Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.
Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».
И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.
Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.
Кострома четырежды родина Снегурочки:
- первое рождение — возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
- второе рождение Снегурочки — в весенней сказке А. Н. Островского — писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
- третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).
четвёртое — воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.
Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=axMpC6M8wDk]
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.
- образ дочери Мороза
- образ Костромы
- символ застывших вод
Подробнее.
1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»
Васнецов В. Снегурочка
Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…
2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: «Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла». Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.
Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Снегурочка..мифологические корни
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…
Родословная
Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.
Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу «Снегурочка», где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.
По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.
Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.
Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.
Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.
Деятельность
Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.
В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.
Место жительства
Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?
На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.
Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.
В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.
Источник: по материалам рунета
Автор: Елена Горбунова
Чтобы удаленно забронировать туры из ленты с оплатой по карте или запросить подбор тура по вашим параметрам – пишите пожалуйста на почты офисов!
Изображение Eak K. с сайта Pixabay
Новогодняя ночь в сердце Былинной Руси – Великом Новгороде! С красивым путешествием на ретро-паровозе по волшебным владениям новгородского Морозко посреди заснеженной тайги и спуском в подземное Царство таинственных пещер и ледяных каньонов в Саблино! А еще: «венецианская сказка Русского Севера» – Вышний Волочек, маленькая русская Швейцария на берегу заповедного озера Валдай и самое подробное знакомство с «отцом Руси» – Господином Великим Новгородом.
Маршрут тура: Валдай – Новый год в Великом Новгороде – путешествие на ретро-паровозе по нетронутой тайге – Саблинские пещеры – Вышний Волочёк
Выезд из Москвы 31.12 на 3 дня/2 ночи
23500 рублей с размещением в 2-местном номере, гарантия
28500 рублей с размещением в 1-местном номере, гарантия
Стоимость на 1 человека с проживанием в отеле Садко, питанием, трансферами и экскурсиями по программе.
Программа тура
1 день
07.30 – Отправление в Вышний Волочек.
Как на русской тройке с бубенцами, промчимся по старинному Тверскому тракту! За окном мелькает заснеженный и сказочный лесной край – древняя тверская земля, богатая легендами и преданиями. Первая остановка в новогодней сказке – Вышний Волочек.
Обед.
«Венецианская сказка русского Севера»
Экскурсия по Вышнему Волочку (на проезде). Город живописнейших панорам, узких романтичных каналов, ажурных горбатых мостиков и каскадов плотин. Как только не называют Вышний Волочек – и «городом семи островов» и «Тверской Венецией», и городом каналов. Русский народ придумал даже такое – «Вышний Волочек – Венеции клочок»! И правда, каналы, извилистые реки и речушки, буквально «изрезали» весь город и даже зимой создают непередаваемую, особенную, «венецианскую» атмосферу.
Отправление на Валдай.
«Маленькая Русская Швейцария»
Волшебный патриархальный город на берегу древнего ледникового озера Валдай, в окружении заповедных лесов – маленькая русская Швейцария! Город Валдай – один из немногих русских городов, находящихся прямо в сердце природного заповедника.
Экскурсия в Святоозерный Иверский монастырь.
Хрустальное озеро Валдай, словно древний богатырь, укрыл от посторонних глаз семь дивных островов: Муравьиный, Рябиновый, Картофельный, Дубки, Пласточку… Но одно сокровище ему не утаить. На всю Россию гремит слава об Иверском Святоозерском Богородицком монастыре, куда мы и держим путь.
Патриарх-богатырь Никон в 1653 году выбрал его, чтобы основать монастырь по типу греческих скитов Афона. Блестят золотые купола, белоснежные стены и башни с ангелами-флюгерами поднимаются из заснеженной озерной глади, будто древний град Китеж – завораживающее зрелище! По мосту мы переберемся с большой земли на остров. Здесь башенные часы не имеют стрелок, а время и впрямь замирает…
Панорамы величественного монастыря на фоне древнего необъятного озера завораживают и захватывают дух. Великолепный ансамбль Святоозерного монастыря, возведенный талантливым зодчим Афанасием Фоминым в XVII веке и сегодня поражает волшебной красотой, воплощенной в камне. Посещение монастыря – это прикосновение к животворящей силе русского православия, ведь монастырь основан во имя чудотворной Иверской Иконы Божьей Матери, которая и по сию пору – самая главная святыня монастыря. Здесь вы сможете приложиться к чудотворной иконе и обратиться с молитвой за помощью к Богородице. Это будет особенно хорошо накануне Нового года!
Издревле через Валдай тянулись вереницы обозов и звенели на все голоса звонкие бубенцы и колокольчики! Колокольчик навсегда стал «музыкальным брендом» Валдая.
Мы отправляемся в уникальный Музей Колоколов! Место для него выбрали самое подходящее – царская путевая Екатерининская церковь. Ее возвел «русский Леонардо», гениальный инженер, зодчий и изобретатель Николай Львов, талантом которого восхищалась императрица Екатерина II! Вы полюбуетесь самой обширной коллекцией колоколов – от гигантских неподъемных до крохотных бубенчиков, узнаете о сакральном смысле колокольного звона, услышите красивую легенду о новгородском колоколе, который раскололся на тысячи маленьких валдайских колокольчиков… И сможете сами позвонить в легендарные колокольчики, из которых польется мелодичный хрустальный звон. А в старину колокольным звоном на все праздники и под Рождество призывали все самое чистое и светлое!
Отправление в Великий Новгород (130км).
Размещение. Подготовка к Новому Году.
Волшебная Новогодняя ночь в декорациях самого древнего города Руси, овеянная удивительной аурой и наполненная сказочной атмосферой! Вас ждет вкусный банкет с блюдами от шеф повара. Поздравления Деда Мороза, развлекательная программа и новогодняя дискотека – танцуют все! С Новым годом!
Банкетное меню в гостинице «Садко» здесь
2 день
Завтрак
Прогулка на ретро-паровозе по Тесовской узкоколейной дороге.
«Царство новгородского Морозко на краю цивилизации»
Особенное начало Нового года – красивое путешествие на ретро-паровозе по заснеженной тайге, где обитают куницы и горностаи, куропатки и олени. Затерянный мир на краю цивилизации!
Когда-то Тесовская узкоколейка насчитывала почти 200 километров и обслуживала гигантский торфодобывающий комплекс. Такие узкоколейки исчезают с железнодорожных карт России, их осталось совсем немного. Не упустите возможность полюбоваться очаровательной первозданной глушью, не тронутой человеком!
В теплом и уютном вагоне мы отправляемся к месту современной торфоразработки. Мимо окон нашего ретро-вагона будут величаво проплывать пейзажи девственной новгородской тайги с затерянными лесными озерами и таинственными заснеженными тропами. Мы обязательно остановимся у одинокого памятника погибшим партизанам. В далеком 1942 году здесь шли тяжелые бои. Наверное, это самая тихая и неизвестная братская могила во всей России… Ведь, сюда нельзя дойти пешком, здесь нет автомобильных дорог. Только звуки паровозного гудка старинного тепловоза редко нарушают тишину, будто отдавая дань погибшим за Родину. Этот тихий светлый жест благодарности непременно отзовется в лесной тишине… Возвратившись в локомотивное депо, вы полюбуетесь уникальной ретро-техникой на площадках Музея, сфотографируетесь снаружи и внутри, (так сказать, у «штурвала») старинных тепловозов, дрезин и мототрисс.
Обед.
Отправление в Саблинские пещеры.
«Погружение в недра Земли»
Еще одно приключенческое путешествие, теперь в духе неутомимого и бесстрашного героя фильмов – Индианы Джонс! «Погружение» в недра Земли и исследование таинственной подземной страны, которая раскинулась на двести гектаров под поверхностью земли… Саблино – один из самых загадочных и удивительных уголков нашей Родины.
Это страна подземных каньонов, водопадов и приисков, страна волшебных легенд и преданий, необъяснимых чудес и рукотворной красоты… Саблинские пещеры радуют посетителей красивейшими подземными озерами, каньонами и великолепными подземными «залами» с разноцветными стенами и сводами, украшенными сталактитами и «пещерным жемчугом». А еще в пещерах совершенно особенный, и, как утверждают специалисты, лечебный воздух! В сопровождении опытного проводника-спелеолога мы с вами отправимся в самую большую Левобережную пещеру, длина которой больше 5 км. Здесь вы посетите единственную в России подземную часовню святого покровителя всех путешествующих Николая Чудотворца.
