Тема:
Путешествие по сказке «Гадкий утенок».
Арт-терапия в работе педагога –психолога с
младшими школьниками.
Цели:
● Коррекционно-образовательная: содействие в овладении детьми
навыками эмпатии, принятия и сотрудничества в семье.
● Коррекционно-развивающая: повышение самооценки через чувство
принятия и сопричастности к целому (семье утят), развитие доверия к окружающему
миру.
— способствовать самовыражению через арт-терапию.
·
Коррекционно-воспитательная: воспитание у учащихся осознанного
отношения к ценности семьи и родительского дома.
-научить
различать и выражать эмоции (страх, обиду);
—
формировать толерантное поведение детей;
— развивать навыки эмпатии;
— поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого
обидели, защищать их;
Необходимое
оборудование: Игрушечный утёнок, муляж гусиного яйца, зонтик, музыка «Звуки природы»
с голосами птиц и «Релаксация», песня «Танец маленьких утят», К. Сен-Санса «Лебедь», оранжевая накидка, пластилин.
Ход
занятия психолога
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение по
кругу»
Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена. Я перенесу вас
туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то
новое.
— Возьмитесь все за руки. Как приятно держать друг друга за
руки. Какие они теплые! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи. Присаживайтесь.
— У вас у всех настроение хорошее. Давайте проведем занятие
так, чтобы к завершению занятия оно было у всех отличное!!! Хорошо?
О ком мы будем сегодня читать? Послушайте
загадку, отгадаете, узнаете о ком будем читать.
Маленький,
желтенький,
Пушистый
и смешной,
Плавает
на речке
День-деньской.
(Утенок)
Где
живет утенок? (на птичьем дворе)
Какие
еще птицы живут на птичьем дворе? (утенок, индийский петух, куры,
птички, гуси).
Как
называют детенышей курицы? (цыплята)
Как
называют детенышей утки? (утята)
Как
называют детенышей индюшки? (индюшата)
Как
называют детенышей гусыни? (гусята)
Формулирование
темы и цели занятия.
— О ком же мы
будем слушать сегодня? (Об утенке, сказке Г.Х. Андерсена).
ГАДКИЙ
— очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.
1. Вход в сказку.
Вы были очень
внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой
волшебный зонтик. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)
Звучит
музыка «Звуки природы», где слышится гомон птиц.
«Мы
перенесёмся в сказку с помощью воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх — вдох,
медленно опустить руки — выдох. Произнести: «Кря!». Добиваемся синхронности и
точности в, выполнении упражнения.
«Чем точнее
и дружнее мы выполняем упражнение, тем быстрее мы летим в сказочную страну».
«Ваше
старательность, терпение и дружба помогли нам очутиться в сказке».
2. Сказка «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась
рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал
длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери.
За полями и лугами тянулись большие леса. а в лесах были глубокие озёра. Да,
хорошо было за городом!
Прямо на
солнышке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой: от стен
дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли
стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так
же глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка».
2.1. Упражнение «Утята
вылупляются» (модифицированное упражнение «Выйди из круга»).
Дети,
взявшись за руки, образуют тесный круг (скорлупа), внутри находится один
ребёнок (утёнок). За кругом ходит утка- мать, терпеливо ожидая, когда
«проклюнутся» её детишки. Мама «греет» своё яйцо: ласково, легко прикасаясь,
гладит по голове, спине, рукам детей («скорлупу»), пытаясь «растопить» круг
своей теплотой, говорит ласковые слова любви и ожидания «утёнку», зовёт его к
себе, рассказывает, как хорошо им будет вместе. Утёнок изо всех сил старается
«пробиться» к маме, также, используя ласку, убеждение (например, рассказывает,
как он хочет к своей маме, что ожидает его там, на воздухе, зачем он так хочет
родиться…) или другие средства по отношению к «скорлупе». Если из круга кто-то,
наконец, почувствует желание пропустить утёнка к маме -делает это. Как только
утёнку удаётся «проклюнуться», происходит долгожданная встреча с мамой, они
выражают друг другу радость и любовь. Игра продолжается до тех пор , пока
утёнком и мамой становятся по очереди все желающие . В течение игры ведущий
акцентирует внимание играющих на том, что чувствует мама, ожидая рождения
малыша, что чувствует утёнок, пробиваясь к маме, что чувствуют братья и сёстры,
ожидая прибавления в семействе. Можно ввести дополнительного героя-папу,
который проведает маму время от времени и тоже произносит слова поддержки,
любви маме и рождённым и нерождённым детишкам, и также обратить его внимание на
испытываемые им чувства. После игры участники рассказывают в кругу о своих
чувствах от проигрывания разных ролей и ситуаций.
