Сказка умей обождать ушинский старшая группа

Конспект занятия по развитию речив средней группена тему: урок вежливостивоспитателя средней группыкравченко натальи вячеславовнызадачи:образовательные: продолжать учить соблюдать правила поведения; закреплять

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

на тему: «Урок вежливости»

воспитателя средней группы

Кравченко Натальи Вячеславовны


Задачи:

образовательные: продолжать учить соблюдать правила поведения; закреплять знания детей о «вежливых» словах; формировать навыки вежливого, доброжелательного отношения друг к другу

развивающие: развивать познавательный интерес; продолжать развивать интонационную и выразительную речь;

воспитательные: воспитывать желание общаться вежливо

Предварительная работа: беседы; чтение: В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», А.  Кондратьев «Добрый день», Г. Сапгир «Самые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»; рассматривание картин, иллюстраций.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова и словосочетания: хвастливый, грубый, жадный, вежливый, волшебные слова.

Оборудования: герой- большая плюшевая игрушка Заяц.

Ход занятия:

В: Дорогие ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Как вежливые хозяева группы, что мы должны сделать?

Дети: Поздороваться

В: Правильно, давайте дружно поздороваемся.

В: Ребята, сегодня у нас «день вежливости». И мы постараемся, чтобы все наши поступки были добрыми и хорошими.

 Ой, кто-то стучит к нам в дверь. Пойду посмотрю.

(воспитатель возвращается с зайцем в руках)

Заяц:

Поприветствуйте меня

Я- вот какой хороший.

Умный, ловкий, смелый я

И очень уж пригожий.

Нет меня сильней в лесу

Побежу всех махом

Не боюсь ни волка, ни я лису…

В: Ага, убежишь со страху …

В: Дети, вам понравилось, как Зайка нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого друга хвастунишку? (ответы детей). И это правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвалятся.

В: Зайка, ты не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался.

Зайка: Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?

В: Сегодня у нас «Урок Вежливости» и мы можем научить тебя вежливым, волшебным словам.

З: Хорошо, останусь, послушаю волшебные слова. Вообще, я люблю учиться.

В: Проходи, Зайка, присаживайся с нами на стульчик.

В нашем языке много замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные слова для каждого человека-слова необычные, их приятно слышать каждому, поэтому они называются волшебные слова.

В: Ребята, какие слова мы говорим, когда приходим в гости, в детский сад, встречаемся друг с другом?

Д: Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро!

В: А какие слова мы говорим, когда уходим, прощаемся, расстаёмся?А

Д: До свидания, до скорой встречи, прощайте.

В: Вот, Зайка, эти слова: здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, до свидания, до скорой встречи, прощайте и называются вежливыми, волшебными словами.

З: Да, запомнил, ой, ребята, давайте с вами поздороваюсь.

-Здравствуйте

Д: Здравствуй, Зайка!

З: И до свидания!

В: Подожди, Зайка, мы тебе ещё не все волшебные слова сказали. Ещё мы знаем слова-пожелания.

Вспоминаем их, когда ложимся спать- спокойной ночи (показ картинки).

Просыпаемся — доброе утро! (картинка).

Когда садимся за стол – приятного аппетита! (показ картинки).

З: Как интересно! Сколько много слов новых я узнал.

В: А еще бывают слова – извинения. Ребята, какие слова – извинения мы знаем?

Д: Простите. Пожалуйста, извините, пожалуйста.

З: Нет, извиняться не надо!

В: Зайка, нужно уметь признавать свои ошибки, а то ты можешь остаться один, без друзей.

З: Ладно-ладно, буду извиняться!

— Простите, пожалуйста; извините, пожалуйста!

В: Наши ребята, Зайка, часто говорят слова благодарности. Ребята, что это за слова?

Д: Спасибо, пожалуйста.

В: Мы рассказали тебе о добрых, волшебных словах.

З: Я всё понял, теперь я буду вежливым.

В: Давайте проверим, насколько Зайка хорошо понял, что должен делать каждый ребёнок и зайчонок, чтобы быть вежливым. А для это мы поиграем в игру, которая называется «Вежливо — невежливо».

Я вам буду говорить задания, а вы должны мне сказать, это вежливо или не вежливо.

Игра «Вежливо — невежливо» 

 1. Поздороваться при встрече…

2. Толкнуть и не извиниться…

3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

4. Отвечать грубо собеседнику…

5. Очень громко смеяться в автобусе…

6. Мусорить в разных местах…

7. Успокоить плачущего…

8. Решать спор кулаками…

9. Смеяться над недостатками других людей…

10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…

11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…

12. Поблагодарить товарища за помощь…

13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…

14. Помогать всем, кто просит нашей помощи…

15. Отбирать у других игрушки…

16. Радоваться за успехи других

Зайка: Я все понял. Вежливые слова и поступки нужны всегда.

В: Зайка, понравился тебе наш «Урок вежливости»? Запомнил добрые слова?

З: Помогите, ребята, вдруг я что-то забуду.

Слова- приветствия

Д: Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро.

З: Слова- прощания:

Д: До свидания, до скорой встречи, прощайте.

З: Слова — извинения

Д: Простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

З: Слова-благодарности

Д: Спасибо, пожалуйста.

З: Спасибо, ребята, я всё запомнил. Теперь я буду вежливым. До Свидания!

Д: До Свидания

В: Ребята, молодцы, мне понравилось, как Вы занимались. Научили Зайку вежливым словам. А вам понравилось?

Наше занятие окончено, спасибо всем!

Слайд 1

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г . Новосибирска «Детский сад №435 комбинированного вида» Проект « П риродоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей» Старшей логопедической группы № 3 Воспитатель: Ковалева И.А. Новосибирск 2017г

Слайд 2

Актуальность проекта . Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Слайд 3

Мотивация Слушая рассказы наших детей о наблюдениях в повседневной жизни, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах, а после посещения зоопарка у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов. Больше всего дети заинтересовались произведениями В.В. Бианки, К.Д.Ушинского , Е.И. Чарушина , поэтому мы вместе с ними решили подобрать и изучить их книги. Благодаря этому, дети познакомятся с художественным описанием жизни животных в природе, получат научно-достоверные знания о живом мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой.

Слайд 4

Цель проекта: Воспитание у детей чувств, интереса и любви к животным посредством произведений В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина .

Слайд 5

Задачи проекта: Познакомить детей с биографией и творчеством К. Д. Ушинского ; В.В. Биянки , Е.И. Чарушина ; Расширить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина ; Сформировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов ; Научить чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов ; Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, народные высказывания ); Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края; Р асширять представления родителей о детской литературе; П риобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Слайд 6

Что мы знаем? Есть писатели, которые пишут книги о животных, о природе Чем дикие животные отличаются от домашних Дикие животные живут в лесу и в зоопарке Что мы хотим узнать? Птицы , звери, насекомые – друзья или враги? Надо ли защищать животных и беречь природу? Откуда мы получаем знания о животном мире? Для чего необходимо изучать природу? Что мы узнали ? Познакомились с биографией и творчеством К. Д. Ушинского; В.В. Биянки , Е.И. Чарушина . Расширили знания детей о животном мире через произведения о природе; —

Слайд 7

С бор информации из разных источников Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В . В. Бианки, К.Д.Ушинского , Е.И. Чарушина ; беседы ; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, сказок и рассказов; отгадывание загадок; организация информационного стенда для родителей; интернет ресурсы ; п одбор мультфильмов.

Слайд 8

Беседы: «Любишь ли ты книги ?», «Кто такие писатели – натуралисты», «Ребятам о зверятах» и др. Рассматривание иллюстраций, репродукции картин, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления рассказов по ним. Чтение : В.В. Биянки :« Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Муравей и стрекоза», «Сова», «Кукушонок». К.Д.Ушинский : « Спор животных », « Как аукнется, так и откликнется», «Умей обождать », «4 желания», «Дети в роще», « Бишка ». Е.И. Чарушин : « Лиса с лисятами», « Зайчата», «Что за зверь », « Медведь — рыбак », «Путешественники ».

