Сказкотерапия для взрослых — это очень эффективный инструмент работы. Даже самое простое — сочинение своей сказки на заданную тему — уже открывает дверь во внутренний мир человека. Вы можете выбрать любой проект на сайте для себя и или присоединиться к группе или попросить меня об индивидуальной работе. Я отвечаю на все вопросы на сайте, так что смело играйте в игрушки и пробуйте другие форматы работы со сказками: без моей поддержки вы не останетесь.
Ниже я опишу подробнее все, с чем уже можно работать неподготовленному клиенту и приключенцу.
Способы и приемы работы со сказкой
В сказкотерапии можно выделить до 27 способов и приемов работы со сказками. В 2017 г. на сайте проводился бесплатный проект Арт-терапия. Скоро сказка сказывается. К нему можно присоединиться в любой момент:
Чтение и последующее обсуждение сказок
Женские сказочные сюжеты
Разбирать женские сказочные архетипические сюжеты мы будем с помощью выкладок Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой на материале сказок и мифов:
- мачеха и падчерица;
- спасительница;
- красавица и хищник;
- женское коварство
- ожидающая пробуждения и спасения;
- разборчивая невеста;
- отшельница.
Мужские сказочные сюжеты
Разбирать мужские сказочные архетипические сюжеты мы будем с помощью выкладок Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой на материале сказок и мифов:
- отчий дом;
- дорога к мастерству;
- спаситель;
- скрытые враги;
- любовь;
- вечное возвращение;
- мужское братство.
Сочинение сказок
Сочинение сказок на сайте проводится в рамках проекта «Мастер сказок» — возможно платное участие и бесплатная публикация своих сказок в постах или в соответствующих темах форума.
Можно прочитать сказки «про Бабу-Ягу», которые я писала для этого проекта.
Раскладывание сказки по архетипической спирали
Раскладывание сказок по архетипической спирали — это «Архетипическое путешествие по сказкам „Василиса Прекрасная“ и „Велес и Буря Яга“». Самый надежный, хоть и простой, способ взять себе все этапы архетипической спирали по Марк и Пирсон.
Проживание сказки в пространстве личного мифа — «Нарративная сказкотерапия»
Выбор сказки для проживания осуществляется как по желанию клиента, так
и по результатам анкетирования. При сопровождении сказки я подсказываю,
как правильно подобрать и распределить персонажей, отслеживаю, нет ли отклонений
от маршрута, помогаю расшифровывать проблемы, которые затрудняют процесс,
хвалю, подбадриваю и помогаю в итоге авторизовать результаты.
Сказки по Клариссе Эстес
Используются тексты сказок из книги:
Эстес К. П.
Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях
В эти сказки можно идти и мальчикам и девочкам: сказки противоположного
гендера я помогу адаптировать под ваш, не нарушая логики сюжета.
Выследить захватчика: Синяя Борода
Разнюхать факты: Василиса Премудрая
Пара: союз с другим: Манауи
Охота: Женщина-Скелет
Найти свою стаю: Гадкий утенок
Счастливое тело: дикая плоть: La Mariposa, Женщина-Бабочка
Самосохранение: Красные башмачки
Чувство дома: Тюленья шкура
Чистая вода: Три золотых волоса
Чистая вода: Девочка со спичками
Чистая вода: La Llorona
Жар: Баубо – пузатая богиня
Пометить территорию: Лунный медведь
Боевые шрамы: Златовласка
Посвящение в подземном лесу: Безрукая девица
Инициационные сюжеты: Она, Он, Мы
Путешествие Психеи
Женский инициирующий сюжет, обретение зрелой женственности.
Легенда о поиске чаши Грааля
Мужской инициирующий сюжет, обретение зрелой мужественности.
Миф о романтической любви
Анализ истории о романтической любви между мужчиной и женщиной, а также поиск личных смыслов в этой истории.
Групповая работа над сказкой
Продолжаем собирать бесплатную пилотную группу для работы над сказкой «Василиса Прекрасная». Ориентировочно — в 2018 г.
Работа над сказкой в паре
Супружеское консультирование по сказке «Царевна-Лягушка». Бесплатных мест нет, но возможна платная работа.
Упражнения и игры в сказкотерапии
«Игры-бродилки: 52 шага к цели» — сказкотерапевтические упражнения и игры в рамках работы по достижению заданной цели. Также можно попробовать свои силы в других играх и упражнениях. Я отвечаю на комментарии в старых записях.
Оплата работы:
Стоимость при очной работе и работе в скайпе/зуме:
- 4000 RUB / час личной встречи.
