Сказка в лесной чаще

Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам и иллюстрациям;

Задачи:

  • закрепить знания детей о русских народных сказках;
  • формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам и иллюстрациям;
  • развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
  • воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.

Методические приемы:

  • Игровой 
  • Наглядный 
  • Словесный 
  • Поощрение, анализ занятия.
  • Материалы к занятию:атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», мяч, мольберты, волшебная палочка

ХОД:

Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас отправиться в одну удивительную страну, в страну сказок. А вы сказки-то любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда в путь.

Воспитатель:

(таинственным голосом):

Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим!

(дети кружатся на месте под музыку)

Вот мы и попали в волшебную страну. Вот и волшебная поляна. (Дети садятся на стульчики).

Здесь есть сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Интересно, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите. (Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает). Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные.

Что бы их расколдовать, надо отгадать загадки:

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост — ее краса. А зовут её — ….(Лиса)

Прыгает ловко Любит морковку Летом шубку серую А зимою белую Носит попрыгайчик Боязливый… (зайчик)

В чаще он лесной живет, Сладкоежкою слывет. Летом ест малину, мёд, Лапу зиму всю сосёт. Может громко зареветь, А зовут его…. (медведь) 

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

Воспитатель: Это не просто картинки животных, это герои разных сказок. Ребята, вспомним вместе, в каких сказках мы встречаем наших героев. 

Узнай сказку на мольберте по загадке

Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл, Отгадайте без подсказки, Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

Воспитатель: Узнали ребята сказку?

Вопросы для беседы:

Колобок:

— Кто испек колобок?

— Куда покатился колобок?

— Кого встретил по дороге колобок?

— Кто съел колобка?

— Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

  • Почему колобок укатился с окошка?
  • А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

Давайте споем песенку колобка ( в это время 1 ребенок выкладывает героев по-порядку) 

Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, От медведя ушел, От тебя, лиса, не хитро уйти.

Узнай сказку по книге

Ребята, в сундучке живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. (книги сказок «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Репка»).

Курочка ряба:

— Как начинается сказка?

— Какое яйцо снесла курочка ряба?

— Кто разбил яйцо?

— А как она его разбила?

— А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

  • А что было бы, если яйцо не разбилось?
  • А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

Маша и медведь:

— Как Маша попала к медведю?

— Что говорил медведь, когда нес короб?

— А Маша, что отвечала?

— Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

  • Почему Маша решила убежать от медведя?

Репка:

— Кто посадил репку?

— Кто помог вытащить репку?

Правильно.

Физкультминутка:

Мы сидим в земле как репка.

Ножкой топаем как дедка.

Пальчиком грозим как бабка.

И, как внучка полем грядки.

Вертим хвостиком как Жучка.

Моем носик мы, как Кошка.

Щеголяем в серой шубке,

Словно Мышка вертихвостка.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

  • колобок — румяный
  • дед — старый
  • бабка — седая
  • заяц — ушастый
  • волк — зубастый
  • медведь — косолапый
  • лиса — хитрая
  • репка — большая
  • мышка — серая
  • маша — добренькая
  • пирожки — вкусные
  • яйцо — золотое

Поиграли, отдохнули. Давайте погуляем.

-Интересно, какая сказка здесь живет? (подходят к домику)

(За домиком мольберт) – «Отгадайте сказку»

Ой, какой красивый теремок. Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

«Теремок» (с помощью кружочков разного цвета и размера – дети выкладывают героев сказки, объясняя свой выбор кружка)

/Кто пришел первым в теремок? Мышка. Мышка какая? (Маленькая, серенькая, с длинным хвостом, ребенок находит маленький серый кружок). Потом кто пришел в теремок? Лягушка. Лягушка какая? (Зеленая, небольшая). Возьмем зеленый кружок. Кто прибежал потом? Зайчик. Зайчик какой? (Белый, серый). Найдите белый кружочек и положите рядом с зеленым. А какая лисичка? Какой кружок нужно взять? Оранжевый. А волк какого цвета? Он серый. Как мышка, только большой. Найдите кружок для волка. Потом пришел медведь. Медведь коричневый, большой и кружок тоже коричневый, большой./

Пора нам возвращаться на волшебную поляну.

 Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети,

А вот какие еще они знают,

сейчас я и узнаю.

«Узнай сказку по иллюстрации»

-Чтобы в сад на возвратиться, нужно сильно потрудиться. Глазки мы закроем раз, глазки мы закроем – два. Раз-два-три в детский сад ребят ты возврати (воспитатель взмахивает волшебной палочкой).

Ребята! Понравилось вам путешествовать по стране сказок? Все эти сказки были русские народные? Почему их так называют?


в процессе

23 200 зн., 0,58 а.л.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Статистика

Страшное, потустороннее, инопланетное, параллельномирное и сказошное — все тут.

Примечания автора:

Весь этот бред на голову не налазит!
Змей Горыныч
И опять спасибо Аталине Авантаж за обложку. Супер!


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

ritter kip 637760558078619743

 раскрыть ветвь
 3

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 2

krivenko100 637591168907152568

Александр Кривенко


С интересом прочитал, часть и перечитал, отлистав назад — те, на которых наиболее «вздрогнулось». На стихе с темой Нежности Кристалинской ностальгия взыграла — памятна песня. Спасибо, хороший в целом сборник.

 раскрыть ветвь
 3

papadokduvalie 637104662645397907

Александр Залищук

автор

Спасибо! Писался(и пишется) в разное время. А что- то не зашло, я понял?? 

 раскрыть ветвь
 2

sashka sashka0075 637771474138826383

 раскрыть ветвь
 0

lyaman 637368120099214234

Lyaman


Хотели сообразить втроем

Я, бес и ангел в моем теле,

Но сорвалось, 

Я слишком бес, чем ангел.

Не вынести мне ангельских речей

И предпочту я согрешить

Чем проповедь послушать

Расскаяться успею после,

Если книги нам не врут….

 раскрыть ветвь
 0

lyaman 637368120099214234

Lyaman


очень понравилось » про чудо» и » иначе никак»

Замерзает душа в этой гулкой ночной тишине

И ложусь я на белый снег как строка ложится на лист

И дышу я уже едва, перед тем как уйти мне совсем

В дверь открывшейся в смерть….

или может быть еще нет?

 раскрыть ветвь
 7

papadokduvalie 637104662645397907

Александр Залищук

автор

Анекдот помните про Винни пуха — когда он упал в кусты и Пятачок спрашиват: Винни тебе плохо?  А Пух твечает: 

— Ты что ебанутый?? Ме вообще писдец!