Слайд 9

Зарисовки к сказкам

Слайд 10

Все познать хотим на свете! — Рассматривание иллюстраций по сюжетам произведений художественной литературы и сказок. — Рассматривание энциклопедий, книг , журналов , наглядно-иллюстративного материала. — Создание альбома с иллюстрациями из сказок. — Создание уголка для проигрываний сказок. — Создание сборника стихов, рассказов, сказок «Братья наши меньшие».

Слайд 11

Мы играем целый день, целый день играть не лень. Дидактические игры: «Путаница», «Узнай по голосу», «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?», Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?». — Настольно-печатные игры : «Чей детеныш»; «Стань другом природы»; пазлы . Сюжетно-ролевые игры : «Теремок», « Зоопарк». Прослушивание аудиосказок : «Теремок», «Хвосты». Просмотр мультфильмов : «Путешествие красногрудого воробья», « Оранжевое горлышко », « «Слепая лошадь», « Синичкин календарь».

Слайд 12

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно..! — Физкультминутка ««Давай, коза, попрыгаем», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять». Подвижные игры: ««Воробышки и автомобили », « Перелёт птиц », « Летает – не летает », « Волк и гуси», «У медведя во бору », « Птицы и лиса », « Зарядка зверей », « Зайка беленький сидит », « Волк и зайцы », « Серый волк» Игровые упражнения: « Попади в цель ».

Слайд 13

Мы рисуем и поем, очень весело живем Рисование : «Жалобы зайки»; «Мое любимое животное», «Лисята», «Нарисуй свою сказку». Лепка : «Веселые зверюшки» ( из пластилина и природного материала), «Под грибом», «Лисичка», (из пластилина). Аппликация: «Сюжет к сказке «Сова» (коллективная работа, оригами); « Щенок» (оригами); «Медведь» ( цв.бум ). Разучивание танца «Мышата», «Цветы».

Слайд 15

Наши родители – наши помощники!!! Знакомство родителей с выбранной темой. Оформление информационного стенда для родителей. Изготовление объемного животного (разными техниками – вязание, шитье и тд ). Создание альбома с иллюстрациями из сказок. Консультация для родителей «Семейное чтение», «Роль детской книги в ознакомлении детей с природой». Советы родителям о том, как правильно выбрать книгу. Изготовление атрибутов, костюмов для презентации проекта . Создание мини библиотеки.

Слайд 17

Презентация проекта Сказка В.В. Биянки «Сова»

Слайд 18

В ходе реализации проекта у детей: Сформировался интерес к природоведческой литературе. Расширились знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки , К.Д. Ушинского, Е.И. Чарушина ; Сформировалось эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов ; Сформировались добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!

Сценарий кукольного спектакля по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Выход зайки.

Заяц.                        Здравствуйте, ребята, я – зайка – попрыгайка,

Наступили холода, в лес пришла сама зима.

Только я не унываю, громко песни распеваю!

♪ Песенка зайки.

Заяц.                        Ой, ребята, я замёрз, как сосулька стал мой нос!

                        Но я ловкий и умелый,

                        Я возьмусь за дело смело,

                        Я построю себе дом.

                        Ой, тепло мне будет в нём!

Строит дом.

Зайчик.                Как прекрасен домик мой!

                        Не простой он — лубяной.

                        Мерзнуть я теперь не буду,

                        Домик мой, ты просто чудо!

                        То-то будет здесь веселье,

                        Всех зову на новоселье!

                        Хлопайте вы подружней!

Будет праздник веселей!                

Пляска.

                        Что за славная избушка,

                        Здесь не мерзнут лапки, ушки!

                        Буду я круглый год

                        Жить без горя и забот!  

Выход лисы.

Лиса.                        Я красавица — Лисица,

                        Я одета, как царица!

Пусть узнают все на свете,

                        Снежный домик — Лизаветин!

Ах, как домик мой хорош!

                        Лучше дома не найдёшь!

                        Не домишко, а дворец!

                        Я – лисичка, молодец!

                        У зайца домик лубяной!

                        Некрасивый, не блестящий!

                         А у лисички дом ледяной!

                        Он красивый, настоящий!

                        Ребята, у кого домик красивей у зайца или у меня? (Ответ)

Ну и хорошо!

Поёт лиса. (Всходит солнышко)

                        Ах, как солнце припекает!

                        Домик мой сейчас растает!

                        Солнце, уходи скорей,

                        Снежный домик мой не грей!

Песня солнышка.

Дом мой тает…Вот беда!

                        Всюду талая вода!

                        Здесь кругом большие лужи…

                        Дом такой мне уж не нужен!

                        Что же делать? Как же быть?

                        Где теперь я буду жить?

(Обрадованно)

                        Знаю, кто поможет мне,

                        Хитрой лисоньке — лисе! (Стук)

Лиса (жалобно)

                        Зайка, дверь открой скорей,

                        Лисе, соседушке своей.

                        Я вот-вот схвачу простуду…

(кашляет)

                        Не откроешь — будет худо! (грозит)

Зайчик (из домика)

                        Я бы рад открыть, сестрица,

                        Да с тобой нельзя водиться.

                        Ты ведь хитрая плутовка,

                        Проведешь меня ты ловко.

Лиса (еще жалобнее)

                        Ах, голубчик, помоги!

                        У меня в глазах круги!

                        На ногах стою едва,

                        Ни жива и не мертва.

Лиса.                        Помираю, так и знай…

                        Братец Заяц, открывай!

Зайчик. (Выглядывает из окошка)  

                        Что с тобой, Лиса-сестрица,

                        Заходи в мою светлицу!

Лиса (грубо)        Шел бы ты, косой, отсюда!

                        А иначе будет худо!

                        Тесно в домике вдвоем,

                        Вон, живи под тем кустом!

(Толкает Зайца в сторону, с победным видом скрывается в домике)

 (Заяц уходит)

Заяц.                        Ой, Лиса в моей избушке

                        На печи поет частушки.

Частушки.

Заяц.                        Вот сижу я у березки

                        И роняю тихо слезки.        

Выход собаки

Собака.                Кто здесь плачет под березкой,

                        Кто роняет тихо слезки?

                        Ба-а, да это же косой!

                        Что случилось, брат, с тобой?

Зайчик.                Я хожу теперь голодный,

                         Потому что я бездомный! (Плачет)

                        Выгнала меня лиса меня.

                        Я не ел уже три дня!

Собака.                Ну-ка, Заинька, дружок,

                        Съешь скорее пирожок! (Даёт пирожок)

Собака.        Ребята, а вы умеете лаять, как собачки? Лайте громче, чтобы лиса испугалась! Гав, гав! Гав!

Эй, Лиса! Покинь избушку!

Лиса.                        Это что там за зверюшки?

                        Сон мой нарушают —

                        Спать Лисе мешают?

                        Щас, как встану с печки,

                        Утоплю вас в речке!

Собака.                Что-то лапы так трясутся,

                        Поскорей бы в лес вернуться!

Собака убегает.

Зайка.                Ой, Собака хвост поджала

                        Быстро — быстро побежала

                        В лес, подальше от избы,

                        Чтобы не было беды!

Что ж, спасибо и на том,

                        Видно, жить мне под кустом.

Выход Медведя.

Медведь.                Э-хе-хе, да здесь Косой…

                        Что случилось, брат, с тобой?

                        Аль обидел кто тебя?

Заяц.                        Лиса…выгнала меня!

                        Я хожу теперь голодный,

                        Потому что я  бездомный!

(Зайка плачет)

Медведь.                Хватит слезы лить, дружок,

                        Съешь-ка лучше корешок.

                        Я готов лису прогнать!

                        Будет нас плутовка знать!

                        Эй, Лиса, с печи слезай!

                        Зайцу домик отдавай!

Лиса.                        Кто шумит здесь под окошком?

                        Уносите лучше ножки!

                        А не то я закричу,

                        И ногами затопчу

                        И когтями-лапами

                        Морду исцарапаю!

Медведь.                Очень, злющая Лисица,

                        С нею лучше не водиться!