- 3000 RUB / час обсуждения в скайпе/зуме.
Ограничения на участие в платных проектах:
1. У вас нет со мной личных отношений.
2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.
Психолог рассуждает, почему надо бояться, что Баба-Яга тебя съест? И цитирует Юнга. » 2021-10-31 23:04:00
Но не советует становиться органическим удобрением. Особенно, психологам….
Психолог рассказывает технику по работе с бесплодием неясного генеза » 2021-10-25 23:04:00
Возможно, этот чудесный способ поможет вам забеременеть….
Сказкотерапевт объясняет технику «Волшебное зеркало» для поиска своей идентичности » 2021-10-24 23:04:00
Техника работает отлично, но имеет значение, прорабатывали ли вы уже свои травмы с психологом или нет….
Психолог подсказывает, что может случиться с героем в Тридесятом царстве? » 2021-10-23 23:04:00
Очень важно, какой ты герой — настоящий героистый или простая и незамысловатая Баба-Яга….
Психолог-сказкотерапевт рассказывает, как надо оценивать помощь сказочных волшебных помощников » 2021-10-22 23:04:00
И советует не переживать, что сказочные задания помощники выполняют за вас. Это — не читерство….
Психолог рассказывает, как прорабатывать негативные конструкты » 2021-10-21 23:04:00
И объясняет, что такое «метод рядов», и как им пользоваться….
Психолог объясняет, можно ли выжить, если Баба-Яга тебя съела? » 2021-10-20 23:04:00
И объясняет, как превратиться обратно в человека, если вы вдруг стали мышкой. Нарративная сказотерапия — такая нарративная….
Психолог подсказывает, как отпустить негативные воспоминания » 2021-10-19 23:04:00
Не все то, что с нами случилось, стоит помнить….
Все записи →
Ференци предположил, что сказки представляют собой возврат к стадии всемогущества Я. Б. Беттелхейм предложил развернутый анализ популярных сказок и попытался показать, что каждая из них отражает конфликты или тревогу на всех стадиях развития ребенка. Согласно мнению Шапиро и Каца, Беттелхейм интерпретирует символическое значение сказки на трех уровнях. Характер рассматривается как репрезентация значимых других в жизни ребенка, например, родителей и сиблингов; как репрезентация опыта личности (хорошего или плохого Я) и, наконец, как репрезентация внутренних процессов (Ид, Эго, Супер-Эго). Эта форма анализа близка психоаналитической интерпретации некоторых проективных техник. Юнг полагал, что по сказкам можно превосходно исследовать анатомию психики человека. Через мифы и легенды можно получить представление о базовых чертах психики, в сказках представлен намного менее специфичный сознательный культурный материал. М.-Л. Фон Франц отмечала, что сказки – это наиболее простой и подлинный способ выражения коллективного бессознательного психического процесса. Вслед за Юнгом Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет понятие архетипического сюжета в сказке. «Архетипический сюжет – это последовательность событий, грамотно проживая которую человек приобретает духовный опыт и силу». Архетипические сюжеты имеют различную направленность. Одни рассказывают о закономерностях, испытаниях и достижениях в жизни женщины; другие раскрывают общие законы самореализации мужчины; третьи отражают динамику развития отношений мужчины и женщины, описывают их отношения с наследниками (детьми).
Вы можете обсудить эту тему на форуме.
В процессе работы я использую несколько психологических методов, с учетом их особенностей, и делаю на их основе собственные психологические методики:
Личный миф как психологический метод работы
Исследования бессознательного в юнгианстве органически слиты с представлениями
об особенностях демифологизированного сознания и личном мифе как способе
компенсации такой односторонности (Калина Н.Ф., Тимощук И.Г., 1996). Изучение
мифотворчества как живой функции, реально присутствующей в душе цивилизованного
человека, позволило выделить и описать архетипическую основу мифологической
символики, общую с символикой сновидений и психических расстройств (Юнг
К.Г., 1996).
Личный миф — высокозначимая система автобиографических воспоминаний, являющаяся
аспектом саморепрезентации индивида. (Kris E., 1956). Высокая степень убежденности
и связность деталей, с помощью которых она конструируется, обеспечивают
защитный покров, предохраняющий определенные побуждения, воспоминания и
фантазии от осознания. Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся
систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов — тех устойчивых
комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют
настоящее и указывают направление для будущего. Личный миф служит человеку
для руководства, объяснения и сакрализации опыта, аналогично тому как культурные
мифы когда-то обслуживали те же потребности общества в целом (Feinstein
D., Krippner S., 1994). Итак, личный миф — это метамодель мира, то есть
представления о своей «Я-концепции», о том, как устроен мир вокруг, и где
место этого «Я» в представлениях о мире.