 раскрыть ветвь
 6

reinmaster 637018216933282861

Рейнмастер


Классный сборник, проникновенный, с душой и с изюминкой вашего фирменного чёрного юмора!? 

(«В рамочке» заставило нервно икнуть и посмотреться в зеркало))

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

karinandreas 636326892473805173

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

Александр Залищук

автор

Спасибо! Очень рад! Сборник сложный, неоднозначный, далеко не все войдёт…

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

arawras1 637701875517301291

Андрей Малажский


Хорошо, после смерти все в собственные замки переедем, а кто-то и в компании читателей).

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

Александр Залищук

автор

Лучше в компании оппонентов — будет кому тумаки раздавать по дороге в Ад))

 раскрыть ветвь
 0

vodyatlova732 637432138276894770

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

etnarch 637575433228521300

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

id306345002 637761197774987381

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

zhurbaviktor 637438110552207977

 раскрыть ветвь
 1

papadokduvalie 637104662645397907

 раскрыть ветвь
 0

la levchuk1 637320739315303225

 раскрыть ветвь
 3

papadokduvalie 637104662645397907

Александр Залищук

автор

Спасибо! Только начал. Большая подборка. Надо прийти в себя — неделя была ух! тяжелой…

 раскрыть ветвь
 2

Написать комментарий

papadokduvalie 637104662645397907


21K



14



453

               Ýòî  ïîâåñòâîâàíèå î  òîì,   êàê  âåñüìà   ñïåöèôè÷åñêàÿ   ñêàçêà  çà   Êðàñíóþ Øàïî÷êó  âîøëà   â   îäåññêèé   ôîëüêëîð.   Íà  òî   îí  è   “ôîëüêëîð”,    ÷òîáû   êàæäûé  æåëàþùèé,  ïðè   ïåðåñêàçå,   îïóñêàë   êàêèå-òî  äåòàë腠  äîáàâëÿë  ñâî腠  èëè   äàæå  ïîëíîñòüþ    èçìåíÿë   ôèíàë…

             Íó   ò¸òÿ   Ðîçà   íå   âñåãäà   áûëà     îáàÿòåëüíîé, î÷àðîâàòåëüíîé,  èìïîçàíòíîé,   ýëåãàíòíîé, óòîí÷åííîé,   èçÿùíîé,    ÿðêîé   è    øèêàðíîé    Æåíùèíîé.   Áûëî   ó   í帠  è    äåòñòâî,   â   êîòîðîì      âñå   çâàëè    帠  Êðàñíîé   øàïî÷êîé,   ïîòîìó   ÷òî   å¸   ìàìà   âñåãäà   åé   ãîâîðèëà  —    øî  òåáå  íàäåòü  íà   ñâîþ  ãîëîâó …  äà    âîçüìè   òàêè   è   îäåíü   òó   êðàñíóþ   áýðýòêó,   êîòîðóþ   ïîäàðèëà   òåáå  òâîÿ   áàáóøêà… íà   ìîé    Äåíü  ðîæäåíèÿ…   õîòÿ  ÿ   ïðîñèëà   äåíüãàì腠  Òàê   íåò  —   êóïèëà   íà   Ïðèâîçå   â   áóòèêå     “Âñ¸   ïî   ïÿòü   ãðèâå픅   è   òåïåðü   íàäî    äîíàøèâàòü… 
                Îòïðàâëÿåò   êàê-òî   ìàòü  ò¸òþ   Ðîçó    (Êðàñíóþ   øàïî÷êó)   ê   áàáóøê兠  â    äðåìó÷èé     Äàëüíèöêèé   ëåñ.    Íàêëàäûâàåò   ïèðîæêè   â   êîðçèíó… è   ãîâîðèò…-   Òû   áàáóøêó   ìåíüøå   ñëóøà酠 áóäåò  ìíîãî  ãîâîðèòü    âñÿêîãî  —   øîáè   òåáå   õîòåëîñü   å¸   ïîñëóøàòü…  ×òî   ïåíñèþ   ñíîâà   çàäåðæèâàþò…  ÷òî    îíà   è   áîëüíà,  è  ñëàáà,    ÷òî   ñïèíà   áîëèò…  à   íàäî   çà   êëóìáîé   óõàæèâàòü…  ×òî   ñâåò  çà   íåóïëàòó   îòêëþ÷èëè…   —   Òâ¸ðäî   ñòîé   íà   ñâî¸ì… —  ïèðîæêè   ñ   êàïóñòîé   ïî   5  ãðèâå텠 à   ñ   êàðòîøêîé   ïî   7…  Áóäåò   ïðåäëàãàòü   øåêåëÿìè  —   íå   ñîãëàøàéñÿ…-   êóðñ   â   îáìåííèêàõ   ñåé÷àñ   íå   ñòàáèëüíû酠  À   áóäåò   êàïðèçíè÷àòü  —   ñêàæè,   ÷òî   ìîãó   òåáÿ   è   íà   âñ¸   ëåòî   ê   íåé   îòïðàâèòü… 
                À   âîò   ýòè   äâà   ïèðîæêà   (îíè   â   ñòîðîíêå   â   êîðçèíêå)…-   è   ñàìà   íå   åøü,   è   áàáóøêå   íå   äàâà酠  ìàëî   ëè,   ÷òî   â  ýòîé   ëåñíîé   ÷àùå   ïðèêëþ÷èòñÿ…  Íó   äàâà酠  òâîè   áûñòðûå   íîæêè   è   ðåçâûå   øàæêè   áûñòðî   äîâåäóò   òåáÿ   ê   áàáóøêå…
                Ïîøëà   ò¸òÿ   Ðîçà   (Êðàñíàÿ   øàïî÷êà)…   è   âîò   â   ëåñíîé   ÷àùîáå  îíà   âñòðåòèëà   çàáëóäèâøèõñÿ   ãðèáíèêîâ.   Îíè   åé   îáúÿñíèëè,   ÷òî   â   ëåñó  äàâíî…  ïèòàþòñÿ   îäíèìè   ãðèáàì腠  ïðè÷¸ì   âñÿêèì腠 È   óæå   ïî÷òè   äâåñòè   ëåò   áðîäÿò   ïî  íåîáúÿòíûì   ïðîñòîðàì   ýòîé   Âíóòðåííåé   Ìîíãîëèè,   ïûòàÿñü   âûéòè   ê   Àòëàíòè÷åñêîìó   îêåàíó…   Îò   ïðåäëîæåííûõ   ïèðîæêîâ   âåæëèâî   îòêàçàëèñü…   è   ïîìàðøèðîâàëè   ñòðîåâûì   øàãîì   äàëüøå…  íà   north-west…
             Çàòåì   èç   ãëóõîìàíè  ïîÿâëÿåòñÿ   ñåðûé,   ïðåñåðûé   ñòðàøíûé   âîë÷èùå… Ïîäîøåë   ïîáëèæå,   ïðèíþõàëñÿ…-  Êðàñíàÿ Øàïî÷êà,    íþõîì   ÷óâñòâóþ   â   êîðçèíêå   ó   òåáÿ  âêóñíÿòèíà   êàêàÿ-ò  ìîæåò   óãîñòèøü?  — Íó  ëàäíî, âîëê   —  íà  åøü!   È   ïîäàëà   åìó   òå   äâà   “îñîáåííûõ”   ïèðîæêà.  Êîøåðíûå ?  ïåðåñïðîñèë   âîëê.   —   À   ò Íåèçâåñòíî   ñ   ÷åì   áûëè  ýòè ïèðîæêè,  íî   óæå   ÷åðåç   ìèíóò   ïÿòü    çâîíèò   ò¸òÿ   Ðîçà   ïî   ìîáèëüíèêó   ñâîåé   ìàìî÷êå  —   Àëëî!   Ìàìà,  ýòîò   âîëê   èõ    òàêè   ñúåë.  Ïðåäëîæèëà   åìó   ÷àéêîì   (ñ   òåðìîñà)   çàïèòü,   à   îí   òîëüêî   è   ïðîõðèïåë  —  «Òà   í兠  óæå   ïîçäí.  Ïðèñëîíèëñÿ   ê   áåð¸çå   è   “âðåçàë   äóáà”…    Íåò,   ÿ    ïîñìîòðåëà  — íîðìàëüíûé   âîëꅠ  íå   ëèíÿåò…  ÿ   âñ¸   ñàìà   ñäåëàþ…  Ìåíÿ   æå   áàáóøêà   ñêîðíÿæåñòâó   (ðàáîòå   ñ ìåõàìè)   íàó÷èëà…  íà  äâå   øàïêè   äîëæíî   õâàòèòü…   È   åù¸,   êàæåòñÿ      â÷åðàøíÿÿ   «Îäåññêàÿ   ãàçåòà   îáúÿâëåíèé»   âûëîæèëà  —  “Ñðî÷íî   ïîêóïàåì   øóáó  èç   âîëêà”…  ïîñìîòðè,   íà   âñÿêèé   ñëó÷àé…   
                Åù¸   ìíîãî   ðàç   õîäèëà   Ò¸òÿ   Ðîçà   (Êðàñíàÿ  øàïî÷êà)   ê   áàáóøêå   â   ëåñ   ñ   ïèðîæêàì腠  ïî÷òè   êàæäûé   ðàç   âñòðå÷àÿñü   ñ   âîëêàìè,   äëÿ   êîòîðûõ   ýòè   âñòðå÷è   áûëè   ïîñëåäíèìè   â   èõ   òà¸æíîé   æèçíè…   È   êîãäà   îíà,  ïîâçðîñëåâ,   ïîøëà   â   øêîëó  —   òî   ó   í帠  ïîëó÷èëîñü   ïðåêðàñíîå   ñî÷èíåíèå   î   ëåñå   —  Íåïóòåâûå   çàìåòêè  —  «50 îòòåíêîâ ñåðîã
             Íó   è   ïàðó   ñëîâ   î   Êðàñíîé   Øàïî÷êå   —   Ïåðâûé     çàïèñàííûé   âàðèàíò  ýòîé   ñêàçêè  äàòèðóåòñÿ   êîíöîì X  âåêà   è  ïðåäñòàâëÿë   ñîáîé  áàñíþ, ñî÷èíåííóþ    Ýãáåðòîì  —   ó÷èòåëåì  öåðêîâíîé øêîëû  (ñîñòîÿâøèì   íà   ñëóæáå   ó  åïèñêîïà  Ëüåæñêîãî).    Ñòèõîòâîðåíèå    íàçûâàëîñü «Ìàëåíüêàÿ    äåâî÷êà,  ñïàñåííàÿ   îò   âîë÷àò»…  «Êðàñíàÿ Øàïî÷êà»   (íàðîäíàÿ åâðîïåéñêàÿ ñêàçêà)     øèðîêî    èçâåñòíà   ñ   XIV âåêà. Ñîäåðæèìîå êîðçèíêè   âàðüèðîâàëîñü:-   â   ñåâåðíîé   Èòàëèè  âíó÷êà  íåñëà  áàáóøêå  ñâåæóþ  ðûáó…  â   Øâåéöàðèè — ãîëîâêó ìîëîäîãî ñûðà…   íà  þãå Ôðàíöèè — ïèðîæîê  è  ãîðøî÷åê  ìàñëà…  Âîò   òóò   ïîÿâëÿþòñÿ   è   âîïðîñû  —    ó   íàøåãî   ôðàíöóçñêîãî   ñêàçî÷íèêà    çíà÷èëîñü ñëåäóþùåå:  «une galette  et  ce  petit  pot  de  beurre». Òî åñòü  —  îäíà ëåïåøêà è íåáîëüøàÿ  êðûíêà  ñëèâî÷íîãî ìàñëà.   îáùåì,  âðåìåíà  âî Ôðàíöèè,  âèäèìî,   â  òó   ýïîõó   áûëè   íåïðîñòûå — íå  äî   ïèðîæêîⅠ  Íàìàæü  ëåïåøêó  ìàñëîì — âîò   òåáå  è   âåñü îáå䅠 Íó   ëàäíî  —  ñêàçêà,   ëèòåðàòóðíî   áûëà    îáðàáîòàíà Ø.  Ïåððî  è    èçäàíà â 1697 ã.  â   Ïàðèæå,  ïîçæå   (ñòîëåòèå   ñïóñòÿ   ïîñëå   åãî   ñìåðòè)   áûëà çàïèñàíà  áðàòüÿìè  Ãðèìì.
                   Ðîññèè  ñêàçêà  íåîäíîêðàòíî ïåðåèçäàâàëàñü.   Âåðñèÿ  Ï. Í. Ïîëåâîãî  ÿâëÿåòñÿ  ïîëíûì ïåðåâîäîì  âàðèàíòà  áðàòüåâ Ãðèìì, íî  â  äàëüíåéøåì íàèáîëüøóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü  ïîëó÷èë ïåðåñêàç È. Ñ. Òóðãåíåâà    (1866 ã.)…   Ê   íàçâàíèþ   ñêàçêè…-    êî   Äíþ  ðîæäåíèÿ  ïîäàðèëà  áàáóøêà    äåâî÷êå   êðàñíóþ  øàïî÷êó. Ñ  òåõ  ïîð    îíà    âñþäó   õîäèëà  â íîâîé, íàðÿäíîé  êðàñíîé  øàïî÷êå…