                        В лес, быстрее, побегу,

                        Шкуру я поберегу…

Уходит.

Заяц.                        И Медведь скорей убрался,

                        Злой Лисицы испугался.

(Плачет)

Выход Петушка.

Петух.                Это кто здесь на пенечке

                        Тихо плачет в одиночку?

                        Ты ли, Заинька косой?

                        Что случилось, брат, с тобой?

Зайчик.

                        Я хожу теперь голодный,

                                  Потому что я бездомный!

Петушок.                Я могу тебе помочь-

                        Прогоню Лисицу прочь!

                        Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

                        Уходи, лиса, за реку!

                        Уноси скорее ноги

                        Ты от этого порога!

Лиса.                 Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

                        Испугалась петуха!

                        Сам от этого порога

                        Уноси скорее ноги!

Петушок.                Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

                        Уходи, лиса, за реку!

                        Как возьму свою косу,

                        Потеряешь ты красу!

Лиса.                        Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

                        Не боюсь я Петуха!

                        Сам отсюда убирайся,

                        На глаза не попадайся!

Петушок.                Что же делать? Не выходит.

Зайчик.                Кто ж теперь лису прогонит?

Петушок.                Погоди-ка, друг зайчишка,

                        Появилась тут мыслишка…

                        Силой нам лису не взять-

                        Шутку надо с ней сыграть!

(Лисе)

                        Эй, Лиса, вставай-ка с печки!

                        Там охотники за речкой!

Лиса.                        Уходи Петух, ты прочь!

Петух.                Я хочу тебе помочь.

                        Вон уж по мосту идут,

                        Твою шкуру обдерут!

Точно будут в цель стрелять!

Лиса.                         Что-то их и не видать…

Петух.                Ну, ребята, выручайте,

                        Как из ружей вы стреляйте.

                        Повторяйте все за мной:

                        Пиф- паф! Ой-ой-ой!

                        Уходи, лиса, долой!! (3 раза)

Лиса (мечется по поляне)

                        Ой, спасите, помогите,

                        Мою шкурку не губите!

                        Я пожить еще хочу…

                        Я бегу, лечу, скачу…

(Убегает)

Петух.                 Убегает! Будет знать.

Как зайчишку обижать!

Заяц.                        Вот спасибо вам, друзья,

                        От лисы спасли меня!

Петух.                 Зайку в беду больше мы не дадим!

                        С Зайкой дружить мы все очень хотим!

Песня о дружбе.

Сказка умей обождать ушинский старшая группа

Технологическая
карта интегрированного занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного
возраста с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании

Тема:
Путешествие по авторскому рассказу К. Ушинского «Умей
обождать»

Цель:
развивать интерес детей к поучительным рассказам через повторное чтение
авторского рассказа К. Ушинского «Умей обождать» и дидактическую игру «Помоги
петушку с курочкой добраться до финишной прямой».

Образовательные:
продолжать учить воспринимать и понимать
содержание и идею произведения, определять характер героев и мотивы их
поступков и соотносить со своими действиями; формировать представления о
нравственных категориях в ходе ответов на проблемные вопросы и выполнении
заданий дидактической игры

Развивающие: развивать
устную речь детей, слуховое внимание и память через использование вопросов и
приемов-, «повторное и выборочное чтение»; способствовать развитию зрительного
внимания в ходе дидактической игры; совершенствовать грамматический строй речи
через понимание и использование предлогов в игровом задании «Собери  и объясни
картинку»

Воспитательные: воспитывать
внимательность, уважение к близким, умение слушать взрослых, умение прийти на
помощь в трудной ситуации через прочтение авторского рассказ К. Ушинского «Умей
обождать»

Дополнительные задачи: учить
находить правильный ответ на вопрос с помощью дидактической игры на ИКТ
оборудовании.

Дидактическая задача: действовать
согласованно правилам дидактической игры, соблюдать очередность во время
дидактической игры

Игровая задача: помочь
петушку с курочкой собрать все цветочки и добраться до финишной прямой.

Игровые действия: кидать
кубик, передвигаться по карте, выполняя задания, стремиться победить.

 
по очереди подходить к интерактивной доске, передвигаться по карте, кидать
кубик, делать ходы в соответствии с выпавшим количеством точек

Словарная работа:
активизация в речи детей новых слов – обожди, насилу, лихорадка.

Планируемые результаты
занятия:
выполнение заданий, решение проблемной
ситуации, закрепление результатов детей.

Подготовительная работа: чтение
авторского рассказа подготовка дидактической игры с использованием ИКТ
оборудования.

Материалы и оборудование:
хрестоматия, интерактивная доска, документ-камера,
ноутбук, бумага для печати, принтер, флеш-карта.

Этапы,
продолжительность

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы, приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1

Организационно-мотивационный
этап

Организовать
направленное внимание и формировать интерес у детей к теме занятия

  Приветствует
детей

Собрались все дети в
круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята!
Я предлагаю вам совершить путешествие в один уже знакомый нам рассказ.  А
чтобы узнать главного героя этого рассказа вы должны отгадать загадку

Актуализирует
знания детей

-Птица
ходит по двору,

Будит
деток поутру,

На
макушке гребешок,

Кто же
это ? (Петушок!)

Она кудахчет по утрам.

Неся
яйцо в подарок нам. (Курочка!)

-Молодцы,
ребята!

И сейчас
я предлагаю сыграть в игру «Помоги петушку с курочкой добраться до финишной
прямой»

— Играть
будем на интерактивной доске, поэтому давайте вспомним правила работы с
доской.

Уточняет
правила работы  на интерактивной доске

Открывает
игровое поле


Познакомлю вас с правилами игры:

Нужно по
очереди подходить к интерактивной доске, передвигаться по карте, кидать
кубик,  и делать столько ходов, сколько выпало точек

При
попадании на синий цвет выполнить задание

При
попадании на красный цвет нужно вернуться назад и выполнить задание

При
попадании на зеленый цвет нужно пройти вперед

Выигрывает
тот, кто первым доберется до финиша

С места
не выкрикиваем и не перебиваем друг друга.


помощи считалочки выбираем кто первый начинает игру)

Сюрпризный
момент

Художественное
слово

Беседа

Объяснение
правил работы с интерактивной доской

Участвуют
в беседе

Знакомство
с правилами игры

Дети
поддерживают беседу, определяют уровень своих представлений, проявляют
любознательность и стремление к получению новых знаний

2

Основной этап

2.1

Этап
постановки проблемы

Мотивировать на восприятие  произведения

1 Задание:
Собери картинку

Собери пазл и
посмотри, что получилось

-Расскажи, кого ты
видишь на картинке?

-Как вы думаете,
какой это момент?

(момент, когда
петушок наелся смородины)

2 Задание:
Соедини персонажей

Соедини главных
героев сказки с их тенями.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с
этим заданием.

3 задание: Найди цифру

Найди на картинке цифру 2 с помощью
прожектора.

— Как ты считаешь, почему именно цифра
2?

(кол-во персонажей в рассказе)

-А чтобы мы с
вами могли выполнять задания дальше, мы с вами должны вспомнить конец нашего
рассказа.

Размещает детей в
соответствии с САНПИНом:

— Сядьте
поудобнее, спина прямая, ноги вместе, локти на стол не кладём.

Уточняет правила
работы с книгой:

Прежде чем
начнем читать, вспомним правила обращения с книгой: книгу держим на уровне
груди, странички перелистываем за верхний уголок.

Беседа, показ портрета

Рассматривание иллюстраций

Выбор правильного ответа

Составление рассказа, высказывания

Беседа

Проблемный вопрос

Словарная работа

Обращают
внимание на иллюстрации

Выбор
правильного ответа

Высказывают
свое мнение

Проговаривают
правила работы с книгой

Дети
поддерживают беседу,  проявляют любознательность, интерес к иллюстрациям

Обогащают
словарь новыми словами.

