Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
$средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Три дочери (татарская сказка)».
$
подготовила
учитель начальных классов
Сорокина Евгения Валерьевна
г. Мурманск,
2013 г.
$
Цели урока:
Предметные$: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;
коммуник$ативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать$ вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.
Ход урока:
-
Мотивация (самоопределен$ие к учебной деятельности)
— Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Проверьте готовность к уроку:
-
учебник
-
карточки с заданиями
-
$словари
-
Актуализация имеющихся знаний.
— Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
— Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.
— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)
-Итак, вам необходимо прочитать $отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)
— Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это $за строки?
-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)
-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)
-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).
— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.
3. Определение темы, постановка учебной задачи.
— Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.
-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.
$-Итак, вы предположили, что героям$и нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.
-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.
-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)
-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)
рыжая мама
любящая белочка
—Составьте пары, используя слова из двух столбиков.
— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое$ мы будем читать на уроке.
— В тексте нам встретится мама, значит, наших девочек мы можем назвать? (сёстры)
— А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?
— Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)
— А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)
-Это наши предположения.
-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки.
— Мы уже выяснили$, что сегодня будем читать? (сказку)
-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)
-Так определите назва$ние сказки и её автора.
На доске:
акзаксяаксрататиречодирт
— А как вы догадались? (прочитали наоборот)
-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?
-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
( определить цели работы)
— Ваши предложения, с чего начнём работу?
— Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.
( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)
$ 4. «Открытие нового знания»
— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .
— Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:
Т.з, .рм.рк., х.лс.
— 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся
слово?
— Зачитываем значение слов.
— Закройте словари. Итак, что такое «$таз»? «ярмарка»?, «холст»?
Таз — широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
Ярмарка — большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.
$Холст — льняная ткань, обычно ручной выделки.
— Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.
— Откройте учебник на с. 19
— Текст читает подготовленный ученик.
— Оправдалось ли наше предположение?
— Кто понравился в сказке?
— Почему эту историю можно назвать сказкой?
— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.
— Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условн$ости, о которых мы сегодня поговорим.
— Но перед такой важной работой наберёмся сил.
Физминутка
— Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,
— На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.
— Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.
— Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.
— Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.
$5. $Реализация построенного проекта
— Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Чем занималась женщина?
— Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.
— Найдите и прочитайте описание дочерей.
— В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.
— Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.
— Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?
— Продолжи$м читать дальше (2 часть- про себя)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?
— Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите в тексте нужные прилагательные.
Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)
-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на $следующей странице?
— Продолжим читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Что ответила Старшая дочь белочке?
— Как поступила белочка со Старшей дочерью?
— Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?
— Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?$
— Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью?
— Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?
Старшая дочь — безразлично.
Белочка — рассержено (на доску в таблицу)
— Что нарисуем сейчас?
$
— Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Почему Средняя дочь отказала Белочке?
— Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?
— Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?
Средняя дочь — занятым.$
Белочка — со злостью (на доску в таблицу)
— Посоветуйте, что изобразить на следующей странице?
— Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями $главных героев)
— Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.
— Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?
— Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?
Белочка — ласково, по — доброму
— Почему все любили младшую дочь долгие годы?
— Что с ней произошло?
— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.
— И какой рисунок теперь украсит нашу книгу?
$- Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов)
— А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.
— А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?
— Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр. (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)
— Справедливо ли поступила белочка?
— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?
— К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и $сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.
— А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?
-А как вы бы поступили на месте дочерей?$
— Чему учит сказка?
— Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А сейчас вы$ поработаете в парах.
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)
7.Самостоятельная работа с сам$опроверкой по эталону.
-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.
Деформированный план: 1.Отказ Старшей дочери.
2.Болезнь матери.
3.Золотая пчёлка.
4.Превращение Средней дочери.
-
Включение в систему знаний и повторения.
— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.
— Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить$?
(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь — слов не говорит, но есть ещё автор)
-За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)
добрым, ласковым
безразличным
$занятым
рассержено, со злостью, ласково, по — доброму
спокойно, выразительно
— Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и
прочитайте с нужной интонацией.
9. Итог урока. Рефлексия
— Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .
(Дети зачитывают план и о$твечают)
— Какая красивая у нас получилась книга.
— А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?
— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.
— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
— Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.
— Сегодня вы выбираете домашнее задание по ду$ше. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)
$
Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).
2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
$
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры».
Цели урока, направленные на достижение
-
личностных результатов обучения:
развивать навыки сотрудничества со сверстниками, творческую, речевую и мыслительную активность, прививать любовь к русской литературе.
-
метапредметных результатов обучения:
-
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
-
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формирование умения анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково-символических средств (схем, чертежей);
-
коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
-
предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Как мы должны настроиться на работу, чтобы урок был плодотворным, интересным, чтобы у нас были в конце урока только положительные эмоции?
(Быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. )
2. Выявление читательского опыта.
В начале урока мы повторим изученный материал в виде тест-разминки.
Задания.
-
Кто автор строк:
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Б
Ответы:
В
А. Майков.
С
Русская народная песня
М. Лермонтов
2. Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.
А
Ответы:
К
Загадка
О
Пословица
Потешка
-
Из какого произведения данные строки:
« Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Ответы:
О
А
Л. Толстой « Лучше всех»
В. Осеева «Сыновья»
4. О каком человеческом качестве говорится в произведении Е. Пермяка «Случай с кошельком»
В
Ответы:
Г
З
о дружбе
о честности
о трудолюбии
-
Автор рассказа «Сыновья»
К
Ответы:
Д
Валентина Осеева
Б
Лев Толстой
Сергей Аксаков
-
Какое растение первым расцветает к Женскому дню 8Марта?
М
Ответы:
У
Ландыш
А
Подснежник
Верба
-В каком произведении мы узнаём об этом? (Ю. Коринец «Март»)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Ю. Коринец «Март».
-
Актуализация знаний.
-Вспомните произведения, каких жанров мы читали на уроках?
(Быль, рассказы, стихи, легенды.)
— Какой общей темой объединены эти произведения?
(Тема: «Семья и я»)
— Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного жанра. Если вы сложите буквы выбранных ответов теста-разминки, то узнаете, что это за жанр.
(Самопроверка теста)
Ответ: Сказка.
Учит. -Назовите отличительные признаки жанра «Сказка»
У чит. -Какую структуру может иметь сказка?
Построение сказок:
Учит. — Вспомните, какие бывают сказки
| |
Учит. — Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на странице … Прочитайте название сказки. Учит. —Какие задачи поставим сегодня на уроке? | Познакомимся… (с татарской сказкой «Три дочери») Узнаем….( что же больше ценит в людях народ Татарии) Будем учиться….(работать с текстом, выразительно читать) |
| |
Учит. — Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства возникали у вас во время чтения? Учит. — Вернёмся к структуре сказки. Какого этапа нет в сказке? Учит. — Какая это сказка? Найдём место этой сказки в таблице. Учит. — На столе у вас книжки-малышки, сделайте на первой странице обложку к этому произведению. | Дети высказывают своё мнение. Присказки. Три сестры» — народная, бытовая сказка. За доской выполняет ученик. После выполнения, дети проверяют. |
7. Аналитическое чтение. | |
Учит — Назовите героев этого произведения. | Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, Белочка. |
мать
(На экране появляются схемы-образы.)
младшая дочь
старшая дочь
средняя дочь
белочка
Учит. — Ребята, у меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли. Учит. -Докажите, прочитайте в книге. Учит. — Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? Учит. — Почему ей приходилось так много работать? | Дети высказывают своё мнение. Дети зачитывают отрывок Мама была трудолюбивой Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей. |
В схеме подписать.
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
младшая дочь
средняя дочь
старшая дочь
белочка
Учит. — Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке? Учит. -Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной? Учит. — А, где в сказке мы можем найти подтверждение того, что дочери были трудолюбивыми? | Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки. Когда белочка приходила к дочерям, они все были заняты делом: старшая дочь чистила тазы, средняя дочь – к ярмарке холст ткала, младшая месила тесто. |
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
белочка
Учит. — Понятно ли вам значение слов: ярмарка, холст? | «Книгочей» зачитывает из толкового словаря значение этих слов. Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. Холст – льняная ткань полотняного переплетения. |
| |
Учит.: — Как повели себя старшей и средней дочерей на печальную весть от белочки о болезни матери? Учит.: — Зачитаем в книге об этом. Учит.: — Как белочка отреагировала? (На схеме подписать отношение белочки к старшей и младшей дочерям.) Учит.: — Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте. Учит.: — Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю? Учит.: — За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? Учит.: — Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях? Учит.: — Задание будете выполнять в парах. У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям. Учит.: -Значение каких слов вам не понятно. | Дети : Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее. Дети. — Белочка рассердилась. Дети зачитывают отрывки из сказки. Дети высказывают мнения. За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью. Дети заполняют таблицу. Старшая и средняя дочери: бессердечные, жестокие, неблагодарные |
чуткая
справедливая
жестокая
бессердечная
отзывчивая
неблагодарная
сердечная
Учит.: — Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте. Учит.: — Что пережила младшая дочь? Учит.: — Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу | Дети: -Страх, жалость, испуг. |
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
чуткая
отблагодарила
бессердечная
отзывчивая
наказала
наказала
жестокая
сердечная
неблагодарная
белочка
Проверка.
| |
Учит.: — Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, героям? Учит.: — Найдите в тексте слова белочки, обращённые к старшей дочери. Перечитайте. Учит.: — Белочка переспрашивает, потому что не расслышала? Учит.: — Перечитайте слова белочки с таким чувством. Учит.: — Как ответила белочка средней сестре? Учит.: -Что ожидало младшую дочь? Учит.: -Как белочка её отблагодарила за душевные качества? Прочитаем. Учит.: Откройте тетради на стр. 47 и выполните задание №6. Учит.: — Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок. Учит.: Правильно ли поступила с дочерями белочка? Учит.: Что вы скажете о белочке? Какая она? Выберите характеристику для белочки и заполните таблицу. | Белочка Дети: — Нет, она возмущается, сердится. Дети зачитывают отрывок, передавая негодование белочки голосом. Зачитывают отрывок. Выполнение и проверка задания. Дети: — Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям. Дети высказывают своё мнение. Дети выбирают – справедливая. |
| |
Учит.: -Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости – пословице. Поработайте в парах и подберите пословицу к данной сказке. Запишите её в книжке-малышке. | Работа в парах. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы. Мать кормит детей, как земля людей. Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. |
IХ Рефлексия
Учит.:— На нашемсемейном дереве расцвёл ещё один цветок добрых человеческих отношений между родными и близкими людьми.Какими нас учит быть сказка? (ЧУТКИМИ, ЗАБОТЛИВЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ)
— Я, надеюсь, что вы любите своих родителей, стараетесь о них заботиться и радовать своими поступками.
— Задачи, поставленные в начале урока выполнили?
Х. Самооценка работы в парах.
Лист оценки работы в парах
№ п/п | Что оцениваем? | Критерии оценивания | Оцен-ка | |
| Участие в работе? | Все работали одинаково (2 балла) | ||
Один работал, другой соглашался (1 балл) | ||||
Никто не хотел работать (0 баллов) | ||||
| Взаимодействие во время работы. | Работали дружно, ссор не было (2 балла) | ||
Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл) | ||||
Не всегда получалось договориться (0 баллов) | ||||
| Правильность выполнения | Всё выполнено верно, без замечаний(2 балла) | ||
Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл) | ||||
Более 2-х ошибок . (0 баллов) | ||||
Всего |
ХI. Домашнее задание.
-
Пересказ от лица белочки.(Повышенный уровень)
-
Изменить концовку сказки и придумать продолжение.(Творческий)
-
Выполнить задание в тетради и прочитать «Белая уточка)
В. Катаев, «Цветик-семицветик»
Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.
Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.
Произведение В
Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек
Задачи программы
Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие
При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.
Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.
Мотивация дошкольников на занятиях
В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:
- Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
- Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
- «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
- «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.
В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).
Вопросы для беседы:
- О чём рассказывается в этой сказке?
- Как лиса попала в кувшин?
- Как она сначала разговаривала с кувшином?
- Какие слова она говорила?
- А как лиса стала потом разговаривать?
- Какие слова она говорила?
- Чем заканчивается сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.
Игры на развитие интонации:
- Угадай интонацию;
- Скажи ласково;
- Скажи сердито.
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.
Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.
- Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама).
- Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (сестрёнка).
- С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. (Белка).
- Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).
Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.
Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей
Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы
Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:
тренировать внимание и память;
развивать мышление и речь;
воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.
Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
- нравственное воспитание;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие самостоятельности, самообслуживания.
Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности
Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д
Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.
Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание
Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.
Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:
- О ком говорится в сказке?
- Куда собираются мать с отцом?
- О чём мать просит дочку?
- Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
- Что случилось с братцем?
- Кто такие гуси-лебеди?
- Какое решение принимает девочка?
- Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
- Куда прибежала девочка?
- Кого она увидела в избушке?
- Как девочке удалось спасти братца?
- Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
- Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
- Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?
Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.
Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:
- воспитательные;
- образовательные;
- развивающие.
Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.
У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.
Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу
Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»
Этап НОД | Содержание этапа |
Цель и задачи | Формировать представление о честности.
|
Оборудование |
|
Вступительная часть | Приветствие и настрой на работу. – Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. – Как ваше настроение? Игра «Найди косточку» – Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой. Знакомство с портретом писателя. – Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется? |
Основная часть | Воспитатель читает рассказ. Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня? — Кто заметил, что сливы не стало? — Почему Ваня решил съесть сливу? — Почему он не признался? — Почему беспокоился папа? — Как Ваня должен был поступить? Физкультминутка Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
— Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка». — Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают? Словарная работа. — В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать? — Что означает слово «сочла»? Горница — это что? |
Заключительная часть | — Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали? — Почему он так называется? — Как бы поступили вы на месте Вани? — Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы. |
Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.
Чтение стихов во время игровой деятельности
В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».
Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.
Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.
Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС
Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги — творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.
Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы — песенки, потешки, например, «Чигарики-чок-чигарок», «Идет матушка-весна», Когда солнышко взойдет…» и т. д.
Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, «Коляда, коляда, ты подай пирога» или «Как пошла коляда…», на Масленицу — «Как на масленой неделе…» или «Тин-тин -ка…».
Учат посмеиваться над недостатками прибаутки — «Федул, что губы надул?» или «Где кисель — тут и сел». Развивают чувство юмора небылицы — «Богат Ермошка» или «Вы послушайте, ребята».
Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, «Ветер принес издалека», М. Волошин, «Осень», С. Есенин, «Пороша», М. Лермонтов, «На Севере диком», Ф. Тютчев, «Весенние воды» и т. д.
Почему для процесса важны родители?
Как уже было сказано выше, к ознакомлению детей с художественной литературой необходимо активно привлекать и родителей, ведь если в сознании ребенка познание и усвоение нового закрепится только за личностью воспитателя, в будущем это может привести к плачевным результатам. Привычный «наставник» уйдет, и его заменит школьный учитель, к чему новоиспеченный ученик может оказаться не готов. Это вызывает дезадаптацию, самостоятельно справиться с которой ребенку подчас бывает трудно. В этом случае существует риск необходимости обращения уже к настоящему специалисту – психологу, который единственный сможет разрешить появившиеся затруднения. Именно поэтому родители как бессменные провожатые ребенка на пути его взросления должны принимать заинтересованное участие в его жизни и постепенном формировании как ученика.
Словесные игры
Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру «Узнай персонаж сказки». Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.
Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы — это игры «Назови положительных героев и их качества», «Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся».
Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.
Поможет запомнить виды литературы игра «Назови, что это?». Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.
Группы произведений
Основываясь на вышеперечисленных критериях, в современных подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений выделяются следующие группы продуктов художественного творчества, а именно:
Произведения русского фольклора и творчества народов мира
Традиционно наиболее активное внимание уделяется малым формам фольклора, а именно пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, песенкам, небылицам, пестушкам, прибауткам, перевертышам, однако лавры за звание наиболее любимого детского жанра с ними разделяет и сказка.
Произведения русской и зарубежной классики литературы для детей.
Произведения русской и зарубежной современной литературы.
по учебному предмету «Чтение» по адаптированной программе для детей с легкой умственной отсталостью в режиме интеграции
Рабочая программа по предмету « Чтение » разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2020 г., под редакцией Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова
(предметная линия учебников Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой)
1.Учебник З.Ф Малышева. Чтение. 5 кл: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.: ил.
развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение
(чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность ее выполнять;
способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
умение строить сообщения в устной форме;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
умение формулировать собственное мнение;
способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений
(тон, громкость чтения, логические ударения);
способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план , схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п.) различные виды пересказов
(полный, выборочный, по ролям);
способность выделять главную мысль произведения;
способность участвовать в беседе;
умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части);
способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
способность заучивать стихотворения наизусть;
способность читать доступные детские книги из школьной ( домашней библиотеки)
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представление о добре и зле.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли. Олицетворение природы в представлениях наших предков. Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Рассказы и стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведений по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драмматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов ( с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.
1.Э.В.Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2020 г.
2.З.Ф Малышева. Чтение. 5 кл: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.: ил.
№ | Тема | Кол-во часов | У У Д |
1 — 3 | Устное народное творчество Считалки. Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки | 3 | Знакомство с произведением малых форм устного народного творчества. Заучивание наизусть. Работа над смысловым содержанием произведений. Драматизация произведений |
4 – 5 | Сказки Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | 2 | Борьба добра со злом в русской народной сказке. Выборочное чтение, чтение по ролям. Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста. |
6 | Тофаларская сказка «Как наказали медведя» | 1 | Работа над выразительным чтением выяснение отношения к слабым персонажам в сказке. Рассказывание сказки по опорным словам. |
7 – 8 | Башкирская сказка «Золотые руки» | 2 | Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини сказки. |
9 — 10 | Русская народная сказка «Морозко» | 2 | Сравнение отношения мачехи к родной дочери и падчерице. Работа над рассказом от первого лица. Раскрытие темы трудолюбия в сказке. Составление характеристики падчерицы и дочки. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. |
11 | Русская народная сказка «Два Мороза» | 1 | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Поиск народной мудрости в сказке. |
12 | Татарская сказка «Три дочери» | 1 | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выяснение поучительного смысла сказки. |
13 | Внеклассное чтение. Чтение сказок народов Российской Федерации | 1 | Показ разнообразия народного творчества жителей страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. |
14 – 18 | А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 5 | Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Выборочное чтение. Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными для понимания словами. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание отрывка наизусть. Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки. Борьба добра и зла. |
19 – 23 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 5 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Показ красоты природы в сказке ( словесное рисование). Работа над словами и словосочетаниями, трудными для понимания. |
24 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 1 | Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с сюжетами прочитанных произведений. Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Придумывание и рассказывание сказки собственного сочинения. |
25 | Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества малых форм | 1 | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Закрепление понятий «сказка», «волшебная сказка», «устное народное творчество», выявление различий между произведениями малых народны* форм (пословица, поговорка, потешка, считалка, загадка). |
26 | Картины родной природы. Лето Г. Скребицкий «Июнь» | 1 | Выборочное чтение. Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и впечатления. Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки |
27 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 1 | Беседа о лете с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказе Г. Скребицкого «Июнь». Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть |
28 — 30 | А. Платонов «Июльская гроза» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Объяснение поведения детей во время грозы, проявления характера героев, выяснение личного отношения учащихся к содержанию рассказа. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Описание состояния природы в рассказе. Составление рассказа-описания о грозе. Составление рассказа-рассуждения о девочке |
31 | А. Прокофьев « Березка» | 1 | Беседа о красоте русской берёзы и русской природы с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть |
32 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» | 1 | Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени опорой на иллюстративный материал. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов л выражений). Работа над выразительным чтением |
33 | Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе « Картины родной природы» . | 1 | Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Составление рассказа по плану. Составление рассказа-описания по опорным словам. Чтение заученных наизусть стихотворений. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
34 | Картины родной природы. Осень Г. Скребицкий «Сентябрь» | 1 | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение |
35 | И. Соколов-Микитов «Золотая осень» | 1 | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану |
36 | К. Бальмонт « Осень» | 1 | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание стихотворения наизусть |
37 | Г. Скребицкий «Добро пожаловать» | 1 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей рассказа. Работа над пересказом |
38 | В. Астафьев « Осенние грусти» | 1 | Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение |
39 | И. Бунин « Первый снег» | 1 | Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание стихотворения наизусть |
40 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы» | 1 | Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Составление рассказа по плану. Составление рассказа-описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений |
41 – 42 | О друзьях — товарищах Ю. Яковлев «Колючка» | 2 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношения школьников к героям рассказа |
43 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношения школьников к герою рассказа |
44 – 45 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 2 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя Выразительное чтение по ролям. Раскрытие понятий «дружба» «стыд», «ябеда», «совесть». Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношения школьников к герою рассказа |
46 – 47 | В. Медведев « Фосфорический мальчик» | 2 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей, их поступков. Выяснение отношения школьников к героям рассказа. Работа над кратким пересказом |
48 – 49 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 2 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту, ответы на эти вопросы. Озаглавливание частей рассказа. Работа над полным пересказом. Выяснение отношения школьников к героям рассказа и их поступкам. Нравственная оценка действий персонажей |
50 | Я. Аким «Твой друг» | 1 | Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Обсуждение профессии учителя |
51 | Обобщающий урок по теме «О друзьях- товарищах» | 1 | Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями-Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям и их героям. Соотнесение пословиц с содержанием произведений, поведением героев. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Обсуждение понятий «дружба», «товарищество», «скромность», «хвастливость» , «смелость», «благородство», «достоинство», «справедливость» |
52 – 55 | Басни И. Крылова «Ворона и Лисица», « Щука и Кот» , « Квартет» | 4 | Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни. Дополнительное чтение басен, изученных в прошлые годы обучения, и новых по выбору учителя |
56 | Спешите делать добро Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 1 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ текста по вопросам. Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям |
57 | О. Бондарчук «Слепой домик» | 1 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выяснение значения и обсуждение таких нравственных понятий, как «доброта», «чувство жалости», «сострадание», «помощь», «равнодушие». Составление характеристики персонажа. Сравнение героя рассказа Н. Хмелика «Будущий олимпиец» и героя рассказа О. Бондарчук «Слепой домик». Выяснение личного отношения школьников к персонажам и их поступкам |
58 – 61 | В. Осеева « Бабка» | 4 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя Выборочное чтение. Обсуждение темь! отношения к старшим. Выяснение значения и обсуждение таких нравственных понятий как «уважение к старшим», «терпение», «жестокость», «грубость», «равнодушие», «пренебрежение». Работа над пересказом. Работа с иллюстративным материалом |
62 – 63 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 2 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Обсуждение такого явления природы, как засуха. Обсуждение темы отношения к матери, тяжёлого женского труда. Характеристика персонажа. Работа над пересказом |
64 | В. Распутин «Люся» | 1 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Описание персонажей. Обсуждение тяжёлой жизни людей в послевоенные годы. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ |
65 | В. Брюсов «Труд» | 1 | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение понятия «труд», «труженик». Выяснение значений пословиц о труде |
66 | Р. Рождественский « Огромное небо» | 1 | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение истории, описанной автором. Обсуждение поступка, совершённого лётчиками. Выяснение значения понятия «героизм», «подвиг». Выяснение и обсуждение личного отношения школьников, их чувств к лётчикам из произведения и поступку, который они совершили |
67 | Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро» | 1 | Чтение и обсуждение произведений по теме «Спешите делать добро». Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с поступками героев произведений. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
68 | Обобщение по теме «Спешите делать добро» | 1 | Обсуждение прочитанных произведений. Характеристика понравившихся персонажей. Выяснение личного отношения школьников к героям понравившихся произведений. Объяснение смысла пословиц и сопоставление их с произведениями и поведением их героев. Рассказывание, выборочное чтение, работа с иллюстративным материалом |
69 | Картины родной природы. Зима Ф. Тютчев «Зима» | 1 | Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа со средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть |
70 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 1 | Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пересказом по плану |
71 | К. Бальмонт «К зиме» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
72 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 1 | Работа над техникой чтения. Формирование природоведческих представлений о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе. Выборочное чтение. Формулировка школьниками вопросов к тексту, ответы на вопросы. Работа над рассказом от 3-го лица |
73 | С. Есенин «Поет зима, аукает…» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка |
74 | С. Есенин «Береза» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть |
75 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения. Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты зимней природы |
76 | Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы .Зима» Внеклассное чтение | 1 | Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками |
77 | Картины родной природы. Весна Г. Скребицкий «Март» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение |
78 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 1 | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа со средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть |
79 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» | 1 | Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования |
80 | Г. Скребицкий «Весна-красна» | 1 | Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Сравнение описаний зимнего и весеннего неба. Пересказ сказки |
81 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели», « Заветный кораблик» | 1 | Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Рассказ от первого лица |
82 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | 1 | Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. |
83 | А. Толстой « Весенние ручьи» | 1 | Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения |
84 | А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» | 1 | Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование |
85 | А. Блок « Ворона» | 1 | Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование |
86 | Е. Серова «Подснежник» | 1 | Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
87 | И. Соколов-Микитов «Весна» | 1 | Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования |
88 | И. Бунин «Крупный дождь в саду зеленом…» | 1 | Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование |
89 | С. Есенин «Черемуха» | 1 | Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
90 | Я. Аким «Весна, весною, о весне…» | 1 | Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование |
91 | Обобщающий урок по теме: «Весна» Внеклассное чтение | 1 | Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
92 – 93 | О животных Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | 2 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимися своего отношения к нему |
94 – 96 | А. Толстой «Желтухин» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану. Словесное рисование. Выяснение отношения героев произведения к птенцу. Описание внешнего вида птенца. Высказывание школьниками собственного отношения к животным. Работа с иллюстративным материалом. Рассказ от третьего лица |
97 – 98 | К. Паустовский « Кот Ворюга» | 2 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида кота. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Рассказы школьников о своих домашних животных |
99 – 101 | Б. Житков «Про обезьянку» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Обсуждение изменения отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий в рассказе. Высказывание школьниками своей точки зрения по поводу сюжета |
102 | Э. Асадов «Дачники» | 1 | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения в первой и во второй части стихотворения. Сравнение описания природы в первой и во второй части стихотворения. Выяснение нравственного аспекта поступков детей. Выяснение личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанным в стихотворении. Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах |
103 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 1 | Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олёны Даниловны. Беседа о заботливом отношении к животным |
104 | С. Михалков «Будь человеком» | 1 | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали |
105 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных | 1 | Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
106 | Обобщение по теме «О животных» | 1 | Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся |
107 – 109 | Из прошлого нашего народа О. Тихомиров « На поле Куликовом» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием русского войска. Работа над кратким пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ по плану. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, |
110 – 111 | По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года» | 2 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием французской армии во время отступления. Соотнесение пословиц с текстом рассказа. Работа над кратким пересказом. Пересказ по плану. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе |
112 | Н. Некрасов. «…И снится ей жаркое лето» | 1 | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия «счастливая и дружная семья» |
113 — 116 | А. Куприн «Белый пудель» | 4 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану. Работа с описанием персонажей рассказа. Работа над характеристикой персонажей рассказа. Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором в рассказе |
117- 118 | Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!» | 2 | Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Соотнесение событий, описанных в рас-сказе, с реальными историческими событиями. Выяснение знаний школьников о событиях ВОВ. Прослушивание гимна Москвы. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка |
119 | Ю. Коринец «У могилы Неизвестного солдата» | 1 | Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение |
120 | Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа | 1 | Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
121 | Обобщение темы «Из прошлого нашего народа» | 1 | Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся |
122 – 124 | Из произведений зарубежных писателей В. Гюго « Гаврош» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика и описание внешнего вида Гавроша. Оценка поступков Гавроша. Рассказ о Гавроше по плану. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к главному герою рассказа |
125– 128 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» | 4 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика Тома. Оценка поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по плану. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в рассказе, и к героям |
129 – 131 | С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Рисование словесной картины наступления весны. Заучивание прозаического отрывка. Характеристика Нильса. Оценка поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по плану. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке, и к героям сказки |
132 – 134 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 3 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика Русалочки и принца. Оценка поведения и поступков героев. Работа над пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке, и к героям сказки |
135 | Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 1 | Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся |
136 | Обобщение по теме «Повторение». Что читать летом | 1 | Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |