Сценарий сказки
«Колобок»
(на новый лад).
Подготовила и провела:
Музыкальный руководитель
Жирякова Е.Д.
Действующие лица
:
Ведущий
:
Дед
:
Бабка
:
Колобок
:
Зайка
:
Волк
:
Медведь
:
Лиса
:
Звучит музыка
«В гостях у сказки»
.
Ведущий:
Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это?. (колобок)
И так….Мы начинаем!
Сказка «Колобок на новый лад»
Жил-был старик со своею старухой,
Дед землю копал,
Вместе с бабкой огород сажал.
(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)
Дед:
Ох, устал я!
Испеки-ка, бабка, на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Бабка «замешивает» тесто и приговаривает:
Вот по сусекам помела,
Горсти две муки нашла,
Соль, ваниль и сахарок.
Славный вышел колобок,
Пышный да румяный! (показывает колобок)
Дед:
Надо нам за стол присесть,
Колобок скорее съесть!
Бабка:
Погоди-ка, дед, чуток,
Пусть остынет колобок!
Ведущий:
Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
Зайка:
Я полакомлюсь тобой,
Всё в бегах с утра я.
Колобок:
Что ты! Что ты! Погоди,
Послушай песню, Зая!
Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!
(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)
Зайка:
Да катись ты, Колобок, нету с тебя толку!
К деду с бабой я пойду да морковки наберу.
Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)
Ведущий:
А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.
Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!
Волк:
Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,
Съем-ка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!
Колобок:
Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Ведущий:
Волк:
Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!
Лучше по лесу пойду, может что-нибудь найду!
(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)
Ведущий:
Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –
Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед!Ты меня послушай, яблочко вот скушай!
(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)
Ведущий:
А Колобок наш катится,
Не от кого не прячется…
Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.
Медведь:
Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!
Колобок:
Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,
Лучше песенку мою ты послушай – я спою.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Убежал от Зайца я и от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго!
(Колобок убегает)
Медведь:
Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк?
Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку с «Кока-колой», собирается попить)
Ведущий:
Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы
Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,
А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!
(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)
Ведущий:
А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,
А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.
Лиса:
Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Колобок:
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)
Лиса:
Не хочу я Колобок (машет ему вслед, зачем его кушать?
Лучше песенки его будем вместе слушать.
Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)
Ведущий:
Ешьте овощи и фрукты — это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!
Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,
Витаминов в них не счесть, значит нужно это есть!
Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!
(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)
СКАЗКА О КОЛОБКЕ (на новый лад)
Жили-были дед и бабка. Спали рядом для порядка.
Дед давно уж позабыл, как он бабку-то любил.
Отношенья их фактически развивались платонически.
Ну да сказка не об этом — сказ про то, как прошлым летом
Приключилось с ними чудо. Впрочем, забегать не буду.
Обскажу всё по порядку — я записывал в тетрадку.
Жили скромно — без достатка. Ели редьку, пили квас.
Вот такой нехитрый ужин каждый день, из раза в раз.
Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз нашло на старика: «В доме где-то есть мука».
Он на бабку строго смотрит — та тихонько взгляд отводит:
«Да муки немножко есть. Есть да не про вашу честь.
Ты своей немытой рожей её трогать не моги.
Собиралась я испечь к именинам пироги».
«Что за гнусную змею я пригрел в своём дому?
Или ты меня не знаешь?
Ну-ка быстро подь сюда — чтоб не позже получаса на столе была еда.
Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то!
Объясняю по-английски: «Вэри хангри — жрать охота!»
«Всё исполню сей же час. Ты испей покуда квас.
Для такого дурака испеку я колобка.
Всё равно зубов уж нету, хоть полижешь шарик этот».
«Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно?
Нелегко меня понять? Думаешь, мне не противно грубой силой угрожать?
Только знай, моя голубка, ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком.
Хоть ты лбом об стенку бей. Понимаешь, кто главней?»
Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула,
Положив на сгиб другой — получился жест плохой.
Замесила молча тесто, разогрела в печке место,
И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар
На ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла.
Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат:
«Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт?
Не хочу я отравиться, потребляя сей продукт».
«Ешь, касатик, дорогой. Если что-нибудь случится — марганцовка под рукой.
Не волнуйся, откачаем. Не успеем? Закопаем!
Что в лице ты изменился? Ты бы, Вася, помолился».
«Ладно, хватит бредни слушать — time is up, пора покушать», —
Вилку дед рукой берёт. В шарик ткнул, а тот орёт:
«Помогите, караул! Дед мне вилкой бок проткнул.
Это что ж за вашу мать. Ты нарушил герметичность — буду в дождь я протекать».
«Чудо, чудо приключилось. Без любви дитё родилось.
Прошлогодняя мука подарила нам сынка.
Бабка, срочно все остатки в унитаз слей без оглядки.
Хватит нищету плодить. Нам и так несладко жить».
Хлебобулочный сынок прямо с печки прыг да скок:
«Буду с вами вместе жить. Я – ваш сын. Прошу любить!»
Отвечает дед: «Ты круглый. И катись-катись отсель —
Позабудь о нас совсем!
Вот отцовский мой наказ: вон отсюда сей же час.
Жалко хлеба, слова нет. Но ведь я не людоед.
Не могу поднять я вилку на родимую кровинку.
Хоть ты режь меня с боков — не могу я есть сынков.
Но и видеть мочи нету — прочь иди. Катись по свету».
Колобок вздохнул протяжно, молвил тихо: «Всё неважно.
Если с толком рассудить, как мне с вами дальше жить?
Подрумяненный мой бок станет горла поперёк.
Без меня вы не скучайте. Не вернусь. Вы так и знайте».
Колобок скатился на пол, бормоча тихонько матом.
Его мягкие бока покалечились слегка.
Разогнувшись на полу, он подпрыгнул и адью.
За забором, где трава, донеслись его слова:
«Жадность фраера погубит. Я ушёл — судьба рассудит».
По тропинке в лес густой покатился очень лихо. Там, где не хватало рифмы,
Песню бодро напевал, крепким словом разбавлял.
Вдруг навстречу ему заяц — серый маленький мерзавец.
«Кто таков? Чего тут бродишь? Почему без шапки ходишь?
Без задержки, просто так, дай на водку мне пятак!»
«Стариковский я сынок — хлебный шарик Колобок.
Я ищу здесь смысл жизни, но пока найти не смог.
Шапку сроду не носил, с лысым куполом ходил.
Денег нет, ну хоть ты лопни. Понял мелкий серый гопник?
Я, пожалуй, покачусь и обратно не вернусь.
Сохраню нейтралитет — заяц не авторитет!»
Подмигнул он правым глазом. Взял разгон, прибавил газа
И исчез в густой траве, оставляя след в земле.
Заяц челюсть подобрал, смачно плюнул, вслед послал
На три буквы, чтоб в пути хорошо было идти.
Только зайца этот выкрик в воздухе лесном умолк,
Как дорогу преграждает новый странник — Серый волк.
«Здравствуй, миленький дружок, без начинки пирожок.
Ты вообще какого пола?» — задаёт вопросы волк.
Колобок, поднявши брови, в изумлении свистит:
«Дядя Волк, дозволь вопросик? И давно ты трансвестит?»
Волк застенчиво краснеет, на щеках румянец рдеет:
«Ты, джигит, откуда взялся, как об этом догадался?»
«Когти лаком ты изгадил, губы смачно напомадил,
Да у юбки той покрой откровенно не мужской.
Так что, тётя, извини, мне с тобой не по пути».
Скрылся волк за поворотом. Колобок пришёл к болоту.
Рядом с ним сидит лиса по всей шкуре волоса.
«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
Я от зайчика смотался, с глупым волком распрощался.
А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться.
Стой. За сердце не хватайся. Это шутка. Не пугайся».
«Повтори погромче, брат. Я настрою аппарат.
К старости совсем оглохла, слышу слабо, вижу плохо.
Уж не так теперь и звонки барабанов перепонки».
Колобок подходит ближе, а лиса нагнулась ниже.
Он почти уже орёт, а она его берёт
И без всяких промедлений натурально прямо жрёт.
Колобок пищит от страха, посылает её всяко.
(Для ребят, кто любит мат — есть отдельный вариант).
Не прошло пяти минут — съела весь она продукт.
Облизнулась и ушла. Вот и сказка вся прошла!
Музыкальная сказка для детей «Колобок» с новым концом
Руднева Татьяна Витальевна, руководитель творческой мастерской «Радуга» центра детско-юношеского творчества им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой г. Бердянск Запорожской обл., Украина
Описание:
Музыкальная сказка рассчитана на постановку детьми младшего школьного возраста. Может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ГПД, вожатыми в детских оздоровительных лагерях. «Колобок» исполнялся во время праздников, проводимых в кружке, как отдельный номер, а также как самостоятельное выступление для воспитанников детских садов города.
Цель:
Организация содержательного досуга для детей.
Задачи:
1. Развивать умение работать в коллективе.
2. Развивать речь, вокальные данные, пластику, сценическую культуру.
3. Прививать любовь к чтению. Воспитывать любовь к сказкам.
Выходит автор и поёт на мелодию «Два весёлых гуся». Вместе с ним выходят дед и бабка и играют в ладушки
АВТОР
Жили дед и баба, жили-поживали,
Ели кашу, простоквашу, чаем запивали. (2 р.)
Взбунтовался дедка:
ДЕД
Надоела репка.
Не хочу я больше кашу, чай и простоквашу. (2 р.)
Далее идёт мелодия «Конфетки-бараночки»
Эх, конфетки-бараночки, надоели мне прянички.
Ты мне, бабка родимая, испеки колобка. (2 р.)
БАБКА
(На мотив песни «Дедочек»)
Как же испеку я, милый мой дедочек,
Ведь муки-то нету, сизый голубочек?
ДЕД
Помети-ка, бабка, по амбарам, Любка,
По сусекам поскреби, сизая голубка. (2 р.)
АВТОР
(На мотив «Я на солнышке лежу»)
По амбарам помела, по сусекам поскребла,
Горсть муки собрала, сразу тесто завела. (2 р.)
Получился колобок. (В это время из-за кулис появляется колобок)
У него румяный бок.
На окне он лежал, потихоньку остывал. (2 р.)
Надоело остывать и решил он погулять.
Прямо в лес убежал, про опасность он не знал. (2 р.)
Автор уходит. Колобок танцует, имитируя продвижение по лесу. В это время появляется заяц.
ЗАЯЦ
на мотив песни «Улыбка»
)
Здравствуй, здравствуй, милый колобок!
Как же рад тебя в лесу у нас я встретить!
Посажу тебя сейчас в мешок
И на завтрак отнесу своим я детям. (2 р.)
КОЛОБОК
Зайчик, ты меня не съешь ни за что и никогда.
Вот послушай лучше песенку такую:
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
От тебя же, зайка, точно убегу я. (2 р.)
Колобок убегает, заяц огорчённо разводит руками и уходит. Колобок движется по залу. Из кулис выходит волк.
ВОЛК
(на мелодию колыбельной из м/ф «Бременские музыканты»)
Вот так встреча – как во сне, колобок идёт ко мне.
Я ведь серенький волчок – схвачу тебя за бочок.
Делает выпад в сторону колобка, колобок отскакивает в сторону.
КОЛОБОК
Не догонишь никогда – в этом вся твоя беда.
Я от бабушки убежал, и от дедушки убежал,
И от зайчика убежал, убежал.
От тебя я, серый волк, тоже скроюсь без труда.
Колобок убегает, разочарованный волк уходит в кулисы. Колобок в танце движется по залу. Из кулис выходит Медведь.
МЕДВЕДЬ
(на мелодию песни «Варенье» из м/ф «Маша и медведь»)
Ах, какой же колобочек! Ах, какой румяный бок!
Каждый съесть его захочет – полезай ко мне в роток!
КОЛОБОК
Мишка, даже и не думай – я от бабушки ушёл,
И от деда, и от зайца, волка тоже обошёл.
Колобок убегает от медведя, последний уходит. Колобок продолжает своё продвижение. Из кулис появляется лиса.
ЛИСА
(на мелодию арии лисички из оперы Лысенко «Коза-дереза»)
Я лисичка, я сестричка, не сижу без дела –
По лесу ходила, завтракать хотела. (2 р.)
И тебя я, колобок, сразу увидала,
Так же сразу поняла – вот, что я искала. (2 р.)
И теперь ты, колобок, здесь, передо мною,
И тебя сейчас я съем, даже лап не моя. (2 р.)
КОЛОБОК
Ты, Лиса, меня не съешь, слушай, если можешь.
Я от бабушки ушёл и от деда тоже. (2 р.)
Я от зайца убежал, и от волка скрылся,
И медведь меня не съел – лишь воды напился. (2 р.)
ЛИСА
Ты так хорошо поёшь, только вот беда-то:
Сядь ко мне скорей на нос. Я ведь глуховата. (2 р.)
КОЛОБОК
Хоть, лисичка, ты хитра, только я хитрее –
От тебя я убегу поскорей к музею. (2 р.)
Там в витрине под стеклом буду экспонатом,
Чтобы сказку обо мне знали все ребята. (2 р.)
Колобок убегает в центр зала. Выходят все персонажи и выстраиваются в одну линию.
АВТОР
(на мотив частушек)
Вот такой наш колобок – умный, смелый, ловкий.
Все преграды обошёл и разгадал уловки.
ВСЕ
Мы вам сказку рассказали – хорошо ли, плохо ли.
А за это вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Нечаев Владислав, ученик 1 класса, Гимназия № 25 города Костромы
Руководитель:
Кузнецова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов,
Гимназия № 25 города Костромы.
Назначение:
Эта сказка может быть полезной для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, родителей, для ознакомления детей с животными.
Цель:
Привлечь внимание детей к сказкам.
Задачи:
-рассказать о жизни колобка, животных;
— развивать наблюдательность, воображение, внимание, память;
— воспитывать чувство доброты, заботу, интерес к сказкам, пересказ сказки.
Сказка «Колобок»
В одном крупном мегаполисе, на одной из центральных улиц стоял многоэтажный дом. На восьмом этаже этого дома жили бабушка и дедушка. Жили они одни, не было у них ни детей, ни внуков.
Как то вечером смотрели они телевизор, щелкали, щелкали каналы и наткнулись на TV-магазин. А там в это время продавали супер Колобков 2016 из современного супер эластичного теста. И решили они заказать одного такого Колобка. Доставили его очень быстро. И такой он оказался хорошенький, кругленький, румяненький. И так он им понравился, что не было придела их радости. Только один минус был у Колобка, всюду он залезал повыше, везде прыгал. Оказалось, что Колобок то не простой, а Колобок-паркурист. Но и это не омрачило радости бабы и деда.
Жили они жили, дружно так жили, пока Колобок не вырос и стало ему не хватать места в квартире для занятия паркуром.
Нужно расширять территорию обитания — подумал Колобок и выпрыгнул в окно. К этому времени он отлично освоил уловки паркуристов и беспрепятственно продвигался вниз к земле по балконным решеткам и водосточным трудам.
Двигался он не спеша, но уверенно. Где-то между третьим и вторым этажами встретил Колобок Зайца. Заяц был известный на районе вор-попрыгун.
–Привет Колобок, какой ты хорошенький, кругленький, свеженький, я тебя сейчас съем.
–Да ладно тебе Заяц, я тебе не по зубам.
Я крутой Колобок
И отличный паркурист.
Вот сейчас залезу вверх,
А потом спущусь я вниз.
А пока открыл ты рот,
Все счастливо, я исчез.
И стал продвигаться дальше. Спустившись до второго этажа, перепрыгнул на крыши гаражей, стоящих во дворе дома. И тут откуда не возьмись на его пути встал волк. Такой серый, драный, страшный, в тельняшке и повязке на правом глазу. Говорят в молодости он был знатным пиратом.
–Здорово Колобок, как хорошо что я тебя встретил. Время ужинать, а я еще не обедал. Я смотрю ты еще не перепачкался, только что из дома вышел. Вот я сейчас тобой и поужинаю.
–Ничего у тебя не получится, старый злодей.
Я крутой Колобок
И отличный паркурист.
Вот сейчас залезу вверх,
А потом спущусь я вниз.
А пока открыл ты рот,
Все счастливо, я исчез.
И побежал по крышам гаражей дальше. А потом прямо с них сиганул через забор и оказался прямо на проезжей части. Где его уже поджидал Михаил Потапыч, местный постовой.
– Добрый вечер, нарушаем правила дорожного движения. Движение по проезжей части должно осуществляться только при наличии транспортного средства. А пешеходы могут переходить дорогу только в предусмотренных для этого местах. Придется мне тебя Колобок задержать.
– Нет, нет, я больше не буду.
Я крутой Колобок
И отличный паркурист.
Вот сейчас залезу вверх,
А потом спущусь я вниз.
А пока открыл ты рот,
Все счастливо, я исчез.
И Колобок запрыгнул в крутую красную тачку, притормозившую рядом.
А там за рулем оказалась прикольная лисичка-сестричка. Вся такая модная, крутая, в мехах. Колобок обрадовался и расслабился. А лисичка ему и говорит:
– Ну приветик Колобочек. Какой ты прикольненький, сладенький, большим городом еще не испорченный. Поужинаю я сегодня тобой, ой то есть с тобой.
Колобок напрягся, но не подовая виду сказал:
–Ну что ты лисичка-сестричка не такой уж я и миленький,
Я крутой Колобок
И отличный паркурист.
Вот сейчас залезу вверх,
А потом спущусь я вниз.
А пока открыл ты рот,
Все счастливо, я исчез.
Дернул за ручку машины, а дверь то заблокирована.
Вот так и закончилось путешествие нашего Колобка.
Спасибо за внимание!
Старая сказка на новый лад
На потеху для взрослых и ребят.
(кукольное представление)
Действующие лица:
Сказительница
Колобок
Дед
Баба
Кошка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Чучело
Сказительница (сидит на скамеечке, одета в русский народный костюм):
Разное чудо в мире творится,
Не о всяком в сказке говорится…
Живали-бывали на земле Сибирской
В избе с огородом, с собакой и киской
Бабушка Маша да дед Феофан –
Не то из рабочих, не то из крестьян.
Детей воспитали, учиться послали.
Живут себе тихо,
Не ведая лиха;
В телевизоре глядят
Все передачи подряд…
Дед:
Слышь-ко, баба, повернись,
От сериала отцепись.
Вишь, как потчують в екране?!
Я хочу гусЯ в сметане!!
Баба:
Что ты, старый, очумел?
Отродясь таких не ел.
Ты кусни-ка хлеб да щи,
Да квасок сюда тащи.
А потом мы ляжем спать
И во сне… гуся съедать.
Сказительница:
Дед, кряхтя, пошёл за квасом
Дед (мечтательно):
А ещё бы ананасу,
Да на хлеб икры чуть-чуть…
Баба:
Во! И хлеба не забудь!
Дед (возвращается. Растерянно):
Хлеба нет. И квасу нет.
Всё доели мы в обед.
А до пенсии неделя…
Баба, что ж мы будем делать?
Баба (подумав):
По сусекам поскребём,
По амбару пометём,
Соберём муки чуток –
Испеку я колобок.
Сказительница:
Сказано — сделано. Муки наскоблили,
В миску собрали, тесто замесили,
Колобок скатали и в духовку закрыли.
Ждали… Ждали… Задремали.
Вдруг — щелчок…
Телевизор смолк,
Духовка остыла, колобка не допекла.
Свет отключили… Вот такие дела!
Колобок (открывает дверцу духовки):
Что же со мной не так?
Вроде румян да горяч.
А с этого боку?.. Как!
Не допекли!!. Хоть плачь.
Что ж, побегу за подмогой
К соседям короткой дорогой.
Сказительница:
Прыгнул Колобок за порог
И — вперёд, в соседний домок.
А дом этот — детский сад.
И в нём огоньки не горят!
Колобок:
Что же это за напасть?
Как бы вовсе не пропасть!
Покачусь-ка я вперёд
Вон, навстречу кто-то прёт.
Ого-го! Глаза, как плошки.
— Эй, любезный, кто ты?
Кошка:
Кошка!
Ты куда же укатился?
Бросил бабушку и деда!
Разбежался, разрезвился…
Всех оставил без обеда!
Колобок:
Да сырой я. Видишь — сбоку
Никакого нет припёку.
Свету нет — и жару нет.
Кошка:
Что ж, пойдём искать обед.
Сказительница:
Побежали по дорожке
Колобок да Мурка-кошка,
Видят — домик из железа,
За стеклом какой-то ящик.
Кошка:
Стой-ка, лысый! Я полезу.
Этот ящик говорящий,
И на все вопросы он
Даст ответы.
Колобок:
Телефон?
Кошка:
Он, родимый. Надо знать,
какой номер набирать.
У меня четыре лапы,
Я звоню, ты — говори,
Да ругай их в маму-папу,
Свет чтоб дали
(снимает трубку телефона, набирает номер, протягивает трубку Колобку)
Всё. Ори!!
Колобок:
Это самый главный дядя?
Почему погашен свет?
Дети деньги вам не платят?!!
Человек вы или нет?
Разберёмся, дайте срок!
Мой фамилий? Колобок!
(Злой, бросает трубку)
Это что же за дела?
Кошка:
Что ты злишься? Я пошла…
Нет еды у бабы с дедом.
Надо мышь поймать к обеду (собирается уходить)
Колобок:
Стой, пушистик! Ты скажи,
Что за сказка?
Кошка:
Это — жизнь
(идут рядышком по тропинке к дому бабы и деда)
Рецензии
Наверное — да, зависимы. И хорошо, и плохо. У нас как-то отключили свет на 2 дня. Вечером при свечке так пишется хорошо!! Тоже свои плюсы. БлагоДарю, дорогая, за отзыв.:-*
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Джима Трелиза и Синди Джорджис «Руководство по чтению вслух. Настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей» (перевод Марины Аромштам и Ольги Лисенковой).
Первая версия этой работы была опубликована еще в 1979 году. С тех пор книга Джима Трелиза — неравнодушного отца, журналиста и преподавателя — стала культовой классикой в США, издавалась в Великобритании, Австралии, Японии, Китае, Индонезии и Испании и продолжает пользоваться огромной популярностью. Это настоящий кладезь полезных советов и практических рекомендаций для любящих родителей и заботливых педагогов, которые стремятся увлечь детей чтением, пробудить их воображение, улучшить языковые навыки, обеспечить правильным культурным стартом и помочь стать успешными. Восьмое издание книги было пересмотрено и дополнено Синди Джорджис — профессором детской и юношеской литературы Аризонского университета, членом жюри престижных литературных премий. Синди написала новую главу про иллюстрации и визуальную грамотность, обновила «Книжную сокровищницу» — списки литературы, рекомендованной для чтения вслух, — а также привела в соответствие с последними научными данными информацию о влиянии электронных устройств и интернета на современного ребенка.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Как в норме ведут себя младенцы или малыши, начинающие ходить, когда им читают?
Возникший в последнее время интерес к раннему обучению стимулировал исследования по взаимодействию детей и родителей в ситуации чтения вслух. Каждый читающий родитель с опытом скажет: интерес к чтению и реакция на книгу значительно варьируются день ото дня и от ребенка к ребенку. Но людей, недавно ставших родителями, обескураживает, когда они видят, что их малыш не проявляет достаточного интереса к книгам. Не стоит из-за этого расстраиваться или думать, что ваш ребенок не способен увлечься историей. Вот как можно описать этапы взаимодействия маленького ребенка с книгой.
• К четырем месяцам подвижность младенца еще ограниченна, и у него, по сути, нет выбора, на что смотреть, что слушать, а что не слушать. В силу своей пассивности ребенок ведет себя «послушно», и родитель думает: да это же легко — читать вслух!
• Читая ребенку, обнимите его, чтобы он чувствовал вашу близость и поддержку. Но объятие не должно походить на «пленение» с целью вынудить ребенка смотреть в книгу. Выбирайте книги с небольшим количеством текста и крупными цветными иллюстрациями.
• В возрасте шести месяцев ребенку гораздо интереснее трогать и хватать книгу, чтобы облизывать и грызть ее, чем слушать. Тем не менее в это время он всё же слушает то, что ему читают. Книги на толстом картоне в этом возрасте незаменимы: они подходят для маленьких ручек по размеру, их удобно держать. Они прочные и обычно покрыты специальной пленкой, которую можно протирать. Если вы пользуетесь чужими книгами, лучше на время чтения предложить ребенку какую-нибудь игрушку или кольцо для прорезывания зубов: пусть грызет их, а не книгу. Матерчатые книги тоже удобны, потому что их можно закинуть в стиральную машину. Книги из мягкого пластика можно использовать во время купания малыша.
• В возрасте восьми месяцев малыш предпочитает не столько слушать книгу, сколько листать ее. Предоставьте ему такую возможность: это род исследовательской деятельности, но совсем отказываться от чтения не надо.
• К году вовлеченность ребенка в процесс чтения возрастает настолько, что он уже может переворачивать страницы по вашей просьбе, показывать на картинках предметы, которые вы называете, и даже воспроизводить звуки, которые издают животные (вроде «мяу», «кря-кря», «гав-гав»).
• Примерно в возрасте года и трех месяцев малыш учится ходить и становится неугомонным. Ему тоже надо читать, но так, чтобы это не мешало исследовательской активности ребенка. Если в какой-то момент малыш не проявляет интереса к книге, лучше перенести чтение на другое время.
Вводите чтение в жизнь ребенка постепенно, шаг за шагом. Начинайте с одной-двух минут по нескольку раз в день, а потом постепенно наращивайте время чтения. В среднем малыш способен удерживать внимание в течение трех минут. И, хотя иногда общий объем времени, посвященного чтению, может достигать получаса за день, мало кто из годовалых детей может одномоментно так долго слушать книгу. Это скорее исключение, чем правило.
По мере того как ребенок взрослеет, растет и читательский опыт его родителей. Они уже не настаивают на жестком режиме чтения, привлекают внимание ребенка к разным деталям на картинках, учатся читать выразительно, используя и шепот, и восклицания. Они понимают, что внимание малыша не развивается за один вечер. Это происходит постепенно — страница за страницей, минута за минутой, день за днем.
Как только у ребенка возникнет положительная реакция на книги (и на звучание вашего голоса во время чтения), нужно включать малыша в диалог. Разговаривайте с ним о том, что читаете, об иллюстрациях на каждой странице — особенно если эта книга уже знакома ребенку. Такая беседа позволяет малышу воспроизводить историю и рождает в нем чувство сопричастности к процессу, будто читает он сам. Ребенок не должен быть пассивным и замкнутым во время чтения. Пусть взаимодействует и с вами, и с книгой настолько интенсивно, насколько это возможно. Можно по ходу чтения втягивать малыша в общение с помощью своих вопросов или комментариев. Чтение должно быть устроено точно так же, как разговор: что-то даешь — что-то получаешь. Как заметил кто-то из педагогов, при чтении вы играете в пинг-понг, а не мечете дротики. Если вы просто отпускаете в адрес ребенка какие-то замечания или что-то говорите ему, не подразумевая ответа, это скорее словесные дротики.
Вот пример разговора между мамой и ее малышом, которому исполнился 1 год и 8 месяцев, во время чтения книги Роберта Макклоски «Черника для Саши» . Обратите внимание: мама во время чтения позволяет себе отступать от текста. Оригинальный текст выделен подчеркиванием[1].
М а м а: «Пум-м?» — удивилась медведица. Глянула и чуть черникой не поперхнулась. Мама-медведица обернулась посмотреть, кто же так сильно шумит, и прямо перед собой увидела Сашу!
М а л ы ш: Са-а-а…
М а м а: Да! Сашу! Мама-медведица очень удивилась, когда увидела Сашу, а не маленького медвежоночка. Ты только посмотри, какое удивленное выражение у нее на морде. И Саша кажется удивленной, правда?
М а л ы ш: Да.
М а м а: Да. «Р-р-р-разве это мой малыш? — зарычала медведица. — Где, где мой медвежоночек?» И мама-медведица бросилась прочь — искать его. Как ты думаешь, где был в это время маленький медвежонок?
М а л ы ш: Не…
М а м а: Ты не знаешь? Давай перевернем страницу — переверни-ка ее сам: может быть, мы найдем медвежонка там?
Такой обмен простейшими фразами очень важен и имеет прямое отношение к развитию речи.
1. Мама и малыш получают совместное удовольствие от чтения. История, которую они читают, разворачивается постепенно, в удобном для них темпе (в отличие от видеоролика). Иллюстрации в книге не двигаются, поэтому ребенок может внимательно их рассмотреть.
2. Во время общения с ребенком мама использует и свои собственные слова, и слова из книги. Насколько строго можно следовать тексту, зависит от возраста ребенка и от его способности удерживать внимание.
3. Между мамой и ребенком возникает интерактивный диалог: родитель задает простые вопросы, побуждающие малыша отвечать.
4. Родитель реагирует на ответы ребенка, либо соглашаясь с ним («Да», «Правильно»), либо корректируя их (например, полностью произносит имя девочки — «Саша», расшифровывает и проговаривает правильно «Я не знаю / Ты не знаешь»).
Что читать после «Стихов Матушки Гусыни»?
Для ребенка, только начинающего ходить, родитель — дружелюбный хозяин мира, в котором малышу предстоит освоиться. Представьте, что вы распорядитель на большом празднике, а ребенок — виновник торжества. Естественно, вы захотели бы познакомить малыша со всеми гостями: пусть чувствует себя как дома! По мере того как ребенок растет, его всё больше привлекает и очаровывает окружающий мир во всем многообразии: щелки и ямки, легковые автомобили, снег, птицы, жуки, звезды, грузовики, собаки, дождь, самолеты, кошки, грозы, другие дети, их мамы и папы. Этот период развития называется «именованием окружающей действительности».
И книжки-картинки тут — прекрасный инструмент обучения. Показывайте изображения предметов в книге, называйте их, просите ребенка повторить названия вместе с вами, хвалите за любые ответы. Для таких занятий прекрасно подходят «Книга обо всем на свете» Дениз Флеминг (The Everything Book) и такие книги Роджера Придди, как «100 первых слов» (First 100 Words), «100 животных на ферме» (First 100 Farm Animals), «Числа, цвета, формы» (Numbers Colors Shape)[2].
В книгах Придди приводится по сотне фотографий бытовых предметов или животных. А на самобытных цветных картинках-коллажах Дениз Флеминг в «Книге обо всем на свете» чего только нет! Тут и животные, и геометрические формы, и цвета, и рифмовки, и пальчиковые игры, и изображения разных блюд, и разные виды транспорта, лица людей, буквы, игрушки…
Книжки-картинки без текста тоже прекрасно подходят для детей, начинающих ходить, особенно хороши книжки с реалистичными, цветными и в то же время простыми иллюстрациями, не перегруженными образами и предметами. Среди них есть и классические, и совершенно новые: «Ой-ой!» Шатты Крам (Uh-Oh!), «Маленький Синий и Маленький Желтый» Лео Лионни (Little Blue and Little Yellow), «Бумбум» (Boom Boom) Сарвиндер Наберхаус. Такие книги стимулируют развитие речи и воображения и позволяют соотнести себя с героями истории. Вы можете рассказывать ее как хотите — длинно или коротко, в зависимости от степени развития внимания вашего ребенка.
А самой лучшей книжкой-картинкой для малыша может оказаться та, которую вы сделаете своими руками, используя фотографии вашей квартиры (дома) и членов семьи. При наличии современного компьютера и принтера это несложно. Сфотографируйте ребенка в разные периоды дня, запечатлейте предметы домашней обстановки, подпишите снимки, распечатайте, заламинируйте странички, проделайте в них пару дырочек и сшейте — вот и готова самодельная книга о вашей семье.
В возрасте от полутора до четырех лет дети проходят огромный путь в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии. Помимо книжек без слов, им в этот период нравятся так называемые предсказуемые книги[3]: тексты таких книг содержат повторяющиеся слова и фразы или построены по принципу вопросов и ответов. Некоторые имеют кольцевую композицию: история заканчивается так же, как началась. А в каких-то книгах ребенок встречается с уже знакомыми ему сюжетными линиями или знакомой последовательностью действий.
Среди лучших — «Если дать мышонку печенье…» Лауры Нумерофф, «Дремлющий дом» Одри Вуд (The Napping House), «Хочешь быть моим другом?» Эрика Карла (Do You Want to Be My Friend?), а также различные вариации на тему шутливой песенки «Я знал старушку, которая проглотила муху» (I Know an Old Lady Who Swallowed a Fly), например, у Элисон Джексон старушка глотает пирог (I Know an Old Lady Who Swallowed a Pie). Список предсказуемых книг вы найдете во второй части — «Книжной сокровищнице для чтения вслух».
[1] Пер. с англ. Ольги Москаленко.
[2] На российском книжном рынке сегодня существует множество аналогов таких книг с названиями, например, «Мои первые слова», «Мои первые животные», «Кто живет на ферме?», «Кто живет в лесу?», «Кто как кричит?», «Где моя мама?» и т. д.
[3] В литературоведении существует термин «кумулятивная (цепевидная) сказка», введенный В. Проппом. Кумулятивными являются хорошо известные фольклорные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. п. Они сохраняют кумулятивные черты и в авторских переработках, например «Теремок» С. Маршака или Е. Чарушина. Однако при переводе данной книги сохранено определение предсказуемые, поскольку оно характеризует текст не с литературоведческих позиций, а с точки зрения возможной реакции малыша. Кроме того, предсказуемая книга — не обязательно сказка, это может быть и реалистичная история.
Владельца магазина, которого обвинили в расстреле 26-летнего парня в микрорайоне Семейная сказка под Новосибирском, отпустили под подписку о невыезде.
Вечером 25 ноября в микрорайоне Семейная сказка у посёлка Ложок под Новосибирском покупатели поругались с владельцем местного магазина Валентином Д. В итоге потасовка закончилась выстрелом, от которого погиб 26-летний Илья Струц. Отец стрелка утверждает, что это была самооборона и Валентин пытался «защитить себя, свою семью и свой дом». В то время как единственный свидетель событий, друг погибшего парня Гоша, по словам потерпевших, рассказывает, что владелец магазина целенаправленно выпускал в Илью всю обойму. Сейчас именно превышение самообороны – основная версия следствия, поэтому Валентин находится под подпиской о невыезде и продолжает ходить на работу.
Журналист Сиб.фм встретилась с матерью погибшего парня и выяснила, почему она называет произошедшее циничным убийством, но при этом глубоко сострадает стрелку и его семье.
По словам адвоката потерпевших Ольги Ковалёвой, уголовное дело в отношении Валентина Д. возбуждено по ч. 1 ст. 108 УК РФ («Превышение пределов необходимой обороны»), сам подозреваемый находится под подпиской о невыезде и продолжает жить своей обычной жизнью.
«Когда Илюшка был маленький, я устроилась сторожем и дворником. Тогда с местами в саду всё было тяжело, а так ребёнка приняли в сад, — вспоминает мама погибшего Елена. — И мы вдвоём с ребёнком сторожили садик, а там рядом была школа. И к нам из школы всё время приходили ребята, курили, бросали бутылки и даже гадили. Надо было стрелять? А ещё пивнушка прямо напротив, сами понимаете…. И я одна, женщина с ребёнком, в детском саду, потому что мне его девать было некуда. Я знаю, что такое охранять территорию, для этого просто надо найти общий язык с людьми, которых занесло на эту территорию. Я, женщина, как-то делала это. А могла выйти, выстрелить, и меня бы отпустила полиция и оправдали бы в соцсетях, главное, первому клич кинуть. Огласили версию владельца магазина, и теперь стрелка вообще начали называть пострадавшим».
Чёрная пятница
Пять лет назад Елена переехала в Испанию, хотела открыть там свою винтажную мастерскую. Бизнес не пошёл, зато получилось выйти замуж. Постепенно женщина планировала перевезти к себе сына с семьёй. Ну а пока все сбережения родных были потрачены на квартиру в жилом комплексе «Да Винчи» в посёлке Ложок под Новосибирском.
«Но вы не подумайте, мы не мажоры какие-то, — зачем-то оправдывается Елена. — Мы на эту квартиру правда долго копили. А то в других СМИ показали сына-гопника, а теперь люди ещё подумают, что он мажор, но это не так, мы обычная академовская семья. Илюша жил с женой и ребёнком, которому всего полтора месяца. Мы специально выбрали это место в «Да Винчи», спокойное. Где нет пьяных сборищ, чистые подъезды. Сын не любил гопников, он планировал семейную спокойную жизнь».
Тот день Елена называет «чёрной пятницей», потому что, когда ей позвонили родители снохи Дарьи, в Испании была уже пятница, а не четверг, как в Новосибирске.
«Мне просто сказали: «Держись, крепись, такое горе», — рассказывает Елена. — Родители Дашеньки, его вдовы позвонили, они его сильно любили, как своего сына. Такое горе для Даши, для Дашиной мамы…»
Дальше как в тумане: сборы, покупка билетов, как её встречали родственники в аэропорту Новосибирска. Женщина сразу начала выяснять, что произошло, на глаза попались публикации в СМИ.
«И первое, что я узнала из этих статей, что мой сын преступник, он пытался влезть куда-то, — недоумевает женщина. — Это не про него. Да, он здоровый, точнее, просто высокий, почти два метра, добряк, хохмач. Он не агрессивный совершенно. Единственная его агрессия могла заключаться в том, что он мог сказать что-то колкое. Он умница был, владел словом. Мог ляпнуть такое, чтобы больно было человеку».
«Уходи отсюда, я вас убью»
Елена открывает фотографии на планшете и на несколько секунд зависает над ними, блаженно улыбаясь экрану. «Такие мурзики, просто счастливые люди», — выдавливает она после паузы. Объясняет: и ей, и её родственникам сразу было понятно, что Илья не мог никуда ломиться, проблемы ему не нужны были. У парня только родился ребёнок, и он был весь сосредоточен на семейной жизни.
«Он жену на руках носил с того момента, как она забеременела, — не скрывает слёз мама погибшего парня. — У человека была запланирована жизнь, не было там ограбить и сесть за это. Тем более грабить магазин, где хозяин сверху живёт».
Следователи почти ничего не рассказывают стороне потерпевших, поэтому Елене пришлось самой складывать картину произошедшей трагедии как пазл — со слов единственного свидетеля и друга погибшего сына Гоши и адвоката.
В тот день к Илье действительно приехал друг, они выпили, совсем немного, всего литр пива (по словам женщины, анализы показали, что количество алкоголя в крови было минимальным и в пределах допустимой нормы) и решили выгулять собаку, а заодно ещё взять немного алкоголя. Тем более, время позволяло. Ближайший к дому магазин закрывается в 21:00, поэтому ребята пошли в магазин «Жасмин», расположенный на территории микрорайона Семейная сказка, до которого идти буквально десять минут.
Сейчас ворота и здание магазина «Жасмин» наглухо заколочены ставнями
Когда Григорий и Илья подошли к магазину, он был уже закрыт. На часах было 21:40, поэтому ребята удивились, стали звать продавца и стучать в окно «Жасмина».
«Они не ломились, не пытались выбить стекло или дверь, — уверена Елена. — Они стучались, потому что магазин ещё должен был работать. Как бы мы сделали, как бы любой сделал на их месте. Если магазин по техническим причинам закрывается заранее, вывешивается объявление: «Мы закрыты». Вот, как говорит Гоша, они стучатся, а в этот момент из-за угла выходит хозяин дома с заряженным ружьём «Сайга» и стреляет в воздух со словами: «Уходите отсюда, я вас убью»».
По словам Елены, после этого ребята действительно пошли в сторону дома. Но единственная тропинка к «Да Винчи» как раз проходила мимо открытой ограды без ворот, с задней стороны магазина — именно там как раз находится вход в дом хозяев «Жасмина», где на втором этаже живёт Валентин с отцом, женой и детьми.
Журналист Сиб.фм несколько дней назад побывала на месте трагедии — действительно, местоположение дома Валентина находится по единственному пути к «Да Винчи», вот только чтобы попасть внутрь дома, необходимо пройти к самой дальней части дома и оттуда подняться на второй этаж к хозяевам (там журналиста Сиб.фм встретил отец предполагаемого стрелка Александр, который заявил, что его сын сейчас находится в СИЗО и вообще он «защищал свою семью, свой дом», а пострадавший и погибший покупатели требовали продать им пиво после 22:00 и пытались вломиться домой).
Так выглядит вход в дом Валентина с задней стороны магазина — единственный очевидец утверждает, что Илья только переступил порог ограды, как сразу раздался выстрел на поражение
«И они стали возвращаться домой, понятно, что мимо него они и возвращались, — продолжает Елена. — Понятно, что они языками зацепились, начали спорить, ругаться. Они мимо него стали проходить, он начал кричать: «Уходите отсюда, я буду стрелять». Как нормальный человек отреагирует? Они стали спорить, это было из серии «взять на слабо» типа «А что, правда стрелять будешь?» И как только он перешёл границу двух ворот, раздался выстрел. Без предупреждения, в упор. Он в Илюшу стрелял трижды, дважды попал, с расстояния полутора метров. И реакция, он как будто отчитался отцу, который сам ничего не видел, а уже спустился на звуки выстрелов: «Я убил человека». У него ни жалости, ни сожаления, ни попытки что-то исправить».
По словам матери погибшего, скорая приехала достаточно быстро, но Илье «разнесло всю печень, и ни один медик не смог бы его спасти».
После выстрела Илья по инерции развернулся и пошёл обратно и только тогда упал, умирал парень буквально на руках друга. Сам Григорий отказался общаться с журналистом Сиб.фм — по словам мамы Ильи, он до сих пор в шоке, у друга погибшего панические атаки, и парень заикается, когда начинает говорить об этой теме.
Сразу после инцидента ряд СМИ ссылаются на видеозапись, в которой выживший Григорий якобы признаётся, что зачинщиком конфликта был убитый мужчина — журналисты пишут, что не стали публиковать это видео из-за обильного употребления мата. По словам стороны потерпевших, такая видеозапись действительно есть и она снята сразу же после трагедии председателем посёлка Татьяной Малыгиной.
«Мальчик Гоша в шоке, у него друг умер, он сам был в шаге от заевшего ружья, — рассказывает об этом видео Елена. — А она [Малыгина] не скорую вызывает, не помочь пытается, а подходит к мальчику и задаёт вопросы. Он даже не помнит этого! Потом Гоша адвокату сказал: «Она мешалась, у меня друга убили, я ничего сообразить не могу. А она ко мне лезет, какие-то вопросы задаёт»».
Беспечный ангел
Илью похоронили на девятый день — родственники объяснили, что в СК странно себя вели и потерпевшие сомневались в том, что были проведены все необходимые экспертизы. 3 декабря на похоронах Ильи друзья погибшего включили песню группы «Ария» — «Беспечный ангел». Елена говорит, что этот трек полностью описывает её сына, для которого в жизни было главное — чистота отношений, честность и искренность.
«Я первый раз была на похоронах такого молодого парня, но знаете, что меня поразило, — рассказывает подруга матери Ильи Надежда. — Это было совершенно неожиданно: открывается дверь, и идёт поток молодых ребят. И мужчины, парни — многие стояли со слезами. Я никогда не видела, чтобы столько друзей приходили прощаться и чтобы так много мужчин плакали на похоронах».
Илья был поваром и работал бариста, «любил создавать вокруг себя веселье». Любовь к музыке привил отец — джазовый музыкант, сам Илья, как и его молодая жена, играл на гитаре.
«У них была компания неформалов, вот сейчас ребята концерт устраивают, в память об Илье, — объясняет Елена. — Он среди них был как психолог, всех выслушивал, советовал, что не стоит на такое обижаться. Они там все такие люди, которые не привыкли защищаться. И сам Илья, когда спорил, ругался по-настоящему, он просто разворачивался и уходил. У него могли деньги украсть, а он просто уходил и продолжал жить с чистого листа. У него было великодушие, позволяющее отпустить ситуацию».
«Я глубоко сострадаю этому человеку»
Елена подчёркивает, что к самому стрелку у неё нет агрессии — наоборот, женщине жаль мужчину, потому что «ему дальше с этим жить».
«Он сломал две жизни — свою и Илюшину, — продолжает женщина. — Есть родственники, которые очень любили Илью и теперь говорят, что убийцу надо самого расстрелять, ноги ему повыдёргивать. Я не хочу никакого выдёргивания ног, я глубоко сострадаю этому человеку, представляю, каково ему сейчас жить, каково ему общаться со своими детьми».
Но почему никто со стороны Валентина даже не пытался попросить у семьи погибшего прощения, Елена не понимает. Женщина ждала, что к ней кто-то придёт и настраивалась на этот тяжёлый разговор.
«Будто к пацану убитому нет сострадания никакого, — продолжает Елена. — Я понимаю, отчасти, что им [родным Валентина] тяжело, им даже ещё тяжелее. Но правильно было бы прийти. И мне не нравится вообще, что происходит вокруг этого дела, как сейчас очерняют ребят, и Гошу, и Илью, выставляют их маргиналами».
Женщина объяснила, что согласилась рассказать свою историю для того, чтобы не дать замять дело, но самое главное — показать, что подобное должно быть осуждаемо обществом.
«Илюшу-то уже не спасти, — пояснила Елена. — Возмущает эта реакция, что так и должно быть. Что у человека будто нет барьера, чтобы кого-то убить, чтобы лишить жизни человека. И хочется остановить эту ужасную поддержку стрелка — сейчас в соцсетях пишут, «правильно, что расстрелял, молодец». Это патология какая-то, это надо остановить. Иначе общество не выживет, мы поубиваем друг друга скоро».
В СК России по Новосибирской области не смогли однозначно ответить на вопрос журналиста Сиб.фм о том, по какой статье возбуждено дело. Но дали понять, что в ходе расследования дело может быть переквалифицировано на более тяжкую статью.
«Следственными органами следственного управления СК России по Новосибирской области расследуется уголовное дело, окончательная квалификация действий подозреваемого будет дана после проведения всего комплекса необходимых следственных и процессуальных действий, а также экспертиз по делу», — официально заявили в ведомстве.
Интересное по теме: Лицензия на убийство: как суд присяжных пожалел авторитета, расстрелявшего своего ростовщика в центре Новосибирска. Известный в криминальных кругах новосибирец по кличке Дохлый застрелил предпринимателя в центре города — через полтора года суд отпустил его домой.
У этого термина существуют и другие значения, см. Теремок.
Теремо́к — сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. Другие названия: «Терем мухи», «Терем мышки», «Домок», «Череп-терем», «Звери в решете», «Решето», «Вошиная хата», «Лесной гнёт», «Рукавичка». Существует двадцать пять русских вариантов сказки, украинских — десять, белорусских — три. В фольклор некоторых народов «Терем мухи» перешёл из восточнославянского фольклора. Особенностью латышского, украинского и белорусского вариантов сказки является отсутствие разрушения домика медведем[1]. Сюжет приобрёл особенную популярность благодаря его обработке В. И. Далем, Д. К. Ушинским, А. Н. Толстым, Якубом Коласом, С. Я. Маршаком. «Сказка для чтения и представления» С. Маршака «Терем-теремок» часто идёт на сценах детских театров
Украинская марка с героями сказки «Рукавичка»
В ряде восточнославянских вариантов повествуется о зверушках, забравшихся в потерянную кем-то рукавицу[uk]. Особой разновидностью сюжета является белорусская сказка о зверушках, забравшихся в экипаж мухи-хахавки, который везут шесть комаров[2].
При рассказе детям история сопровождалась жестами: одна полусжатая кисть руки ребёнка символизировала череп или терем, а пять пальцев другой руки выступали в роли животных которые входят друг за другом. Медведем является сам более взрослый расказчик, который сдавливал оба кулачка ребёнка, после чего заключал того в «медвежье» объятие.[3]
В указателе сказочных сюжетов под номером 283В* «Терем мухи»: в рукавицу (повозку) забираются муха, мышь, заяц, лиса, волк; всех их давит медведь.
ИнтерпретацииПравить
Сказка обрабатывалась А. Толстым, М. Булатовым, А. Усачёвым, В. Сутеевым.
СюжетПравить
Русский народный сюжет (оригинал)Править
Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится. Остальные звери еле спасаются. Стали звери жить в лесу.
Сюжет А. Толстого[источник не указан 1012 дней]Править
Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и стала там жить. К ней присоединяются комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, по горке скок, лиса — при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш. Однако вскоре приходит медведь и давит горшок, тем самым распугивая зверей.
Сюжет Д. Буторина (встречается часто)Править
В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и разрушает теремок. Звери остаются целы и невредимы, начинают строить новый теремок. И выстраивают лучше прежнего!
Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)Править
В лесу стоял грибок-теремок. Начался дождь. Муравей промок и решил спрятаться под грибом. К нему присоединяются мотылек, мышка, воробей, заяц. Лисица же отказывается укрыться под грибком-теремком. Звери думают, что их дом волшебный от того, что он быстро растет, но «мышка» говорит, что это из-за дождя. Звери радуются, какой у них замечательный дом, который растет под дождем.
Сюжет В. СутееваПравить
«Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!» И решила Муха жить в этом теремке. Вскоре к ней приходят Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. Медведь тоже хочет жить в теремке. Он лезет на крышу и ломает домик. Однако «косолапый» извиняется за своё деяние и звери его прощают. Затем они все вместе строят новый теремок, в котором остаётся место ещё и для гостей!
И они построили новый теремок где поместились все и могло поместиться даже больше.
Сюжет В. БианкиПравить
Стоял в лесу толстый-претолстый, старый-престарый дуб. Прилетел дятел и выдолбил в дубе дупло. И поселился в нём. Дуб крошится и крошится, дупло становится шире и шире. На третий год дятла прогоняет из дупла скворец. На третий год после того скворца из дупла прогоняет сыч. Далее жителями неуклонно расширяющегося дупла становятся последовательно белка, куница, пчелиный рой — и наконец, вконец прогнивший дуб намеренно разламывает пополам медведь.
Также есть версии про пенёк и лошадиный череп (остов).
Основные характеристикиПравить
- Наделение внутреннего пространства теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость).
- Равнодушие к особенностям теремка: его форме, предыстории и т. д.
- Безразличие к происходящему внутри и снаружи теремка.
- Обязательное присутствие прозвищ персонажей.
- Выстраивание персонажей по весу, от самого маленького — к самому большому.
- Гиперболизация вместимости внутреннего пространства теремка.
- Медведь в роли разрушителя.
- Ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка (сказочное действие располагается между этими точками); безразличие к судьбе персонажей до и после[4] этих границ.
Экранизации и постановкиПравить
- «Теремок» — рисованный мультфильм 1937 года.
- «Теремок» — рисованный мультфильм 1945 года.
- «Грибок-теремок» — рисованный мультфильм 1958 года.
- «Терем-теремок» — мультфильм 1971 года по сценарию В. Сутеева.
- «Теремок» — кукольный мультфильм 1995 года.
- «Теремок» — опера.
ПримечанияПравить
ЛитератураПравить
- Сюжет № 283В*. «Терем мухи» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
- Коваль В. И. Сказочный текст «Теремок» как факт традиционной культуры — 2017
- Троицкая Т. С. Сказка «Теремок»: логика инварианта и пределы варьирования
- Мариничева Ю. Ю. Русские сказки о животных: система персонажей
- Сказки о животных. Теремок. // Воронежские народные сказки и предания — С. 15
- Утехина Н., Зеленина Т. И. Драматизация русской народной сказки «Теремок» — Ижевск, 2016
СсылкиПравить
- Скрытый смысл детской сказки «Теремок»
- Сказка «Теремок»
- Сутеев В. Теремок.
- Теремок. Все русские народные сказки для детей.
- Теремок. Русская народная сказка.
- Скрытый смысл сказки «Теремок». Несколько вариантов сказки.
Вот уже шестой год я вхожу в экспертный совет премии «Кульминация». Наша задача – из лонг-листа, предоставляемого российскими театральными конкурсами, семинарами и фестивалями, составить для жюри шорт-лист. Таким образом, раз в год мы садимся и читаем всю эту современную драматургию.
По итогам издается сборник самых современных пьес и рассылается по всем театрам страны – чтобы им было из чего выбрать.
Это было логичное решение: подводить итоги того, что представляют другие – более камерные, конкурсы, которые пылесосят новые таланты и новый материал для российских театров в течение года. Каждый, кто связан с театром, знает эту нарастающую проблему – отсутствие материала. Многие театры цепляются за нестареющую классику. Хотя порой правда заключается лишь в том, что «классические пьесы» – это тот самый материал, за который уже не надо платить автору.
Но в стране работают такие институции, как фестиваль «Любимовка», «Маленькая ремарка», Волошинский фестиваль, международный конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица», «Ремарка», всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена», театральный фестиваль «Пять вечеров», программа «Первая читка», Международный конкурс драматургов «Евразия», конкурс современной драматургии «Исходное событие». Я неслучайно перечисляю их все – так как «Кульминация» становится не только конкурсом драматургов, но и неофициальным соревнованием для этих институций – кто работает качественней и у кого тоньше нюх на новое и прекрасное.
Мы уже не первый год читаем корпус поданных на «Кульминацию» текстов, и самое простое – впасть в режим grumpy old men и ворчать, ворчать, ворчать. Принципиальные моменты, тем не менее, каждый год только усугубляются, что не означает, конечно, что мы наблюдаем картину упадка и деградации русской драматургии. Просто есть какая-то системная ошибка у большинства новых авторов. Она называется «дописаться до мышей». Сейчас ведь куча всяких недорогих курсов «как писать сценарии», но очевидно, что курсов «как писать пьесы» отчаянно не хватает. А если они есть, то там не учат обращаться напрямую в небо.
Когда мы читаем «На дне», вообще-то нам наплевать, какие лавки были в ночлежке, нам глубоко все равно, был ли у «Бесприданницы» телефон или береста для письма. И вообще – то, о чем люди там, в этих старых, прекрасных пьесах думают и говорят – совершенно универсально. И эти сто лет – не помеха. А может быть – даже помощь. Архетипичные трагедии. Универсальные от слова «универсум», а не от количества гендеров. От слова «вселенная». Поэтому эти пьесы и живут столетия: потому что вопросы задаваемые – они вечные.
Если вы не хотите обращаться к вечности и в то же время сидеть с каменным лицом на сложных щах, то тогда нужно уточнить жанр, в котором вы работаете, потому что лёгкие театральные зрелища – тоже уважаемый, а главное – востребованный жанр. Вам туда. Молодые драматурги сразу хотят вывалить нам на головы все проблемы мира, да так, чтобы они были упакованы в максимально модный skin на манер рэп-причитаний.
Вот, скажем пьеса Микиты Ильинчика Dark Room. Для немодных граждан объясняю: dark room – это темная комната в гей-клубах, где можно заниматься сексом с незнакомцами полностью анонимно («даркрум» для гетеро в Берлине только один – в «Бергхайне», на десятки гейских – мы, гетеро, живем уныло). Вся пьеса – страдания юного гея-сироты, отданного на усыновление за границу. Модный статус жертвы, а также интернет-сайты, скриншоты и прочие скайпы вместо внятного текста. И тем более – вместо явной идеи. Так всегда случается, «когда твоя башка превращается во вселенскую простату» (цитата). Интересно, готов ли русский театр обменять заботу о душе на заботу о вселенской простате? Поклонение телесному низу вообще не в традициях русской литературы и театра. И дело не в призрачной «духовности» – на этом гейско-интернетном поле, например, фантастически точно сыграл Упырь Лихой с его «Славянскими Отаку».
В нынешней подборке новых пьес ощущается вместо обрыдлой «духовности» прямое обращение к духам. Вроде текста Олега Михайлова «Инау Китовой Бухты». От травмы по поводу смерти матери к изложению мифов и легенд туземных народов Сахалина, Камчатки и Чукотки. Айны, чукчи, коряки – тут много кто рассказывает сказки. Рассказал про всех. Только про Кутха не рассказал. А мёртвая мать – кукла. Бабушка Нупа, похожая на Джокера. «Обхватив друг друга, слились в Первую молнию Небесный змей и Богиня-Солнце». Но благодаря этим образам выстраивается какое-никакое повествование, где, наконец, нет места эсэмэскам, социальным сетям и цитатам из «Твиттера» – есть в этом что-то очень человечное.
А еще в нынешних пьесах очень много кукол, мёртвых матерей и отцов. Иногда мёртвая мать и кукла – это одно и то же. Присутствует интерес к психиатрии и психотерапии (Елена Ерпылева, «Тир. Правила игры»). Такое впечатление, что авторы, столкнувшись в жизни с курсом психотерапии, тут же бегут писать пьесу, дабы отработать свои травмы. Но в этом есть что-то мегаинфантильное. По количеству трупов, рассуждающих о судьбах России, конечно, чемпион Дмитрий Ретих («Шочимики – цветочная смерть»). Канва выглядит примерно так: «1826 год, Кронверк Петропавловской крепости. На деревянном помосте виселицы стоят пятеро. 1881 год, плац Семеновского полка. На деревянном помосте виселицы стоят пятеро. 1015 год, Киев. У жертвенной ямы сидят князья-братья Борис и Глеб», и так далее аж до 2826 года.
Кроме проклятых матерей-кукол, рассуждающих о судьбах страны трупов, девочек-самоубийц, смартфонов и блогеров, мало кто обходится без мата. «Вадик проводит рукой по затылку, рассматривает руку. Возвращается к двери и выписывает на ней кровью – «ПИ», снова прикладывает руку к затылку, морщится, стонет, и выводит дальше – «ДА» (Дмитрий Богославский, «Катапульта»). Есть попытки синтезировать увиденное ранее («Аспирин», Надя Алексеева), где есть и «Приключения Карика и Вали» – они же «Дорогая, я уменьшил детей», и даже мюзиклы из «Петтсона и Финдуса», плюс речитатив, он же коллективный Оксимирон. Но тут хотя бы присутствует фантазия. Во всем остальном присутствует бесконечная «квартира в покосившейся трехэтажке», где ведутся бесконечные разговоры, перемежаемые взаимной агрессией (Татьяна Загдай, «Человек в закрытой комнате», Сергей Ермолин, «Стеклянная луна»).
Иногда квартира в трехэтажке принимает форму автобуса с тремя челночницами, которые едут на Север. И жанр разговоров в покосившейся трехэтажке приукрашивается фольклором народов Севера (Мария Малухина, «Полярная болезнь»). 1996 год, в автобусе едут три девушки – бесконечный нарратив. Бесконечные разговоры за жизнь не выше уровня потолка автобуса. И только песни аборигенов и сказания – глоток свежего воздуха в этом повествовании «Ныряет на дно ловкая выдра Яха’Ерв, хозяин реки, звенят капли воды, как веселый колокольчик…» Что-то много у нас в драматургическом конкурсном наборе аборигенов Крайнего Севера. Мне-то что – я тридцать лет на Крайнем Севере прожил, мне прикольно, но о чем-то это говорит. А о чем, не пойму – может, творчески просыпается Север? Крайний, как плоть.
Самая интересная пьеса конкурсного набора, наверное, тоже про Север и тоже про людей в обстоятельствах. Работа «Чёрная пурга» Анастасии Букреевой сразу даёт картину засыпанного снегом города, по которому бродит медведь с куском кабеля в пасти, символом, а не примитивной декорацией.
И всё, что говорят персонажи – практически каждая реплика – просится в цитаты. Как это было уже с «Человеком из Подольска» Данилова, пьесы, которая вовсе не про Подольск. Наличие таких персонажей, как «Мёртвый шахтер» и «Шахтёр, который умрет через две недели», жутковато актуально. Но, как вы понимаете, пьеса написана не вчера. И нет в этом никакой чернухи, за счет которой пытаются утвердиться менее талантливые авторы. Эта пьеса беременна юмором и удивительно доброй интонацией. «Девушка с золотыми волосами: – Ужасно – это когда нет интернета. Это самое ужасное. А когда наступает чёрная пурга – это ужаснее ужасного. Однажды одна женщина вышла на улицу, и её убило. А потом вышел её муж, и его тоже убило. А потом сына и дочь, собаку, кошку и волнистого попугайчика». А ещё внутри есть и игра, и абсурд – всё то, что отличает хороший текст от поделки по поводу. Это мой личный фаворит.
А ещё мы видим возвращение советско-американского жанра «производственная драма» в виде «Почтамта» Глеба Планкина. Обязательно с матом, ну и в пытошной в отделении полиции, конечно же, висит флаг России и портрет Путина. Вообще любую пьесу с матом можно даже не читать. Потому что автор, использующий мат, а) безнадежно устарел, б) у него нет художественных средств в принципе. И, конечно, можно не читать и не смотреть пьесы, где в ремарках «Из-за стены раздается ругань напополам с песней «Группа крови» группы «Кино» (П. Соколов, «Проверка»). До свиданья. Нужно ли объяснять, почему?
Но дело в том, что по традиции на «Кульминации», на шоу-празднике по поводу вручения наград, «брусникинцы» делают попурри из пьес-конкурсантов. И очень часто диву даёшься – как они умудряются выцепить из, казалось бы, совсем безнадёжных с точки зрения автора (меня) пьес что-то совершенно новое и поразительное. Что говорит о том, что театр – это гораздо более сложное явление, чем отдельные его составляющие. Одна из которых – пьеса как таковая, написанная на бумаге. Или на айпаде. Или в смартфоне. Или на чём там они пьесы теперь пишут.