Сказка в чемодане своими руками

Творческий проект: театр в чемодане. участники проекта: педагоги дети родители. тип проекта: творческий. срок реализации: январь 2019 год.

Творческий проект: «Театр в чемодане».

Участники проекта: педагоги – дети – родители.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: январь 2019 год.

Педагоги:

Средняя логопедическая группа (4-5 лет).

г. Ярославль.

Актуальность проекта:

В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения, инициативности, речи; развитием коммуникативных качеств; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Цель проекта:

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствование формирования творческой личности; развитие речи и коммуникативных навыков у детей. Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности. Обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
  • Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых.
  • Формировать в группе художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
  • Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
  • Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  • Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  • Способствовать формированию эстетического вкуса.
  • Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
  • Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
  • Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Принципы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей –принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4. Принцип возраста детей – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Формы работы с детьми:

-театрализованная деятельность;

-презентации разных видов театра;

-выставки;

-чтение художественной литературы;

-беседы;

-игры-драматизации;

-рассматривание иллюстраций;

-заучивание стихов;

-пальчиковые игры;

-разучивание скороговорок.

Методы и приемы:

-творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

-игры-драматизации;

-упражнения по дикции;

-игры-превращения;

-упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств:

Театральный центр в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, в театрализованной деятельности.

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателя:

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Личностный профессиональный рост.

4. Самореализация.

 Для родителей:

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

3. Самореализация.

 Для группы:

1. Создание качественной РППС для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание картотеки театрализованных игр.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 1

Любите ли вы театр, так, как я люблю его? Даже не сомневаюсь, что среди моих читателей множество поклонников Мельпомены и Талии. Но и у противников есть своё мнение, каждый может выражать свои чувства. Спорить не буду. Я не Станиславский, я верю!

Театр, каким я люблю его- красивый, яркий, костюмированный, с песнями, танцами, слезами и смехом. И пусть даже немного гротескный, завораживающий своим драматизмом, вызывающий бурю эмоций… Это как будто ты переносишься в какой-то необъяснимый новый (или прежний?) мир, вневременное пространство и сам становишься частью действа, происходящего на сцене, сопереживая или радуясь за героев. И пьеса обязательно должна быть про любовь!

Мой новый проект-театр в чемодане, как всегда, предназначен для детей, которые уже давно выросли, но не заметили этого и всё так же продолжают играть в свои любимые игрушки. Как, впрочем, и я!

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 2

В своём творчестве я пытаюсь смотреть на мир детскими глазами, вспоминать свои первые впечатления и воплощать их в жизнь. Однажды, давным-давно, ещё в прошлом веке, когда я была совсем ребёнком, и только-только появлялся интерес к театру, я очутилась на невероятном представлении…

Итак, это была пьеса о любви. Всяких времён и народов. О любви разной, не всегда, увы, счастливой… О любви разной, не всегда, увы, счастливой… Такова It’s a Hard Life

Сегодня 5 сентября День рождения непревзойдённого и неповторимого музыканта Freddie Mercury -фронтмена группы Queen. Великого притворщика. Артиста, чьё творчество, талант, смелость, и, главное, сила духа и желание творить, буквально на последнем дыхании, меня восхищают и вдохновляют. Его любовь к музыке стала легендой.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 3

Весь мир — театр, а люди в нем — актеры!

Кто плут, кто — шут, а кто простак, мудрец или герой.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 4

Мой театр в чемодане- навеян некоторыми песнями и образами, воплощёнными моим кумиром на сцене. Сказать правду, завуалировать её символами и добавить милую шутку- в этом и есть весь Фредди Меркьюри. А я не была бы собой, если бы в своём творчестве ко всему относилась с полной серьёзностью.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 5

И этот клип предлагаю как краткую инструкцию по истории театра для начинающих:

В самом начале композиция звучит, мотив из оперы «Паяцы» Леонкавалло.

(слышали наверняка: «Смейся, паяц, над разбитой любовью…») (Герой этой пьесы выходит на сцену в комедийной постановке, только что уличив жену в измене, но пытается скрыть свои слёзы)

И именно поэтому среди участников клипа можно заметить персонажи итальянской комедии дель арте — Пульчинеллу, Арлекина, Коломбину и Капитана, которые, взявшись за руки, кланяются Фредди, как своему собрату, продолжающему их дело…

Ведь именно комедия дель арте считается прародительницей современного театра.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 6

Комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры.

К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.

Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных сериалов, а искусство импровизации — stand-up comedy

Вообще-то клип собран из множества символов. Достаточно серьёзных, с глубоким смыслом. В этом я разобралась уже потом. Но, в детстве (клип вышел на экран 36 лет назад), мы видим и понимаем только то, что нам знакомо. И первые впечатления остаются навсегда…

А что увидели вы?

Вот, гитарист Брайан Мэй с гитарой-черепом. Ну, явно же, Гамлет!

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 7

Вот этот самый череп, сударь, это — череп Йорика, королевского шута.

-Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио;

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 8

(обратите внимания на милого старикашку, уснувшим с яблоком во рту).

Здесь, я думаю, замахнулись, так сказать, на Александра Сергеевича, нашего Пушкина. (Читать Пушкина нам особо некогда, в основном, мы только им гордимся)

— Безбожный пир, безбожные безумцы!

Вы пиршеством и песнями разврата

Ругаетесь над мрачной тишиной…

Т.к песня в клипе о любви, не обошлось без самой трагичной её истории.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 9

-…Но что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною.

Ну и что, что Джульетта великовозрастная…ЧёрнУЮ Лебедь-вообще мужчина танцует. Вы его пуанты видели?

«Джульету» играет австрийская актриса Барбара Валентин (это она наступает Фредди на ногу, мило улыбаясь в лицо), говорят, что их связывали близкие отношения в это время. Но, по словам Брайана, они писали песню с Фредди в момент очень тяжёлых поражений на своих любовных фронтах. И эту песню, возможно, Фредди посвятил Винни Кирхбергеру.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 10

Чёрный Лебедь-немецкий друг Фредди- Курт. (смею напомнить, что изначально в постановке «Лебединого озера» ч1рного лебедя не было, позже в неё превратилась (не по сюжету, а в интерпретациях последующих постановщиков) дочь колдуна- Одиллия-демоница, которая, в обличии возлюбленной главного героя, соблазняет его.

Как говорил сам Фредди: «Слушайте мои песни, там вся правда»

Барабанщик Роджер Тейлор, в костюме эпохи Елизаветы I, возможно, это и есть сам Шекспир.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 11

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 12

Джон Дикон (басист группы) в костюме Единорога. Символику единорога знают все: это праведность, чистота, целомудрие, совершенное добро, достоинство, сила разума и тела, неподкупность. Но, явно, не отсылка к Гарри Поттеру, хотя и прикольно!

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 13

— Замечательно! Поразительно! Гениально! Слушайте, я не узнаю Вас в гриме, кто вы такой?

Сначала мне показалось, что Фредди в образе какой-то напыщенной птицы… петуха? (что вполне допустимо, ведь петух- один из символов Меркурия) Фазана? Ах, да- это же павлин с глазами Аргуса на хвосте! (Многоглазый Аргус-идеальный страж- персонаж древнегреческого мифа о любви и измене) Этот герой упоминается в стихотворении А.С. Пушкина:

Но скоро Аргусы заснут,

Замкам предательным поверя,…

Ага, а когда Аргус заснёт? Когда Меркурий заиграет на своей дивной свирельке!

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 14

«Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио». Картина Николая Кошелева 1864 год.

В частности, есть одно из толкований мифа: Аргус — это небосвод, усеянный блеском звёзд, в которых заключается образ небесных глаз. Так вот, этот круговорот неба, украшенный огнями звёзд, тогда считается погубленным Меркурием, когда Солнце в дневное время, затмевая звёзды, как бы уничтожает их, силой своего света отнимая у смертных их созерцание- это философские рассуждения о появлении календаря.

Эх, красивейший же и глубокий образ придумал себе Фредди Меркьюри, а коллеги по клипу шутливо называли его гигантской креветкой (Mediterranean prawn)

Но, мне больше нравится образ, с которым связано раннее творчество группы: сказочный цикл песен про эльфов, фей, королей и королев меня очаровал навсегда, а Фредди тогда выступал в костюме Арлекина (периодически возвращаясь к этому образу, вплоть до оформления обложки последнего альбома). Кстати, персонажа той же дель арте- слуга, наивный весельчак (как говорит нам классификация масок).

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 15

Все утверждают, что свой костюм Арлекина Фредди «позаимствовал» у нашего всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского, показав (и доказав в последствии) свою любовь к балету.

Балетмейстер Михаил Фокин в феврале 1910 г представил свой «Карнавал». А знаменитое трико придумал художник Леон Бакст. На премьере в Мариинском Арлекина представил сам Фокин (на фото) А Нижинский станцевал легконогого шута, «прогремевшим» на всю Европу, в «Русском сезоне» Дягилева.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 16

Но так ли прост этот Арлекин?

В классической итальянской комедии шутки у Арлекина не такие уж добрые: он обманщик, насмешник, задира…

В России в начале XX века Арлекин и другие персонажи итальянского площадного театра проникли во все виды искусства. Охватившая все уровни культуры «адская арлекинада», по выражению Анны Ахматовой, была явлением поистине всепоглощающим, а условной точкой отсчета всеобщего помешательства на балаганной культуре можно назвать постановку «Балаганчика» Блока на сцене Театра Комиссаржевской в 1906 году.

В поэзии Блока, которая во многом определила облик персонажей комедии дель арте в культуре Серебряного века, Арлекин впервые появляется в опубликованном в 1905 цикле «Стихи о Прекрасной Даме»

Восхищенью не веря,

С темнотою — один —

У задумчивой двери

Хохотал Арлекин.

В тот период образ Арлекина чаще всего был связан с мотивом одиночества в толпе, трагической раздвоенностью, безумному освободительному смеху, …противостоящему смерти.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 17

«Арлекин и Смерть». Картина Константина Сомова.1907.

Поэты той эпохи часто видели в этом персонаже недоброго двойника или наделяли его мистическими чертами.

А всё дело в том, что происхождение Арлекина самое что ни есть потустороннее и совсем не комедийное. Есть версия, относительно того, откуда в европейском театре взялся этот шутник и зубоскал:

Его прямым прародителем является зловещий образ Эллекена, (Hellequin из германской, скандинавской мифологии) — предводителя кавалькады призрачных всадников, забирающим заблудшие души. Немецкая баллада Гёте о Лесном Короле ( Der Erlkönig) в переводе Жуковского (Лесной Царь) о том же: Лесной Дух зовёт с собой ребёнка, суля неведомые блага…(чем всё закончилось- прочитайте сами). У Данте в «Божественной комедии» тоже есть Аликино- один из бесов-Кривляка в существующем переводе.

Так кто он- этот Арлекин-Сказочный король, который уводит за собой в неведомую волшебную страну? Опасен ли он для нас? О, нет! Это всего лишь посредник межу мирами: нашим и потусторонним. Но! Бойтесь заглянуть в его прекрасные глаза и прислушаться к его чарующему голосу!

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 18

My Fairy King, похоже, не оставит мои мысли! Забегая вперед- в проекте новый сказочный чемодан, в котором поселятся волшебные герои британских мифов, стихи о которых легли на прекрасную музыку группы Queen.

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 19

Как говорил сам Фредди- «…если вы видите в песне какой-то образ- значит, он там действительно есть!»

Тогда (в детстве) я увидела (я ж художник!) маленькую историю театра, собранную в четыре минуты. Здесь и опера, и пантомима, и водевиль, драма и комедия, и балет… Так и в моём чемодане-театре встретятся куклы из разных эпох и жанров. Ведь новая хозяйка этого театра-кукольных дел мастерица- фантазёрка ещё та! (фото обещаны)

Страна, в которую отправился этот чемодан сейчас переживает не самые лучшие времена. Да и весь мир, как будто погрузился в средневековье: кругом бушует эпидемия- зловещий карнавал масок! Крестоносцы вновь отправились в поход, насаждая своими символами квартал за кварталом. Народ пытается свергнуть незаконного короля, Медичи по-прежнему травят своих врагов ядам…

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 20

Я верю, ночь заканчивается

… уже забрезжил рассвет…

Пережить трудности поможет только Любовь! Во всякие времена. У всех народов. Она спасает, даёт крылья и желание жить дальше…Она разбивает сердца… Любовь разная. Такая, о которой напишут пьесы для спектакля…

Новая жизнь старого чемодана Любите ли вы театр?, фото № 21

А пока этот театр пуст. Актёры суетятся в своих гримёрках, накладывая грим и примеряя костюмы. Зрители в предвкушении, томятся в фойе. Скоро прозвенит третий звонок, поднимется занавес, и артисты, несмотря на свои горести и невзгоды, выйдут на сцену творить с нашими душами волшебство:

С сердцем разбитым и с полустёртым гримом,

Я продолжаю улыбаться.

Моя душа раскрашена как крылья бабочек,

Вчерашняя сказка повзрослеет и никогда не умрёт.

Я умею летать, друзья мои!

Шоу должно продолжаться!

И я в этом шоу!

The show must go on!..

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СУНДУК СО СКАЗКАМИ»ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СУНДУК СО СКАЗКАМИ»

Цель: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр и режиссерской деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Задачи:

  • расширение и актуализация словарного запаса;
  • обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к родному языку;
  • обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • облегчение процесса усвоения понятий и их содержания;
  • развитие связной речи (умение составлять сказки);
  • согласование существительных и прилагательных с глаголами;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творческих способностей.

Описание пособия:

Скачать конспект

Пособие представляет собой коробку из очень плотного картона. Внутри коробки находятся три картинки-карточки, стилизованные под полянки с разными временами года. По центру, на каждой карточке, размещен магнит. Вокруг магнита наклеены шесть верхушек от горлышек пластиковых бутылок. В кармашке различные картинки для разных сказок (репка, грибок, домик-теремок и т.д.) На картинках из кармашка, с обратной стороны, приклеен магнит, для того чтобы можно было прикрепить картинку к магниту, который имеется по центру на каждой карточке. Внутри коробки шесть ячеек, в которых расположены крышки разного цвета, на которых наклеены герои сказок, каждая сказка имеет свой цвет, так ребенку легче сортировать и запоминать сказки и их героев. Также в ячейках, для самостоятельной деятельности ребенка, размещены крышки, на крышки наклеены разные картинки – это грибы, шишки, карандаши и т.д. для того, чтобы ребенок сам мог придумывать сказку.

Варианты использования пособия:

  1. Меняющиеся яркие картинки (для детей младшего возраста).
  2. Драматизация сказок6 «колобок», «Теремок», «Под грибом», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др.
  3. Режисерская деятельность детей.
  4. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.
  5. Дидактические игры: «В гостях у сказки», «Что изменилось», «Оживи сказку», «Угадай по описанию», «Что сначала, что потом», «Кто лишний, или что лишнее?», «Опиши, а мы отгадаем», «Расскажи сказку или придумай свою с предложенными материалами», «Найди героев к сказке», «Найди ошибку», «Выложи героев по порядку» и т.д.

Действия и варианты пояснений:

Название игры: «В гостях у сказки»

Назови сказочных героев и выбери себе одного.

Предлагаются разные герои из сказок (лиса, медведь, муравей, заяц).

Вопрос воспитателя: В каких сказках встречались эти герои?

Ребенку предлагается выбрать одного героя.

Вопрос воспитателя: Опиши, каким он будет? Что он будет делать?

Предлагается выбрать картинку-карточку (лето, весна, осень).

Вопрос воспитателя: Какое время года ты выбираешь?

Предложить ребенку выбрать время года, в котором будет происходить действие сказки.

Вопрос воспитателя: Почему ты выбрал именно это время года? Что интересного с ним может произойти?

Предлагается выбрать из кармашка картинки (современный дом, замок, изба, гриб).

Ребенку предлагается выбрать, где его герой будет жить.

Вопрос воспитателя: Чем он будет заниматься? Кого он позовет в гости?

Предлагается выбрать других героев (лягушка, бабка, лисичка со скалочкой и т.д.)

Ребенку предлагается выбрать место проживания для сказочного героя.

Вопрос воспитателя: Расскажи где он будет находиться? Почему ты выбрал именно это место?

Воспитатель: Какая необычная сказка у нас получилась. Молодец!

Данное пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Воспитанники с удовольствием используют его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Так же ценным оказалось использование игр из пособия в индивидуальной работе с детьми. Созданное пособие может применяться для пересказа разных сказок.

Используя в работе пособие, можно украсить интерьер группы, организовать уголок для развития речи, компактно, доступно для детей разместить атрибуты.

Использование игрового пособия побуждает детей к фантазированию, творческой импровизации, оригинальному использованию уже полученного ранее социального опыта. Пособие органично на организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с пособием детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на картинках-карточках вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками-персонажами. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГБОУ ШКОЛА № 2025»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Сказка в чемодане: игра и не только…»

Автор: Глебова Анастасия, 6 «К» ГБОУ

руководитель: Локтионова Любовь Ивановна,

учитель технологии ГБОУ Школа № 2025

Москва

2017год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание ……………..………………………………………………… ..…… 2

2. Обоснование выбора темы проекта………………………………………………..3

3. Цель и задачи проекта ……..…………………………………………………….…4

4. Описание модели……………………………………………………………………5

5. Сказка. Роль сказки в развитии ребёнка, её ценность в сохранении народных традиций…………………………………………………………………………… .…6

5. Сказка « Курочка Ряба» или притча о шансе?………………………………………………..8 6. Результаты проекта………………………………………………………..………10

7. Список использованной литературы………………………………………………12

Обоснование выбора темы проекта

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота». И. Токмакова.

Моя мама работает логопедом в детском саду, мне очень нравится её работа, потому что я люблю общаться с маленькими детьми и в будущем хотела бы стать логопедом или учителем.

Я занимаюсь в кружке «Народные промыслы Москвы», где мы учимся шить игрушки, познаём секреты декоративно – прикладного искусства, а также я занимаюсь в школьной театральной студии.

У меня возникла идея совместить мои занятия и увлечения — получился кукольный театр в чемодане, в котором мы создали кукольный спектакль «Курочка Ряба», оснастили его динамиком и решили показывать его ребятам в детском саду, первоклассникам и своим одноклассникам.

Мы отрепетировали выразительное чтение сказки «Курочка Ряба», с театральным педагогом Татьяной Владимировной Яковлевой и записали его на диктофон, затем на флешку для того, чтобы нашу сказку можно было слушать через воспроизводящее оборудование в детских группах и показывать сказку в сопровождении записи.

Работая над проектом я поставила перед собой цель: популяризация декоративно-прикладного и устного народного творчества, через театрализованное выступление сказки «Курочка Ряба » перед дошколятами и обучающимися 1и 6 класса и задачи:

  1. сохранение и развитие народных традиций, культурных ценностей через кукольный спектакль и русскую народную сказку;

  2. познакомиться с истоками сказки и её основными видами;

  3. подготовить и провести выступление сказки в чемодане «Курочка Ряба» с техническим оснащением перед ребятами разных возрастов (младшей и старшей группой детского сада, первоклассниками, одноклассниками);

  4. провести выставку творческих работ обучающимися прослушавших сказку;

  5. профессиональное самоопределение — попробовать себя в роли педагога, работая с детьми разных возрастов;

  6. проанализировать проведенные мероприятия.

Актуальность проекта: Этот проект необходим потому, что рассказывая сказку ребятам – я привлекаю их внимание к устному народному и декоративно-прикладному творчеству, культурным ценностям, обычаям и традициям народов России.

Мир народной культуры открывает нам нравственные ценности русского народа: добро, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Новизна проекта:

— эстетическое и нравственное воспитание человека, с опорой на культурную традицию народов России;

— доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемые итоги реализации проекта: получение дополнительных знаний о сказках, развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

— проведение театрализованных представлений по русской народной сказке «Курочка Ряба» с детьми разных возрастов;

-попробовать себя в роли педагога;

— организация выставки детских поделок «Курочка Ряба»;

— снять видеоролик сказки «Курочка Ряба» .

Связь проекта с жизнью, с общеучебными предметами Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, технология, педагогика, психология, логопедия.

Описание модели.

Я занимаюсь в кружке «Народные промыслы Москвы» под руководством Любовь Ивановны, где мы занимаемся декоративно – прикладным искусством: декупаж, лоскутной техникой, народной куклой, вязанием, лепкой из солёного теста. На занятиях мы собрали из детских творческих работ постановки кукольного спектакля «Курочка Ряба». Мой макет состоит из красивых самодельных кукол деда и бабки, которые сидят в чемодане, оформленном как деревянная изба, курочки, мышки, золотого и простого яичка. Дед и баба выполнены в технике тряпичной, народной куклы из натуральных тканей. Курочка Ряба, мышка, гнездо и коврик связаны крючком. Яйца выполнены из деревянной заготовки и покрашены акрилом. Сам чемодан декорирован в технике декупаж.

Макет сделал мой папа, а я, мама и учитель сшили в лоскутной технике чехол, под стиль нашего макета.

Все элементы макета совместно выполнены на занятиях кружка и дома мной и моими подругами. Нам помогали – учитель и родители.

Придать звуковые эффекты моей сказке удалось, используя деревянные ложки и деревянное яичко, по которому «били» дед да бабка.

Сказка. Роль сказки в развитии ребёнка,

её ценность в сохранении народных традиций.

«Всем хорошим я обязан сказкам»

Максим Горький.

 Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его… Этот литературный жанр возник не на пустом месте. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть — “народная”. Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка — это устный рассказ о чем-либо. Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) — это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо. Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? Сказка — это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень… Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”. В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен. Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая философские проблемы осмысления мира. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает высокие чувства и стремления, выход из сложных ситуаций. Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Сказка формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. К. И.Чуковский писал: « цель сказочника, и в первую очередь народного – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка помогает детям, педагогам и родителям лучше понимать друг друга. Она дает общие темы, события для совместного переживания. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Сказки бывают народные и литературные. Первые не имеют определённого автора, так как информация о нём утратилась в процессе передачи произведения из уст в уста. Литературные – это авторские сказки. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов и др.) По сюжету сказки подразделяются на бытовые (социальные), волшебные и сказки о животных.

Сказка «Курочка Ряба» или притча о шансе?

В чем смысл сказки «Курочка Ряба»? Чему наши предки учили своих детей и вообще есть ли смысл у этой сказки? Одни уверяют, что смысла у сказки «Курочка ряба» нет и не может быть. Другие же проводят многолетние исследования сказки, пытаются раскрыть ее смысл и содержание. Третьи находят в тексте сказки языческие обряды, сравнивая яичко с луной и солнцем. Споры по сказке «Курочка ряба» не утихают и по сей день.

Курочка Ряба» — одна из самых первых сказочных историй, с которыми малыш знакомится в самом раннем возрасте. При всей своей кажущейся простоте и незатейливости, «Курочка Ряба», как и любая сказка, несёт в себе глубокий смысл и поучение. Это история о том, что судьба даёт каждому много разных шансов — и «золотых, и простых яичек». Но при неумелом их использовании всё может быть разрушено даже лёгким «взмахом мышиного хвостика».

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».

И вправду: однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, т.е создала произведение искусства – слиток золота яйцеобразной формы, совершенной обработки (ну представьте себе, скажем, яйцо Фаберже!)

А глупые дед и баба этого не поняли, не оценили и стали вести себя с золотым так, как всю жизнь вели себя с простыми: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях.

Затем следует эпизод с мышкой, которая, махнув хвостиком, сделала то, чего не удалось ни деду, ни бабе. Яичко упало и разбилось.

Нелепость ситуации только подчеркивает тот факт, что весь эпизод с мышкой- лишь тест, проверка деда и бабы на реакцию. Разбилось, что будут делать теперь?

Плакать!!!!

Но почему “плачет дед и плачет баба”? Может быть, они поняли, что свершилась трагедия — погибло творение искусства?

Вовсе нет.

Плачут потому, что они остались без яичницы!!!

И вот тогда Курочка произнесет мораль притчи : ”Не плачь, дед; не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко — не Золотое, а простое”.

То есть вы получите то, что ожидаете, то, что заслуживаете.

“Курочка Ряба”- это великая притча О ШАНСЕ.

О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения, но мы – «зашорены», зомбированы, способны жить без чудес, без глубинного зрения и слуха.

Результаты проекта.

Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. Харуки Мураками.

Работая над проектом я вспомнила о мире сказок и узнала — что сказки бывают народные и литературные. По сюжету сказки подразделяются на бытовые (социальные), волшебные и сказки о животных. Ещё бывают — сатиристические, героические и былины.

Литературные – это авторские сказки. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов и др.).

Бытовая сказка она содержит описание народного быта. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. (Репка, Курочка Ряба, Барин и мужик и др.).

Сказки о животных имеют сюжет о жизни животных, дают малышу понимание того, что птицы, растения и животные могут тоже говорить, и выражать свои чувства. Благодаря этому формируется бережное отношение к окружающему миру. (Три медведя, Теремок, Лиса и заяц и др.).

Волшебные сказки там, где герой побеждает чудесным образом чудовище (обычно Змея Горыныча), где нужно пройти какое-либо испытание в плену сказочного существа, где герой идет «туда, куда глаза глядят», где герой обретает какой-либо волшебный предмет. (Сказка о скатерти – самобранке, о ковре – самолёте и др.).

Конечно, классификация очень условна, так как в некоторых сказках сюжеты переплетаются, некоторые вообще нельзя четко отнести к какому-либо типу.

Мы остановились на сказке «Курочка Ряба» потому, что:

— герои сказки нам были близки по технике выполнения;

— эта сказка интересна и поучительна всем возрастам ( смотри главу Сказка « Курочку Рябу» или притча о шансе? стр. 8);

— у нас получилась сказка в чемодане – это мобильный, компактный, оригинальный макет — театр, который можно показывать дома и в школе, его можно трансформировать в другие сюжеты сказок.

Когда мы ознакомились с положением конкурса и выбрали сказку, я задумалась из чего делать макет? Работая над макетом я познакомилась с различными технологиями выполнения макетов – он может быть выполнен из бумаги, из картона, из фанеры, а можно использовать готовые коробки. Я взяли в качестве основы макета – старый чемодан и оформили в технике декупаж.

Работая над созданием героев сказки и оформлением чемодана и макета я более совершенно освоила техники: народная тряпичной куклы, декупаж, лоскутная техника, вязание крючком,.

Работая над постановкой спектакля в чемодане «Курочка ряба» я познакомилась основами театральной культуры и игры, техникой речи училась выразительному театральному чтению (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.).

В ходе работы над проектом я соприкоснулась с ролью сценариста, постановщика, режиссера, познакомилась с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник — декоратор, бутафор, актер и т.д.).

В ходе работы над проектом Я училась проявлять свои способности и добиваться успеха; приобретать и применять свои знания на практике; планировать проектную деятельность; защищать творческий проект.

Планы на будущее.

Я хочу создать героев сказки «Три медведя», для этого мне пригодится сам чемодан, а вот героев и реквизит я создан новые – возможно они будут в технике папье – маше или в технике мишки Тедди.

Литература:

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.:Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. 4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2006г.
5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
6. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. — М.: «Высшая школа», 2003. 7. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2002. -30. 8. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А., Комбарова Г.Н., Калиновская Е.Г., Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И.В. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2009. -304 с. 9. Науменко Г.М., Сборник «Фольклорный праздник в детском саду и в школе» Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 — 224 с. 10. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие Издательство: «Мозаика-Синтез» 2014.

12

Поиграйте с детьми в театр.  Он может быть разным: кукольным, песочным, театром теней или действием, когда родители и дети играют различных персонажей. Театр можно сделать своими руками и это будет увлекательный процесс для мамы, ребенка и других членов семьи. Идей по изготовлению поделок на тему театра может быть очень много.

Картонный театр

Обычная картонная обувная коробка станет волшебной, если ее украсить тканью, закрепив в виде занавеса, а на задник поместить картинку по сюжету сказки.  Декорации можно изготовить самостоятельно: распечатать или нарисовать стул, стул, стол, волшебный замок или избушку.

Сказка в чемодане своими руками

Вырезать в дне коробки отверстие, закрепить на боковые стенки тесемку. Такой театр можно повесить на шею, тогда будет очень удобно показывать сценки из фигурок, закрепленных на деревянных шпажках.

Сказка в чемодане своими руками

Персонажи просто вырезаются из бумаги, а сам процесс изготовления это уже действие импровизированного театра. Ребенок может попробовать себя в роли костюмера и художника, выбирая персонажи и декорации или режиссера изменив сюжет по своему желанию.

Сказка в чемодане своими руками

Сделайте маленьких персонажей, которые будут одеваться на пальцы. Для ребенка это очень веселое занятие.

Сказка в чемодане своими руками

Театр теней. Как просто и быстро сделать

Шаг 1. Готовим сцену

Берем коробку средних размеров. Желательно шириной 10-15 см, но подойдет и коробка другой ширины. Понадобится линейка, карандаш, степлер, ножницы. Разъединяем коробку с одной длинной стороны.  Должен получиться большой прямоугольник, у которого одна плоскость ровная без сгибов. НА этой стороне отмеряем от края по 5 см. Чертим рамку экрана и вырезаем ее. Скрепляем степлером по углам так, чтобы получилась Г- образная конструкция с вертикальным будущим экраном. Отрезаем лишнее.

Сказка в чемодане своими руками

Отмеряем бумагу, которая закроет экран с припуском на приклеивание. Верх экрана можно закрепить степлером. Остальные стороны на бумажный клей.

Сказка в чемодане своими руками

Шаг 2. Создаем персонажей

Понадобится карандаш, картон, ножницы, степлер, соломинки для напитков. Рисуем персонажи и вырезаем их. Кроме героев действия можно сделать солнце и облака, птиц и деревья, дома и замки. При помощи степлера крепим фигурки к соломинке.

Сказка в чемодане своими руками

Шаг 3. Играем спектакль

Разучиваем сказку, устанавливаем позади экрана настольную лампу, и играем сказку. Не забудьте про звуковые эффекты.

Сказка в чемодане своими руками

Кукольный театр своими руками

Для создания театра понадобится коробка с бортиками высотой до 10 см. Подойдет коробка от печенья. Обклеиваем коробку цветной бумагой с помощью двухстороннего скотча.

Сказка в чемодане своими руками

Приступим к созданию занавеса. Ширина занавеса может быть от 3 до 5 см, длинна по размеру коробки. На листе красной бархатной бумаги отмеряем ширину занавеса 2 раза и отрезаем полоску. Затем складываем пополам, рисуем контур портьер и вырезаем. Готовую деталь разрезаем по центральному сгибу. Складки, имитирующие драпировку занавеса, рисуем фломастером. Приклеиваем занавес по краям коробки. 

Сказка в чемодане своими руками

Затем делаем ламбрекен. Отмеряем 2 см по ширине, рисуем контур и вырезаем. Длину ламбрекена меряем по коробке. Вырезаем, рисуем драпировки, приклеиваем поверх занавеса.

Сказка в чемодане своими руками

С помощью канцелярского ножа с боковой стороны коробки делаем прорезь шириной до 1 см, через него будут меняться декорации.

Сказка в чемодане своими руками

Фоны для декораций можно распечатать или нарисовать от руки. Размер картинок нужно подобрать под внутренний размер коробки. Если фоны сложены по ходу сказки или пьесы, их смена создаст впечатление настоящего театрального действия.

Сказка в чемодане своими руками

Для изготовления персонажей понадобятся трубочки для сока, двухсторонний скотч и распечатанные изображения героев. Вырезанные фигурки закрепляем на трубочках. Все готово! Можно начинать представление.

Сказка в чемодане своими руками

Куклы на руку для домашнего театра

Кукла из фетра

Понадобится

  • Эскиз игрушки марионетки.
  • Два листа фетра размером А4.
  • Мелкие кусочки цветного фетра.
  • Нитка и иголка.
  • Клеевой пистолет.
  • Лист тонкого картона.

Сказка в чемодане своими руками

Работу начинаем с создания выкройки. Для этого эскиз перерисовываем на лист картона и вырезаем. Получится основная выкройка фигурки и отдельные мелкие детали: глазки, мордочка, ладошки, животик, ушки.  Количество деталей зависит от выбора эскиза кукольного героя.

Сказка в чемодане своими руками

Затем все детали переводим на фетр. Цветовое решение подбираем по своему вкусу или содержанию сказки. Заяц может быть белым, серым или розовым, а лиса желтой или оранжевой. Если вы делаете поделку вместе с ребенком, пусть он выберет, какого цвета будут герои вашего спектакля.

Сказка в чемодане своими руками

Вырезаем детали и делаем предварительную сборку игрушки, прикладывая все детали к тем местам, где они должны быть. Если результат устраивает, начинаем окончательную сборку. Сначала оформляем одну основную деталь из фетра. Пришиваем все детали, которые можно сшить. Шьем петельным швом. Мелкие детали приклеиваем клеевым пистолетом. Собираем все детали воедино в соответствии с эскизом.

Сказка в чемодане своими руками

Если игрушка с ушками – их прикрепляем в последнюю очередь. Для этого складываем две основные детали лицевыми сторонами внутрь. Ушки прикладываем таким образом, чтобы края детали совпали с краями других деталей, а кончики ушей смотрят внутрь. Прошиваем все детали по краю петельным швом, выворачиваем игрушку. Перчаточная кукла готова, а ушки будут забавно торчать на макушке.

Сказка в чемодане своими руками

Марионетка из носка

Оригинальные куклы получаются из обыкновенных детских носков. 

Сказка в чемодане своими руками

Для изготовления понадобится носок, картон, небольшой моток толстых ниток или пряжи, кусочки ткани для рта, швейные нитки и пуговицы, клеевой пистолет.
Носок можно взять однотонный или с рисунком, в горошек или полоску – все это создаст образ будущей игрушки.

Сказка в чемодане своими руками

Из картона делаем заготовку для рта. Для этого картонный прямоугольник шириной 7 см, длиной 20 см складываем пополам. Закругляем углы по ширине. Из ткани для внутренней части рта вырезаем заготовку по этому шаблону.

Сказка в чемодане своими руками

Обрезаем мысок носка. По контору заготовки обрезаем края. Приклеиваем заготовку из картона внутрь носка с помощью клеевого пистолета.  При этом края ткани загибаем на картон. Сверху приклеиваем внутренность из ткани.

Сказка в чемодане своими руками

Делаем прическу для марионетки. Берем нитки или пряжу и наматываем несколько раз вокруг кисти руки. Завязываем посередине и разрезаем кончики. Если пальцы расставить широко, получится прическа с длинными волосами. Пришиваем прическу к носку.

Сказка в чемодане своими руками

Делаем глазки. Берем два пуговицы, и пришиваем их к носку, накладывая одну на другую. Можно использовать готовые глазки или нарисованные и вырезанные из картона. Можно дополнить образ любыми деталями, сделать глаза из комочков ваты или добавить декоративных элементов.

Сказка в чемодане своими руками

Нетрадиционные виды театра

Кроме привычных материалов для кукольных театров можно использовать и альтернативные виды. 

Сказка в чемодане своими руками

Это могут пластиковые и деревянные ложки. На них рисуют или крепят изображения персонажей. При рисовании по пластику следует использовать акриловую краску. Если приходится рисовать гуашью, ее смешивают с небольшим количеством клея ПВА.

Сказка в чемодане своими руками

Интересные варианты получаются из баночек от йогурта и пластиковых бутылок. Их обклеивают цветной бумагой, крепят изображения персонажей и добавляют фрагменты декораций. Получаются объемные мини сюжеты. Такие фигуры не требуют дополнительных декораций и развивают воображение детей.

Сказка в чемодане своими руками

Игра в театр полезное и интересное занятие. Она улучшает память, развивает ораторские способности. Ребенок учится пересказывать текст, выделять главное, не бояться публичных выступлений, а у родителей появляется возможность разглядеть таланты ребенка.

Фото идеи поделок на тему театр

  • Сказка в стране невыученных уроков читательский дневник
  • Сказка валентина катаева цветик семицветик читать
  • Сказка в уфе база отдыха
  • Сказка варвара краса длинная коса читать текст
  • Сказка в стране солнечных зайчиков читать