                Àíàëèçèðóÿ   ýòó   ñêàçêó,   â   ñî÷åòàíèè   ñ   ò¸òåé   Ðîçîé,   ÿ   íå   îáíàðóæèë   íè   â   îäíîé   èç   èçâåñòíûõ  èíòåðïðåòàöèé,  îòâåòîâ   íà    íåêîòîðûå   ïðèíöèïèàëüíûå   âîïðîñû.   ñêàçêå âîîáùå íå ôèãóðèðóåò îòåö. Åñòü ìàìà, åñòü äåâî÷êà,  åñòü áàáóøêà. Íî íåò îòöà. Åñëè áû ýòà ïóñòîòà áûëà ñëó÷àéíîé,  çà   âåêà  ñóùåñòâîâàíèÿ   ñêàçêè îíà çàïîëíèëàñü áû. Íî îòåö  çà   áîëåå,  ÷åì  øåñòü  ñòîëåòèé,  òàê è  íå   îáúÿâèëñÿ.   Î÷åíü   ñòðàííî   —   óæ   ÷åãî   ÷åãî   à   ìóæåé   â   ðîäó   ó   ò¸òè   Ðîçû   áûëî   áîëåå   ÷å셠 è   íå  èñêëþ÷åíî,   ÷òî   íåêîòîðûå   èç   íèõ   ìîãëè   áûòü   è   Îòöîì…

P.S  —   … Âñå ñêàçêè îêàçûâàþòñÿ ïðàâäîé,  åñëè   óìåòü  èõ   ÷èòàòü….    Îíè   
         è   æèâóò   ðÿäîì   ñ   ò¸òåé   Ðîçî酠 à   óæ   îíà   óìååò   
         ðàçãëÿäåòü  —   ãäå  è  êîãäà  îíè  íà÷èíàþòñÿ…

Новогодняя сказка для детей

Действующие лица:

Лиса, Заяц,
Мышь, Тигренок, Пёс,
Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка

Открывается занавес. На сцене лесная поляна. В центре большой «пень», для выступающих, на заднике большая елка как декорация. Выбегает Заяц.

Заяц (в руках множество листов, размахивает ими): Репетиция! Репетиция!.. Нет, это невыносимо! В этом лесу нет никакого порядка, уже полчаса, как идет репетиция, а никого нет! Как вам это нравится?! Репетиция! Репетиция!

Появляется Лиса. Она явно не торопится.

Сценарий на Новый год. Новогодняя сказка «Ловушка для Деда Мороза»

Лиса: Что за шум? У меня от вас перепонки лопаются…

Заяц (бросается к ней, целует ручки): Лисавета Пална! Какое счастье!

Лиса: Что вы, право, так шумите?

Заяц (в отчаянии): Лисавета Пална…

Лиса (возмущенно): Я готова.

Заяц (мечется по сцене): Где все? Боже мой! Где все!

Генеральная репетиция… новогодний концерт… мой

дебют…. Я пропал, пропал, пропал…

Лиса: Ну зачем так нервничать? Возьмите себя в… лапы. И не мелькайте так, у меня глаза за вами не успевают.

Заяц (закрывая голову лапами): Пропал! Пропал!

Выходит Пёс.

Пёс: А, вот вы где! Мой выход? (Распевается)

Заяц (потрясая сценарием): Какой выход! Какой выход?! Вы плавно спускаетесь на облаке. На таком беленьком, пушистеньком облачке, как эльф… Падает снег, звенят колокольчики. Это ход такой, понимаете?! Так у меня задумано!

Пёс: Но, позвольте, какой же я эльф? Я не могу спускаться на облаке, я высоты боюсь.

Заяц (решительно): Все! Мое терпение лопнуло! Я не хочу более в этом участвовать! (Достает большущий пистолет, приставляет к голове)

Лиса (морщится): Ну, вот, опять будет стреляться. Вы бы не могли уже завести пистолет с глушителем, у меня от вашей стрельбы зубы болят!

Заяц: Прощаю всех!

Театрально стреляется, что-то бабахает, включается фонограмма, из-за кулис в танце выпархивает Ёлка.

Заяц: Это еще что такое? (непонятно: это он про выстрел или про фонограмму)

Ёлка (смущенно): Танец маленькой ёлочки…

Заяц (вопит): Кто включил фонограмму?! Кто, я вас спрашиваю?

Пёс: У вас тут по сценарию после фейерверка сразу идет танец маленькой елочки.

Заяц: Какой фейерверк?! Где вы видели фейерверк, это я стрелялся, понимаете! Я обрывал свою жизнь на самом взлете! Нет, в этом лесу даже пистолеты не стреляют!.. (Плачет) Черствые, неблагодарные звери… (Все его утешают)

Лиса: Ну, успокойтесь, голубчик.

Ёлка: Мы вас очень любим! Вы такой талантливый, оригинальный и, вообще, непредсказуемый.

Пёс: Будьте мужчиной!

Заяц (рыдает): Я болен… Я больной маленький зайчик… Я хочу к маме… У меня ОРЗ…

Лиса: ОРЗ? Это еще что такое?

Пёс: ОРЗ – это Очень Рано Зазнался!

Ёлка: Ах, а это не заразно?

Пёс (с видом знатока): Талант всегда заразен.

Лиса: Не говорите глупостей! ОРЗ – это… это Очень Репетиция Затянулась!

Пёс: Она не могла затянуться, так как еще не началась.

Ёлка (робко): А, по-моему, ОРЗ – это Очень Резко Застудился…

Лиса: Ах, бедненький!

Пёс: Может, вам взять бюллетень?

Заяц (стонет): Какой бюллетень? Новый год на носу!

Мышь (несется из зала на сцену): Я знаю, я знаю! ОРЗ – это Очень Радостное Занятие! (Бросается к Зайцу ) Репетиция – любовь моя!

Лиса: Выскочка!

Пёс (поет): Прибежала мышка, хвостиком махнула…

Заяц (тут же вскакивает как ни в чем не бывало): Друзья мои, до Нового года осталась ровно одна репетиция! Мы начинаем! Музыка!

Все (берутся за руки, выходят вперед, поют):

Мы начинаем наш концерт
Для чего? Почему?
Чтобы не скучно было здесь
Никому, никому!

Мы встретим славно Новый год,
И для вас, и для вас
Мы будем петь и танцевать
В добрый путь! В добрый час!

(Затем расходятся по сцене, готовятся к концерту)

Заяц (командует): Супер вверх! Снежинки! Звезды! Музыка! Делай «раз»! Делай «два»! Делай «три»!

Создают скульптурную группу, Заяц выскакивает на подиум.

