Три богатыря — сказка о русских богатырях и нечистой силе
Обгоняя скорость света,
Разум мчится сквозь века;
В глубине души поэта
За строкой бежит строка.
И ложатся на страницы,
Отряхнув седую пыль,
Чудеса и небылицы,
И загадочная быль.
Как-то, споря с океаном,
Славный русский богатырь
Воду вычерпал стаканом;
И земля раздалась вширь.
А другой силач – тихоня,
Задремав у бережка,
Маясь жаждою, спросонья,
Выпил море в три глотка.
Третий – еле умещался
Посреди высоких гор
И в народе прозывался —
Грозный витязь Святогор.
Он мечом владел и пикой,
Равных не было ему;
И страна была великой,
И в узде держали Тьму.
Русский дух царил повсюду,
Как сначала повелось.
Никакому Чуду-юду
Здесь спокойно не жилось.
Заползут какие гады,
Или птицей налетят —
Святогор не даст пощады —
Только косточки трещат.
Много лет ходил дозором —
Караулил землю-мать.
Русь жила за Святогором —
Не обидеть, не сломать.
Все набеги басурманов
Отражал Батыр-гора.
И в стране великих ханов
Невзлюбили бога Ра.
Этот бог служил защитой
Великану Русь-земли.
В битве честной и открытой
С ним тягаться не могли.
Брали подкупом, обманом,
Злыми чарами, вином;
Шли на приступы тараном,
Выжигали Русь огнем.
Всяко землю-мать пытали,
Извели немало стрел.
Дни и годы пролетали,
Грозный витязь постарел.
Трудно стало Святогору
Воевать на склоне лет,
Отдыхать с почётом в пору,
А ему покоя нет:
То Ростов защиты просит,
То из Киева послы.
Но земля уже не носит,
И доспехи тяжелы;
Не поставить в стремя ногу,
Не взобраться на коня.
Богатырь с молитвой к богу:
“Отпустил бы ты меня
За моря, за океаны,
За дремучие леса,
За широкие поляны —
В голубые небеса.
По стране твоей далекой
Извелась душа тоской”.
И, застыв горой высокой,
Богатырь обрёл покой.
Говорят, что сила божья
С той поры ушла в гранит;
Добрый камень у подножья
Тайну бережно хранит.
Много молодцев вспотело,
Сдвинуть камушек горя,
Но осилить это дело
Не нашлось богатыря.
Кто к нему не подступался
И пупка не надрывал —
Никому он не поддался —
Век без малого стоял.
Русь тогда, меняя бога,
Новых радостей ждала,
И к святой горе дорога
Тёмным лесом заросла.
Талисманы, обереги
Крест немного потеснил,
Но пожары и набеги
Новый бог не отменил.
Вера толком не окрепла,
За бедою шла беда.
И, бывало, что из пепла
Вновь вставали города;
Уводили басурманы
Русских девушек в полон,
А князья в чужие станы
Отправлялись на поклон.
Только в Киеве богатом,
У днепровских берегов,
Чистым серебром и златом
Откупались от врагов.
Век покоя Русь не знала,
Но совсем не поддалась —
За морями воевала,
В споре с ханами сошлась.
С давних пор ей досаждали
Кочевые племена:
И поля вокруг страдали,
И дружины, и казна.
А с проклятьем чародея
На Руси другое зло —
Огнедышащего Змея
Тёмной силой занесло:
У чудовища три пасти,
Три огромных головы.
Хуже не было напасти,
По свидетельству молвы.
По болотам леший бродит,
Лес русалками кишит —
Сильных чарами изводит,
Слабых шорохом страшит.
А у города Ростова
Кто-то встретился с ягой.
Говорит – жива, здорова,
Только трудности с ногой,
Да укачивает в ступе,
И кружится голова,
И от старости в тулупе
Прохудились рукава.
Сам я врать-то не умею,
Но в народе был слушок,
Что везла она Кощею
Тяжелёхонький мешок.
В том мешке спала девица —
Белолица и стройна;
А кощеева темница
Без того полным полна.
Любит разные забавы
Полувысохший скелет;
Нет на лютого управы
И на Змея силы нет:
Не одну унес девицу
Он за синие моря.
Постоять за Русь-землицу
Встали два богатыря.
Первым вызвался Алеша —
Сын ростовского попа.
Для него любая ноша
Легче мелкого клопа.
Ни один лихой боярин
Перед ним не устоит;
Под мечом его тугарин
Потерял копьё и щит.
С детства он к тугому луку
Приучаем был отцом
И, любя развеять скуку,
Слыл весёлым молодцом.
На уме мечту лелея,
В жёны высватать княжну,
Одолеть поклялся Змея
И собрался на войну.
Снарядил седлом высоким
Богатырского коня,
Сам – под поясом широким
Сыромятного ремня,
Слева меч висит булатный,
За плечами лук тугой…
И хотел бы на попятный,
Да уж в стремя стал ногой.
В теремке девица плачет,
Тужит ночи у огня;
Богатырь по лесу скачет,
Медным стременем звеня.
Лес всё гуще да темнее,
И тропинки не видать.
Где тут думать о злодее —
Самому б не пострадать.
Вот и конь стреляет ухом,
Может, чует где беду?
Витязь слез, собрался с духом,
Конь пошёл на поводу.
Ночь брели, как будто спьяну,
Продираясь напролом.
Утром вышли на поляну;
На поляне – дом не дом –
Кособокая избушка
Без окошек, без крыльца.
У двери сидит старушка,
Неприметная с лица.
В доме кот, сова, два гуся…
Богатырь хитрить не стал,
Говорит: “Скажи, бабуся, —
Змей давно ли пролетал?
Мне б найти к нему дорожку,
Заблудились мы слегка,
Да поесть какую крошку,
И воды б по два глотка”.
Бабка фыркнула сначала,
Встав, туда-сюда прошлась,
Для порядка поворчала,
Но, в конце концов, сдалась:
“За добро ко мне, убогой,
Помогу тебе, милок.
Вы не той пошли дорогой;
Ты возьми себе клубок.
Он тебя на день десятый
Приведёт к большой горе;
Там и Змей – мой враг заклятый —
Прячет головы в норе.
Но едва ли ты сумеешь
Чудо-юдо одолеть,
А, случится – одолеешь —
Самому не уцелеть.
Как не станет силы биться —
Пустишь в небо голубка —
Друг на выручку примчится,
Взмылив конские бока.
Но и вместе против Змея
Вам едва ли устоять —
Три головки у злодея,
Знать, троим и воевать”.
Не послушался Алешка,
Хоть и не был дураком.
Замелькала путь – дорожка
Вслед за бабкиным клубком.
На десятый день похода
Подошли они к горе:
Чёрный дым валит из входа,
Змей шевелится в норе,
Черепа вокруг да кости;
Конь на месте не стоит.
“Хороши на завтрак гости, —
Чудо-юдо говорит, —
Сорок дней не ел мясного,
Даже брюхо подвело.
И ежа бы съел живого,
Если б так не повезло”.
“Помолчал бы, жив покуда, —
Богатырь ему в ответ, —
У тебя, у Чуда-юда,
И зубов-то толком нет.
Будто крот, забился в нору —
Выходи на честный бой!”
Затрясло большую гору,
Из норы раздался вой.
Вылез аспид трёхголовый —
За спиною два крыла.
Богатырь – за лук дубовый,
Только стрелочка мала –
Не достать ей сердце Змея —
Застревает в чешуе.
Защищаясь от злодея,
Вспомнил витязь о копье:
Разогнав коня, наскочит,
Целя в голову врага,
Да ноздрю едва щекочет.
Не врала, видать, яга-
И копьём не дотянуться,
И стрелою не достать;
Не на жизнь, а насмерть бьются,
Начал Змей одолевать.
Не поднимется, устала,
Богатырская рука.
Он, как бабка наказала,
Кинул в небо голубка.
Голубок стрелой пустился
За подмогой в Киев-град,
А Попович всё рубился,
Но и сам уже не рад:
Не побить ему злодея,
Не потешиться с княжной,
И зачем пошел на Змея,
На проклятого войной?
В Киев-городе княгиня
Принимала голубка,
Славный молодец Добрыня
Взмылил конские бока,
Прямоезжую дорогу
Одолел в четыре дня
И примчался на подмогу,
Не загнав едва коня.
О его победах слава
На Руси давно гремит;
Налетел, ударил справа,
Под огонь подставил щит,
Оттеснил к пещере Змея;
Тут Алеша подскочил —
Навалился на злодея,
От земли набравшись сил.
То мечом удар наносит,
То копьём с размаху бьёт;
Но пощады враг не просит,
Тоже спуску не даёт.
Десять дней земля горела
Под ногами у коней.
Сталь булатная звенела,
И не видно – кто сильней —
И друзья устали биться,
И у Змея мощь сдала.
Порешили сговориться —
Не чинить друг другу зла:
Змей на время крылья сложит,
(Обещал – на целый год),
И его не потревожит
Ни дружина, ни народ.
Порешив, погоревали,
Что напрасно подрались.
Отдохнув, коней седлали;
Попрощавшись, разошлись.
Возле города Ростова,
Возвратившихся с войны,
Попадья – жена попова —
Приглашала на блины,
Чарку с квасом подносила
В полтора больших ведра,
Чтобы мать-земля носила
И сегодня, как вчера.
Гости чарку поднимали,
Угощались всем подряд
Да коней опять седлали,
Отправляясь в Киев-град,
Рассказать о договоре,
Заключённом на войне;
Хоть князья и жили в ссоре —
Всяк мечтал о тишине.
Князь ростовский, расставаясь,
Дочь Алеше обещал,
А к Добрыне обращаясь, —
На помолвку приглашал.
С тем они и ускакали,
Поднимая пыль столбом.
Вскоре башни замелькали
В чистом небе голубом.
За высокою стеною,
Меж садами – терема,
Мост высокий над водою,
У ворот – народу тьма.
Добрых молодцев встречали,
Провожали ко дворцу.
Князь, забыв свои печали,
Дал обоим по кольцу,
Подносил хмельные чарки
Под зернистую икру
Да раздаривал подарки.
Был и я на том пиру,
Но ни чем не отличился,
В этот раз не повезло —
Пиво пил, да не напился —
Мимо рта, видать, текло.
___________________________
Три богатыря.
Читать русские сказки онлайн
полезное удовольствие!
Читать другие русские народные сказки
Морское путешествие
Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки
Для детей подготовительной группы
Цель занятия:
Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.
Задачи:
- Развивать умение чувствовать поэтичность сказки А.С.Пушкина
- Учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства.
- Формировать умение высказываться об эмоционально — образном содержании произведений искусства.
Предварительная работа:
- Предварительная беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма, слушание и беседы по произведению, заучивание поэтических отрывков из сказки.
- Знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.
- Рассматривание иллюстраций Белибина «Город-Леденец», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
- Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.
- Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вы, любите сказки?
Ответы детей
Музыкальный руководитель:
А сказки зародились в древности и с далеких времен хранились в памяти народа. Передавались из поколения в поколения. От одного рассказчика к другому.
Ребята, скажите, а кто такой сказочник?
Ответы детей
Музыкальный руководитель:
Сказки можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками.
Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Ответы детей
Музыкальный руководитель:
Вот и Римский – Корсаков прочитал сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», которая рассказывала о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебедь. Она очень понравилась великому композитору, и он решил написать к ней прекрасную музыку, которая пригласит нас сегодня в чудесный мир сказки.
Раздается стук в дверь.
Заходит почтальон и вручает телеграмму.
Музыкальный руководитель:
Какая необычная телеграмма пришла.
Интересно, от кого она? (читает)
«Дорогие дети! Приглашаю погостить, чудесный остров навестить.
За морем совсем не худо есть на острове три чуда.
Посылаю вам: поклон, приезжайте.
Князь Гвидон».
Музыкальный руководитель:
Ну, что ж давайте, ребятишки,
Чудесный остров навестим, у Гвидона погостим.
А на чем отправимся в путешествие? (Ответы детей).
Давайте выберем предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия.
Дети надевают бескозырки, берут штурвал, бинокли, встают за капитаном, выполняют качающиеся движения
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
он бежит себе в волнах на раздутых парусах!
Остров на море стоит,
с златоглавыми церквями, с теремами и садами!
Чей это остров? (Гвидона)
Как называется город на острове том? (Леденец)
Много чудес было в том городе!
В волшебном городе «Леденец» было три чуда, какое первое из них? (белка)
Ребенок:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальных дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Музыкальный руководитель:
Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белки — это русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Звучит фрагмент «Белка»
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель:
… белочка при всех золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
а скорлупки собирает.
Кучки ровные кладет,
и с присвисточкой поет
При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде.
Выходит девочка переодетая белочкой
исполняет песенку «Во саду ли, в огороде»
Музыкальный руководитель:
Давайте поможем белочке и украсим ее песенку.
Оркестр: «Во саду ли, в огороде»
I ч — ложки
II ч — колокольчики
III ч — ксилофоны
IVч — все вместе
Белочка дарит орешек.
Музыкальный руководитель:
Белочка нам орешек оставила, не простой, а золотой.
Давайте в кружочек встанем, да в игру поиграем.
Проводится игра
по типу «Колечко, колечко, выйди на крылечко»
«На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой»
Повторяют 2 раза.
Дети: Выходи поскорей! Не задерживай добрых людей!
( Ребенок, у которого в руках орешек должен быстро выбежать в центр круга, а дети его ловят)
Музыкальный руководитель:
Назовите, ребята, второе чудо «Сказки о царе Салтане»?
(тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором)
Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.
Ребенок:
… море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель:
В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжественные, радостные, яркие.
Музыкальный руководитель:
Что вы услышали? Ребята, какое море?
Дети: Море грозное, темное, пенное, бурливое, оно бушует, плещет, и из него появляются богатыри.
Музыкальный руководитель:
А какие богатыри?
Дети: Мужественные, сильные, храбрые
Музыкальный руководитель:
Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря.
Девочки покажут море — бушующее, а мальчики — богатырей.
Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны»
На фоне музыки музыкальный руководитель читает:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег крутой,
Разольется в шумном беге
И окажутся на бреге
В чешуе, как шар горя,
Тридцать три богатыря.
Музыкальный руководитель:
Вот они наши защитники, храбрые богатыри.
Музыкальный руководитель:
А какое третье чудо волшебного города Леденец ? (прекрасная Царевна Лебедь)
Две девочки читают стих.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель:
Царевна эта необычная волшебница. Это и человек, и птица, птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то — взлетает вверх, то падает вниз. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё белее ласковой, теплой и человечной, звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».
Звучит тема Царевны – Лебедь
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель:
Ребята, я перелагаю совершить волшебное превращение.
Давайте превратимся в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебеди.
Музыкальный руководитель:
Вот и закончилось наше путешествие.
Нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь.
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель:
Давайте вспомним, какие чудеса мы увидели и услышали?
Кто сочинил такую чудесную музыку?
Музыкальный руководитель отмечает работу детей, выделяет особенно отличившихся.
Музыкальный руководитель:
Если вы считаете, что наше путешествие удалось и у вас всё получилось, выберите себе на память кораблик красного цвета, если вы в чем — то испытывали затруднение, возьмите кораблик синего цвета, а если вам вообще не понравилось наше путешествие, возьмите кораблик желтого цвета.
Музыкальный руководитель подводит итог.
Конспект занятия составила
Музыкальный руководитель
МБДОУ ДСОВ «Родничок»
Колотилина Ольга Валерьевна
г. Советский — 2012г.
Многомудрый Литрекон очень любит сюжетную живопись, где есть не только кусты и деревья, реки и озера, но и интересные герои, находящиеся в действии, рассказывающие свою неповторимую историю. Поэтому он с удовольствием написал сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри» в двух вариантах. Приятного просвещения!
Вариант 1
(307 слов) Виктор Васнецов — талантливый русский художник, который направил свою фантазию на изображение сказочных сюжетов. Многие сказки, которые мы так любим, имеют иллюстрации, автором которых является именно Васнецов. Нам известно большинство его работ, но одна из них особенно западает в душу. Это картина «Богатыри».
На репродукции полотна изображены три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они сидят на конях и смотрят вдаль, как будто ждут приближения врага. В левом углу расположен Добрыня. У него белый конь с красной уздечкой. Герой напряжен, он достает меч из ножен, будто скоро будет бой. У него красный щит, серая металлическая кольчуга, продолговатый шлем, зеленые сапоги. Борода у него русая. Взор суров. Рядом с ним на коне восседает Илья Муромец. Он крепче на вид и старше. Он явно лидер, ведь следит за приближением врага. На его руке, застывшей в воздухе, небрежно болтается палица, как будто она совсем легкая! Вот какая сила у богатыря! Поперек седла лежит копье. Под тяжестью седока черный конь с длинной гривой наклонил голову. Илья одет в красные шаровары, бежевые сапоги, металлическую кольчугу и железный шлем. Рядом с ним стоит Алеша Попович. Он выглядет отрешенно, как будто грядущий бой его не касается. Быть может, он думает о невесте или матери. Он совсем еще молод, у него даже бороды нет. Лошадь у него бурая с золотистой гривой. Сам он красиво одет: красные сапоги и нарукавники, рельефная кольчуга. В руках он держит лук. Его конь тянется к траве. Поле, на котором стоят богатыри, окрашено темными осенними красками: желтой, темно-зеленой, серо-коричневой. Небо окрашено в серый цвет туч. На заднем плане виднеются темно-зеленые холмы. Картина производит впечатление, будто скоро начнется бой.
Мне очень понравилась картина Васнецова «Богатыри», потому что сказочные герои на ней кажутся настоящими, живыми. Пейзаж тоже говорит с нами: он намекает на то, что скоро богатыри проверят себя в битве с врагом. Поэтому интересно смотреть на это полотно.
План сочинения-описания по картине Васнецова «Богатыри»:
- Вступление: особенности творчества художника;
- Основная часть: описание картины «Богатыри»;
- Заключение: мое мнение о полотне.
Вариант 2
(346 слов) Художник Виктор Васнецов известен своими сказочными полотнами, где главными героями стали персонажи русских народных сказок. Благодаря нему мы можем представить, как выглядели колдуньи, царевичи, мистические существа и богатыри. Всем известна его картина, на которой изображено три самых знаменитых богатыря.
На картине Васнецова «Богатыри» нарисованы Илья Муромец и его товарищи — Добрыня Никитич и Алеша Попович. В центре полотна мы видим самого могучего и сильного воина — Илью. Он поднес руку к глазам, чтобы лучше видеть предполагаемого врага. Судя по насупленным бровям и суровому выражению лица, он нашел того, кого искал. Одет он по-военному, на нем металлическая кольчуга, заостренный шлем, красные шаровары, коричневые сапоги. На руке висит палица, а ведь она очень тяжелая. По этой детали мы понимаем, какой силой наделен герой. Он уже седой, зато опытный и мудрый. Другой рукой он придерживает длинное копье. Даже ратному коню тяжело от такой ноши, он чуть преклонил голову, чтобы отдохнуть. Конь этот вороной, с белым задним копытом и белой полосой на лбу. Слева находится Добрыня. У него конь белый, с высоко поднятой головой. Он напряжен, как и хозяин. На лице Добрыни застыла строгость. Он ожидает врага, поэтому обнажил меч, готов к схватке. У него красный щит и такого же цвета уздечка для коня. На нем металлические доспехи и заостренный шлем. Также выделяются зеленые сапоги и синяя окантовка на рукаве. Справа от Ильи стоит Алеша. Он задумчив и спокоен. Поза у него расслабленная. В руках он держит лук. Конь передает настроение хозяина — тянется к траве. Конь бурый, с белой полосой на лбу. Грива у него отливает золотом, как сухая трава в поле. Нарукавники и сапоги у героя красные, доспехи богатые и красивые, шлем длинный. Герои сидят на конях в поле, которое уже порядком выцвело от солнца. Много сухой желтой травы, зелень темная и насыщенная. За спинами у бойцов высятся пригорки и бледнеет небо. Оно тучное, серое, дождевое. Даже русская природа предсказывает своим защитникам встречу с врагом.
Мне очень понравилась картина Васнецова «Богатыри», потому что герои выглядят выразительно и красиво, на них хочется любоваться. Их вид внушает уверенность в том, что Русь в безопасности. Ведь ее всегда будут охранять такие храбрые витязи.
План сочинения-описания по картине Васнецова «Богатыри»:
- Вступление: особенности творчества художника;
- Основная часть: описание репродукции картины «Богатыри»;
- Заключение: мое впечатление о полотне.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Урок литературного чтения в 3
«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели:
-
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
-
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
-
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
Личностные результаты.
У учащихся будут формироваться:
-
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
-
познавательная мотивация учения;
-
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
-
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
результаты освоения.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
-
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
-
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
находить нужную информацию
-
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
сравнивать
-
устанавливать причинно-следственные связи
-
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
-
сравнивать и классифицировать
-
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
-
владеть диалогической формой речи;
-
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
-
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
-
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
-
определять тему и главную мысль
-
ставить вопросы
-
составлять план
-
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
составлять личное мнение
-
высказывать свое суждение
Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.
Ход урока.
1. Самоопределе ние к деятельности.
Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
— Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!
— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .
-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:
1 «Унылая пора! Очей очарованье!»
2. «Октябрь уж наступил»
3. «У осени холодною рукою»
4. « Уж небо осенью дышало!»
5. « Дни поздней осени бранят ..»
— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)
— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)
— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»
2. Целеполагание
-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки
-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»
-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.
Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.
Проверить : знания содержания сказки .
3. Актуализация знаний учащихся.
— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.
1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»
1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего
Брата (Ольга, Лев)(фото)
2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)
3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)
Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)
4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)
Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)
Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)
5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )
-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?
3. Истоки сказки.
— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян
Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)
4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.
Игра «Гонка за лидером»
-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)
Выборочное чтение.
— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.
1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
3. — Что в этот момент случилось с царицей?
(Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.)
4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой
5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела…
7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
8.-Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
9.-Что сделала Чернавка с царевной?
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
12.- Сколько богатырей жило в тереме?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
15.- Какими словами заканчивается сказка?
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ сказки.
1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)
2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)
3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?
(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)
4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)
5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)
6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)
4.Работа в группах
-А сейчас я предлагаю поработать в группах.
-Две группы инсценируют отрывок из сказки.
— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .
-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .
1. Рождение царевны и смерть матери
2. Новая супруга царя
3. Чудо-зеркальце
4. Зависть царицы
5. Чернавка в лесу
6. Царевна у семи богатырей
7. Царица дарит яблоко
8. Хрустальный гроб
9. Солнце, месяц и ветер
10. Елисей находит гроб
11. Смерть царицы
12. Свадьба
5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
ФИ ________________________
1. Впиши пропущенные слова из текста сказки
а) И жених сыскался ей
___________ Елисей.
б) Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая __________.
в) Ей в приданое дано
Было _____________ одно.
2. Объясни значение слов:
Очи:________________
Уста: _______________
Персты — __________
3. Вспомни день рождения царевны.
а) зима б) весна в) лето г) осень
4. Через сколько времени царь женился на другой?
а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года
5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:
Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.
6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________
7. Чем закончилась сказка?____________________________
5. Рефлексия.
—Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?
Домашнее задание.
— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на
следующем уроке её представить.
—Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:
«Читайте Пушкина друзья,
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка
И пронесёте сквозь года вы радость сказки»
Спасибо за урок!