Дети
закрепляют свои знания о правилах посадки за столом и работы с книгой

2.2

Этап
восприятия материала

 Продолжать учить детей воспринимать
чтение воспитателя на слух и следить за развитием действия;

понимать основное содержание
произведения, называть главные характеристики героев;

 определять  мотивы их поступков;
отвечать на вопросы на понимание прочитанного и обсуждать их

(Чтение отрыка)

«Выздоровел петушок к зиме и видит, что
речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и
говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед
очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед
проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.»

-Что снова сделал петушок?

(не послушал курочку)

-Чему учит эта сказка?

(слушать взрослых)

-Рассказ закончился, а наша игра
продолжается. Аккуратно встаем и подходим к доске.

4 Задание: Сотри и посмотри, что
получилось

-Я загадаю вам загадку слушайте
внимательно, когда ее отгадаете сотрите и посмотрите, что получилось

— Спозаранку я встаю, Звонким
голосом пою. (петух)

-Молодцы, ребята. на этом наше
путешествие продолжается.

-Ребята ваши глазки устали им нужно
отдохнуть давайте сделаем гимнастику для глаз.

5 задание: «Собери следы»

Двигай лупу и посчитай, сколько всего
следов оставил петушок

-Ребята, давайте мы с вами немножко
отдохнем и сделаем физминуту. Для этого нам нужно отойти от доски, слушать
меня и повторять движения за мной.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз-наклон и два-наклон,

Зашумел листвою клен.

6 задание: Помоги собрать Петушку ягоды

Теперь вы отдохнули

-Сложи в корзину только ягоды

Чтение

Объяснение

Проблемные вопросы

Беседа

Художественное слово

Упражнение

Подведение мини-выводов

Слушают
фрагмент рассказа «Умей обождать»

Анализируют

мотивы поступков,
характер героя

Участвуют
в беседе

Выполняют
физминутку

Правильно
заканчивают предложения

Дети
воспринимают и  понимают основное содержание произведения его характер и
нравственную направленность

 В
беседе называют главных героев; определяют  мотивы их поступков

Предупреждение
утомления детей

Закрепление
сложных слов

2.3

Этап
практического решения проблемы

способствовать развитию зрительного
внимания и произвольного поведения в ходе дидактической игры;
совершенствовать  грамматический строй речи через понимание и использование
предлогов

7
Задание: Кто лишний?

посмотрите
внимательно на картинку и вспомните какие персонажи там есть, а каких не
было.

Беседа

Выводы
по произведению

Слушание
музыкального произведения

Анализ,выводы

В беседе
определяют и выделяют главную мысль рассказа, нравственные ценности

3

Заключительный
этап-

Подведение итогов занятия

-По
какому рассказу мы сегодня путешествовали?

-Кто
автор этого рассказа?

-Чему
научил рассказ?

-Ребята,
кто же главные герои этого рассказа? 

Благодарит
детей

-Спасибо
вам, ребята за интересное занятие, вы хорошо помните этот рассказ. Вы
правильно справлялись со всеми заданиями.

Беседа

рефлексия

Анализ

Ритуал
прощания, повторение решения игровой задачи

Обобщают
новые знания, участвуют в беседе

Проявляют 
понимание нравственных качеств

Семинар-практикумдляпедагогов ДОО

«Игровыеметодыиприѐмывформированиилексико-грамматическихкатегорийудошкольников.Развитие связнойречи»

Плансеминара-практикума

  1. Теоретическаячасть

Цель:Изучениеисистематизацияприѐмовитехнологий,способствующихформированиюлексико-грамматического строяречи удошкольников.

Задачи:

    • Систематизироватьзнаниявоспитателейпоформированиюграмматическогострояречи удошкольниковвнормеипатологии.

    • Познакомитьсновымитехнологиямипоразвитиюлексико-грамматическогострояречиудетейсОНР:синквейн,методассоциативных связей,интеллектуальные карты.

    • Активизироватьтворческуюдеятельностьвоспитателей,черезпроведение«Педагогической мастерской».


  1. Практическаячасть

Хорошаяречь–важнейшееусловиевсестороннегополноценногоразвитиядетей.Чембогачеиправильнееречьребѐнка,темлегчеемувысказыватьсвоимысли,темширееговозможностивпознанииокружающейдействительности,содержательнееиполноценнееотношениясо сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речьсвоевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать егокоррекцию.

Максимальносензитивныйпериодразвитияречи–дошкольноедетство.

Дляформированияправильнойречибольшоезначениеимеетграмматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делаетречьорганизованной и понятной дляокружающих.

Известно,чтограмматическийстройэтосистемавзаимодействиясловмеждусобойвсловосочетанияхипредложениях.Различаютморфологический и синтаксический уровни грамматической системы.Морфологическийуровеньпредполагаетумениевладетьприѐмамисловоизмененияисловообразования,анасинтаксическомуровнеопределяется умение составлять предложения и грамматически правильносочетатьсловавпредложении.

Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия,А.Н.Гвоздева,В.В.Гербовой,Е.И.Тихеевойит.д.)достаточнополнопредставлен количественный и качественный анализ особенностей овладениялексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольноговозраста.

По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детейпредставленывсечастиречи(именасуществительные,именаприлагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебныеслова:предлоги,союзы,частицыимеждометия).В тожевремяв языкеребенкапоявляютсяграмматическиеформы,отображающиенетолькоизолированныепредметы,действияикачества,ноисложныеотношениямежду ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельныхслужебных слови т.д.

Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М.,Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормальногоречевого развития практически овладевает основными законами морфологииисинтаксиса.Онправильностроитнетолькопростые,ноимногиеконструкциисложныхпредложений.

Приовладениилексико-грамматическимстроемдетисОНРиспытывают значительные трудности: плохо запоминают терминологию,неадекватно еѐ используют, не могут грамматически правильно оформитьпредложения.

Менеесформированнойявляетсяфункциясловообразования,чемфункциясловоизменения.Этопроявляетсявтрудностяхпостроенияприлагательных от формы существительного(подушка из пуха – «пушоная»;вареньеиз груш– «грушиное»; лапа волка -«волкина»).

Входеработыпоформированиюсловообразованияотрабатываетсяотносительнонебольшойобъѐмсловообразовательныхформ,восновном,формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общимнедоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобыдети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевойслух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире исоответственнословарем,преждевсегомотивированнымисловами(образованныхотдругих),атакжесловамивсехчастейречи,обогащатьсмысловуюсторонуграмматическихсредств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание словмалопродуктивно,ребенокдолженузнатьегомеханизминаучитьсяимпользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования словприпомощисуффиксов(учитель-учительница)или(ехал-уехал);сформироватьнавыкиобразования словпоаналогии.

Shape1Приформированиинавыковсловообразования,главнаязадачазаключаетсявуточнениизначениянаиболеепродуктивныхформсловообразования,дифференциацииихпозначениюизвуковомуоформлению,проводитсязакреплениепродуктивныхмоделейсловообразованиявэкспрессивной речи.

Одним из эффективных методов развития ребѐнка, который позволяетбыстро получить результат, является работа над созданием нерифмованногостихотворения, синквейна. Синквейнс французского языка переводитьсякак«пятьстрок»,пятистрочная строфастихотворения.

Правиласоставлениясинквейна:

  1. ястрока–однослово,обычносуществительное,отражающееглавнуюидею.

  2. ястрока–дваслова,прилагательные,описывающиеосновнуюмысль.

  3. ястрока–трислова,глаголы,описывающиедействияврамкахтемы.

  4. ястрока–фразаизнесколькихслов,показывающаяотношениектеме.

  5. ястрока–слова,связанныевпервым,отражающиесущностьтемы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль,ребѐнокдолжениметьдостаточныйлексическийзапас.Поэтомуработаначинаетсясуточнения,расширенияисамосовершенствованиясловаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово,обозначающеедействиепредмета»,«слово,обозначающеепризнакпредмета»-используется мнемотехника.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – системаспециальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения ивоспроизведенияинформации.

Дискуссионнаячасть.

Экспресс-опросдляопределениякомпетентностивоспитателей.