Заяц: Уважаемая публика! Дамы и господа! Взрослые и дети! Только сегодня и только раз вы увидите настоящий лесной концерт! И не просто концерт, а новогодний, подготовленный силами звериной, или зверской… впрочем, неважно, художественной самодеятельности. Позвольте вам представить артистов!

Лисавета Пална – суперзвезда, суперлиса, исполняет песни всех времен и народов! (Лиса поет, кланяется)

Елочка, которой было холодно и которую из леса мы взяли домой, вернее, в свой творческий коллектив! (Елочка танцует, кланяется)

Пес, который ушел в лес, да так здесь и остался. Умеет художественно выть… простите, петь на луну и прочие небесные светила! (Пес выдает несколько вокальных вариаций)

Мышь – серая непосредственность. Хм, звучит двусмысленно… Может, ее перекрасить? Белая непосредственность, красная непосредственность… надо над этим подумать.

И, наконец, гвоздь нашей программы – Тигренок! (Оглядывается) Где Тигренок?

Все: Где Тигренок? Ты его видел? Нет, а ты?

Заяц (скатывается с подиума и опять мечется по сцене): Боже мой, все пропало… Если нет «гвоздя», вся программа развалится, как… старая табуретка!

Пес: Помилуйте, в наше время с гвоздями нет проблем? Вам какие? Побольше? Поменьше?

Заяц (выскакивает на авансцену, к зрителям): О-о-о, надеюсь, вы-то хоть понимаете, что такое «гвоздь программы»? Это самый-самый главный артист!

Лиса (намекая на себя): Может, этим самым гвоздем может быть кто-нибудь из нас?

Заяц: Из вас?! Из вас можно сделать лапшу, чтобы повесить на мои бедные уши, вату, чтобы законопатить мою несчастную голову, каток, наконец, чтобы проехать по мне, как по асфальту… Но «гвоздем программы» может быть только Тигренок и никто другой…

Мышь: К чему такие сложности, у нас незаменимых зверей не бывает.

Заяц: Я вам уже сто раз объяснял, что наступающий новый год – это год Тигра! Так?

Все: Так!

Заяц: Поэтому в нашем концерте Тигренок должен исполнить главный номер! Понятно?

Все: Понятно!

Заяц: Что мы скажем Деду Морозу?! Зачем все это, если не будет одного маленького тигренка-а-а…

Елка (робко): Может быть, нам его поискать?

Мышь: Правда, причешем… ой, то есть прочешем весь лес и найдем.

Заяц: Все на прическу… то есть, проческу леса! В общем, все искать Тигренка! Сбор на этой поляне через три вороньих карка. (Все разбегаются в разные стороны)

Появляется Тигренок.

Тигренок: Ищите, ищите, ноги не стопчите… Ишь, заладили – гвоздь программы, гвоздь программы… А меня спросили? Хочу я быть этим самым… как его, винтиком-шпунтиком? Не спросили! То-то! А я не хочу! (В зал) А вы, вообще, что тут делаете? (Дети отвечают) Все это баловство! Ерунда на постном масле! У меня есть дело посерьезнее! Настоящее! Новогоднее! Я вам расскажу по секрету, так и быть, только давайте сначала познакомимся. (Спускается в зал) Тигренок. Очень приятно. Тигренок. (Садится на рампу) Угадайте, что я придумал? Ни за что не угадаете! Я придумал ловушку для Деда Мороза!

Дед Мороз скоро придет сюда и принесет подарки. Много-много, целый мешок! (Достает конфетку, разворачивает) Хочешь конфетку? Я тоже. (Ест) Он приходит и, хлоп… попадает в мою ловушку! И все подарки, целый мешок – мои! Машинки там всякие, конфетки… Вот это я понимаю, вот это праздник! Ты хочешь целый мешок подарков? (Спрашивает у ребенка, жмет руку) Молодец, я тоже хочу. Только вы, того, молчите, не спугните Деда Мороза. Сейчас я ловушку поставлю, а сам спрячусь. Капкан, настоящий. Хочешь потрогать? Не дам! (Ставит капкан, маскирует ) Только молчок, зубы на крючок! А я вам, так уж и быть, дам одну конфетку… на всех. Я не жадный. (Слышны три «карка» ) Ой, кто-то идет. Наверное, Дед Мороз. ( Прячется )

Выбегают из разных концов сцены звери.

Заяц: Ну что? Нашли?

Пес: Нет, в чаще его нету!

Елка: И в сосновом лесу тоже!

Мышь: И в березовой роще не было!

Лиса: В орешнике я тоже никого не встретила.

Все собираются вместе, Заяц наступает на ловушку, фонограмма, свет, что-то урчит и чмокает, все с воплями падают на землю.

Пес (поднимает голову): Что это было?

Лиса: Зе-зе-землетрясение?..

Елка (показывает на Зайца): Что это с ним?

Мышь (дрожа от страха): Ой, что-то мне все это не нравится…

Заяц (лязгая зубами): Кажется, я попал… в капкан…

Все (встают и окружают Зайца): В капкан? В нашем лесу? Не может быть! Это невероятно!

Лиса: Но кто мог это сделать?

Дети кричат из зала: «Тигренок!» Все обескуражены.

Мышь: Ну и ну…

Пес: Но зачем это ему понадобилось?

Елка (вслушивается в то, что кричат дети): Ловушка? Но для кого?

Лиса: Так, всем тихо! Вот ты расскажи, что задумал Тигренок. (Обращается к конкретному ребенку в зале)

Пес: Вот хулиган!

Мышь: Неслыханно! Он хочет всех оставить без подарков!

Елка: А если Дед Мороз пострадает? Кто тогда станет разносить детям подарки?

Заяц: Пока что пострадал я! И никто не торопится мне помочь… (Поскуливает)

Все вспоминают про Зайца.

Елка: Ах! Как же мы ему поможем?

Пес: Как-как! Надо снять капкан, как же еще?

Лиса: Дайте-ка я попробую… (Пытается снять капкан) Ничего не выходит. Здесь нужен специалист.

Мышь: Где же мы его возьмем? (Все пожимают плечами )

Елка: Кажется, у меня есть идея!

Все: Какая?

Елка: Обычно, когда кто-то попадает в беду, люди говорят, что надо протянуть ему руку помощи…

Все с недоумением рассматривают свои руки.

Лиса: Это как?

Елка: Точно не знаю…

Пес: Зачем же говорить о том, чего не знаешь?

Мышь: А если мы все вместе возьмемся за руки и потянем, вдруг капкан откроется?