В подземном царстве вы встретитесь с самой Хозяйкой Медной Горы, которая познакомит нас со всеми легендами и преданиями этого восхитительно таинственного места… Анфилады подземных залов, каждый из которых носит интересное название – Двуглазый (Зал подземного короля), Космический (Угрюмый), Колонный, Юбилейный (где проводились обряды посвящения юных геологов), Красная шапочка и даже Кошачий лаз, и покрытые хрустальной изморосью каньоны подземной реки – словно декорации к фантастическому фильму. Особенная, подземная красота, укрытая от солнечного света.
(Не забудьте утеплиться и прихватить с собой фонарики.)
Возвращение в отель. Ужин самостоятельно.
3 день
Завтрак, освобождение номеров.
Подробная экскурсия по Великому Новгороду.
«Отец Руси и первое окно в Европу»
Господин Великий Новгород – воистину великий и легендарный город! Самый древний из городов русских, первое «окно в Европу» и «отец» российской государственности. Город великой истории и огромного числа потрясающих древних памятников. Современный Великий Новгород – туристическая столица, город древних легенд и преданий. И каждую легенду можно не только услышать, но буквально к ней прикоснуться, прочувствовать, приобщиться…
«Горбатый мост» через Волхов делит город на две стороны – Торговую и Софиийскую.
Наше знакомство с Новгородом начнется на Ярославовом дворище и древнем Новгородском Торге. Это замечательный архитектурный ансамбль и кусочек того, древнего города, где кипела торговля с заморскими купцами, а по улицам гулял Садко-Богатый гость, где звенел вечевой колокол, да разносился по округе громкий бас Васьки Буслаева… Здесь находятся древнейшие архитектурные памятники Великого Новгорода – Николо-Дворищенский собор, церковь Прокопия, церковь Жен-мироносиц, церковь Параскевы Пятницы, церковь Успения, церковь Георгия, церковь Ивана на Опоках и Воротная башня Гостиного двора.
Экскурсия в Музей-заповедник Новгородский Кремль.
«Самая древняя крепость Руси»
Наше знакомство с городом продолжается на Софийской стороне, где высятся толстенные башни Новгородского Кремля, древнее название которого – Детинец. Именно здесь, в Кремле собиралось знаменитое Новгородское вече. Заложен Детинец Ярославом Мудрым в 1044 году и это самое древнее в России оборонительное сооружение. До наших дней сохранились 9 из 13 башен Кремля и участки грандиозных стен. Башни защищали Владычный двор – резиденцию архиепископов – это настоящая «крепость в крепости»! Самым монументальным сооружением Владычного двора является Грановитая палата. Здесь проходили заседания Совета Господ, принимались иностранные посольства и проводились парадные торжества. В нишах палаты сохранились подлинные настенные росписи XV века. Здесь находится Золотая кладовая Великого Новгорода, которую вы посетите. Это крупнейшее собрание ювелирных шедевров во всей России! Вы увидите уникальные иконы письма XII века, драгоценные кратиры (сосуды для вина), церковную утварь, усыпанную самоцветами, драгоценные оклады икон, церковные облачения золотого шитья, древние монеты, а также уникальные, древние фолианты.
«Главный собор Древней Руси»
Вы полюбуетесь Софийским собором Новгородского Детинца. Собор заложен Ярославом Мудрым еще в 1045 году на месте сгоревшего деревянного собора. Белокаменный красавец становится в это время главным собором всей Руси и символом Великого Новгорода. Вы увидите фрагменты подлинной первоначальной росписи на центральном куполе и в Мартирьевской паперти. Главные святыни собора – древние чудотворные иконы Божией матери Знамение, икона София Премудрость Божия, Тихвинская икона Божией матери, которым вы сможете поклониться.
Обед.
Экскурсия в древнейший Свято-Юрьев монастырь.
«Ворота Древней Руси»
На истоке реки Волхов из легендарного озера Ильмень, в оправе вековых корабельных сосен, стоит древнейшая обитель – Свято-Юрьев монастырь. Вековая нетронутая природная красота очаровывает с первого взгляда, а окрестности монастыря по живописности можно сравнить с пейзажами Швейцарии и Италии. Заложил обитель сам Ярослав Мудрый еще в 1030 году, и монастырь стал своеобразными воротами Новгорода на пути «из варяг в греки» и самой значимой обителью на Руси после Киево-Печерской лавры. Здесь находится древнейший монументальный Георгиевский собор монастыря, заложенный еще в 1119 году – «домонгольская» жемчужина, святыня и гордость Великого Новгорода и всей Древней Руси. Мы обязательно побываем в величайшем по значению для всей России соборе, в котором сохранились фрагменты фресок-ровесниц древнего храма…
Отправление в Москву
Места на гарантии! Что такое отель «под запрос» и отель «на гарантии» смотрим здесь.