Часть материалов о данном методе представлена на отдельном сайте.
Платные техники по освоению психологического метода «личного мифа»:
- окно в себя;
- жизненный клуб.
Нарративный психологический метод
Использование нарративного подхода, где в качестве предмета исследования
будет выступать не просто история из жизни клиента, но непосредственно
личный миф, позволяет обойти сопротивление и получить доступ к тем слоям
подсознательного, которые защищены личным мифом от прямого вторжения исследователя.
Сказкотерапия как психологический метод для взрослых
В сказкотерапии кроме исследования сказок выделяются такие формы работы
над сказками, как рассказывание сказок, сочинение сказок, переписывание
или дописывание сказок (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 2010). Так в исследованиях
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И. В. Вачкова выделены как авторские, так и
народные сказки — развлекательные, художественные, дидактические и психологические
(медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, развивающие).
Таким образом, авторская клиентская сказка также имеет право на существование.
Однако, мы считаем, что сочинение, переписывание и дописывание сказок —
это неэффективные формы работы с глубинными слоями подсознательного, по
сравнению с проживанием народных традиционных сказок, а также осознанием
личного мифа, как личной клиентской жизненной истории.
И. В. Вачков справедливо отмечает, что у клиента, как взрослого, так и
ребенка, имеется собственное уникальное семантическое пространство, которое
может не совпадать с семантическим пространством психолога. И психокоррекционный
эффект может возникнуть только тогда, когда произойдет резонанс между двумя
семантическими пространствами, когда возникнет изоморфное отношение если
не между всеми семантическими элементами обоих пространств, то по крайней
мере между важнейшими из них (Вачков И.В., 2011). Мы можем согласиться
с данной позицией, а также с тем, что метафору следует применять для построения
связи между элементами собственного семантического пространства и семантического
пространства клиента. Но, на наш взгляд, еще более эффективной формой работой
со сказкой является проживание клиентом традиционных народных сказок (а
также авторских сказок, созданных в строгом соответствии с канонами построения
волшебной сказки, а именно сказок А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, братьев
Гримм и других) в пространстве личного мифа, как личной и, что является
самым важным, естественной, а не искусственной сказкой человека о самом
себе и о мире. В данном случае клиент защищен и от сказкотворчества и от
мифотворчества со стороны практического психолога. Предлагать клиенту сказкотерапию
как метод, но не применять к нему этот метод руками специалиста — это,
на наш взгляд, строгое условие гигиеничности психокоррекционного процесса.
Приведем еще одно возражение против использования авторских сказок. Для
того, чтобы сказка была волшебной, и, как следствие, ведущей к непременной
счастливой развязке, она должна строиться по строгим сказочным канонам.
В том случае, если канон нарушается, искусственная сказка начинает жить
по своим правилам, неизвестным клиенту и специалисту. Так В. Я. Пропп отмечает,
что мотив змееборства или соответствующих ему форм боя несовместим в волшебной
сказке с мотивом трудной задачи, и выделяет еще один тип мотивов: тип сказок
о мачехе и падчерице. Легко представить, что в авторской сказке эти мотивы
могут быть совмещены, что исключает развитие сюжета в соответствии с логикой
волшебной сказки. На наш взгляд, если клиент ставит целью непременно получить
устраивающий его результат, то результат более гарантирован при использовании
канонических народных волшебных сказок, если же клиент ставит целью найти
свой собственный путь, то целесообразнее не придумывать авторскую сказку,
а прожить желаемый сюжетный ход в пространстве личного мифа как жизненной
авторской сказки. Непосредственный контакт с архетипическими образами при
этом позволяет обеспечить безопасность и экологичность развития сюжета.
Что касается искусственной авторской сказки, не ограниченной рамками и
правилами, то, вероятно, она уже не привела к счастливой развязке по вынесенной
в запрос проблеме клиента, коль скоро он эту проблему не решил, «сочиняя»
свою сказку так и теми методами, которые он знает.
Нарративная сказкотерапия
«Нарративная сказкотерапия» — это самое
точное определение для того, что я делаю. Это не сказкотерапия в классическом
смысле: методы и приемы работы со сказками по сказкотерапии Вачкова не знают такого подхода, он уникален. Но и чересчур волшебный процесс для классического нарративного
подхода.