Елка: Давайте попробуем. (Берутся за руки, тянут, Заяц верещит)

Лиса: Ничего не выходит, нас слишком мало. (Озираются, кого бы позвать)

Пес: Подождите, подождите, а что если…

Елка: …попросить детей нам помочь! Вон их сколько в зале!

Мышь: Ребята, вы нам поможете?

Лиса: Придумала! Придумала! У меня есть такие длинные цветные веревочки. Сейчас мы их бросим в зал, и кто достанет, тот возьмется за них, только аккуратно. Под Новый год случается всякое, и, как знать, вдруг мы сможем помочь нашему другу. По моей команде тянем! (Бросает ленты в зал, таким образом, получаются длинные цепочки. Персонажи на сцене берут эти ленты в одну руку, а другой берутся за «капкан» )

Лиса: Раз, два – взяли! Три, четыре – потянули! Пять, шесть – еще раз! Все получится у нас! Семь, восемь – потянули! И… капкан мы разомкнули!!!

Все: Ура! Спасибо вам, ребята, теперь вы понимаете, что, когда мы вместе, мы можем творить настоящие чудеса!

Заяц: Спасибо вам, друзья мои! (Поют песню о дружбе «Дружба крепкая не развалится, не расклеится от дождей и вьюг…» )

Елка: Стойте! А вдруг…

Все: Что вдруг?

Елка: А вдруг этот капкан был не единственной ловушкой, вдруг Тигренок устроил ловушку для Деда Мороза еще в каком-нибудь месте? Например, на лесной дороге?

Все оцепенели.

Заяц (очнулся первым): Что же мы стоим? Надо причесать… простите, прочесать лес и найти этого несносного Тигренка, пока он еще чего-нибудь не натворил!

Все: Скорее! У нас мало времени! Мы найдем его! Ну, берегись, полосатый…

Убегают. Свет гаснет. Фонограмма. Сменяется картина. Лесная дорога, на ней сидит Тигренок, «колдует» над чем-то, бормочет, чихает, пыхтит.

Тигренок: Какой хороший был капкан, я его два дня готовил… изуродовали, изверги! (В зал) А вы тоже хороши. Тянем-потянем… Зачем было им помогать? Не дам никому ни одной конфетки, даже бумажки от конфетки не дам! А Деду Морозу я ловушку все равно устрою, у меня еще есть, с секретом. Я в нее порошок такой специальный насыпал… слезо-чи-та-ти-та… не выговорить, в общем, чтобы плакать. Так что, пока Дед Мороз будет слезы лить, я его мешочек заберу в чащу. Думают, у меня ловушек не хватит! Еще как хватит! Я если захочу, вообще всех переловушу. Вот! (Прикладывает ухо к земле) Т-с-с… слышу шаги… тяжелые. … Ну, дедуля, берегись! (Прячется)

Крадучись выходят звери, озираются, Лиса замечает яркую приманку.

Лиса: Ой, какая прелесть!

Заяц: Не трогай!

Поздно. Хлопок, дым-машина, все с криками: ложись, падают на землю, кроме Лисы. Она словно остолбенела. Все потихоньку поднимают головы, подползают к ней.

Елка: Что это с ней?

Пес: Может, ее контузило?

Мышь: Ой, что-то мне все это не нравится…

Вдруг Лиса взрывается ревом.

Заяц: Лисавета Пална, Лисавета Пална, что с вами? Ничего не понимаю! А вы что-нибудь понимаете?

Пес (в зал): Может быть, кто-нибудь знает, что здесь произошло? (Ему дети очень активно отвечают) Все ясно, это была еще одна ловушка для Деда Мороза.

Елка: Ну, это уже форменное безобразие! Этого Тигренка надо просто… просто… посадить на самую высокую елку, как опасного для леса!

Мышь: Что вы? Что вы? Мы против жестких мер. Его надо воспитывать!

Заяц: Пока что нужно успокоить Лисавету Палну! Голубушка, успокойтесь, не нужно так переживать.

Лиса (она все время плачет): Я абсолютно спокойна, но вот глаза, они плачут сами по себе… Как вы думаете, если я наплачу целое море – мы все утонем?

Мышь: Какой ужас, я не умею плавать…

Заяц: Спокойствие и только спокойствие. Мы должны остановить эти слезные потоки.

Елка: Но как?

Заяц: Точно не знаю.

Пес: Зачем же говорить то, чего не знаете?

Спрашивают у детей, чем помочь Лисе.

Елка: Ну, конечно, рассмешить! Ее надо рассмешить! Как мы сами не догадались!

Заяц: Гениально! По моей команде все громко смеемся! (Смеются) Не помогает.

Елка: И не поможет, ведь мы должны смеяться все вместе!

Мышь: Точно. Все, все, все смеемся!

Заяц: Не помогает!

Пес: Просто очень трудно смеяться, когда кто-то плачет, просто совсем невозможно.

Елка: Получается, что мы смеемся, когда другому плохо, а это очень нехорошо!

Заяц: Как же мы тогда сможем ее рассмешить?

Мышь: Наверное, надо, чтобы смех был искренним… Может, рассказать что-нибудь смешное?

Елка (посовещавшись с Псом): Мы придумали, придумали!

Пес: Когда я был еще щенком, я любил играть в очень смешную игру. Сейчас мы в нее сыграем, и если вам будет смешно, то смейтесь громко и от всей души! Попробуем! (К Елке) Давай придумывать числа или рифмы, у кого смешнее, тот и победил.

Елка: Давай! Чур, я первая! Почти один, чутик два, крохотулик три…

(Примечание: далее отрывок из «Как придумывают числа» Д. Родари)

Пес: Это слишком маленькие числа. Послушай, какие придумал я. Один сверхмиллион биллионов, одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище! И один изумилище!

Елка: А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри! Трижды один – кот Мартын; трижды два – вкусная халва; трижды три – нос утри; трижды четыре – шоколад вкуснейший в мире; трижды пять – просим не мешать; трижды шесть – на дерево залезть; трижды семь – ни за что я суп не съем…

Пес: А скажи-ка быстро, сколько стоит сахарная косточка?

Елка: Дважды надеру уши! А сколько отсюда до Луны?

Пес: Тысяча километров сладких, один километр совершенно кислый и семь шоколадок!

Елка: А знаешь, как считают в нашем лесу? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек!

Пес: А я посчитаю так! Разик, двазик, третий тазик, а четвертый – безобразик.

Все смеются, Лиса в том числе.

Заяц: Хватит, хватит, а то сейчас и я заплачу… от смеха.

Лиса: Спасибо вам, друзья мои, это очень веселая и смешная игра, а главное, что играть в нее можно везде и с кем угодно. А мне очень хочется спеть для вас свою любимую песню.

Все: Просим! Просим!

Лиса поет, остальные танцуют. Где-то вдали бьют часы.

Заяц: Слышите, часы пробили 10! До Нового года осталось совсем мало времени, а наш концерт… он не готов.

Все: Мы готовы! Все готовы!

Заяц: Но главный номер, его должен исполнить Тигренок, которого нет и от которого сплошные неприятности…

Елка: Нужно, наконец, его найти!

Заяц: Нет уж, хватит! Мы уже причесали, простите, прочесали весь лес вдоль и поперек. Необходимо изменить тактику!

Лиса: А что если мы сами устроим ему ловушку?

Мышь: Но у нас нет ничего такого…

Лиса: А нам ничего такого и не нужно, мы устроим ему хитрую ловушку!

Все: Что это значит? Объясните? Как это?

Лиса: Тигренок расставляет ловушки для Деда Мороза? Так?

Все: Так!

Лиса: Значит, мы можем использовать Деда Мороза для приманки. Как только он его увидит, тут же явится, а мы его… и поймаем!

Пес: И надерем уши!

Заяц: Это невозможно! Впутывать в такие дела Деда

Мороза?! Что он о нас подумает?

Лиса: До чего же вы бестолковые! Вы кто?

Все: Я – Мышка, я – Заяц и т. д.

Лиса: Вы – артисты! А что это значит?

Все: Что?

Лиса: А то, что кто-то из нас может сыграть роль Деда Мороза. Но Тигренок не будет знать, что наш Дед Мороз не настоящий, и обязательно сюда явится – вот и вся приманка!

Заяц (восхищенно): Гениально!! Лисавета Пална – вы ангел!

Мышь: Но кто же будет Дедом Морозом? Может быть, я?

Пес: Ни в коем случае – это моя роль!

Елка: Я мечтала об этом всю свою жизнь!

Заяц: Стоп, стоп, тихо! Будем считаться. (Считалка любая. Выпадает на Мышь)

Мышь: Я так рада, я так рада!

Лиса: Везет же некоторым.

Заяц: Так, принесите из нашего сундука что-нибудь подходящее: бороду там, варежки… (Пока ее одевают, говорит без умолку) Дорогая моя, слушайте внимательно. Это ваш шанс. Завтра утром вы проснетесь знаменитой. О вас заговорит весь лес… впрочем, не будем отвлекаться. Итак, что мы знаем о Дед Морозе? Он старенький, ему очень много лет. (Мышь складывается пополам) Зачем же вы так согнулись? Он, конечно, стар, но не до такой же степени. Живет он на Севере, там холодно, очень холодно (Мышка начинает дрожать) Что это вы так трясетесь?

Мышь: В роль вхожу.

Заяц: А… ну, не нужно так дрожать, он все-таки в шубе. Где шуба? Вы должны найти зерно роли, ее самую суть.

Мышь: Найти зерно? Это я умею.

Заяц: Оно должно вас вдохновлять, будить вашу фантазию…

Мышь (облизываясь): О, оно меня очень вдохновляет.

Заяц: Великолепно! «Я – Дед Мороз!» – говорите вы себе. «Я – Дед Мороз»… уши, уши спрячьте … Ну, кажется, все готово. Все в укрытие.

Мышь: Но что я должна делать?

Заяц: Импровизируйте, дорогая моя, импровизируйте.

Все прячутся, Мышь пробует передвигаться в костюме, который ей велик, торчат хвост и уши.

Мышь: Кажется… кажется… кажется, Новый год начинается…

Заяц (высовывается из-за елки): Замечательно! Великолепно! (Его затягивают обратно)

Мышь (уже бодрее): Кажется, Новый год начинается… Вы думаете, он не заметит под этим меня?

Заяц: Не выпадайте из роли, это непрофессионально.

Мышь (бегает по авансцене туда сюда): Кажется, Новый год начинается, кажется, Новый год начинается…

Появляется Тигренок.

Тигренок: Кто это? Дед Мороз? Но как он сюда попал? Я не заметил. Странно. (Подбирается поближе) Маленький он какой-то…

Мышь (увидела Тигренка, говорит басом, очень старается): Я – веселый Дед Мороз, я подарки вам принес!

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а где твой мешок с подарками?

Мышь: Мешок? А… а он такой большой, что я оставил его под елкой.

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя серый хвост торчит?

Мышь: А это, это… я маскируюсь.

Тигренок (подошел совсем близко): Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя борода отклеилась?

Мышь: Да вот, помыл ее Хэдэншолдерс, потом сан-силком, потом керамидами с кератидами – вот борода и полезла…

Тигренок: Рассказывай сказки… Я понял – ты не Дед Мороз.

Звери с криками «лови», «держи» – выскакивают из укрытий и бросаются ловить Тигренка. Музыка. Бегают по залу, наконец, загоняют его на сцену, там и отлавливают.

Тигренок (вопит): Спасите! Сдаюсь! Придавили!

Лиса: Ага, попался, голубчик!

Пес: Отшлепать его как следует!

Заяц: Мы не будем его шлепать.

Все расступаются, Тигренок остается в центре.

Елка (обращаясь к Зайцу): Посмотри на нашего Тигренка, тебе не кажется, что он стал маленьким?

Пес: Он хотел оставить всех без подарков, и мне не хочется его замечать. Пожалуй, он и впрямь уменьшился…

Лиса: О ком это вы? Разве здесь есть Тигренок? Я его не вижу!

Тигренок: Вот же я! Вы что? Почему вы меня не замечаете?

Все расходятся, не обращая на него внимания.

Тигренок (в световом круге, который, соответственно тому, что он говорит, сужается, пока не исчезнет совсем): Это ужасно – уменьшаться под насмешливыми взглядами. Для них это просто шутка, им весело. А я становлюсь все меньше и меньше. Теперь я уже могу поместиться в ящике буфета, где лежат салфетки. А через несколько дней я уже перестану быть Тигренком, а превращусь в безделушку, которую пускают погулять по столу, когда не включен телевизор. Берут лупу, чтобы рассмотреть мои крохотные лапки. Вскоре мне уже будет достаточно спичечной коробки. А потом кто-нибудь обнаружит, что она пуста и… выбросит ее. (Лучик сузился совсем и погас, Тигренок кричит) Я не хочу! Я не хочу уменьшаться! Простите меня! Я был неправ! Я поступал плохо! Я больше никогда, никогда не сделаю ничего плохого!

(Примечание: по мотивам отрывка из «Уменьшаюсь» Д. Родари)

Все: Слышали? Кто это кричит?

Тигренок: Это я! Это я! Тигренок!

Заяц: Ну что, вы верите ему, ребята? Простим его? (Дети отвечают)

Тигренок: Спасибо! Я все понял! Я понял, что не бывает праздника только для себя самого, потому что и себя самого можно потерять. Мне хочется сделать для вас что-нибудь хорошее.

Заяц: Будет очень хорошо, если ты исполнишь в новогоднем концерте какой-нибудь номер.

Тигренок: Ну, это сколько угодно! Я все умею! Петь, танцевать, рассказывать сказки!

Заяц: Сказки? Это интересно. Расскажи-ка нам сказку.

Тигренок: Запросто!

Елка: Я ты уверен, что не ошибешься?

Тигренок: Ни разу.

Пес: Ладно. Ребята, послушаем? А если он где-нибудь ошибется, вы сразу хлопайте в ладоши, и мы будем исправлять.

(Примечание: далее отрывок из «Фантазии и сказки»Д. Родари)

Тигренок: Значит, так! Сказка! Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка-Мышь: Не Желтая, а Красная!

Тигренок: Ах да! Красная шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…» (Дети хлопают)

Пес: Да нет же – Красная!

Тигренок: Да, да, Красная… «Пойди к тетушке Клаве и отнеси ей картофельную шелуху…» (Дети хлопают)

Елка: Нет, мама сказала ей: «Сходи к бабушке и отнеси ей вот эти пирожки!»

Тигренок: Ну, пусть будет так… Девочка пошла в лес и встретила жирафа. (Дети хлопают)

Лиса: Опять все перепутал. Она встретила волка, а не жирафа.

Тигренок: И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?» (Дети хлопают)

Заяц: Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

Тигренок: Ты прав. А Черная Шапочка ответила… (Дети хлопают)

Мышь: Это была Красная, красная, красная шапочка!

Тигренок: Ну, ладно, ладно! Красная. Она ответила: «Я иду на базар покупать томатный соус». (Дети хлопают )

Пес: Вовсе нет! «Я иду к бабушке, но я заблудилась!» Тигренок: Правильно. А лошадь ей говорит… (Дети хлопают )

Елка: Какая лошадь? Это был волк!

Заяц: Стоп, стоп! Это никуда не годится. Это не сказка, а абракадабра какая-то получается.

Тигренок: Я очень старался.

Елка: Может, ты петь умеешь?

Тигренок: Пожалуй, пою я чуть похуже, чем сказки рассказываю.

Заяц: Это катастрофа! Все пропало! Тигренок – символ Нового года, и совершенное, абсолютное отсутствие таланта!

Лиса: А может быть, мы попробуем спеть новогоднюю песню все вместе?

Елка: Верно! Ведь петь хором легче!

Заяц: Хорошая идея! Попробуем.

Пес: А Дед Мороз услышит нашу песню и скорее найдет нас!

Лиса: Это что же, получается, опять ловушка для Деда Мороза?

Елка: Ага, только музыкальная!

Все поют новогоднюю песню.

Текст песни (на мотив песни «Солнце мое» Т. Овсиенко ):

1. Время катится по кругу и под Новый год
Возвращает всем нам сказку, и большим, и малым,
И на маленькой опушке, и в домах многоэтажных
Зажигает праздник лица добрых друзей.

Припев:

Пусть Новый год
Всем припасет подарки,
Пусть каждый дом сияет елкой яркой,
Пусть только радость он принесет!
Мы распахнем свои сердца, как двери,
Пусть в эту ночь все снова в чудо верят.
Это приходит к нам Новый год!
Снова приходит к нам Новый год!

2. Все на свете любят праздник и подарков ждут,
Загадать спешат желанья – все это понятно.
Только мы вас очень просим, не забудьте жарким летом
Запах елки, краски чуда и доброты.

Припев тот же.

Фонограмма. Через зрительный зал на сцену идут Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: С Новым годом! Вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Мы, конечно, для начала познакомимся сначала! Ваших я имен не знаю, а вас очень много здесь! В час имен не перечесть!

Снегурочка: Как же быть, что делать тут?

Дед Мороз: Вот что: хором мне скажите, как кого из вас зовут!

Снегурочка: Раз, два, три, свое имя назови!

Дети в зале кричат каждый свое имя.

Дед Мороз: Как? Не слышу! Повторите! Хором дружно говорите! (Кричат еще громче) Ну, а я кто? Догадались? Или сразу растерялись? (Дети отвечают)

Мышь: Дедушка Мороз, мы вас так ждали, так ждали…

Дед Мороз: Не вы ли это пели замечательную новогоднюю песню, друзья мои, я ее еще издалека услышал и подумал, что здесь нас со Снегурочкой ждут.

Снегурочка: И ждут твоих подарков, Дед Мороз!

Заяц: Дедушка Мороз, я сейчас вам все объясню, понимаете, мы готовили для вас концерт, но… у нас тут… кое-что произошло… В общем… мы…

Дед Мороз: Ну, ну, косой, ты что это нос повесил?

Заяц: Так ведь мы ничего не успели…

Снегурочка: Как это не успели, друзья мои? Ведь наш праздник только начинается!

Дед Мороз: Верно. И все ваши песни, танцы, игры, загадки и забавы мы увидим и услышим на празднике у новогодней елки!

Все: Ура! Здорово! Мы готовы веселиться до утра!

Дед Мороз: Но прежде чем начнется настоящий праздник, я хочу подарить вам подарок! Вы верите в то, что все, что мы пожелаем в канун Нового года, обязательно сбудется? Я хочу каждому из вас подарить исполнение самого заветного желания.

Снегурочка: Оно обязательно сбудется у тех, кто в это по-настоящему верит.

Дед Мороз: Сейчас я стукну своим посохом, и пока будут звучать волшебные колокольчики, вы можете загадать свои желания!

Свет. Фонограмма. На сцене «вырастает» большая новогодняя елка.

Дед Мороз: Я дарю вам, друзья мои, эту новогоднюю елку и исполнение ваших желаний! Да будет так! (Стучит посохом )

Снегурочка: Ну, что же, друзья, приглашайте всех гостей на праздник к новогодней елке!

Все: Все на праздник!

Персонажи вместе со зрителями проходят в фойе, где стоит настоящая елка, и продолжается праздник с играми, хороводом и т. п.

24 ноября 2021 в 1:26

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Сказка в лесной чаще

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Сказка в лесной чаще 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Сказка в лесной чаще

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Сказка в лесной чаще

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Сказка в лесной чаще

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Сказка в лесной чаще

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка в которой есть овощи и фрукты 100 к 1
  • Сказка в козельске дом
  • Сказка в мире молекул
  • Сказка в которой опровергается утверждение о том что денежки на дороге не валяются
  • Сказка в крылатском официальный сайт семейный парк
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии