Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) с применением системно -деятельностного подхода на тему: «В гостях у сказки «Теремок» с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича
2 младшая группа
Подготовила: Лаухина Валентина Николаевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Декабрь 2018 г.
С. Становое
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: Развивающие: Развивать познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, мелкую моторику; активизировать речьдетей;Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Образовательные:Закреплять понятия ;один, много, длинный, короткий.
Продолжать учить различать и называть основные признаки предметов:
-цвет (красный, зеленый, желтый)
-форма (круг, квадрат, треугольник)
-величина (большой, маленький);
Закреплять умение работать по образцу, совершенствовать знания детей о других цветах (серый, коричневый, оранжевый…);
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения, чувство взаимопомощи, самостоятельность, организованность; умение слушать взрослого и сверстника; Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки. Эмоциональный настрой детей, продуктивная деятельность детей, самостоятельная с воспитателем, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Демонстрационный материал: Картинки – сюжеты из сказки «Теремок», письмо, Сорока, коврограф, доска.
Раздаточный материал: образцы бус; мини-коврографы; цветные верёвочки; круги – липучки, набор разноцветных геометрических фигур из фетра (круг, квадрат, треугольник)-приложение к развивающей игре В. В.Воскобовича к коврографу «Ларчик».
Предшествующая работа: чтение р.н. сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с геометрическими фигурами, работа на мини коврографах в совместной и самостоятельной деятельности детей.Современные образовательные технологии: технологияВ.В. Воскобовича,Здорвьесберегающиетехнологии: дыхательная, пальчиковая.
Ход НОД:
1.Этап введения в образовательную ситуацию. Эмоциональный настрой детей.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните опять:
Продолжайте потирать!
Руки вверх поднять пора.
И сказать всем дружное: Ура!
2. Создание проблемной ситуации, мотивирование к деятельности
У меня есть очень интересная загадка.Попробуйте её отгадать. (Загадываю загадку).Легенда, предание народное,
Дети ее обожают.
Родители, если свободны
Ее тебе на ночь читают. (Сказка)
— Ребята, а вы любите сказки?Вам родители читают сказки? Какие сказки вы знаете?(Колобок», Репка», «Красная шапочка», «Теремок» и др.)
А вы бы хотели прямо сейчас оказаться в сказке?
Раздаётся крик Сороки. Влетает Сорока, на хвосте у неё письмо.
Воспитатель:Нам Сорока принесла новость (письмо) на хвосте. Сейчасяпрочитаю письмо:«Здравствуйте, дорогие ребята! В лесу наступила зима. А Теремок раздавил медведь. Нам холодно. Помогите нам».Жители Теремка.— Что же нам делать, как вы думаете? (Отправиться в сказку и помочь жителям теремка)
3. Проектирование решения проблемной ситуации.
Воспитатель: Как мы можем оказаться с вами в сказке? (С помощью волшебных слов, На ковре – самолёте).Нам нужно быстро добраться до зверей!Им холодно там, в лесу.(С помощью волшебных слов)
Я приглашаю вас отправиться в сказку. Скажем волшебные слова, чтобы оказаться в сказке.(Звучит музыка «В гостях у сказки»- дети произносят волшебные слова):
Ножкой топнем,
В ладошки хлопнем.
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся.
Закроем глазки, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях.
Открывайте все глазки.
Воспитатель: Вот мы и в сказке, в лесу! Здесь свежий воздух, дышится легко. Давайте с вами подышим.(Дыхательная гимнастика).
(Открываю картинки сказки «Теремок»)
4. Выполнение действий
Воспитатель:Посмотрите на картинки. Что же случилось? (Теремок раздавил медведь). А почему медведь раздавил теремок? (Он большой, а остальные звери маленькие)
– Как ты думаете, как мы можем помочь жителям теремка? (Построить теремок).
– А если они его опять сломают? (Построить каждому жителю теремка домик).
Сегодня мы с вами будем работать, строить домики на ковролинографе.
На коврографе у доски кто построит домик для лисы?(Дети строят домики за столами на мини-коврографе и у доски).
Дети, проходите к столикам и начинаем строить домики. (Дети строят домики за столами на мини-коврографе и у доски).
— Из чего вы строили домики? (Из геометрических фигур).
— Из каких геометрических фигур построил домик …? (Квадрата, треугольника, круга). — Сколько домиков построил …? (Один).А сколько домиков построили вместе? (Много).
– Какого цвета домик у тебя. ? А у тебя? (Зелёный, белый, серый, коричневый)
— Кому мы с вами помогли? (Жителям Теремка).
Какие красивые домики у вас получились! Вы, ребята, молодцы!
Домики мы с вами построили, теперь нам нужно расселить зверей по своим домикам.
– Как вы думаете, в свой домик какого зверя я поселю? (Мышку).– Почему?(Потому что мышка серого цвета).
— Какой домик большой или маленький? (Маленький). Почему? (Мышка маленькая)
— А какой домик должен быть у медведя? (Большой). Почему? (Медведь большой).
– Кого ты поселишь в свой домик? — А ты?
А сейчас, ребятки, пройдите на коврик. Мы поиграем с вами в игру«Помоги мышке».
Как по полю мышка бежала, теремок увидала.
Да в дорожках заплутала.
К терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая.
— Какого цвета длинная дорожка?(Красного цвета). А короткая? (Синего цвета).
Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? (Дети проходят по дорожкам, определяют короткую, проходят по ней.(дорожки выложены на полу).
– А как можно ещё определить, где длинная, а где короткая дорожка? (Приложить их друг к другу и сравнить). Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку.
– Кому мы с вами помогли? (Мышке быстрее добраться до теремка).
Вот мышка и добралась до теремка.
Посмотрите, а здесь ещё картинка! (Повернуть доску.Картинки с лягушкой).
Дети, посмотрите внимательно на лягушку. (Не хватает бус).
Пока лягушка скакала, бусы потеряла.
Плачет бедная: беда!
Помогите, детвора!
Поможем Лягушке бусы собрать?
Но прежде чем мы мы начнём собирать бусы, давайте с вами разомнём пальчики.
Дикие животные (Пальчиковая гимнастика).
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем)
У вас на столе у каждого есть образец бус. По этому образцу нужно собрать бусы для лягушки. (Дети собирают бусы). —
Какого цвета бусы собрал … ? А ты какого цвета собрал?
— Сколько бус собрал…? (Одни). А вместе сколько собрали? (Много).
Что мы с вами сделали? (Помогли лягушке собрать бусы).
Какие красивые бусы у вас получились!
— Какой праздник у нас скоро? (Новый год).
А чтобы весело было зверям, чем их можно порадовать?( Поставить им ёлочку).
Давайте ёлочку поставим слева или справа от домика. (Дети выполняют задание).
— Из каких геометрических фигур мы будем строить ёлочку? (Из треугольников)?
Звери нарядят ёлочку и будут встречать Новый год у ёлки, водить хоровод.
— Сколько ёлочек вы построили? (Много).
Вы, ребята, молодцы! Вы сделали доброе дело, помогли жителям теремка, и они говорят вам спасибо.
5.Этап подведения анализа деятельности
Наше путешествие по сказке заканчивается.
— Вам понравилось наше путешествие.
— В какой сказке мы с вами побывали?(«Теремок).
— Кому мы помогали? (Лягушке, мышке и другим жителям теремка)
— Что мы для них делали? Зачем? (Строили домики, находили дорожку нужной длины, собирали бусы…)
— Какое задание вам понравилось больше всего?
— У вас всё получилось?
– А у кого что не получилось?
Воспитатель: У вас было желание помочь сегодня героям сказки? — Ребята, а важно ли в жизни кому то помогать? Герои сказки говорят, что если у них будут какие-нибудь трудности, то они обязательно обратятся к вам за помощью. Потому что вы очень хорошие, добрые, и ни кого в беде не бросите.
А теперь нам пора возвращаться в детский садик. Давайте вместе скажем слова:
Ножкой топнем
В ладошки хлопнем.
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся.
Закроем глазки, скажем: «Пока!»
Ведь в садик нам возвращаться пора.
Вам жители Теремка передали конфеты, чтобы вы чаще приходили к ним. Но мы не прощаемся со сказками. В следующий раз мы побываем еще и в других сказках.
Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Теремок».
Задачи:
1.Образовательные:
Продолжать учить называть животных, отвечать на вопросы .
2. Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого.
Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивать память, устную речь, имитационные движения, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимопомощи, чувства сопереживания по отношению к героям сказки, желание им помочь.
Воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок»
Рассматривание иллюстраций к сказке
Имитационные упражнения с детьми под музыку.
Словарная работа: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка, медведь косолапый.
Материал и оборудование: куклы би-ба-бо: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, домик-теремок, ширма.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, показ настольного театра.
Ход занятия:
1.Вводная часть(организационный момент)
(Вход в группу под мелодию сказочная.) В группу заходит Сказочница, здоровается, привлекает внимание детей стихотворением:
За лесочком, на опушке,
Чья-то спрятана избушка,
Не избушка- теремок,
Он не низок — не высок,
Терем-терем повернись,
Нашим деткам покажись.
Сказочница: Я сейчас вам расскажу русскую народную сказку «Теремок». Садитесь поудобнее и внимательно слушайте. (Дети садятся на стульчики).
2. Основная часть.
Рассказ сказки сопровождается показом кукольного театра.
Сказочница: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
-Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— Я, зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
-Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
-Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.
А ты кто?
— А я волчок – серый бочок.
_ Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет медведь косолапый. А кто знает как ходит медведь? Покажем?
Физкультминутка: «Мишка косолапый»
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг, упала шишка,
Прямо мишке в лоб…
Мишка рассердился
И ногою-топ.
Сказочница:
Ребята занимайте свои места, сказка еще не закончилась.
И вот подошел наш медведь к теремку. Услыхал песни поют, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем- теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
-Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
-Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез-никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну полезай!
Влез медведь на крышу. Только уселся-трах!-раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок-все целы и невридимы. Принялись они бревна носить, доски пилить- новый теремок строить.
Рефлексия:Понравилась вам сказка? Какую сказку вы сейчас послушали? Кто первый прибежал в теремок? Как пищит мышка? Кто за мышкой прискакал к теремочку? Как квакает лягушка? Кто прибежал к теремку за лягушкой? За зайцем? За лисой? За волком? Как жили звери в теремочке? Что делали? Кто раздавил теремок? Поможем зверятам построить домик? (Ответы детей) А строили они домик так…
3. Заключительная часть
Пальчиковая игра «Строим домик»( на коврике сидя ):
Тук да тук раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (Показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (Складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (Движениями губ показываем дым)
На двери висит замок.(Руки в замок)
Вот большой и светлый дом
Дружно вместе заживем!
Сказочница:
А теперь мне надо попрощаться с вами ребята. Пойду другим детям расскажу сказку. А к вам я приду в следующий раз с новой сказкой. До свидания ребята!
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 3-4 года
Форма занятия: беседа, решение проблемных ситуаций, совместные действия, физкультминутка, художественная деятельность.
Форма организации: подгруппа
Цель: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи круга Луллия.
Задачи.
Образовательные:
-повторить русскую народную сказку «Теремок»;
-закрепить представление об основных цветах;
-закрепить умение сравнивать предметы по величине (большой, средний, маленький).
Развивающие:
-развивать навыки внимательно слушать чтение художественного произведения;
-развитие активности детей в двигательной деятельности;
-активизация словарного запаса детей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к художественной литературе;
-воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность;
-воспитывать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
-закрепление и систематизация знаний и навыков, приобретенных на предварительном этапе;
-повышение интереса детей к русским народным сказкам;
-развитие познавательной активности детей;
-развитие коммуникативных навыков детей;
-активизации и расширение словарного запаса детей;
-приобретение детьми умений и навыков (анализировать, сравнивать, делать выбор; работать в группах)
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», беседа по тексту сказки.
Перечень используемых материалов:
— «Матрешка – сказочница»
-конверт с письмом и кругами Луллия сказки;
-раскраски с персонажами сказки «Теремок»;
-цветные карандаши
Описание хода мероприятия
Воспитатель: Ребята сегодня нам сегодня пришла в гости матрешка – сказочница и принесла письмо. Посмотрите, какое оно большое. Давайте, скорее, откроем его.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы очень любите сказки. И принесла вам в подарок волшебный круг со сказкой» Матрешка сказочница
Воспитатель достает из конверта круг Луллия сказка «Теремок»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот волшебный круг. Что изображено на верхнем круге? Это сказка? Как называется сказка?
Воспитатель: Посмотрите на нижний круг. Кто там изображен?
Дети: животные, герои сказки
Воспитатель: Правильно, это герои сказки.
Воспитатель: Давайте вспомним содержание сказки.
Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: Ребята, а давайте на минутку превратимся в мишек
Физкультминутка «Мишка»
Мы потопаем, как мишка:
Топ – топ – топ – топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.
Воспитатель: Ребята у меня есть для вас задания. Для начала вам нужно разделиться на подгруппы.
Деление «Ленточки». В корзинку нарезаются ленточки 4 цветов, каждый ребенок вытягивает ленточку. Затем судя по цветам, дети расходятся по командам.
Каждой группе воспитатель раздает круг «Луллия»
Воспитатель: Молодцы, на группы вы разделились. Первое задание — нужно ответить на вопросы. Отвечать будем по очереди.
Дети отвечают и показывают картинку на круге.
-Где стоял Теремок?
Дети: в лесу
-Кто первым прибежал к теремку?
Дети: мышка — норушка
— Какая мышка? Что умеет делать? Как пищит?
Дети: маленькая, серенькая, грызть, пи-пи
-Почему мышка пустили в теремок жить лягушку?
Дети: потому что она попросилась
-Какая лягушка? Что умеет делать? Как говорит?
Дети: зеленая, прыгать, ква-ква
Воспитатель: а кто еще жил в теремке?
Дети: зайчик, волк, лиса
-Что случилось с теремком?
Дети: мишка сломал
-Все звери остались без дома. Как вы думаете, им грустно или весело?
Дети: грустно,
-Как вы думаете, почему зверям грустно?
Дети: потому что нет теремка
-А давайте подскажем им, как решить эту проблему?
Дети: Построить новый теремок
-Что нужно теремку?
Дети: (стены, окна, крыша, двери)
-Какой теремок был сначала? (маленький) а какой потом? (большой, крепкий).
Воспитатель: Молодцы с первым заданием вы справились.
Воспитатель: Второе задание — нужно раскрасить героев данной сказки (герои сказки на листе расположены хаотично)
Воспитатель: Сначала нужно раскрасить первого героя сказки. Кто это?
Воспитатель: Каким цветом нужно ее раскрасить?
Воспитатель: Кто следующий герой? Каким цветом будете ее раскрашивать?
Воспитатель: Кто третий герой? Каким цветом будете его раскрашивать? и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились.
Воспитатель: От кого нам пришло письмо?
Воспитатель: Что было внутри?
Воспитатель: Какая сказка изображена на волшебном круге?
Дети: Сказка «Теремок»
Народные сказки с простым сюжетом, которые принято читать и рассказывать детям в 1-2 года, порой вызывают у молодых родителей недоумение. Действительно, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка» объединяет наличие повторяющейся речевой формулы. Зачем нужно было в одной сказке пять раз сказать «бабка за дедку»? Для развития мышления и речи. Как использовать развивающий потенциал сказок, рассказывает Анна Быкова, психолог, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы».
С каждым повтором в сказках для самых маленьких происходит усложнение, добавление нового элемента, но по прежней формуле. Чем не развитие алгебраической логики? В формулу «кто-то за кого-то» помещаются новые значения переменной, получается в итоге «мышка за кошку» или «Жучка за внучку».
Аналогично в «Колобке»: есть формула «я от кого-то ушел». «Кого-то» — это переменная, в которую последовательно помещаем всех, кого Колобок встречал на пути: «Я от зайца ушел», «Я от волка ушел».
Нет, я не питаю иллюзий, что сочинители этих сказок были преподавателями математики и умышленно вставляли в сюжет именно такую форму повествования, но я вижу в этих произведениях четкую математическую структуру, строго определенный порядок. Потребность в структуре у человека появилась раньше, чем возникла такая наука, как математика. Собственно, из этой потребности математика и родилась. Математика — изначально это стремление как-то упорядочить окружающую действительность.
Последовательность введения в сюжет сказки каждого персонажа тоже подчинена определенному правилу. В «Репке» это правило звучит как от большего к меньшему, а в «Теремке» — от меньшего к большему.
Сказка «Три медведя» — еще один пример сказки с математической структурой. Сюжет разворачивается периодами. В каждом периоде девочка встречается с набором предметов. В каждом наборе три предмета: большой, средний и маленький. Знакомство с предметами она всегда начинает с большого, потом переходит к среднему и только потом — к маленькому. В каждом периоде первые два предмета из каждого набора для нее оказываются неподходящими, а третий — «в самый раз».
После того как этот сценарий проигрывается с чашками, ложками, стульями, ребенок уже может понять структуру сказки и предположить, что в спальне будут именно три кровати, и они тоже будут подчиняться правилу «большой, средний, маленький», и свое предпочтение девочка окажет именно маленькой кровати.
А потом в дом возвращаются хозяева-медведи. Они не сразу в спальню идут. Строгая логика сказки проводит их теми же периодами, что и девочку. Снова чашки, ложки, стулья. Снова знакомство начинается от большого предмета, через средний, к маленькому. И голоса у героев вписываются в эту систему.
Большой хозяин большой чашки обладает «большим голосом» — ревет басом. А маленький хозяин маленькой чашки — пищит. Такое правило соответствия. Размер медведя соотносится с размером чашки, стула, кровати и с силой голоса. Очень математическая сказка получилась. Здесь есть соотношения, порядок, закономерность, периодичность.
Как сочинить математическую сказку
Математические сказки для малышей можно сочинять самому. Вот формула такой сказки.
Дано: герой-1, герой-2, герой-3. Задано определенное соотношение между героями. Герой-1 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. После этого герой-2 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. После чего герой-3 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. Вместо переменных нужно подставить конкретные значения, и сказка готова. Например, такая.
Жили-были три сестры: старшая, средняя и младшая. Захотели они на завтрак кашу не простую, а с ягодками. Пошла старшая сестра, самая высокая, ростом со шкаф, по ягодки. Взяла свою самую большую корзинку. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг, а ягод не видит. Налево смотрит — нет ягод. Направо смотрит — нет ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — нет нигде ягод. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С пустой корзиной домой вернулась.
Пошла средняя сестра, росту среднего, ростом с комод, по ягодки. Взяла свою корзинку, размера среднего, не большую, не маленькую. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг, а ягод не видит. Налево смотрит — нет ягод. Направо смотрит — нет ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — нет нигде ягод. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С пустой корзиной домой вернулась.
Пошла младшая сестра, самая махонькая, ростом с табуретку, по ягодки. Взяла свою самую маленькую корзинку. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг — полно ягод в лесу. Налево смотрит — море ягод. Направо смотрит — море ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — полную корзинку набрала. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С полной корзиной домой вернулась.
Сестры смотрят, дивятся: «Как же ты столько ягод нашла там, где мы ни одной не видели?». А она им объясняет: «Ягодки все в траве, под листочками прячутся. Вы сверху смотрели — ничего не видели. А я росту махонького, на травку посмотрела, под листочки заглянула, там ягодки и увидела».
А если еще эти сказки разыгрывать, подключать наглядность, то структура будет более очевидна.
Как разыгрывать сказки
В детских садах еще с советских времен было приспособление, называемое фланелеграф. Лист фанеры обтягивали фланелью. На силуэты животных, птиц и прочие фигурки с обратной стороны клеили кусочек наждачной бумаги, которая цеплялась за фланель и удерживала фигурку на доске.
В современных детских садах я видела фланелеграфы, выполненные уже из других материалов. Кусочек ковролина в рамочке, прикрепленный к стене. На выбранную картинку степлером крепился маленький кусочек от текстильной застежки-липучки, который, цепляясь за ковролин, удерживал картинку на фланелеграфе (название закрепилось исторически, на «ковролинограф» не поменялось). Так легко можно превратить кусочек ковролина или другой ворсистой ткани в развивающее пособие, возможности применения которого ограничены только фантазией взрослого.
Я брала старые детские журналы, открытки или уже изрядно потрепанные книжки с картинками. Вырезала понравившиеся картинки, наклеивала на картон, оборачивала скотчем для увеличения срока эксплуатации, прикрепляла липучку — герои настенного театра готовы. Если этого ресурса было недостаточно, искала в Интернете подходящие изображения и распечатывала на принтере.
На фланелеграфе можно разыгрывать сказки в картинках. Это получается интереснее, чем рассматривать иллюстрации в книжках. Потому что есть движение. «Бежит мимо зайчик-попрыгайчик», — говорю я. И на фланелеграфе действительно появляется зайчик, пробегает по поляне и останавливается возле теремка.
Ребенок может сам участвовать в рассказывании уже знакомой сказки. «Кто сейчас к теремку подойдет?» — и ребенок выбирает нужную картинку. «Позвал дед бабку» — и ребенок сам ставит рядом с картинкой деда картинку бабы. «Позвала бабка… Кого она позвала?» — и ребенок, отыскав среди картинок внучку, размещает ее на фланелеграфе.
Первые математические игры — по сказкам
Можно предложить ребенку игру на сопоставление. Например, на фланелеграфе вразброс помещены три медведя, три кровати, три стула, три чашки. Нужно все это упорядочить. Каждому медведю подобрать его кровать, стул, чашку. Три сестры: старшая, средняя, младшая. Три корзинки: большая, средняя, маленькая. Где чья корзинка? Найти и поставить рядом.
Дом, ворота, мост, деревья, цветы — все, что окружает героев сказки, можно вырезать из разноцветного фетра. Фетр — долговечный вариант. Если долговечность не особо нужна, если устроит вариант «пару раз поиграли — и выбросили», подойдет цветной картон.
Персонажей сказок можно задействовать и для других игр-сопоставлений. «У бабушки платочек синенький, сарафан синенький. Она любит синенькие шарики. А у внучки платочек красненький, сарафанчик красненький. Она любит красные шарики». Среди разноцветных шариков, вырезанных из картона или фетра, ребенку нужно выбрать синие и красные, разместить на фланелеграфе — синие рядом с бабушкой, а красные рядом с внучкой.
Шарики могут при этом отличаться по размеру (большие и маленькие) и по форме (круглые и продолговатые). «Медведь большой, любит большие шарики. А лягушка-квакушка маленькая, любит маленькие шарики. Выбери большие шарики для мишки, а маленькие — для лягушки». «Это колобок. Колобок желтый и круглый. Выбери для него такие же шарики, желтые и круглые».
Шарики разного цвета, размера и формы обладают прекрасным развивающим потенциалом. Чуть позже их можно использовать и для другой математической игры: составление последовательностей: «Красный, зеленый, желтый, красный, зеленый… Каким должен быть следующий шарик?».
Подойдут они и для игры «Найди лишний шарик». Это когда все шарики на фланелеграфе, кроме одного, соответствуют определенному критерию. Допустим, все желтые, а один красный. Все разноцветные, но большие, а один маленький.
Как научиться придумывать сказки
Потенциал фланелеграфа не ограничивается только «оживлением» сказок и играми-сопоставлениями. В более позднем возрасте его можно использовать для развития фантазии.
Наугад, не глядя, вытаскиваем из коробочки, где хранятся все вырезанные фигурки, трех-четырех персонажей. Задача: придумать сказку с их участием. Что связывает внучку, лягушку и Бабу-Ягу? Кем они друг другу приходятся? Что с ними произошло? Может быть, Баба-Яга превратила внучку в лягушку? А за что? А кто ее обратно расколдует?
Вытащили персонажей из коробки, запомнили, про кого будет новая сказка, — и пошли на прогулку. По дороге, пока идем до парка, можно придумать сюжет. А вечером дети сами или с маминой помощью перед папой эту сказку с удовольствием разыграют. Проект «сказка дня» может длиться несколько месяцев, пока не надоест.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№7 «Теремок»
управления образования города Шахтерска
Сценарий музыкальной сказки
«Теремок»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
музыкальный руководитель
ДОУ КТ №7 «Теремок»
Щукина Лариса Васильевна
Музыкальная сказка «Теремок»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Ведущая. Лес еще дремлет. Тихо вокруг. Первым проснулось золотое солнышко. Своими лучами ласково обняло лес, засыпало его самоцветами.
Танец солнышка
Ведущая. Встрепенулся лес, зашелестели нежные листочки деревьев и трав, своим шепотом разбудил бабочек и жуков. Все рады солнышку. Наступил новый день.
Танец цветов, бабочек, жуков
Ведущая. За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле,
Жил комарик в теремке. (вылетает комарик из домика)
Комарик. Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая – хорошо, хорошо! И все мое.
Ведущая. Потер Комарик ножками и полетел.
Летает, любуется и радуется.
(комарик летает, пританцовывает и улетает в домик)
Ведущая. Под крылечком в сыром уголке жила Лягушка в теремке.
Лягушка. Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая. Хорошо, хорошо! И все мое! (Поет песню и уходит в домик)
Ведущая. В теремочке под полом Мышка проживала,
Рано утром на заре цветочки собирала.
Мышка. Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая. Хорошо, хорошо! И все мое!( поет песню и уходит домик)
Ведущая. С первыми лучами солнца проснулся и Петушок.
Петушок. Кукареку! Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая. Хорошо, хорошо! И все мое! Если солнце встало вдруг, просыпайтесь все вокруг!
( из домика вылетает комарик, выпрыгивает лягушка, выбегает мышка)
Лягушка. Ты чего здесь раскричался возле моего теремка?
Комарик. Нет, нет это он возле моего теремка кричит ку-ка-ре-ку!
Мышка. Кто – кто в моем теремке кричит, кто — кто в невысоком кричит?
Петушок. Я – Петушок – золотой гребешок.
Маслина головушка, шелкова бородушка.
На теремочке живу, теремок сторожу.
А ты кто такая?
Лягушка. Я – Лягушка – квакушка
Зеленое брюшко
В теремочке я одна,
Хоть кругом не очень сыро
Но хорошая квартира!
А ты кто? (спрашивает у мышки)
Мышка. А я – Мышка — норушка
Живу по полом
Убираю все кругом.
Спелых зерен раздобуду,
Печь блины на ужин буду.
А ты кто? спрашивает у комарика)
Комарик. Я Комар – пискун
Маленький летун.
Ночью летаю,
Днем засыпаю.
Ведущая. Жили звери в теремке, поживали,
Но никогда друг друга не видали.
Все. Что нам делать,
Как нам быть.
Кто поможет нам решить
Кому в теремочке жить?
Ведущая. А на самом деле в теремочке жил Медведь. ( из домика переваливаясь выходит медведь)
Медведь. Что за спор и крики в моем теремке?
Кто вы такие, что вы здесь делаете?
Петушок. Я – Петушок – золотой гребешок.
Маслина головушка, шелкова бородушка.
На теремочке живу, теремок сторожу.
Лягушка. Я – Лягушка – квакушка
Зеленое брюшко
В теремочке я одна,
Хоть кругом не очень сыро
Но хорошая квартира!
Мышка. А я – Мышка — норушка
Живу по полом
Убираю все кругом.
Спелых зерен раздобуду,
Печь блины на ужин буду.
Комарик. Я Комар – пискун
Маленький летун.
Ночью летаю,
Днем засыпаю.
Вместе. А ты кто такой?
Медведь. А я – Медведь, хозяин этого леса.
Живу в теремке.
Скучно одному жить.
Так уж и быть оставайтесь в моем теремке
Будем вместе жить, щи варить, дружбу водить.
Ведущая. Живут зверюшки в теремке, поживают
Дружбу ведут, горя не знают.
( хоровод про дружбу)
Ведущая. Каждый из них занимался своим делом:
Медведь дрова рубил, печь топил,
Мышка зерна собирала, пироги в печь сажала,
Лягушка воду носила, щи варила,
А комарик в теремке убирал.
Петушок высоко сидел, зорко глядел
Теремок охранял. ( под музыку каждый выполняет свою роботу)
Ведущая. Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный
Ходит волк в пустом лесу
Ищет кумушку лису.
А лиса – ему навстречу –
Рыжий хвост, глаза как свечи
( выходит волк и лиса)
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк. Ничего, идут дела, голова еще цела.
Лиса. А я платье себе сшила
Гардероб свой обновила
Приглашу тебя сейчас на веселый перепляс.
( под музыку танцуют)
Волк. А хочу, я Лизавета
У тебя спросить совета
Видишь в поле теремок?
Лиса. Теремок?
Волк. Он не низок, не высок.
Лиса. Не высок?
Волк. Мышь — норушка там зерно толчет
Лягушка — квакушка пироги печет,
А Петух на подоконнике им грает на гармонике.
До чего ж хорош Петух – ощипать бы только пух!
Лиса. (извивается)
Ах, мой серый, мой хвостатенький
Как хочу я петушатеньки!
И с приходом темноты
Мы покажем им, кто мы!
Ведущая. Но не долго им осталось ждать
Уж на небе стали звезды танцевать.
( танец звезд)
Ведущая. Все уснули.
Но не спит один Петух
Зорко он глядит вокруг
Слышит, шорох у ворот…
Это Волк с Лисой идет.( подходят)
Волк (громко)
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не – то мы вам ворота разнесем
Лиса (хитро)
Тише, серый, не кричи
Петуха ты не спугни
Лиса. Ах ты Петя – Петух удалой,
Кто на свете сравнится с тобой?
У тебя два широких крыла,
Ты немного похож на орла.
Петух. Я не слышу, о чем ты поешь,
Повтори, на кого я похож?
Лиса. Ты сидишь от меня далеко,
Подойди, я шепну на ушко!
Ведущая. Петушок, вдруг почуял беду
Во все горло прокричал…
Петух . Ку – ка – ре — ку
Все во двор,
В подворотню лезет вор
Эй, хозяйка Лягушка,
Где твоя большая кружка
Принеси воды скорей
И плутовку всю облей.
Лягушка. Из кувшина, из ушата.
Комар. Из ведра его облей,
Злого вора не жалей.
Волк. Помогите, помогите, караул!
Захлебнулся, утонул!
Петух. Догоняй, держи, лови!
Мышка. Хвост у рыжей оторви.( словили волка и лису)
Волк. Ой, простите нас друзья.
Лиса. Мы ошиблись с горяча
Обещаем – не вредить
И со всеми мирно жить.
Медведь. Мы простим , и разрешим с нами в теремочке жить,
Только больше не вредить.
Ведущая. Стали жить все зверушки вместе, дружно и весело.
(поют песню «Пополам»)
Ведущая. Вот и сказки конец,
Кто смотрел, тот молодец
Показать мы в ней хотели,
Дружбу сказочных зверей.
Здесь Мышка дружит с Комаром.
А Лягушка с Мишей.
Охраняет Петух дом на высокой крыше.
А злодеям дан отпор,
Так должно случиться,
Потому что всегда друг на помощь мчится.
Героев добрых и злых исполняли дети,
Так подарим же им аплодисменты эти.