Архетипотерапия как метод работы
Значительная часть нашей работы связана с архетипическими образами и прохождением архетипической спирали. У метода «архетипотерапия» есть название, будем им пользоваться.
Психологический анализ сновидений
Маклистер рекомендовал использовать сновидения для обнаружения личного
мифа человека, определяемого как «повесть, которую мы рассказываем собственной
жизнью, то, что пронизывает смыслом и связностью нашу повседневность» (McLeester
D., 1976).
Рационально-эмотивно-поведенческая терапия
Рационально-эмотивная терапия по Альберту Эллису — это хороший метод как для работы в области бессознательного, так и для тех случаев, когда иррациональные методы клиенту абсолютно не подходят. Основными техниками РЭПТ является ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник. Из них мы в работе чаще всего используем следующие:
- обучение теоретическим идеям РЭПТ, включает также обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды;
- дискутирование (оспаривание) иррациональных идей, взглядов, убеждений;
- библиотерапия (чтение материалов, книг по самопомощи);
- семантические методы;
- эмоциональная установка на безусловное принятие;
- юмористические методы — используются для борьбы с преувеличением и «ужастификацией»;
- самораскрытие (психолог признаётся клиенту, что сам сталкивается с похожими проблемам, и рассказывает об опыте их преодоления);
- техники воображения;
- поддерживающие, энергичные самовнушения — повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;
- формулирование рациональных утверждений;
- безусловное самопринятие — учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда — свою тотальность, свою сущность, своё я;
- когнитивная домашняя работа.
Транзактный анализ
Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок:
- Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
- Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
- Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
В работе мы часто обращаемся к «иерархии решений Эрика Берна»
Практическая психодиагностика
Часто в начале работы я предлагаю заполнить анкету с
вопросами, которые меня интересуют. В ходе работы мы иногда делаем
авторский проективный тест «Окно ДжоГари», а также исследуем гендерное
в терминах концепции Евы Весельницкой и Игоря Калинаускаса.
Текст теста «Окно ДжоХари» помещен в соответствующем разделе.
Оплата работы:
Стоимость при очной работе и работе в скайпе/зуме:
- 4000 RUB / час личной встречи.
- 3000 RUB / час обсуждения в скайпе/зуме.
Ограничения на участие в платных проектах:
1. У вас нет со мной личных отношений.
2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.
Психолог рассказывает, как работает нарративная сказкотерапия » 2021-09-15 23:04:00
Как проходить сказки с помощью личного мифа….
Запрос, который не имеет шанса быть выполненным: возьмите меня в ученики! » 2021-09-08 14:21:00
Я уже чаще получаю просьбы коллег стать супервизором или научить методу личного мифа для работы с клиентами, чем запросы на обычну…
Личный миф. Клиентские истории про освоение метода » 2019-08-28 20:13:00
В отличие от сказок в сказкотерапии, личный миф — это правдивая история о человеке и его мире, как она уже случилась и продолжится…
Кощеево яйцо. Способ избавиться от кошмаров и ужасов » 2019-08-20 21:33:00
Отличный способ для девочек избавиться от страхов и кошмаров. Надо дойти в мифе до замка Кощеева и попросить Кощея забрать все стр…
Личный миф простыми словами. Что это и зачем нужно » 2019-08-19 20:13:00
Личный миф — это ваша картина мира, как вы представляете себя самого и мир вокруг.
В этой картине мира — весь ваш опыт, осознанны…
Волшебное зеркало. Сказкотерапевтическая загадка » 2019-08-19 20:13:00
Волшебное зеркало. Сказкотерапевтическая загадка [23.jpg]
У меня есть маленькая сказкотер…
Медведева И.А. Мать гладит по шерсти, а мачеха насупротив: коммуникативные модели поведения… » 2018-10-07 11:26:00
Медведева И.А. Мать гладит по шерсти, а мачеха насупротив: коммуникативные модели поведения через призму теории архетипов // Вопро…
Бедненко Г. Символический смысл татуировки » 2018-10-04 11:26:00
…
В татуировках мы видим демонстрацию включенности в миф, жертву мифу или же прорыв оного. Для архаического человека, существовав…
Все записи →
Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов – тех устойчивых комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют настоящее и указывают направление для будущего. Личный миф служит человеку для руководства, объяснения и сакрализации опыта, аналогично тому как культурные мифы когда-то обслуживали те же потребности общества в целом. Эгрегор — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.
Вы можете обсудить эту тему на форуме.