*Прогноз погоды: воздух днем -10°С, ночью -15°С
*ориентировочно на момент поездки
В стоимость тура включено: экскурсионное и транспортное обслуживание, услуги гида, проживание в гостинице (двое суток), питание по программе (Новогодний банкет в гостинице, 2 завтрака, 3 обеда), входные билеты в музеи по программе.
Полезная информация: иметь удобную одежду и обувь, без каблуков, в Саблинские пещеры обязательно возьмите с собой карманный фонарик.
Состав программы:
1 день
Вышний Волочек:
Обзорная экскурсия
Обед
Валдай:
Экскурсия в Музей валдайских колокольчиков
Посещение Святоозерского Иверского монастыря
Великий Новгород:
Размещение в отеле
Новогодний банкет
2 день
Завтрак
Тесово:
Музей Тесовской узкоколейной дороги с путешествием на ретро-тепловозе
Обед
Саблинские пещеры
3 день
Завтрак
Великий Новгород:
Обзорная экскурсия по Великому Новгороду (Ярославово Дворище и Торг)
Обзорная экскурсия по Новгородскому Кремлю
Посещение Софийского собора
Экскурсия в Грановитую палату
Посещение в Свято-Юрьева монастыря
Дополнительная информация: Новгородская область С 15 октября 2021 года для размещения в гостиницах и иных средствах размещения Новгородской области требуется паспорт и QR-код о прохождении вакцинации или о выздоровлении после коронавируса. Не касается детей до 18 лет. Открыты с предъявлением QR-кода кафе, рестораны и музеи.
Цена тура уже включает скидки. Скидки не суммируются со скидками по картам.
Метки: 300-500ye, short trip, автобусные туры, гастро, НГ, праздники, предложение, Россия, экскурсии
Эпидемиологическая ситуация в Саратове остается напряженной. Учреждения культуры по-прежнему работают в условиях строгих ограничений.
ИА «Регион 64» подготовило афишу мероприятий на 24-26 декабря, которые жители старше 18 лет могут посетить при наличии QR-кода, свидетельствующего о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.
Тем, кому прививка от COVID-19 противопоказана, необходимо иметь справку о наличии медотвода, выданную врачебной комиссией лечебной организации, где наблюдается пациент.
25 декабря в 11:00 — Городской парк — главная ёлка Октябрьского района.
25 декабря в 12:00 — музей-усадьба Чернышевского — интерактивное занятие «Встреча с Дедушкой Морозом».
25 декабря в 15:00 — музей-усадьба Чернышевского — интерактивное занятие «Святочный вечер в доме писателя».
25 декабря в 16:00 — Радищевский музей — лекция «Древняя Русь в картинах Николая Рериха». Стоимость билета от 150 рублей.
Концерты.
24 декабря в 18:00 — консерватория имени Собинова — отчетный концерт факультета среднего профессионального образования. В программе произведения русских и зарубежный композиторов. Стоимость билета от 200 рублей.
24 декабря в 18:30 — консерватория имени Собинова — концерт «Шедевры русской камерной музыки» в рамках творческого проекта «Musica da camera». Стоимость билета от 150 рублей.
26 декабря в 17:00 — консерватория имени Собинова — вечер фортепианной музыки. На сцене выступят Жанна Назарьянц и Татьяна Сафонова. Стоимость билета от 250 рублей.
Спектакли и представления.
24, 25, 26 декабря в 10:00 — клуб «Солнечный» — театрализованное представление «Богатырский Новый год».
25 и 26 декабря в 12:00 — городской клуб детского творчества «Романтик» — спектакль театра кукол «Щелкунчик».
25 и 26 декабря в 18:00 — городской клуб детского творчества «Романтик» — спектакль театра кукол «Вечера на хуторе близ Диканьки».
25 и 26 декабря в 11:00 и 14:00 — филармония имени Шнитке — праздничный спектакль «Ай, мороз! — Ой мороз!». Стоимость билета 350 рублей.
Театр драмы имени Слонова:
— музыкальная сказка для детей «Последний волшебник» (25 и 26 декабря в 11:00 и 14:00, большая сцена);
— «Снежная королева» (25 и 26 декабря в 11:00 и 15:00, малая сцена).
Театр оперы и балета (новая сцена):
— опера-мюзикл в 2-х действиях «Волшебник изумрудного города» (24 декабря в 11:00 и 16:00);
— балет-сказка в 2-х действиях «Снежная королева» (25 декабря в 11:00 и 16:00);
— пиратский мюзикл в 2-х действиях «Остров сокровищ» (26 декабря в 11:00 и 16:00).
ТЮЗ им. Киселева:
— «Принц и нищий» (24 декабря в 18:00, большая сцена);
— «Алиса в стране чудес» (25 декабря в 11:00, камерная сцена);
— «Золотой ключик» (25 декабря в 11:00, большая сцена);
— «Горка» (25 декабря в 18:00, малая сцена);
— «Маленькая Баба-Яга» (26 декабря в 11:00, большая сцена);
— «У ковчега в восемь» (26 декабря в 16:00, малая сцена);
— «Эмиль из Лённеберги» (26 декабря в 16:00, историческая сцена).
Театр «Версия»:
— «Как Eжик Новый год встречал» (25 и 26 декабря в 11:00).
Театр магии и фокусов «Самокат»:
— новогоднее иллюзионное представление «Волшебство под Рождество» (25 и 26 декабря в 11:00 и 13:30).
Театральная мастерская «Грани»:
— «Письма только для своих» (25 и 26 декабря в 18:00).
Театр кукол «Теремок»:
— «Новогодние приключения в сказочном лесу» (24, 25 и 26 декабря в 10:00, 12:30, 15:00).
Выставки.
Радищевский музей:
— «Шедевры коллекции Радищевского музея»;
— «Ноев ковчег. Человек и животные в зеркале искусства»;
— «Шедевры на мольберте»;
— «Дар бесценный. Коллекция керамики Англии и Дании XIX-XXI веков»;
— «Музейный детектив» (декоративная итальянская ваза из алебастра);
— «Магия творчества»;
— «Шедевры старых мастеров. Северное Возрождение. Гравюра Германии и Нидерландов XVI века»;
— «Древняя Русь в картинах Николая Рериха»;
— «Banksy и уличное искусство» (25 декабря — день открытия выставки).
Саратовский областной музей краеведения:
— выставочный проект Саратовской епархии;
— «Театр и остальная жизнь»;
— «Птица года»;
— «Помнить. Нельзя забыть»;
— «Защитившим от атома»;
— «Наши на киноэкранах» и «Сказки на ночь. Герои мультфильмов».
Историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы».
Постоянные экспозиции:
— «Трагедия и подвиг. Век XX»;
— «Трудовая слава Саратовской области»;
— «Поезд милосердия».
Выставки:
— «Судьба истребителя»;
— «В тылу и на фронте всегда начеку!»;
— «Триумф саратовского спорта»;
— «Предупреждение. Спасение. Помощь».
Новые выставки:
— «Вся жизнь — служение науке»;
— «Генералы: судьба и долг»;
— «Унылая пора! Очей очарованье!»;
— «СОБР — спецназ действий»;
— «Мы память бережно храним»;
— «Птицы в синей вышине»;
— «На службе Родины»;
— «Артиллеристы, зовет Отчизна нас!»;
— «В металле память сохраняем»;
— «Миротворцы XXI века».
Музей-усадьба Чернышевского:
— «Озарена тобою жизнь моя»;
— «Отечества достойный сын»;
— «Волжская симфония»;
— «История Рождества (перечитывая Диккенса)».
Энгельсская картинная галерея:
— «Шедевры русской живописи XX века»;
— «Павел Кузнецов. Возвращение»;
— Юрий Машков. Живопись из собрания Радищевского музея;
— «Путешествуя с этюдником. Юбилейная выставка Ирины Швечихиной»;
— «Время учиться и время творить» (выставка-конкурс детского рисунка);
— «Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко»;
— «С любовью к природе». Графика и книги XIX-XX веков из собрания Радищевского музея;
— выставка советских елочных игрушек;
— «Виктор Чудин. Живопись» к 85-летию художника;
— выставка одной картины. Ольга Розанова «Натюрморт» 1912-1913 гг.;
— «Но и краски ведь тоже слово, и узоры линий — ритм» (выставка работ Дарьи Гужва и Ольги Кочетковой);
— выставка одной картины. Ф.В. Сычков «Подружки» 1930-е годы.