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7. а вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 8. какие же это слова? 9. их так много. 10. неизвестно даже с каких начать. 11. между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 12. иногда писатель не видит за словами того, о чём он пишет. 13. а если писатель не видит,то и читатель ничего не увидит за ними. 14. надо видеть. 15. и тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну. 16. вызывают у читателя те мысли, чувства, состояние какие писатель хотел ему передать.             помогите, 1. определить стиль и тип речи текста; 2. записать № предложения , в котором содержится основная мысль текста; 3. из предложения№4 выписать слово с чередуюей гласной в корне; 4. заменить словосочетание  с пересвистом птиц (управление) на словосочетание со связью согласования; 5. выписать грамматическую основу из предложения №8. 6. среди предложений 1-4 найти предложения с вводнымсловом.
Перед вами фраза-каламбур. Какое языковое явление использовано автором для создания комического эффекта? Опираясь на анализ средств языка, покажите, какая проблема получила ироническое освещение. О, сицилийский рай! Апельсины, грепфруты, гранаты, автоматы, пистолеты! (М.Мишин).

Сказка в мире молекул

Кому выгодна сказка про озоновые дыры. Сквозные и несквозные

Все наверное слышали о том, что в результате неразумной человеческой деятельности из атмосферы пропадает озон, защищающий все живое от жесткого ультрафиолетового излучения. На эту тему было много публикаций, передач, интервью от просто глупых, до полностью абсурдных.
 
Натолкнулся на еще одну статью об озоновых дырах. Читаю: «Первую озоновую дыру обнаружили в 1985 году над южным полюсом Земли. Она периодически то появлялась, то пропадала.»Ну, первое, что приходит на ум, это то., что обнаружена и появилась, понятия разные.
 
Разумно предположить, что озоновые дыры существуют столько же, сколько и атмосфера. Три молекулы кислорода О2 под действием ультрафиолета образуют две молекулы озона О3.
 
Произведенный таким образом озон перестает пропускать дальше в атмосферу ультрафиолетовые лучи. И таким образом производство озона прекращается. Как только общая толщина озонового слоя становится тоньше, лучи могут пройти глубже в атмосферу, озон производится снова.
 
Процесс этот непрерывный, и от человека не зависит никак. На полюсах по полгода ночь. Конечно, вырабатываться без солнца этот газ не будет, а тот, что образовался за лето, ветром перемешивается с остальными газами как обычно.
 
И нет никакой проблемы озоновых дыр. Ну, появилась озоновая дыра над Антарктикой, ну и что. Она же зимой появилась, когда солнца нет. От чего озону землю защищать.
 
Над южным полюсом дыра больше, чем над северным, потому, что зимой Земля уходит дальше от Солнца. (Ну такая у нее орбита – Солнце не совсем в центре) Поэтому, кстати, зимние температуры в Антарктиде ниже, чем на противоположной стороне. Вот и вся причина возникновения озоновых дыр.
 
Если бы деятельность человека имела разрушительные последствия для озонового слоя, то дыра бы была больше как раз в Арктике. Ведь почти вся промышленность сосредоточена именно в северном полушарии.
 
Может появиться вопрос, а куда же девается озон. Да просто рассеивается, как и любой другой газ. Ну, а почему все газы рассеиваются, а озон должен собираться в одном месте. Он и не собирается. Постоянно рассеивается и распадается, и постоянно вырабатывается.
 
Надо учесть, что плотность озона в озоновом слоя чрезвычайно мала. Если весь озон Земли сжать до атмосферного давления у поверхности Земли, то он займет толщину всего несколько мм. И он рассеян в воздухе на высоту 10-20 км.
 
При этом давление воздуха в озоновом слое, больше чем в десять раз ниже того, что у поверхности планеты. Чтобы начать разрушать озоновый слой, каждой молекуле фреона, нужно иметь собственную систему лазерного наведения на озон. Иначе непонятно, как при мизерной концентрации озона в воздухе, фреон будет его находить, чтобы уничтожить. Идиотизм, короче говоря.
 
И это еще не все. Между тропосферой и стратосферой есть так называемая тропопауза, которая мешает слоям воздуха перемешиваться. Так что, даже при огромном желании злого фреона истребить озон, он и добраться-то до него не сможет.
 
А вообще, наш защитник очень неустойчив и может самостоятельно превращаться в кислород с выделением тепла. Содержание озона может измениться на несколько десятков процентов в течении двух – трех суток. Все зависит от динамики атмосферы.
 
В последнее время появились разговоры о появлении неких ужасных «сквозных» озоновых дыр. Не могу сказать, кем и с какой целью был сделан этот информационный вброс, могу только утверждать, что мы имеем дело здесь с новой порцией белиберды. Озон рассеян в разреженном воздухе, в котором он равномерно перемешан, постоянно распадается и появляется вновь.
 
Чтобы стало понятней, представьте себе стакан чая с сахаром. Реально в чае сквозную сахарную дыру сделать? В море вода соленая. Если вообразить участок в нем пресной воды, можем сказать, что это участок со сквозной солевой дырой. Но, мы то понимаем, что надолго удержать этот район моря без соли не удастся никакими способами. Вода очень быстро перемешается. Очевидно ведь, что термин дыра, да еще и сквозная, был придуман специально, чтобы нагнать на несведущих побольше страху, и никакого весомого основания под собой не имеет.
 
Любая озоновая дыра условна. Как и в стакане чая, когда сахар еще хорошо не размешан, где-то более сладкие участки, где-то менее. Но о главном я уже сказал, те части атмосферы, которые освещены солнцем без озона оставаться просто не могут. Чем больше света, тем больше озона, который образовывается именно тем, от чего он нас и защищает, ультрафиолетом. В атаке кроется защита. Ну, так хитро мир устроен. Во всем заложен механизм саморегуляции.
 
И подумайте, наконец. с чего бы это фреонам безудержно рваться за облака, когда все остальные газы, начиная с водорода и гелия, которые вообще-то самые легкие, равномерно перемешаны в атмосфере с азотом и кислородом.
 
Даже если атмосфера расслоится, пресловутые фреоны будут не на самом верху. Короче, в этом вопросе все поставлено с ног на голову. Кем, и главное зачем? Откуда взялась эта глобальная утопия?
 
Запрет фреонов старого поколения и переход на новые, более дорогие и энергозатратные был продуманно инициирован компанией «DuPont» В начале, возможно, и было целью стремление компании «Дюпон» просто получить инвестиции под разработку новых видов фреона.
 
Но потом все пошло так замечательно, что фактически, альянс DuPont — ICI монополизировали рынок и стали воплощением альтернативы производства озоноразрушающим хладонам.
 
Это позволил сделать Монреальский протокол 1987 г., запрещающий производство старых фреонов, который был подписан практически всеми значимыми странами. Появился новый вид многомиллиардного мирового бизнеса – бизнес на «озоновой дыре».
 
Проблемы озоновых дыр не существует. Были и остаются проблемы человеческой жадности и глупости. Вот это больше похоже на правду. То, что практически все «озонобезопасные» вещества «от Дюпона» взрыво- и огнеопасны, на это разработчики «закрыли глаза».
 
Собственно, если захотеть, можно с таким же успехом «доказать», что новые фреоны вызывают, к примеру, рак горла. Просто заняться некому. А так, теоретически, проплатить кому надо в ученом мире, и готово дело, докажут что угодно. Вообще, такая живучесть общечеловеческих заблуждений объясняется просто.
 
В основном люди не хотят или просто не способны проанализировать, то, что им говорят те, кого они считают авторитетом. Чего стоят хотя бы магические фразы: «ученые доказали», «ученые выяснили», «врачи в шоке».
 
Чтобы нагнать побольше страху, начали говорить про сквозные озоновые дыры. Ужас какой, люди и так озоновыми дырами напуганы, так им еще говорят о сквозных дырах. Вообще, конец света. Еще раз скажу. Озоновая дыра, это ни больше, чем сниженное содержание озона в верхних слоях разреженной атмосферы. При чем в тех местах, где солнца нет. А как только оно появляется, озоновый слой быстро восстанавливается.
 
Короче говоря, все происходит автоматически, там где есть солнце, нет дыр, а где озона мало, там нет солнца. При любом раскладе, нам ничего не угрожает.
Как не дико, для кого-то прозвучит, но примерно такая история и с ВИЧ-инфекцией, в миф о которой я сам верил много лет. Этот вирус, оказывается никто никогда не видел, он не найден, не выделен, но все верят, что он точно где-то есть.

Муниципальное
общеобразовательное учреждение                                  Средняя
общеобразовательная школа № 37 города Магнитогорска

Предметная
область: физика

Тип
проекта: естественно-научные предметы (творческий)

Тема:
Физика в сказках

Автор
работы: Хощенко
Мария                                                                      
ученица 7 А
класса                                                                                               
Учитель: Шлоссер Татьяна Викторовна                                                                               учитель
физики

Магнитогорск,
2020

Введение

Быть
маленьким – великое удовольствие. Одно из чудес в детстве – это просмотр,
чтение и слушание сказок. Читая, слушая и просматривая сказки в детстве, мы и
представить не могли, что в сказках, помимо отважных героев и чудесных приключений,
есть еще и смысл более глубокий и практичный: изображение физических явлений и
законов. Ребенок растет, познает мир, связывает сказку с реальностью.  В его
сознании уже не все так просто, как было раньше. Оказалось, физические явления
окружают его повсюду, с самого детства, с любимых сказок.

Цель
моей работы
: Выбрать из сказки интересные фрагменты,
связанные с физическими явлениями.

Объект
исследования
: Сказка «Иван царевич и серый волк»

Актуальность
исследования:
Я считаю свою работу актуальной, так
как она повышает интерес к изучению физики и доступна дошколятам и школьникам.

Проектным
продуктом является
: шкатулка с пружиной. Этот продукт
поможет наглядно увидеть закон Роберта Гука – закон упругости.

План
моей работы
: увидев эту тему в списке, я
заинтересовалась и захотела выявить сюжеты в сказке, связанные с физическими
явлениями. Мне очень нравится сказка в новой интерпретации «Серый волк и Иван
царевич». Ее я просмотрела уже другим взглядом и с другой целью. Просмотрев и
прокрутив сюжеты я выявила несколько фрагментов физических явлений.

Творческий
продукт
попросила изготовить папу, выбрав
шкатулку. В нее он прикрутил упругую пружину, а я прицепила игрушку. Думаю,
что  получилось удачно).

Задачи
работы:

1.
Проанализировать выбранную сказку, связав с физикой

2.
Проиллюстрировать материал

3. Выяснить
помогают ли сказки в нашей жизни

1. Теория

1.1. История физики

Физика
— это наука о материи, её свойствах и движении. Она является одной из наиболее
древних научных дисциплин.

Люди
пытались понять свойства материи из древнейших времен: почему тела падают на
землю, почему разные вещества имеют различные свойства и т. д. Интересовали
людей также вопрос о строении мира, о природе Солнца и Луны. Сначала ответы на
эти вопросы пытались искать в философии. В основном философские теории, которые
пытались дать ответы на такие вопросы, не проверялись на практике. Однако,
несмотря на то, что нередко философские теории неправильно описывали
наблюдения, ещё в древние времена человечество добилось значительных успехов в
астрономии, а великий греческий учёный Архимед даже сумел дать точные
количественные формулировки многих законов механики и гидростатики.

Некоторые
теории древних мыслителей, как, например, идеи об атомах, которые были
сформулированы в древних Греции и Индии, опережали время. Постепенно от общей
философии начало отделяться естествознание, важнейшей составной частью которого
стала физика. Уже Аристотель использовал название «Физика» в заголовке одного
из основных своих трактатов[8]. Несмотря на ряд неправильных утверждений,
физика Аристотеля на протяжении веков оставалась основой знаний о природе.

1.2. Что такое физика

Слово
«физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает ПРИРОДА. Оно 
впервые появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности –
Аристотеля, жившего в
IV в. до н.э.

В
русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в
России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская
экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746).

В
современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается
современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате
применения на практике физических открытий.

Физика
— одна из  основных наук в природе.

Задача
физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между
собой различные физические явления, происходящие в природе.

Мы
знаем, что причина падения на Землю различных тел является их притяжение
Землёй. Смена дня и ночи объясняется тем, что Земля вращается вокруг своей оси.
Одна из причин возникновения ветра – неравномерное нагревание воздуха.

2. Практическая часть

2.1. Строение жидкого вещества

Скоро обед будут
подавать, спускайся вниз» — сказал царь своей дочери. Царь батюшка сел за стол
пить чай из самовара.

Вода находилась в
самоваре форме круга,  прошла путь по носику узкой трубочки, и вылилась в кружку.
Вода принимала разные формы.

http://melnitsa.com/c/o/projectphoto/69/314.jpg

Молекулы
жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях
сохраняет свой объем, но не сохраняет форму.

Притяжение
между молекулами жидкости не так велико и они могут скачками менять свое
положение. Жидкости не сохраняют свою форму и принимают форму сосуда. Молекулы
жидкости текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.

Жидкость
трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда
заметно проявляется отталкивание.

2.2. Сила трения

Иван 
в тридесятом царстве был главным пожарным. Он просматривал окрестность с
высокой башни. Увидев горящую избу, он спускался с высокой башни по трубе.  Пожарный
сильно спешил на локализацию пожара.

image002

При
соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее
их относительному  движению, которое называется ТРЕНИЕМ.

Одной
из причин возникновения силы является шероховатость поверхностей
соприкасающихся тел.

1.
Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности
цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.

 2.
Другая причина трения –взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Чем
больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом
сила трения.

2.3.  Передача давления
жидкостями. Закон Паскаля

«Конечно,
больше всего в пожарном деле нравилось ему слово «Брандспойт»».

Пожарные
накачивали воду по шлангам. Вода мощным потоком выходила из «брандспойта» и
сильным напором тушила пожар.

image003

Давление,
производимое на жидкость, передается в любую точку без изменений во всех
направлениях. Это утверждение называют законом Паскаля.

Подвижностью
частиц жидкости объясняется, что давление, производимое на них, передается не
только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости.  

2.4. Явления тяготения. Сила
тяжести

Прекрасная
русалка все время падает с ветвей знаменитого дуба. Она приземляется на землю.

«
Ну я же соскальзываю»

image004

Притяжение
всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Английский
ученый Исаак Ньютон первым установил закон всемирного тяготения. Согласно этому
закону, силы притяжения между телами больше, чем массы этих тел. Силы
притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Для
всех живущих на Земле, особенно важное значение, имеет сила притяжения тел к
Земле

Сила,
с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

2.5. Скорость

Ну как это
говорится:

— Клубочек,
клубочек, проложи путь к этому которое то не зная что… Клубочек превращается
с сани и мчится по сугробам к назначенной цели.

image005

В
физике величиной, характеризующей быстроту движения тел, является скоростью.

Скорость
при равномерном движении тела показывает, какой путь оно прошло в единицу
времени. 

Таким
образом, используя понятие скорости, можно сказать, что клубок, волк и Иван
царевич движутся с различными скоростями.

2.6. Сила упругости. Закон
Гука

Иван
царевич потряс шкатулку, подаренную Змеем Горынычем, и попросил ее  «Верни
волка обратно». Открыв крышку шкатулку, резко выскочила пружина с игрушкой. Чем
сильнее сжалась пружина, тем больше сила упругости.

image006

Сила,
возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в
исходное положение, называется силой упругости.

Английский
ученый Роберт Гук, современник Ньютона, установил, как зависит сила упругости
от деформации.

Изменение
длины тела при растяжении или сжатии прямо пропорционально модулю силы
упругости. В этом и заключается закон Гука.

2.7.  Вес тела

Волк сел на Ивана царевича

image007

Вес
тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на
опору или подвес.

В
данном примере царевич является опорой. Вес тела возникает в результате
взаимодействия тела и опоры вследствие взаимодействия тела и Земли. Опора и
тело при этом деформируется, что приводит к появлению силы упругости.

Помогают ли сказки в изучении
физики?

Так
помогают ли сказки в изучении физики? Дать ответ на этот непростой вопрос и
было основной целью моего проекта. Я считаю, что сказки – это не просто выдумка
для развлечения детей. Это реальность, окружающая нас повсеместно. Сказки
помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал
ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из нас не раз слушал сказки и любил их.

Заключение

Работая
над проектом, я быстро находила нужную информацию, понимала, что мне нужно делать
и с чего начинать. Я выяснила, что в сказке есть физические явления. В каждом сюжете
я объяснила физическое явление и проиллюстрировала его.

При
выполнении этой творческой работы я узнала много нового,                    

заинтересовалась
физикой и лучше стала в ней разбираться. Я уверена, что мой проект поможет
школьникам и дошколятам понять этот сложный, но интересный предмет.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка в крылатском официальный сайт семейный парк
  • Сказка в которой есть пословица
  • Сказка в миассе на дачном
  • Сказка в гости к нам пришла мероприятие
  • Сказка в железников чучело
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии