Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
Презентация на тему Презентация по литературному чтению для 4 класса Л.Н.Толстой . Как мужик убрал камень, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Урок чтения
Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Презентацию выполнила
учитель начальных классов
МКОУ СОШ№12
МАГОМЕДОВА МЕСЕДО АСХАБОВНА
Г.Хасавюрт
Проверка домашнего задания
Лев Николаевич
Толстой
Жизнь и творчество
Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов!!!
Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Толстой был поразительно способен к иностранным языкам, занимался музыкой, историей, рисованием и
медициной.
Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей
округе.
В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении, давая свободу крестьянам.
Л.Н.Толстой
«Детство»
Работа по учебнику
1.О чём это произведение?
2.Какие события описывает Толстой?
3. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
4. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.
Что такое басня?
Басня – это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение
Особенности басни
-интересный короткий занимательный сюжет;
-мало описаний;
-много диалогов;
-героев обычно несколько;
-главный герой выражает основную идею;
-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;
-высмеиваются человеческие пороки.
-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
— комизм;
-поучительность;.
Что такое мораль?
-Это поучительный вывод,
наставление,
какие-то правила
Что высмеивают басни?
лесть
ложь
глупость
лень
безнравственность
невежество
хвастовство
Чему учат басни?
-дружбе
-трудолюбию
-усердию
-честности
-доброте
-отзывчивости
-благородству
-благодарности
-добывать знания
Историческая справка
Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.
Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.
Историческая справка
Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем
этого времени является полулегендарный
Эзоп
(6 век до н.э.). .
Историческая справка
В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова,наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева,лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.
А.Д.Кантемир
А.П.Сумароков
И.И.Хемницер
А.Е.Измайлов
И.И.Дмитриев
Лев Николаевич Толстой
Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
А. М. Горький
Словарная работа
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка –вымысел, изобретение
Ответьте на вопросы
-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?
-Какими чертами обладал мужик?
-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого?
-Почему данное произведение можно назвать басней?
Понравилась вам работа на уроке?
Что понравилось?
Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?
Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать басню
Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
стр.119-121.
2. Выполнить в тетради рисунок к басне