Продолжение
сказки.
«Утята кое-как
выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья
лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
-Ах, как
велик мир!- сказали утята. Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда,
когда они лежали в своей скорлупе.»
«Ну что, все ли вы теперь тут? – Утка встала. -Ах нет, не все. Самое
большое яйцо целёхонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю
терпенье. И она уселась опять. «Ну, как дела?»- спросила старая утка, которая
пришла её навестить. «Да вот с одним яйцом никак не могу справиться, — сказала
молодая утка. – Всё не лопается. Зато посмотри-ка на малюток! Просто прелесть!
Все как один — вылитый отец». «А ну-ка , покажи мне яйцо, которое не лопается,
-сказала старая утка.- Поверь мне , это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня
однажды провели. И хлопот же мне было с
2.2. Визуализация
«Родное гнездо».
Дети садятся близко друг к другу в кружок, принимают удобную позу кучера,
сверху на их головы набрасывается лёгкий жёлтый тюль, символизирующий крылья
утки-матери. Звучит релаксационная музыка. Проводится ввод в визуализацию.
Далее: «Представьте, что вы маленькие утята, некоторые
чуть больше, некоторые чуть меньше, среди вас есть жёлтые и белые, чёрные и
серые… Вы все в уютном родном гнезде, под маминым крылом…Ты чувствуешь, как
рядом греются такие же, как ты, утята- твои братья и сёстры. Мама любит и
согревает вас своим теплом, вам легко и приятно, вы расслабляетесь и чувствуете
себя в полной безопасности… Рядом с тобой самые близкие люди, некоторые похожи
на тебя, а некоторые нет. Но вам вместе легко и приятно, радость и любовь
согревает вас… Лучики летнего солнца проникают сквозь пёрышки, вам тепло и
радостно быть вместе… Ты чувствуешь, как твой организм наполняется силой и
энергией … Ты чувствуешь спокойствие и уверенность…Когда ты ощутишь достаточно
уверенности, ты тихо откроешь глаза…». Затем проводится выход из состояния
визуализации, активизация.
Продолжение сказки.
«Какой же это индюшонок? -сказала утка. — Вон как славно гребёт лапками!
И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе недурён, как
посмотришь на него хорошенько. Ну, живо гребите за мной! Я сейчас введу вас в
общество, мы отправляемся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе,
чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!»
2.3. Психогимнастика «Птичий двор»
Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть,
потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели
назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены,
отводят их назад. Как шипят! Какие злые!
(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали
свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.
Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся
на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову
откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал:
«Бал-баллы».
(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!».
Испугался утенок и убежал.
Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не
пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал
бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!».
Чуть не заклевал утенка!
Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился,
как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки,
выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.
(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку,
мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут
пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор
вскарабкалась.
Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные
тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за
другом, в полуприсяде).
(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади
составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят
лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на
нас не похожий! ».
Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и
стало жить один.
Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие
птички испуганно вспорхнули из кустов.
2.4. Упражнение «Передаем
эмоции страха, обиды»
Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного
лебедя, от которого все в восторге.
Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного
лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый,
белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные
крылья!».
А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и
попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под
музыку)
А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли
его гадким? Как это оскорбляло его!
Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного
утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой
ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с
тобой дружить!».
Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями
закрыл. Что же теперь с ним будет?
чтение сказки далее.
3. Беседа психолога о правилах поведения. Рефлексия.
— Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если
он не похож на других?
— Можно судить о человеке по его внешности?
— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?
— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и
так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?
— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как
птицы напали на утенка, он очень расстроился.
Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем
ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и
обиды (тренинг со сменой ролей).
Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными
лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.
Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые
и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)
Вопросы для беседы с детьми:
1. Вспомните, как появился на свет гадкий утенок.
2. Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем
дворе? Вспомните, как говорили про него утки.
(-А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И
сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. — Оставьте его! — сказала
утка-мать. — Ведь он вам ничего не сделал!
-Положим, но он такой большой и странный! — прошипела злая утка. —
Ему надо задать хорошенько.)
3.Видите, утенка не любили только потому, что он был не похож на
других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце. Иногда
так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его
душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы Должны понимать,
что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как мы, это еще
не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не по
внешности, а по делам, его поступкам.
4. Почему утенку пришлось покинуть птичий двор?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили
ему:
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла:
«Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка,
которая давала птицам корм, отталкивала его ногою).
5. А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. Каким
словом можно назвать отношение к нему диких уток? (Безразличие, равнодушие.) А
как о нем сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? (Своим необычным видом,
который гуси называли уродством.)
6. Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда?
(Его не понимали, все его желания и мечты не считали важными.)
7. Вспомните пожалуйста, что
случилось дальше? Какой переполох устроил утенок в
Доме крестьянина. Давайте с вами немного потанцуем. Танец маленьких утят. Дети двигаются под музыку.
8. Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими душевными
качествами он обладал?
9. Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился?
10. Как теперь относились все к молодому- лебедю? (Любовались,
любили, радовались.)
.
Пожалуйста, скажите, ребята, как относился Андерсен к утенку? В
чем проявляется отношение автора?
4. Лепка. Каждый ребенок лепит фигурку из сказки «Гадкий утенок» (утенок,
индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот). Лепка детьми на тему “Птичий двор”.
4.1. Пальчиковая гимнастика
«Утята».
Раз-два — шли утята.
Три- четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый испугался-
Громко- громко запищал:
-Пи-пи-пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Поочерёдно
сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков
«Пи-пи-пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
5. Ритуал окончания
занятия.
Наши приключения сегодня завершаются, поэтому пришло время возвращаться
в класс. Становитесь под мой волшебный зонтик. (Психолог раскрывает зонтик,
крутит его под музыку.) «Мы перенесёмся обратно с помощью воздуха, который
наполнит силой наши «крылья». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки
в стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: «Кря!».
Добиваемся синхронности и точности в, выполнении упражнения.
«Ваше старательность, терпение и дружба помогли нам вернуться в
класс».
Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной», говорит каждый участник встречи
«СИМВОЛДРАМА:МНОГООБРАЗИЕ ОПЫТА» ПРОГРАММА 9:00 – 9:30 – Регистрация участников конференции. 9:30 – 10:30 – Открытие конференции. Торжественное пленарное заседание. Сопредседатели: А.И. Попова (руководитель Волгоградского регионального отделения АОРС КИП, председатель орг.комитета конференции), Я.Л. Обухов Козаровицкий (президент АОРС КИП), О.И. Шорохова (председатель Правления МОО СРС КИП и директор обучающих программ АОРС КИП), А.С. Жуков (председатель […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов Символдрама — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Метод символдрамы разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком. Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов Сказка — это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов г. Москва Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева». В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz [8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест «три дерева» в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и […]
Continue Reading
Обухов Яков Леонидович — психолог, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), преподаватель Института Психотерапии, член Русского Психоаналитического Общества и Европейской Ассоциации Психотерапии, председатель Московского Научного Общества Психосоматической Психотерапии (МНОПП), автор книги: “Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков” и более 50 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях. Предлагаемый обзор концепции детского развития […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов Ребенку 2 года, и после прочтения сказки, в которой он нашел какое-то страшное для себя место, он просит еще и еще раз прочесть именно это место. Нужно ли это делать или лучше не читать вообще эту сказку? Когда психоаналитик читает или слушает сказку, он прежде всего обращает внимание на такие моменты, которые — […]
Continue Reading
Я.Л. Обухов Обухов Яков Леонидович — психолог, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), член Русского Психоаналитического Общества и Европейской Ассоциации Психотерапии, автор книги: «Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков» и более 30 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях. Перевел на русский язык книгу Анны Фрейд «Норма и патология в детстве». Анна […]
Continue Reading
С.А. Мартыненко (Харьков), Я.Л. Обухов (Москва) Методика символдрамы, предложенная немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1921-1996), является одним из современных методов психотерапии, который ориентирован на глубинную психологию[2]. До последнего времени в отечественной сексопатологии аналитически ориентированные методы противопоставлялись академическому классическому клиническому подходу к пониманию динамики развития и становлению сексуального влечения (либидо). Однако, детальное изучение возможностей использования метода «символдрама» […]
Continue Reading
Ханскарл Лёйнер Креативность и воображение фантазия креативна Способность человека к воображению включает в себя творчество. Это относится ко всем психотерапевтическим методам, работающим с фантазией. В ходе психотерапевтического процесса с использованием метода символдрамы развивается прогрессивная способность фантазировать. Она предоставляет иногда удивительные, иногда своеобразные, нередко оригинальные возможности для решения проявившейся в ходе представления образов проблемы. Это относится […]
Continue Reading