  • Разговор двоих или нескольких человекна тему связанную с какой-либоситуацией.(диалог)

  • Речьодногособеседника,обращеннаякслушателям(монолог)

  • Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказповествование)

  • Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств,качеств,действий?(описание)

  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детеймонологическойречи?(средняя группа)

  • Какойприемприменяетпедагогдляснятияпаузинапряженностиуребенкапри пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказаннуюребенкомфразуи незначительнодополняет ее)

  • Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказапо картине (образецвоспитателя)

  • Ведущийприемдляактивизацииречиимышления(вопросыпедагога)

  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,творческоерассказывание)

  • Назовитеструктуруповествования(завязка,кульминации,развязка).

Теоретическаячасть.

Организация и методика обучения связнойречи, начиная с младшеговозраста.

ФГОСДОопределяет«Речевоеразвитие»какприоритетноенаправление.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение.Детипересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных ивоображаемыхсобытияхи предметах,сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речи означает длявоспитателя:

  1. научитьсяслушатьдетей.

  2. научитьсяпомогатьим,пересказывать,рассказывать,сочинять.

Для ребѐнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша свамиречьдолжнабытькрасивой,богатой,содержательной,образной!

Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребѐнка?Преждечемобучатьдетейсвязнойречи, необходимо, чтобы в активнойречи ребѐнка присутствовали разнообразные слова: существительные,прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения,метафоры и т.д.

Напримерслово снег

Однокоренныесловаснежинка,снежный,снегоход,снеговик,

Антонимыдождь

Синонимылѐд

Ассоциациизима,холод,мороз,санки,лыжи,коньки,горка

Продолжаемработатьсэтим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных)Белый,холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…Что со снегом можно делать?(глаголы)Копать, лепить, подбрасывать,ловить(снежинки),растопить,строить(горку,постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения)С пухом,одеялом, покрывалом ит.д.Почему?Объяснитьназванные варианты.

Давайте вспомнимвиды занятий по развитию речи, не интегрированные, а вчистомвиде,традиционные:

  • пересказ;

  • рассказпосюжетнойкартинеилипокартинеизвестногохудожника;

  • рассказпо сериисюжетныхкартинок;

  • описательныйрассказпредметаилиживотного;

  • творческийрассказ.

Работа над монологом в каждой возрастной группеотличается сложностьюсодержаниякартины,размером текстадляпересказа,определяется

«Программойвоспитаниявдетскомсаду».Нужнопомнитьо речевой

активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей2:3), чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы. На занятиипоразвитиюречикаждыйребенокдолженответитьне один раз.

Необходима предварительная работа, ежедневные беседы, работа сродителями и т.д. Есть методы, способствующие активизации речи. Какие?(Хоровые ответы. Просьба повторить ответ. Сейчас когда речь у многихплохо развита, именно такие методы нужно использовать. Расскажите, чтобыло сначала? Что будет если, уронить стакан на пол? Наглядные методыактивизацииречи-картины,иллюстрации,схемы,пиктограммы,

мнемотаблицы).

Есть вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «кому», «когда» идр., помогающие ребенку пополнять словарь. И есть вопросы логические,начинающие со слов «затем», «почему», «для чего», «как ты думаешь»,помогающиеустановитьпричинно-следственныесвязи.

Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы,выразительные интонации в передачи повествования и реплик героев.Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру НОД по обучениюрассказываниюсучѐтом возрастнойгруппой.

Во всех возрастных группах основным приѐмом обучения монологуявляется опора на словесный образец. Дополнительные приѐмы – опора нареальныепредметы,опорана картинки,работасинтонацией.

Воспитатели формируют знания о структуре текста (начало, середина, конец)ио способахсвязимеждупредложениями:

  1. Цепная связь при помощи местоимений (Прибежал зайчик, он любитморковкуи живетвлесу).(мнемодорожки).

  2. Лексическийповтор.

  3. Заменасинонимом.

Поспособупередачиинформацииразличаюттипывысказываний:

  • описание, строится по плану: название объекта, его признаки, свойства,качества,действия. (схемыописательныхрассказов).

-повествование- это рассказ сюжет, которого развертывается во временихарактеризуетсяиспользованиемзачинов:«Однажды»,«как-тораз».

  • рассуждение,отличаетсяустановлениемпричинно-следственныхсвязей.

Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты,называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учитьдетей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепеннопереводитьихотэтогопростого перечисленияпредметовксвязным

высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – этокартины,изображающиеотдельныеобъекты,атакженесложныесюжеты,

близкие личному опыту детей. Занятия можно начинать с вводной беседы,целькоторой –выяснитьпредставленияизнаниядетейобизображении.

Основнойприем:вопросывоспитателя.Онидолжныбытьчеткими,

лаконичными.Например картина «Мы катаемся на санках». Какие вопросыпомогутпонятьсодержание?

Еслиребенокзатрудняетсянадопомочьемупояснениями,уточнениями.

Добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, ихкачествами, действиями. После беседы воспитатель сам рассказывает онарисованномна картине.Можнозагадатьзагадку.

Используются разнообразные игровые приемы.Сгоркисами внизлетят,

Ана горкуне хотят,

Надо в горку за веревкуКаждыйразтянутьназад.

Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной»-наступила …выпало много…детиодели…взяли ссобой…истали… увиделиптичкии

сказали… щенок… А кто сам может повторить? Если никто не хочет,повторяетерассказеще разсами.Поощренияобязательны,чтобы

фиксировать ситуацию успеха. Следить за дисциплиной бывает тяжело,поэтомуприсутствиепомощникавоспитателяобязательно.Она

контролирует гиперактивных детей, помогает заинтерисовыватьдеятельностью.

В средней группе – учат составлять описательные рассказы попредметнымисюжетнымкартинкам.Рассказываниепроводитсяпо

вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научилисьрассказыватьпообразцу,задания можно усложнять,подводитьдетейк

самостоятельномурассказыванию.

Встаршейиподготовительнойкшколегруппах– самостоятельно

составляется рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования:точнаяпередачасюжета,использованиеразнообразныхязыковыхсредств.

Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широкоиспользуются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа.Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второйописываетсобытия,изображенныенакартине,третий–последующие

действия.

Рассказывание об игрушках.Младший дошкольный возраст – занятиепроходитвживойэмоциональнойформе.Большоезначениеимеет

правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки разные повнешнемувиду,это обеспечиваетактивизациюсловарядетейиразвитие

связной речи на основе использования приема сравнения. Описание игрушкиначинаетсяспродуманныхвопросов.Рассказвоспитателяявляетсяобразцом.

Используютсяигры:«Узнайпоописанию»,«Угадай,ктоэто»,«Что

пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки,картинки,флажки).Описаниеигрушек-котенок,жеребенокимышонок.

Используйте прием совместного рассказывания: это-котенок, он какогоцвета,рыжий,пушистый,унего…

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлениюнебольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора наактивизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качествеигрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описаниюпредметовигрушек посхеме:

  • названиепредмета,

  • его признаки,качества,действия сним,

  • отношениеребенкакпредмету.

На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образецвоспитателя.Используютдидактическиеигрысигрушками.

В старшей группе занятия по развитию связной речи с использованиемигрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетныхрассказовпооднойигрушке илипонаборуигрушек.Назанятиях по

сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особоевнимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель,затем дети. Универсальный прием – слова «Молодец! Умница! У тебяотличнополучается!».Этоспособствуетпоявлениюуверенностивсвоих

силах,формируетсамооценку.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы понабору игрушек. Сначала дети договариваютсямежду собой, какие игрушкионивыберут,намечаютобщуюлиниюсюжета,азатемидетимпровизация.

Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в среднейгруппе.Напервых порахвоспитательорганизуетегопослезнакомствас

картиной, игрушкой. В дальнейшем предлагаются конкретные, близкие темы.Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомитстемой рассказа,намечаетосновнуюсюжетнуюлинию.

Встаршемдошкольномвозрастетематикарассказовусложняется.

Широковводитсятемаприроды,предлагаютсяследующиевидырассказов:

  • Сюжетныйрассказнаосновенепосредственноговосприятияилитрудавприроде;

  • Сюжетныеиописательныерассказынаосновебесед,чтения книг;

  • Описательныйрассказнаосновесравненияразличныхвременгода;

  • Описательныйрассказокаком-нибудьвременигода;

  • Описательныйрассказоботдельномявленииприроды.

Существуютразличныевариантытворческогорассказывания:

  1. Придумываниепродолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщаетначало рассказа,аосновные события придумываютдети.

  2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется ужебольшая самостоятельность, т.к. планпомечает лишь последовательностьрассказывания,аразвитие содержаниядетямпредстоитосуществлять

самостоятельно.

  1. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана).Ребеноквыступаетавтором,сам выбираетсодержание.

  1. Придумываниерассказаилисказкинасамостоятельновыбраннуютему.Этосамый сложныйвидрассказывания.

Свободное сочинение или инициативная речь служит показателемречевого развития ребѐнка. Этому не учат специально, но способность ксвободномусочинению подготавливается всей системой развития речиребѐнкавдетском садуи вдомашнихусловиях.

Обучение пересказыванию. Текстами для пересказывания могут быть:1)сообщениябытовогохарактера,которыевоспитательпередаѐтдетям,аонипересказывают(изличногоопыта).

2)произведения художественной литературы, которые дети пересказывают наспециальных занятияхпообучениюмонологическойречи.

Помощьдетямвпересказываниихудожественныхпроизведений

осуществляется словесными приѐмами, главным образом всевозможнымивопросами.

Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказумонологического текста:

  1. вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнемусловуфразы),

  2. подсказывающийвопрос,

  3. наводящийвопрос,

  4. прямойвопрос,

  5. цепьпрямыхвопросов(план),

  6. вопросыпоисковые,

  7. вопросы–указания.

Пересказываниюпредшествуетчтениеданного текста.

На занятиях с детьми третьего года жизни воспитатель пользуетсявопросами,направляющимисовместноепересказывание(вопроск

последнему слову фразы, произнесѐнной воспитателем, подсказывающийвопрос).Стихотворение В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитательпредлагаетпересказатьего.

Воспитатель.Тамкотикусатыйпосадикубродит…Ктобродитпосадику?Котикусатый посадикубродит?

Ребенок.Котикусатыйпосадикубродит.

Воспитатель.Акозликрогатыйзакотикомходит…Ктоходитзакотиком?Козликрогатый за котикомходит?

Ребенок.Козликрогатыйзакотикомходит.

Обучение пересказыванию начинается своспроизведенияхорошо знакомыхдетямсказок,построенныхнаповторе(«Колобок»,«Репка»,«Теремок»).

Воспитатель помогает запомнить последовательность появления героев, ихдействий при помощи наглядных схем или настольного театра. В случаезатруднениявоспитательвключаетсявпроцесспересказывания,напоминает

текс, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение.Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам. Вопросыдолжны быть направлены на установление последовательности событий,называниедействующихлиц,напоминание текстапесенок.

Детям четвертого года жизни воспитатель помогает прямыми вопросами,облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.Еслипересказываетсятекст,нужно,чтобыдети ужезналиотдельные,

наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда навопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из текста. Прямыевопросы воспитателя должны помогать им как можно полнее использоватьсловарьтекста.Еслидети забыли,воспитательподсказывает.

Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».Воспитатель.Гдебылимедведи,когдаМашазабрелавихдомик?

Ребенок.Медведейнебылодома,ониушлигулятьпо лесу.

Воспитатель.Сколько комнатбыло вмедвежьемдомикеикакие?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.(Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задастподсказывающийвопрос.)

Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она тамувидела?

Всреднейгрупперешаютсяболеесложныезадачи:детейучат

рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но ивпервыепрочитанныеназанятии,выразительнопередаватьразговор

действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в нихнесоответствие тексту. После чтения проводится краткая беседа опрочитанном.Вопросынаправленынавыявлениепониманиядетьми

содержания произведений. Если ребенок затрудняется в пересказывании,задаются дополнительные вопросы, им напоминаются фразы из текста, слова.Постепенно требования к пересказу возрастают – воспитатель добиваетсяточности и полноты воспроизведения содержания. Выразительной передачидиалогов. Если ребенок пересказывает текс своими словами, педагог следитза тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора. Важным методическимприемомявляетсяоценкадетскогопересказа.Егопроводитвоспитатель.

Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметивхорошие стороны и недостатки, обязательно поощритьстарание ребенка,вселитьвнего уверенностьвсвоих силах.Воспитательпомогает

пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно сериювопросов,развивающих тему,т.е.составляетпростойпланпересказа.

Сначала план может состоять всего из 2 – 3 вопросов. В дальнейшем долженусложняться.

Встаршейгруппепроизведениядляпересказадовольнобольших

размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы они воспринялисуть произведения. Пересказывать его можно и по частям: воспитательпрочитываетнебольшую законченнуючастьпроизведения,затемставит

сериювопросов,исчерпывающихеесодержание,идетипересказывают

данныйотрывок.Приэтомвоспитательследитзатем,чтобыониправильнопроизносилисловаисоставлялипредложения,атакжевыразительно

передавалиразговордействующихлиц.

Например: сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можноразделитьдляпересказанатакиечасти:

  1. Жили-были себе брат и сестра — петушок да курочка. Побежал петушок всад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Неешь,Петя!Обожди,покасмородинапоспеет».Петушок непослушался,

клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох,— кричитпетушок,— беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушкамятой, приложила горчичник — и прошло. Какие вопросы можно задать посодержаниюотрывка?

Вопросы:

    1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Недождался,пока ягода созреет.)

    2. О чем курочка предупреждала братца? (Что надо подождать, покасмородинапоспеет.)

    3. Чтозаболелоупетушкаотзеленой смородины?

    1. Каквылечилакурочкапетушка?

  1. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разогрелся, вспотел ипобежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит: «Не пей, Петя,обожди,покаостынешь».Непослушалсяпетушок,напилсяхолоднойводы

— и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором,прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок впостели.

Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» — «егознобило,потомучтоподняласьтемпература».

Вопросы:

    1. Почему разогрелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего оннедождался?

    2. Очемкурочкаегопредупреждала? (Чтонельзяпитьхолоднуюводу,разогревшись.)

    3. Ктолечилпетушкаотпростуды?Долголионпроболел?

  1. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась;захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох,обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок,утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, ледпроломился,ипетушок—бултых вводу!Только петушкаивидели.

Вопросы:

  1. Какойбыллед наречке? Чего недождалсяпетушок?

  2. О чем курочка предупреждала братца? (Что нельзя по тонкому льдукататьсяна коньках.)

  3. Почемупогибпетушок?

Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросампоисковым, т.е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросывключают вопросительные слова: почему? Зачем? Для чего? как? Какимобразом? Вопрекичему?

Пересказывая содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить навопросы,подчеркивающиеназидательныйхарактер произведения:

  1. Какотносиласькурочкакбрату?

  2. Правильныелисоветыдавалакурочка?

  3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет?… пока неостынет, чтоб холодную воду пить без вреда? … пока лед на речке неокрепнет,чтобыбезопасно былокататься по нему?

  4. Жалковампетушка?

  5. Нравитсяливамумнаякурочка?

Детям шестого и седьмого года жизни воспитатель может помочьпересказыватьхудожественныепроизведения,формулируявопросыкак

указания,чтозачемнадоговорить,вкакомпорядкеописыватьпредметыилиизлагатьсобытия.

Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого)можно датьтакиеуказания:

  1. Сначаласкажи,где жилзаяципочемуемузимойбыло плохо.Затем

расскажи,каквстретилсяон сдругимизайцаминагумнеикаксталхвастать.

  1. Расскажи,кактеткаворонаузналапрохвастуизачемпошлаего

разыскивать.Чтосделалаворона,когдазаяцрассказалей,каконхвастал?

  1. Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ееизбеды.

При обучении пересказу воспитатель должен помнить и о том, чтобыдети,передаваядиалогическуюречь,училисьизменятьинтонациив

соответствииспереживаниямидействующихлиц.Послепересказаэтой

сказкисамсобойнапрашиваетсятакойпоисковыйвопрос:«Почемуворона

сказала, что заяц не хваста, а храбрец?» Нужно, чтобы сначала дети ответилинаэтотвопроскто какможет.Потомвоспитательподытоживаетвсе

сказанное: «В трудную минуту заяц поступил очень храбро. Он на себяотвлек собак, сам подверг себя опасности, чтобы спасти другого — теткуворону.Ему,наверное,было страшно,но оннеструсил.Значит,заяц

оказалсяхрабрецом».Кто-либоиздетейповторяетэтотвывод.

В подготовительной группе – занятие по пересказу текстов состоит изследующих частей:

  1. Вводнаябеседа, которая настраивает на восприятие произведения(вопросы,рассматриваниехудожественныхиллюстраций)

  2. Чтениелитературного произведения. Перед первичным чтением не следуетделать установку на запоминание текста. Очень важно выразительнопрочитатьтекст.

  3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросытщательно продуманы. Данная часть занятия не должна быть длинной,достаточно 4-5вопросов.

  4. Повторное чтение литературного текста с установкой на запоминание ипересказ.

  5. Пересказ произведения детьми. Строят грамматически правильнопредложения,связноипоследовательнопередаватьсодержание.Если

небольшой текст, то ребенок пересказывает его целиком. Более длинныйрассказ – цепочкой. Если затрудняются – задаются вопросы. Детипривлекаютсяк оценкерассказовтоварищей.

Наглядноемоделирование-инновационныйметодразвитияречи.

Необходимоначинатьработуспростейшихмнемоквадратов,затем

переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Мнемотаблица -это средство, которое помогает детям выделить в предметах или ихотношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержаниерассказа.Она учитфиксироватьполученныйрезультатвдоступнойдетям

схематичной форме. Еще один наглядный метод развития монологическойречи- коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признакиобъектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепитьграмматическиеформыродного языка.Прииспользованиипиктограмм,

схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речеваяактивность.Они привыкаютксамоконтролю.

Практическаячасть.

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы (т. е.подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки»,«Кисонька-мурысонька»,«Петушок»(потешки).

Задание 2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е. подготовьтесь котраженномупересказываниюсказкидетьмимладшей группы):

К.Чуковского«Цыпленок».

Задание 3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обученияпересказу рассказа детей средней группы: «Поезд» Я. Тайца. (О чемговорится в рассказе? Как он начинается? О каком времени года говорится врассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Как у детей получилсяпоезд? Кто был машинистом? Кто-контролером? Кто- паровозом? А выиграливтакойпоезд?какая словарнаяработа.

Задание4.Подготовьтесериипрямыхвопросовкрассказудлядетей

старшей группы, разделив тексты произведений на смысловые отрывки Л.Толстой«Пожарные собаки». Почему собаки занимаются спасением людей?Почему Боб вынес не только девочку, но и куклу? Правильно поступилилюди,когданачалисмеяться?Как выотноситеськтакой собаке?Какие

чувствавызываетрассказ?Коговрассказеможноназватьсмелым?

Задание 5. Подготовьте вопросы-указания к сказке «У страха глаза велики»для обучения пересказу детей шестого года жизни (Почему это произведениеназываетсясказкой?Как выпоняли егоназвание?Очемрассказывается в

сказке? Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка?Какие у них были ведра? Какие звери им почудились? Что вам понравилось?)коллажи.

Задание6.Подготовьтепоисковыевопросыдляобучениярассуждениям

детей подготовительной группы, при пересказе М.Пришвина «Золотой луг».(что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? Почему лугназвали золотым? Почему вечером луг становился зеленым? О чем в немговорится? Какавторназваллуг? СчемПришвинсравниваетодуванчик?

Экспресс-опроситоговый:

    1. Что понимаете под термином «монологическая речь». Перечислите типывысказываний.(описание,повествование,рассуждение).

    2. Видызанятийпообучениюрассказыванию.

    3. Вчемсостоиттрудностьусвоениямонологическойречидляребенка?

    4. Когда начинаются специальные занятия по развитию монологическойречи?Какимтипам монологическойречиобучаютдетей?

    5. Каковыосновныеприемыобучениядетеймонологическойречи?

    6. Как организуется обучение детей монологической речи в свободномречевомобщении?

    7. Как организовать помощь родителям в развитии у детей навыкамонологическойречи?

    8. Чтозначит,длявоспитателяовладетьметодомобученияпересказыванию?(научитьсяформулироватьвопросыпо содержанию,применятьметоды

активизации речи, уметь понимать смысл произведения, выделять главное втексте,владетьнавыками связной речи).

    1. Почему обучение пересказу способствует развитию монологическойформыречидетей?

    2. Как воспитатель осуществляет помощь детям при пересказехудожественных произведений?

Игровойтест»Формированиеграмматическогострояречиудетейдошкольного возраста» (Практическаячасть)

Правилаигры:играющиепоочередибросаюткубикипередвигаютпоигровомуполюсвоюфишкунауказанноенакубикечислоклеточек.Выигрывает тот, кто первым доберѐтся до финиша.Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить наодин из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случаеправильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку.В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход.Если играющий попадает на синюю или зелѐнную клеточку, то он долженответитьнавопросы,написанные,насинейилизелѐнойкарточкессоответствующимномером.Еслиответданправильно,играющийпродолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющийпропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает покарточкеправильный ответ.

Материал: игровоеполе,фишки(поколичествуиграющих),кубиксделениямиот1до6,карточкисвопросами (3набора).

Вопросы

Красныекарточки

Теоретическиезадания.

  1. Чтоизучаетсинтаксис?(Cловосочетанияипредложения).

  2. Чтотакоеморфология?(Морфологияэторазделграмматики,изучающийчастиречи).

  3. Отличиетерминовформообразование(словоизменение)исловообразование(При формообразовании возникают только разные формыодного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразованиисоздаютсяновые слова).

  4. Чтотакоесловообразование?(Эторазделязыкознания,изучающийстроениеиспособыобразованияслов)

  5. Чтотакоесловоизменение?(Эторазделязыкознания,изучающийразныеформыодногои тогоже слова).

  6. Чтоозначаетсловоаграмматизм?(Ошибки,допущенныеприсогласованиислов).

  7. Перечислитьграмматическиекатегориисуществительных.(Род,число,падеж,одушевлѐнность – неодушевлѐнность)

  8. Перечислитьграмматическиезначенияпадежа.(Именительный,родительный,дательный,винительный,творительный,предложный).

  9. Перечислитьграмматическоезначениерода.(Женский,мужской,средний).

  10. Перечислитьграмматическоезначениечисла.(Единственное,множественное).

  11. Чтотакоесклонениесуществительных?(Изменениепопадежам).

  12. Чтотакоесуществительное?(Самостоятельнаячастьречи,выражающаяпредметностьи отвечающаяна вопросыкто?,что?).

  13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающаяпризнакпредмета,отвечающаяна вопросыкакой?,чей?).

  14. Что обозначают качественные прилагательные?(Обозначают свойствосамогопредмета,безотносительно кдругим предметам).

  15. Чтовыражаютотносительныеприлагательные?(Выражаютпризнакчерезотношениек людям,предметам,действиям,месту…).

  16. Чтохарактеризуютпритяжательныеприлагательные?(Характеризуютпредметпоегопринадлежностиклицу,живомусуществу).

  17. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначаетдействиеилисостояниекакпроцесс,отвечаетна вопросычтоделать?,чтосделать?).

  18. Перечислитьнаклонениеглагола,привестипримеры

    • Изъявительное–обозначаетдействие,котороеимеетместо,имеломесто, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будетрисовать.

    • Сослагательное– обозначает действие, которое возможно, при какихлибо условияхнарисовалбы.

    • Повелительное–выражаетпобуждениевформепросьбы,приказа,пожелания,советарисуй.

  19. Перечислить время глагола, привести примеры.(Прошедшее, настоящее,будущее).

  20. Чтотакоепростоеисложноепредложение?Какиебываютсложныепредложения?(Простыепредложениясостоятизоднойграмматическойосновы;Сложныеиз2-хилиболееграмматическихоснов;Сложныепредложения:сложносочинѐнныеи сложноподчинѐнные).

Синиекарточки

Всезаданиясвязанысознаниемпедагогамипрограммыпоразделу

Грамматическийстрой речи‖.Педагогидолжны,определить для какого возрастадетейсоответствует данная задача.

  1. Учитьдетей согласовыватьсловавроде,числе,падеже.(с 3до4лет)

  2. Умениесоставлятьпредложенияразных типов.(с4до7лет)

  3. Умениеупотреблятьпредложно-падежныеконструкцииспредлогамина,в,с,со, из,из-под,над,за,из-за,перед,около.(с6до7лет).

  4. Умениеупотреблятьсуществительныесуменьшительно-ласкательнымисуффиксами.(с 3до4 лет).

  5. Умениеупотреблятьглаголывповелительномнаклонении.(с4 до 5лет).

  6. Умениесогласовыватьсуществительныеичислительныевродеичисле.(с5до6 лет).

  7. Умениеобразовыватьтрудныеформыповелительногоисослагательногонаклоненияглаголов.(с6до7 лет).

  8. Умениеобразовыватьназваниедетѐнышейживотных(домашнихидиких).(с 5 до6 лет).

  9. Умениесоставлятьпростыеисложныепредложенияпокартинкамсовместно со взрослым.(с 3до4лет).

  10. Умениесогласовыватьсуществительныеиприлагательныевродеичисле.(с3до4 лет).

  11. Умениеупотреблятьформуродительногопадежаединственногоимножественного числасуществительных.(с 4до5лет).

  12. Умениеразличатьиупотреблятьпредложно-падежныеконструкцииспредлогамив,на,по,под,над,перед,за,около.(с4 до5 лет).

  13. Умениеправильно согласовыватьсловавпредложении.(с4 до 5лет).

  14. Умение соотносить названия животных и их детѐнышей, образовыватьназваниядетѐнышейвединственномимножественномчисле.(с4 до 5лет).

  15. Умениеобразовыватьсуществительныевединственномимножественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с5до6 лет).

  16. Умениеобразовыватьприлагательныеотсуществительных.(с6до7 лет).

  17. Умениесогласовыватьсуществительныеиприлагательныевродеичисле.(с5до6 лет).

  18. Умениеупотреблятьименасуществительныевименительномпадеже(единственноеи множественное число).(с3до4 лет).

  19. Умениеобразовыватьназванияживотныхиихдетѐнышейвединственномимножественномчисле,используяуменьшительно-ласкательныесуффиксы. (с 3до4лет).

  20. Умениесогласовыватьсуществительныесприлагательнымивроде,числе,падеже, ориентируясьна окончание.(с4до5 лет).

Зелѐныекарточки

Практическиезадания

Придуматьзаданиекзадаче

  1. УточнитьиактивизироватьсловарныйзапаспотемеОвощи‖.

  2. Активизироватьглагольныйсловарь.

  3. Учитьобразовыватьсуществительныесуменьшительно-ласкательнымисуффиксами.

  4. Учитьсоставлениютрѐхсловныхпредложений.

  5. СогласовыватьчислительныеОДИН,ОДНАссуществительными.

  6. Уточнитьпространственныеотношения,выраженныепредлогом.

  7. СоставитьпредложенияспредлогомНА.

  8. СогласовыватьсуществительныесчислительнымиДВА,ДВЕ.

  9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме Домашние животные‖.

  10. Образоватьсуществительные вединственном числе,вдательном падеже.

  11. СогласовыватьместоименияМОЙ,МОЯссуществительными.

  12. УточнитьактивизациюсловаряпотемеФрукты‖.

  13. Образоватьсуществительныевформетворительногопадежа,вединственномчисле.

  1. Образоватьсуществительныевпредложномпадеже,вединственномчислеспредлогомО.

  2. СоставитьпредложенияспредлогомЗА.

  3. Подборприлагательныхксуществительномуинаоборот.17.СоставитьпредложенияспредлогамиВ,НА,ПОД.

  1. Подборнесколькихопределенийксуществительномупосхеме.

  2. Согласовыватьприлагательныеисуществительныепороду.

  3. Расширятьиактивизироватьсловарь потемеДикиеживотные‖.

Рекомендации:

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологииречевого развития дошкольников.

  2. Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время,побуждающих кактивизацииречевойдеятельностидетей.

  3. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры,формы элементарной поисковойдеятельности ит.п.

  4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитиюсвязнойречидетей.

  5. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формыречевойактивностидетей входе НОДиповседневной жизни.

  6. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связноймонологическойречи.

  7. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесенияразговорнойречи,отрывковизлитературныхпроизведений,сказок

стихотворныхформ,пословиц,загадок,скороговорок,чистоговорокит.д.

  1. Стимулировать обращение ребѐнка к взрослому, сверстнику с вопросами,сообщениями,побуждениями.

  2. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучатьдетей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческогорассказывания.

  3. Способствоватьразвитию речи в игре и отражению литературных образоввсюжетно-ролевыхиграхдетей.

  4. Организовыватьигры-драматизацииполитературнымпроизведениям.

  5. Вестисистематическуюработусродителямипоорганизацииэффективногообщениясребенком,удовлетворению еголюбознательности.

  6. Побуждатьродителей создавать условия для общения с другими детьми,для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игрвзрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучиваниястихов.

  7. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитываяличностныеособенности каждой семь

Списоклитературы

    1. АлексееваМ.М.,ЯшинаВ.И.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников–М.: Академия, 2000.-450с.

    2. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей снарушениямиречи.Вопросыдифференциальнойдиагностики.–СПб.:Детство-пресс,2004.-120с.

    3. ВыготскийЛ.С.//Избранныепсихологическиеисследования.-М.,1956.

    4. ГвоздевА.Н.Вопросыизучениядетскойречи-М.:1961-240с.

    5. ЕфименковаЛ.Н.Формированиеречиудошкольников.–М.:Просвещение,1985.-112с.

    6. ИваненкоА.П.,БелоусТ.Н.,УдовенкоЛ.К.Словарнаяработавдетскомсаду.—Запорожье,1975.-170с.

    1. ИваненкоС.Ф.Формированиевосприятияречиудетейстяжелыминарушениями произношения. –М.:Просвещение,1984.-230с.

    2. КольцоваМ.М.Ребенокучитсяговорить.–М.,1973.-145с.

    3. Коррекционнаяпедагогика:Основыобученияивоспитаниядетейсотклонениямивразвитии:Учебноепособиедлястудентовсреднихпедагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н.Шаховская,Ю.А.Костенкова;Подред.Б.П.Пузанова.3-еизд.,доп.Издательский центр»Академия»,2001.-360с.

    4. ОвчинниковВ.Н.Функциональныетипывысказыванийвдетскойречи:

/автореф.дисс.канд.пед.наукМ.,1982.-30с.

    1. СохинФ.А.Задачиразвитияречи//Развитиеречидетейдошкольноговозраста//Подред.Ф.А.Сохина–М.,1979.-310с.

    2. ХарченкоВ.К.Семантикасловавдетскойречи:проблемыинаблюдения

//Детскаяречькакпредметлингвистическогоизучения/Подред.С.Н.Цейтлин–Л.,1987.-235с.

    1. Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.- М. Педагогика, 1981.-340с.

    2. ШвачкинН.Х.Развитиеречевыхформумладшегодошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — Сб.ст./Под.ред.А.Н.Леонтьева,А.В.Запорожца.-М.,

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458048-seminar-praktikum-dlja-pedagogov-doo-igrovye

  • Сказка три поросенка слушать и смотреть
  • Сказка три поросенка маршак
  • Сказка толстой как мужик гусей делил
  • Сказка толке белэн торна
  • Сказка того чего не было читать гаршин